какое образование нужно для социального работника
Специалист по работе с семьей: что за профессия и как ей обучиться
Социальная работа — это помощь людям, которые не могут сами справиться с проблемами или разобраться в какой-то сложной ситуации. Работа с семьями — более узкое направление, требующее определенных знаний и умений. Мы расскажем, кому подойдет эта профессия и как ее получить.
Как выглядит работа на практике
Специалист по работе с семьей — это сотрудник соцслужбы, который оказывает социально-психологическую помощь семьям в сложной жизненной ситуации. Он занимается одновременно с детьми, подростками и их родителями. Кроме того, сотрудник общается и с несовершеннолетними, признанными подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по какому-либо уголовному делу или, напротив, потерпевшими или свидетелями преступления.
На практике это выглядит так: соцслужба получает сигнал о признаках неблагополучия семьи, после чего специалист проводит диагностику и выясняет, насколько ситуация опасна для детей или других незащищенных лиц. Когда потенциальные риски и последствия оценены, специалист разрабатывает программу помощи или поддержки. Как правило, она состоит из регулярного посещения подопечных и их психологических консультаций.
На ранних стадиях семья редко выглядит неблагополучной. Поэтому сигнал в соцслужбу может поступить из разных источников:
через анонимные обращения;
от должностных лиц: воспитателей, учителей, участковых, врачей и медсестер;
после рейдов и мероприятий во дворах.
Обычно специалист работает с семьями, которые живут недалеко от него или в подведомственном районе, поскольку реабилитация может длиться годами, а помощь понадобится в любое время суток.
Задача специалиста по работе с семьей
Соцработник сталкивается с разными семьями: где-то есть алкоголики и наркоманы, где-то — инвалиды или люди с хроническими заболеваниями, где-то — безработные родители или опекуны. Задача специалиста — разрешить кризисную ситуацию, причем, постараться сделать это не за людей, а научить их действовать самостоятельно.
Можно сказать, что мобилизация внутренних сил семьи — главная задача работника. Для этого ему нужно проанализировать существующие проблемы, проконсультироваться со специалистами (психологами, врачами, педагогами) и постараться определить пути выхода из кризиса.
Что входит в обязанности
Специалист по работе с семьей:
проводит диагностику семьи и ее окружения и выявляет неблагополучие (например, случаи физического или эмоционального насилия);
разрабатывает программы реабилитации (вместе с врачами и педагогами);
старается вернуть ребенка или семью в общество, привлекая ближайшее окружение;
консультирует родителей и опекунов по поводу социализации их детей и подростков, их адаптации в коллективе;
способствует налаживанию общения родителей с ребенком.
Также специалист работает с людьми с ограниченными возможностями здоровья: помогает им адаптироваться в обществе, общаться, учит их самостоятельно справляться с некоторыми делами.
Кому подойдет профессия соцработника и как ей обучиться
Профстандарт «Специалист по работе с семьей» (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 18.11.2013 N 683н) предполагает, что у сотрудника должно быть высшее профильное образование и подтвержденное обучение по программам повышения квалификации. То есть, взаимодействовать с семьями может соцработник после прохождения курсов, например, от АБиУС.
Программа Академии разрабатывалась по профстандарту, поэтому после двухнедельного обучения слушатель может претендовать на работу с новыми вводными: прицельно заниматься подведомственными семьями. Дистанционный формат обучения предполагает, что вы изучаете материалы в любое удобное время: лекции и задания доступны круглосуточно, а куратор всегда ответит на интересующие вопросы.
На курсе АБиУС вы узнаете об актуальных законах и нормах современной системы соцзащиты, о порядке предоставления помощи разным семьям, об адресной поддержке. Вы научитесь разрабатывать индивидуальные программы поддержки семей и делать так, чтобы ваши подопечные сами учились находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Эта профессия сложна — нужно быть терпеливым, настойчивым, внимательным и одновременно с этим понимающим, чутким и заботливым специалистом. Это возможно. Главное — получить необходимые знания.
Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования
На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.
Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.
В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.
К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:
Профессиональный стандарт социального работника
Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).
В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.
Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:
— среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;
Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.
Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:
До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.
Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.
Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.
Функции и обязанности социального работника
Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:
Социально-бытовые и социально-медицинские услуги
Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.
Специфика деятельности социального работника
Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.
Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.
Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.
Аттестация социальных работников
Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.
Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.
Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.
Какое обучение необходимо для работы
Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.
Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.
Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.
Какое образование нужно для социального работника
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. № 351н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист по социальной работе”
В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 4, ст. 293; 2014, № 39, ст. 5266), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе».
2. Признать утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2013 г. № 571н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по социальной работе» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 декабря 2013 г., регистрационный № 30549).
Министр | А.О. Котяков |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 15 июля 2020 г.
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 18 июня 2020 г. № 351н
Профессиональный стандарт
Специалист по социальной работе
I. Общие сведения
Деятельность по планированию, организации, контролю и предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | 03.001 |
---|---|
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Предоставление социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи гражданам в целях улучшения условий их жизнедеятельности и расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности |
---|
2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы | — | — |
---|---|---|---|
(код ОКЗ 1 ) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
87.10 | Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания |
---|---|
87.30 | Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания |
87.90 | Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая |
88.10 | Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам |
88.91 | Предоставление услуг по дневному уходу за детьми |
88.99 | Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки |
(код ОКВЭД 2 ) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
А | Деятельность по предоставлению социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | 6 | Определение индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании | А/01.6 | 6 |
Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг | А/02.6 | 6 | |||
Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании | А/03.6 | 6 | |||
В | Деятельность по планированию, организации, контролю реализации и развитию социального обслуживания | 6 | Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании | В/01.6 | 6 |
Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | В/02.6 | 6 | |||
Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | В/03.6 | 6 | |||
Развитие и повышение эффективности социального обслуживания | В/04.6 | 6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ЕКС 5 | — | Специалист по социальной работе с молодежью |
ОКПДТР 6 | 26527 | Социальный работник |
ОКСО 7 | 5.39.02.01 | Социальная работа |
5.39.03.02 | Социальная работа |
3.1.1. Трудовая функция
3.1.2. Трудовая функция
Наименование | Определение порядка и конкретных условий реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг, представленной получателем социальных услуг | Код | А/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Выявление потенциала гражданина и его ближайшего окружения в решении проблем, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия его жизнедеятельности |
---|---|
Планирование действий, выбор технологий, форм и методов предоставления социальных услуг при организации предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг | |
Взаимодействие со специалистами, организациями и сообществами по оказанию помощи в решении проблем получателей социальных услуг, связанных с преодолением обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия их жизнедеятельности | |
Необходимые умения | Конкретизировать цели, указанные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг на основе проведенной диагностики, а также прогнозировать результаты предоставления социальных услуг |
Использовать технологии и методы социальной работы | |
Применять методы диагностики личности, позволяющие актуализировать позицию гражданина, обратившегося за получением услуг, и обеспечить реализацию технологий самопомощи и взаимопомощи | |
Учитывать изменяющиеся условия жизнедеятельности граждан с целью внесения предложений о корректировке индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Взаимодействовать со специалистами, организациями и сообществами при предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основные направления политики социальной защиты населения на федеральном, региональном, муниципальном уровнях | |
Основные типы проблем, возникающих у получателей социальных услуг | |
Основные формы и виды социального обслуживания | |
Основы составления индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Технологии социальной работы и условия их применения | |
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе | |
Мотивационные технологии в социальной работе и технологии активизации личностных ресурсов и ресурсов социального окружения | |
Основы психологии в объеме, необходимом для выполнения трудовой функции | |
Экономические основы социальной работы | |
Инфраструктура предоставления социальных услуг в муниципальном образовании, ресурсы местного сообщества | |
Российский и зарубежный опыт социальной работы | |
Этические основы социальной работы | |
Другие характеристики | — |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование | Организация социального обслуживания получателей социальных услуг с учетом индивидуальной программы предоставления социальных услуг, индивидуальных потребностей и обстоятельств, по которым гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании | Код | А/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка документов для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг |
---|---|
Организация предоставления социальных услуг получателям социальных услуг, а также мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Обеспечение посредничества между гражданином, нуждающимся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, государственной социальной помощи, и различными специалистами (организациями) с целью представления интересов гражданина и решения его социальных проблем | |
Содействие мобилизации собственных ресурсов граждан и ресурсов их социального окружения для преодоления обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан | |
Организация направления получателей социальных услуг в специализированные социальные организации (подразделения) и (или) к профильным специалистам | |
Организация социального сопровождения граждан в процессе реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки | |
Организация профилактической работы по предупреждению появления и (или) развитию обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан | |
Необходимые умения | Подготавливать документы для заключения договора о предоставлении гражданину социальных услуг в соответствии с индивидуальной программой предоставления социальных услуг |
Использовать оптимальное сочетание различных технологий социальной работы в процессе предоставления социальных услуг, определенных индивидуальной программой предоставления социальных услуг | |
Обеспечивать организацию взаимодействия профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг гражданам | |
Мотивировать получателей социальных услуг и их социальное окружение к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Организовывать проведение индивидуальных профилактических мероприятий с гражданами по месту жительства (фактического пребывания) в виде консультаций, содействия в организации занятости, оздоровления, отдыха, предоставления социальных, правовых, медицинских, образовательных, психологических, реабилитационных услуг | |
Использовать основы правовых знаний в сфере предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Принимать участие в пилотных проектах и использовать инновационные технологии социального обслуживания населения с учетом индивидуальных особенностей получателей социальных услуг | |
Обеспечивать конфиденциальность личной информации о гражданах, обратившихся за получением социальных услуг | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основные направления политики в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения | |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Перечень документов, необходимых для предоставления социальных услуг гражданам, обратившимся в социальные службы | |
Правила ведения документации | |
Система организаций социального обслуживания на региональном и муниципальном уровне, их цели, задачи и функции | |
Цели, принципы и основы организации социального посредничества между получателем социальных услуг и различными социальными институтами для представления интересов получателей социальных услуг и решения его социальных проблем | |
Регламент межведомственного взаимодействия | |
Сферы профессиональной ответственности профильных специалистов в процессе предоставления социальных услуг | |
Основы валеологии, социальной медицины | |
Экономические основы социальной работы | |
Психологические и социально-педагогические основы социальной работы | |
Правила оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры | |
Основы геронтологии | |
Технологии социальной работы | |
Этические основы социальной работы | |
Другие характеристики | — |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование документа | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
---|---|---|
ОКЗ | 2635 | Специалисты в области организации и ведения социальной работы |
ЕКС | — | Специалист по социальной работе с молодежью |
ОКПДТР | 26527 | Социальный работник |
ОКСО | 5.39.03.02 | Социальная работа |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Планирование, организация и контроль деятельности подразделения по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании | Код | B/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Определение плановых целей и задач подразделения и отдельных специалистов |
---|---|
Определение ресурсов, необходимых для реализации социального обслуживания, ответственных исполнителей | |
Определение объема работы сотрудников подразделения и распределение заданий между ними | |
Содействие в предоставлении медицинской, психологической, социальной помощи гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, не относящемся к социальным услугам (социальное сопровождение) | |
Определение группы специалистов для междисциплинарного и (или) межведомственного взаимодействия при социальном обслуживании граждан | |
Координация деятельности сотрудников подразделения по выполнению поставленных задач | |
Мотивация сотрудников на выполнение поставленных задач | |
Контроль выполнения плановых целей и деятельности специалистов | |
Анализ работы отдельных специалистов и подразделения в целом | |
Проведение мероприятий для обеспечения принятия коллективных решений по осуществлению социального обслуживания граждан | |
Осуществление мероприятий по повышению квалификации сотрудников подразделения | |
Применение технологий наставничества, направленных на оказание помощи новым сотрудникам подразделения, включая их адаптацию на рабочем месте | |
Организация мероприятий по профилактике профессионального выгорания | |
Необходимые умения | Планировать работу подразделения |
Формулировать цели, задачи, определять обязанности и трудовые действия сотрудников подразделения | |
Организовывать взаимодействие специалистов в процессе предоставления социальных услуг, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи | |
Организовывать социальное сопровождение граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании | |
Использовать инструменты межличностных коммуникаций | |
Регулировать конфликты, применять навыки медиации в социальной сфере | |
Использовать инструментарий выявления возможностей и потребностей конкретного сотрудника с целью определения его профессионального потенциала | |
Реализовывать технологии наставничества, выстраивать модели его организации и проведения в соответствии с изменяющимися потребностями сотрудников | |
Определять стимулирующие факторы профессиональной деятельности, разрабатывать и реализовывать систему стимулирования эффективной профессиональной деятельности | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основы социального сопровождения | |
Цели, принципы и технологии управления персоналом | |
Технологии социальной работы | |
Основы конфликтологии и медиации | |
Психология и социология личности и группы | |
Психологические и социологические методы исследования | |
Психология и социология управления | |
Основы документоведения, требования к отчетности, порядку и срокам ее предоставления в рамках своей компетенции | |
Принципы, виды, методы и технологии наставничества | |
Этические основы социальной работы и делового общения | |
Другие характеристики | — |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование | Контроль реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг | Код | B/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Организация контроля качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг в рамках реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг |
---|---|
Организация контроля за соблюдением стандартов предоставления социальных услуг | |
Контроль выполнения индивидуальной программы предоставления социальных услуг | |
Взаимодействие с получателями социальных услуг, организация личного приема граждан по вопросам предоставления социальных услуг | |
Мониторинг удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг | |
Необходимые умения | Производить личный прием граждан по вопросам предоставления социальных услуг в организации |
Использовать методы и технологии для оценки качества, результативности и эффективности предоставления социальных услуг | |
Проводить различные виды опросов населения и экспертных опросов, направленных на оценку качества и эффективности предоставляемых услуг | |
Организовывать проведение мониторинга удовлетворенности граждан качеством предоставления социальных услуг | |
Анализировать результаты предоставления социальных услуг в виде качественных и количественных данных, в том числе в электронном виде | |
Необходимые знания | Основы контроля качества предоставления социальных услуг |
Порядок предоставления социальных услуг | |
Социокультурные, социально-психологические, психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия | |
Методы обработки данных эмпирических исследований, предоставления их в числовой, табличной, графической форме | |
Принципы и правила проведения опросов населения и экспертных опросов, направленных на выявление качества и эффективности предоставляемых услуг и мер социальной поддержки | |
Основы стандартизации и количественной оценки качества предоставления социальных услуг | |
Этические основы социальной работы и делового общения | |
Другие характеристики | — |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование | Прогнозирование и проектирование реализации социального обслуживания граждан и деятельности по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | Код | B/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации | 6 |
---|
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала |
---|---|---|---|
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Проведение мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания |
---|---|
Составление прогноза развития социального обслуживания на территории обслуживания | |
Разработка и экспертиза проектов (программ) по реализации социального обслуживания граждан и профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | |
Необходимые умения | Определять цель мониторинга социальной ситуации на территории обслуживания |
Использовать различные методы мониторинга социальной ситуации | |
Использовать результаты мониторинга в определении целей социального обслуживания населения | |
Выявлять и анализировать информацию о социальной ситуации на территории обслуживания | |
Оценивать достоверность информации, полученной в ходе мониторинга | |
Разрабатывать социальные проекты (программы) по реализации социального обслуживания граждан и профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании | |
Анализировать применение существующих социальных технологий для реализации социального проекта (программы) | |
Разрабатывать инновационные технологии социального обслуживания | |
Выполнять экспертизу социального проекта (программы) | |
Использовать методы и средства получения, хранения, переработки информации, предоставления данных в числовой, табличной, графической форме, работать с компьютером как средством управления информацией, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет | |
Необходимые знания | Нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере социального обслуживания и социальной защиты населения в части необходимой для исполнения должностных обязанностей |
Основы проектирования, прогнозирования и моделирования в социальной работе | |
Основы организации профессиональной деятельности, контроля качества предоставления социальных услуг | |
Основы анализа социальных процессов, происходящих в обществе, их возможные негативные последствия, ситуации социального риска | |
Методы обработки данных эмпирических исследований | |
Другие характеристики | — |
3.2.4. Трудовая функция
4.1. Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», город Москва | |
---|---|
Ректор | Починок Наталья Борисовна |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 | АНОО ВО «Институт социального образования», город Воронеж |
---|---|
2 | ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, город Москва |
3 | Межрегиональная общественная организация «Ассоциация работников социальных служб Российской Федерации», город Москва |
4 | Министерство социального развития Московской области, город Москва |
5 | Общероссийская общественная организация «Союз социальных педагогов и социальных работников», город Москва |
1 Общероссийский классификатор занятий.
2 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
3 Трудовой кодекс Российской Федерации, статья 351.1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; 2015, № 29, ст. 4363).
4 Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2011 г., регистрационный № 22111), с изменениями, внесенными приказами Минздрава России от 15 мая 2013 г. № 296н (зарегистрирован Минюстом России 3 июля 2013 г., регистрационный № 28970) и от 5 декабря 2014 г. № 801н (зарегистрирован Минюстом России 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35848), приказом Минтруда России, Минздрава России от 6 февраля 2018 г. № 62н/49н (зарегистрирован Минюстом России 2 марта 2018 г., регистрационный № 50237), приказом Минздрава России от 13 декабря 2019 г. № 1032н (зарегистрирован Минюстом России 24 декабря 2019 г., регистрационный № 56976), приказом Минтруда России № 187н, Минздрава России № 268н от 3 апреля 2020 г. (зарегистрирован Минюстом России 12 мая 2020 г., регистрационный № 58320), приказом Минздрава России от 18 мая 2020 г. № 455н (зарегистрирован Минюстом России 22 мая 2020 г., регистрационный № 58430).
5 Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
6 Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
7 Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Обзор документа
Для специалистов по социальной работе Минтруд утвердил новый профстандарт. Уточнены трудовые функции и квалификационные требования.