какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

Билет 7

« Мы, Павел, наследник, цесаревич и великий князь, и мы, супруга его, Мария, великая княгиня… по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей Акт наш общий, который по любви к отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нем всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына…

По пресечении последнего мужского поколения сыновей моих наследство остается в сём роде, но в женском поколении последнее царствовавшего, как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужское лицо женскому; однако здесь приметить надлежит единожды навсегда, что не теряет никогда права то женское лицо, от которого право непосредственно пришло…

Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие: дабы государство не было без наследника. Дабы наследник был назначен всегда законом самим. Дабы не было ни малейшего сомнения, кому наследовать. Дабы сохранить право родов в наследовании, не нарушая права естественного, и избежать затруднении при переходе из рода в род».

а) Какой порядок наследования престола действовал в Российской империи до принятия данного закона и кем он был определён?

б) В чём император видит преимущества вновь принятого закона по сравнению с прежним порядком наследования престола? Укажите не менее двух аргументов.

в) Чем было обусловлено принятие данного закона 1797 года? В Чём его суть? Укажите в общей сложности не менее трёх положений.

Ответ: Из закона о порядке наследования престола (5 апреля 1797 г.).

а) до принятия данного закона в Российской империи действовал порядок, утверждённый Петром I, согласно которому император сам мог назначать наследника престола по своему усмотрению.

б) 1. обязательность назначения наследника;

2. законность, а не случайность назначения наследника;

3. исключение сомнений и затруднений в наследовании престола.

в) 1. установленный Петром I порядок наследования престола, которым сам император не успел воспользоваться, привёл к дворцовым переворотам и пребыванию на российском троне «случайных лиц»;

2. Екатерина II намеревалась лишить Павла I его права наследования престола, но намерение это не было осуществлено, поэтому Павел I поспешил закрепить своё положение на троне;

3. суть принятого Павлом I закона заключалась в введении наследования российского престола по мужской линии: старшему сыну, затем младшим сыновьям и т. д.

Источник

Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

Период: золотой век дворянства
Правитель: Екатерина 2

Манифест Пугачева воплощал интересы и чаяния крепостных крестьян. Пугачев предлагает «истреблять» дворян

— придерживание старообрядчества
— сохранение абсолютной монархии
— дарование вольностей крестьянам и казакам

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

С1
1773—1775
Екатерина 2
С2
Манифест Пугачева воплощал интересы и чаяния крепостных крестьян.
Судьбу дворянства предполагалось решить их истреблением.
С3
Во-первых, Пугачев был за освобождение крестьян от крепостной неволи и податей.
Во-вторых, жаловал казаков старинными казацкими вольностями и привилегиями.
В-третьих, Пугачев был за сохранение абсолютной монархии.

трудное задание С3.

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

С1. Ответ:
Может быть указано, что
1)хронологический период — 1773—1775 гг.;
2)имя императрицы — Екатерина II.
С2. Ответ:
Может быть указано, что
1)манифест воплощал интересы и чаянья крепостного крестьянства:
а)даруется вольность крепостным крестьянам;
б)они освобождаются от рекрутской повинности;
в)они освобождаются от подушной и других денежных податей;
2)Пугачёв призывал к истреблению дворянства как «возмутителей империи и разорителей крестьян».
С3. Ответ:
Может быть указано, что
1)Пугачёв предполагал распространить обычаи «казачьей вольницы» на всё общественное и государственное устройство России;
2)Пугачёв провозгласил себя императором Петром III, от имени которого, собственно, и был издан манифест;
3)Пугачёв предлагает сохранение монархического строя, т.е. речь идёт не об изменении политического строя, а о замене Екатерины II, «незаконной» императрицы, «природным» царём Петром III.

Источник

Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

Ниже указана одна из точек зрения на характер восстания (крестьянской войны) 1773—1775 гг.

Повстанцы во главе с Е. И. Пугачевым казнили воевод и помещиков, но при этом пытались копировать существовавшую модель государственного устройства.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, подтверждающих данную оценку, и два аргумента, опровергающих её. Укажите, какие из приведённых Вами аргументов подтверждают данную точку зрения, а какие опровергают её

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

Аргументы в подтверждение

Вторая точка зрения.

1) Пугачев объявил себя «мужицким царем Петром III»;

2) Пугачев создал Военную коллегию, гвардию, учредил министерские посты, то есть похожую модель государственного устройства.

Аргументы в опровержение:

Целями восстания являлись:

1) уничтожение крепостного права, податей и рекрутских наборов;

2) ликвидация помешичьего землевладения;

3) ликвидация дворянского сословия

4) восставшие мечтали о создании справедливого царства, о введении в государстве порядков казачьего круга с выборностью должностных лиц;

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки5
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки.

ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки

4
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки3
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки

2
Приведён только один аргумент в подтверждение оценки.

ИЛИ Приведён только один аргумент в опровержение оценки

1
Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Источник

Из сочинения современного историка Е.В. Анисимова.

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

Французский дипломат Корберон писал в своём донесении, что слава, которую создала себе императрица, её решительный характер, её способности и удача её искусных государственных людей и опытных генералов.

…Императрица вошла в историю России как выдающийся государственный деятель, и эпоха её царствования стала временем грандиозных реформ и издания важнейших законодательных актов…

Перед ней были реальные цели укрепления самодержавия, проведения необходимых военной, административной и сословной реформ. Она осуществляла их в едином ключе, с одной гениальной идеей- максимально способствовать развитию и совершенствованию того «регулярного» государства, основы которого заложил ещё Петр Великий.

…Законодательные акты Екатерины надолго пережили её и вместе с основными законами Петра Великого стали на долгие десятилетия основной российской государственности. Собственно, о таком выводе историка и мечтала, вероятно, честолюбивая царица-законодательница».

64. О каком хронологическом периоде в истории России идёт речь в документе? Укажите его рамки под каким названием вошёл в историю этот период?

65. Используя текст документа и знания по истории, отметьте, какие реформы были проведены Екатериной II (укажите не менее четырёх реформ).

66. Как оценивает автор эпоху Екатерины II? Какие качества её личности помогли, по мнению современников и историков, совершить столь грандиозные преобразования и создать себе славу? (Укажите не менее четырёх положений).

67. Императрица Екатерина II во внутренней политике вдохновлялась идеями французских просветителей.

Назовите три мероприятия (реформы) Екатерины II, соответствовавшие идеологии Просвещения.

68.Сравните внутреннюю политику Петра Iи Екатерины II

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий)

69. Сравните восстания под руководством С. Разина и Е. Пугачева.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным (не менее трех различий)

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 1-3

70. К какому периоду российской истории относится данный документ? Какие события предшествовали написанию записки? В каком году было осуществлено «приобретение Крыма»?

71. Используя знания из курса истории, назовите последствия присоединения Крыма к России. Укажите не менее трех положений.

72. Назовите основные направления и важнейшие события внешней политики России во второй половине XVIII века.

Каковы были итоги внешнеполитической деятельности России этого периода?

какое общественное и государственное устройство предлагал установить в россии е пугачев

73. Ниже приведены две точки зрения на деятельность Екатерины II.

1. Екатерина II проводила новаторскую политику, основанную на идеях французских просветителей.

2. Екатерина II, по сути, продолжила внутреннюю и внешнюю политику своих предшественников, начиная c Петра I.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить к каждой точки зрения.

74. Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

1.Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма»

2.Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими каждую точку зрения.

Из пугачёвского манифеста от 28 июля 1774 года.

«Жалуем сим именным указом … всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…, повелеваем сим … указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах – оных противников нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…».

75. В какой хронологический период происходило выступление под предводительством Е. Пугачева? Кто был правителем в этот период?

76. Чьи интересы и какие чаянья воплощал манифест Пугачева? Как в документе предлагалось решить судьбу дворянства?

77. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в России Е. Пугачев? Назовите не менее трёх положений.

78. Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние о пе­ри­о­де 1762-1796 гг. ис­то­рии Рос­сии.

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии.

Источник

Варианты заданий для 9 класса при подготовки к ГИА

, учитель истории МОУ «Совхозная СОШ», Оренбургская обл., Адамовский р.

Варианты заданий для 9 класса при подготовки к ГИА.

История России 17-18 века.

А1. «Советами всей земли» современники называли

1)земские соборы 3)заседания Боярской думы

2)церковные соборы 4) вечевые сходы.

1)условия вступления на престол Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом

2)условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне

3) свод правил поведения в дворянском кругу

4) название одной из глав «Домостроя».

А3. Понятие « церковный раскол» возникло в период царствования

1) Федор Алексеевича 3) Петра 1

2) Алексей Михайловича 4) Екатерины.

А4. В результате походов Ермака к России была присоединена

1) Восточная Сибирь 3) Кубань

2) Западная Сибирь 4) Новороссия.

А5. Первым царём, избранным Земским собором, стал

1) Борис Годунов 3)Василий Шуйский

2) Лжедмитрий 1 4) Михаил Романов.

А6. Реорганизация армии в царствование Алексея Михайловича привела к

1) Появлению «полков нового строя»

2) Введению рекрутчины

3) Введению всеобщей воинской обязанности

4) Появлению стрелецких полков.

А7. Прочтите отрывок из произведения и определите, о ком в нём говорится.

«В то время, как Васко да Гама мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабары и беседовал с жителями о догматах их веры»

1) Об А. Никитине 3) о С. Дежневе

2) О Ермаке Тимофеевиче 4)о Е. Хабарове.

В1. Установите соответствие между именами государей и событиями внешней политики, относящимися к их правлению. Внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)Иван 4 1)подписание «Вечного мира» с Польшей

Б)Елизавета Петровна 2)Ливонская война

В)Петр1 3) Семилетняя война

В2. Расположите в хронологической последовательности периоды правления следующих царей. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений.

А) Алексей Михайлович в)Михаил Федорович

Б)Федор Иванович г)Иван Васильевич.

В3. Установите соответствие между документами и временем их написания.

А) «Манифест о вольности дворянству» 1)1497г.

Б) «Соборное уложение» 2)1785 г.

В) Судебник Ивана 3 3)1649 г.

В4. Расположите в хронологической последовательности Следующие события внешней политики.

А) присоединение Крыма к России б)Северная война

В)присоединение Украины к России г)Азовские походы.

В5. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

А)Сергий Радонежский б)Никон в) Аввакум

1)гетман, возглавивший освободительную борьбу украинского народа против Польши

2) протопоп, противник церковной реформы, глава старообрядцев.

3)патриарх, инициатор проведения церковной реформы.

4) один из самых почитаемых представителей Русской Православной церкви.

В6. Расположите в хронологической последовательности народные восстания.

А) «медный бунт» б)восстание Е. Пугачёва

В) восстание С. Разина г) «соляной бунт»

В7. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

А)Иван 3 б) Петр 1 в) Екатерина 2.

1) подписание «Вечного мира» с Польшей

2) «стояние» на р. Угре

3) разделы Речи Посполитой

4) подписание Ништадтского мира со Швецией.

В8. Расположите в хронологической последовательности появление следующих понятий.

Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С4. Используйте в ответах информацию из источника, а также знания из курса истории.

Фрагмент пугачёвского Манифеста от 01.01.01 года.

« Жалуем сим именным указом… всех, находившихся прежде в крестьянстве, в подданстве помещиков, быть верноподданными собственной нашей короны рабами, и награждаем вольностью и свободою и вечно казаками, не требуя рекрутских наборов, подушных и прочих денежных податей…, повеливаем сим… указом: кои прежде были дворяне в своих поместьях и вотчинах – оных противниках нашей власти и возмутителей империи и разорителей крестьян, всячески стараясь ловить, казнить и вешать и поступать равным образом так, как они, не имея в себе ни малейшего христианства, чинили с вами, крестьянами. По истреблении которых противников, злодеев дворян всякой может восчувствовать тишину и спокойную жизнь…»

С1. Чьи интересы и чаянья воплощает Манифест?

С2. Как в Манифесте предлагается решить судьбу дворянства?

С3. Какое общественное и государственное устройство предлагал установить в Пугачев?

С4. В чем проявилась утопичность проекта перемен в России?

А1. В 1613 г произошло

1)присоединение Астраханского ханства

2) избрание на царство Михаила Романова

3) присоединение Левобережной Украины

А2. Высший совещательный государственный орган России в 15-17 вв. назывался

1) Сенатом 3)Государственным советом

2) Боярской Думой 4) Верховным тайным советом.

А 3. В 1649 г. Произошло

1) Освобождение Москвы от польских интервентов

2) Принятие Соборного уложения

3) Заключение Полянского мира

А4. Петровские реформы

1) Предопределили отставание России от Запада

2) Ускорили экономическое развитие России

3) Ослабили российскую государственность

4) Привели к отмене крепостного права.

А 5. Прочтите отрывок из источника и определите, где и когда было принято это решение.

« Ни польского королевича, ни шведского, ни иных немецких вер и ни из каких православных государств на Московское государство не выбирать и Маринкиного сына не хотеть»

1)на Земском соборе 1549г

2) на Стоглавом соборе 1551 г.

3) на Земском соборе 1613 г.

4) на Земском соборе 1649г.

А6. Присоединение Левобережной Украины и Киева явилось итогом борьбы России с

1)Турцией 3) Швецией

2) Крымским ханством 4) Речью Посполитой.

А7. Прочтите отрывок из произведения и определите, о ком идет речь.

« Человек темного происхождения, «породы самой низкой, ниже шляхетства», по выражению князя Куракина, едва умевший расписаться в получении жалованья и нарисовать свои имя и фамилию, почти сверстник Петра, сотоварищ его воинских потех в Преображенском и корабельных занятиях на голландских верфях, он, по отзыву того же Куракина, в милости у царя « до такого градуса взошел, что все государство правил, почитай, и был такой сильный фаворит, что разве только в римских гисториях находят».

1) Меньшиков 3) Шувалов

2) Бирон 4) Потёмкин

В1.Установите соответствие между событиями внешней политики и их датами.

А) ливонская война б) Северная война в)русско-турецкая война

В2. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) Смута б) дворцовые перевороты

В)опричнина церковный раскол.

В3. Установите соответствие между правителями и датами их правления.

Б) Анна Иоанновна 2) гг

В4. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности.

А) Александр Меньшиков в)Сергий Радонежский

Б) Андрей Курбский г) Богдан Хмельницкий.

В5. Установите соответствие между именами современников.

А) Алексей Адашев 1)Анна Иоанновна

В)Э. Бирон 3) Дмитрий Донской

В6. Расположите в хронологической последовательности события внешней политики.

А) третий раздел Речи Посполитой б) взятие русскими войсками Берлина

В) Полтавская битва г) Азовское сидение казаков.

В7. Установите соответствие между именами исторических лиц и их деятельностью.

Б)Андрей Рублев 2) первопроходец

В) Иван Федоров 3)ученый

В8. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.

А)восстание И. Болотникова б)воцарение династии Романовых

В) правление Лжедмитрия 1 г) открытая польская интервенция.

С1. В 1700 г. Русская армия потерпела сокрушительное поражение под Нарвой. Большинство армии оказалось небоеспособной и бежало. Значительная часть офицеров сдалась в плен. Была потерена вся артиллерия.

Назовите причины поражения русской армии.

С2. Какие выводы были сделаны Петром 1 из нарвской трагедии?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *