какое обучение называют проблемным
проблемное обучение
Полезное
Смотреть что такое «проблемное обучение» в других словарях:
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — обучение, при к ром преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению уч. проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоят. поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. П … Российская педагогическая энциклопедия
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — (англ. problem education). Обучение, предусматривающее создание на уроке проблемных ситуаций и обсуждение возможных подходов к их решению, в ходе которого обучаемые учатся применять ранее усвоенные знания и приобретенные навыки и умения и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Проблемное Обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит к … Психологический словарь
Проблемное обучение — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Проблемное обучение организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно… … Википедия
проблемное обучение — probleminis mokymas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Mokymo kryptis, grindžiama kūrybiniu mąstymu sprendžiant iškilusias teorines ar praktines problemas. Probleminio mokymo pradininku laikomas XX a. I pusės JAV pedagogas Dž. Diujis. Jis… … Enciklopedinis edukologijos žodynas
Проблемное обучение — обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых… … Педагогический терминологический словарь
Проблемное обучение — активное, развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучающихся, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или дидактических противоречий. Его фундаментом являются выдвижение и обоснование проблемы,… … Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
Проблемное обучение — 1) один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико познавательный… … Словарь-справочник по педагогической психологии
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ — технология обучения, основанная на использовании активных методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико познавательный характер.… … Профессиональное образование. Словарь
Проблемное обучение — [греч. problema задача, задание] организованный педагогом способ активного взаимодействия субъектов образовательного процесса с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они приобщаются к объективным противоречиям науки,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Проблемное обучение: коротко о методе
Проблемное обучение – это способ обучения, при котором ученик сталкивается с научными противоречиями и пытается самостоятельно их решить. Это способствует развитию мышления, умению находить нестандартные решения, причинно-следственные связи и использовать уже имеющиеся знания.
В основу методики легли идеи философа, психолога и педагога Джона Дьюи. К сожалению, с проблемным обучением знаком далеко не каждый, но это действительно эффективная методика, которая будет чрезвычайно полезна как для детей, так и для взрослых. Для того, чтобы узнать больше способов самостоятельного обучения и внедрить в повседневную жизнь принцип life-long learning, приходите на нашу онлай-программу «Лучшие техники самообразования».
Концептуальные положения проблемного обучения
Концептуальные положения проблемного обучения таковы:
Также важным условием является тип взаимодействия между учителем и учеником, при котором последний может свободно выражать свои мысли и делиться идеями, а учитель внимательно следит за ходом его размышлений.
Структура проблемного урока
Структура эффективного проблемного урока – это процесс из нескольких этапов.
Создание проблемной ситуации
Проблемная ситуация – познавательная задача, которая основывается на каком-либо противоречии между имеющимися знаниями и конкретной ситуацией. Появляются вопросы «почему не получается?», «почему это так?», «как такое возможно?» и т.д.
Этот этап имеет большое значение, т.к. именно на нём формируется интерес к проблеме и желание её исследовать, желание найти ответы на вопросы, связанные с ней.
Пример: «Вода тяжелее воздуха. Но чтобы пошёл дождь, она должна оказаться сверху. Как это происходит?»
Постановка учебной задачи
На этом этапе происходит формулирование темы урока и вопросов, на которые нужно найти ответ.
Поиск решения
Учащийся выдвигает свои варианты решения проблемы. Это способствует развитию творческого и логического мышления, а также умению выявлять причинно-следственные связи.
Все гипотезы анализируются, активность поощряется. Возможно, учащийся не сможет найти ответ, но его всё равно стоит похвалить, если он прикладывал значительные усилия. При необходимости следует задавать наводящие вопросы и указывать на правильность хода размышлений.
Озвучивание решения
После того как учащиеся попытались самостоятельно решить поставленную задачу, им даётся правильный ответ, если они сами не пришли к нему.
Высокая степень заинтересованности способствует тому, что учащиеся внимательно слушают и надолго запоминают то, что им говорят.
Функции и условия проблемного обучения
Проблемный урок выполняет сразу несколько функций:
Кроме того, происходит понимание, что знания взаимосвязаны и образуют систему, то есть можно о многом догадаться, используя базовые знания и фундаментальные законы.
Однако применяться проблемное обучение может лишь при соблюдении ряда психологических условий:
Если эти условия соблюдаются, эффективность проблемного обучения гарантирована.
Не менее интересно и то, что существует и проблемное обучение для взрослых. Главное отличие в том, что вам придётся самостоятельно находить проблему, самостоятельно её формулировать и самостоятельно проверять свои гипотезы. Но в целом алгоритм тот же:
Подобная практика прекрасно развивает мышление и позволяет получать ценный жизненный опыт. Проверьте – и убедитесь сами!
Технология проблемного обучения
Юлия Кузьмина
Технология проблемного обучения
Что это такое? Как Вы понимаете?
Есть два определения: что такое проблемное обучение.
Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, на конструировании дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.
В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи(1859—1952, который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. Методы, приемы, новые принципы обучения, применявшиеся в этой школе, не были теоретически обоснованы и сформулированы в виде концепции, но получили распространение в 20-30 годах XX века. В СССР они также применялись и даже рассматривались как революционные, но в 1932 году были объявлены прожектерством и запрещены.
постановку педагогом учебно-проблемной задачи, создание для детей проблемной ситуации;
осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний;
постановку педагогом учебно-проблемной задачи;
применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения.
Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний.
Быть доступным для детей.
Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность.
Задания должны быть таковыми, чтобы ребёнок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного решения проблемы и нахождения неизвестного.
Высокая самостоятельность детей;
Формирование познавательного интереса или личностной мотивации детей;
Активизирует мысль детей, придает ей критичность.
Сущность технологии проблемного обучения, как любой другой технологии, заключается в четком следовании определенным ее этапам
осознание общей проблемной ситуации;
ее анализ, формулировка конкретной проблемы;
решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
проверка правильности решения проблемы.
введение в систему знаний.
постановка проблемы;
выдвижение гипотез, предположений;
введение в систему знаний.
Поэтому основным педагогическим инструментом является технологическая карта. Технологической картой чётко определена деятельность воспитателя и деятельность ребенка на каждом из пяти этапов.
деятельности по проблемному обучению дошкольников
На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование.
Следуя по данной технологической карте, воспитатель организует процесс обучения таким образом, что ребенок сам является открывателем новых знаний.
Проблемное изложение;
Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщения и обобщения воспитателем фактов, их описание и объяснения.
Частично-поисковый метод учения является сочетанием восприятия объяснений воспитателя ребёнком с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса. Преобладающими приемами учения здесь чаще всего является слушание и осмысление, анализ фактов, систематизация, поиск решения проблем.
Метод эвристических заданий. Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не воспитателем, при участии детей, а самими детьми под руководством и с помощью воспитателя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий. Организуется воспитателем путем постановки перед детьми теоретических и практических исследовательских заданий, имеющие высокий уровень проблемности. Ребёнок совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия.По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперименты, экскурсия и сбор фактов, беседы, подготовка доклада, конструирование.
Практическая деятельность (12 – 15 слайд)
Иногда воспитателю бывает необходимо самому найти выход из такой ситуации, когда нужно сделать выбор.
Предложите выполнить более легкий вариант.
Попросите назвать, одним словом все предметы.
Покажете ответ и объясните решение, потом повторите задание.
Повторно читаете задачу.
Просите ребят при помощи знаков и символов нарисовать условие задачи.
Какое свойство мышления формируют у детей такие вопросы:
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Это проблема мотивации. Очень часто ни желания педагога, ни владения методикой проведения занятий недостаточно для положительной динамики умственного развития детей.
Активизирует непроизвольное внимание
Повышает интерес к обучению
Расширяет возможности работы с наглядным материалом
Способствует достижению поставленных целей
С целью оптимизации процесса умственного развития дошкольников можно использовать обучающие компьютерные программы. Использование компьютера для обученияи развития детей дошкольного возраста можно условно разделить на: непосредственное и опосредованное.
Использование глобальной сети Интернет
Использование компьютера для ведения документации
Использование глобальной сети Интернет.
Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных для специалистов, работающих в системе дошкольного образования.
Это дополнительная информация, которой по каким – либо причинам нет в печатном издании.
Это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).
В информационном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее демократичный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный методистам и педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода.
Использование Интернет – ресурсов позволяет сделать образовательный процесс для дошкольников информационно ёмким, зрелищным, комфортным. Информационно – методическая поддержка в виде электронных ресурсов может быть использована во время подготовки педагога к занятиям, например для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения детей и любые фотографии и иллюстрации для занятий
Использование компьютера для ведения документации.
Компьютер может оказать неоценимую услугу воспитателям и специалистам ДОУ по составлению планов, конспектов с помощью программ – организаторов.
Использование развивающих компьютерных программ
Использование мультимедийных презентаций
Использование развивающих компьютерных программ.
Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Яркий светящийся экран привлекает внимание, даёт возможность переключить у детей аудиовосприятие на визуальное, анимационные герои вызывают интерес, в результате снимается напряжение.
Использование мультимедийных презентаций.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Например – чтение художественной литературы – сказка В. Бианки «Чей нос лучше?».
Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.
Проблемное обучение: коротко о методе
Проблемное обучение – метод обучения при помощи которого ученик сам сталкивается с какими-либо противоречиями и пытается прийти к их пониманию самостоятельно. Таким образом человек способен не только развивать свое мышление, но также находить решение проблемы и пользоваться знаниями, которые он приобрел ранее.
Использование методики проблемного обучения не слишком пользуется популярностью, но несмотря на это, такая технология является достаточно эффективной. В ее основу легли работы философа Джона Дьюи.
В чем заключается процесс проблемного обучения
Концепцией проблемного обучения являются такие положения:
Кроме того, для успешного обучения важным моментом является поддержка связи между учителем и учеником. При этом ученик активно должен делиться своими мыслями, а учитель должен играть роль наблюдателя.
Структура проблемного урока
Проблемное обучение подразумевает под собой несколько этапов. Для начала создается проблемная ситуация, с которой необходимо справиться. Применение этого этапа является главной частью, так как именно он вызывает интерес в поиске проблемы.
Второй этап проблемного обучения заключается в составлении учебной задачи, где формулируется тема урока. Особенность третьего этапа состоит в том, что ученик пытается найти пути решения проблемы, предлагая свои варианты. Благодаря этому у него развивается творческое и логическое мышление. Кстати, логику поможет развить и курс Викиум «Мышление Шерлока»!
В том случае, если у ученика не получается найти решение, педагог все равно должен его похвалить, а не указывать на проблему. Также можно задавать наводящие вопросы, которые помогут учащемуся найти ответы.
Завершающим этапом является поиск ответов. В том случае, если ученику так и не удалось найти правильное решение, учитель предоставляет ему ответ. Благодаря тому, что учащийся концентрируется на поиске решения, правильный ответ надолго остается у него в памяти.
Функции проблемного обучения
Задача проблемного урока состоит в следующем:
Стоит отметить, что такой прием помогает связать базовые знания между собой. Таким образом, если учащийся не знает какого-то ответа на вопрос, он может прийти к нему через другие базовые знания.
Применить вид проблемного обучения можно также и по отношению к взрослому человеку. Единственным отличием в таком случае является полностью самостоятельное занятие, когда непосредственно взрослый начинает искать проблему, формулировать ее, а затем искать пути к ее решению. Алгоритм проблемного обучения для взрослого человека выглядит следующим образом:
Подобная практика прекрасно воздействует на мозговую активность и помогает максимально улучшить мышление. К тому же, прибегая к проблемному обучению, вы получаете ценный жизненный опыт, который, наверняка, вам пригодится.
Проблемное обучение
1. Причины возникновения проблемного обучения
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию. [8;96]
2. Понятие «Проблемное обучение»
Под проблемным обучением обычно понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу. Известные способы действия не обеспечивают достижения цели, и тогда человек начинает искать новые. Таким образом, проблемная ситуация — это ситуация конфликта между знаниями как прошлым опытом и незнанием того, как объяснить новые явления.
В осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности обобщенными знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Принцип проблемности сближает между собой процесс обучения с процессами познания, исследования, творческого мышлени. [6;124]
Проблемное обучение (как и любое другое обучение)может способствовать реализации двух целей:
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом именно в процессе проблемного обучения, поскольку усвоение учебного материала происходит в ходе активной поисковой деятельности учащихся, в процессе решения ими системы проблемно-познавательных задач.
Сущность проблемного обучения сводится к тому, что в процессе обучения в корне изменяется характер и структура познавательной деятельности учащегося, приводящее к развитию творческого потенциала личности учащегося. Главным и характерным признаком проблемного обучения является проблемная ситуация. [1;56]
В основе ее создания лежат следующие положения современной психологии:
— процесс мышления имеет своим источником проблемную ситуацию;
— проблемное мышление осуществляется, прежде всего, как процесс решения проблемы;
— условиями развития мышления является приобретение новых знаний путем решения проблемы;
— закономерности мышления и закономерности усвоения новых знаний в значительной степени совпадают.
Дидактические основы проблемного обучения определяются содержанием и сущностью его понятий. По мнению М. И. Махмутова, основными понятиями теории проблемного обучения должны быть «учебная проблема», «проблемная ситуация», «гипотеза», а также «проблемное преподавание», «проблемное учение», «проблемность содержания», «умственный поиск», «проблемный вопрос», «проблемное изложение».
Учебная проблема — явление субъективное и существует в сознании ученика в идеальной форме, в мысли. Задача — явление объективное, для ученика она существует с самого начала в материальной форме (в звуках или знаках, и превращается задача в субъективное явление лишь после ее восприятия и осознания. Важным является и то, что формой реализации принципа проблемности в обучении является учебная проблема. [6; 46]
М. И. Махмутов предлагает дидактическую классификацию учебных проблем,которая строится на следующих переменных:
1) область и место возникновения;
2) роль в процессе обучения;
3) общественная и политическая значимость;
4) способы организации процесса решения.
Психологическая классификация учебных проблем основана на таких показателях,как:
1) характер неизвестного и вызываемого затруднения;
3) характер содержания и соотношения известного и неизвестного в проблеме.
Определяя проблемную ситуацию, М. И. Махмутов отмечает, что она является начальным моментом мышления, вызывающим познавательную потребность ученика и создающим внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. При этом можно выделить два типа проблемных ситуаций, возникающих при постановке как теоретической, так и практической проблемы. [6;56]
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия,возникающего в процессе учения:
1. Столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения.
2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий.
3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения,
4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах.
5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов и их опытная проверка.
6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение.
7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов.
8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.
9. Организация межпредметных связей[6;172].
М. И. Махмутов выделяет три вида проблемного обученияпо типу реализуемой творческой деятельности:
1) научное творчество;
2) практическое творчество;
3) художественное творчество.
Что лежит в основе каждого вида обучения и творчества? Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество — «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, игру и т. д.» [6; 265].
3. Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения позволяет:
— определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
— ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
— осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
— выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучениемногофункциональное и решает следующие задачи:
1. Стимулирует мотивацию учения;
2. Повышает познавательный интерес;
3. Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
4. Развивает творческие способности;
5. Формирует убеждения;
6. Формирует навыки исследовательской деятельности;
7. Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала. Как говорил еще Г. Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.
В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности. [7;34]
4. Плюсы и минусы проблемного обучения
Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности обучающихся[8;69]
Проблемное обучение в меньшей мере чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков; оно требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
Таким образом, объяснительно-иллюстративное обучение не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности.
Несмотря на выделенные недостатки, на сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным. Дело в том, что с развитием рыночных отношений все структуры общества в той или иной мере переходят с режима функционирования (что в большей степени было характерно для советского периода развития страны) на режим развития. Движущей силой любого развития является преодоление соответствующих противоречий. А преодоление этих противоречий всегда связано с определенными способностями, которые в психологии принято называть рефлексивными способностями. Они предполагают умение адекватно оценить ситуацию, выявить причины возникновения трудностей и проблем в деятельности (профессиональной, личностной, а также спланировать и осуществить специальную деятельность по преодолению этих трудностей (противоречий). Эти способности являются одними из базовых для современного специалиста. Они лекциями и рассказами не передаются. Они «выращиваются». Значит, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы «выращивать» эти способности у будущих специалистов. Следовательно, учебный процесс должен моделировать процесс возникновения и преодоления противоречий, но на учебном содержании. Этим требованиям, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствует сегодня проблемное обучение. Идеи проблемного обучения получили реализацию в системах развивающего обучения. [8;73]
Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада.
-развитие логического мышления, умения решать проблемные задачи;
-знакомство с понятием «Таблица», с ее составляющими – сроками и столбиками.
— Формирование аналитико–синтетического мышления.
-Формирование умения делать выводы, работать в паре, коллективно решать поставленную задачу.
Материал к занятию: Таблица –дом для геометрических фигур на каждого ребенка, схем выкладки геометрического узора для работы в паре.
Ход занятия
-Ребята, Вы когда-нибудь переезжали в новый дом или квартиру?
-Воспитатель предлагает ребятам вспомнить, что такое новоселье.
Чтобы заселиться в новый дом, нужно собрать вещи, упаковать, перевезти вещи. Дело это очень хлопотное.
— Есть волшебная страна. Ее нет на карте. Там живут геометрические фигуры.
Для них построили новый дом. Им надо в него заселиться. Вы знаете, какое это хлопотное дело. Вы им поможете.
Дети садятся за столы и получают расчерченную таблицу –дом и 9 геометрических фигур.
— Перед вами дом. Этот дом недостроенный. Это чердак. Это подсобные помещения. Они закрыты.
— Сколько этажей в этом доме?
— Проведите пальчиком по нижнему этажу?
-Проведите пальчиком по среднему этажу.
-Проведите пальчиком по верхнему этажу.
-В доме кроме этажей есть подъезды. Рядом с подсобными помещениями первый подъезд. Покажите его.
-Покажите второй подъезд.
-Покажите третий подъезд.
-Заселились жители, расставили вещи, повесили шторы, развесили карины, чайник поставили. Решили посмотреть, что находится вокруг. Где например детский сад, магазин…Что еще они могли бы поискать (остановку, парикмахерскую, почту, школу?
-Вот они вышли и пошли по району. Ходят, уже есть захотелось, решили вернуться в свою квартиру, там же их вещи.
-Смогли ли они их найти?
— Дети пытаются вспомнить, где располагались геометрические фигуры и располагают их на квадратах.
— Ребята, каждая фигура попала в свою квартиру?
Дети затрудняются ответить. Некоторые, считают, что они правильно их вернули в свои квартиры. Но точно это утверждать не берутся.
Воспитатель подтверждает их опасения:
— Желтый круг говорит: У меня в квартире были другие шторы, это не моя квартира.
— Синий квадрат утверждает, что у него был другой диван.
— А красный треугольник уверен, у него в квартире были другие картины.
-Что же надо делать, чтобы жильцы запомнили свои квартиры и не терялись.
Ребят предлагают разделить фигуры по цвету.
Чем ваши фигуры отличаются?
(по цвету и по форме)
-Разделим фигуры на три кучки по цвету: синие, красные, желтые.
-Давайте на верхний этаж поселим синие фигуры, на средний – желтые, на нижний красные
-Давайте теперь расколотим подсобные помещения.
-О чем говорят эти пятнышки? (Нарисованы цветные пятнышки, обозначающие синий, желтый, красный цвета).
— Эти пятнышки говорят, что на верхнем этаже живут синие фигуры, на среднем – желтые, на нижнем- красные.
-А теперь можно раскрыть чердак.
— Уберем строительный мусор (собирает зажимы и бумажную полосу, закрывающую подсобные помещения чердак).
— Что нарисовано на чердаке?
— О чем говорят эти изображения фигур, расположенные на чердаке?
-Они говорят,что в первом подъезде живут круги, во втором подъезде живут квадраты, в третьем – треугольники.
— Давайте расставим фигуры по подъездам.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на среднем этаже? (желтые)
-Какие фигуры живут на нижнем этаже?
-Какие фигуры живут на верхнем этаже?
-Какие фигуры живут в первом подъезде? (круги)
-Какие фигуры живут во втором подъезде? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем подъезде? (треугольники)
-Теперь если они выйдут, найдут свои квартиры?
— Теперь можно устроить новоселье. Что такое новоселье?
Физминутка (дети выполняют ритмичные движения под музыку).
Пошли фигуры погулять. Куда могли они пойти? (в магазин, в кино, в кафе, в офис, в детский сад и т. д.)
Дети раскладывают геометрические фигуры на столе.
-Первым пришел с работы красный круг.
-Потом пришел из магазина синий треугольник.
-Потом пришел из детского сада красный треугольник.
— Потом пришел из школы грустный желтый круг.
— Потом с рынка пришел синий квадрат.
— Потом с почты пришел синий круг.
— Вы смогли расселить фигуры по квартирам? Почему?
-Есть значки по цвету и по форме.
В стране геометрии – дом –это таблица.
У нас этажи, а у них строки.
-Теперь давайте вспомним, какие фигуры живут на верхней строчке? (синие)
-Какие фигуры живут на нижней строчке? (красные)
-Какие фигуры живут на средней строчке? (желтые)
-У нас подъезды, а у них столбики.
-Какие фигуры живут в первом столбике (круги)
-Какие фигуры живут во втором столбике? (квадраты)
-Какие фигуры живут в третьем столбике? (треугольники)
Представьте, что вы сидите возле подъезда. Подходит бабушки и просит помочь найти квартиру внука, который недавно заселился.
— Где живет мой внук- синий круг?
Дети: (верхняя строка, первый столбик).
-Какая строка? (верхняя) Какой столбец? (первый)
-Где живет мой внук красный треугольник (нижняя строка)
Дети: (нижняя строка, третий столбик).
-Какая строка? (нижняя) Какой столбец? (третий).
В: в вашем доме скрывается опасный преступник красный квадрат.
Дети: Нижняя строка, второй столбец.
В: Нужно найти преступника – синий треугольник.
Дети: Верхняя строка, третья строка.
Люди живут в квартире,и со временем им хочется сделать ремонт. Выложить плитку в ванной. Есть еще силы. Обычно работает бригада, будете работать вдвоем.
Дети получают карточки со схемой выкладки плитки. Задание выполняется в паре, поэтому надо найти своего напарника, у которого такая же схема.
Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.
Обучение детей прыгучести. Развивать прыгучесть можно в любое время: на прогулке, на занятии, в свободной деятельности. Дети старшего возраста очень любят играть в.
Обучение диалогической речи Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных.
Обучение дошкольников чтению При обучении дошкольников чтению я ставила следующие задачи работы: 1. Развивать фонематический слух. 2. Познакомить детей с понятиями.
Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.
Обучение тому, как учиться «Обучение тому, как учиться» В настоящее время неоспорим факт наибольшего воздействия на процесс обучения и результаты учеников не столько.
Проблемное обучение в ДОУ «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.
Развивающее обучение КОНЦЕПЦИИ НЕПРЕРЫВНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАПреобразования в социальной, культурной, экономической жизни.
Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.