какое образование нужно чтобы стать начальником
Какое образование нужно чтобы стать начальником
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Квалификационным справочником должностей к должности начальника смены установлены следующие требования к квалификации: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по специальности не менее двух лет или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по оперативному управлению производством не менее трех лет. Однако в должностной инструкции, утвержденной на предприятии, установлено требование о наличии высшего профессионального (технического) образования и стажа работы на производстве не менее двух лет. Работника, не имеющего высшего образования, но имеющего среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по оперативному управлению производством не менее трех лет, перевели на должность начальника смены.
Возможно ли перевести работника на нижестоящую должность в связи с отсутствием у него высшего образования, как того предусматривает должностная инструкция?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Указанного работника можно перевести на нижестоящую должность в связи с несоответствием его квалификации требованиям, содержащимся в должностной инструкции.
Обоснование вывода:
Согласно ст. 57 ТК РФ, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Во всех остальных случаях (к которым относится и рассматриваемый случай с должностью начальника цеха) квалификационные требования к тем или иным должностям работодатель вправе определять самостоятельно. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязательные требования к уровню квалификации работников по должности «начальник смены» в настоящее время не установлены.
Таким образом, при разработке должностных инструкций брать за основу квалификационные справочники необходимо тогда, когда применение справочников обязательно для работодателя. При этом, как следует из п. 4 Общих положений Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, квалификационные требования, содержащиеся в справочнике, могут уточняться с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях, и требований к необходимой специальной подготовке работников (смотрите, например, определение Самарского областного суда от 21.11.2011 N 33-12150, определение Новгородского областного суда от 07.08.2013 N 33-1315/2013, определение Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2012 N 33-2652/2012).
Таким образом, указанного работника можно перевести на нижестоящую должность в связи с несоответствием его квалификации требованиям, содержащимся в должностной инструкции.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ;
— апелляционное определение ВС Республики Карелия от 27.01.2017.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Сулейманов Марат
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Профессия руководителя. Учимся управлять
Для успешной работы любой организации нужны не только профессиональные и ответственные исполнители, но и грамотный начальник. Чтобы им стать, недостаточно только лидерских качеств. Будущему руководителю нужно обязательно получить специальное образование в области менеджмента и управления.
Каким должен быть эффективный руководитель?
От начальника любого уровня требуются:
Иерархия руководителей в организации
На любом крупном или среднем предприятии существуют три группы руководителей:
Обязанности руководителя
Трудовые функции руководителя зависят от его уровня и сферы деятельности компании. Но обычно в список обязанностей начальника входят:
Где обучают руководителей?
Безусловно, руководителю желательно иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению, в котором он работает: директору школы – педагогическое, заведующему клиникой – медицинское, начальнику финансового отдела – экономическое и т. д. Но помимо этого необходимо получить и управленческие компетенции. И это можно сделать на дистанционных* программах Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки».
На курсы принимаются Слушатели из любых регионов России. Для поступления на программы профессиональной переподготовки необходимо просто направить в приемную комиссию пакет документов. Он включает скан-копии паспорта, диплома вуза, колледжа или техникума (или справку из учебного заведения, если вы учитесь на старших курсах), чека об оплате обучения. Если фамилия в паспорте и документе об образовании не совпадает, нужно подтвердить ее смену, например, скан-копией свидетельства о браке.
Образование руководителя можно получить на следующих программах:
Какое образование необходимо современному руководителю?
Какими ключевыми компетенциями должен обладать сегодня управленец? Можно ли научить просчитывать риски, принимать ответственность, эффективно руководить? Можно ли научить добиваться результатов в условиях сложной и динамично меняющейся бизнес-ситуации?
На эти вопросы нет однозначного ответа. В разных компаниях нужны руководители с различными качествами, у каждого предприятия и его менеджеров свои бизнес-задачи. Нет универсального рецепта эффективности и успеха. Единственное, что сегодня можно утверждать определенно — управленцам или специалистам, которые чувствуют в себе потребность стать руководителем в будущем, необходимо учиться, и, возможно, всю жизнь.
Первой ступени высшего образования в информационный век уже недостаточно для того, чтобы получить современные компетенции для эффективного управления компанией. За 4 года обучения можно научиться самостоятельности, инициативности, но приобрести лишь базовые профессиональные знания и навыки. Многочисленные курсы и тренинги в лучшем случае решают специальные задачи — за 6−8 часов самого интенсивного обучения можно обрести знания по узкой теме. Системные углубленные знания можно получить на практикоориентированной магистратуре, которая может стать одной из ступеней образования руководителя или специалиста, нацеленного на построение управленческой карьеры.
Преимущества обучения в магистратуре Института бизнеса БГУ с углубленной подготовкой:
Качество образования на специальностях магистратуры Института бизнеса БГУ подтверждается успешностью его выпускников-магистров.
Специальности магистратуры Института бизнеса БГУ:
Формы обучения — очная (дневная, вечерняя) и заочная.
Продолжительность обучения — от 1,5 до 2 лет в зависимости от специальности.
Приём документов до 24 августа 2018 года.
Контакты:
Институт бизнеса БГУ
220 007 Минск, ул. Московская, 5, каб. 310.
+375 (25) 906 63 38
+375 (17) 200 57 33
Директор
Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает «пробиться» на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора, одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.
Устраиваясь на работу практически каждый амбициозный молодой специалист мечтает «пробиться» на самый верх карьерной лестницы и возглавить компанию, в которой он работает. Другими словами, пределом мечтаний многих вчерашних школьников является профессия директора, одна из самых противоречивых профессий в мире: с одной стороны стать директором не хочет только ленивый, с другой стороны, только ленивый не ругает действующего директора.
Но стремясь занять наивысшую руководящую должность в компании многие забывают, что директор – это не только власть, достаток и удовлетворение собственных амбиций, но и огромнейшая ответственность (как материальная, так и криминально-административная). К большому сожалению, мало кто задумывается о том, что за возможность гордо заявить «Я директор компании!» иногда приходится платить непомерно высокую плату, жертвуя своим личным счастьем, а порой и свободой (ведь в случае непредвиденных ситуаций именно директор становится «козлом отпущения» и несет все бремя ответственности за действия своих подчиненных).
Поэтому мы предлагаем Вам внимательно ознакомиться со всеми особенностями этой профессии, и еще раз хорошо подумать, готовы ли Вы взвалить на плечи ответственность не только за собственные действия, но и за все, происходящее в компании.
Кто такой директор?
Директор – высшая руководящая должность компании, предприятия или учебного заведения, наделенная практически неограниченными возможностями для осуществления хозяйственно-финансовой деятельности: от разработки стратегии развития, распоряжениями финансами и осуществления кадровых перестановок до закупки канцелярских принадлежностей и организации корпоративных мероприятий. Необходимо четко понимать, что в отличие от собственника предприятия, директор это назначаемая должность. Поэтому с одной стороны он как бы является главным на предприятии, а с другой стороны все равно остается подчиненным.
Исторически сложилась так, что наш мир устроен иерархично: кто-то всегда командует, а кто-то подчиняется. Исходя из этого можно смело утверждать, что своими корнями профессия директора уходит в далекое прошлое, когда впервые появились коллективы и группы людей, объединенные одним делом. Название профессии произошло от латинского directum (направлять, управлять), что прямо указывает на основные обязанности директора.
Отметим, что в современном обществе должность директора принято выделять по направлению его деятельности: генеральный, финансовый, коммерческий, технический, операционный директор и т.д. Достаточно часто должность директора является чисто формальной (номинальный директор), когда обязанности специалиста ограничиваются исключительно подписанием документов.
Естественно, должностные обязанности не формального директора напрямую зависят от направления его деятельности. Например, операционный директор отвечает за повседневные операции и подчиняется генеральному директору, в свою очередь генеральный директор осуществляет общее руководство компанией и подчиняется непосредственно собственнику предприятия. Тем не менее, существуют и общие должностные обязанности: управление деятельностью компании или подразделения, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение эффективности работы компании или подразделения, организация производственно-хозяйственной деятельности, соблюдение трудовых и производственных дисциплин и т.д.
Каким личностными качествами должен обладать директор?
Работа директора предполагает наличие у руководителя, прежде всего, таких личностных качеств, как ответственность и организаторские способности. Кроме того, директор не сможет эффективно выполнять свои обязанности, если не будет обладать:
Если же говорить о профессиональных качествах директора, то здесь необходимо выделить необходимость глубоких познаний в:
Преимущества профессии директор
Поскольку профессия директора является одной из самых высокооплачиваемых, основным ее преимуществом, конечно же, считается возможность добиться материального благополучия (в России зарплата директора колеблется в пределах 60-200 тысяч рублей).
Еще одним преимуществом профессии директора можно назвать высокий спрос на таких специалистов (но это касается только тех, кто сумел зарекомендовать себя как эффективный руководитель).
Ну и самое главное, быть директором – это престижно и респектабельно. Должность директора свидетельствует о том, что человек сумел кое-чего добиться в жизни, а его профессиональные качества были оценены по достоинству. Поэтому и окружающие относятся к нему с уважением и определенным благоговением.
Недостатки профессии директора
Самым главным недостатком профессии директора является то, что невозможно получить эту должность сразу же после окончания ВУЗа. Чтобы стать директором необходимо приложить немало стараний и приобрести богатый опыт работы (иногда этот путь занимает несколько десятков лет, и включает в себя преодоление карьерной лестницы от простого рабочего до топ-менеджера).
Помимо этого в профессии директора можно выделить такие недостатки, как:
Где можно получить профессию директора?
Так как по большому счету директор – это не столько профессия, сколько руководящая должность, получить специальность именно с таким названием в ВУЗе невозможно. Основные профессиональные навыки можно получить только в процессе работы. При этом одним из основных должностных требований к директору является наличие, как минимум, одного высшего образования (желательно профильного). Дополнительным преимуществом может стать диплом о дополнительном образовании, полученном в бизнес-школе или в одном из ВУЗов, которые считаются лидерами по выпуску наибольшего количества ведущих топ-менеджеров, которые успешно работают в крупнейших российских компаниях.
На сегодняшний день рейтинг таких ВУЗов выглядит следующим образом:
4 совета начинающему руководителю
Безболезненно проходим путь до состоявшегося управленца в интервью с экспертом в области лидерства, сервиса и управления персоналом, преподавателем MBA в Русской Школе Управления Елизаветой Ефремовой.
В жизни руководителей есть этап своеобразной инициации: сначала вы были рядовым исполнителем, отвечали только за себя, и ваша успешность определялась тем, насколько вы эффективно решаете поставленные задачи. Потом вас начинают оценивать через эффективность других людей, приходится заниматься новой деятельностью — организовывать их работу. Таких навыков не дают ни школа, ни институт — только жизнь.
Но у всех был подобный опыт, для многих людей из системы «человек-техника», «человек-знак» (например, для технических, ИТ-специалистов, финансистов) организовывать чью-то работу и контролировать сотрудников — серьезное испытание. Работать на себя и отвечать только за себя — проще. И выполнять поручения проще, чем ставить задачи другим людям.
О книге «От эксперта к руководителю»
Книга предназначена для начинающего руководителя, который еще не в полной мере владеет навыками управления персоналом. Я давно преподаю на курсе Mini MBA, сначала в программе лидерства, сейчас — на управлении персоналом. И хорошо вижу, что одним из трудных, очень личных вопросов является вхождение в должность — когда коллеги привыкли видеть в вас обычного члена команды, но при этом (как подчиненные) ждут каких-то сложных решений. А вышестоящее руководство в новой роли вас еще не знает и устраивает множество испытаний. И поговорить об этом не с кем: в семью жалобы не потащишь, на работе хочется всяческих поощрений и проявлений силы.
На занятиях ученики меня благодарили, но я поняла, что на слух многие плохо воспринимают информацию, им нужно перечитывать пройденное. Я собрала материалы в брошюру. Задача «От эксперта к руководителю» — помочь человеку, который ввязался в управленческую деятельность внутри организации. Думаю, книга получилась полезной, я регулярно получаю хорошие отзывы. Например, руководители дают ее вновь назначенным сотрудникам.
По сути, книга о том, как человек проходит этапы карьерного роста и становится руководителем. Я выделяю 11 параметров, часть из них профессиональные, часть — личностные и один мотивационный.
Один из ключевых моментов трансформации специалиста в руководителя заключается в том, что ему приходится не только менять инструменты, представления о своей успешности, но и по-другому формулировать смысл своей жизни. Если говорить о мотивации, то это вопрос «Что я хочу, зачем мне вообще это нужно, в чем смысл?».
И когда мы говорим про сложности, с которыми сталкивается новоиспеченный руководитель, первая проблема — это переход от рутинной деятельности. Ведь жизнь руководителя проходит в неопределенной среде, ему приходится постоянно менять системы для адаптации к меняющимся условиям. И жизнь по правилам летит ко всем чертям. Хаос, в котором оказывается руководитель и который нельзя структурировать, — это сложно.
Поэтому по «золотому сечению», правилу Парето, всего 20 человек из 100 выдерживают эту перестройку перехода, когда приходится генерировать в себе энергию воина. У меня есть одно из любимых определений свойств руководителя: это принятие непопулярных, вызывающих массу сопротивлений и требующих напряжения решений ради интереса будущего группы.
Купить книгу Елизаветы Ефремовой «От эксперта к руководителю» издательства Русской Школы Управления можно здесь:
Литрес | Электронная | Аудио |
MyBook | Электронная | Аудио |
Bookmate | Электронная | Аудио |
Читай-город | Бумажная |
О трансформации компании, власти и рисках
Если человек привык к системному подходу, а компания находится в статусе «тусовка, семья», где отсутствует дедлайн и расписание, попытка трансформации будет рискованна.
На каждый винт — своя гайка. На разных этапах развития организации перед человеком стоят новые вызовы: вы растете вместе с компанией или приходите в нее на каком-то этапе. Иногда требуется принимать те самые непопулярные решения, идти на конфликты с близкими, которые были когда-то единомышленниками. И в какой-то момент приходится брать власть в свои руки. Но потом возникает следующий важный вопрос: как эту власть отдать. То есть создать команду, которая будет твоей дружиной.
Поэтому я считаю, что нужно учиться, ходить на курсы, читать книги. Можно подключиться к коллективному знанию и не допустить ошибок, которые уже сделаны и описаны предшественниками.
О корпоративной культуре
Когда в компанию приходит новый руководитель, он не особо разбирается, кого оставить, кого уволить. Но бывает и по-другому: есть понятие корпоративной культуры, которой пропитывается человек, долго работающий в организации. И не факт, что он будет «мести по-новому», впитав ценности и нормы, пройдя все этапы отбора.
Руководство — это управление живым: нужно фиксировать лучшее и удалять ненужное. Когда в корпоративный организм попадает что-то новое, он сопротивляется, идет воспалительный процесс. Потом это новое или встраивается, или отторгается. И даже если новая метла будет мести по-новому, это войдет в корпоративную культуру или не пройдет этап фильтрации.
О распространенных ошибках начинающих руководителей
В книге есть глава, которая посвящена жизненному циклу руководителя. Этот цикл не уникальный, он повторяется от человека к человеку:
Первое событие — мотивационный подъем. Хорошо, когда у руководителя есть азарт, вызов, ощущение новизны и интереса. Первая точка — это желание быть у руля, может быть, иметь волю к власти. Не у всех она есть и не всем нужна, но руководитель без нее не может обойтись.
Вторая важная точка (где можно вылететь) — это так называемый кризис адаптации. Он происходит, когда человек приходит на новое место с ожиданиями, амбициями, иллюзиями и сразу сталкивается с новой неспецифической деятельностью и новыми людьми (даже если это прежний коллектив, то люди уже находятся в новых ролях). На этом этапе важно встретить реальность лицом к лицу и понять, чего не хватает, какие недостатки мешают новоиспеченному руководителю. Потому что пока вы не осознаете сферу своей некомпетентности и свои трудности, измениться очень сложно.
Потом начинается пассионарный первый год работы управленца. Он готов к изменениям, видит все свои недостатки и недоработки системы, сильные и слабые места сотрудников. Он готов к переменам, поэтому этот год энергетически заряжен. На этом этапе трудно вылететь с работы: организация дает ему кредит доверия. Оценить деятельность руководителя можно, сравнив годовые показатели. Невозможно сравнить, например, в отделе продаж февраль с сентябрем — разные сезоны и цифры.
Поэтому следующая важная точка — кризис оценки, когда к концу первого года становится понятно, имели ли эффект все принятые решения. Здесь можно реально вылететь, если они не дали результатов.
По каким критериям оценивают эффективность руководителя
Традиционно таких маркера три:
Результативность по показателям, взятым на себя в начале работы.
Личностная и культурная составляющая: насколько человек соответствовал корпоративной культуре, ценностям, демонстрировал нужное организационное поведение. Например, если через год он находится в конфликте со всей внутренней экосистемой, это тоже показатель.
Снова мотивационная составляющая: хочет ли он быть на этом месте.
О профессиональном выгорании управленца
Потом начинается второй год, и для руководителя это довольно стабильное время. Команда собрана, процессы отлажены. Но к концу второго — началу третьего года (в зависимости от интенсивности жизни в организации) возникает кризис выбора. Когда у управленца появляется субъективное ощущение, что он решил все задачи на этом месте, ему хочется чего-то большего, стало неинтересно.
Первый вариант действий — перемещаться на следующий уровень спирали. В умных организациях специалиста просто не отпускают, подбрасывая ему новые задачи и вызовы. Второй вариант — более страшный, когда люди решают, что уже все хорошо, теряют желание трансформироваться, конкурировать, тратят энергию на посторонние проблемы.
Начинается выгорание: процесс настроили, можно теперь заняться, например, строительством дома. И все, что происходит на работе, идет по принципу «да ладно, все тут уже в порядке». А на рынке появляются новые конкуренты, устаревает продукт. И в какой-то момент последствия становятся необратимыми.
Поэтому для конца второго или третьего года руководителю важно выходить из сложившейся зоны комфорта, как ни пошло это звучит. Под комфортом понимается состояние расслабленности, нужно быть постоянно включенным.
Об идеальном руководителе и его проблемах
Возьмем классическое определение идеальной системы по ТРИЗ: предмета нет, а функция выполняется. Поэтому у идеального руководителя все работает без него. К такому надо стремиться: те, кто делает организацию слишком зависящей от себя, очень рискует. Блокируется карьера, все ресурсы направляются на управление. На эту тему написано много.
Боли руководителя организации можно перечислять до бесконечности.
Но самое важное на трансформационном этапе — косяки в самоорганизации, когда человек не в ладу со своим временем, расписанием, стрессами. Это приводит к выгоранию, усталости, потере ресурса.
Второе — неумение выстраивать связи, коммуницировать с людьми (руководителями, коллегами).
И третий больной момент — сложность управления коллективом. С одним человеком худо-бедно можно договориться. Но в коллективе начинают происходить процессы, которые люди не понимают, допускают классические ошибки, которые потом трудно исправить.
Я вижу еще миллион проблем, но эти самые существенные.
Должен ли руководитель быть лидером
В структуре командных ролей в группе руководитель и лидер — понятия разного порядка. Руководитель — это названный лидер, с короной, погонами и всем, что нужно. Это назначаемая в группе роль.
А лидер — не назначаемый, а сформированный в группе человек с кредитом доверия. Люди в группе принимают его позицию, мнение, отношение. Поэтому руководитель вполне может и не быть лидером: он обустраивает систему управления своей группой через лидеров, которые сформировались внутри коллектива.
Но все точки власти могут сходиться и в одном человеке: тогда он будет руководителем (формальным и операционным) и эмоциональным лидером. На некоторых этапах развития команды это хороший вариант, но он не всегда срабатывает.
Что управленцу делать в начале карьеры и как избежать ошибок
Одно из ключевых действий в самом начале — это инициация в группе в новой роли. Неважно, пришел человек из другой компании или был поднят в организации с предыдущего уровня. Нужно собрать всю команду вместе (не писать письма или сообщения в мессенджерах) и представиться. Желательно, чтобы нового руководителя представил кто-то из более высокой социальной группы.
Традиционно инициации идут в формате «+1». Это придает кандидату больший вес в группе. Таким образом вас маркируют как представителя организации. И все дальнейшие конфликты будут не с ним, а с организацией. Для молодого руководителя, особенно неопытного, это некое прикрытие. Если такого представительства нет, нужно представиться самому со ссылкой на приказ — легитимное право быть в этой роли.
Есть пять основных инструментов власти, опорных точек, которые нужно озвучить группе. Они создадут каркас взаимоотношений.
Внятно проговорите цели, которые вы ставите перед группой или транслируете от организации: «Компания поставила перед нашим отделом следующую цель» или «Я вас собрал, чтобы мы достигли такой-то цели». Первое обращение — это всегда образ желаемого результата, как бы итог деятельности. Мы же собираем не родственников или друзей, а трудовой коллектив.
Вторая часть обращения касается совместной деятельности. Задайте систему координат, проговорите ценности, которые для вас важны во взаимодействии внутри команды. Обращение содержит слова «как мы работаем».
Проговорить систему применяемых поощрений и наказаний: «что такое хорошо и что такое плохо».
Очень важный момент — принцип, по которому будут распределяться ресурсы: как делятся клиенты, территория, отпуска.
Принцип, по которому вы собираете команду: какие люди в нее войдут, а кто отсеется.
Если вы склонны к коллективному творчеству, транслируйте эти идеи. Если вы сторонник жестких мер и рамок — так и говорите. Но эти основные моменты проговорить нужно обязательно. Когда появятся все опорные точки, коллектив на какое-то время стабилизируется. Это поможет руководителю войти в группу в новой роли, снимет часть напряжения и сопротивления.
Как руководителю снять сопротивление, если выдвинутые им ценности не совпадают с ценностями группы
Важно понимать структуру командных ролей в коллективе. Сопротивление новому — это нормально и традиционно: нужно понять, кто является его лидером и точечно обрабатывать таких людей. Где-то обосновывать, где-то влиять. Иногда, к сожалению, приходится их «обрезать», изолировать от группы. Это настоящая шахматная партия — очень интересно, сложно, несет свои риски.
Об эмоциональном лидерстве
Люди управляются словами, поэтому очень важно правильно подбирать слова, понятия, смыслы. Единый смысловой конструкт создает единое интеллектуальное поле в группе. Но, с другой стороны, люди также управляются эмоциями. Есть мнение, что все начинают испытывать чувства самого сильного человека в группе. И когда руководитель может транслировать коллективу свое отношение к происходящему, например, в сложный для компании период при спаде продаж активизировать, зарядить группу на уровне эмоций, это здорово.
Эмоциональному интеллекту нужно учиться. В больших организациях есть курсы для начинающих руководителей. Но часто они остаются со своей трансформацией один на один. Надеюсь, моя книга, и специальные курсы в Русской Школе Управления помогут ее пережить, потому что следующая трансформация еще более сложная. Если до нее вы управляли людьми, следующая задача — переход на директорский уровень, когда приходится думать не только за себя и свою группу, но и за всю организацию. Просчитывать любое изменение (про финансам, стратегии, маркетингу, персоналу).
То есть первая трансформация — от эксперта к руководителю, а вторая — от руководителя к директору. От управления организацией вы переходите на уровень управления социумом со сложными задачами. Например, вы отвечаете за жизнь города (если это градообразующее предприятие или компания с большим числом сотрудников). Вопрос в том, где вы остановитесь: у всех есть компетенции для такого роста. Но я с уважением отношусь к людям, выбирающим путь мастера — там тоже можно до бесконечности совершенствоваться. И путь руководителя — интересный, сложный.
4 совета начинающему руководителю
Беседовала Марьям Ткачева.
Светлана Щербак Автор медиапортала Русской Школы Управления