какое образование идет после 9 класса
9 классов это какое образование? Куда можно поступить на базе 9 классов
Молодые люди, которым не сильно нравится их обучение в школе, хотят поскорее закончить 9 класс, чтобы навсегда покинуть это место. Действительно, многие юноши и девушки предпочитают уйти из учебного заведения. Именно в такой момент у подростков, как и у их родителей, возникает вопрос: 9 классов это какое образование? Считается, что ушедший со школы девятиклассник, имеет неполное среднее образование. Так ли это на самом деле можно понять, если углубиться в данную тему.
Распределение школьных классов
По законодательству страны среднее образование является обязательным для каждого человека. Именно по этой причине родители в свое время отправляют любимого ребенка в школу, чтобы он мог там осваивать различные науки. В конституции также указывается, что среднее образование – бесплатное.
В школе люди проводят 11 лет своей жизни. За этот период они проходят три основные ступени, распределяющие классы:
Исходя из этой таблицы, можно понять, что девятиклассник, который решил прекратить свое обучение в школе, выпускается с аттестатом, указывающим на получение им неполного среднего общего образования. Благодаря такому документу он сможет уже в этом году поступить в другое учебное заведение, где будет углубленно изучать наиболее интересные дисциплины.
Нужно ли продолжать учебу в школе после окончания 9 класса?
Подросткам бывает очень сложно решить, стоит ли им уходить со школы после 9 класса или нет.
Настоятельно рекомендуют отказаться от этой идеи в следующих случаях:
Если же подросток не видит смысла и дальше оставаться в школе, то родители должны поддержать его выбор касательно смены учебного заведения. Особенно в этом есть смысл, если ребенок тянется к какой-то конкретной науке, которая занимает не первое место в общеобразовательной программе. В такой момент, когда в жизни должны произойти серьезные перемены, родителям стоит оказать своему чаду максимальную поддержку.
Обычно желание ребенка уйти со школы после 9 класса вызывает у его родителей тревогу и панику. Но для них абсолютно нет никаких причин. Не нужно заставлять подростка делать то, чего он не хочет. Особенно, если он не планирует избегать учебу, а просто намеревается внести в нее свои корректировки. Лучше всего принять выбор сына или дочери и помочь в выборе подходящего учебного заведения, где ребенок получит конкретную специальность.
Куда пойти учиться после 9 класса?
Существует огромное количество вариантов касательно того, куда можно поступить на базе 9 классов. Из-за такого многообразия молодым людям сложно сразу понять, что им делать после получения неполного среднего образования.
Парней и девушек, закончивших 9 классов, могут принять в такие учебные заведения:
Чтобы поступить в одно из них, достаточно сдать ряд необходимых экзаменов. В большинстве случаев абитуриентам удается попасть на бюджет. Это значит, что родителям бывших школьников не придется платить за их образование. Чтобы и дальше учиться бесплатно, подросткам придется хорошо постараться.
Своими высокими отметками заслуживается такая привилегия. В противном случае учащиеся переходят на контрактную основу, которая предусматривает внесение определенной денежной суммы за обучение. Если же студенты начнут плохо учиться и прогуливать занятия, то их будет ждать отчисление. Такие строгие меры побуждают юношей и девушек со всей ответственностью относиться к своему образованию, что является огромным плюсом.
Выбор того или иного учебного заведения зависит от интересов и возможностей девятиклассника. Ведь ему предстоит решить, каким именно делом он желает заниматься ближайшие несколько лет. К тому же, зачастую та специальность, на которую учится студент, становится его постоянной профессией.
Девятиклассник может подавать документы одновременно в несколько учебных заведений, где ему предоставят возможность получить конкретную специальность. По окончанию конкурсного отбора он сам решит, в какое из них пойдет.
Можно ли получить высшее образование, закончив лишь 9 классов?
В законодательстве прописан приказ, который разрешает поступить в высшее учебное заведение только молодым людям, окончившим 11 школьных классов. То есть, они должны предоставить документ о получении полного среднего общего образования. Но это не значит, что школьники, которые ушли после 9 класса, никогда не станут студентами престижного института или университета. Для этого есть свой обходной путь. Человек будет допущен к обучению в вузе, если он закончит колледж или техникум.
У абитуриента, который после 9 класса получил среднее специальное образование, есть несколько преимуществ:
На самом деле нет повода для беспокойств за девятиклассника, который ушел со школы с аттестатом о неполном среднем образовании. Для него в любом случае в жизни будут открыты многие пути. Получив специальность, студент колледжа или училища обретет возможность устроиться на работу. У него будет своя профессия даже при отсутствии диплома из университета.
Среднее образование в России: виды и их особенности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Образование является неотъемлемой частью развития каждой личности.
Цель этого процесса – воспитание растущих индивидов, раскрытие их талантов, обучение навыкам (что это такое?) социального взаимодействия и полезным знаниям.
Опыт, полученный с помощью образования, в будущем помогает человеку самореализоваться и занять активную позицию в обществе.
Структура образования в России
Прежде чем коснуться основной темы статьи – среднего образования, сделаем небольшое отступление, в котором оговорим, каким образование бывает вообще, какова его структура.
Это необходимо для того, чтобы понимать, что среднее образование – это лишь часть большой системы, которая в РФ выглядит следующим образом:
Само слово «средний» означает середину. В случае с образованием — это период между дошкольным и высшим образованием (обучением в ВУЗе).
Таким образом, среднее общее образование – это термин, используемый относительно школы: именно она дает ребенку общее образование – базовые знания о разных науках.
На этом уровне среднее образование – это обучение в довузовских подготовительных учреждениях, куда подростки могут пойти, когда получат неполное среднее образование, то есть, окончат 9 класс.
В итоге мы имеем два вида среднего образования – школьное и профессиональное. Ниже остановимся на них подробнее.
Среднее общее образование — это сколько классов
Повторим еще раз – среднее общее образование – это сколько классов? Это учеба с 1 по 11 класс, где:
Среднее специальное и профессиональное образование
Пойти учиться дальше подросток может как после 9 класса, так и после 11. Но не в ВУЗ, а в учреждения, занимающиеся профессиональной подготовкой.
С их помощью молодые люди получают 2 вида «корочек» – это средне-специальное образование (ССО) либо средне-профессиональное образование (СПО):
Среднее профессиональное образование – это промежуточный этап между школой и ВУЗом.
Если подросток поступает в лицей или техникум после 9 класса, то в его обучение входит программа, которую он пропускает в 10-11 классах. Это же правило работает при прохождении ССО.
Среднее профессиональное или специальное — какое лучше
Чем они отличаются друг от друга? По сути – ничем. Однако в головах людей существует стереотип, что лицей престижней техникума, а техникум –училища.
Все дело в словах и в отношении к ним. Хотя на деле ССО имеет больше преимуществ, например:
Если человек хочет быстрее отучиться и приступить к работе, то лучше нацелиться на средне-специальное образование. СПО – для тех, кто хочет обучаться пошагово, планомерно и никуда не спешит: сначала 3-4 года в лицее, потом 4-6лет в ВУЗе.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Два средне- специальных образования считаются за высшее?
Я бы не поверила, если бы мне кто-то сказал, что сегодня есть взрослые люди, которые не умеют ни читать, ни писать, и не стремятся. Но они есть и это цыгане. Менталитет этих людей просто не понимаю.
Каждый гражданин нашей страны не просто может, а обязан получить полное образование. Государство предоставляет эту возможность бесплатно и безвозмездно, в то время, как высшее образование на бюджетной основе может подразумевать отработку в пользу государства в определенных структурах, а при отчислении, при дисциплинарных нарушениях, государство может запросить потраченные деньги из бюджета на твоё обучение — назад 🙂
Хорошо подумайте над средне-специальным образованием, человек работающий руками никогда без хлеба не останется.
Какое образование можно получить после 9 класса?
Выбирать, какое образование получить после 9 класса, нужно сознательно, исходя из своих потребностей, наклонностей, интересов. Часто дети игнорируют эти моменты, так как в классе есть более сильные личности, которые диктуют правила. В результате появляются суждения: если все идут туда учиться, значит мне тоже надо туда.
Получить образование после 9 класса можно в любой сфере – гуманитарной, технической, медицинской, педагогической. Нужно только правильно выбрать техникум или колледж. К сожалению, в школах мало уделяется внимания профессиональной ориентации молодежи, тестированию, которое поможет определиться со специальностью.
Как выбрать специальность после 9 класса
Сейчас психологи много говорят и пишут о необходимости правильно выбрать свое предназначение. От этого зависит психологический комфорт и даже заработок.
Отечественные психологи такие как: С. Ковалев, М. Лабковский рекомендуют задать себе несколько вопросов перед выбором профессии:
Для лучшей визуализации рекомендуется записывать мысли на бумагу, затем анализировать их.
\Обычно учебное заведение, которое больше всего соответствует потребностям человека, находится недалеко от места проживания. Эти же психологи утверждают, что все самое лучшее достается человеку легко. Но если профессия выбрана неправильно, ее получение после 9 класса будет связано с неприятными моментами – нежеланием учиться, конфликтами с педагогами, плохой успеваемостью.
Такие «симптомы» говорят о том, что ребенок попал не в свою стихию. Работать по профессии он скорее всего не будет, поэтому лучше не тратить время и поменять направление деятельности, пока не поздно.
К сведению: М. Лабковский сам неоднократно менял профессию, пока не нашел то, что соответствовало его внутренним потребностям, то есть работа с людьми. Правильно выбранное направление позволило ему стать известным, высокооплачиваемым, востребованным специалистом.
Группы профессий после 9 класса
Как выпускнику 9 класса определиться со специальностью.
Рекомендуется следовать пошаговому алгоритму:
Последний пункт будет самым главным, так как он эмоционально связан с вашим внутренним Я. Если эмоции положительные, смело выбирайте данное направление.
Для подсказки – группы специальностей:
С. Ковалев сказал: «Нет ничего лучше в профессии, чем высокооплачиваемое хобби – только оно способно приносить одновременно деньги и удовольствие». Ориентируйтесь на это высказывание при выборе профессии.
Как разговаривать с родителями и доказывать свое право на выбор?
К сожалению, не все родители понимают важность психологического комфорта для будущей работы, особенно, если сами работают без энтузиазма и считают это нормальным явлением.
Есть много лекций, семинаров, советов в видеоформате, которые показывают, что люди среднего возраста пытаются определить свое предназначение, хотят работать с радостью и хорошо зарабатывать.
Спросите у своих родителей, хотели бы они, чтобы их сын или дочь в возрасте 35-40 лет вдруг поняли, что много лет занимаются не своим делом, потеряли время на приобретение ненужной профессии, испортили себе нервы, находясь в ненавистном коллективе, выполняя работу кое-как?
Чтобы убедить взрослых людей, подверженных общественному мнению, нужно хорошо постараться: много читать на эту тему, слушать умных специалистов, проводить эксперименты с собственной личностью – что же мне подойдет больше.
Не рассчитывайте, что долгосрочный выбор профессии – легкое занятие. Редко кто сразу попадает в свою профессию и преуспевает там. Чаще бывает так, что человек получает образование, затем коренным образом все меняет и идет получать второй диплом.
Медицинский колледж после 9 класса
Получить медицинское образование после 9 класса можно по нескольким специальностям:
Советуем обратить внимание на новые профессии в медицине, связанные с компьютерами и техническим обслуживанием медицинских приборов. Если вам нравятся компьютеры, а родители настаивают, что вы должны стать медиком – идите на наладчика оборудования.
Минус отечественных программ медицинских вузов и колледжей в том, что учеба начинается с теории. Для сравнения – первокурсников в европейских учебных заведениях медицинского профиля сразу отправляют на практику. В результате каждый из них сразу видит, в чем заключается работа врача. Не мешало бы проверить себя заранее на соответствие специальности. Если нет желания работать с людьми (больными людьми), лучше сразу сказать об этом родителям и отказаться от поступления.
Бывает наоборот: вы настаиваете, а родители против медицины. Есть смысл проверить их мнение. Для этого можно побеседовать со знакомым врачом и попросить присутствовать несколько дней в больнице, чтобы составить собственное заключение о работе, которой предстоит заниматься до пенсии. Упорство и упрямство – разные вещи. Первое – хорошо, а второе может и навредить.
Технические колледжи после 9 класса
Получить техническое образование по любой профессии можно после 9 и 11 класса в колледже. Для этого нужно:
Поможет яркое воображение, которым наделены все известные инженеры, конструкторы, изобретатели.
Технические профессии сейчас очень востребованы – процветает робототехника, программирование. Многие преподаватели университетов считают, что техническое образование сейчас находится на пике популярности.
Если вам нравится создавать нечто новое из имеющихся запчастей, технический колледж ждет вас. Выбирать точные науки для изучения, исходя из востребованности профессии не рекомендуется людям с гуманитарным складом ума, так как именно вы можете оказаться тем одним, кто не сможет найти себе достойную работу.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.