какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

Содержание:

Строение клетки

Сначала элементарная единица строения организмов получила латинское название cellula, что в переводе означает «маленькая камера». Древнегреческое слово «цитос» переводится как «ячейка». «Цитология» — название современной науки о строении и функциях разных типов клеток.

Бактерии, многие виды грибов, водорослей, простейшие животные — одноклеточные существа. Гораздо больше на Земле видов многоклеточных живых организмов. Вирусы не имеют клеточного строения, поэтому не могут быть отнесены ни к одной из названых групп. Однако для жизнедеятельности и размножения вирионы должны попасть в живые клетки.

Длительная эволюция жизни привела в далеком геологическом прошлом к появлению одноклеточных организмов. Многоклеточные возникли позже в истории Земли. Клетки у таких живых организмов преимущественно специализированные, имеют разнообразные формы, размеры и другие морфологические особенности. Они выполняют определенные функции в составе тканей и органов.

Цитологические знания появлялись, накапливались и дополнялись в течение нескольких веков. К середине XIX века исследователи сформулировали основные положения клеточной теории. Выдающийся вклад в развитие учения внесли М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов и другие ученые.

Согласно результатам исследований, для клеток характерны:

Средний диаметр структурных единиц человеческого организма — около 25 микрон (мк) или микрометров (мкм). Крупными размерами отличаются яйцеклетки — 0,15 мм. В целом, ткани тела человека содержат 200 типов «строительных блоков». Скопления клеток, сходных по структуре и функциям, образуют ткани. Последние составляют основу органов.

Органоиды клеток

Микроскопические автономные системы содержат много компонентов. Органоиды — постоянные части клетки (рис. 1). Включения возникают и исчезают в зависимости от возраста и процессов жизнедеятельности. Компоненты тесно взаимодействуют в микроскопически маленьком пространстве.

Плазматическая мембрана

Общая толщина составляет 6–10 нм. Плазматическая мембрана содержит двойной слой липидов и два слоя белков. Белковые молекулы расположены на поверхности и в толщине липидного слоя. Растительные клетки, помимо плазматической мембраны, имеют плотную клеточную стенку.

Цитоплазма

Под оболочкой клетки находится полужидкая масса, коллоид (промежуточное состояние между истинным раствором и взвесью). Цитоплазма содержит белки, липиды, углеводы, РНК, ионы. Имеются протеиновые структуры в виде микронитей и микротрубочек — цитоскелет. В цитоплазму погружены все компоненты клетки.

Ядро

Митохондрии

«Энергетические станции» клетки — овальные или округлые тельца размером от 0,5 до 7 мкм. Наружная мембрана гладкая, внутренняя образует складки (кристы), как на

Матрикс содержит рибосомы, молекулы ДНК и РНК, ферменты. Часть вырабатываемой энергии расходуется в рибосомах, где из аминокислот синтезируются белки.

Пластиды

Крупные полуавтономные органоиды клетки, обладающие собственным геномом. Пластиды покрыты 2–4 белково-липидными оболочками. Внутри имеются строма, пузырьки, кольцевая молекула ДНК, рибосомы.

Получены веские доказательства происхождения пластид в результате симбиоза древней прокариотической клетки и цианобактерий.

Эндоплазматическая сеть или ретикулум (ЭР)

Система мешочков и каналов между ними диаметром 25–30 нм, образует единое целое с плазматической мембраной и оболочкой ядра. Различают гладкий и шероховатый ЭР. Сеть предназначена для транспортировки веществ в клетке к месту использования.

Комплекс Гольджи

Органоид в виде системы мешочков и пузырьков размером 20–30 нм. Комплекс Гольджи находится вблизи ядра, необходим для образования лизосом. Последние нужны для удаления продуктов распада.

Лизосомы

Мешочки сферической формы, покрытые одной мембраной. Внутреннее содержимое богато ферментами.

Вакуоли

Мешочки и пузырьки, покрытые одной мембраной. Крупные вакуоли характерны для растительных клеток, мелкие — для животных. Содержат пигменты, питательные вещества, минеральные растворы. Различают пищеварительные, фагоцитарные и сократительные вакуоли.

Клеточный центр

Органоид, не имеющий собственной мембраны. Клеточный центр образован центросферой и двумя центриолями, содержит белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Рибосомы

Мелкие немембранные органоиды клетки. Состоят из большой и малой субъединиц. Рибосомы расположены в цитоплазме свободно или связаны с мембранами. Богаты РНК и белками.

Включения клетки могут быть жидкими и твердыми. Первые — это гранулы различных веществ. Капли жира — жидкие включения.

Если ядра нет, то организмы относятся к прокариотам (доядерным). В эволюционном плане они более древние и примитивные. Генетический материал таких клеток не отделен мембраной от цитоплазмы. Внутри расположены рибосомы. Почти не встречаются мембранные органоиды. Многие одноклеточные организмы относятся к прокариотам. Клетки, в которых хотя бы на одной стадии развития появляется ядро, — эукариотические.

Функции клеточных структур

Плазматическая мембрана ограничивает и препятствует вытеканию цитоплазмы, защищает находящиеся в ней органоиды. Оболочка клетки обладает избирательной проницаемостью. Происходит пассивный и активный транспорт веществ через микроотверстия.

Другие функции плазматической мембраны:

Пассивный транспорт через мембрану протекает без затрат энергии, в направлении от большей концентрации к меньшей. Так происходит осмотический перенос молекул воды. Активный транспорт протекает с затратами энергии, в направлении от меньшей концентрации к большей. Пример — диффузия питательных, минеральных веществ.

Клетка активно поглощает различные соединения. Если это твердые частицы, то процесс называется фагоцитоз. Поглощение капелек жидкости — пиноцитоз. Наружу через мембрану выводятся остатки веществ.

Цитоплазма объединяет органоиды и включения. Благодаря коллоидным и прочим свойствам внутреннего содержимого клетки осуществляется взаимодействие всех частей. Цитоскелет выполняет опорную функцию, способствует сохранению определенного положения органоидов в цитоплазме.

В ядре хранится наследственная информация, зашифрованная в структуре ДНК. Хроматин нужен для создания специфических для данного организма нуклеиновых кислот. Благодаря транскрипции РНК и поступлению данных в рибосомы происходит синтез белка. Ферменты нуклеоплазмы регулируют обмен аминокислот, белков, нуклеотидов. Ядро осуществляет контроль процессов жизнедеятельности клетки. Функции ядрышка — синтез одного из видов РНК.

Внутренняя мембрана митохондрии — место прикрепления ферментов для синтеза АТФ. Макроэргическое вещество необходимо для процессов жизнедеятельности. В митохондрии протекает аэробный этап дыхания, который сопровождается образованием АТФ.

Зеленая окраска хлоропластов обусловлена основным пигментом фотосинтеза. Осуществление этого процесса — основная задача пластид зеленого цвета. Световые реакции протекают на мембранах, содержащих молекулы хлорофилла. Темновые реакции фотосинтеза происходят в строме, богатой ферментами.

Хромопласты придают окраску цветкам, содержатся в плодах. Этот тип пластид обеспечивает привлечение опылителей и распространителей семян растений. Лейкопласты служат для запасания питательных веществ — крахмала, белка, масла.

В рибосомах шероховатого эндоплазматического ретикулума происходит синтез белков. Гладкий ЭР содержит ферменты для синтеза, преобразований липидов и углеводов. Этот же тип трубочек и мешочков служит для образования лизосом, транспорта и обезвреживания токсических веществ. Растворение крупных молекул, переваривание старых клеточных структур происходит в лизосомах. Они принимают активное участие в фагоцитозе, гибели клеток.

Пищеварительные вакуоли участвуют в фагоцитозе, выделяют ненужные вещества в окружающую среду. Сократительные — обеспечивают поддержание водно-солевого баланса.

Рибосомы участвуют в сборке белковых молекул. Клеточный центр нужен для правильного распределения генетического материала при митотическом делении. Этот органоид служит для образования выростов клеток — жгутиков и ресничек (органоидов движения).

Включениями называют непостоянные компоненты клеток. Одни вещества в их составе являются запасом питания, другие — отходами жизнедеятельности.

Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности

Органоиды — относительно обособленные компоненты, обладающие специфическими функциями и особенностями строения. Основная часть генетического материала эукариотической клетки сосредоточена в ядре. Центральный органоид в одиночку не в состоянии обеспечить реализацию наследственной информации. Принимают участие цитоплазма и рибосомы. Они расположены в основном на шероховатой эндоплазматической сети.

Синтезированные белки транспортируются в комплекс Гольджи, после преобразований — в те части клетки, где они нужны. Благодаря лизосомам клетки не превращаются в «свалки отходов».

Митохондрии вырабатывают энергию, необходимую для осуществления процессов в клетке. Хлоропласты у растений служат для получения исходного материала, участвующего в энергетических превращениях.

Условно все органоиды клетки делят на три группы по характеру выполняемых функций. Митохондрии и хлоропласты осуществляют превращения энергии. Рибосомы, их скопления осуществляют синтез белков. Другие образования принимают участие в синтезе и обмене веществ.

Несмотря на существующие различия, все части клетки тесно взаимодействуют. Органоиды взаимосвязаны не только в пространстве, но и химически. Связывает все части клетки цитоплазма, в ней же происходят многочисленные реакции. В результате формируется единая структурная и функциональная система.

Строение растительной клетки

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Рис.1 Растительная клетка

Отличие клеточного строения растений от животных — наличие стенки, состоящей из целлюлозы, пектина, лигнина.

Под прочной оболочкой находится плазматическая мембрана, имеющей типичное строение. Есть поры, через которые осуществляется связь между соседними клетками посредством плазмодесм, цитоплазматических мостиков. Нет центриолей, характерных для животных.

Важное отличие растительных организмов — наличие пластид. Крупные хлоропласты придают частям растений зеленый цвет. Фотосинтез в зеленых пластидах — процесс автотрофного питания. Растения создают органическое вещество из воды и углекислого газа при участии солнечного света.

Оранжевая и желтая окраска обусловлена присутствием других типов пластид, красная и синяя — возникает благодаря антоцианам. Лейкопласты и хромопласты специализируются на хранении веществ.

Крупная центральная вакуоль в растительной клетке заполнена клеточным соком. Органоиду принадлежит ведущая роль в поддержании тургора, хранении полезных веществ и разрушении старых белков, отживших свое органоидов.

Строение животной клетки

Это типичные эукариотические клетки. Под плазматической мембраной находятся цитоплазма и органоиды. Клеточной стенки нет. ДНК локализована в ядре и митохондриях.

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Рис.2 Животная клетка

Вакуоли в клетках животных выполняют пищеварительные и сократительные функции. Центриоли состоят из пучков микротрубочек, принимающих участие в процессе деления. В качестве органелл движения могут присутствовать реснички и жгутики. Они важны для перемещения одноклеточных животных. В организме многоклеточных создают движение жидкостей или молекул твердых веществ вдоль неподвижных клеток.

Клетка — мельчайшая единица строения многоклеточных организмов. У одноклеточных это и есть тело. Любая клетка представляет собой сложную биохимическую систему. Части или органоиды действуют как единое целое, обеспечивают жизнедеятельность, а при размножении — передачу наследственных признаков.

Источник

Проверочная работа по биологии на тему «Строение клетки» (10 класс, база)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Строение клетки, 10 класс, база

1.Какой органоид обеспечивает сборку белка в клетках?

3) клеточный центр 4) лизосома

2.Какой органоид обеспечивает синтез органических веществ из неорганических в растительной клетке?

1) вакуоль 2) митохондрия

3) хлоропласт 4) рибосома

3. Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

1) цитоплазма 2) клеточная стенка

3) вакуоль 4) рибосома

4. Чем отличается клетка, показанная на рисунке, от клеток грибов, растений и животных? какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

1) наличием клеточной стенки

2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы

4) отсутствием оформленного ядра

5. В каком органоиде клетки происходит окисление органических веществ?

3) митохондрия 4) комплекс Гольджи

6. В каких органоидах клетки полимеры расщепляются до мономеров?

1) в рибосомах 2) в хлоропластах

3) в митохондриях 4) в лизосомах

7.Что из перечисленного характерно только для клеток эукариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) плазматическая мембрана

2) эндоплазматическая сеть

Строение клетки, 10 класс, база

1. Кроме клеточного ядра хранить и передавать наследственную информацию могут

1) аппарат Гольджи и вакуоли 2) лизосомы и ЭПС

3) рибосомы и центриоли 4) митохондрии и хлоропласты

2.Какая из перечисленных клеточных структур присутствует и в клетках бактерий, и в клетках животных?

1) хромосома 2) клеточная стенка

3) лизосома 4) митохондрия

3.Наличие какого органоида отличает клетки растений от клеток животных?

1) центральная вакуоль 2) ядро

3) аппарат Гольджи 4) эндоплазматическая сеть

4. Наличие какого органоида отличает клетки животных от клеток растений?

1) ядро 2) клеточный центр

3) эндоплазматическая сеть 4) митохондрии

5.Органоидом, в котором происходит окисление питательных веществ и образование АТФ, является

1) рибосома 2) аппарат Гольджи

3) ядро 4) митохондрия

1) наличием клеточной стенки

2) отсутствием рибосом

3) наличием цитоплазмы

4) отсутствием оформленного ядра

7.Что из перечисленного входит в состав клеток прокариот? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3) эндоплазматическая сеть

4) плазматическая мембрана

8.Установите соответствие между признаком и типом клеток, для которых он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) отсутствует оформленное ядро

Б) хромосомы расположены в ядре

В) имеется аппарат Гольджи

Г) в клетке одна кольцевая хромосома

Д) АТФ образуется в митохондриях

9.Установите соответствие между строением органоида клетки и его видом.

A) двумембранный органоид

Б) немембранный органоид

B) состоит из двух субъединиц

Д) имеет собственную ДНК

10.Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

8.Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

A) наличие клеточной стенки из хитина

1) растительная клетка

В) наличие клеточной стенки из целлюлозы

Г) наличие запасного вещества в виде крахмала

Д) наличие запасного вещества в виде гликогена

9.Установите соответствие между признаками органоида клетки и органоидом, для которого эти признаки характерны.

А) содержит зелёный пигмент

Б) состоит из двойной мембраны, тилакоидов и гран

В) преобразует энергию света в химическую энергию

Г) состоит из двойной мембраны и крист

Д) обеспечивает окончательное окисление питательных веществ

Е) запасает энергию в виде 38 молей АТФ при расщеплении 1 моля глюкозы

10.Какая взаимосвязь существует между ЭПС, комплексом Гольджи и лизосомами?

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Номер материала: ДБ-632449

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов

Время чтения: 0 минут

какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Школьники Свердловской области с 8 ноября перейдут на дистанционку

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех ее структура

Какое образование клетки обеспечивает взаимодействие всех её структур?

2) клеточная стенка

Цитоплазма постоянно движется, перетекает внутри живой клетки, перемещая вместе с собой различные вещества, включения и органоиды. В ней протекают почти все процессы клеточного метаболизма. Среди прочего, в цитоплазме есть нерастворимые отходы обменных процессов и запасные питательные вещества.

Правильный ответ указан под номером 1.

Дрожжи получают энергию для своей жизнедеятельности путём

1) преобразования энергии солнечного света

2) поглощения из почвы минеральных веществ

3) разложения сахара на спирт и углекислый газ

4) получения из почвы органических веществ

Дрожжи получают энергию для своей жизнедеятельности путём брожения, т. е. разложения сахара на спирт и углекислый газ.

Правильный ответ указан под номером 3.

Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей?

Тело многоклеточных водорослей называется слоевищем. Отличительная черта слоевища — сходство строения клеток и отсутствие органов. Все клетки слоевища устроены почти одинаково, ткани отсутствуют.

На каком рисунке изображено животное, которое может быть промежуточным хозяином печёночного сосальщика?

Промежуточным хозяином печёночного сосальщика является прудовик. К сожалению, под цифрой 1 изображена лужанка, а не прудовик.

Правильный ответ указан под номером 1.

Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека служит доказательством их

2) жизни в одинаковых условиях

3) происхождения от земноводных

4) возникновения в одно и то же историческое время

Сходство строения большинства систем органов у млекопитающих животных и человека — сравнительно-анатомические доказательства происхождения человека от животных.

Правильный ответ указан под номером 1.

Избыток или недостаток гормонов в крови воспринимается

1) центрами спинного мозга

Избыток или недостаток гормонов в крови воспринимается гипоталамусом.

Правильный ответ указан под номером 3.

К механической функции костей скелета человека относят

3) участие в иммунитете

Скелет выполняет механические и биологические функции.

— опорную функцию — кости вместе с их соединениями составляют опору тела, к которой прикрепляются мягкие ткани и органы;

— функцию передвижения (хотя и косвенно, так как скелет служит для прикрепления скелетных мышц);

— рессорную функцию — за счет суставных хрящей и других конструкций скелета (свод стопы, изгибы позвоночника), смягчающих толчки и сотрясения;

— защитную функцию — формирование костных образований для защиты важных органов: головного и спинного мозга; сердца, легких. В полости таза располагаются половые органы. В самих костях находится красный костный мозг.

— кроветворную функцию — красный костный мозг, находящийся в костях, является источником клеток крови;

— запасающую функцию — кости служат депо для многих неорганических соединений: фосфора, кальция, железа, магния и поэтому участвуют в поддержании постоянного минерального состава внутренней среды организма.

Какими клетками уничтожаются бактерии, попавшие в организм человека?

1) красными кровяными клетками крови

2) клетками нефронов почек

3) клетками альвеол лёгких

4) белыми кровяными клетками крови

Лейкоциты (а в частности фагоциты) — белые кровяные клетки иммунной системы, которые защищают организм путём поглощения (фагоцитоза) вредных чужеродных частиц, бактерий, а также мёртвых или погибающих клеток.

Правильный ответ указан под номером 4.

Слюнные железы — это железы внешней секреции, потому что

1) в их составе имеются дезинфицирующие вещества

2) они смачивают сухую пищу

3) в них содержатся гормоны

4) их секрет выводится по протокам в ротовую полость

Железы внешней секреции — железы, которые вырабатывают свои вещества («секрет») и выводят их во внешнюю среду организма (человека или животных) или в его полости (в отличие от эндокринных желез).

Правильный ответ указан под номером 4.

За цветное зрение отвечает(-ют)

1) радужная оболочка

4) стекловидное тело

Палочки — сумеречное зрение; колбочки — восприятие цвета.

Правильный ответ указан под номером 3.

Какой рефлекс у человека является условным?

1) отдёргивать руку от лезвия ножа

2) проглатывать пережёванную пищу

3) ходить по определённому маршруту в школу

4) закрывать глаза, когда в лицо направляют свет

Под цифрами 3 — условный рефлекс; 1, 2, 4 — безусловные рефлексы.

Правильный ответ указан под номером 3.

При инфекционных заболеваниях повышают норму потребления витамина С, так как он

1) обезвреживает попавшие в организм вирусы

2) является составной частью антител

3) уничтожает яды, производимые микробами

4) способствует повышению иммунитета

Витамин С важен для роста и восстановления клеток тканей, десен, кровеносных сосудов, костей и зубов, способствует усвоению организмом железа, способствует повышению иммунитета, ускоряет выздоровление.

Правильный ответ указан под номером 4.

Примером действия какого фактора является вылов рыбы, идущей на нерест?

Вылов рыбы осуществляется человеком, значит, это антропогенный фактор.

Правильный ответ указан под номером 2.

К биогеографическим доказательствам эволюции можно отнести

1) распространение сумчатых в основном в Австралии

2) обнаружение окаменевших останков динозавров

3) сходное строение конечностей человека и лягушки

4) сходство эмбрионов рептилий и птиц

Правильный ответ указан под номером 1.

Между биологическими объектами и процессами, указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется определённая связь.

1)
ОбъектПроцесс
лимфоцитиммунный ответ
.перенос кислорода

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

Перенос кислорода — эритроцит, т.к. содержит гемоглобин.

Правильный ответ указан под номером 4.

Верны ли следующие суждения об обмене веществ в организме?

А. К обмену веществ способны все организмы, кроме прокариотических.

Б. В ходе энергетического обмена в клетках накапливается энергия в виде АТФ.

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Прокариоты тоже способны к обмену веществ. Значит, утверждение А — неверно. Утверждение Б — верное.

Правильный ответ указан под номером 2.

Изучите график зависимости использования организмом человека энергии углеводов от длительности мышечной нагрузки (по оси х отложена длительность мышечной нагрузки в (мин.), а по оси у — количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке (в %)).

Какие два из нижеприведённых описаний наиболее точно характеризуют данную зависимость?

1) Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

2) К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

3) Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

4) Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

Для выполнения задания необходимо прочитать каждый из пунктов и определить, подходит ли он для описания данного графика.

1. Зависимость использования углеводов от длительности нагрузки прямая.

Количество использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке растёт с увеличением длительности нагрузки, что видно по восходящему графику.

2. К концу испытания углеводы становятся единственным источником энергии.

На 40 минуте нагрузки график достигает значения использованных углеводов от других источников энергии в мышечной клетке равного 100%, следовательно это становится единственным источником энергии.

3) Мышечная клетка имеет неиссякаемый запас углеводов.

Исходя из данного графика невозможно сделать такой вывод.

4) Расход запасов углеводов начинается с 10 минуты мышечной нагрузки.

Начиная с 5 минуты график поднимается вверх, что значит, что расходование углеводов уже началось.

5) С 15 по 25 минуту расходование глюкозы останавливается.

В диапазоне с 15 по 25 минуту график плавно поднимается вверх, следовательно расходование глюкозы тоже увеличивается.

Какие из перечисленных структур расположены в полости среднего уха? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

2) наружный слуховой проход

В полости среднего уха расположены слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко.

Известно, что большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

1) Клюв у птиц крепкий, заострённый и долотовидный.

2) Яйца насиживают самец и самка поочерёдно в течение 12–13 дней.

3) Птицы имеют короткие ноги, с цепкими острыми когтями, два пальца ноги направлены вперёд, а два назад.

4) Дятел не любит соседства своих родичей.

5) Перья хвоста упругие, их стержни загнуты в сторону ствола дерева.

6) Длина тела дятла составляет 23–26 см, а масса — 70–100 г.

Большой пёстрый дятел – лесная птица, живущая на деревьях и питающаяся насекомыми, обитающими под корой, значит:

Установите соответствие между характеристикой клетки и царством организмов, для которого она свойственна. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу номера выбранных ответов.

Б) имеются хлоропласты

Г) клеточная оболочка образована клетчаткой

Д) при неблагоприятных условиях образуют споры

Е) рибосомам свойственны самые мелкие размеры

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Расположите в правильном порядке систематические группы животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

В систематике животных: царство — тип — класс — отряд — семейство — род — вид. Но так как по условию просят начинать с наибольшей, начинаем с типа:

Вид — Лесная куница.

Вставьте в текст «Сходство грибов с растениями и животными» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ

ХАРАКТЕРИСТИКАЦарство
1) плазматическая мембрана2) клеточная стенка3) пластиды4) комплекс Гольджи
5) митохондрия6) крахмал7) гликоген8) хитин

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Рассмотрите фотографии собаки породы джек рассел терьер. Выберите характеристики, соответствующие её внешнему строению, по следующему плану: окрас собаки, форма головы, форма ушей, положение шеи, форма хвоста. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

Г. Положение шеи (пунктирная линия, образующая угол с горизонтальной плоскостью, параллельна задней поверхности шеи и проходит через глаз)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Характеристика породы джек-рассел-терьер. Окрас собаки — черпачный, форма головы — клинообразная, форма ушей — полустоячие, положение шеи — среднее, форма хвоста — прутом.

Рассмотрите рисунок с изображением ног детей. Как называют заболевание, изображённое на рисунке?

Назовите одну из причин появления такого заболевания у детей.

На рисунке изображен рахит. Рахит характеризуется нарушением костеобразования и недостаточной минерализацией костей.

Причина данного заболевания могут быть недостаток ультрафиолета, дефицит витамина D и минеральных веществ, поступающих с пищей, нарушение всасывания питательных веществ.

Критерии оценивая выполнения заданияБаллы
Правильно указано заболевание и приведена одна из причин2
Правильно указано только заболевание, ИЛИ правильно приведена только одна из причин1
Ответ неправильный0
Максимальный балл2

Учёные изучали регуляцию секреции слюны в полость рта собаки. В ходе первой части эксперимента сравнили действие двух раздражителей. В ответ на первый раздражитель — пищу — у собаки выделяется слюна. В ответ на второй — звуковой сигнал — слюна не выделяется. Во второй части эксперимента кормлению предшествовал звуковой сигнал. Спустя время слюна выделялась на звуковой сигнал, после которого не следовало кормления.

Какой физиологический процесс изучали учёные? Как называется ответ на естественные (пищу) и нейтральные (звуковой сигнал) раздражители?

1. Учёные изучали рефлекс.

2. Реакция на пищу — безусловный рефлекс, реакция на звуковой сигнал, выработавшийся путём научения — условный рефлекс.

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Ответ включает в себя два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок2
Ответ включает в себя только один из названных выше элементов, который не содержит биологических ошибок1
Ответ неправильный0
Максимальный балл2

Используя содержание текста «Опасность допинга» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

1) С какой целью спортсмены применяют допинг?

2) Какое действие оказывают стимуляторы на состояние сердечно-сосудистой системы человека?

3) Почему после принятия запрещённых препаратов спортсмены употребляют мочегонные средства?

Спортивные рекорды достигли границ человеческих возможностей. Поэтому некоторые спортсмены для достижения своих целей, невзирая на правовые и медицинские последствия, прибегают к недозволенным фармацевтическим средствам – допингу. Данный термин имеет употребление в спорте не только по отношению к наркотическим веществам, но и к любым веществам природного или синтетического происхождения, позволяющим в результате их приёма добиться улучшения спортивных результатов.

Одну из наиболее популярных групп допинговых средств составляют стероидные гормоны – анаболики – синтетические аналоги натурального мужского полового гормона тестостерона. Они стимулируют усвоение белков, увеличивая мышечную массу, формируя мужской тип телосложения с характерным рельефом скелетных мышц, который поддерживается за счёт мочегонных средств.

Бесконтрольное применение анаболиков может вызвать психические расстройства, печёночную недостаточность, опухоли печени и лёгких, нарушение функций половых органов. Кроме того, увеличение мышечной массы не способствует повышению прочности связок, в связи с чем повышается вероятность травм сухожилий. Типичные андрогенные анаболики – нандролон, станозолол, метанабол и др.

Правильный должен содержать следующие элементы:

1) чтобы добиться улучшения спортивных результатов.

2) могут приводить к стойкому повышению давления крови и учащению сердцебиения.

3) считается, что выведение большого количества жидкости из организма спортсмена освободит организм от допинга.

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

Ответ включает два из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает три из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

Ответ включает один любой из названных выше элементов и содержит негрубые биологические ошибки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Критерии оценивая выполнения заданияБаллы
3
2
1