какое образование должен иметь главный врач

ВС РФ: директор юрлица с медицинской лицензией должен быть врачом по образованию

какое образование должен иметь главный врач
CITAlliance / Depositphotos.com

Указанным в ЕГРЮЛ руководителем юридического лица, которое осуществляет меддеятельность, должен быть врач с высшим медобразованием и дополнительным профоборазованием по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Указанный вывод целиком поддержан Верховным Судом Российской Федерации в деле об оспаривании предписания Росздравнадзора (определение ВС РФ от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416).

Среди прочего, надзорный орган предписал частной стоматологии (в форме ООО) обеспечить наличие у руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования, сертификата специалиста, а также дополнительного профобразования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье». Поскольку наличие данного образовательного ценза у руководителя медорганизации является лицензионным требованием (постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291).

Оценить перспективы рассмотрения вашего дела поможет аналитическая система «Сутяжник». В результате анализа текста искового заявления или претензии робот-помощник подберет наиболее релевантную судебную практику.

Стоматология – кстати сказать, поддержанная первой и апелляционной инстанциями, – пыталась доказать, что данное требование соблюдено. Дело в том, что клиника управлялась по принципу двуначалия:

Следовательно – казалось клинике – лицензионное требование соблюдено.

Однако суд округа раскритиковал это довод, рассуждая следующим образом:

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу стоматологии, не нашел нарушений в обжалуемом акте и отказал в передаче дела на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС.

Источник

Квалификационные требования к руководителю медицинской организации

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Трудовой кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ не содержит специальных квалификационных требований к должности «руководитель медицинской организации».

Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей, таких как:

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г.

Перечень должностей, составляющих «Должности руководителей» раскрывается в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г. Согласно этому документу «Должности руководителей» включены в п.1.1 раздела I «Медицинские работники».Из чего можно сделать вывод, что должности руководителей могут занимать только медицинские работники.

Итак, раздел I «Медицинские работники», подраздел 1.1. «Должности руководителей»:

главный врач (начальник) медицинской организации;

директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;

заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;

заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;

главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В примечании к номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

«главного врача (начальника) медицинской организации»,

«заместителя руководителя (начальника) медицинской организации»,

«заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации».

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

В отношении оставшихся 3-х должностей, в том числе должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» такой оговорки нет.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г. в разделе II «Должности руководителей» не говорит об обязательном наличии медицинского образования в отношении должности:

Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,

Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Работник на должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» может, как иметь, так и не иметь медицинское образование, но в любом случае обязан иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях.

Приведем выдержки из нормативных документов.

Применительно к должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» предъявляются следующие квалификационные требования:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Для президента медицинской организации стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Применительно к должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» предъявляются следующие требования к квалификации:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет».

В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);

если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

высшее медицинское образование;

послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;

сертификат специалиста;

а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;

наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 апреля 2016 г. по делу № А48-1595/2016.

«…документы, подтверждающие наличие у руководителя медицинской организации, заместителя руководителя медицинской организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», не представлены, что свидетельствует о неисполнении… требования пп.в п. 4 Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности …»».

Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013.

«…на момент проведения проверки Министерством здравоохранения Красноярского края в нарушение вышеизложенных лицензионных требований должность главного врача общества занимал Лукашевский Николай Геннадьевич, назначенный приказом № 2а от 1 июня 2009 года, окончивший Красноярский государственный медицинский институт по специальности стоматология в 1986 году, прошедший интернатуру с 1 августа 1986 года по 30 июня 1987 года по специальности стоматология хирургическая, имеющий сертификат специалиста по специальности стоматология ортопедическая, который не имеет профессиональной подготовки по специальности организация здравоохранения и общественное здоровье».

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2015 г. по делу № А40-180007/2013

Суд Кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции части 4 статьи 14.1 КОАП РФ.

Ссылки общества на получение лицензии на законном основании и по требованиям законодательства на дату ее получения, не оказывают влияния на правомерность привлечения к административной ответственности. Обстоятельства получения лицензии не подлежат установлению в рамках настоящего спора. Судами установлено, что на момент проведения проверки, обществом осуществлялась деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»».

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по делу № Ф03-213/2015.

«В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью».

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО «ЛОТОС» осуществляла генеральный директор Бормотова О.А…., имеющая диплом о высшем образовании по квалификации «менеджер» по специальности «сестринское дело», полученный 15 июня 2010 года, и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что Бормотова О.А. занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Представленные обществом должностная инструкция заместителя директора ООО «ЛОТОС» по медицинской части, положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности ООО «ЛОТОС», приказ от 21 января 2013 года № 1/21-01-13 «О порядке внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в ООО «ЛОТОС» являются внутренними актами организации, которые не освобождают субъектов медицинской деятельности от соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности».

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу N А03-13309/2014.

…лицензионными требованиями в регулируемой сфере деятельности является наличие у руководителя медицинской организации… ответственных за осуществление медицинской деятельности… высшего медицинского образования…, и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Квалифицирующим признаком при применении названной нормы права является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Вместе с тем, из представленных Обществом документов следует, что Грицай О.В. не отвечает за осуществление медицинской деятельности, в Обществе имеется два руководителя: директор и начальник медицинской службы, приказом от 09.01.2013 N 3-1 распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы.

В обязанности директора Грицай О.В. входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью. Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д.

В связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном вменении Управлением в вину Общества указанного нарушения».

Источник

Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования

какое образование должен иметь главный врач

Минтруд подготовил профессиональный стандарт «руководитель медорганизации». В целом предполагается 5 основных направлений работы менеджеров в медицинской организации, которым не нужно заканчивать медицинский вуз

Публикация актуальна для слушателей курсов повышения квалификации по направлениям:

Эффективность деятельности медицинской организации во многом зависит от качества принимаемых управленческих решений. Для формирования управленческого потенциала отрасли сегодня необходимо предусмотреть единую систему специальной подготовки и допуска к рынку труда в сфере здравоохранения руководителей всех компетенций, востребованных в медицинских организациях. Особое значение в формировании управленческого потенциала имеют критерии отбора управленцев с немедицинским образованием в руководящий состав медицинской организации.

Профстандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»

Сегодня существует профстандарт специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья, но в нем не отражены те должности, которые предусмотрены в Едином квалификационном справочнике.

В квалификационных характеристиках по должностям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения») содержатся должности руководителей, не предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья», утвержденным приказом Минтруда России от 07.11. 2017 г. №768н.

Требования к уровню образования директора медицинской организации

Требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего (экономического, юридического) образования, специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Медицина нуждается в специалистах с немедицинским образованием

Кроме того, анализ деятельности медицинских организаций на современном этапе развития здравоохранения в Российской Федерации, проведенный экспертами, участвующими в разработке проекта стандарта, показал, что спектр востребованных трудовых функций для привлечения специалистов с немедицинским образования предполагает расширение перечня должностей в медицинской организации,

Привлечение специалистов с немедицинским образованием к управлению медицинской организацией и подготовка таких специалистов по программе магистратуры «Общественное здравоохранение» и программе дополнительного профессионального образования «Организация здравоохранения и общественного здоровья» даст возможность эффективного решения задач здравоохранения на межсекторальном уровне и освободить специалистов с медицинским образованием от непрофильного труда.

Цель профессиональной деятельности руководителя медицинской организации: обеспечение деятельности медицинской организации.

Стандарт профессиональной деятельности руководителя медицинской организации даст представление гражданам-получателям медицинских услуг об обязанностях соответствующих работников медицинских организаций по отношению к пациентам и их законным представителям.

Самим руководителям медицинских организаций профессиональный стандарт обеспечит понимание квалификационных требований и алгоритма профессиональной деятельности, необходимых для выполнения трудовой деятельности в сфере руководства медицинской организации в зависимости от должности и условий работы, что позволит определять набор навыков и умений для выполнения той или иной трудовой функции и профессионально реализовать обоснованные действия.

Профессиональный стандарт может применяться работодателями для контроля деятельности работников с целью повышения эффективности их труда, управления персоналом. Профессиональный стандарт может быть использован для планирования и организации мероприятий по профессиональному развитию работников, например:

для разработки индивидуального плана профессионального развития и карьерного роста работников;

для проведения оценки деятельности персонала в целях оптимизации использования потенциала работников;

для организации повышения квалификации работников.

Разработанные на основании квалификационных характеристик Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих должностные инструкции могут быть уточнены с учетом профессиональных стандартов.

Основные задачи руководителя медицинской организации

Профессиональная деятельность таких специалистов предполагает решение множества организационно-управленческих задач: администрирование, анализ показателей общественного здоровья для выявления потребности населения в медицинской помощи на основе статистической информации всех уровней, выявление тенденций динамики показателей деятельности медицинской организации, принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, управление финансовым и юридическим блоком в медицинской организации и, наконец, общее руководство медицинской организацией, в части блока трудовых функций, обеспечивающих доступность и качество медицинской помощи, но напрямую не затрагивающих лечебный процесс.

какое образование должен иметь главный врач

Так, за рубежом многие образовательные программы строятся на развитии дуальных компетенций: с одной стороны менеджера общего профиля, сведущего в области статистики и количественного анализа, с другой – специалиста в сфере здравоохранения, хорошо осведомленного в вопросах общественного здоровья, структуры, организации и финансирования системы здравоохранения, знающего проблемы и требования общества, национальное законодательство и этические нормы.

Некоторые зарубежные университеты предлагают программы магистратуры по деловому администрированию именно в сфере администрирования здравоохранением Master of Business (Health) Administration (MBus(Hlth)). А при получении степени магистра в области государственного управления, что является необходимым условием для работы в правительственных структурах, выпускники могут фокусироваться на работе в различных секторах общественной жизни, в т.ч. в здравоохранении или общественном здоровье.

Руководитель медорганизации без медицинского образования

Профессиональный стандарт «Руководитель медицинской организации» разработан в соответствии с методическими рекомендациями по разработке профессиональных стандартов, утверждёнными приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. № 170н и макетом профессионального стандарта, утверждённого приказом Минтруда России от 29.09.2014 г. № 665н. В представленном проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» (далее-проект стандарта) объединены действия, умения и знания, свойственные специалистам с немедицинским образование, организующим деятельность персонала по обеспечению оказания медицинской помощи, а также требования к образованию и обучению, иные условия допуска специалистов к работе в сфере здравоохранения, как к виду профессиональной деятельности.

При описании трудовых функций были учтены положения нормативных правовых актов, определяющих деятельность медицинской организации, использована терминология Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья.

Зачастую руководители частных медицинских организаций имеют немедицинское, а экономическое, юридическое и иное образование в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения». Приказ Данный предусматривает, что должность руководителя медицинской организации (за исключением должности «главный врач») могут занимать лица не только с высшим медицинским образованием, но и с высшим (экономическим, юридическим) образованием (при наличии специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении).

В связи с этим возникла необходимость разработать отдельный профессиональный стандарт, описывающий требования к руководителям медицинских организаций.

Проект профессионального стандарта включает в себя не все возможные должности руководителей медицинских организаций различного уровня. Это обусловлено тем, что в настоящее время разрабатывается профессиональный стандарт «Руководитель коммерческой (некоммерческой) организации», включающий в себя квалификационные требования по управлению основными направлениями деятельности организации. Поэтому в проект профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» включаются только должности руководителей, характеризующиеся спецификой, связанной с отраслью здравоохранения.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:

«Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);

«Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);

«Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);

«Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);

«Управление медицинской организацией» (ОТФ F).

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;

«Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

«Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;

«Совершенствование системы менеджмента качества»;

«Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

«Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;

«Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;

«Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

«Организация планирования деятельности медицинской организации»;

«Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;

«Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;

«Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

«Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;

«Управление ресурсами медицинской организации»;

«Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;

«Обеспечение развития медицинской организации».

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений

В настоящее время в медицинских организациях сформировалось направление, охватывающее значительный объем работ административного характера, который нуждается в едином системном управлении и требует не сугубо медицинских знаний, а профессионального подхода к менеджменту и организации в здравоохранении. В рамках проектов «Бережливая поликлиника» и «Моя поликлиника» широкую распространенность получил опыт привлечения специалистов с немедицинским образованием к администрированию в медицинских организациях.

Высококвалифицированные администраторы с более широким кругом системных задач приходят в медицинских организациях на смену регистраторам, функции которых полностью переходят в автоматизированный режим.

Передача таких функций как управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных, менеджмент процессов прикрепления-открепления пациентов к медицинской организации, управление документооборотом медицинской организации специалистам с немедицинским образованием, позволит перераспределить нагрузку на медицинский персонал, что особенно важно в условиях недостатка врачей и медицинского персонала в медицинских организациях.

Менеджер по качеству и безопасности деятельности медицинской организации

Медицинская организация – это социально-техническая и экономическая отраслевая единица, ориентированная на обеспечение качества медицинских услуг, которая выполняет задачу удовлетворения их спроса на основе самостоятельных решений и ответственности за риск, в условиях внешних и внутренних ограничений, обусловленных задачами здравоохранения в целом.

Исходя из данного определения видно, что обеспечение качества медицинских услуг –это мультисекторальная функция, которая включает не только саму медицинскую помощь, но и ее хозяйственное, техногенное, экономическое и административное сопровождение. И рассматривать подходы к управлению качеством необходимо системно.

В Российской Федерации после обучения по программам подготовки специалистов в области управления качеством не предусмотрено отдельное изучение специфики отрасли здравоохранения. В связи с чем в проекте стандарта предусмотрено требование к образованию и обучению, наличие дополнительного профессионального образования в виде специальной подготовки в области организации здравоохранения.

Упоминание о должности уполномоченного по качеству в «Методических рекомендациях «Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений», утвержденных Руководителем Росздравнадзора от 01.08.2008 г., имеет рекомендательный характер для аптек в учреждениях здравоохранения в части обеспечения качества лекарственных препаратов.

Менеджер по качеству в медицинской организации

В настоящем проекте стандарта управление качеством медицинской помощи будет идти через внедрение системы менеджмента качества и отработку стандартных операционных процедур для каждого этапа ее оказания, включая внедрение инновационного медицинского оборудования и процедуры эффективного межведомственного взаимодействия при оказании медицинской помощи

Государственной программой Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 No294, предусмотрено внедрение системы управления качеством медицинских услуг в 2015–16 гг. в 90%, а в последующие годы в 95% медицинских организаций.

Развитие этого направления требуют аккумуляции в единую систему управления качеством и безопасностью медицинской помощи.

какое образование должен иметь главный врач

Подготовленные кадры, способные реализовывать межсекторальное взаимодействие специалистов, обеспечивающих оказания медицинской помощи, будут замыкать на себе организационное и методическое руководство по обеспечению качества и безопасности медицинской помощи.

Организационно-управленческая деятельность в части обеспечения доступности и качества медицинской помощи включает в себя, в том числе, трудовые действия по разработке системы менеджмента качества и положений о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональная деятельность специалиста в области менеджмента качества предполагает решение множества организационных задач и принятие оптимальных управленческих решений, направленных на обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности, через разработку, внедрение и совершенствование системы менеджмента качества всей медицинской организации. Виды основных трудовых функций и трудовых действий определены и гармонизированы относительно требований профессионального стандарта «Специалиста в области организации здравоохранения и общественного здоровья» к должностям главного врача и его заместителей с медицинским образованием (Приказ Минздрава России № 767-н от 07.11.2017).

Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения

Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.

Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.

Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».

Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.

Наличие образования по направлению «32.04.01 «Общественное здравоохранение»

Однако, к сожалению, пока в Российской Федерации не существовало профессионального стандарта для должностей, требующих данный уровень образования. В связи с этим у выпускников данной инновационной образовательной программы возникают серьезные проблемы с трудоустройством, хотя потребность в таких специалистах на федеральном, региональном и местном уровнях очень высокая.

Безусловно, данная проблема требует скорейшего разрешения. И введение должности в медицинской организации «Уполномоченный по профилактике заболеваний и укреплению здоровья», обобщенной трудовой функцией которого является «Организация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения», будет первым вкладом в появление на российском рынке труда магистров общественного здравоохранения, подготовленных из широкого спектра медицинских и немедицинских специалистов и осуществляющих свою деятельность в различных государственных, общественных и коммерческих структурах, что, в свою очередь, будет способствовать развитию межсекторального взаимодействия в сфере профилактики заболеваний, охраны и укрепления общественного здоровья.

Важнейшей составляющей для функционирования популяционного компонента профилактики в успешных проектах, опыт которых накоплен с середины прошлого века, является межсекторальное взаимодействие, которое, в соответствии с приказом Минздрава России от 30.09.2015 № 683 н осуществляется с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, медицинскими организациями, образовательными организациями и физкультурно-спортивными организациями, общественными объединениями.

Также, в соответствии с приказом ФФОМС от 11 мая 2016 г. №88 «Об утверждении регламента взаимодействия участников обязательного медицинского страхования при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи», в информировании граждан о возможных профилактических мероприятиях участвуют страховые представители.

Чем должны заниматься менеджеры по профилактике и укреплению здоровья населения?

Таким образом, уполномоченные по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения с базовым высшим немедицинским образованием могут осуществлять следующие трудовые действия (которые в настоящее время либо отсутствуют, либо возложены на врачебно-сестринский персонал):

1. В центрах медицинской профилактики (субъект РФ) и в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь:

оценка и прогноз состояния здоровья населения, его детерминант и факторов риска, факторов, способствующих укреплению здоровья;

мониторирование состояния здоровья населения и факторов риска основных заболеваний;

организация и проведение профилактических мероприятий и программ;

организация межсекторального взаимодействия на уровне субъекта РФ по проблемам профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

координация взаимодействия между министерствами и ведомствами, организация крупных популяционные мероприятий;

определение и отстаивание приоритетов в укреплении здоровья и профилактике заболеваний;

поиск и критический анализ профессиональной информации с помощью современных информационных технологий в международных базах данных;

организация и проведение научно-практических исследований по проблемам общественного здоровья;

составление аналитических отчетов и подготовка презентационных материалов по проблемам состояния здоровья населения и приоритетам профилактики и укрепления здоровья;

организация школ здоровья и школ для больных основными заболеваниями;

планирование, организация и координация реализации коммуникативных программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья и оценка их эффективности;

организация массовых акций, направленных на формирование здорового образа жизни населения;

формирование эффективных партнерских отношений с участниками коммуникативной программы на различных уровнях управления, с представителями различных слоев населения, в том числе и группами риска;

формирование межсекторальной команды для реализации коммуникативной программы;

планирование и реализация информационно-образовательных кампаний с привлечением средств массовой информации.

2. В страховых медицинских организациях

Менеджер по экономике и финансам: Управление финансово-экономической сферой медицинской организации

При разработке возможных наименований должностей использовались данные квалификационных характеристик, других нормативных правовых актов.

какое образование должен иметь главный врач

Управление медицинской организацией

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010г. №541н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» требования к квалификации директора, заведующего, управляющего, начальника медицинской организации предусматривают возможность наличия высшего профессионального (экономического, юридического) образование и специальной подготовки по менеджменту в здравоохранении и стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.

Несмотря на указанные законодательные коллизии в современных условиях возрастает роль экономических и юридических знаний в практике руководителя медицинской организации.

Руководитель медицинской организации с немедицинским образованием реализует управленческие функции, связанные со стратегическим планированием организационного развития, обеспечением и внутренним контролем процессов административной и финансово-хозяйственной деятельности. Это в свою очередь позволяет системно выстраивать управленческую вертикаль медицинской организации и обеспечивать эффективность управленческой деятельности, и соответственно профессиональной специализации разделять трудовые функции и действия руководства, и обеспечивать системность и преемственность управленческих решений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *