какое обстоятельство не влияет на нравственное формирование личности материальное положение

Как материальный достаток семьи влияет на формирование личности ребенка?

Материальный достаток семьи оказывает влияние на формирование личности ребенка в первую очередь под влиянием родителей. Важен не сам уровень материального достатка, а то, как именно родители используют свою материальную составляющую при воспитании ребенка и в принципе, как складываются отношения родителей с ребенком.

Всем известны примеры, как в очень обеспеченных престижных семьях вырастали никчемные наркоманы, бросившие учебу в престижном, оплаченном папой вузе или, наоборот, очень достойные люди, получившие блестящее образование и нашедшие своим знаниям достойное применение, например, продолжая бизнес родителей. А в малообеспеченной семье может вырасти как алкоголик, употребляющий самогон с малолетства с родителями, так и очень достойный человек, сумевший подняться на более высокий по сравнению с родителями материальный уровень.

Материальная составляющая в семье и вообще в жизни имеет значение, но не ключевое. Все зависит от умения грамотно распоряжаться имеющимися средствами. Есть дети из небогатых семей, которые одеты на порядок лучше своих сверстников. Родители покупают мало вещей, но качественных, и учат ребенка аккуратности. Есть мамы, которые умудряются детям шить-вязать такие роскошные курточки и кофточки, которые нигде не купить. А ребенок из обеспеченной семьи может выглядеть просто бомжом в трепаных нестираных майках со стразами, во множестве накупленных в дорогих бутиках.

Источник

11.4.3. Условия нравственного формирования личности

Нравственное формирование личности является важной составной частью процесса социализации индивида, вхождения его в социальную среду, усвоения им определенных социальных ролей и духовных ценностей – идеологии, морали, культуры, социальных норм поведения – и их реализации в различных видах социальной деятельности. Социализация индивида, его нравственное формирование обусловлены действием трех групп факторов (объективных и субъективных):

– общечеловеческим опытом в сфере труда, общения и поведения;

– материальными и духовными чертами данного социального строя и той социальной группы, к которой индивид принадлежит (экономические отношения, политические институты, идеология, модель, право);

– конкретным содержанием производственных, семейных, бытовых и других социальных связей и отношений, составляющих личный жизненный опыт индивида (см. гл. 12).

Из этого следует, что нравственное формирование личности происходит под влиянием условий общественного существования. Но общественное существование – понятие сложное. Оно определяется не только тем, что характеризует общество в целом: господствующим типом производственных отношений, организацией политической власти, уровнем демократии, официальной идеологией, моралью и т.д., но и тем, что характеризует большие и малые социальные группы. Таковы, с одной стороны, крупные социальные общности людей, профессиональные, национальные, возрастные и иные демографические макрогруппы, а с другой – семья, школа, учебный и производственный коллективы, бытовое окружение, друзья, знакомые и прочие микрогруппы. Индивид формируется под воздействием всех указанных пластов общества. Но сами эти пласты, их влияние на людей как по содержанию, так и по интенсивности неравнозначны. Общесоциальные условия наиболее мобильны: они в большей мере изменяются в результате социальных преобразований, в них быстрее утверждается новое, прогрессивное и изживается старое, реакционное. Макрогруппы медленнее и труднее поддаются социальным изменениям и потому отстают в своей социальной зрелости от общесоциальных условий. Наиболее консервативны малые социальные группы: в них сильнее и устойчивее старые, противоречащие коллективистской идеологии и морали взгляды, нравы и традиции.

Огромную роль в нравственном формировании личности играет непосредственное участие лица в общественном производстве, влияние на него трудового коллектива. Именно трудовая деятельность в наибольшей степени дает человеку практическое представление об обществе, о взаимосвязанности личных и общественных интересов, об общественном характере удовлетворения своих потребностей. Общественно полезный труд способствует формированию коллективистской психологии, вырабатывает уважение к людям, приучает сообразовывать индивидуальные потребности и интересы с общественными. Человек, не приобщенный к труду, стоящий в стороне от трудового коллектива, хуже усваивает необходимые навыки общественного поведения, больше подвержен влиянию индивидуалистической психологии. В этом одна из причин того, что среди правонарушителей значительную часть составляют люди молодого возраста (до 30 лет), не имеющие еще достаточного жизненного опыта, в частности опыта трудовой деятельности.

Воспитание трудом не происходит автоматически, оно зависит от условий, в которых протекает, от уровня организации трудового процесса, зрелости коллектива, в котором трудится человек.

Проведенные исследования позволили выделить следующие негативные обстоятельства, наблюдаемые в трудовых коллективах, отрицательно влияющие на нравственное формирование и поведение работников:

– плохая организация производства, низкие экономические показатели, бесхозяйственность и безответственность руководителей. Подобные факты снижают заинтересованность работников в их труде, формируют безразличие к своему предприятию, его деятельности и задачам, ослабляют чувство коллективизма и, напротив, способствуют развитию индивидуалистических взглядов и настроений;

– слабый контроль и учет материальных ценностей, плохая их охрана, нарушения финансовой дисциплины;

– недостаточное внимание администрации и общественных организаций к условиям производственной деятельности работников, к повышению их профессионального мастерства, обеспечению безопасности и облегчению их труда;

– нарушение принципа оплаты по труду, формально-бюрократическое отношение к работникам, к их материально-бытовым нуждам и духовным запросам; грубость, зажим критики, насаждение подхалимства и угодничества; семейственность и т.д.;

– недостатки в подборе кадров; назначение на руководящие и материально ответственные должности лиц с антиобщественной ориентацией, насаждающих свои взгляды и мораль среди неустойчивых членов коллектива, располагающих и втягивающих их в преступления;

– нездоровая атмосфера в трудовом коллективе, низкая дисциплина, прогулы, пьянки, недобросовестное отношение к работе, хищения, рвачество, круговая порука и т.п.;

Криминогенное значение перечисленных обстоятельств подтверждается тем, что уровень преступлений, правонарушений и иных антиобщественных проявлений заметно выше в тех трудовых коллективах, где указанные недостатки более распространены. В современных условиях перехода к новым формам производственных отношений и хозяйствования перечисленные негативные явления в деятельности производственных коллективов, претерпев некоторые изменения, отнюдь не исчезли, а кое в чем усилились и пополнились новыми «теневыми сторонами», отражающими «незрелость» рыночных отношений. Таковы распространенные факты коррупции администрации, обхода налогового законодательства, злоупотреблений при акционировании предприятий и распределении прибыли между работниками и т.п. Все это существенно осложняет не только нормальную работу соответствующей организации, но и нравственно-психологическую атмосферу в ней, отрицательно отражаясь на сознании ее работников.

Особое место в неблагоприятном нравственном формировании личности занимают негативные факторы бытового окружения. Быт – сфера личной жизни людей и личных отношений между ними, лежащая за пределами их производственной и общественной деятельности, в которой осуществляется удовлетворение человеком значительной части своих материальных и духовных потребностей. Составной частью сферы быта является семья, криминогенные факторы которой рассмотрены нами выше.

Быт выполняет важные социальные функции:

– поддержание и восстановление физических и психических сил человека для успешного осуществления им профессионально-трудовой деятельности и различных гражданских обязанностей;

– эмоциональная разрядка от усталости, психических перегрузок и стрессовых ситуаций;

– удовлетворение творческих устремлений и эстетических запросов, потребностей интеллектуального и духовного развития, взаимного общения людей.

Характер быта, степень социальной зрелости личности зависят, с одной стороны, от объективных условий – материальной оснащенности быта, уровня его организации, работы различных государственных и общественных структур и институтов, а с другой – от субъективных обстоятельств – интеллектуальных и нравственных свойств индивидов, их культуры, взглядов, ценностных ориентаций. Следует при этом учитывать, что по своей природе быт – относительно консервативная, застойная сфера, отстающая от общих социально-политических и экономических условий и их изменений. Будучи сосредоточением весьма противоречивых начал и тенденций, сфера быта труднее всего поддается преобразующим воздействиям. Именно в быту более всего сохраняются многие отсталые нравы и обычаи, антисоциальные взгляды и тенденции, элементы индивидуалистической психологии и морали. В то же время сфера быта – одна из важнейших сфер жизнедеятельности людей, в которой проявляется большая часть социальных условий, определяющих нравственное формирование личности и ситуации конкретных поступков. Со сферой быта тесно связаны условия общественно-политического, производственно-экономического, организационно-управленческого характера, в том числе их теневые, негативные стороны, непосредственно затрагивающие личность, влияющие на ее сознание и поведение. Сложности и противоречия переживаемого периода – обострение материального неравенства, обнищание населения, рост бюрократизма, бездуховности, взаимного равнодушия, усиление личной и имущественной незащищенности граждан, возрастающая криминализация населения – все это в конечном итоге проявляется в сфере быта, усиливая негативные факторы его нравственного воздействия на личность.

Криминогенность быта обусловлена тем, что здесь аккумулирована масса повседневных, простых, стереотипных, повторяющихся жизненных отношений, регулируемых подчас устарелыми обычаями и представлениями, противоречащими нравственным и правовым нормам демократического общества.

Для современной преступности характерна тенденция смещения многих правонарушений в бытовую сферу. На бытовой почве совершается более трети хулиганских проявлений, до 70% насильственных преступлений против личности. Влияние негативных факторов быта просматривается во многих имущественных преступлениях, преступлениях против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности. Составной частью быта является досуг, формы проведения и содержательность которого в значительной мере обусловлены личностными свойствами человека – уровнем интеллектуального и нравственного развития, характером интересов, кругом общения и контактов. И в то же время условия проведения досуга существенно воздействуют на личность, на сознание и поведение индивида. Социально негативные способы проведения свободного времени – пьянство, картежные и иные азартные игры, бесцельное шатание по улицам и бессодержательное (тем более антисоциальное по своему содержанию) «балдение» в компании приятелей – все это характеризует определенный слой неблагополучного досуга со своими нормами, образцами поведения и даже чертами личности, которые ярко представлены у многих «досуговых» преступников. Коммерцизация жизни, извращенные формы рыночных отношений, немалые деньги, легко достающиеся интеллектуально и морально ограниченным людям, занявшимся предпринимательством и коммерцией, способствуют не только усилению существующих негативных сторон быта, но и появлению новых отрицательных форм его организации и проведения (беспорядочные связи, проституция, «индустрия» сомнительных развлечений и азартных игр и т.п.), усугубляя криминализирующие возможности быта.

Серьезными криминогенными факторами являются пьянство, питейные традиции и обычаи, которые особенно распространены и живучи именно в сфере быта и досуга. Связь пьянства с преступностью общеизвестна. На почве пьянства совершается до 75% хулиганских поступков, 78% умышленных убийств, более 80% умышленных тяжких повреждений, около 80% изнасилований, 64% разбоев, почти столько же грабежей, свыше 40% краж. Злоупотребление алкоголем не только непосредственно провоцирует совершение различных преступлений, но и способствует этому, снижая интеллектуальный и творческий потенциал личности, огрубляя нравы, сужая и примитизируя интересы, «замыкая» человека на пустом, бездуховном времяпрепровождении, сближая подобных лиц в неформальных группах с антисоциальной ориентацией.

Среди неблагоприятных условий нравственного формирования личности заметное место занимает отрицательное влияние ранее судимых и иных антисоциальных элементов. Криминологические исследования показывают, что лица, совершившие преступление, имели в прошлом среди друзей и знакомых людей, ранее судимых, в 6 раз больше, чем контрольная группа правопослушных граждан, и злоупотребляющих алкоголем – в 2 раза больше. С людьми же высоких моральных правил и духовных запросов опрошенные правонарушители почти не общались.

Неблагоприятные условия нравственного формирования личности, создающие почву для возможного совершения в будущем преступления, заметно обостряются в переживаемый ныне период происходящих в стране глубоких социальных преобразований, под влиянием коренных изменений прежних экономических, идеологических, политических, общественных отношений и соответствующих этим изменениям осложнений и конфликтов, усиливающегося социального расслоения людей, коммерцизации сознания, роста индивидуалистической ориентации и психологической напряженности.

Криминогенный «эффект» рассмотренных условий неблагоприятного нравственного формирования личности наступает, как правило, при их сочетании и взаимодействии. Это, конечно, не значит, что в каждом случае отрицательного нравственного формирования индивида имеют место все подобные условия и что все они действуют одновременно. Отрицательное формирование личности обычно обусловлено рядом обстоятельств, частично совпадающих либо рассредоточенных во времени. При этом одни условия нравственного формирования (например, семья, школа) могут быть положительными, другие (трудовой коллектив, бытовое окружение) – отрицательными. Нередко в пределах отдельных источников нравственного формирования имеет место сочетание позитивных и негативных факторов (например, в семье – положительное влияние матери и отрицательное – отца; в трудовом коллективе – влияние общественных организаций, сознательных работников и влияние дезорганизаторов, «деляг», правонарушителей). Формирование индивида зависит от соотношения положительных и отрицательных условий, продолжительности и интенсивности их воздействия. Неблагоприятное, криминогенное формирование личности наступает обычно в результате совокупности взаимоусиливающихся негативных факторов, действующих достаточно длительно, концентрированно и интенсивно.

К сказанному необходимо добавить, что хотя наличие или отсутствие неблагоприятных условий нравственного формирования личности чаще всего не зависит от самой личности, является объективным (исключая случаи, когда она сама «ищет», выбирает или даже создает для себя подобные условия), ее роль в отношении этих условий отнюдь не пассивна. Важным элементом нравственного формирования личности является самовоспитание. Выбор друзей и товарищей, занятий и увлечений, оценка собственных поступков и поступков других людей – все это во многом зависит от самого индивида. Поэтому неблагоприятные условия нравственного формирования индивида, помогая выявить причины совершенного им преступления, не освобождают от ответственности за содеянное.

Роль ситуации в совершении преступления

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступления при наличии определенных обстоятельств, образующих ситуацию его совершения – криминогенную ситуацию. Криминогенной ситуацией признается совокупность внешних (объективных) обстоятельств, в которых оказывается индивид и которые, воздействуя на его сознание, чувства, волю, в соответствии с нравственными качествами данного лица вызывают у него намерение и решимость совершить действия, образующие умышленное преступление или приводящие к преступлению по неосторожности. Криминогенная ситуация – особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность. Каждое преступление связано с конкретной ситуацией, имеющей определенные пространственно-временные рамки, объективное содержание и субъективное (с позиции лица, совершающего преступление) значение.

Криминогенная ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, дефицит некоторых товаров или видов услуг в стране или в отдельном регионе) либо существовать в ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение криминогенной ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на личность, психологически «подготавливая» ее к совершению преступления. Во втором этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим преступлением. Возможно и сочетание подобных ситуаций – ситуации формирования намерения совершить преступление и ситуации реализации этого намерения (например, систематическое пьянство и издевательство мужа над женой и обстоятельства, непосредственно связанные с убийством супруга).

По своему содержанию ситуация может быть конфликтной, проблемной, экстремальной. Конфликтная ситуация связана с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный конфликт, конфликт на производстве, в сфере бытовых отношений).Проблемной называется ситуация, при которой лицо сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родителей невесты уплатить калым как обязательное условие согласия на брак).Экстремальная ситуация – необычная, исключительная для данного лица, оказывающая на него особо сильное воздействие (например, ситуация превышения пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения). По характеру воздействия на виновного ситуация может быть соблазняющей (провоцирующей) и разряжающей.Соблазняющая (провоцирующая)ситуация побуждает к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования).Разряжающая ситуация вызывает разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление сотрудника на работе, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения указанные виды ситуаций часто играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.

Ситуация преступления, наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием виновным. Причем объективное содержание и субъективное восприятие ситуации не всегда совпадают, могут расходиться, и порой весьма существенно. Так, лицо может воспринять справедливое замечание, критику как личную обиду и оскорбление, вызывающие у него желание отомстить обидчику. Хорошо известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводящие порой к серьезным насильственным преступлениям. Субъективное восприятие ситуации зависит от нравственно-психологических свойств индивида и имеет большое значение для понимания причин совершенного преступления. Так, убийство из мести обусловлено содержанием действий потерпевшего, вызвавших подобную реакцию со стороны виновного, но в еще большей степени тем, как эти действия восприняты и оценены последним, что связано уже с его нравственно-психологическими особенностями. Аналогично и дача взятки обусловлена не только объективной ситуацией, затрудняющей лицу достижение желаемого результата (например, поступление в институт, устройство на работу и т.д.), но и отношением лица к этой ситуации, его оценкой значимости преследуемой цели и противоправных способов ее достижения. Причинами автотранспортного преступления часто являются и объективная ситуация (дорожная обстановка, техническое состояние автомашины и т.п.), и отношение к ней виновного – степень восприятия ситуации, оценка значимости различных ее элементов. Искаженное восприятие ситуации может быть как следствием негативных нравственных свойств индивида (зависть, злобность, нечестность, злоупотребление алкоголем и т.п.), так и результатом физиологических (зрение, слух) либо психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка дорожной обстановки). Расхождение между объективным содержанием ситуации и ее субъективным восприятием имеет значение для оценки этих субъективных причин и самого поведения виновного.

Криминогенная ситуация может быть причиной преступления либо обстоятельством, способствующим его совершению. Примером последнего являются различные недостатки организационно-хозяйственной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные условия. Так, плохая охрана склада, несовершенство учета и слабый контроль за материальными ценностями, бесхозяйственность и т.п. способствуют совершению хищения; состояние опьянения потерпевшего облегчает его ограбление; ненастная погода – побег из-под стражи.

Подобные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, но способствуют этому. Виновный может даже и не знать об этом. Однако в тех случаях, когда наличие подобных обстоятельств повлияло на решение лица совершить преступление (например, обещанное недонесение; бесконтрольность материально ответственного лица, «толкнувшая» его на хищение), они включаются в причинный механизм индивидуального преступного поведения. Предупреждение преступлений достигается воздействием не только на причины, но и на условия их совершения. Во многих случаях устранить условия, способствующие совершению преступлений, создать противостоящие этому другие условия и тем самым блокировать действие причин практически легче, чем устранить сами причины. Профилактическая деятельность органов внутренних дел в значительной мере осуществляется именно этим путем. В частности, организация наружной службы, патрулирование, административный надзор, непосредственная охрана объектов, борьба с пьянством, с безнадзорностью подростков – все это противодействует причинам преступности, устраняет условия, способствующие совершению преступлений.

Источник

Факторы, влияющие на формирование нравственности как свойства личности

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и социализация. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные факторы [16, 73].

Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности.

Социализация предполагает способность человека выработать и реализовать «я – концепцию» Такая концепция включает личную и социальную идентичность, т.е. способность человека к самооценке физических, интеллектуальных, нравственных качеств и способность определения своей принадлежности к какой-либо общности (возрастной, политической, семейной и т.д.) [8, 95].

Основным механизмом формирования «Я-концепции», т. е. собственно самосознания личности являются феномены субъективного уподобления и дифференциации. В. В. Столин выделяет следующие феномены:

1) принятие точки зрения другого на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой точки зрения);

2) прямое и косвенное внушение ребенку со стороны родителей, как способы усвоения ребенком, транслируемых ему оценок, норм, стандартов, способов поведения и т. д.;

3) трансляция ребенку со стороны родителей конкретных оценок, стандартов, что формирует у ребенка уровень ожиданий и уровень притязаний;

4) система контроля за ребенком;

5) система межкомплиментарных отношений (система трансакций по Э. Берну);

6) семейная идентичность, т. е. вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье.

7) механизм идентификации.

Действие названных механизмов помогают ответить на вопрос: «как происходит процесс наполнения «Я»-концепции, т. е. посредством чего усваивается и присваиваются представления о самом себе [1, 68 – 69 ]

Формирование «Я-концепции» связано с тем, что индивид усваивает и реализует нормы, ценности, качества и т.п. тех групп, принадлежность к которым он осознает, то есть происходит формирование нравственности как свойства личности.

Наиболее общая теория нравственного развития личности, охватывающая весь ее жизненный путь и подвергающаяся широкой экспериментальной проверке во многих странах, принадлежит американскому психологу Л. Колбергу. Развивая выдвинутую Ж. Пиаже и поддержанную Л. С. Выготским идею, что эволюция нравственного сознания ребенка идет параллельно его умственному развитию, Л. Колберг выделяет в этом процессе несколько фаз, каждая из которых соответствует определенному уровню морального сознания.

«Доморальному уровню» соответствуют стадии:

когда ребенок движим желанием одобрения со стороны «значимых других» и стыдом перед их осуждением и

— установка на поддержание определенного порядка и фиксированных правил (хорошо то, что соответствует правилам) [2;220-229].

Моральные суждения развивающей личности, пока они не превратились в личные убеждения, могут не пересекаться с его поступками, он судит себя и других по разным законам. Но формирование морального сознания, тем не менее, нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только моральные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты нравственного облика личности, Поведение личности зависит не только от того, как она понимает стоящую перед ней проблему, но и от ее психологической готовности к тому, или иному действию и от ценностных ориентаций этой личности [11 ;101-119].

Таким образом, факторами, влияющими на формирование нравственности как свойства личности являются: наследственность, среда и социализация. Л. Колберг описал, как под воздействием социализации развивается мораль. Также Л. Колберг установил наличие связи между уровнем морального сознания индивида, с одной стороны, и его возрастом – с другой. Он выделяет несколько уровней развития морали:

— наказание – поощрение («доморальный уровень» ).

— одобрение – осуждение («конвенциональная мораль»).

-признание высшего закона, соответствующего интересам большинства («автономная мораль» ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *