какое образование нужно для магистратуры
Обучение в магистратуре: мифы и реальность
Обучение в магистратуре: мифы и реальность
Онлайн-интервью с магистрантами московских вузов
Обучение в магистратуре – важная ступень высшего образования. Магистрам в сфере права и экономики открываются широкие возможности карьерного развития, их знания и умения ценятся работодателями.
Что думают об этом сами магистранты? Мы спросили у студентов из московских вузов: МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, Финансового университета при Правительстве РФ.
КонсультантПлюс: Что побудило вас продолжить обучение в магистратуре? В какой сфере вы решили развиваться, почему? Какие преимущества и перспективы для себя вы видите?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ, факультет финансовых рынков, программа «Современное банковское дело и риск-менеджмент в коммерческом банке», сотрудник департамента аудита компании «Делойт»): Как лучше? Как правильнее? Человек постоянно сталкивается с выбором и принятием решений, от которых будет зависеть его дальнейшая жизнь. Вот и я некоторое время назад должна была для себя решить, в какой сфере развиваться, продолжать ли учебу в магистратуре после бакалавриата, если да, то в каком вузе и по какому направлению. Скажу сразу, принять такое решение было нелегко, но я осознанно подошла к этому вопросу и сделала свой выбор. Я решила продолжить учиться в магистратуре своего вуза, на своем факультете, а работать в сфере аудита.
Как это было? Прежде чем продолжить учебу и искать работу, я советовалась с разными людьми – своими преподавателями, родителями, друзьями и даже с работодателями компаний, в которых хотела работать. Преподаватели говорили, что, несомненно, по моей специальности (банковское дело и рынок ценных бумаг) нужно обязательно продолжать обучение в магистратуре, так как бакалавриата недостаточно. Умом я понимала, что они правы, но не хотела идти учиться только потому, что надо. Я хотела сама понять, для чего мне нужна учеба в магистратуре. Поэтому каждый раз на собеседованиях при поиске работы в компаниях большой четверки (Big4) я спрашивала у менеджеров, нужна ли магистратура для продвижения по карьерной лестнице. Все менеджеры в один голос говорили, что в аудиторской деятельности гораздо важнее получить российскую лицензию аудитора и сдать международный экзамен АССА, а магистратура вовсе не обязательна, ее отсутствие точно не будет стоп-фактором для продвижения в их компании.
Были две противоположные точки зрения. Все-таки я прислушалась к мнению преподавателей, так как никогда не знаешь, что будет завтра и как могут измениться требования к кандидатам при приеме на работу. В конце концов, такой тыл как высшее образование никогда и никому не мешал.
Что касается перспектив выбранной мной сферы, то я вижу в ней для себя только достоинства. Я год изучала аудит в Университете прикладных наук Саксион в Нидерландах и поняла, что аудит мне очень нравится. Мне нравится всё проверять, анализировать, находить ошибки или не находить, в этом суть моей работы. Мне нравится, когда тебя люди боятся. Шучу, конечно. Я считаю, что если человеку нравится делать что-то, то он будет в это вкладывать всю свою энергию. А человек, который хорош в своем деле, всегда востребован, неважно, аудитор ты или продавец-консультант в магазине.
Никита Игумнов (магистратура Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Решение поступать в магистратуру юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова я принял на 4 курсе, когда понял, что хотел бы получить углубленные знания в сфере конституционного и муниципального права. В бакалавриате меня интересовали именно дисциплины государственно-правового профиля, я стал участвовать в студенческих научных мероприятиях. В ходе подготовки чувствовалась нехватка более общих базовых знаний. Магистратура по соответствующей специальности и стала тем средством, которое позволило мне эти знания получить.
Выбирая Московский университет, я надеялся не только стать частью известнейшей фундаментальной научной школы, но и приобщиться к университетским традициям. Поэтому у меня не было сомнений относительно того, где продолжить обучение – я подал документы на юридический факультет МГУ.
За два года учебы я получил много новых знаний. В этом заслуга блестящих преподавателей, которые на своих занятиях не только давали ответы, но и подталкивали к тому, чтобы мы сами ставили новые вопросы в науке и стремились к их разрешению. С этим и связано основное преимущество, которое дало мне обучение в магистратуре: педагоги привили нам желание выйти за рамки стандартных подходов, искать что-то новое.
После учебы в МГУ наиболее привлекательным для меня выглядел карьерный путь на государственной службе. В итоге так и получилось: в настоящее время я работаю в секретариате Конституционного Суда Российской Федерации.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Я продолжила свое обучение на магистерской программе НИУ «Высшая школа экономики» «Юрист в правосудии и правоохранительной деятельности». При этом вопрос идти в магистратуру или не идти для меня не стоял. В юриспруденции необходимо постоянно совершенствоваться, в том числе в области академических навыков. Кроме того, рынок труда юристов перенасыщен, однако профессионалов не хватает, а магистерская степень дает некоторое конкурентное преимущество.
Уже более трех лет я работаю в области семейного права, которое привлекло меня социальной значимостью и возможностью помочь людям в эмоционально тяжелой для них ситуации. Именно в этой сфере я вижу перспективы для развития медиации — альтернативного способа урегулирования споров.
В дальнейшем я планирую развиваться в адвокатской деятельности, а также получить дополнительное образование в сфере медиации. Не исключаю для себя возможность преподавания.
КонсультантПлюс: Какие у вас были ожидания от обучения в магистратуре и подтвердились ли они?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ): Когда я шла учиться в магистратуру, я поставила для себя задачу каждый день узнавать что-то новое. И я узнаю! Учеба у нас каждый день, да-да, не один раз в неделю, не два, а каждый день.
Занятия в магистратуре имеют практико-ориентированную форму, мы обсуждаем насущные проблемы в сфере финансов, и это мне нравится больше всего. То есть уже нет той зубрежки теории, как это было в бакалавриате. Сейчас у нас есть определенная база знаний, которая нам помогает увидеть проблемы в экономике и попробовать предложить меры их устранения. В общем, могу смело сказать, что то, что я хотела получить от магистратуры, я получаю.
Никита Игумнов (магистратура юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова): Одним из самых важных моих ожиданий от обучения в магистратуре было получение новых знаний по выбранной специализации. Сказать, что это ожидание полностью подтвердилось, я мог бы уже после первых занятий.
Как я уже говорил, преподавательский состав кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ – это ученые, обладающие не только высочайшей профессиональной квалификацией, но и выдающимися личными качествами. Глядя на них, я все больше убеждался, что правильно выбрал свою специальность и место для получения образования. Большим преимуществом было и то, что в магистратуре нам преподавали не только дисциплины по конституционному и муниципальному праву, но и ряд предметов общего характера. Такой широкий охват учебных курсов позволял обратиться к проблематике в различных сферах правоведения, а это именно то, к чему я стремился, поступая в магистратуру.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Я долго изучала варианты магистерских программ, прежде чем остановить свой выбор на программе НИУ ВШЭ. Я ожидала, что получение магистерской степени станет следующей ступенькой моего профессионального становления дополнительно к опыту работы. Так и выходит. Что удивило, акцент учебной программы сделан на получении академических навыков, то есть это как подготовка к аспирантуре. При этом меня поразила наполненность программы: каждый преподаватель стремится дать свой авторский курс (иногда не один), чтобы расширить наш профессиональный кругозор.
КонсультантПлюс: Магистранты – это уже достаточно взрослые люди, совмещающие учебу с работой. Поделитесь, пожалуйста, своим рецептом, как вам это удается?
Зумрад Дусматова (магистратура Финансового университета при Правительстве РФ): Признаюсь, не совсем легко совмещать учебу с работой, но я стараюсь. Я вовсе не считаю себя героем, многие студенты так живут – и ничего, справляются.
Конечно, бывает тяжело в период бизи сизон (busy season), когда рабочая нагрузка сильно увеличивается. Но зато моя жизнь сейчас очень насыщенная и интересная, и я стараюсь брать максимум от каждого прожитого дня, что на работе, что на учебе, и выкладываться на все сто. Более того, я начала ценить свое время и планировать его более продуктивно, откидывая занятия, которые мне не приносят пользы. Ведь все зависит от того, как мы расставим приоритеты, не так ли?
Никита Игумнов (магистратура юридического факультета МГУ): Пока я учился в магистратуре, работать я не стремился. Конечно, я понимал, что после окончания вуза мне пригодился бы опыт работы. Но я рассчитывал, что при наличии хорошей теоретической подготовки я смогу довольно быстро научиться всему на работе.
Многие курсы в магистратуре являются авторскими, учебников по ним просто не было, и без посещения занятий очень легко можно было упустить важные знания. Поэтому моя работа во время учебы в магистратуре не была постоянной, как правило, это были временные проекты, которыми я успевал заниматься без ущерба для учебы.
Анастасия Прокопова (магистратура НИУ «Высшая школа экономики»): Это действительно непростая задача. Я бы выделила здесь две проблемы. Первая – возможность фактического присутствия на лекциях. Огромный плюс обучения на магистратуре НИУ ВШЭ — вечерние или субботние занятия. Многие преподаватели понимают, что большинство магистрантов работают, поэтому стараются ставить свои занятия в удобное время.
Что касается моего настоящего места работы, BGP Litigation, то здесь положительно относятся к получению мною высшего образования, у меня гибкий график, строго не привязанный к нахождению на рабочем месте в определенные часы: какие-то задачи я могу доработать, придя пораньше, или, если потребуется, в выходные. Мой руководитель это понимает, поэтому проблем не возникает.
Является ли магистратура вторым высшим образованием
Магистратура – это более высокая ступень в образовательном процессе, следующая за бакалавриатом или специалитетом. Нередко возникает вопрос, является ли получение диплома магистра подтверждением второго высшего образования. Ответ на него может быть как положительным, так и отрицательным. Это зависит от нескольких показателей, среди которых главными выступают вид имеющегося у абитуриента диплома и программа магистратуры, по которой планируется дальнейшее получение знаний. В качестве правового основания выступают законы «Об образовании в РФ» и «О высшем и послевузовском образовании». В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС представлено несколько программ магистратуры (как второго высшего образования) по направлениям «Менеджмент», «ГМУ». Выпускники, получившие дипломы нашего учебного заведения, весьма успешны во многих сферах бизнеса.
В каких случаях магистратура будет являться первым высшим образованием
На основании закона магистратура будет являться первым высшим образованием в том случае, если у Вас диплом специалиста, выданный до 2012 года, либо диплом бакалавра.
Преимущества магистратуры в качестве первого высшего образования
Абитуриент может претендовать на выплату стипендии в случае поступления на бюджет. Кроме этого, продолжение обучения по выбранной специализации позволяет получить более полные и углубленные знания, а также практические навыки именно в этой области. Иногда в процессе обучения абитуриент понимает, что хочет продолжить получать знания в несколько иной сфере. При поступлении в магистратуру после бакалавриата или специалитета есть возможность выбрать другое направление образования и получить вторую профессию за сравнительно короткий срок. Это обусловлено длительностью образовательного процесса. Обучение в магистратуре занимает 2 года, в то время как получение второго диплома в новой сфере с нуля требует 5–6 лет. Кроме этого, для лиц мужского пола поступление в магистратуру служит основанием для предоставления отсрочки от армии на весь срок обучения.
В каких случаях магистратура будет являться вторым высшим образованием
На основании закона обучение в магистратуре будет считаться получением второго диплома о высшем образовании в том случае, если в Вашем имеющемся дипломе, выданном после 2012 года, в соответствующей графе прописано «специалист». А также если у Вас уже есть документ об окончании магистратуры по другому направлению.
Преимущества магистратуры в качестве второго высшего образования
Основным достоинством магистратуры в качестве второго высшего выступает возможность получения знаний по новой специальности и повышения своей конкурентоспособности на рынке труда. Среди выпускников ИБДА РАНХиГС много тех, кто занимает хорошие позиции в зарубежных и российских компаниях и весьма успешен в профессиональной деятельности.
Для многих выпускников бакалавриата бывает весьма актуальным получение магистерской степени по второму направлению, отличному от их основной специализации. Это дает возможность расширения сферы деятельности и полномочий.
ИБДА РАНХиГС предлагает абитуриентам поступить в магистратуру по различным программам. Вы можете продолжить получать знания по выбранной специальности или освоить новую профессию. Диплом, подтверждающий степень магистра, открывает широкие возможности тем, кто стремится достичь высот в карьере как в отечественных, так и в зарубежных компаниях. Соискатели, окончившие магистратуру, имеют конкурентное преимущество среди других претендентов на должности в крупных холдингах и корпорациях. Уже сейчас в Москве и прочих крупных городах мира в госструктурах и бизнес-сфере существуют должности, на которые рассматриваются только соискатели с дипломом магистратуры.
Как выбрать магистратуру: полезные советы и критерии
Эпоха цифровизации меняет бизнес. Сегодня, чтобы создать свой проект и успешно им управлять, необходимы знания в разных направлениях: цифровом предпринимательстве, менеджменте, маркетинге. Важны не только теоретические знания, но и практический опыт. Получить такие навыки в комплексе помогает магистратура.
Как понять, какая магистратура вам нужна и на что обратить внимание при выборе вуза, — разбираемся в статье.
Образовательная платформа Нетология совместно с ведущими вузами страны — ВШЭ и ИБДА РАНХиГС — запускает онлайн-магистратуру. Это полностью очное обучение — но перенесённое в онлайн-формат. Пандемия показала, что можно не тратить время на поездки и командировки, а учиться, практиковаться и знакомиться с единомышленниками, не выходя из дома. Выпускники такой онлайн-магистратуры получают диплом вуза — ВШЭ или РАНХиГС — который ничем не отличается от такого же диплома, полученного в обычной магистратуре этих вузов.
Магистратура Нетологии и ВШЭ нацелена на подготовку сильных специалистов и руководителей в крупных корпорациях.
Магистратура Нетологии и РАНХиГС — на подготовку предпринимателей, которые хотят открыть своё дело, руководить цифровым проектом или запустить стартап.
Сперва определитесь, что вы хотите получить от магистратуры
Подумайте, какие преимущества магистратура даст именно вам.
От ответа на этот вопрос будет зависеть выбор программы и вуза.
Затем подумайте, сколько времени вы готовы потратить на обучение
Магистратура — дело не быстрое. Подумайте, сколько времени вы сможете выделить на занятия как с группой, так и самостоятельно.
Будете ли вы в это время работать? Какой формат вам удобнее — очный или заочный? А может быть, лучше дистанционка, чтобы хотя бы не приходилось тратить время на поездки и командировки, если вуз в другом городе? Есть ли у вас семья, которой нужно ваше внимание? Какие занятия вы сможете отложить, если вдруг вам нужно будет больше времени для определённых предметов?
5 главных критериев качественной магистратуры
После того как вы честно сами себе ответили на эти два вопроса, можно выбирать программу обучения. Полученные ответы уберегут вас от поспешных решений и помогут определиться с форматом обучения.
Программа должна быть актуальной
Ознакомьтесь с программой: в отличие от бакалавриата, где часто встречаются «лишние» предметы общей направленности, магистерские курсы должны давать те знания, которые точно пригодятся в вашей работе.
Погуглите незнакомые (да и знакомые тоже) предметы из программы — насколько они пригодятся вам после выпуска? Если сложно определить ценность предмета самостоятельно, можно обратиться к тем, кто уже работает в нужной вам сфере или окончил эту похожую программу, и спросить его напрямую: «Насколько было полезно то, что рассказали на курсе? Насколько тебе пригодились эти знания?».
Среди преподавателей должны быть не только теоретики, но и практики
Посмотрите список спикеров и экспертов на курсе. Погуглите их опыт работы, регалии, достижения, выступления, публикации. Оцените, кто будет преподавать — специалист академического профиля, который всю жизнь посвятил изучению сферы, или специалист, у которого основная деятельность — работа или бизнес в реальной компании, а преподавание — лишь часть занятости. И тот, и другой тип преподавателя важны и нужны.
Хорошие теоретики досконально знают предмет и умеют доступно и понятно о нём рассказать. Хорошие практики — поделиться опытом, как всё это работает в реальной жизни.
Плохо, когда в программе есть только один тип преподавателей, чаще всего перекос происходит в сторону теоретиков. В таком случае вы получите хорошую базу, но не научитесь применять её на практике, вам не с кем будет обсудить жизнеспособность ваших идеи и получить советы из работающего бизнеса. Комфортнее и полезнее будет работать с экспертом, который постоянно развивается в своей области, а не пользуется устаревшими знаниями.
«Цифровое предпринимательство» — совместная магистратура Нетологии и ИБДА РАНХиГС
В программе должна быть практика
Значительная часть программы должна быть посвящена практике. Чем её больше — тем лучше. Если большая часть программы состоит из теории — вы не получите реальных навыков, зачем тогда тратить время и деньги? Чтение книжек и статей по теме — это на самом деле не обучение, это подготовка к обучению: так вы набираете базу, определяете места, которые вам непонятны, а дальше на эту базу наращиваете настоящие знания и умения. В программе обязательно должны быть:
В программе должны изучаться современные технологии
В программе должно быть место развитию цифровых компетенций. Специалист с образованием магистра обязан разбираться в современных технологиях, которые используются в его сфере, уметь работать с новыми инструментами, быть в курсе всего нового, что появляется на рынке. Неважно, агроном вы или предприниматель — сегодня ни одна сфера не обходится без новых технологий.
Вуз должен быть в топе отраслевых рейтингов
Магистратура — это не только и не столько полученные знания, умения и навыки, это также вопрос престижа. Магистерская степень хорошего вуза откроет перед вами множество карьерных дверей. Поэтому важно выбирать университет, который находится вверху отраслевого рейтинга.
«Управление цифровым продуктом» — совместная магистратура Нетологии и НИУ ВШЭ
Поступление в магистратуру на бюджет
Магистратура – это высшая ступень профессионального образования, которая следует после бакалавриата или специалитета. Магистратура является дополнительным преимуществом, если в Ваших планах построить блестящую карьеру, в том числе международную. Крупные корпорации и холдинги при рассмотрении соискателей отдают конкурентное преимущество обладателям магистерской степени. В Институте бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС есть программы магистратуры по нескольким направлениям: «Менеджмент», «Международные отношения», «Государственное и муниципальное управление».
Для слушателей программ MBA и EMBA существуют, как опции к программам, программы «Магистратура + MBA/EMBA».
На некоторых программах прием абитуриентов ведется как на платной, так и на бюджетной основе, на некоторых – только на платной основе.
Преимущества обучения на бюджете
Главное преимущество такого обучения – это получение бесплатного образования. Несомненно, поступить в институт на этой основе довольно сложно. Бюджетных мест немного, а конкуренция среди абитуриентов высока. Набор на бюджетные места производится по результатам вступительных мероприятий, с учетом индивидуальных достижений. Для тех, кто не добрал баллы на бюджетные места, предлагается гибкая система скидок на платное обучение, в зависимости от количества баллов. На каждой программе магистратуры, имеющей бюджетные места, предусмотрена своя система скидок. Уточняйте у менеджеров приемных комиссий.
Кто имеет право поступить на бюджет
Условия поступления в магистратуру на бюджет зависят от диплома претендента и определяются законодательно.
Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» поступить в магистратуру на бесплатной основе имеют право соискатели с дипломами старого образца (до 2012 года), являющиеся дипломированными специалистами. Они приравниваются по статусу к бакалаврам и имеют право обучаться на бюджетных местах.
Если у претендента на обучение в магистратуре диплом нового образца (после 2012 года), где в графе, соответствующей квалификации, указано «специалист», то бюджетное образование ему будет недоступно. В данном случае обучение в магистратуре будет являться вторым высшим образованием.
Претенденты, имеющие диплом бакалавра, имеют право поступать на бюджет в магистратуру, имеющую бюджетные места.
Претенденты, имеющие диплом магистра (обучавшиеся ранее на бюджете), не могут еще раз учиться на бюджетных местах, т. к. образование будет считаться как второе высшее.
Вступительные испытания при поступлении на бюджет
Абитуриенты, претендующие на бюджетные места, поступают в магистратуру на конкурсной основе. Как правило, вступительные испытания заключаются в прохождении письменных тестирований, в результате которых претенденту на обучение полагается получить определенное количество баллов. Итог оценивается по 100–балльной шкале. Необходимое количество баллов для зачисления на обучение на бесплатной основе определяется вузом. ИБДА РАНХиГС проводит вступительные испытания самостоятельно. При поступлении в магистратуру проводятся тесты на русском и английском языках, включающие в себя несколько частей по разным дисциплинам. Для поступления на программу «Международный менеджмент» претендентам требуется пройти тестирование по менеджменту и английскому языку. По программе «Международные отношения и интеграционные процессы в Евразии» предусмотрено единое тестирование по трем дисциплинам: математике, английскому языку, международным отношениям. Вступительные испытания по разным предметам проводятся в один день и ограничены по времени. Для подготовки к вступительным экзаменам факультеты вуза предоставляют полные данные об источниках информации и рекомендованной литературе. Помимо письменного экзамена, при поступлении на программу магистратуры «Международный менеджмент» также предполагается собеседование с руководителем программы.
Программы, предусматривающие наличие бюджетных мест
На данный момент в ИБДА РАНХиГС существует 4 программы магистратуры. Две из них предусматривают наличие бюджетных мест. На факультете международного бизнеса и делового администрирования на «Международном менеджменте» их количество равняется 10. Эта программа магистратуры является полностью англоязычной. При условии хорошей успеваемости обучение предполагает бесплатные стажировки в зарубежных вузах – партнерах ИБДА.
Вторая программа магистратуры, на которой есть бюджетные места, – это «Международные отношения и интеграционные процессы в Евразии» на факультете международных отношений. Количество мест на бюджете здесь составляет 8. Основной задачей программы является подготовка грамотных специалистов и профессионалов в своем деле в области международных отношений.
Документы, необходимые для поступления в магистратуру
Поступление в магистратуру на бесплатной основе требует подготовки и предоставления определенного комплекта документов, состоящего из оригиналов и копий. Как правило, это:
Формы и срок обучения в магистратуре на бюджете
На программах магистратуры в ИБДА РАНХиГС, предусматривающих наличие бюджетных мест, возможно обучение только в очной форме. Это обеспечивает глубокое погружение в изучаемые дисциплины, так как предполагает наиболее частые встречи с преподавателями и большее количество учебных часов. Поэтому очная форма подойдет тем, кто желает получить максимальные знания по выбранной специальности. Отличительной чертой обучения в магистратуре ИБДА является возможность совмещать работу и учебу, т. к. очная форма обучения реализована в вечернее время с 19 до 22 часов (2–3 раза в неделю), иногда – обучение в выходные дни (с 10 до 17 часов). Общая продолжительность обучения в очной магистратуре составляет 2 года.
Результаты обучения в магистратуре на бюджетной основе
В завершении образовательных программ магистратуры выпускники получают государственные дипломы, подтверждающие степень магистра по выбранным направлениям. Данный документ об образовании дает отличные перспективы трудоустройства как в российских, так и в зарубежных компаниях. Практические знания, полученные в процессе обучения, позволяют решать огромный спектр задач в профессиональной деятельности. Также большим преимуществом выступает получение возможности сотрудничества с ассоциацией выпускников и доступ к бизнес-контактам других выпускников ИБДА РАНХиГС.
Магистратура в ИБДА РАНХиГС предполагает получение огромного багажа знаний благодаря углубленному изучению теории и множеству практических заданий. Среди преподавателей института практики, обладающие большим опытом работы в крупных, стабильно работающих компаниях и холдингах. Кроме этого, обучение ведут талантливые преподаватели, закладывающие теоретический фундамент дисциплин, а также представители ведущих научных образовательных учреждений, в том числе зарубежных. Сильный преподавательский состав – это один из показателей, обеспечивающих ИБДА РАНХиГС высокие рейтинги среди других образовательных учреждений. Примером может выступать рейтинг «Топ-1000 российских менеджеров», в который за период с 2001 по 2018 год вошли 181 преподавателей и выпускников института. Поэтому ИБДА РАНХиГС – это та известная школа бизнеса, в которую стоит поступать, если перед Вами стоит вопрос: куда подать документы для продолжения обучения?