какое общение более результативно при общении врача с пациентом

Медицинские интернет-конференции

Языки

Барсукова М.И., Дорогойкин Д.Л., Кочеткова Т.В.

Резюме

Статья посвящена речевому общению врача и пациента. В ней представлен анализ эффективной модели коммуникации специалиста и больного

Ключевые слова

Статья

В современном российском обществе явно прослеживается повышенный интерес к проблемам взаимоотношений между врачами и пациентами.

За последнее время наметился переход от отдельных теоретических работ специалистов по данной проблематике (Кочеткова Т.В., Иванчук И.А., Бейлинсон Л.С., Карасик В.И., Алексеева Л.М., Мишланова С.Л. и др.) к защитам научных диссертаций, посвященных проблемам общения в медицинской среде (Барсукова М.И., Жура В.В., Уткина Т.И.) Становятся регулярными различные региональные научно-практические конференции, посвященные вопросам теории и практики медицинского дискурса. Теоретические основы и принципы анализа общения врачей, медицинских работников и пациентов рассматриваются с разных точек зрения: философской, психологической, социальной,

герменевтической, лингвистической, методической.

Проблема коммуникации «врач-пациент» предполагает междисциплинарный подход с привлечением врачей, медицинских психологов, социо- и психолингвистов.

Произведенный анализ медицинских этико-деонтологических текстов показывает, что наряду с аспектами речевого общения врачу чрезвычайно важно учитывать и невербальные аспекты коммуникации с пациентом.

Медицинская коммуникация, ее успешность, результативность рассматривается как динамический процесс с характерными вербальными и невербальными стратегиями и тактиками поведения.

Эффективная коммуникация врача и пациента, включающая в себя критерии выбора определенного типа коммуникации (информационный, интерпретационный, совещательный и патерналистский), а также способность восприятия информации пациентом, определяет успешность всего процесса лечения.

Современный пациент не довольствуется традиционно пассивной ролью, а проявляет стремление к активной коммуникации, желая быть услышанным и понятым врачом. В этой связи врачу принципиально важно владеть навыками правильного построения беседы с пациентом, нацеленной на разрешение лечебной ситуации, не ущемляя при этом надежд и ожиданий пациента.

Хорошим тоном для результативного общения с пациентом являются ряд коммуникативных средств, используемых врачом: 1) обращение к пациенту по имени; 2) доброжелательная улыбка; 3) контактоустанавливающая направленность мимики и жестов; 4) тактика утешения и ободрения пациента; 5) терпеливое и внимательное выслушивание больного. Врач в общении с больным всегда выступает в роли коммуникативного лидера и координирует изложение своей информации и ее восприятие пациентом. Специалист должен предоставить пациенту всю значимую информацию о его здоровье, о шансах на выздоровление, о возможных рисках в ходе лечения, о выборе предполагаемых вариантов лечения.

Эффективным для хода лечения является уважительное отношение к больному как к личности, что вызывает со стороны пациента гамму ответных положительных эмоций и тем самым устанавливается общий позитивный настрой на предстоящее лечение.

Самыми частотными и изучаемыми речевыми тактиками профессионально взаимодействия врача с пациентом являются тактика инструктажа («Вам следует…», «Вам необходимо…», «Вы должны…», «Не следует откладывать…», «Сделайте это безотлагательно…», «Советую не откладывать с лечением»), тактика аргументации («В противном случае могут возникнуть осложнения…», «Если Выне будете выполнять назначения врача, то…»), тактика обращения к здравому смыслу («Не нужно рисковать своим здоровьем…», «Вы понимаете, что предписания врача для Вас обязательны?», «Подумайте о возможных последствиях…»), тактика сознательного умолчания («Не будем торопиться с выводами…», «Не стоит делать преждевременные выводы…», «Необходимо сдать еще ряд анализов…», «Необходимо еще понаблюдать…»), тактика поощрения или деликатного порицания («Сегодня ваш внешний вид меня радует», «Вы сами чувствуете, что лечение пошло Вам на пользу?», «Ваши старания приносят положительные результаты» или «Не следует так беспечно относиться к назначенному лечению», «Лекарства нужно принимать строго по часам. Об этом Вам уже говорили.», «Что хорошего в том, что вы не занимаетесь своим здоровьем?».

Литература

Источник

Коммуникативные основы медицинской деятельности (общение врача и пациента). Часть 1

Основные трудности взаимодействия врача и пациента; барьеры общения. Коммуникативная компетентность, модели лечебного процесса.

Эта статья в формате видеолекции здесь.


Основные задачи, которые ставит перед собой врач, общаясь с пациентом:
— Установление контакта с больным;
— Диагностика болезни;
— План лечения;
— Оценка эффективности лечения.

Наименее определенным здесь является психологическое содержание «установления контакта с больным».
При этом процесс лечения заболевания сопровождается:
— Психологическими явлениями, связанными с личностью больного;
— Изменениями личности, связанными с болезнью (будь то острые заболевания, например, ОРВИ, или тяжелые хронические заболевания);
— Личностью врача;
— Применяемыми методами лечения.

Основные трудности, возникающие при общении с пациентом, представляют собой:
— Осознание пациентом угрозы здоровью (оптимистический настрой в отношении прогноза заболевания, когда пациент не осознает угрозу своему здоровью либо обратная ситуация, когда у пациента присутствует ипохондрическое состояние, которое усугубляет течение заболевания);
— Трудности, связанные с ограничением привычного нормального режима жизни;
— Заболевание как препятствие к реализации личных целей (вызывает негативные эмоции, которые сказываются на процессе общения с врачом);
— Возникновение у больного состояния психической напряженности как реакции на трудность (или опасность);
— Существенные изменением у пациента привычных параметров деятельности и общения.

Предпосылок для усугубления таких трудных ситуаций в медицине достаточно, и, если их не предупреждать, они реализуются в конфликты. В случаях неудовлетворенности медицинской помощью имеют место трудности взаимодействия между врачом и больным (по статистическим данным, у пациентов наибольшую неудовлетворенность вызывает работа регистратуры, отсутствие возможности записаться на прием к врачу через интернет, ожидание в очереди при записи на прием на определенное время, когда у врача нет возможности принять пациента именно в это время (не всегда удается уложиться в строго выделенные 15 минут на каждого пациента).

Это необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи.

В целом качество медицинской помощи можно разделить на два основных направления:
— качество работы врача, а именно его коммуникативные навыки (профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций);
— организация медицинской помощи в поликлинике (работа главного врача и его компетенции как управленца).

Трудности взаимодействия врача и пациента находят свое выражение:
— в искажении восприятия (для каждого человека характерна избирательность внимания, что означает подсознательный выбор именно той информации, которая ему интересна, восприятие информации через собственные оценочные критерии; информация, которая не вызывает ни интеллектуального ни эмоционального отклика, человеком не воспринимается; в то же время вся воспринятая информация искажается человеком с учетом его психологических установок, эмоциональной оценки и личного опыта; таким образом, пациент непроизвольно искажает информацию, полученную от врача, с учетом доверия/недоверия врачу, понимания/непонимания того, о чем говорит доктор) ;
— в отсутствии понимания и оценки информации (в этой ситуации врач должен уметь говорить с пациентом на его языке и обладать навыком получения обратной связи от больного);
— в конкурирующем взаимодействии врача и больного вплоть до конфронтации (для предотвращения подобной ситуации всегда необходимо дать пациенту высказаться, выразить свою точку зрения, согласиться с его утверждением, но в дальнейшем инициативу по принятию решения брать в свои руки).

Профессионализм врача состоит из трех основных компонентов:
— Знание – это теоретическая парадигма, определяющая, что делать и зачем.
— Умение – дает представление о том, как делать.
— Желание – это мотивация: хочу делать.
Чтобы развить профессиональные навыки, необходимо сочетание Знания, Умения и Желания.

Для врача как профессионала важны такие ключевые моменты, как правильная диагностика, назначение адекватного лечения и получение определенного результата, а также наличие клинического мышления (позволяет врачу выстроить сотруднические отношения с пациентом).

какое общение более результативно при общении врача с пациентом


Успех во врачебной деятельности также определяется следующими психологическими особенностями:
I. Высокий уровень коммуникативной компетентности:
— Аффилиация − потребность человека быть в обществе других людей, живое, заинтересованное отношение к пациентам, стремление помогать им, защита от профессиональной деформации.
— Эмоциональная стабильность − контроль над эмоциональными реакциями.
— Эмпатия − психологическая «включенность» в мир переживаний больного.
— Сенситивность к отвержению − способность воспринимать негативное отношение окружающих.
II. Независимость и автономность, сочетающаяся с уверенностью в собственных силах.
III. Гибкость и пластичность поведения в изменяющихся нестандартных профессиональных ситуациях.
IV. Высокая степень устойчивости к стрессу, информационным и эмоциональным перегрузкам.

Помимо этого важна коммуникативная компетентность, которая подразумевает наличие определенных психологических знаний (например, о типах личности, о способах переживания и реагирования на стресс у разных людей в зависимости от типа темперамента, о специфике связи между типами телосложения и особенностями психического склада личности и т. п.). Иными словами, это сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, «читать» невербальный язык коммуникации, строить беседу, формулировать вопросы; владение врачом собственными эмоциями, способность сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом, правильное понимание больного и соответствующее реагирование на его поведение; коммуникативная толерантность и умение не только психологически правильно строить отношения с больным, но и способность в процессе этих отношений оставаться в рамках профессиональной роли.

Врачи, владеющие коммуникативными навыками:
— могут поставить точный диагноз, особенно, если это касается психологических проблем пациента;
— могут научить пациента контролировать свое состояние и лечение;
— имеют более хорошие результаты лечения;
— обеспечивают большую безопасность для пациента;
— сталкиваются с меньшим количеством жалоб по поводу использования служебного положения.

Модель лечебного процесса с точки зрения всего вышесказанного (о том, что база компетенций врача – коммуникативные навыки, так как именно с них начинается общение врача и пациента), выглядит следующим образом: на входе пациент, его личностные качества и характеристики его заболевания; на выходе – лечение и результат; в процессе взаимодействия врача и пациента очень важным моментом является квалификация врача, лечебные и диагностические мероприятия, ресурсы (материальные возможности пациента и ресурсы лечебного учреждения).

Источник

Возможные уровни общения «врач-пациент»

Примитивный уровень общения — самый низкий. Для человека,

осуществляющего общение на таком уровне, собеседник представляется не партнером, а предметом, нужным для слушания его речей или мешающим ему. Такие люди руководствуются только своими эгоистическими потребностями: нужен человек — его необходимо заинтересовать, не нужен — можно оттолкнуть, не заметить, игнорировать. Окружающие оцениваются по чисто внешним качествам: большой или малый, слабый или сильный, старый или молодой. В его обиходе и соответствующие определения: «пацан», «дед», «интеллигент в шляпе», «очкарик». Критическая самооценка отсутствует, только он прав и хорош собой.

Манипуляционный уровень общения строится на том, что для субъекта партнер является как бы соперником в игре, которого надо обыграть. Выигрыш имеет для него материальную, житейскую или психологическую выгоду. В процессе общения «манипулятор» стремится выявить у партнера те его особенности, которые могут быть использованы как слабые места для оказания наиболее сильного воздействия. Предпринимаются различные ходы, чтобы обмануть собеседника, скрыть собственное истинное лицо. В ход идут заигрывание, лесть, обещания.

Стандартизированный уровень общения возникает в ситуации, когда у людей нет подлинного желания контакта или готовности к нему. Этот уровень еще называют «контактом масок». Человек, общающийся на

этом уровне, в зависимости от направленности общения выбирает ту или иную «маску» — доброты, агрессии, безразличия, простодушия. В процессе общения подчеркивается стремление к скорейшему его прекращению.

Игровой уровень общения свойствен людям, знающим друг друга и проявляющим взаимный интерес. Общение в таком случае строится на стремлении обоих доставить друг другу радость, пользу, взаимообогащение. Партнеры равны между собой, доверяют друг другу, ценят достоинства и прощают недостатки друг друга.

Конвенциональный уровень общения присущ людям высокой культуры (конвенция–согласие). Он позволяет решать любые личностные и межличностные проблемы, глубже понимать душевное состояние партнера, используя наиболее приемлемые формы общения.

Деловой уровень общения заключается в том, что общающиеся стремятся разрешить деловые вопросы, затрагивающие интересы каждого из них, коллектива и общества в целом.

Духовный уровень общения является наивысшим. Партнер воспринимается как носитель духовных ценностей, которые вызывают у вас чувства, родственные благоговению, восторгу, обожанию.

Основы бесконфликтного общения

Полезны рекомендации Д. Карнеги по профилактике конфликтов:

• во избежание конфликтов необходимо отказаться от упреков и язвительной критики как неуместных, бесполезных и опасных аргументов; критика подобна почтовому голубю, она всегда возвращается обратно;

• каждый человек нуждается в искренней, от души похвале, поэтому легче человека побудить к какому-то действию, если при этом он чувствует уважение, пользу для себя, искренний интерес к его личности;

• важное качество — умение выслушать другого человека, дать ему поговорить о себе; рассказав о своих проблемах, человек порой сам начинает их осознавать по-новому;

• любое общение украшает улыбка, она создает атмосферу сотрудничества, спор улыбающихся людей не способен перерасти в конфликт;

• облегчает контакты знание имени человека, к которому мы обращаемся, — собственное имя всегда самое приятное для него слово и т. д.

Обращение к пациенту по имени и отчеству укрепляет его чувство самоуважения, подчеркивает наше уважительное к нему отношение, является одним из важнейших моментов в профилактике отрицательных реакций.

Особенности общения с психологически «сложными» пациентами

1. Общение с тревожными пациентами Общение с таким пациентом утомительно. Психологически он чувст-

вует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свои ощущения и переживания, ожидает неприятностей в будущем.

Очень часто сама тревога проявляется соматическими жалобами, усложняющими диагностику основного заболевания. Больные часто «переименовывают» тревогу: «я раздражен, я в напряжении, у меня слабость, я не сплю по ночам, я не чувствую себя самим собой и др.».

• это у вас функциональное –– не понятно и обидно;

• это у вас на нервной почве –– пациент чувствует себя обвиненным в несуществующей болезни;

• у вас нет болезней –– вызывает когнитивный диссонанс между плохим самочувствием и данным фактом, а также подрывает веру во врача.

Часто больные многоречивы, что «обезоруживает» врача, иногда они постоянно прерывают речь доктора.

Важно позволить пациенту выговориться и выразить свою тревожность, как бы трудно это ни казалось: это злит, раздражает, дезорганизует. Невысказанная тревожность не позволить установить продуктивный контакт с пациентом и обсуждать его состояние. Необходимо проявлять терпимость и понимание, не поддаваясь искушению порассуждать о «стрессах

и трудностях нашего времени», т.к. это не затрагивает переживаний конкретного человека.

2. Общение с враждебно настроенными пациентами.

Сложности общения с такими пациентами в том, что обычно они вызывают раздражение и враждебность у самого врача, иногда — наоборот, стремление проявлять чрезмерную любезность и подчеркнутую дружелюбие с игнорированием враждебности. Нелегко оставаться спокойным в ответ на озлобленность пациента и выслушивать неприятные вещи о себе или коллегах, но отвечать враждебностью — значит провоцировать еще большую враждебность.

Важно серьезно относиться к недовольству пациента: как усмешки, так и открытая конфронтация не способствуют формированию контакта. Пациент имеет право злиться! Вместо возмущения можно спокойно и тактично констатировать или спросить о состоянии пациента: «Вы кажетесь недовольным чем-то, не хотите ли объяснить?», «Я что-то не так сказал, вы разочарованы?» и др.

Важно также отличить личностные особенности пациента, который при помощи своей озлобленности общается с миром, и реакцию на несправедливость или этическую ошибку (в том числе коллег). Это нужно выяснить (хотя даже правда в данной ситуации бывает искаженной), не поддаваясь провокации начать дискуссию или обсуждения чьей-то некомпетентности.

3. Общение с плачущими пациентами.

Слезы мешают общению. Связано это с раздражением, возникающим у врача за «потерянное» время, иногда с чувством вины, что пациента «довели» до слез. Важно помнить, что плачут из-за своих личных проблем, но

уважительно к этому относиться. Когда становится заметно, что пациент собирается плакать, надо сохранять спокойствие, подождать, пока он справиться с собой. Возможно временное изменение темы разговора на более нейтральную –– это помогает успокоиться. Помните, женщины часто плачут от злости, но не могут выразить ее.

НЕ стоит утверждать:

• как вам не стыдно, прекратите немедленно –– это вызывает дополнительное чувство вины;

• поплачьте, вам станет легче –– это неправда, и для этого есть другое место и время;

• возьмите себя в руки –– психологически безграмотное предложение;

• пожалуйста, не плачьте –– обязанность успокаивать утомительна, предложение не помогает.

4. Общение с депрессивными и суицидальными больными. Депрессия –– это не только пониженное настроение, замедленность

речи и движений. Гораздо тяжелее в общении то, что пациент занят только собой, озабочен состоянием здоровья, становится болезненно зависим от мнения окружающих о себе. Зависимость и чувствительность к критике порождают неуверенность. Пациенты могут восприниматься как навязчивые, стремящие переложить ответственность за состояние полностью на врача, или чрезмерно податливые, стремящиеся «заслужить похвалу» («Я буду делать все-все что вы скажете, доктор!»).

Не стоит общаться с ним чрезмерно громко, бравировать своим хорошим настроением или «ныть» вместе с ним. Общение должно быть ровным, поддерживающим, стоит брать инициативу разговора — больные часто пассивны.

Депрессивные расстройства иногда сопровождаются суицидальными мыслями или попытками. Наиболее высока вероятность их при депрессии

в пору серьезных межличностных кризисов, утрате жизненных целей и приоритетов. Чаще они возникают у одиноких, чем у людей, живущих в семье, особенно у мужчин.

Важная черта потенциального самоубийцы –– амбивалентность, т.е. двойственность желаний и тенденций действовать.

• высмеивать намерения пациента, предполагая, что он тоже посмеется и передумает –– для него это слишком серьезно;

• осуждать: «Что вы такое выдумали, с ума сошли?» –– пациент просто почувствует себя непонятым, потеряете контакт;

• позволять собой манипулировать при помощи суицида –– «Ладно, переведу вас в другую палату (поговорю с женой, поменяю лекарство и др.)». Хотя и относится к демонстрационным парасуицидам нужно серьезно –– они могут оказаться завершенными нечаянно.

При выявлении у пациента суицидальной настроенности и глубокого уровня депрессии –– проконсультируйтесь у психиатра!

5. Общение с терминальными больными.

Отношение к смерти влияет на отношение к жизни. Людям свойственно бояться умирания, и это часто является основной проблемой общения с умирающими больными –– напоминание о неизбежности собственной смерти, а также понимание ограниченности своих возможностей в борьбе с ней. Врачи стараются меньше общаться со своими тяжелыми пациентами, не встречаться с ними взглядом, не разговаривать. Особенно тяжело в ситуации, когда нет возможности говорить с пациентом о смерти прямо. Да и не каждый врач сможет. Даже в ситуации «замалчивания» проблемы умирания спокойное, мужественное принятие факта конечности бытия благотворно влияет на эмоциональное состояние пациента. Как правило, больные чувствуют неблагоприятный прогноз по невербальным признакам, и к сожалению, тяжелейший путь в общении с надвигающейся смертью «отрицание–злоба–торг–депрессия–смирение» в нашей стране проходят в одиночку.

Часто к умирающему относятся как к уже умершему –– игнорируют, что особенно тяжело. Помощь такому пациенту может быть существенной: не просто поговорить о болезни и состоянии, но и быть рядом (они сильно страдают от вынужденной фактической и эмоциональной изоляции).

Источник

Общение врача и пациента: поговори со мною, доктор.

Поделиться:

Политика, цены на рынке, падение нравов подрастающего поколения и многие другие не менее «увлекательные» темы… нет, это не лавочка со старушками перед домом, а кабинет врача, поликлинический прием… Весьма часто при общении с пациентами всплывают темы, здоровья не касающиеся. Допустимо ли это?

Почему «белый шум» нежелателен

В интернете это явление называется оффтопик: отнимающие время и внимание разговоры на посторонние темы. С точки зрения true-медицины, врач при общении с пациентом должен не пресекать подобное, а слушать, просеивая тонны словесной руды в надежде выцедить золотую крупинку того симптома, о котором пациент не расскажет при обычном расспросе.

Здесь могут быть сведения о бытовых условиях и привычках, о составе семьи, о возможных заболеваниях и зависимостях у родственников, в общем, много данных разной степени полезности. Проблема в том, что время, потраченное на подобный подход, неадекватно получаемому результату (если он вообще есть).

В практике — за ограниченное время приема (от 8 до 20 минут в зависимости от специализации) врач должен задать довольно большой список вопросов пациенту, без которых никак не обойтись.

Кроме того, пациенту нужно время чтобы раздеться, врач должен провести осмотр, физикальные исследования (пощупать, постукать, послушать), пациенту нужно время, чтобы одеться, врач должен сформулировать предварительный диагноз, определить, какой объем анализов и других исследований нужно провести, выписать направления, определить трудоспособность, оформить связанные с эти документы, определить объем лечения, получить документ об информированном согласии пациента на это лечение и обследование, рассказать как именно принимать то или иное лекарство, обязательно уделить время для пояснения необходимых в связи с заболеванием изменений образа жизни (диета, режим сна, физнагрузки, особенности гигиены), с помощью «наводящих» вопросов по возможности уточнить насколько человек понял сказанное, вышеперечисленное отразить в разного рода меддокументации. И это в простом случае.

какое общение более результативно при общении врача с пациентомЧитайте также:
Полное обследование

Если болезнь заразна или требует консультации смежных специалистов, выписки «льготных» лекарств и так далее, то список крайне необходимых действий, которые нужно выполнить в короткий временной промежуток, только возрастает. И все это под аккомпанемент «мне-только-спросить» и даже «ну-чего-так-долго-принимает-очередь-же».

какое общение более результативно при общении врача с пациентом

Поэтому сведения о моральном облике и привычках к психоактивным веществам ваших соседей, счетах за коммунальные услуги, размере пенсии, коварстве невестки и негодности зятя лучше оставить за рамками приема. Это будет приятно врачу, сэкономит время всех пациентов стоящих за вами в очереди, а главное, уменьшит информационный шум в коммуникации «врач — пациент», что существенно снизит вероятность ошибок и недопониманий.

Наоборот, конкретные сведения касающиеся именно вашего здоровья, при общении с доктором лучше изложить, даже если немножко стесняетесь. Помните, нет такого термина, как стыдные болезни.

За оффтопное общение — в бан

Существует и частичный оффтопик, когда общение пациента с врачом хотя и касается медицины, но напрямую со здоровьем первого не связаноа (вопросы чисто теоретического плана). Их обожают адепты ЗОЖ (в худшем его понимании), медицины альтернативной и нетрадиционной ориентации, а также противники прививок. Задавая какие-то очень теоретические вопросы из области биохимии, нормальной или патологической физиологии, почерпнутые из бульварно-оздоровительной прессы, они стараются подловить врача на некоторых несоответствиях, втянуть в длительную дискуссию, посвященную уринотереапии, гомеопатии или излюбленным БАДам, с целью «просветить» доктора.

Часто, особенно когда врач непосредственно не занят приемом, что-то пишет или печатает, подобные беседы «вежливо» начинаются с фраз «Вы же все равно не заняты» или даже «Скучаете?», что добавляет прелести ситуации неимоверно.

Люди, запомните: пишущий врач — занят. Точка. Попытка втянуть его в какую то сомнительную БАДоторговлю может закончиться прямыми основаниями для справедливых слухов о грубости, а то и даже «хамстве» медиков. Если же вам действительно интересны медицинские знания, то для всех желающих есть куча просветительских проектов помимо поликлиники: курсы (которые, кстати, могут проходить там же), публичные лекции, семинары — там эти вопросы ожидаемы и уместны.

Самые общительные пациенты

Явление оффтопика на приеме куда как более частое, чем это может показаться со стороны. Им грешат не только пациенты пожилого возраста и/или пациенты с дефицитом общения, но и вполне молодые и успешные манипуляторы, со свойственным только им отношением к болезни. В попытке разжалобить профессионально бесчувственного доктора, заводят беседы различные родственники и «блатные», которых принимать доктор не должен был, но вот не отказал, и надо же как-то «сгладить» неловкость момента. В общем, много кто.

Особую категорию составляют «остряки». Их остроты, как правило, проверены временем и стереотипны. Первому человеку на приеме, который «шутит» про то, что медкомиссия ого-го-го «хоть-в-космос-запускай», мило улыбаешься, на десятой такой «шутке» за день милость улыбки снижается, на двадцатой уже больше напоминает оскал, и шутника хочется не то чтобы отправить в космос в реале… но, по крайней мере, раскрутив изрядно в центрифуге, показать, что такое настоящая медкомиссия для космонавтов.

К сожалению, некоторые мои коллеги (особенно старшего возраста) тоже не пренебрегают оффтопиком. Как реагировать на подобное поведение? Многие пациенты считают таких врачей «душевными», не понимая, что время, потраченное на посторонние темы, выкраивается за счет них же.

Как реагировать в таком случае? Если это разово — вежливо прервать, спросив что-то конкретное. Если повторяется регулярно, особенно в виде политической или религиозной пропаганды или, еще хуже, назойливой рекламы БАДов, — лучше поискать другого врача.

Помните! Конечное время нашей жизни — самый ценный из имеющихся у смертных людей ресурс. Не стоит тратить его на белый шум.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *