какое образование должно быть у парикмахера

Должностная инструкция парикмахера

В разделах должностной инструкции парикмахера прописаны ключевые моменты ответственности специалиста, его обязанностей, профессиональных характеристик, а также определен спектр решаемых им задач. В качестве основы для создания документа можно использовать профстандарты или части квалификационных справочников.

Образец должностной инструкции парикмахера

1. Основные положения

2. Функции

Парикмахер решает нижеперечисленные задачи:

3. Ответственность

Парикмахер может привлекаться к ответственности за:

4. Права

Парикмахер обладает следующим комплексом прав:

Структура инструкции

В законодательстве не прописаны параметры должностной инструкции. Это вынуждает работодателей при её создании ориентироваться на типовые образцы, а также на правила делового документооборота. Созданные таким путем документы имеют следующую структуру:

Если работодатель хочет полнее обозначить какие-то тонкости и особенности позиции, то он может добавить к базовым разделам ещё несколько. Вот самые популярные:

Дополнительные разделы часто используются в крупных организациях, а также для топ-менеджеров или специалистов на ключевых позициях. Расширенный формат инструкции позволяет документировать отношения со специалистом, что уменьшает необходимость индивидуальных разъяснений.

Внимание! Инструкции нужно соответствовать определенным принципам оформления. Она должна содержать расшифровку подписей, дату составления и другие атрибуты официального документа. Распечатывать её рекомендуется на бланке фирмы.

Общие положения

В этой части разъяснены базовые параметры деятельности сотрудника. Здесь описывают:

Требования к опыту сотрудника, его умениям и образованию должны обеспечивать определенное качество кандидата, что особенно важно для позиций, требующих высокой квалификации.

Функции

Основная часть инструкции, в которой конкретизируются обязанности сотрудника. Большая их часть одинакова у разных работодателей (покраска волос, стрижка и т.д.), но часть может различаться под влиянием профессиональных и отраслевых особенностей. Так, для мужских парикмахеров требуется обрабатывать бороды и усы, а для женских — завивать волосы, обеспечивать нанесение косметических масок и пр. Имеются и функции, выполнение которых обязательно для любых профессий: поддержание порядка, норм санитарии, правил охраны труда.

Внимание! Для написания раздела может использоваться подходящий профстандарт. Так, для парикмахера существует профстандарт 33.004, утвержденный Минтрудом 25.12.14, в котором даны его основные характеристики и параметры деятельности.

Ответственность

Перечень нарушений, дающих работодателю привлечь сотрудника к ответственности, обычно включает 3-4 параграфа. Поскольку мера ответственности, как и возможное наказание, определяется в процессе соответствующих административных и юридических споров, согласно актуальным законам, то раздел создается в общей форме.

Права

Список прав специалиста зависит от ряда факторов: проводимой работодателем кадровой политики, значимости конкретной позиции, масштабов деятельности компании и других. Чем более значима должность сотрудника, тем больше у него должно быть прав для решения профессиональных вопросов.

Если работодатель нуждается во множестве инструкций, то он может создать определенный регламент, закрепляющий процедуру их написания и утверждения. Во втором варианте готовую инструкцию можно оформить в индивидуальном порядке. Но в обоих вариантах документ должен пройти определенные этапы согласования:

Внимание! Сотрудник может затребовать в отделе персонала свой экземпляр инструкции. Она может быть выдана как в бумажной форме, так и в виде электронного документа. Во втором варианте из неё предварительно удаляют личную информацию (образцы подписей и пр.).

Источник

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

О требованиях законодательства при оказании парикмахерских услуг

О требованиях законодательства при оказании парикмахерских услуг

Услуги парикмахерских регулируют следующие нормативно-правовые акты:

— Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

— ГОСТ Р 51142-98 «Услуги бытовые. Услуги парикмахерских. Общие технические условия»;

— СанПиН 2.1.2.2631-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы организаций коммунально-бытового назначения, оказывающих парикмахерские и косметические услуги».

Итак, что должен знать потребитель, обратившийся за услугами в салон красоты или парикмахерскую.

Услуги парикмахерских— результат непосредственного взаимодействия организации и клиента, а также собственной деятельности организации по удовлетворению эстетических и гигиенических потребностей клиента.

Потребитель услуг парикмахерских— гражданин (клиент), получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги парикмахерских для личных нужд.

Исполнитель услуг парикмахерских— организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги парикмахерских по уходу за волосами, кожей лица и тела, ногтями, выполняющие постижерные работы.

Потребитель имеет право получить следующую информацию:

— перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;

— обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги;

— сроки оказания услуг;

— данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу, если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги;

— гарантийные сроки, если они установлены договором;

— цены на оказываемые услуги, а также на используемые при этом материалы и сведения о порядке и форме оплаты;

Исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

— Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.1997г. №1025;

— адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

— образцы квитанций об оказании услуг;

— альбомы и журналы с моделями причесок и т.п.;

— перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот;

— книгу отзывов и предложений.

При посещении парикмахерских, салонов красоты потребителю нужно обратить внимание на следующее.

Для обслуживания клиентов исполнитель обязан использовать только чистое белье, запас которого должен обеспечивать индивидуальное применение его для каждого посетителя. Допускается использование одноразовых шапочек, накидок, простыней, салфеток. После каждого применения использованное белье подлежит стирке и дезинфекции.

Остриженные волосы с шеи и лица клиента мастер должен удалять чистой индивидуальной салфеткой или ватой. Не допускается использование для этих целей волосяных кистей, не подлежащих дезинфекции. Сбор остриженных волос производится в закрывающийся совок, непосредственно у кресла с последующим складированием в герметические емкости (одноразовые полиэтиленовые пакеты для мусора или из крафт-бумаги). Не допускается повторное использование пакетов и мешков и их вытряхивание в контейнер для бытовых отходов. Хранение волос осуществляется в специальной промаркированной емкости с плотно закрывающейся крышкой.

Для обслуживания одного клиента должен быть определен минимальный набор инструментов. На одно рабочее место следует иметь не менее трех наборов:

— один в процессе обслуживания;

Зажимы, бигуди, колпаки и сетки для химической завивки волос, шапочки для мелирования мастер обязан мыть под проточной водой с моющими средствами. Расчески, щетки, ножницы для стрижки волос мастер обязан мыть под проточной водой, дезинфицировать в бактерицидных излучателях или в растворах дезинфицирующих средств путем полного погружения в раствор на время, соответствующее инструкции. Для хранения подготовленных к работе инструментов на рабочем месте допускается использование бактерицидных ультрафиолетовых облучателей. Съемные ножи электрических бритв мастер должен протирать дважды (с интервалом 15 мин.) тампоном, смоченным 70% этиловым спиртом.

Парфюмерно-косметические средства должны иметь документы, подтверждающие безопасность продукции, не нарушенные сроки годности и русский перевод потребительской информации.

Перед началом и после окончания обслуживания клиента мастер должен тщательно вымыть руки с мылом. Окраску волос мастер должен осуществлять в резиновых перчатках. Работники парикмахерской должны использовать чистую спецодежду. Верхняя одежда, обувь, головные уборы и личные вещи работников хранятся в гардеробной для персонала, а не на рабочем месте. Работники парикмахерской на рабочем месте не должны курить и принимать пищу. У каждого работника должна быть личная медицинская книжка установленного образца с результатами медицинских обследований, лабораторных исследований и гигиенической аттестации (1 раз в 2года).

При оказании услуг парикмахерских должны быть соблюдены следующие требования безопасности:

— срок использования материалов по назначению должен соответствовать сроку годности, установленному изготовителем.

— при использовании материалов и проведении технологических процессов оказания услуг парикмахерских необходимо учитывать противопоказания и индивидуальную особенность клиента.

— перед началом технологических процессов оказания таких услуг парикмахерских, как химическая завивка, окраска волос, бровей и ресниц, необходимо проверить кожу клиента на чувствительность к используемым материалам в соответствии с технологией на данный вид услуг парикмахерских.

— нормы времени, расхода материалов и последовательность технологических операций должны быть соблюдены в соответствии с технологией на данный вид услуг парикмахерских.

— используемые инструменты и приспособления должны проходить обязательную дезинфекцию.

— белье, применяемое при обслуживании клиентов, должно регулярно проходить санитарную обработку или быть одноразовым. Повторное применение использованного белья не допускается

— температура воды, используемой при оказании услуг парикмахерских, в том числе косметических, должна соответствовать технологии на данный вид услуг с учетом индивидуальных особенностей клиента. При отсутствии технологического описания температурных режимов воды конкретного вида услуг парикмахерских температура воды должна быть не менее 38 °C, но не более 50 °C

— реализация, применение и хранение материалов, составленных по индивидуальному рецепту и не имеющих гигиенических заключений, не допускаются.

— при химической завивке и окраске волос химическими красителями необходимо строго соблюдать состав, концентрацию и время воздействия (выдержки) применяемых химических препаратов в соответствии с технологией конкретных видов услуг с учетом индивидуальной структуры волос клиента.

— концентрация (массовая доля) специального состава (фиксажа) при химической завивке волос не должна превышать 5%.

— значение показателя концентрации ионов водорода (pH) препаратов для завивки волос должно быть от 7 до 11.

— при окраске волос химическими красителями массовая доля пероксида (перекиси водорода) должна быть от 0,2 до 18,0%.

— при окраске бровей и ресниц массовая доля перекиси водорода в препарате должна быть не более 3%.

В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать:

— безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;

— соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;

— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.

Потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены.

Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.

За нарушения санитарных правил при оказании услуг парикмахера применяются меры административного воздействия

Источник

Профессия парикмахер: от цирюльника до топ-стилиста

какое образование должно быть у парикмахера

История, общая характеристика и описание профессии парикмахер

С древнейших времен парикмахерское искусство было очень ценным и востребованным. Но если раньше специалисты по прическам были серыми кардиналами и лишь исполняли прихоти клиентов, то сейчас эта сфера деятельности породила настоящих звезд, которые сами задают моду и предлагают тенденции на мировых подиумах.

Perückenmacher — это немецкое устаревшее слово, которым называли мастера, делающего парики. Действительно, вельможам Старого Света не хотелось заниматься своими волосами, это было очень проблематично из-за распространенности вшей и массового облысения. В то время в моде были парики — и странствующие мастера, изготавливающие самые немыслимые композиции на голове. Если заглянуть в историю причесок, то мы увидим, что в древних царствах, например Египте, Вавилоне, Шумере и других, также была массовая мода на парики. Люди выбривали голову и носили самые разнообразные имитации волос — от натуральных до растительных аналогов.

Цирюльник — предшественник парикмахера, именно этот специалист больше всего напоминает современного мастера. Слово chirurgus берет начало из латинского языка и обозначает эксперта на все руки — в старые времена это были банщики-парикмахеры-хирурги. Из специализированных салонов и бань они перешли в ранг странствующих специалистов, оказывающих парикмахерские услуги во время ярмарок и временных цирков.

какое образование должно быть у парикмахера

Современный парикмахер — это всегда востребованный эксперт в области волос: он умеет всё, от лечения и создания причесок до окрашивания и самых разнообразных стрижек. Для успеха в профессии парикмахера крайне важна ориентированность на клиента, умение слушать и понимать, огромная тяга к знаниям и самосовершенствованию, а также желание много работать в любых условиях. Это хорошая профессия для общительных и творческих людей, но умение концентрироваться и визуализировать результат необходимы не меньше, чем креативное начало.

Плюсы и минусы работы парикмахера

Парикмахерская деятельность, как и любая другая, имеет свои преимущества и недостатки.

К основным плюсам работы в сфере красоты относятся:

Минусы работы специалиста по волосам:

Парикмахер — это мужская или женская профессия?

Общая характеристика профессии парикмахер звучит так: это специалист, который занимается стрижкой, укладкой, окрашиванием и химической завивкой волос. Вряд ли вы найдете в требованиях работодателя конкретный пол. И женщины, и мужчины одинаково могут быть склонны к творчеству, готовы к монотонной работе и салонным физическим нагрузкам. Со всем перечисленным мастер сталкивается ежедневно.

При трудоустройстве и обучении важнее, как работает парикмахер, какие у него знания и навыки, а не гендерная принадлежность. Специалистом по волосам может стать кто угодно, если у него или у нее есть стремление к обучению и совершенствованию.

Какую работу выполняет парикмахер: должностные обязанности

Парикмахер — это человек с очень широким кругом обязанностей, какую только работу не выполняют люди этой профессии. Сфера деятельности подойдет чистоплотным и коммуникабельным, а также тем, кто ко всему находит креативный подход, но при этом предпочитает видеть четкие алгоритмы действий. Вот что делает парикмахер на рабочем месте:

Во многом должность и соответствующие обязанности зависят от самого места работы, квалификации и опыта. То, какую работу выполняет парикмахер, зависит от текущих целей, задач и конкретного клиента. Кому подходит такая специальность? Человеку, который не любит скучать и предпочитает всегда себя чем-то занимать, бросая новые вызовы себе и конкурентам.

На первый взгляд может показаться, что перечень должностных инструкций выглядит рутинно. Но опытные профессионалы отмечают, что с качественными инструментами и расходниками ремесло превращается в творчество. Каждый собирает свой безотказный набор (ножницы, расчески, фен и т.д.) и постепенно находит продукты, которые отвечают высоким требованиям мастера. Наши эксперты рекомендуют начать комплектацию кейса парикмахера в онлайн-магазине SalonSecret: здесь вы найдете качественные красители, оксиды, уходы в салонных объемах и другую оригинальную продукцию от профессиональных брендов.

Узнайте, как стать участником SalonSecret Pro Club, копить баллы и получать подарки к каждому заказу, здесь. Программа лояльности распространяется на профессиональных парикмахеров, потому и подарки очень практичные, незаменимые в каждодневной работе мастера. А с уровня «Эксперт», когда накопится достаточное количество баллов, покупателю вместе с заказом отправляется миниатюра того или иного продукта из представленных в интернет-магазине.

Специализации мастера-парикмахера

Если посмотреть описание профессии парикмахер, то будет понятно, что это эксперт широкого профиля. Специальность парикмахер — это не только универсальное умение работать ножницами на любых волосах, есть и более узкие направления, которые можно доводить до совершенства и комбинировать между собой.

Возможны следующие специализации:

Парикмахерские специальности очень обширны, это далеко не весь список возможной деятельности. Чем больше умеет мастер, тем лучше. Некоторые салоны отдают предпочтение универсалам, а кто-то держит специалистов узкого профиля: например, барбершопы предлагают весь спектр услуг только для мужчин.

Источник

Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 100116.01 Парикмахер

Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по профессии
100116.01 Парикмахер
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 730)

С изменениями и дополнениями от:

ГАРАНТ:

См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах

I. Область применения

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 100116.01 Парикмахер имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих*(1).

II. Используемые сокращения

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

III. Характеристика подготовки по профессии

3.1. Сроки получения СПО по профессии 100116.01 Парикмахер в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 1 внесены изменения

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС

Наименование квалификации (профессий по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов)

Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения**

среднее общее образование

основное общее образование

* ФГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.

** Независимо от применяемых образовательных технологий.

*** Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

3.2. Сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: оказание парикмахерских услуг населению.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

внешний вид человека;

технологические процессы парикмахерских услуг, в том числе профессиональные препараты и материалы, технологическое оборудование, профессиональные инструменты и принадлежности;

4.3. Обучающийся по профессии 100116.01 Парикмахер готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

4.3.2. Выполнение химической завивки волос.

4.3.3. Выполнение окрашивания волос.

4.3.4. Оформление причесок.

V. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность*(2), в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выполнение стрижек и укладок волос.

ПК 1.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 1.2. Выполнять мытье волос и профилактический уход за ними.

ПК 1.3. Выполнять классические и салонные стрижки (женские, мужские).

ПК 1.4. Выполнять укладки волос.

ПК 1.5. Выполнять стрижку усов, бороды, бакенбард.

ПК 1.6. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.2. Выполнение химической завивки волос.

ПК 2.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 2.2. Выполнять химические завивки волос различными способами.

ПК 2.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.3. Выполнение окрашивания волос.

ПК 3.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 3.2. Выполнять окрашивание и обесцвечивание волос.

ПК 3.3. Выполнять колорирование волос.

ПК 3.4. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

5.2.4. Оформление причесок.

ПК 4.1. Выполнять подготовительные работы по обслуживанию клиентов.

ПК 4.2. Выполнять прически с моделирующими элементами.

ПК 4.3. Выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой квалификации. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в таблицу 2 внесены изменения

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту

В т.ч. часов обязательных учебных занятий

Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)

Коды формируемых компетенций

Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура»

Общепрофессиональный учебный цикл

В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:

ориентироваться в общих вопросах экономики сферы обслуживания и организаций сферы обслуживания;

применять экономические и правовые знания при освоении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;

защищать свои трудовые права в рамках действующего законодательства;

понятия спроса и предложения на рынке услуг;

особенности формирования, характеристику современного состояния и перспективы развития сферы обслуживания и услуг парикмахерских;

законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в области профессиональной деятельности;

основные положения законодательства, регулирующего трудовые отношения;

типовые локальные акты организации;

организационно-правовые формы организаций;

формы оплаты труда

ОП.01. Экономические и правовые основы профессиональной деятельности

соблюдать правила профессиональной этики;

применять различные средства, техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

определять тактику поведения в конфликтных ситуациях, возникающих в профессиональной деятельности;

правила обслуживания населения;

основы профессиональной этики;

эстетику внешнего облика парикмахера;

психологические особенности делового общения и его специфику в сфере обслуживания и деятельности парикмахера;

механизмы взаимопонимания в общении;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов, возникающих в профессиональной деятельности

ОП.02. Основы культуры профессионального общения

соблюдать санитарные требования;

предупреждать профессиональные заболевания;

санитарные правила и нормы (СанПиН);

профилактику профессиональных заболеваний;

основы гигиены кожи и волос

ОП.03. Санитария и гигиена

определять типы, фактуру и структуру волос;

выявлять болезни кожи и волос;

типы, фактуру и структуру волос;

болезни кожи и волос, их причины;

профилактику заболеваний кожи и волос

ОП.04. Основы физиологии кожи и волос

выполнять рисунок головы человека;

выполнять рисунок волос;

выполнять рисунок современных стрижек и причесок в цвете;

технику рисунка и основы композиции;

геометрические композиции в рисунке;

основы пластической анатомии головы человека

ОП.05. Специальный рисунок

организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

ОП.07. Безопасность жизнедеятельности

Профессиональный учебный цикл

Выполнение стрижек и укладок волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения мытья и массажа головы, классических и салонных стрижек (женских, мужских), укладок, бритья головы и лица;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для стрижек и укладок;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды стрижек и укладок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию стрижек и укладок;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

санитарные правила и нормы (СанПиНы);

законодательные акты в сфере бытового обслуживания;

физиологию кожи и волос;

состав и свойства профессиональных препаратов;

основные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии выполнения массажа головы;

технологии классических и салонных стрижек (женских, мужских);

технологии укладок волос различными способами;

критерии оценки качества стрижек и укладок

МДК.01.01. Стрижки и укладки волос

Выполнение химической завивки волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения мытья, химических завивок, сушки волос, профилактического ухода за волосами;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для химической завивки;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды химической завивки волос в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию химической завивки;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии химических завивок волос;

критерии оценки качества химической завивки волос

МДК.02.01. Химическая завивка волос

Выполнение окрашивания волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения окрашивания, обесцвечивания и колорирования волос красителями разных групп;

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

организовывать рабочее место;

подбирать препараты для окрашивания волос;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды окрашивания в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию выполненной работы;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии окрашивания волос;

критерии оценки качества выполненной работы

МДК.03.01. Окрашивание волос

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

организации подготовительных работ по обслуживанию клиентов;

выполнения причесок с моделирующими элементами (повседневных и нарядных);

выполнения заключительных работ по обслуживанию клиентов;

организовывать рабочее место;

подбирать препараты, принадлежности для причесок;

пользоваться парикмахерским инструментом;

выполнять все виды причесок в соответствии с инструкционно-технологической картой;

производить коррекцию прически;

выполнять заключительные работы по обслуживанию клиентов;

состав и свойства профессиональных препаратов;

современные направления моды в парикмахерском искусстве;

нормы расхода препаратов, времени на выполнение работ;

технологии выполнения причесок с моделирующими элементами;

критерии оценки качества причесок

МДК.04.01. Искусство прически

В результате освоения раздела обучающийся должен:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни

Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией)

Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура», и вариативной части ППКРС

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 таблица 3 изложена в новой редакции

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недель, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура»

Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Информация об изменениях:

Приказом Минобрнауки России от 9 апреля 2015 г. N 389 в пункт 7.1 внесены изменения

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета:

теоретическое обучение (при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю)

7.10. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.11. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы*(4).

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Прием на обучение по ППКРС за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3). Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

7.17. Реализация ППКРС осуществляется образовательной организацией на государственном языке Российской Федерации.

Реализация ППКРС образовательной организацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Реализация ППКРС образовательной организацией на государственном языке республики Российской Федерации не должна осуществляться в ущерб государственному языку Российской Федерации.

VIII. Требования к результатам освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования*(5).

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»*(3) вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

*(1) Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

*(2) В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

*(3) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326.

*(4) Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616; 2013, N 27, ст. 3477).

*(5) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *