какое образование нужно для работы в органах опеки

Какое образование необходимо для работы в органы опеки и попечительства?

Я хотел устроится на работу в органы опеки и попечительства, но возьмут меня или нет не знаю?

Подскажите пожалуйста, какое надо закончить образование, чтобы устооится на работу в органы опеки и попечительства?

Просто в нашем городе очень труднонайти работу по своей специальности (экономист, бухгалтер), вот я и подумал может тогда переобучится, чтобы затем устроится на работу в органы опеки и попечительства.

Заранее благодарен Вам за помощь, спасибо!

Александр, добрый день.

Ваш вопрос больше относится к компетенции Службы занятости, а не Портала «Я- родитель».

Тем не менее, по информации вакансий в органы опеки, указанной в сети интернет, можно сделать следующий вывод:

Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах.

Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра.

Бумажная работа – весомая часть функционала специалиста отдела опеки. Уверенное владение Microsoft Office, 1С в разы сокращает время, отведенное на составление документов и отчетов.

Источник

Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

Уважаемые слушатели! В нашем Институте регулярно проходят различные акции и действуют скидки , узнать о которых вы можете на сайте в разделе «Акции и новости».

Документ: диплом о профессиональной переподготовке установленного образца, дающий право ведения профессиональной деятельности в сфере социальной работы (высылается Почтой России).

Актуальность проблемы:

Анализ развития международного и российского законодательства позволил в качестве современных тенденций изменений содержания деятельности специалистов органов опеки и попечительства выявить следующее:

1. Тенденцию расширения компетенции специалистов органов опеки и попечительства:
— полномочия, установленные СК РФ и иными федеральными законами (установление и выплата пособий, сопровождение замещающих семей, гражданство);
— расширение категорий судебных дел с участием специалистов ООиП;
— расширение полномочий по защите имущественных прав;
— расширение категорий граждан (лица из числа детей-сирот, кандидаты в замещающие родители, приемные родители);
2. Увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых).

Значительный объем работы по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, с учетом возрастающих требований к указанной деятельности на современном этапе, обусловливает необходимость соответствующего кадрового обеспечения органов опеки и попечительства. Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних необходимо также обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов органов опеки и попечительства и подведомственных им учреждений (дополнительное профессиональное обучение).

Программа разработана на основании профессионального стандарта «Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 680н) и соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации № 121 от 24 февраля 2015 года «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства».

Цель программы: ознакомление с опытом по организации работы органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в свете нового законодательства, а также с новыми отечественными и зарубежными социальными технологиями работы с семьей и детьми.

Задачи:
• выработка навыков толкования и применения правовых норм, необходимых для самостоятельного разрешения специалистами опеки и попечительства споров, затрагивающих законные интересы несовершеннолетних;
• формирование у специалистов ценностей семейно-ориентированной работы; понимание различных подходов к вмешательству в семьи, отработка навыков «входа» в различные типы семей и работы с ними;
• описать задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству.

Категория слушателей: программа ориентирована на специалистов органов опеки и попечительства в сфере защиты прав детей, укрепление семейно-ориентированного подхода в их деятельности и соответствие профессиональному стандарту.

Сфера применения: полученные после окончания курсов компетенции, умения, знания могут быть использованы для качественной организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних на территории муниципального образования.

В результате освоения программы слушатель будет:

Знать:
• правовую основу деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
• нормы международного права и национальное законодательство в сфере защиты прав и интересов несовершеннолетних;
• профессиональные требования к деятельности специалистов органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних;
• правила защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа;
• особенности обеспечения и защиты прав и интересов несовершеннолетних.
Уметь:
• ориентироваться в нормативных документах;
• выявлять детей, нуждающихся в помощи государства;
• готовить материалы для принятия решения по определению формы защиты прав ребенка, нуждающегося в помощи государства;
• вести учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• устанавливать контакт с разными типами семей: семьями группы риска, неблагополучными семьями, замещающими семьями.

Вы приобретете компетенции:

• информационные;
• организаторская деятельность и сотрудничество;
• коммуникативные;
• социально-личностные.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://online.business.in-texno.ru/

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.

Форма итоговой аттестации по программе: итоговый междисциплинарный экзамен в форме тестирования.

Наименование модулей

Всего

часов

Контроль1. Правовое регулирование деятельности органов опеки и попечительства в Российской Федерации48Зачетное тестирование2. Основные направления деятельности органов опеки и попечительства в сфере охраны прав несовершеннолетних60Зачетное тестирование3. Обеспечение и защита прав и интересов несовершеннолетних52Зачетное тестирование4. Выявление детей, нуждающихся в помощи государства56Зачетное тестирование5. Защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа64Зачетное тестирование6. Устройство в семью детей, оставшихся без попечения родителей90Зачетное тестирование7. Участие органов опеки и попечительства в гражданском судопроизводстве: общие положения62Зачетное тестирование8. Постинтернатная адаптация выпускников детских домов в социуме68Зачетное тестирование

Экзаменационный тестИтого:500

Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 (495) 105-96-04

Источник

Кто защищает неспособных себя защитить в каменных джунглях. Как работают в отделе опеки

Большинство из нас сталкивается с органами опеки лишь, когда надо быстро продать квартиру, а какая-то назойливая незнакомая тетенька чего-то там требует для нашего ребенка. Мы ведь лучше знаем, что ребенку надо, правда? Но зачем-то же эти тетеньки из отдела опеки нужны!

Reconomica пообщалась со специластом отдела опеки, чтобы узнать, чем занимается эта государственая организация на самом деле. Вы узнаете, что делают специлисты опеки, с какими ситуациями им приходится сталкиваться по работе, а также, сколько они за это получают.

Секретность на госслужбе

Коротко обо мне: Мне 31 год, стаж в профессии – 2 года, отдел опеки попечительства администрации города-миллионника, должность – ведущий специалист отдела.
К сожалению, не могу назвать подлинные данные о себе и месте работы – и это является первой особенностью государственной службы.

Таким образом, рассказать честные сведения об этой профессии, я могу лишь, не указав полную информацию о себе. Приложить фотографии рабочего места я, к сожалению, не могу, по указанным выше причинам. Неразглашение любой информации, связанной с нашей работой, является элементом контроля службы безопасности администрации города.

Что такое “опека и попечительство”? О профессии своими словами

Специалист отдела опеки и попечительства — это представитель незащищенных категорий граждан: детей, инвалидов, недееспособных граждан, лиц пожилого возраста, главная задача которого — контролировать соблюдение их гражданских прав.

какое образование нужно для работы в органах опеки

Навыки, умения, образование, необходимые в профессии

Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах.

Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра.

Способы трудоустройства

Единственный вариант поиска данной работы – участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Данные об этих конкурсах размещаются на сайтах администраций городов.

Попасть на такую вакансию с нуля практически невозможно. Приходить напрямую в отдел кадров администрации города нет никакого смысла, тем более — присылать свое резюме. Подавляющее большинство сотрудников администрации устроены туда «по знакомству», это ни для кого не секрет. Небольшой процент людей получили работу в администрации, будучи переведены из поднадзорных организаций (у нас это комплексные центры, центры социальной помощи).

Работодатель принимает на работу людей по рекомендации уже работающих сотрудников, чаще всего на временно свободные ставки (специалистов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком). И если сотрудник проявляет себя хорошо, его переводят на постоянную ставку.

Никого трудового обучения нет. Тебе объясняют направление твоего функционала: опекаемые дети, недееспособные, выявление, усыновление и т.д. И дальше ты сам с нуля строишь свою работу в этом направлении. В лучшем случае, пользуясь подсказками коллег. Понятия «молодой специалист» в данной профессии нет. Чаще всего принимают сразу на ставку ведущего специалиста со средним размером оплаты труда по отделу.

Чем занимается специалист органов опеки

Собственно опекой занимается лишь треть всего отдела. В наши полномочия входит весь цикл защиты прав и интересов уязвимых категорий граждан. Оформление опеки над детьми-сиротами, помещение их в государственные учреждения, выявление неблагополучных семей и работа с ними, защита прав душевнобольных и поверка деятельности психиатрических учреждений, контроль за действиями опекунов, участие в сделках с имуществом, решение семейных споров.

Посещать приходится самые неприглядные и мрачные места города: психиатрические клиники, следственные изоляторы, места преступлений. Присутствовать на допросах и судебных заседаниях. Вести контроль содержания клиентов в психоневрологических интернатах.

Все те истории, которые мелькают на центральных каналах с заоблачными рейтингами – наша повседневная работа: убийство матерью своих детей, хищения средств в детских домах, злоупотребления врачей-психиатров, постоянные судебные тяжбы по разделению детей, споры супругов, прочий сор из избы. Устраиваясь в органы опеки, нужно быть готовым ежедневно видеть жизнь с самой неприглядной ее стороны.

Оплата труда в отделе опеки и условия работы на госслужбе

Я устроилась на эту работу с зарплатой 17 т. р., сейчас она составляет 23 тысячи. Заплата складывается из оклада, 6 т.р., ежемесячной премии в 60-100%, размер которой назначает начальник управления, районного коэффициента. Кроме того, бывают квартальные премии в размере 5 т.р. Полный соц.пакет, отпуск 30 календарных дней.

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии является ее условная престижность, все-таки, отдел опеки и попечительства — структурный элемент администрации города. Возможность более-менее свободно располагать рабочим временем. По ходу служебных передвижений, можно параллельно успевать делать мелкие личные дела (это неофициально, конечно). Социальные гарантии, белая зарплата – тоже плюс.

Минусы профессии – большая степень ответственности, высокая цена ошибки, постоянные стрессы, потенциальный риск для здоровья. В нашем отделе опеки и попечительства проезд по служебным поручениям не оплачивается, иногда в день на разъезды уходит по 300 руб. Таким образом, тех 23 тысяч я никогда не видела, в реальности у нас низкая оплата труда.

Карьерный рост

Карьерная лестница предполагает следующие ступени: ведущий специалист отдела, главный специалист, начальник отдела, заместитель начальника управления. При количестве сотрудников отдела 40 человек, единственное возможное повышение – стать главным специалистом. Это возможно при достижении стажа работы более 5 лет, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей.

Напутствие соискателям

Социальная работа, на мой взгляд, является таким же призванием, как медицина или педагогика. Она требует много душевных сил, терпимости и терпения, и конечно, человеколюбия. А с учетом более чем скромной оплаты труда, специалист отдела опеки и попечительства является больше гражданской позицией, чем профессией. Если вы чувствуете в себе силы пройти через все трудности этого дела, то, занимаясь им, однажды испытаете настоящую радость от осознания пользы, которую приносите людям.

Источник

Как я работал в органах опеки и попечительства.

Добрый день дорогие Пикабушники! Хочу рассказать о своей работе в доблестных органах опеки. Устроился я туда в начале 2012 года, почти сразу после окончания педагогического универа. После собеседования с начальством я был принят на должность специалиста по лишению родительских прав. Меня обучал такой же спец по лишению род. прав, который имел большой стаж работы в доблестных органах правопорядка. Обучать решили таким же образом,как обучают некоторые кадры детей плавать, то есть бросают в бассейн и ребенок барахтаясь приобретает навык оставаться на поверхности. Мне дали в руки иск о лишении род. прав семьи алкашей. Семья действительно опустилась на дно, постоянно бухали, квартира разрушена, дети неодеты и голодные. Мне было уже 23 года, взрослый мужчина, но при виде судьи в мантии и прокурора у меня дрожали ноги, язык заплетался. С горем пополам я рассказал суть иска и судья все таки лишил семью. Это была моя первая победа. 2012 год прошел замечательно, я контролировал семьи, семьи, которые не должным образом исполняли род. обязанности я лишал или ограничивал. Все изменилось в 2013 году. В суды и прокуратуру пришли указивки (скорее всего неофициальные), чтобы всеми способами по возможности не лишать род. прав неблагополучные семьи, все сводить на их профилактику. После этого я стал получать отказы в судах в лишении, начали копиться на моем контроле семьи алкашей и наркоманов. Стало страшно уходить на праздники. Так именно в праздники в моих подконтрольных семьях умерло 2 ребенка-инвалида. Вина, конечно легла на органы опеки и полицию, так как не досмотрели. На то что я выходил в суд с исками на лишение данных семей, прокуратура закрыла глаза (они же были против). Контролирует опеку куча органов: прокуратура, министерство, родное Управление, уполномоченный по правам ребенка. Последней каплей стал отказ в лишении род. прав. наркоманки, больной гепатитом и вич, которая при ребенке свалилась в передозе. И в конце 2015 года я решил уйти с этой должности. Устроился спецом в учреждении образовании. Скажу, что данная работа с огромным риском выгорания, за три года я был безэмоциональный, как живой труп. Мне стало плевать на проблемы семей, я сразу думал какой гемор у меня будет в работе с ними. У меня пропало желание иметь семью и детей. У меня все, простите что написано сумбурно, с ошибками. Если кому то будет интересно, расскажу про случаи в работе со семьями.

Добавлю, сотрудник опеки никак не защищен законом, на меня как то напал алкаш с вилкой, когда я пришел отбирать у него ребенка. Всего с женой они породили 4 ребенка, она шла в ванную где рожала, и потом шла дальше бухать. Утром они находили ребенка и по своему начинали за ним уход.

И по традиции мой котэ)))

какое образование нужно для работы в органах опеки

Я вот поражаюсь устройству нашего мира, маргиналы плодятся как кролики, а благополучные семьи не могут иметь детей. А Вам автор сочувствую и надеюсь найдется тот человек, что вернет в Вас веру в семью.

И где причитальщики, что у бедных родителей низашто нипрошто деток отбирают поганцы такие ювенальщики? Резко у всех голос пропал, шкуры подлые?

Да, тяжелая у вас была работа, но ведь наверно были и такие семьи на которые жалоба поступила, но фактически там всё было в норме? Кстати, у меня есть вопрос личного характера. Если Вам не сложно сделайте мне гудок на телефон и я сам перезвоню (мне как сотруднику билайн это бесплатно) 8-965-218-11-13

пиздец работа, но кто-то же должен ее делать.

за 1992 год не скажу. Сейчас строго, чтобы ребенка поместить в дет. дом,родителей нужно лишить или ограничить в род. правах + взыскиваются с родителей алименты.

Хочу поблагодарить вас за ваши истории. У вас есть талант рассказчика – вы так хорошо выбираете, что именно рассказать. Очень интересно читать. Меня зовут Аня, я раньше работала корреспондентом, писала про людей с инвалидностью и сталкивалась с соцопекой только, когда кого-то недееспособного передавали в интернат в обход родственников. Поэтому никогда не слышала доброго слова про соцопеку) Но меня всегда интриговала эта профессия: зачем люди в нее идут, как выдерживают, ради чего выдерживают. Сейчас я учусь во ВГИКе на сценарном факультете и хотела бы написать свой первый сценарий полнометражного фильма, в котором главный герой будет занимается лишением родительских прав. Это будет не злодей, не мученик, а живой человек. Я начиталась разных историй на форумах, в статьях, в комментариях, поговорила со знакомыми, слепила кое-какой сюжет. Но не хватает главного – какого-то парадокса, который никак не могу нащупать. Парадокса в самом механизме работы соцопеки или в отношении к своей профессии специалиста, или в том, что придает силы, или в чем-то еще – не знаю. Забирать детей из семей – плохо, оставлять их с наркоманами и алкоголиками – тоже плохо. Все плохо, но почему-то работает. Это общие места, а хочется найти что-то действительно интересное и парадоксальное. Вы мне не поможете?) Я бы хотела вас о многом расспросить.

Не знаю как в других странах, у нас в России везде бардак, куда не сунься! Печально это все :((

хм, а можете подсказать по вопросу бамажек касаемых детей? конкретно: нотариальный отказ от воспитания?

норм чо, кстати из за чего указ, мест нет в домах??

К сожалению соглашусь с автором, но так устроена у нас система.

А если бы платили в 3 раза больше, остался бы?

А котэ зачем в конце?Это типо прибавляет плюсов посту?

23, взрослый мужчина XD

Как я работал в органах опеки. Часть 8

Прошу прощение за длительный перерыв, был весь в работе.

До сих пор общаюсь с моими коллегами из органов опеки, благо работаем в одном здании. И вот в недавнем разговоре, коллеги сообщили, что стало выявляться все больше семей, где мать или отец больны различными психическими болезнями. При мне на учете стояло 4 таких семьи, сейчас их 10. Вот недавно, одна мамочка попыталась выколоть глаза двум своим детям. Медики опеке сообщили, что скорее всего у нее шизофрения. В таких случаях органы опеки выходят с ограничением в родительских правах такого родственника. так как его болезнь не является его виной, но из за нее он исполнять родительские обязанности не может. Родителей ограничивают обычно на полгода, через полгода, если родитель не изменил отношения к воспитанию его лишают род. прав, если изменил, то права восстанавливают. Ребенок на все время ограничения передается второму родителю, а если его нет, то отправляется в гос. учреждение. Болеющие родители ограничены до выздоровления, психические больные обычно ограничены навсегда. Естественно не все псих. больные ограничиваются, либо лишаются род. прав. Если психиатр утверждает, что родитель не опасен детям, то родитель продолжает воспитание детей в полном объеме.

За все время работы у меня случилось два, так сказать чп с психически неуравновешенными (больными) людьми:

2. У женщины лет сорока сорвало крышу после того, как ее 14 летняя дочь попросила 200 рублей погулять. Женщина зашла в комнату дочери, где разнесла ее мебель, ноутбук, муз центр. Собрав мягкие игрушки, тетради и книжки, вышла во двор, где на детской площадке стала их сжигать. Прибывшие полицейские с медиками отвезли ее в больницу. Девочку поместили в интернат.

Вот недавно одна девушка лет 30, ручкой стала колоть глаза двум своим малолетним детям. Врачи ей поставили шизофрению, дети видеть будут, но зрение все таки ухудшиться.

Источник

Какое образование нужно для работы в органах опеки

какое образование нужно для работы в органах опеки

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

какое образование нужно для работы в органах опеки

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

какое образование нужно для работы в органах опекиОбзор документа

Письмо Министерства образования и науки РФ от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07 “О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей”

Минобрнауки России в целях реализации Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391 издан и направлен на государственную регистрацию в Минюст России приказ от 20 августа 2012 г. № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации».

Указанный приказ размещен в сети Интернет на сайте «Усыновление в России» в разделе «Законодательство и нормативные документы»,

В целях соблюдения требований Федерального закона № 351-Ф3 и Постановления № 391, обеспечения граждан, желающих принять ребенка в семью на воспитание, информацией о порядке прохождения подготовки, Министерство просит принять в возможно короткие сроки исчерпывающие меры, обеспечивающие:

организацию подготовки граждан, желающих стать усыновителями (удочерителями), опекунами (попечителями), приемными родителями, патронатными воспитателями;

проведение массовой информационно-просветительской работы с населением по вопросам организации подготовки на территории субъекта Российской Федерации, включая информирование граждан об органах и организациях, осуществляющих подготовку, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, а также предоставление гражданам возможности оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с прохождением подготовки;

оперативное всестороннее и объективное рассмотрение всех обращений граждан, связанных с прохождением подготовки, и принятие по ним мер, направленных на устранение выявленных нарушений и недостатков.

Приложение: на 14 л.

Приложение
к письму Министерства
образования и науки РФ
от 24 августа 2012 г. № ИР-713/07

Рекомендации
по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей

1. Общие положения

Исключение предусматривается для следующих категорий граждан:

для усыновителей, являющихся отчимами (мачехами) усыновляемых детей;

для усыновителей, которые уже являются или являлись усыновителями и не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

для опекунов, приемных родителей, которые являются или являлись опекунами детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.*(2)

Указанные граждане могут пройти подготовку кандидатов в приемные родители и представить в орган опеки и попечительства, а также в суд (в случае усыновления ребенка) документ о прохождении ими такой подготовки по своему желанию.

Заявления об усыновлении, не рассмотренные на день вступления в силу Федерального закона № 351-ФЗ, рассматриваются в соответствии с правилами, действовавшими на день подачи указанных заявлений в суд.*(3)

2. Задачи подготовки кандидатов в приемные родители

Задачами подготовки кандидатов в приемные родители являются в том числе:

помощь кандидатам в приемные родители в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребенка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка;

ознакомление кандидатов в приемные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приемных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приемных семей.

3. Органы и организации, уполномоченные проводить подготовку кандидатов в приемные родители

В соответствии с пунктом 24.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Финансирование расходов на подготовку кандидатов в приемные родители осуществляется за счет и в пределах средств, которые предусматриваются на эти цели в бюджете субъекта Российской Федерации.

Организация подготовки кандидатов в приемные родители возлагается на органы опеки и попечительства.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить граждан, в том числе организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан с их согласия для оценки их психологической готовности к приему несовершеннолетнего гражданина в семью.*(4)

Следует учитывать, что, в отличие от подготовки кандидатов в приемные родители, проведение психологического обследования граждан не является обязательным и проводится только с их согласия.

Согласно пункту 3 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями в соответствии с договором, заключенным с органом опеки и попечительства.

Порядок отбора органом опеки и попечительства организаций для осуществления полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители установлен приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423».

Полномочие по подготовке кандидатов в приемные родители осуществляется организациями:

за счет собственных средств (в том числе за счет средств, выделяемых организациям на реализацию государственного (муниципального) задания, внебюджетных средств и других не запрещенных законом источников);

на основе положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При размещении заказа на оказание услуг, связанных с проведением подготовки кандидатов в приемные родители, к организациям могут быть предъявлены требования, установленные Порядком отбора органом опеки и попечительства образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для осуществления отдельных полномочий органа опеки и попечительства, утвержденным приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. № 334.

Представляется целесообразным осуществлять подготовку кандидатов в приемные родители на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями, в частности, на базе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, некоммерческих организаций, специализирующихся на оказании психолого-педагогической, социальной, правовой и иной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и приемным семьям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33.1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

Поскольку программа подготовки кандидатов в приемные родители не относится ни к одному из установленных статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» видов образовательных программ, и, таким образом, не является образовательной программой, деятельность по реализации программы подготовки кандидатов в приемные родители не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании образовательной деятельности.

Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий не относится к предмету регулирования законодательства о лицензировании каких-либо видов деятельности.

При передаче полномочия по подготовке кандидатов в приемные родители проводится отбор организаций, претендующих на осуществление указанного вида деятельности, и проверка их на соответствие установленным требованиям.

Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства либо организаций, которым передано соответствующее полномочие, по подготовке кандидатов в приемные родители не требует лицензирования.

Подготовка кандидатов в приемные родители осуществляется организациями на безвозмездной основе, то есть взимание платы с граждан за прохождение подготовки не допускается.*(6)

4. Порядок осуществления и программа подготовки кандидатов в приемные родители

При разработке Порядка подготовки и организации подготовки кандидатов в приемные родители в субъекте Российской Федерации следует исходить, прежде всего, из интересов граждан и необходимости обеспечить удобство для граждан процесса прохождения подготовки.

В Порядке подготовки целесообразно установить, что зачисление граждан на курс подготовки кандидатов в приемные родители осуществляется организациями по их письменному заявлению при обращении в орган опеки и попечительства или в организацию. Неправомерно устанавливать в Порядке подготовки требования по предоставлению гражданами документов, указанных в пункте 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. № 275, и в пункте 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423, или иных документов, кроме документа, удостоверяющего личность гражданина.

Следует предоставить гражданам право самостоятельного выбора организации, в которой они будут проходить подготовку кандидатов в приемные родители на территории субъекта Российской Федерации, независимо от места их жительства или пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.

Необходимо определить порядок информирования граждан об организациях, осуществляющих подготовку кандидатов в приемные родители, месте их расположения, контактных данных и режиме работы, обеспечивающий легкую доступность указанной информации для заинтересованных лиц.

Органам опеки и попечительства, организациям, осуществляющим подготовку кандидатов в приемные родители, следует проводить информационные кампании по привлечению потенциальных кандидатов в приемные родители.

В Порядке подготовки целесообразно предусмотреть возможность прохождения подготовки кандидатов в приемные родители в очной или очно-заочной форме. При организации проведения подготовки в очно-заочной форме могут использоваться дистанционные методы обучения. Порядок подготовки должен включать в себя описание процедуры использования таких методов.

Подготовка кандидатов в приемные родители может осуществляться в группе, численность которой не должна превышать 25 человек. Кроме того, следует предусмотреть возможность проведения подготовки для кандидатов в приемные родители в индивидуальном порядке.

Порядок подготовки также должен содержать требования к проведению итоговой аттестации, которая проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка.

Также в Порядке подготовки следует определить процедуру выдачи свидетельства слушателям, прошедшим программу подготовки кандидатов в приемные родители, процедуру выдачи дубликата свидетельства в случае его утери либо непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения, порядок ведения документации, в том числе регистрации письменных заявлений граждан о желании пройти подготовку, а также выданных свидетельств в соответствующих журналах учета, утвердить формы таких журналов.

Необходимо отметить, что срок действия свидетельства законодательством Российской Федерации не установлен.

В связи с тем, что содержание и общая трудоемкость примерной программы соответствуют Требованиям к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденным приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, прохождение повторной подготовки кандидатов в приемные родители гражданами, прошедшими подготовку до 1 сентября 2012 г. по примерной программе, не требуется. Указанным гражданам следует выдавать свидетельство установленной формы о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители для представления в органы опеки и попечительства и получения заключения о возможности быть усыновителем или опекуном, а также в суд при усыновлении ребенка.

Граждане, получившие заключение о возможности быть усыновителем либо заключение о возможности быть опекуном, не обязаны представлять на этапе подбора ребенка, оставшегося без попечения родителей, в орган опеки и попечительства документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители.

5. Требования к составу и квалификации специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители

Порядок подготовки должен включать требования к составу специалистов, проводящих подготовку кандидатов в приемные родители, и их квалификации.

К проведению подготовки кандидатов в приемные родители, в частности, рекомендуется привлекать социальных педагогов (социальных работников), юристов, психологов, медицинских работников (врачей-педиатров, детских психиатров, психотерапевтов и других). Целесообразно отдавать приоритет специалистам, имеющим базовое профильное высшее образование, а также практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющим навыками обучения взрослых.

К участию в подготовке кандидатов в приемные родители также могут быть привлечены приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Рекомендуется организовать в субъекте Российской Федерации проведение повышения квалификации специалистов, которые осуществляют (будут осуществлять) подготовку кандидатов в приемные родители, по различным темам, предусмотренным программой подготовки, включая обучение навыкам ведения тренинговых групп, не реже одного раза в три года.

6. Особенности прохождения подготовки кандидатов в приемные родители иностранными гражданами, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации

Иностранные граждане проходят подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают. Подготовка кандидатов в приемные родители на территории иностранного государства должна проводиться с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено Требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденными приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. № 623, а документы о прохождении такой подготовки, представляемые иностранными гражданами, должны подтверждать соблюдение указанных требований.

При этом следует учитывать, что документы о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители представляются в суд (пункт 8 части первой статьи 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Представление указанных документов на этапе подбора ребенка законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Однако, при обращении иностранных граждан к региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители необходимо разъяснять им требования статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Документами о прохождении иностранными гражданами подготовки кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они постоянно проживают, подтверждающими прохождение ими соответствующей подготовки с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено требованиями к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утверждаемыми Минобрнауки России, являются в том числе следующие:

документ, подтверждающий право иностранной организации, выдавшей документ о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители, осуществлять указанную подготовку граждан и выдавать соответствующий документ;

копия утвержденной программы, по которой проводилась подготовка кандидатов в приемные родители;

копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки кандидатов в приемные родители (документ о прохождении подготовки на территории иностранного государства оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми законодательством иностранного государства к подобным документам).

Документы, выданные за пределами Российской Федерации, представляются на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства и должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, а также переведены на русский язык. При этом перевод либо подпись переводчика удостоверяются в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве местонахождения соответствующей иностранной организации либо нотариусом на территории Российской Федерации.

Также необходимо учитывать, что суд, в соответствии с пунктом 3 статьи 272 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, может при необходимости затребовать и иные документы.

В случае если иностранные граждане не прошли подготовку кандидатов в приемные родители на территории государства, в котором они проживают, либо освоенная иностранными гражданами программа подготовки кандидатов в приемные родители не соответствует установленным законодательством Российской Федерации требованиям, иностранные граждане могут пройти обучение по программе подготовки кандидатов в приемные родители на территории Российской Федерации. Информирование иностранных граждан о порядке прохождения подготовки кандидатов в приемные родители и организациях, уполномоченных на ведение указанной деятельности, на территории конкретного субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в Порядке подготовки.

В Порядке подготовки также целесообразно отразить, на каком языке осуществляется подготовка кандидатов в приемные родители. В случае осуществления подготовки только на русском языке Порядок подготовки должен включать в себя положение, устанавливающее возможность для иностранных граждан, не владеющих русским языком, обращаться в организацию с переводчиком.

Исполняющий обязанности
директора Департамента
государственной политики
в сфере защиты прав детей
С.В. Вителис

*(1) Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 351-ФЗ «О внесении изменений в статьи 127 и 146 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 391 «О внесении изменений в Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и в Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» вступают в силу с 1 сентября 2012 года.

*(2) Пункт 1 статьи 127, пункт 1 статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации.

*(3) Статья 3 Федерального закона № 351-ФЗ.

*(4) Пункт 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(5) Пункт 2 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

*(6) Пункт 8 Правил осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423

Обзор документа

С 1 сентября 2012 г. вступают в силу поправки к СК и ГПК РФ. Согласно им лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), должны пройти психолого-педагогическую и правовую подготовку. Это касается и тех, кто хочет создать приемную семью, стать патронатным воспитателем. Исключение составляют усыновители-отчимы (мачехи), близкие родственники детей, усыновители или опекуны, которые уже являются (являлись) таковыми и не были отстранены от исполнения соответствующих обязанностей.

Орган опеки и попечительства обязан подготовить кандидатов в приемные родители. В частности, нужно организовать обучающие семинары, тренинги по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний, обеспечить психологическое обследование граждан (с их согласия).

Целесообразно проводить такую подготовку на базе организаций, имеющих в своем штате социальных педагогов, психологов, юристов, а также опыт работы с приемными семьями. Речь идет об организациях для детей-сирот и тех, кто остался без попечения родителей, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и др.

Гражданам следует разрешить самостоятельного выбирать организацию, в которой они будут проходить подготовку на территории региона.

Обучать должны специалисты, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с принимающими семьями и детьми, владеющие навыками обучения взрослых. Также могут привлекаться приемные родители, имеющие значительный положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *