какое общее грамматическое значение глагола

Глагол: морфологические признаки и синтаксическая роль

какое общее грамматическое значение глагола

Большинство предложений, в которые мы оформляем высказываемые мысли, строятся с помощью глаголов (Гл.). Хотим ли мы высказать желание, необходимость, подчеркнуть свойства описываемого предмета, сообщить о произошедшем событии, используем модальные Гл., формы в различных наклонениях или просто связку быть.

какое общее грамматическое значение глагола

Гл. называет действие или состояние. Если говорить о синтаксических свойствах, то лично-временные формы выступают в качестве сказуемого, начальная может быть всеми членами предложения. Неопределенная форма глагола не зря называется особой: передавая только саму идею действия, обладает только постоянными грамматическими признаками.

Грамматическое значение глагола

Обобщенное значение, свойственное глаголу, — передача информации о действии субъекта. Принято выделять основные группы действий, обозначаемых глаголом:

какое общее грамматическое значение глагола

Постоянные признаки

При спряжении Гл. меняют аффиксы в зависимости от требований контекста. Но в любом времени, лице, роде и числе они сохраняют набор свойств. Неизменяемые грамматические (морфологические) свойства глаголов можно определить у всех форм конкретной речевой единицы, вне зависимости от коммуникативной ситуации.

какое общее грамматическое значение глагола

Вид глагола

По критерию законченности/протяженности процесса Гл. делятся на виды – совершенный (СВ) и несовершенный (НВ). Вопрос к глаголам СВ – “Что сделать?” Обобщенное значение — завершенность, законченность: увидеть, приехать, высказать.

Глаголы НВ передают значение длящегося, незавершенного действия: вглядываться, говорить, стирать, идти. Если глагол отвечает на “Что делать?” “Что делал?” “Что будет делать?”, значит, он несовершенного вида.

Возвратность и невозвратность

Категория невозвратности характеризует действие по направленности на объект (стучать, кидать, умывать, менять). При морфемном анализе слова возвратные глаголы легко отличить по постфиксу -сь или -ся в конце слова (целоваться, открываться). Они передают значение замкнутости действия, направленного на субъект или ограниченности небольшим кругом лиц (кидаться, умываться, меняться).

Грамматическая категория переходности

Особенность переходного глагола – потребность в управляемом слове, раскрывающем смысл, которое стоит в беспредложном Вин. или Род. падеже: сдвинуть (стол, книгу), включить (телевизор, люстру), копать (землю, яму). Переходность в грамматическом смысле — неопосредованная направленность действия на предмет.

Непереходность глагола позволяет ему сочетаться с существительным или местоимением в любом непрямом падеже, кроме беспредложных родительного и винительного: ходить (по земле), смотреть (в зеркало), верить (в примету).

Глагольное спряжение

В зависимости от окончаний, приобретаемых при изменении формы, выделяют два спряжения, они также являются постоянным признаком глагола. Небольшая группа слов (дать, есть и их словоформы) изменяются по особой системе. Глаголы бежать и хотеть относятся к разноспрягаемым: их формы имеют окончания обоих спряжений.

какое общее грамматическое значение глагола

Непостоянные признаки

Изменяемые грамматические свойства характерны спрягаемым формам глагола. Словоформу анализируют в контексте, в зависимости от особенностей словоупотребления.

какое общее грамматическое значение глагола

Глагольное наклонение

По признаку реальности описываемой ситуации в лингвистике принято выделять следующие глагольные наклонения:

какое общее грамматическое значение глагола

Изменение по временам

Глаголы только одного из трех перечисленных наклонений, изъявительного, могут меняться по временам. В русском языке система довольно простая, состоит из трех уровней:

Лицо глагола

Означает отнесенность действия к объекту, предмету. Изучается в рамках программы 6 класса, наряду с иными характеристиками глагола. Изменение по лицам свойственно глаголам всех наклонений и в, кроме простого прошлого:

Глаголы,обозначающие состояние природы или человека, не подразумевают отнесения к конкретному действующему лицу или предмету: моросит, мерещится. Такие глаголы называют безличными.

Род у глагола

Род определяется у словоформ прошедшего времени единственного числа: нашел, увидел, сказал — нашла, увидела, сказала.

Единственное и множественное число

Число можно определить у изменяемых форм глагола: крашу — красят, красил — красили, покрасит — покрасят.

Школьники, обучающиеся в 7 классе, должны уверенно определять основные морфологические характеристики глагола при морфологическом анализе слова.

какое общее грамматическое значение глагола

Синтаксические признаки глагола

Синтаксические и морфологические признаки глагола тесно связаны между собой.

В предложении изменяемые формы глагола выступают в роли простого сказуемого: открылась дверь на лестницу; на лес опустился туман.

Часто встречаются примеры употребления глагола в составном сказуемом: все может случиться, начну бегать по утрам. В этом случае глаголы (может случиться, начну бегать) передают общее значение и выступают в предложении как неделимая конструкция. Составное глагольное сказуемое состоит из двух компонентов: личная глагольная форма, которая несет в себе модальное или иное дополнительное значение (могу, начну) и начальная форма, передающая смысл высказывания (бегать, случиться).

какое общее грамматическое значение глагола

Инфинитив — самая разнообразная по синтаксическим признакам, присущим глаголу, словоформа. Может выполнять в предложении любую синтаксическую функцию:

Источник

Что такое глагол в русском языке?

Глагол — это само­сто­я­тель­ная часть речи, кото­рая име­ет харак­тер­ные посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки, отли­ча­ю­щие его от слов дру­гих частей речи: вид, пере­ход­ность, воз­врат­ность, спря­же­ние и т. д.

В систе­ме частей речи рус­ско­го язы­ка суще­ству­ют сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие (сте­лить), про­цесс (объ­яс­нять), состо­я­ние (чув­ство­вать). Такие сло­ва назы­ва­ют глаголами.

Глаголы в русской речи

Найти вер­ный гла­гол для фра­зы – это зна­чит дать дви­же­ние фразе.

На уди­ви­тель­ную силу рус­ско­го гла­го­ла обра­ща­ли вни­ма­ние мно­гие писа­те­ли и язы­ко­ве­ды. Например, Николай Греч писал:

Глагол при­да­ет речи жизнь, — при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные слова.

Термин «гла­гол» вос­хо­дит к ста­ро­сла­вян­ско­му сло­ву «гла­го­лить», что по-русски зна­чит «гово­рить». В древ­не­рус­ском язы­ке одним из зна­че­ний лек­се­мы «гла­гол» было «сло­во», «речь вооб­ще». Именно в этом смыс­ле упо­тре­бил его А.С. Пушкин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк»:

Глагол — это важ­ней­шая часть речи в рус­ском язы­ке. Уже в самом назва­нии под­чер­ки­ва­ет­ся его осо­бая значимость.

Глагол как часть речи обо­зна­ча­ет «про­цесс». С помо­щью гла­го­ла мы узна­ем, как все в этом мире дви­га­ет­ся, гово­рит, меня­ет крас­ки, как зву­чит, как чув­ству­ет себя.

Известный рус­ский линг­вист А.М. Пешковский утвер­ждал, что «гла­го­лы — это сло­ва, ожив­ля­ю­щие все, к чему они при­ло­же­ны». И это дей­стви­тель­но так.

С помо­щью имен суще­стви­тель­ных мож­но назвать пред­ме­ты и явле­ния, кото­рые нас окру­жа­ют. Имена при­ла­га­тель­ные помо­га­ют уточ­нить то, что назва­но име­нем суще­стви­тель­ным, но толь­ко гла­го­лы могут «ожи­вить» окру­жа­ю­щий нас мир.

Языковедами гла­гол выде­ля­ет­ся как самая слож­ная и ёмкая само­сто­я­тель­ная часть речи. По под­сче­там уче­ных гла­гол зани­ма­ет вто­рое место (после суще­стви­тель­но­го) по частоте
упо­треб­ле­ния в речи.

Чтобы понять, что такое гла­гол в рус­ском язы­ке, рас­смот­рим его общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские при­зна­ки. А нач­нем мы с определения:

Неопределенная форма глагола

Неопределенная фор­ма (инфи­ни­тив) явля­ет­ся исход­ной, началь­ной фор­мой гла­го­ла и отве­ча­ет на вопросы

что делать? что сделать?

какое общее грамматическое значение глагола

Запомним неопре­де­лен­ную фор­му гла­го­ла «прий­ти» (ср. «зай­ти», «вый­ти», «отой­ти», «обой­ти» и пр.)

Начальная фор­ма не обо­зна­ча­ет вре­ме­ни, не име­ет непо­сто­ян­ных при­зна­ков лица или чис­ла. Она име­ет толь­ко вид, может быть пере­ход­ным или непе­ре­ход­ным, воз­врат­ным или невозвратным.

Синтаксическая функ­ция неопре­де­лен­ной фор­мы шире, чем у дру­гих форм гла­го­ла. Инфинитив может высту­пать в роли всех чле­нов предложения.

Искусство (какое?) гово­рить не каж­до­му дано.

Отец не раз­ре­ша­ет сыну (что?) откры­вать двер­цу пти­чьей клетки.

Дети при­шли (с какой целью?) посмот­реть на ново­рож­ден­ных котят.

Глаголы выра­жа­ют дей­ствие или состо­я­ние в грам­ма­ти­че­ских фор­мах вида, пере­ход­но­сти, накло­не­ния, вре­ме­ни, лица и чис­ла и пр. Рассмотрим, какие посто­ян­ные при­зна­ки име­ет гла­гол как само­сто­я­тель­ная часть речи.

Переходные и непереходные глаголы

В рус­ском язы­ке гла­го­лы делят на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Переходные гла­го­лы обо­зна­ча­ют дей­ствие, кото­рое пере­хо­дит на пред­мет. Грамматически это выра­жа­ет­ся в их спо­соб­но­сти управлять

Все осталь­ные гла­го­лы, управ­ля­ю­щие суще­стви­тель­ны­ми с пред­ло­га­ми, в том чис­ле воз­врат­ные гла­го­лы, явля­ют­ся непереходными:

какое общее грамматическое значение глагола

Возвратные и невозвратные глаголы

Возвратность явля­ет­ся посто­ян­ным грам­ма­ти­че­ским при­зна­ком гла­го­лов. Возвратные гла­го­лы обо­зна­ча­ют, что дей­ствие пере­но­сит­ся на само дей­ству­ю­щее лицо:

Показателем воз­врат­но­сти явля­ет­ся нали­чие в кон­це сло­ва пост­фик­са -ся /-сь.

какое общее грамматическое значение глагола

Вид глагола

Вид гла­го­ла — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак слов этой части речи.

Все гла­го­лы рас­пре­де­ля­ют­ся на две груп­пы в зави­си­мо­сти от того, как про­те­ка­ет дей­ствие, обо­зна­чен­ное ими:

Глаголы совер­шен­но­го вида свя­за­ны с достиг­ну­тым резуль­та­том дей­ствия, его нача­лом или кон­цом или с одно­крат­но­стью дей­ствия (гла­го­лы с суф­фик­сом -ну-). Эти сло­ва отве­ча­ют на вопрос что сделать?

Они име­ют толь­ко две фор­мы времени:

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обо­зна­ча­ют дли­тель­ное, совер­ша­ю­щее в дан­ный момент или повто­ря­ю­ще­е­ся дей­ствие и отве­ча­ют на вопрос что делать?

Эти сло­ва име­ют три фор­мы времени:

какое общее грамматическое значение глагола

Спряжение глаголов

В зави­си­мо­сти от лич­ных окон­ча­ний в рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют I и II спря­же­ние гла­го­ла.

Личные окон­ча­ния гла­го­лов I спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-ем (-ём)иду, узнаюидем, узна­ем2-е-ешь (-ёшь)-ете (-ёте)идешь, узна­ешьиде­те, узнаете3-е-ет (-ёт)-ут (-ют)идет, узна­етидут, узна­ют

Личные окон­ча­ния гла­го­лов II спряжения

Лицо

Окончания

Примеры

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

1-е-у (-ю)-имслав­лю, научусла­вим, научим2-е-ишь-итесла­вишь, научишьсла­ви­те, научите3-е-ит-ат (-ят)сла­вит, научитсла­вят, научат

какое общее грамматическое значение глагола

Глаголы «хотеть» и «бежать» отно­сят­ся к раз­но­спря­га­е­мым гла­го­лам. Часть лич­ных форм име­ют окон­ча­ние пер­во­го спря­же­ния, часть второго:

ЛицоХотетьБежать
Ед. чис­лоМн. чис­лоЕд. чис­лоМн. чис­ло
1-ея хочумы хотимя бегумы бежим
2-еты хочешьвы хоти­теты бежишьвы бежи­те
3-еон хочетони хотятон бежитони бегут

Глаголы «есть», «дать» име­ют осо­бые лич­ные окончания.

Перейдем к непо­сто­ян­ным при­зна­кам глагола.

Наклонение

Глаголы упо­треб­ля­ют­ся в фор­мах трех наклонений:

Изъявительное накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие рас­смат­ри­ва­ет­ся как реаль­ный факт. Оно может про­ис­хо­дить в насто­я­щем, буду­щем или про­шед­шем вре­ме­ни. Глаголы несо­вер­шен­но­го вида в изъ­яви­тель­ном накло­не­нии име­ют фор­мы всех трех времен:

У гла­го­лов совер­шен­но­го вида суще­ству­ют фор­мы двух времен:

Этим изъ­яви­тель­ное накло­не­ние отли­ча­ет­ся от дру­гих накло­не­ний, у кото­рых нет кате­го­рии времени.

Повелительное накло­не­ние выра­жа­ет побуж­де­ние к дей­ствию в виде прось­бы, сове­та, при­ка­за, поже­ла­ния. Глагол в пове­ли­тель­ном накло­не­нии отве­ча­ет на вопро­сы что делай (те)? что сделай(те)?

Повелительное накло­не­ние обра­зу­ет­ся с помо­щью суф­фик­са или нуле­во­го суф­фик­са от осно­вы насто­я­ще­го (буду­ще­го вре­ме­ни). Глаголы в фор­ме пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют фор­мы един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа:

Условное (сосла­га­тель­ное) накло­не­ние обо­зна­ча­ет, что дей­ствие воз­мож­но при опре­де­лен­ных обстоятельствах.

Если ты не под­дер­жа­ла бы меня в тот момент, вся наша затея закон­чи­лась бы пол­ным провалом.

Условное накло­не­ние гла­го­ла обра­зу­ет­ся при­бав­ле­ни­ем части­цы бы к фор­ме про­шед­ше­го вре­ме­ни. Глаголы в фор­ме услов­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по родам и числам:

Категории вре­ме­ни эти гла­го­лы не имеют.

какое общее грамматическое значение глагола

Время у глаголов

Время — это непо­сто­ян­ный при­знак гла­го­ла. Различают насто­я­щее, про­шед­шее и буду­щее вре­мя толь­ко у гла­го­лов в фор­ме изъ­яви­тель­но­го наклонения:

какое общее грамматическое значение глагола

Прошедшее вре­мя гла­го­ла ука­зы­ва­ет, что дей­ствие уже состо­я­лось. Формы про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся при­бав­ле­ни­ем суф­фик­са -л- к осно­ве неопре­де­лен­ной фор­мы и окон­ча­ний рода и числа:

Будущее вре­мя обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­шит­ся после момен­та речи о нем. Формы буду­ще­го вре­ме­ни быва­ют про­стые и слож­ные. Простое буду­щее вре­мя име­ют гла­го­лы совер­шен­но­го вида с приставкой:

Сложное буду­щее вре­мя гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ет­ся с помо­щью вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» в лич­ных фор­мах и неопре­де­лен­ной формы:

Лицо у глаголов

Грамматическая фор­ма лица обо­зна­ча­ет отне­сен­ность дей­ствия к опре­де­лен­но­му про­из­во­ди­те­лю. У гла­го­лов раз­ли­ча­ют три фор­мы лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Форма 1 лица выра­жа­ет, что дей­ствие совер­ша­ет сам гово­ря­щий (я рисую, мы рису­ем).

Форма 2 лица пока­зы­ва­ет, что дей­ствие про­из­во­дит собе­сед­ник (ты поешь, вы пое­те).

Форма 3 лица обо­зна­ча­ет, что дей­ству­ет тот, о ком идет речь (он пла­ва­ет, они пла­ва­ют).

Значение лица выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний в насто­я­щем и буду­щем вре­ме­ни гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и лич­ных местоимений:

Безличные глаголы

В рус­ском язы­ке суще­ству­ют гла­го­лы, кото­рые обо­зна­ча­ют дей­ствие или состо­я­ние чело­ве­ка и при­ро­ды, про­те­ка­ю­щее само по себе, без непо­сред­ствен­но­го дея­те­ля. Это без­лич­ные гла­го­лы, кото­рые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме сов­па­да­ют с гла­го­ла­ми тре­тье­го лица един­ствен­но­го насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни или сред­не­го рода в фор­ме про­шед­ше­го времени.

Понаблюдаем:

Некоторые лич­ные гла­го­лы могут упо­треб­лять­ся в роли безличных:

Морфологические признаки глагола

Подытожив иссле­до­ва­ние гла­го­ла как части речи, ука­жем его грам­ма­ти­че­ские признаки.

Начальная фор­ма — инфинитив.

Постоянные при­зна­ки глагола:

I. вид совер­шен­ный или несовершенный;

Непостоянные при­зна­ки глагола:

какое общее грамматическое значение глагола

Синтаксическая роль глагола

Глаголы в раз­лич­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах чаще все­го явля­ют­ся глав­ным чле­ном пред­ло­же­ния — сказуемым.

Бабушка сидит на зава­лин­ке под окном.

Вернулся бы домой вовре­мя, да заблу­дил­ся в лесу.

Видеоурок «Глагол как часть речи»

Заключение

Об экс­прес­сив­ных воз­мож­но­стях рус­ско­го гла­го­ла гово­ри­ли мно­гие линг­ви­сты и писа­те­ли. Еще Н. Греч отме­тил, что гла­гол «при­да­ет речи жизнь», «при­сут­стви­ем сво­им живо­тво­рит отдель­ные сло­ва».

Современные иссле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что в гла­го­ле, образ­но гово­ря, течет самая алая, самая арте­ри­аль­ная кровь рус­ско­го язы­ка. Глагол во всем богат­стве его семан­ти­ки, со свой­ствен­ны­ми ему зна­че­ни­я­ми грам­ма­ти­че­ских форм и воз­мож­но­стя­ми син­так­си­че­ских свя­зей, при мно­го­об­ра­зии сти­ли­сти­че­ских при­е­мов образ­но­го упо­треб­ле­ния явля­ет­ся неис­чер­па­е­мым источ­ни­ком экспрессии.

Глагол — необык­но­вен­ная часть речи. В чем же заклю­ча­ет­ся его сила?

Удивительным свой­ством рус­ско­го гла­го­ла явля­ет­ся его спо­соб­ность не толь­ко назы­вать дей­ствие, но и пока­зы­вать, как оно про­те­ка­ет во вре­ме­ни. А про­те­ка­ет оно необы­чай­но раз­но­об­раз­но: может совер­шать­ся дли­тель­ное вре­мя (пры­гать, тол­кать, кри­чать, думать, слу­шать), но может про­изой­ти в один момент (прыг­нуть, толк­нуть, крик­нуть, блес­нуть), может обо­зна­чать нача­ло дей­ствия (запеть, закри­чать, забо­леть, загре­меть) или, напро­тив, его конец (допеть, дова­рить, доде­лать, допи­сать, дочи­тать) и пр.

Важнейшая сти­ли­сти­че­ская функ­ция гла­го­ла в речи – при­да­вать дина­мизм опи­са­ни­ям. Глагол исполь­зу­ет­ся в речи преж­де все­го для пере­да­чи дви­же­ния, выра­жа­ю­ще­го дина­ми­ку окру­жа­ю­ще­го мира и духов­ной жиз­ни человека.

Подведем итог сло­ва­ми К. Г Паустовского о рус­ском языке:

С рус­ским язы­ком мож­но тво­рить чуде­са. Нет ниче­го тако­го в нашей жиз­ни и в нашем созна­нии, что нель­зя было бы пере­дать рус­ским сло­вом. Звучание музы­ки, спек­траль­ный блеск кра­сок, игру све­та, шум и тень садов, неяс­ность сна, тяжё­лое гро­мы­ха­ние гро­зы, дет­ский шёпот и шорох мор­ско­го гра­вия. Нет таких зву­ков, обра­зов и мыс­лей – слож­ных и про­стых, для кото­рых не нашлось бы в нашем язы­ке точ­но­го выражения.

Источник

Какое общее грамматическое значение глагола

Глагол – самая сложная и наиболее емкая часть речи в русском языке, обозначающая действие как процесс. Понятие процесса в грамматике мыслится обобщенно и включает деятельность, работу (строить, построить), движение (шагать, шагнуть), состояние (радоваться, обрадоваться), становление (мужать, возмужать), восприятие (слышать, услышать), мышление (понимать, понять) и др.

Значение действия как процесса у глагола выражается категориями: вида – отношением действия к его внутреннему пределу (решатьрешить); наклонения – отношением действия к действительности (решаюрешал бырешай); времени – отношением действия к моменту речи (решаюрешалбуду решать); залога – отношением действия к субъекту и объекту (я решаю задачузадача решается мною); лица – отношением действия к субъекту (решаюрешатьрешает). Глагольные формы имеют значения числа и рода.

Действия могут быть выражены и отглагольными существительными: косьба, бег, говорение. В отличие от глаголов подобные существительные выражают действие опредмеченное, которое характеризуется грамматическими значениями рода, числа и падежа. Так, словоформа косьба имеет общее грамматическое значение предметности, реализуемое в значениях женского рода, единственного числа, именительного падежа, а словоформа косит – общее грамматическое значение действия как процесса, выраженное в значениях несовершенного вида, изъявительного наклонения, настоящего времени, действительного залога, третьего лица, единственного числа.

Глагол изменяется по наклонениям, временам, лицам, числам и родам. Такое изменение называется спряжением (в широком смысле этого слова). Спрягаемым формам глагола противопоставлены неспрягаемые формы: инфинитив, причастие и деепричастие. Инфинитив и деепричастие не имеют форм словоизменения, а причастие склоняется по образцу имени прилагательного.

Категории вида и залога свойственны всем глагольным формам, категории наклонения, времени и лица – только спрягаемым (категорию времени в значениях настоящего и прошедшего времени имеют причастия), категория числа – всем глагольным формам, кроме инфинитива и деепричастия, категория рода – только формам прошедшего времени, сослагательного наклонения и причастиям.

Все морфологические признаки глагола взаимосвязаны.

Основная синтаксическая функция глагола в предложении – простое глагольное сказуемое. В функции сказуемого выступают спрягаемые формы глагола. Неспрягаемые формы глагола обычно выполняют в предложении другие функции. Так, инфинитив может выступать в роли любого члена предложения, основная функция причастия – определение, деепричастия – обстоятельство.

Глагол управляет косвенными падежами имени и может определяться наречием.

Итак, глаголом называется знаменательная часть речи, к которой относятся слова, имеющие общее грамматическое значение действия как процесса, выражающие это значение в формах вида, наклонения, времени, залога, лица и выступающие в предложении в функции простого глагольного сказуемого (спрягаемые формы), любого члена (инфинитив), определения (причастие), обстоятельства (деепричастие).

Общими признаками для спрягаемых и неспрягаемых глагольных форм, позволяющими объединить их в единую систему (парадигму), являются:

• Единство глагольной основы. Все глагольные формы образуются от двух основ: основы настоящего (будущего) времени глагола (играj(у)играешь, играющий, играя) и основы инфинитива, которая называется также основой прошедшего времени (игра(ть)играл, игравший).

• Единство видовых образований. Все глагольные формы имеют значение несовершенного или совершенного вида (играю, заиграю; играть, заиграть; игравший, заигравший; играя, заиграв).

• Единство залоговых образований. Все глагольные формы могут иметь значение залога (я играю вальс; он стал играть вальс; игравший вальс пианист; пианист улыбался, играя вальс).

• Способность всех форм управлять косвенными падежами имени (играю, играть, игравший, играя на скрипке).

• Способность всех форм определяться наречием (играю, играть, игравший, играя быстро).

Парадигма глагола может состоять более чем из 200 словоформ. Если рассматривать спрягаемые формы глагола с точки зрения наклонения, времени, лица, числа и рода, не касаясь видовых и залоговых образований, то парадигма глагола, например, играть, включая инфинитив, причастие и деепричастие выглядит следующим образом:

Формы изъявительного наклонения (времени, лица, рода, числа)

играю буду играть играем будем играть

играешь буду играть играете будете играть

играет будет играть играют будут играть

играл играла играло играли

Формы сослагательного наклонения (рода, числа)

играл бы играла бы играло бы играли бы

Формы повелительного наклонения (числа)

Формы причастий (действительных и страдательных настоящего и прошедшего времени без парадигм словоизменения)

играющий игравший играемый игранный

Формы изъявительного наклонения настоящего времени образуются от основы настоящего времени глагола с помощью личных окончаний; формы будущего времени – или от основы будущего времени глагола совершенного вида с помощью личных окончаний (сыграю), или путем прибавления глагольной связки быть к инфинитиву (буду играть); формы прошедшего времени – от основы инфинитива с помощью суффикса -л- (читал, узнал, изучил), а отдельные формы мужского рода – с помощью нулевого суффикса: (вез, запер, но везла, заперла).

Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего (будущего) времени глагола с помощью суффикса -и- (бери, веди) или нулевого суффикса (играй, бей).

Формы инфинитива образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -ть(-ти) или с помощью нулевого суффикса (беречь, печь).

Класс – это группа глаголов с одинаковым соотношением основы инфинитива и основы настоящего (будущего) времени. Выделяются продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Если глагол имеет такое соотношение двух основ, по образцу которого создаются новые глаголы, то он относится к одному из продуктивных классов. К непродуктивным классам относятся глаголы, соотношение основ которых не служит образцом для создания новых глаголов.

Большинство глаголов в современном русском языке входят в один из пяти продуктивных классов.

Второй класс составляют глаголы с основой инфинитива на -е(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -еj- (боле-тьболеj-ут).

Четвертый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -ну(ть) и основой настоящего (будущего) времени на -н- (дрогну-тъдрогн-ут, спрыгнутъспрыгнут). К этому классу не относятся глаголы, теряющие -ну- в форме прошедшего времени (погаснутьпогаспогаснут, мерзнутьмерзмерзнут).

Пятый класс составляют глаголы с основой инфинитива на -и(ть) и основой настоящего (будущего) времени на мягкий согласный или шипящий (люби-тьлюб’-ат, решитьрешат).

Первые четыре продуктивных класса составляют глаголы первого спряжения, а пятый класс – глаголы второго спряжения.

К непродуктивным классам относятся глаголы, сохранившие, как правило, архаические особенности в образовании основ. Непродуктивных классов значительно больше, чем продуктивных, но они объединяют не боле 400 глаголов.

Глаголы хотеть, бежать, чтить и все префиксные образования от них (типа захотеть, побежать) в своей парадигме совмещают окончания первого и второго типов спряжения. Такие глаголы называются разноспрягаемыми.

К разноспрягаемым глаголам близки слова есть, дать и все префиксальные образования от них (типа надоесть, создать), имеющие архаическое спряжение:

1 л. ед.ч. ем дам мн.ч. едим дадим

2 л. ед.ч. ешь дашь мн.ч. едите дадите

3 л. ед.ч. ест даст мн.ч. едят дадут

Если ударение падает на личные окончания глаголов, то спряжение определяется по окончанию; если ударение падает на основу, то спряжение определяется по инфинитиву. Так, ко второму спряжению относятся:

• глаголы, инфинитив которых оканчивается на -ить (кроме брить, стелить, зиждиться, зыбиться – это глаголы первого спряжения);

• семь глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть)

Остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к первому спряжению.

Необходимость отнесения глагола к тому или иному типу спряжения связана с правописанием его безударных личных окончаний. Например, глагол обессилеть относится к первому, а обессилить – ко второму спряжению. Соответственно, они имеют разные личные окончания:

Категория вида глагола

Грамматическим содержанием категории вида глагола является отношение действия к его внутреннему пределу. Это понятие позволяет разграничивать два соотносительных грамматических значения — совершенный и несовершенный вид.

Глаголы совершенного вида обозначают действие целостное, достигшее своего внутреннего предела или стремящееся к нему, глаголы несовершенного вида – действие нацеленное (которое можно членить на фазы), в его течении. Например: открываю дверь (несовершенный вид) – открою дверь (совершенный вид), открывал дверь (несовершенный вид) – открыл дверь (совершенный вид).

Значение вида у глагола может выражаться как формами слова (решатьрешить), так и разными словами (игратьразыграть). В первом случае категория вида выступает как словоизменительная, во втором — как классифицирующая грамматическая категория.

В русском языке в морфемной структуре глагольной словоформы нет четких формальных показателей вида. Например, читать (несовершенный вид) и купить (совершенный вид), тянуть (несовершенный вид) и толкнуть (совершенный вид), отпускать (несовершенный вид) и нахватать (совершенный вид). Кроме того, глаголы типа казнить, молвить, велеть могут иметь значения и несовершенного и совершенного вида (двувидовые глаголы): казнить — нельзя помиловать.

Категория вида – одна из особенностей русского глагола. Все глаголы в русском языке имеют значение вида. Но при этом одни имеют обе формы вида (бросатьбросить), другие – форму только совершенного вида (ринуться) или несовершенного вида (чествовать), третьи совмещают значения и несовершенного, и сов. вида (казнить).

Таким образом, в отношении противопоставленности глагольных форм по виду можно выделить две группы глаголов:

• с выраженным противопоставлением по виду;

• с невыраженным противопоставлением по виду (одновидовые глаголы).

Промежуточное положение между этими двумя группами занимают глаголы типа казнить (двувидовые глаголы), которые, с одной стороны, формально не образуют видовой пары, а с другой стороны, способны реализовать значения обоих видов.

Основу грамматической категории вида составляют глаголы с выраженным противопоставлением по виду, т. е. глаголы, имеющие видовую пару, способные вступать в отношения видовой корреляции (противопоставления). В видовую корреляцию вступают две соотносительные формы одного и того же глагола, тождественные по лексическому значению. Установлено, что только 60% рус. глаг-ов имеют видовую пару.

В современном русском языке можно выделить два направления видовой корреляции: перфективацию и имперфективацию.

Перфективация – это образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. В качестве средств перфективации выступают:

• префиксы (строитьпостроить, ржаветьзаржаветь, терзатьрастерзать, мужатьвозмужать, пугатьиспугать, делатьсделать и др.). В данных образованиях префиксы выполняют чисто грамматическую функцию, переводя один и тот же глагол из несовершенного вида в совершенный. Далеко не каждый префикс, присоединяясь к глаголу, выполняет чисто видовую функцию. Например, в ряду слов делать, сделать, наделать, переделать, выделать, проделать только префикс с- является чисто видовым, а остальные префиксальные образования отличаются от глагола делать не только видом, но и лексическим значением. В то же время не каждый глагол с префиксом с- образует видовую пару. Так, глаголы списать, сбежать, смахнуть и другие не вступают в видовую корреляцию с соответствующими беспрефиксными глаголами;

• суффикс -ну- (прыгать – прыгнуть, стучать – стукнуть, дуть – дунуть и др.); в глаголах совершенного вида имеет значение однократности действия;

• префикс и суффикс (кланяться – поклониться, глотать – проглотить и др.);

• супплетивизм (брать – взять, ловить – поймать, говорить – сказать, класть – положить и др.). Члены данных видовых пар восходят к разным словам, поэтому глагол совершенного вида является условно производным от глагола несовершенного вида.

Имперфективация – это образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Средством имперфективации служит суффикс (рассказатьрассказывать, подмигнутьподмигивать, застрятьзастревать, раскрытьраскрывать, ослабетьослабевать, подрастиподрастать, пренебречьпренебрегать, помочьпомогать и др.), а в единичных случаях префикс и суффикс (купитьпокупать).

Отдельные видовые пары глагола могут объединяться в видовую цепь. Глаголы читатьпрочитать и прочитатьпрочитывать образуют видовую цепь: читать (несовершенный вид) – прочитать (совершенный вид) – прочитывать (несов. вид).

В современном русском языке выделяется группа глаголов совершенного и несовершенного вида, которые не имеют видовой пары и называются одновидовыми. К одновидовым глаголам совершенного вида относится большая группа приставочных глаголов, отличающихся от соответствующих бесприставочных глаголов временными, количественными или количественно-временными характеристиками действия. К таким характеристикам относятся:

• начало действия (зашуметь, запрыгать, заскучать, побежать, поплыть, подуть);

• оконченность длившегося какое-то время действия (проплавать, прожить, пролежать, пробегать и др.);

• прекращение длительного действия (отъездить, отбегать, отплавать, отпустить, отвоеваться и др.);

• ослабленность, умеренность, неполнота действия (попить, погулять, поплавать, посидеть и др.);

• предельная полнота, интенсивность действия (попадать, поразгонять, пооткрывать и др.);

• полное удовлетворение, пресыщенность действием (накричаться, наплясаться, нареветься, намечтаться и др.);

• достижение результата действия, имеющего разного рода последствия (доболтаться, допрыгаться, изголодаться, уходиться и др.).

• начало интенсивного проявления действия (разреветься, размечтаться, разволноваться, взыграть, взреветь и др.);

• мгновенность действия (глаголы с суффиксам -ну: грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, рухнуть, кануть).

К одновидовым глаголам несовершенного вида относится большая группа бесприставочных глаголов со следующими значениями:

• состояния (спать, лежать, стоять);

• движения (ездить, бегать, бежать);

• действия лица по занимаемой должности, профессии (слесарничать, сапожничать);

• а также приставочные глаголы типа приплясывать, припевать, подвизгивать;

• значения длительно-прерывистого, ослабленного в своем протекании действия (похаживать, посвистывать, попивать и др.).

Двувидовые глаголы, число которых в современном русском языке постоянно растет, реализуют в контексте значение либо совершенного, либо несовершенного вида. Например: Только в следующем году ученые исследуют этот минерал (совершенный вид); Ученые будут исследовать этот минерал (несовершенный вид).

К двувидовым глаголам относятся слова древнего происхождения (типа казнить, венчать, велеть), более позднего происхождения (типа миновать, организовывать, исследовать), а также слова на -овать, заимствованные из других языков или образованные от иноязычных и русских основ (атаковать, гарантировать, моторизовать, яровизировать и др.).

Как правило, одни двувидовые глаголы (особенно позднего происхождения) тяготеют больше к выражению значения совершенного вида (арестовать, конфисковать и др.), другие – к выражению значения совершенного вида (регулировать, демонстрировать и др.). Значение другого вида в таких глаголах все чаще реализуется через новое видовое образование (арестоватьарестовывать, конфисковатьконфисковывать, регулироватьотрегулировать, демонстрировать — продемонстрировать). Не следует подобные двувидовые глаголы переводить в группу глаголов, имеющих видовую пару, т.к параллельный по значению глагол возник только для одного из видов двувидового глагола.

С грамматической категорией вида, охватывающей все глаголы без исключения, тесно связаны семантико-словообразовательные группы глаголов, которые называются способами глагольного действия. В способы глагольного действия объединяются префиксальные и суффиксальные глаголы (чаще всего одновидовые), выражающие тот же самый процесс, что и соответствующие им непроизводные глаголы, но конкретизирующие его с точки зрения временной или количественной определенности. Например, заиграть (начало действия), проиграть весь день (оконченность длившегося какое-то время действия), отыграть свое (прекращение длительного действия), игрывал (неоднократная повторяемость действия), поиграть (ослабленное, умеренное, неполное действие), наиграть определенное количество чего-либо (большое накопление чего-либо в результате действия), наиграться (полное удовлетворение, пресыщенность действием), доиграться (чрезмерность действия, которое приводит к отрицательным последствиям), разыграться (начало интенсивного проявления действия), поигрывать (длительно-прерывистое, ослабленное в своем протекании действие) и т. д.

Способы глагольного действия делятся на временные, количественные и количественно-временные.

Если ядро грамматической категории вида составляют глаголы, имеющие видовую пару, то способы глагольного действия охватывают, в основном, одновидовые глаголы.

Категория наклонения глагола

Категория наклонения глагола является морфологическим средством выражения модальности, т.е. отношения сообщаемого к его реальному осуществлению, которое устанавливается говорящим лицом.

Грамматическим содержанием категории наклонения является понятие отношения действия к действительности. Формой глагола может быть выражено действие, реально производимое лицом, или только предполагаемое, или побуждающее к его совершению.

Категорию наклонения составляют три соотносительных грамматических значения изъявительного, сослагательного и повелительного наклонений, каждое из которых имеет свои формы выражения и особенности употребления.

Формами наклонения обладают не все глагольные образования, а только спрягаемые.

Изъявительное наклонение обозначает реальное действие, которое совершает, совершал или будет свершать сам говорящий, или собеседник, или третье лицо. Например, Я (ты, он) читаю (читал, буду читать) книгу. Поэтому формы изъявительного наклонения включают значения лица и времени в единственном и множественном числе.

Глаголы в форме изъявительного наклонения изменяются по времени; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам, в прошедшем времени – по родам и числам (читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают; буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать; читал, читала, читало, читали). В значении изъявительного наклонения может употребляться инфинитив (А она на него кричать!).

Сослагательное наклонение обозначает предполагаемое действие, которое желательно или возможно, но зависит от какого-то условия. Например: Я бы сделал эту работу, она мне нравится (значение желательности). Если бы я умел читать, то не просил бы тебя об этом (значение условности).

Форма сослагательного наклонения представляет собой сочетание формы прошедшего времени глагола с частицей бы(б), которая может стоять непосредственно за глаголом (Хотел бы поговорить с вами), перед глаголом (Я бы сделал это на вашем месте), может быть отделена от него другими словами (Мы бы так дома с вами не разговаривали).

Глаголы в сослагательном наклонении не имеют форм времени и лица, изменяются по числам, а в единственном числе по родам (читал бы, читала бы, читало бы, читали бы).

В сложноподчиненных предложениях с придаточными дополнительными и цели форма сослагательного наклонения создается путем сочетания глагола с союзом чтобы (Не могу поверить, чтобы он сделал это. Нам все объяснили, чтобы мы не волновались).

В значении сослагательного наклонения может употребляться инфинитив в сочетании с частицей бы (посмотреть бы на него).

Повелительное наклонение обозначает побуждение к совершению действия, сопровождаемое особой побудительной интонацией. Побуждение к действию может быть выражено в виде приказания (выйди из класса!), просьбы (расскажи, пожалуйста!), призыва (вставайте в ряды защитников!), пожелания (расти здоровым!) и т. п.

Некоторые глаголы имеют особенности в образовании формы повелительного наклонения:

• глаголы бить, вить, лить, пить, шить и все производные от них префиксальные глаголы образуют форму повелительного наклонения с нулевым суффиксом и беглым гласным е в основе (бей, вей, лей, пей, шей);

• у глаголов с суффиксом -ва- в неопределенной форме в форме настоящего времени суффикс выпадает, но снова появляется в форме повелительного наклонения (даватьдаютдавай, вставатьвстаютвставай);

• форма повелительного наклонения глагола есть совпадает с формой второго лица единственного числа ешь;

• форма повелительного наклонения глагола ехать образуется от другой основы (поезжай).

От некоторых глаголов формы повелительного наклонения не образуются, так как этому препятствует семантика глагольного слова. В одних случаях действие невозможно совершить по я побуждению со стороны (хотеть, видеть, слышать), в других – действие не зависит от воли субъекта (белеть, чернеть), в третьих – действие совершается без вмешательства деятеля (вечереет, морозит).

Глаголы в повелительном наклонении не имеют форм времени, лица (за исключением формы второго лица), рода и изменяются только по числам (играйиграйте). В значении повелительного наклонения может выступать форма инфинитива с частицей давай (давайте) и без нее (давай играть, всем встать!).

В современном русском языке формы одних наклонений могут использоваться в значении других. Такое употребление называется переносным. Так, в значении изъявительного наклонения может употребляться форма повелительного наклонения (Карасьрыба живучая: брось (= бросишь) его в лужу, он и там приживется); в значении сослагательного наклонения – форма повелительного наклонения (Расскажи (= рассказал бы) я вам об этом, а потом мне не поздоровится); в значении повелительного наклонения – форма сослагательного наклонения (Ты бы поговорила (= поговори) с ним). В значении повелительного наклонения возможны следующие формы изъявительного наклонения:

• форма 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени глаголов в сочетании с частицами пусть, пускай, да (пусть играет, пускай посмотрят, да здравствует);

• форма 1 лица множественного числа настоящего и будущего времени глагола в сочетании с частицей давай (давайте) и без нее (давай споем);

• форма 2 лица будущего времени глагола (Выйдешь на улицу, перейдешь на другую сторону, там тебя будут ждать);

• форма прошедшего времени глагола (Внимание! Все встали в строй).

Значения наклонения выражаются формами одного и того же слова, поэтому категория наклонения относится к типу словоизменительных грамматических категорий.

Категория лица глагола

Категория лица глагола выражает отношение действия к его производителю. Производителем действия может быть сам говорящий (субъект сообщения), слушающий (адресат сообщения), лица или предмет, не участвующий в диалоге (объект сообщения).

Таким образом, категорию лица глагола составляют три соотносительных грамматических значения 1 лица (субъект сообщения), 2 лица (адресат сообщения), 3 лица (объект сообщения).

Формами лица являются личные формы глагола в настоящем и простом будущем времени, образованные от основы настоящего (будущего) времени с помощью специальных (личных) окончаний (играю, сыграю, играем, сыграем — 1 лицо; играешь, сыграешь, играете, сыграете — 2 лицо; играет, сыграет, играют, сыграют — 3 лицо), а также аналитические личные формы сложного будущего времени, образованные путем сочетания глагольной связки быть с инфинитивом (буду играть, будем играть — 1 лицо; будешь играть, будете играть — 2 лицо; будет играть, будут играть — 3 лицо).

Формы множественного числа личных глаголов полностью не соотносятся по значению с формами единственного числа: глаголы 1 лица обозначают, что действие совершается группой лиц, куда входит сам говорящий, глаголы 2 лица обозначают, что действие совершается собеседниками (слушающими), глаголы 3 лица обозначают, что действие совершается не участвующими в диалоге.

Глаголы повелительного наклонения используют форму 2 лица единственного и множественного числа (играй, сыграй, играйте, сыграйте), но в отличие от глаголов изъявительного наклонения по лицам не изменяются.

Глаголы в форме прошедшего времени и сослагательного наклонения не имеют форм лица, а значение лица выражается синтаксически, т. е. с помощью сочетающихся с ними личных местоимений или существительных (я играл, ты играл, он играл, отец играл; я, ты, он, отец играл бы).

Ряд глаголов не имеют форм 1 и 2 лица, поскольку их лексическое значение несовместимо с представлением о субъекте и адресате сообщения (сбежаться, перепадать, темнеться, близиться и др.).

В отдельных случаях глаголы могут образовывать вариантные личные формы (полоскать — полощу, полоскаю; мучить — мучишь, мучаешь и др.).

На общие значения 1, 2 и 3 лица в зависимости от контекста могут наслаиваться частные значения:

• Формы 1 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Когда я ем, я глух и нем. Поживем — увидим.

• Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа (авторское мы): Рассмотрим эти примеры.

• Форма 1 лица множественного числа употребляется в значении 2 лица единственного числа (участие, сочувствие, вопрос): Я тихо спросил его: «Что мы сегодня читаем?».

• Формы 2 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Пропущенный час годами не нагонишь. Вы идете по улице и улыбаетесь. Вам хорошо!

• Форма 2 лица единственного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: С ним чувствуешь себя сильней.

• Формы 3 лица единственного и множественного числа употребляются в обобщенно-личном значении: Мягко стелет, да жестко спать. После драки кулаками не машут.

• Форма 3 лица множественного числа употребляется в неопределенно-личном значении: У нас не курят.

• Форма 3 лица множественного числа употребляется в значении 1 лица единственного числа: Тебе же хотят добра (в значении хочу).

• Форма 3 лица ед. числа употребляется в безличном значении: Дует из окна.

Категория лица глагола относится к числу словоизменительных грамматических категорий, так как значение лица находит свое выражение в формах одного и того же слова.

В современном русском языке выделяется группа глаголов, обозначающих действие или состояние, протекающее само по себе, без субъекта действия (знобит, смеркается, нездоровится и т. п.). Такие глаголы называются безличными.

Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам, употребляются в формах изъявительного и сослагательного наклонений, инфинитива: вечереет (3 лицо, единственное число, настоящее время), будет вечереть (3 лицо, единственное число, будущее время), вечерело (средний род, единственное число, прошедшее время), вечерело бы (сослагательное наклонение), вечереть (инфинитив). У безличных глаголов отсутствуют формы повелительного наклонения, они не образуют причастий и деепричастий.

Среди безличных глаголов выделяются:

• глаголы, употребляющиеся только в безличном значении (моросит, светает, лихорадит);

• глаголы с частицей -ся, образованные от личных форм глаголов (вспоминаю — вспоминается, спит — спится, грезит — грезится);

• личные формы глаголов в безличном значении. В одних случаях, употребляясь в безличном значении, личный глагол не изменяет своего лексического значения (сено пахнет — сеном пахнет, ветер дует — из окна дует), в других случаях безличный глагол имеет другое лексическое значение (дитя потянуло руку за игрушкой — с севера потянуло холодом, орел парит над землей — сегодня парит). Безличные глаголы всегда выступают в функции главного члена безличного предложения, в котором:

• в сказуемом нет признаков согласования с устраненным подлежащим;

• сам глагол-сказуемое имеет соответствующее значение, которое дает возможность представить действие безотносительно к субъекту.

По лексическому значению выделяются следующие основные группы безличных глаголов, которые обозначают:

• явления природы (морозит, потеплело, смеркается и др.);

• стихийные бедствия (сломало, унесло, горит и др.);

• физические процессы в организме (знобит, пересохло, нездоровится и др.);

• психические переживания живых существ (влечет, вскружило, вспоминается);

• представления о судьбе, роке (не везет, повезло);

• бытие, существование (вышло так, не было сил);

• предрасположенность, способность к действию (не спится, вериться, плачется);

• долженствование (надлежит, следует и др.).

Границы между этими группами подвижны. Например, На улице морозит — меня морозит; Во рту горит — горит на другой улице.

Инфинитив является неспрягаемой формой глагола, которая имеет грамматические значения вида, залога и переходности-непереходности.

В смысловом отношении инфинитив как неопределенная форма глагола аналогичен отглагольному существительному. Он, как и отглагольное существительное, только называет действие, отвлекаясь от того, что его производит: косить (траву) — косьба (травы), курить (вредно) — курение (вредно). Однако в отличие от отглагольного существительного, которое называет действие как предмет, инфинитив называет действие как процесс.

В структурном отношении инфинитив является неизменяемой формой глагола и своеобразной исходной (начальной) формой для других глагольных форм. В этом отношении инфинитив близок к форме именительного падежа имени существительного: когда просто надо назвать предмет, пользуются формой именительного падежа; когда надо назвать действие, пользуются формой инфинитива. Но если форма именительного падежа входит в парадигму склонения имени существительного, то инфинитив находится за пределами парадигмы спряжения (в узком смысле этого слова) глагола.

Небольшая группа инфинитивов образуется от основы, оканчивающейся на согласный, с помощью суффикса -ти (идти, брести, трясти, плести, грести). Суффикс -ти всегда ударный, кроме инфинитивов с префиксом вы-, в которых ударение переносится на префикс (вывезти, вымести, вырасти).

Инфинитив может употребляться в роли любого члена предложения: подлежащего (Курить — здоровью вредить); сказуемого (Не могу поступить иначе); дополнения (Советую тебе уехать), определения (Охота мне с вами встречаться); обстоятельства (Приходите в гости поболтать).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *