какое обстоятельство не влияет на нравственное формирование личности темперамент
11.4.3. Условия нравственного формирования личности
Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных):
– общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения;
– материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право);
– конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида (см. гл. 12).
Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы. Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.
Огромную роль в нравственном формировании личности играет непосредственное участие лица в общественном производстве, влияние на него трудового коллектива. Именно трудовая деятельность в наибольшей степени дает человеку практическое представление об обществе, о взаимосвязанности личных и общественных интересов, об общественном характере удовлетворения своих потребностей. Общественно полезный труд способствует формированию коллективистской психологии, вырабатывает уважение к людям, приучает сообразовывать индивидуальные потребности и интересы с общественными. Человек, не приобщенный к труду, стоящий в стороне от трудового коллектива, хуже усваивает необходимые навыки общественного поведения, больше подвержен влиянию индивидуалистической психологии. В этом одна из причин того, что среди правонарушителей значительную часть составляют люди молодого возраста (до 30 лет), не имеющие еще достаточного жизненного опыта, в частности опыта трудовой деятельности.
Воспитание трудом не происходит автоматически, оно зависит от условий, в которых протекает, от уровня организации трудового процесса, зрелости коллектива, в котором трудится человек.
Проведенные исследования позволили выделить следующие негативные обстоятельства, наблюдаемые в трудовых коллективах, отрицательно влияющие на нравственное формирование и поведение работников:
– плохая организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей. Подобные факты снижают заинтересованность работников в их труде, формируют безразличие к своему предприятию, его деятельности и задачам, ослабляют чувство коллективизма и, напротив, способствуют развитию индивидуалистических взглядов и настроений;
– слабый контроль и учет материальных ценностей, плохая их охрана, нарушения финансовой дисциплины;
– недостаточное внимание администрации и общественных организаций к условиям производственной деятельности работников, к повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности и облегчению их труда;
– нарушение принципа оплаты по труду, формально-бюрократическое отношение к работникам, к их материально-бытовым нуждам и духовным запросам; грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества; семейственность и т.д.;
– недостатки в подборе кадров; назначение на руководящие и материально ответственные должности лиц с антиобщественной ориентацией, насаждающих свои взгляды и мораль среди неустойчивых членов коллектива, располагающих и втягивающих их в преступления;
– нездоровая атмосфера в трудовом коллективе, низкая дисциплина, прогулы, пьянки, недобросовестное отношение к работе, хищения, рвачество, круговая порука и т.п.;
Криминогенное значение перечисленных обстоятельств подтверждается тем, что уровень преступлений, правонарушений и иных антиобщественных проявлений заметно выше в тех трудовых коллективах, где указанные недостатки более распространены. В современных условиях перехода к новым формам производственных отношений и хозяйствования перечисленные негативные явления в деятельности производственных коллективов, претерпев некоторые изменения, отнюдь не исчезли, а кое в чем усилились и пополнились новыми «теневыми сторонами», отражающими «незрелость» рыночных отношений. Таковы распространенные факты коррупции администрации, обхода налогового законодательства, злоупотреблений при акционировании предприятий и распределении прибыли между работниками и т.п. Все это существенно осложняет не только нормальную работу соответствующей организации, но и нравственно-психологическую атмосферу в ней, отрицательно отражаясь на сознании ее работников.
Особое место в неблагоприятном нравственном формировании личности занимают негативные факторы бытового окружения. Быт – сфера личной жизни людей и личных отношений между ними, лежащая за пределами их производственной и общественной деятельности, в которой осуществляется удовлетворение человеком значительной части своих материальных и духовных потребностей. Составной частью сферы быта является семья, криминогенные факторы которой рассмотрены нами выше.
Быт выполняет важные социальные функции:
– поддержание и восстановление физических и психических сил человека для успешного осуществления им профессионально-трудовой деятельности и различных гражданских обязанностей;
– эмоциональная разрядка от усталости, психических перегрузок и стрессовых ситуаций;
– удовлетворение творческих устремлений и эстетических запросов, потребностей интеллектуального и духовного развития, взаимного общения людей.
Характер быта, степень социальной зрелости личности зависят, с одной стороны, от объективных условий – материальной оснащенности быта, уровня его организации, работы различных государственных и общественных структур и институтов, а с другой – от субъективных обстоятельств – интеллектуальных и нравственных свойств индивидов, их культуры, взглядов, ценностных ориентаций. Следует при этом учитывать, что по своей природе быт – относительно консервативная, застойная сфера, отстающая от общих социально-политических и экономических условий и их изменений. Будучи сосредоточением весьма противоречивых начал и тенденций, сфера быта труднее всего поддается преобразующим воздействиям. Именно в быту более всего сохраняются многие отсталые нравы и обычаи, антисоциальные взгляды и тенденции, элементы индивидуалистической психологии и морали. В то же время сфера быта – одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей, в которой проявляется большая часть социальных условий, определяющих нравственное формирование личности и ситуации конкретных поступков. Со сферой быта тесно связаны условия общественно-политического, производственно-экономического, организационно-управленческого характера, в том числе их теневые, негативные стороны, непосредственно затрагивающие личность, влияющие на ее сознание и поведение. Сложности и противоречия переживаемого периода – обострение материального неравенства, обнищание населения, рост бюрократизма, бездуховности, взаимного равнодушия, усиление личной и имущественной незащищенности граждан, возрастающая криминализация населения – все это в конечном итоге проявляется в сфере быта, усиливая негативные факторы его нравственного воздействия на личность.
Криминогенность быта обусловлена тем, что здесь аккумулирована масса повседневных, простых, стереотипных, повторяющихся жизненных отношений, регулируемых подчас устарелыми обычаями и представлениями, противоречащими нравственным и правовым нормам демократического общества.
Для современной преступности характерна тенденция смещения многих правонарушений в бытовую сферу. На бытовой почве совершается более трети хулиганских проявлений, до 70% насильственных преступлений против личности. Влияние негативных факторов быта просматривается во многих имущественных преступлениях, преступлениях против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности. Составной частью быта является досуг, формы проведения и содержательность которого в значительной мере обусловлены личностными свойствами человека – уровнем интеллектуального и нравственного развития, характером интересов, кругом общения и контактов. И в то же время условия проведения досуга существенно воздействуют на личность, на сознание и поведение индивида. Социально негативные способы проведения свободного времени – пьянство, картежные и иные азартные игры, бесцельное шатание по улицам и бессодержательное (тем более антисоциальное по своему содержанию) «балдение» в компании приятелей – все это характеризует определенный слой неблагополучного досуга со своими нормами, образцами поведения и даже чертами личности, которые ярко представлены у многих «досуговых» преступников. Коммерцизация жизни, извращенные формы рыночных отношений, немалые деньги, легко достающиеся интеллектуально и морально ограниченным людям, занявшимся предпринимательством и коммерцией, способствуют не только усилению существующих негативных сторон быта, но и появлению новых отрицательных форм его организации и проведения (беспорядочные связи, проституция, «индустрия» сомнительных развлечений и азартных игр и т.п.), усугубляя криминализирующие возможности быта.
Серьезными криминогенными факторами являются пьянство, питейные традиции и обычаи, которые особенно распространены и живучи именно в сфере быта и досуга. Связь пьянства с преступностью общеизвестна. На почве пьянства совершается до 75% хулиганских поступков, 78% умышленных убийств, более 80% умышленных тяжких повреждений, около 80% изнасилований, 64% разбоев, почти столько же грабежей, свыше 40% краж. Злоупотребление алкоголем не только непосредственно провоцирует совершение различных преступлений, но и способствует этому, снижая интеллектуальный и творческий потенциал личности, огрубляя нравы, сужая и примитизируя интересы, «замыкая» человека на пустом, бездуховном времяпрепровождении, сближая подобных лиц в неформальных группах с антисоциальной ориентацией.
Среди неблагоприятных условий нравственного формирования личности заметное место занимает отрицательное влияние ранее судимых и иных антисоциальных элементов. Криминологические исследования показывают, что лица, совершившие преступление, имели в прошлом среди друзей и знакомых людей, ранее судимых, в 6 раз больше, чем контрольная группа правопослушных граждан, и злоупотребляющих алкоголем – в 2 раза больше. С людьми же высоких моральных правил и духовных запросов опрошенные правонарушители почти не общались.
Неблагоприятные условия нравственного формирования личности, создающие почву для возможного совершения в будущем преступления, заметно обостряются в переживаемый ныне период происходящих в стране глубоких социальных преобразований, под влиянием коренных изменений прежних экономических, идеологических, политических, общественных отношений и соответствующих этим изменениям осложнений и конфликтов, усиливающегося социального расслоения людей, коммерцизации сознания, роста индивидуалистической ориентации и психологической напряженности.
Криминогенный «эффект» рассмотренных условий неблагоприятного нравственного формирования личности наступает, как правило, при их сочетании и взаимодействии. Это, конечно, не значит, что в каждом случае отрицательного нравственного формирования индивида имеют место все подобные условия и что все они действуют одновременно. Отрицательное формирование личности обычно обусловлено рядом обстоятельств, частично совпадающих либо рассредоточенных во времени. При этом одни условия нравственного формирования (например, семья, школа) могут быть положительными, другие (трудовой коллектив, бытовое окружение) – отрицательными. Нередко в пределах отдельных источников нравственного формирования имеет место сочетание позитивных и негативных факторов (например, в семье – положительное влияние матери и отрицательное – отца; в трудовом коллективе – влияние общественных организаций, сознательных работников и влияние дезорганизаторов, «деляг», правонарушителей). Формирование индивида зависит от соотношения положительных и отрицательных условий, продолжительности и интенсивности их воздействия. Неблагоприятное, криминогенное формирование личности наступает обычно в результате совокупности взаимоусиливающихся негативных факторов, действующих достаточно длительно, концентрированно и интенсивно.
К сказанному необходимо добавить, что хотя наличие или отсутствие неблагоприятных условий нравственного формирования личности чаще всего не зависит от самой личности, является объективным (исключая случаи, когда она сама «ищет», выбирает или даже создает для себя подобные условия), ее роль в отношении этих условий отнюдь не пассивна. Важным элементом нравственного формирования личности является самовоспитание. Выбор друзей и товарищей, занятий и увлечений, оценка собственных поступков и поступков других людей – все это во многом зависит от самого индивида. Поэтому неблагоприятные условия нравственного формирования индивида, помогая выявить причины совершенного им преступления, не освобождают от ответственности за содеянное.
Роль ситуации в совершении преступления
Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступления при наличии определенных обстоятельств, образующих ситуацию его совершения – криминогенную ситуацию. Криминогенной ситуацией признается совокупность внешних (объективных) обстоятельств, в которых оказывается индивид и которые, воздействуя на его сознание, чувства, волю, в соответствии с нравственными качествами данного лица вызывают у него намерение и решимость совершить действия, образующие умышленное преступление или приводящие к преступлению по неосторожности. Криминогенная ситуация – особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность. Каждое преступление связано с конкретной ситуацией, имеющей определенные пространственно-временные рамки, объективное содержание и субъективное (с позиции лица, совершающего преступление) значение.
Криминогенная ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, дефицит некоторых товаров или видов услуг в стране или в отдельном регионе) либо существовать в ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение криминогенной ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на личность, психологически «подготавливая» ее к совершению преступления. Во втором этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим преступлением. Возможно и сочетание подобных ситуаций – ситуации формирования намерения совершить преступление и ситуации реализации этого намерения (например, систематическое пьянство и издевательство мужа над женой и обстоятельства, непосредственно связанные с убийством супруга).
По своему содержанию ситуация может быть конфликтной, проблемной, экстремальной. Конфликтная ситуация связана с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный конфликт, конфликт на производстве, в сфере бытовых отношений).Проблемной называется ситуация, при которой лицо сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родителей невесты уплатить калым как обязательное условие согласия на брак).Экстремальная ситуация – необычная, исключительная для данного лица, оказывающая на него особо сильное воздействие (например, ситуация превышения пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения). По характеру воздействия на виновного ситуация может быть соблазняющей (провоцирующей) и разряжающей.Соблазняющая (провоцирующая)ситуация побуждает к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования).Разряжающая ситуация вызывает разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление сотрудника на работе, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).
В механизме индивидуального преступного поведения указанные виды ситуаций часто играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.
Ситуация преступления, наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием виновным. Причем объективное содержание и субъективное восприятие ситуации не всегда совпадают, могут расходиться, и порой весьма существенно. Так, лицо может воспринять справедливое замечание, критику как личную обиду и оскорбление, вызывающие у него желание отомстить обидчику. Хорошо известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводящие порой к серьезным насильственным преступлениям. Субъективное восприятие ситуации зависит от нравственно-психологических свойств индивида и имеет большое значение для понимания причин совершенного преступления. Так, убийство из мести обусловлено содержанием действий потерпевшего, вызвавших подобную реакцию со стороны виновного, но в еще большей степени тем, как эти действия восприняты и оценены последним, что связано уже с его нравственно-психологическими особенностями. Аналогично и дача взятки обусловлена не только объективной ситуацией, затрудняющей лицу достижение желаемого результата (например, поступление в институт, устройство на работу и т.д.), но и отношением лица к этой ситуации, его оценкой значимости преследуемой цели и противоправных способов ее достижения. Причинами автотранспортного преступления часто являются и объективная ситуация (дорожная обстановка, техническое состояние автомашины и т.п.), и отношение к ней виновного – степень восприятия ситуации, оценка значимости различных ее элементов. Искаженное восприятие ситуации может быть как следствием негативных нравственных свойств индивида (зависть, злобность, нечестность, злоупотребление алкоголем и т.п.), так и результатом физиологических (зрение, слух) либо психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка дорожной обстановки). Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием имеет значение для оценки этих субъективных причин и самого поведения виновного.
Криминогенная ситуация может быть причиной преступления либо обстоятельством, способствующим его совершению. Примером последнего являются различные недостатки организационно-хозяйственной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные условия. Так, плохая охрана склада, несовершенство учета и слабый контроль за материальными ценностями, бесхозяйственность и т.п. способствуют совершению хищения; состояние опьянения потерпевшего облегчает его ограбление; ненастная погода – побег из-под стражи.
Подобные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, но способствуют этому. Виновный может даже и не знать об этом. Однако в тех случаях, когда наличие подобных обстоятельств повлияло на решение лица совершить преступление (например, обещанное недонесение; бесконтрольность материально ответственного лица, «толкнувшая» его на хищение), они включаются в причинный механизм индивидуального преступного поведения. Предупреждение преступлений достигается воздействием не только на причины, но и на условия их совершения. Во многих случаях устранить условия, способствующие совершению преступлений, создать противостоящие этому другие условия и тем самым блокировать действие причин практически легче, чем устранить сами причины. Профилактическая деятельность органов внутренних дел в значительной мере осуществляется именно этим путем. В частности, организация наружной службы, патрулирование, административный надзор, непосредственная охрана объектов, борьба с пьянством, с безнадзорностью подростков – все это противодействует причинам преступности, устраняет условия, способствующие совершению преступлений.
Психология развития личности: факторы, условия, этапы, механизмы
Жизнь прожить – не поле перейти. В юном возрасте кажется, что все двери открыты и надо лишь приложить усилия. В зрелости зачастую приходит понимание, что многое могло бы сложиться иначе, открытые двери были иллюзорны, а усилия направлены не в ту сторону. Причины такой ситуации – ошибки в развитие личности. Они являются следствием стечения ряда обстоятельств. Рассмотрим, какие факторы влияют на развитие личности, какие этапы проходит человек в процессе своей жизни и с какими результатами он выходит из возрастных кризисов.
Факторы, оказывающие влияние на развитие личности
К факторам, оказывающим влияние на развитие личности, относят все воздействия, которые испытывает человек в процессе своего формирования. Их принято разделять на внутренние, то есть свойственные индивиду априори, и внешние, то есть условия среды.
Внутренние факторы
Ребёнок, появившийся на свет, обладает нервной системой с врождёнными особенностями. Прежде всего, к ним относят скорость и соотношение процессов возбуждения и торможения – важнейшие факторы, влияющие на развитие личности. Они определяют, как человек реагирует на внешние раздражители: насколько быстро он даёт ответную реакцию и как скоро эта реакция, постепенно ослабевая, угасает. Вот два примера:
Если мы будем развивать меланхолика и сангвиника одинаково, как это делается в современной школе, то, скорее всего, первый будет находиться в постоянном стрессе, в то время как второй – не будет усваивать до конца. В обоих вариантах развитие личности будет страдать. Вот почему внутренние факторы являются определяющими для успешного развития человека.
Условия среды и их влияние
Если внутренние факторы являются базой и матрицей, то внешние – формируют условия для реализации заложенного ими потенциала. Вот какие условия являются главными для развития личности:
Первичным и важнейшим фактором для полноценного развития личности выступает семья. Именно в ней маленький человек усваивает модели поведения, получает любовь и защиту, а зачастую – гиперопеку. Отношения в семье влияют на то, будет ли он чувствовать себя в безопасности и позитивно воспринимать происходящее в его дальнейшей жизни. Или он будет вытеснять и компенсировать, постепенно развивая в себе те или иные психические расстройства.
Важным условием развития личности, является доступность благ. Под благами понимается широкий круг вещей и явлений, которые существуют для удовлетворения потребностей, в числе которых можно перечислить:
Большинство из перечисленных благ приобретается за деньги, поэтому материальное положение выступает следующим важным фактором развития личности.
Тотальное влияние на становление человека оказывает социальная среда, начиная от соседей и других детей во дворе, заканчивая устоявшимися социальными практиками в конкретном микрообществе.
И наоборот, простое окружение, как правило, связано с негативным влиянием среды, которое ведёт к развитию отрицательных черт личности: необязательности, невоздержанности, склонности к пьянству и другим девиациям.
Гармония внешних условий и личностных характеристик как главный фактор
Развитие личности – это всегда многофакторный процесс. Ребёнок может воспитываться в благополучной семье, иметь разнообразный развивающий досуг, путешествовать с родителями и узнавать много нового. Однако, повзрослев, он попадает в «нехорошую компанию», что отрицательно сказывается на его жизни и развитии как личности.
Другой ребёнок, у которого стартовые условия были существенно скромнее, за счёт собственной высокой мотивации в конечном итоге достигает высокого уровня развития, и жизнь его складывается более чем успешно.
Третий вариант: ребёнок может быть талантлив «от рождения», однако для реализации таланта необходимо оказаться в определённом месте и в определённое время, а также сделать правильный выбор. Если эти основные внешние факторы не будут иметь место или не совпадут, то и талантливая личность не получит дальнейшего развития.
Этапы и стадии становления личности
Существует несколько периодизаций становления личности. Наиболее полная и часто цитируемая была предложена психологом немецкого происхождения Эриком Эриксоном. Он выделял 8 этапов развития личности:
По Эриксону, каждый из этапов предполагает отдельный внутренний конфликт, который решается одним из двух возможных способов: благоприятно и неблагоприятно для развития личности.
Младенчество
По Эриксону, в младенчестве ребёнок пребывает в конфликте «доверие-недоверие». От того, с каким результатом он выйдет из этого периода во многом, но не абсолютно полностью зависит то, насколько он будет воспринимать окружающий мир как надёжный и предсказуемый. Для того чтобы развитие личности было успешным, на этом этапе мама должна проявлять заботу о младенце.
Раннее детство
В период раннего детства (1-3 года) ребёнок осваивает базовые самостоятельные навыки. Ведущим конфликтом становится «автономность-опёка». С одной стороны, ребёнок стремиться расширять границы своих действий, с другой – взрослые ограничивают его самостоятельность. Если доминирует первое, ребёнок, выходя из стадии раннего детства, приобретает зачаток такого качества будущей личности, как воля. Гиперопека формирует безволие.
Возраст игры
В период возраста игры, или дошкольного, основным противоречием становится «инициатива-ограничение». Если взрослые поддерживают игры и инициативы ребёнка, то у него закрепляются такие полезные черты, как предприимчивость и решительность. Если же взрослые постоянно одергивают ребёнка, действуют путём прямых запретов, то они формируют у него чувство вины. Это негативно отражается на личности, создавая предпосылки к развитию психических расстройств в последующие периоды.
Школьный возраст
Уверившись в надёжности окружающего мира, научившись быть автономной и инициативной, личность переходит в период школьного возраста. В нём ей надлежит приобрести компетентность, освоить сложные навыки, научиться самостоятельно думать и кооперироваться с другими людьми. Если на этом этапе ребёнок встречает непреодолимые препятствия (плохая успеваемость, травля сверстниками или дискриминация учителем), то это приводит к формированию комплекса неполноценности.
Юность
Юность, или подростковый возраст, в периодизации Эриксона является ключевым. Вопросы, подлежащие решению подростком: кто он и к чему он хочет стремиться. При позитивном исходе личность приобретает такие важнейшие качества, как целостность и непротиворечивость. Они необходимы для дальнейшего развития.
Если названные принципиальные вопросы не находят ответов, формируются чувства неопределённости, бесполезности и бесцельности существования. Они затрудняют развитие личности, во всяком случае в классическом понимании этого процесса.
Молодость
Молодостью Эриксон называл короткий возрастной период – 20-25 лет. На этом этапе личность совершенствуется в построении интимных отношений. С одной стороны, ей хочется близости и поддержки. С другой – сохранить независимость. На этой развилке личность приобретёт привычку находиться в паре с кем-то или быть одинокой.
Зрелость
Самый длительный период в развитии личности – зрелость (25-65 лет). Человек находится в максимально продуктивном состоянии. Он совершенствует свои навыки, передаёт знания более молодым, воспитывает детей, приобретает основательность. В зрелом возрасте приходит понимание глубоких тем: связь между поколениями, ответственность за будущее, забота о других, благотворительность. Или не приходит – и тогда говорят о стагнации и безразличии, которые являются следствием нерешённых вопросов на предыдущих стадиях развития.
Старость
Заключительный этап развития личности – время осмысления своей жизни. Как и на предыдущих стадиях, оно реализуется в двух полярных вариантах: «цельность-безнадёжность». Развитая личность в старости мудро принимает свою жизнь так, как она сложилась. В противоположном случае человека охватывает чувство безысходности и сожаления за бесцельно прожитые годы.
Механизмы развития личности в психологии
В психологии выделяют 2 механизма, при помощи которых происходит развитие личности. Первичный механизм – идентификация. В детстве ребёнок играет, применяя на себе различные образы. Поведение некоторых взрослых ребёнку кажется интересным – и тогда эти взрослые становятся ролевыми примерами, на которых он пытается быть похожим. В сознательном молодом возрасте личность пытается найти ответы на вопросы «кто я есть?», «кем я хочу стать?». В зрелом возрасте – «чего я добился?», «что я должен сделать, чтобы жизнь состоялась?». Всё это происходит с помощью идентификации себя с другими людьми, встречаемыми моделями поведения, со сконструированными образами.
Противоположным по своему содержанию механизмом развития личности выступает обособление. При его задействовании человек отстраняется от окружающего, закрывается от общения, развивает черты и навыки, которые выделяли бы его среди других. В отличие от идентификации, которая является способом социализации (то есть привития человеку общепринятых норм и установок), обособление способствует индивидуализации (то есть выработке уникальных особенностей). Психология человека предполагает взаимодополняемость рассмотренных механизмов развития личности.
Полезное видео
Посмотрите видео о теории развития личности Эрика Эриксона:
Заключение
Процесс развития личности происходит наиболее активно в течение первых 25 лет жизни. Однако и после, в зрелом возрасте и даже в старости, многие люди не утрачивают способность к самосовершенствованию.
Хотя развитие личности в теории представляется в виде линейного процесса, на практике возможно возвращение к решению вопросов, оставшихся нерешёнными или решёнными неблагоприятно в прошлом. Любая личность при необходимости может быть подвергнута коррекции с помощью психотерапии или самостоятельно.