какое образование должно быть у тьютора в школе
Минпросвещения разъяснил, кого можно брать на работу тьютором и ассистентом
Что делать: Учесть требования к образованию и квалификации тьюторов и ассистентов для учеников с ОВЗ
Чтобы назначить работников на должности тьютора или ассистента, учтите разъяснения из нового письма Минпросвещения. Многие школы считают, что должностные обязанности тьютора и ассистента аналогичны. Но это ошибка. Поручите специалисту по кадрам проверить, соответствуют ли кандидаты требованиям к их образованию и квалификации.
На заметку
Минпросвещения рекомендует нанимать тьютора и ассистента из расчета одна штатная единица на максимум шесть учеников с ОВЗ с учетом их особенностей (приказ Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015)
Должность тьютора может занять только работник с высшим профессиональным образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стажем педагогической работы не менее двух лет. Ведь тьютор участвует в разработке и реализации образовательной программы.
Должность ассистента, в отличие от тьютора, не относится к должностям педагогических работников. Ассистент по оказанию технической помощи должен обладать образованием не ниже среднего. Также ему необходимо пройти краткосрочное обучение или инструктаж на рабочем месте. Еще один вариант – профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья». Требований к стажу работы для ассистента нет.
С тьютором и ассистентом вы можете заключить трудовой договор, трудовой договор с внутренним или внешним совместителем. Также допустимо использовать сетевую форму реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
Источник: письмо Минпросвещения от 20.02.2019 № ТС-551/07
© Материал из Справочной системы «Образование».
Кто такие тьюторы и зачем они нужны школам
Об авторе: Михаил Мягков, генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education.
В учебные заведения планировалось приглашать выпускников или студентов старших курсов педагогических вузов, которые могли бы проводить очные занятия у детей, а преподаватели старшего возраста, в свою очередь, должны будут стать тьюторами для дистанционного мониторинга процесса, а также консультирования молодых учителей и разбора сложных случаев. Такая модель обучения не нова, но будет ли она эффективна в России?
Тьютор — необходимый элемент в системе образования
Сейчас тьютор часто ассоциируется с тем, кто помогает учиться детям с особенностями в развитии. Но на самом деле тьютор — это наставник любого учащегося на его сложном образовательном пути. И это ни в коем случае не замена учителя: это особая роль на стыке психологии и педагогики.
Самоопределение, индивидуальная образовательная траектория, наставничество, создание индивидуального образовательного пространства — это все про тьюторинг. Задача тьютора — помочь ребенку оценить свои способности и интересы и на основании этого помочь ему составить индивидуальную программу развития.
Работу «тьютора» часто относят к профессиям будущего, хотя в частных школах тьютор — уже обычная история. Тьютор в Москве может рассчитывать на зарплату от 30 до 80 тыс. руб. в месяц, в среднем зарплата в столице составляет 88,9 тыс. руб. в месяц.
Откуда появились тьюторы и при чем здесь dual teaching
Тьюторство — не новый термин, и, по некоторым данным, его корни уходят в Древнюю Грецию. То, что хотят ввести в московских школах, в зарубежной практике называют dual teaching (а еще two teacher model и co-teaching). И это тоже про тьюторство, но немного другое.
Сильных и опытных преподавателей всегда дефицит, такие профи, как правило, живут в больших городах, и доступ к ним имеют ограниченное количество учеников, что порождает неравенство. В dual teaching-системе опытные преподаватели ведут свои занятия онлайн в режиме реального времени на большое количество классов. На местах (в каждом конкретном классе) находятся преподаватели-ассистенты, которые следят за выполнением задач, помогают с практическими заданиями и способствуют вовлечению учеников в процесс.
Понятно, что проблема неравенства в образовании появилась не вчера. Например, в Китае и 20 лет назад была нехватка преподавателей высокого уровня. Сначала ее пытались решить в рамках офлайн-занятий, когда в огромную аудиторию с одним учителем приходили более 200 учеников. Примерно в 2010 году эти уроки в формате «один учитель — много учеников» перевели в онлайн. С эволюцией онлайн-образования подходы к онлайн-обучению совершенствовались — появились форматы 1х1 (ученик — учитель), 1х5 (учитель — пять учеников), 1х10, 1х100, 1х1000 и в качестве одной из моделей появился dual teaching, объединяющий в себе офлайн- и онлайн-обучение.
С точки зрения бизнеса данная модель помогала решить проблему нехватки квалифицированных кадров при сохранении качества образования. Также это помогало образовательному бизнесу выйти за пределы больших городов и начать экспансию в города третьего-четвертого уровней, где наблюдалась критическая потребность в хороших преподавателях.
На государственном уровне dual teaching работает в более чем пяти провинциях Китая: в 2013 году Chinese Normal University, например, внедрил практику «один лектор + один ассистент на месте» для учеников из сельской местности.
Нехватка педагогов в России
В нашей стране равенство всех граждан в получении знаний закреплено в законе «Об образовании», хотя понятно, что это скорее декларативная история, нежели реальное положение дел.
В разных регионах России школьники имеют разные возможности для получения основного общего образования. Сравнивать уровень сельской школы в провинции и московского лицея просто невозможно.
Подтверждают этот тезис результаты мониторинга ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС. Согласно его результатам 44,7% педагогов уверены, что в школах работает неоднородный педагогический состав. А из-за преобразований государственных стандартов количество школ ежегодно сокращается, из-за чего растет нагрузка на учителей: 63,5% педагогов работают более чем на одну ставку.
Мы в MAXIMUM Education проводили собственные опросы учителей (более 2,5 тыс. респондентов со всей России) и глубинные интервью с родителями (свыше 100 человек) весной 2020 года на эту тему. Опрошенные нами учителя и родители отмечали очень серьезный уровень дифференциации уровня образования по регионам.
С учетом того, что по данным Счетной палаты к 2024 году численность школьников составит почти 20 млн детей, а количество школ между тем сокращается, кажется, что проблемы Китая очень близки и нам.
Эффективна ли модель и получится ли ее внедрить в России
Очевидно, что проблема осознается и на уровне системы, поэтому мы видим цифровизацию одним из фокусов и задач в национальном проекте. Однако провести сети и поставить оборудование недостаточно, чтобы образование стало цифровым. Да и не факт, что именно эту задачу надо решать.
Сейчас мы находимся в точке, когда будущее уже началось. И не важно, что в неком условном «завтра» пандемия закончится. Онлайн-компонент уже вряд ли исчезнет — слишком много ресурсов вложено в дистанционное обучение. Вопрос, хорошо это или плохо, для меня не стоит. Качественное — хорошо и эффективно, некачественное — плохо и нежизнеспособно.
Другой вопрос, что к 100%-дистанционному формату никто не готов, да и на самом деле такой сценарий не планируется. Тема эта по сути своей спекулятивна и уводит в сторону от по-настоящему важного вопроса: как сделать эффективным смешанный формат обучения, какая модель для этого выглядит наиболее подходящей в российской системе образования. И именно тут хочется посмотреть на опыт нашего соседа, у которого много похожих сложностей, большая территория и существует та же неоднородность качества образования.
Модель dual teaching, конечно, не идеальна, но, несомненно, стоит того, чтобы попробовать ее адаптировать под российские реалии. На первый взгляд, все проще простого: поставь в классы электронную доску, договорись с ведущими учителями больших городов — и вот тебе пилот.
Но один из самых главных вызов в применении данной модели — эффективность обучения. Так, в институте лекции обычно подкрепляются семинарскими занятиями, где лекционный материал разбирается, дополнятся и закрепляется. Здесь также важна связка учитель — тьютор. На самом деле огромная роль тут отводится «ассистенту», который должен не просто следить за тем, чтобы дети не отвлекались, но повторно объяснять, проверять, помогать, мотивировать и при этом быть в тональности и русле того, что дает онлайн–учитель. Из этого вытекает очень простой вывод: необходима качественная подготовка и/или переподготовка учителей–ассистентов, а также выстраивание диалога между онлайн-учителем и ассистентом в классе.
И здесь, конечно, открывается потрясающая возможность к экспериментам и изменениям модели.
Думаю, что пилот может и должен происходить в сфере частного дополнительного школьного образования. Частный сектор довольно гибок: попробовали на малой территории, что-то не получилось, быстро скорректировали и пошли дальше. Так можно выработать эффективную модель для всей России.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Чем занимается и сколько зарабатывает тьютор в сфере образования
Я Женя и я учусь в магистратуре МГПУ по направлению «Тьюторство в сфере образования». Я закончила первый курс и перешла на второй, последний. Уже сейчас у меня есть практика, и я работаю с тьюторантами. Так кто же я по профессии и что делаю? Сейчас расскажу.
Даже во время написания этого текста компьютер подчеркивал слово «тьютор» как незнакомое. Компьютер не одинок: о тьюторах и их деятельности в России почти не знают. В объявлениях о работе если и ищут тьюторов, то это или репетиторы, или сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
Но тьютор не сиделка, не личный помощник и не классный руководитель, в некоторых школах и образовательных онлайн- проектах тоже есть тьюторы. Кто же он? Тьютор — это специалист-антропопрактик — работает с людьми. Он умеет выявить интерес и мотивацию человека и на основе этого построить его индивидуальный образовательный маршрут. Тьютор — это тот, кто работает с образованием человека. От коуча и психолога он отличается тем, что не лезет в душу, не лечит страхи, не дает установок на успех, но занимается интересами, учебой, работой.
Тьютор — это официальная профессия, в России зарегистрирована в 2017 году. Исторически тьюторы появились в Англии в закрытых элитных университетах в XIII-XIV веках. Они знакомили студентов с распорядком жизни, помогали освоиться на новом месте, буквально сопровождали. В России слово «тьютор» никто не употреблял, но в дворянских семьях были гувернеры с похожими обязанностями.
А что сейчас? В Америке и Европе «тьютором» называют репетитора, преподавателя по дополнительным предметам. У нас — нет. У нас тьютор не учит, но помогает человеку разобраться в избыточной образовательной среде и понять свой путь. Это существенно экономит время и деньги. Тьюторы чаще работают с детьми и реже со взрослыми, но ситуация меняется. Работают в школах: тьюторская служба есть в нескольких частных школах и всего в паре государственных. Такая служба — знак «продвинутости» школы, в университетах — тоже всего несколько с тьюторской службой, в образовательных онлайн проектах и в частном порядке.
Самые частые запросы к тьютору:
Если тьютор работает со взрослым, то обсуждается смена деятельности внутри компании, переход на управляющую должность, варианты построения бизнеса. Поскольку профессия новая, то и стоимость тьюторских услуг на рынке еще окончательно не сформировалась. Этот настолько актуален, что обсуждался на летнем тьюторском форуме в июле.
Сейчас консультация тьютора стоит от 1000 до 5000 рублей в час. В школе тьюторы получают 50 000 — 100 000 рублей в месяц. Услуги тьютора для взрослых обойдутся в 5000 — 15 000 рублей.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Какое образование должно быть у тьютора в школе
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
Согласно законодательству в сфере образования общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в которых создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Одним из специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, и (или) тьютора.
В связи с многочисленными вопросами в части организации сопровождения образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья Министерство просвещения Российской Федерации направляет соответствующие разъяснения.
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Разъяснения
о сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью
Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
К должностным обязанностям тьютора по сопровождению обучающихся с инвалидностью и ОВЗ относится:
1. педагогическое сопровождение реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся:
выявление индивидуальных образовательных потребностей обучающихся в процессе образования;
участие в разработке индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов обучающихся;
подбор и адаптация педагогических средств индивидуализации образовательного процесса;
организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов;
участие в реализации адаптированных образовательных программ обучающихся;
организация взаимодействия с родителями (законными представителями) по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению, корректировке индивидуальных учебных планов обучающихся, адаптированных образовательных программ и анализу и обсуждению с ними хода и результатов реализации этих планов, программ;
2. организация образовательной среды для реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья:
проведение анализа образовательных ресурсов внутри и вне образовательной организации;
организация и координация работы сетевых сообществ для разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
разработка мер по обеспечению взаимодействия обучающегося с различными субъектами образовательной среды;
координация взаимодействия субъектов образования с целью обеспечения доступа обучающихся к образовательным ресурсам;
организация зонирования образовательного пространства по видам деятельности;
оказание помощи семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ;
3. организационно-методическое обеспечение реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся:
разработка и подбор методических средств для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся;
разработка методического обеспечения взаимодействия субъектов образования в целях индивидуализации образовательного процесса;
контроль и оценка эффективности построения и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, адаптированных образовательных программ обучающихся;
консультирование участников образовательного процесса по вопросам индивидуализации образования обучающихся.
Приказом Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н утвержден профессиональный стандарт «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих «Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья» без предъявления требований к стажу работы.
К должностным обязанностям ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ОВЗ при нарушении их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению при получении образования относятся:
1. обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья в образовательную организацию;
2. оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
3. оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
4. оказание помощи в использовании технических средств реабилитации (изделий) и обучения;
5. оказание помощи в ведении записей, приведении в порядок рабочего места и подготовке необходимых принадлежностей;
6. оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Таким образом, должность ассистента (помощника) по оказанию технической помощи не относится к должностям педагогических работников. Ассистент (помощник) оказывает обучающимся с инвалидностью и ОВЗ техническую помощь в процессе получения образования указанными обучающимися.
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
на постоянной основе.
Также психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам (приказ N 1015 и приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., регистрационный N 30038).
Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в том числе в установлении штатного расписания; приеме на работу работников, заключении с ними и расторжении трудовых договоров, распределении должностных обязанностей, создании условий и организации дополнительного профессионального образования работников (28 статья Закона об образовании).
Решение о введении в штатное расписание тьютора и (или) ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии или с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации.
Для организации сопровождения тьютором и (или) ассистентом (помощником) в образовательной организации:
выявляются обучающиеся, нуждающиеся в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи;
определяется индивидуально для каждого обучающегося, нуждающегося в предоставлении услуги по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи количество необходимых ему часов сопровождения и содержательное наполнение предоставления услуги (сопровождение в процессе занятий, организационное сопровождение, сопровождение на время адаптации в образовательной организации или постоянное сопровождение и др.).
Предоставление услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в образовательных организациях может осуществляться тьютором, ассистентом (помощником) на основании трудового договора, на основании трудового договора с внутренним совместителем, с внешним совместителем, а также с использованием сетевой формы реализации образовательных программ на основании договора между организациями.
В связи с изложенным должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны, что необходимо учитывать руководителям образовательных организаций при формировании штатного расписания и при приеме на работу указанных специалистов.
Обзор документа
Минпросвещения дало рекомендации по сопровождению образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью и разъяснило:
— статус и обязанности тьютора и ассистента (помощника) по оказанию технической помощи инвалидам;
— порядок введения в штатное расписание таких сотрудников;
— особенности их деятельности.
Образовательным организациям нужно учитывать, что должностные обязанности тьютора и ассистента по оказанию технической помощи не идентичны.
Тьютор
Сегодня мы рассмотрим как раз такую специальность: известную каждому, но с нюансами в методике работы — тьютор. Кто это? В чем заключаются его обязанности, и в каких случаях нужно прибегать к его услугам?
Кто такой тьютор и тьюторство
С английского языка tutor переводится как наставник, опекун. Роль тьютора довольно глубокая, и чтобы раскрыть ее максимально полно, мы будем говорить об обязанностях тьютора с разных сторон, приводя примеры.
Главная задача, которую он помогает решить своим наставникам — определение своего места в жизни.
В лучшем случае тьютор ведет ребенка с первых лет и до завершения обучения. А может, и дольше. Ведь наставник — тот человек, который может понадобиться не только детям, но и взрослым. Когда мысли никак не сложатся в целую картинку, когда не понимаешь, в каком направлении дальше двигаться — на помощь приходит тьютор.
Если весь период обучения ученика ведет один и тот же тьютор, специалист успевает изучить все интеллектуальные, физические и психологические особенности ребенка. На их основе он может составить идеальную учебную программу.
Тьюторство возникло еще в Древней Греции, когда за нефиксированную плату учитель передавал свои знания ученику. В истории еще неоднократно упоминалась помощь наставников на пути человека в обучении, в познании мира и достижении целей. В России тьюторство стали рассматривать как серьезную профессию всего около 8 лет назад. Но теперь необходимость в таком специалисте ощутима в каждом образовательном учреждении.
Профессию тьютор легко спутать с другими педагогическими направлениями. Его обязанности пересекаются с работой учителя, репетитора, психолога, ментора и коуча.
Мы разберем отличия тьютора от смежных профессий. Это поможет еще лучше разобраться в его обязанностях и методах работы.
Чем тьютор отличается от учителя
Учитель в государственном учреждении обязан выдать материал строго в соответствии с установленной программой. Он ограничен временем урока и может отслеживать успеваемость учеников только по общим меркам. Не успевает уделить достаточное время каждому.
Индивидуальный подход входит в задачи тьютора. Он призван, чтобы уделять каждому ученику достаточное время и внимание, помогать с обучением.
Специалист стремится выстроить доверительные отношения и найти особый подход к каждому ребенку. Его главное отличие от учителя: помощь в обучении происходит исходя из их индивидуальных способностей ученика.
Чем тьютор отличается от коуча
Задача коуча — подтолкнуть клиента к действиям. Чаще его нанимают во взрослом возрасте. Например, когда размышляют, как стать успешным бизнесменом, о чём мы делились с вами ранее. Коуч помогает перевести мысли в результат. Определяет шаги по реализации уже сформированной цели и контролирует, чтобы клиент их исполнял.
Часто коуч использует довольно жесткие методы, ставит человека в ограничивающие условия: выбора нет — нужно действовать. Это метод стимуляции для зрелых людей, которым нужен мощный толчок к материальным переменам.
В отличие от коуча, тьютор работает исключительно мягкими методами. Так как его первоначальная цель — полностью расположить к себе ученика, установить доверительный контакт и удерживать его на протяжении всего процесса обучения. Поэтому тьютор избегает воздействия на ученика агрессивными способами.
Но тьютор, обладая некоторыми коучинговыми техниками, может навести на правильные ответы. Из коучинга в тьюторство пришло умение задавать правильные вопросы. Они выстроены определенным образом, помогают запустить мыслительный процесс и дойти до ответа. При этом тьютор, как и коуч, не дает собственную оценку информации, которую рассказывает ученик. Он лишь продолжает развивать с ним мысли, важные для понимания его личности, как ниточку клубка.
Обязанность тьютора — помочь ребёнку с самоопределением.
Дойти до искренних ответов на эти вопросы можно только в состоянии полного доверия к собеседнику. Потому что зачастую мы не способны признаться в чем-то даже себе сами.
Когда тьютор получает от ученика полную картину об индивидуальных особенностях в обучении и стремлениях на будущее, он приступает к основной задаче.
Направляет ученика на размышление о новых возможностях, ситуациях и явлениях, формирование целей и их закрепление в сознании.
В ходе беседы тьютор показывает возможности работы с новой информацией, подводит к обдумыванию неизведанного ранее.
Это не похоже на обычный урок, где учитель выдает знания и каждый ученик берет из них столько, сколько захочет/услышит/сможет. Тьютор сеет зерно новых знаний и помогает научиться обдумывать их самостоятельно. Анализировать, подвергать сомнению, сравнивать, оценивать, делать выводы. Это важные умения.
Чем тьютор отличается от репетитора
Репетитор, как и учитель, обучает в рамках образовательной программы, но по одному предмету. Его задача — донести знания из учебника и объяснить их доступным языком для ученика.
Тьютор выходит за рамки программы. Он не раскрывает сложные учебные темы, но обучает самостоятельности. Поясняет, как за каждый выбором следует результат. Что нужно делать, чтобы получить знания и применить их для достижения своей цели.
Личные качества тьютора
Чтобы стать по-настоящему хорошим наставником, мало получить профильное образование, нужны определенные черты характера, которые помогают быть ценным специалистом.
К этим качествам относятся:
Этапы работы тьютора
Тьютор — это доверенное лицо, с которым можно поговорить на равных, но выйти из разговора более эрудированным.
В своей работе он использует инструменты педагога. Дополнительно может иметь диплом психолога.
В обычной школе дети могут обращаться к тьютору, чтобы побороть свою нерешительность, несобранность, неумение ставить образовательные цели. Общение помогает находить внутренние точки опоры, основываться на них и понимать, что можно сделать прямо сейчас.
Что делает тьютор по шагам:
В каких случаях ученику нужен тьютор
Тьютор упрощает процесс адаптации и помогает наладить индивидуальную систему в новом порядке обучения.
Он помогает подтянуть знания по предметам, используя свои методики. Это подходит детям, которые:
В последнем случае тьютор поясняет задание доступными ребёнку способами и находит возможный вариант его выполнения.
Например, детям дали задание сделать аппликацию слона из кругов и овалов. Ребенок не умеет вырезать круглые фигуры. Тогда они с тьютором решают заменить круги на квадраты, а овалы на прямоугольники.
При этом тьютор не находится рядом с ребенком все время. Он подходит только на несколько минут, чтобы, в первую очередь, помочь собраться с мыслями, не переживать и найти внутри себя силу.
Как только тьютор понимает, что ученик дальше справится сам, он отходит в сторону или начинает помогать другим детям. Тьютор — это не опора, на которую ребенок перекладывает свою ответственность и способность размышлять. Это проводник, мостик от непонимания к ясности через собственные силы ученика.
Одаренные дети. Еще один вариант, когда тьютор необходим. Стандартная программа обучения для детей с высоким уровнем интеллекта становится невыносимо скучной. Отсутствие возможности развиваться сказывается не только на раскрытии их талантов, но и может плохо отразиться на всей дальнейшей жизни. Чтобы создать маленькому гению нагрузку по силам, на помощь приходит тьютор.
Главная цель тьютора дать не только предметные знания, но и мотивацию получать их. Даже если ребенку легко дается учеба, знания, получаемые в школе, унифицированы. Но все дети разные. У них разные способности, цели, желания.
Одному ребенку лучше сделать уклон на образное получение информации, другому — на вербальное. Один может тяготеть к точным наукам, другой — к гуманитарным. Частая проблема: ученик хорошо понимает и запоминает информацию, но мало задумывается или вообще не представляет, зачем она ему нужна. Как можно использовать полученные знания в жизни?
Разобравшись, вполне вероятно, что его обучение выйдет на новый уровень. А если определить цели и желания, склонности и тяготения ребенка — тогда он сам захотел бы изучать дополнительную информацию на темы, которые ему точно помогут реализоваться.
Вместе с тьютором ребенок осознает свои сильные и слабые стороны и ищет решение, как применять свои достоинства и укрепить нестабильные позиции.
Зачем онлайн-школе тьютор и какие функции он выполняет
Тьюторство в онлайн-школе — важнейшая часть процесса обучения. Обычно общение наставника с учеником происходит во время созвона. По видеосвязи для учеников младших классов и через общение голосом — для подростков.
На онлайн-обучении основная трудность ребенка — недостаток персонализации. У него есть только компьютер. Ни коллектива, ни учителя рядом.
Конечно, он может найти инструкцию по обучению на сайте, но гораздо приятнее, когда есть «свой» человек, который может помочь разобраться с уроками, выстроит план постижения знаний и распишет его по этапам.
Мягкими способами тьютор приучает ребенка к самоконтролю, самостоятельному отслеживанию результатов и постановке следующих целей. Это очень важно при онлайн-образовании. Умение мыслить, воспринимать новую информацию, анализировать ее и делать вывод — пригодится не только во время обучения, но и во взрослой жизни.
Как взаимодействует тьютор с учеником:
Как стать тьютором
Мы разобрались, кто такой тьютор, насколько важно каждой школе иметь такого сотрудника. Поняли, что несмотря на популярность этой профессии во всем мире, в России она стала восприниматься всерьез совсем недавно. Но с каждым годом она будет все более востребована.
Теперь выясним, как обучиться на тьютора.
Должность тьютора закреплена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 5 мая 2008 г. N 216н, как самая высокая в квалификационном уровне — четвертая. Ее официальное название «Специалист в области воспитания» с трудовой функцией «Тьюторское сопровождение обучающихся».
Даже обучение на тьютора в России появилось совсем недавно, тогда как за рубежом оно входит в учебную педагогическую программу уже много лет.
Чтобы стать тьютором, нужно получить высшее педагогическое образование и дополнительное профессиональное образованиепо направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Затем нужно наработать стаж от 2 лет.
Степень бакалавра в направлении тьюторства в России можно получить в Сибирском федеральном университете и Российском государственном педагогическом университете им. Герцена.
Получить степень магистра можно в МГПУ, Государственном университете города Пермь, Дальневосточном федеральном университете и Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете.
Из-за того, что так мало университетов предлагают обучение по специальности тьютор, намного проще получить такое образование, пройдя курсы переквалификации. Они доступны, если вы уже получили высшее образование. Можно проходить переквалификацию очно и очно-заочно. Некоторые центры переподготовки предлагают пройти курсы дистанционно.
Переквалификация занимает довольно много времени — не меньше 200 часов. Точная длительность зависит от конкретно выбранной программы. Они могут различаться направленностью будущей работы: будет тьютор ли работать с детьми, которым требуется особая программа обучения. Например, детям с расстройством аутического спектра, детям-инвалидам или одаренным детям.
Некоторые курсы предлагают пройти только теоретическую подготовку, другие добавляют к ней аналитическую и лабораторную работу. Конечно, знания, отработанные на практике, всегда предпочтительнее и выше котируются при приеме на работу.
Сколько зарабатывает тьютор
Доход тьютора составляет на порядок больше, чем зарплата учителя. Он зависит от размера города и, конечно, выше всего заработок тьюторов в Москве. Но также зарплата складывается из статуса самого учебного заведения, его масштабов и формы собственности. Обычно она составляет до 100 000 рублей.
Профессия только набирает обороты, она становится все больше востребована, а хороших специалистов не хватает. Поэтому высокий спрос компенсируется повышенным доходом.
Выводы
Тьютор считается профессией будущего. Если сегодня необходимость в человеке данной специализации понимают еще не все, то совсем скоро это изменится. Тьюторы способны вывести процесс обучения и усвоения знаний ребенком на новый уровень. Когда ученик не просто будет зубрить уроки, потому что это нужно, а проявлять к знаниям искренний интерес и осознавать, в чем ему это поможет.
Это уникальная возможность сделать вклад в качественное обучение детей. В будущем они могут изменить мир к лучшему. Благодаря четкому понимаю себя, осознанию себя частью целого мира, пониманию своих целей и путей их достижения.