какое оборудование используется для связи судна с береговыми абонентами
Связь «судно – берег»
Весь радиотелекс при связи с береговыми абонентами (получателями корреспонденции) делится на два больших раздела:
1) прямое телексное соединение, при котором судовой радиотелекс непосредственно связан двумя каналами связи: «судно – береговая станция» и «береговая станция – телексный абонент береговой сети» (береговой участок линии связи – Land Line) – с получателем информации («из рук – в руки»);
2) Store and Forward (режим с промежуточным накоплением, или режим «почтового ящика»), когда телексное сообщение вводится в устройство накопления береговой станции и в удобное для нее время передается береговому абоненту без участия судового оператора.
Как правило, инициатором телексной связи является судно, когда необходимо передать или забрать корреспонденцию. Выбор береговой станции должен осуществляться судовым оператором, исходя из района плавания, условий прохождения радиоволн, занятости каналов и т. п., по принципу: чем ближе к абоненту, тем лучше с учетом стоимости предлагаемых услуг этой станции.
Большинство береговых радиостанций работают на нескольких частотных телексных каналах (класс излучения F1В или J2B) для связи с судами в автоматическом или полуавтоматическом режимах и, если канал свободен, передают на нем сигнал свободного канала, который состоит из позывного этой станции кодом Морзе и одно- или двухтонального звукового сигнала.
Процедура обмена информацией с береговой станцией
Алгоритм работы описан в Рекомендации 492-4 МККР и схематично приведен ниже
1. Выбрать из List of Coast Stations телексный номер береговой станции и пару телексных частот или канал, на которых последняя несет дежурство.
2. Настроить приемопередатчик на выбранные частоты и убедиться, что канал свободен (многие станции передают сигнал свободного канала).
3. Ввести телексный номер станции и инициировать вызов в режиме ARQ. При первоначальной регистрации вашего судна на береговой станции потребуется указать опознавательный код Вашей расчетной организации (Authority Acounting Identification Code – AAIC), в этом случае на экране появится выражение QRC+?, в ответ необходимо его передать, введя с клавиатуры (например, SU04 – для российских судов). Если после обмена автоответами команды GA+? не последовало, необходимо вызвать оператора командой OPR+ для выяснения причины несоединения с телексным компьютером. Если вызов принят, то получите на дисплее автоответ береговой станции и команду GA+?. При ручной работе с оператором береговой станции необходимо пользоваться Q-кодом, приведенным в приложении 14 Руководства по радиосвязи.
Основные телексные команды
В телексной команде не должно быть пробелов, и она всегда должна заканчиваться знаком «+».
5. После получения сообщения MSG+? на экране монитора приступают к передаче сообщения (процедура определяется выбранной командой и используемой судовой аппаратурой). При работе с абонентами сети ТЕЛЕКС должны использоваться кодовые выражения и процедуры, принятые в этой сети. По окончании сеанса связи с абонентом обменяться автоответами и набрать с клавиатуры комбинацию «КККК», в результате чего произойдет разъединение с абонентом; на дисплее появится следующая информация:
− дата и время соединения;
− продолжительность связи с абонентом (Duration);
− команда «GA+?», приглашающая к продолжению работы с этой береговой станцией с помощью телексных команд.
Таким образом, после окончания связи с абонентом радиолиния с береговой станцией не обрывается, и можно запросить соединение со следующим абонентом.
6. Когда весь обмен завершен полностью, необходимо набрать команду «BRK+», которая разрывает радиолинию с береговой станцией и переводит телексное оборудование в дежурный режим.
Приведенный выше алгоритм работы с береговой станцией – обобщенный и может не совпадать c процедурами вхождения в связь и предоставляемыми услугами некоторых зарубежных и отечественных радиостанций. Поэтому для осуществления связи с конкретной станцией необходимо ознакомиться с особенностями ее работы в телексе по справочникам, имеющимся на судне (например: часть III – примечания, List of Coast Station, List IV, ITU).
Прежде чем устанавливать телексную связь с береговой станцией, необходимо с помощью ЦИВ контроллера осуществить вызов, указав в формате вызова тип последующей связи TELEX ARQ (см. «Процедуры ГМССБ с использованием ЦИВ»). Для этого ЦИВ контроллер ПВ/КВ диапазона необходимо запустить на сканирование вызывных частот ЦИВ данной береговой станции.
Современные судовые телексные терминалы обеспечивают автоматическое соединение с береговой станцией и работу в телексном канале, включая расчет и выбор оптимальных частот для качественной связи. Для этого необходимо, чтобы береговая станция передавала на вызывных частотах сигнал свободного канала (List of Coast Stations).
Средства связи и сигнализации на судах
Содержание
Сигнализацией называется прием и передача сигналов для связи между судами или между судном и берегом в целях обеспечения мореплавания. К средствам внешней связи судна относятся:
Любые из вышеперечисленных средств связи могут быть использованы вахтенным матросом только с разрешения капитана или вахтенного помощника.
Радиосвязь
С 1999 года на всех судах установлена радиоаппаратура Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности мореплавания (ГМССБ). Основное назначение ГМССБ – оперативная организация поисково-спасательной операции аварийного судна береговым спасательным координационным центром (СКЦ) с привлечением судов и других средств, находящихся в районе бедствия.
В результате на судах внедрены современные средства связи, основанные на широком использовании спутниковых и усовершенствованных обычных (включая цифровой избирательный вызов – ЦИВ) методов связи, позволяющих обеспечивать автоматическую передачу и прием аварийных сигналов на любом расстоянии независимо от метеорологических условий и условий распространения радиоволн (рис. 2.7). Специальные системы связи обеспечивают передачу на суда информации для обеспечения безопасности мореплавания (НАВАРЕА, НАВТЕКС).
Кроме этого, аппаратура позволяет обеспечивать и обычный радиообмен как в УКВ- и ПВ/КВ-диапазонах, так и с использованием спутниковой связи ИНМАРСАТ. Система ИНМАРСАТ предоставляет морякам телефон с прямым автоматическим набором номера, телекс, факс, электронную почту, режим передачи данных.
УКВ-радиостанция предназначена для оперативной связи с береговыми службами и другими судами. Дальность действия стационарной судовой радиостанции примерно 30 миль. УКВ-диапазон также используется для организации внутрисудовой связи при несении вахтенной службы, швартовке, постановке на якорь и т. п.
На каждом приборе аппаратуры имеется так называемая красная кнопка, предназначенная для передачи сигнала бедствия. Вахтенный матрос должен быть внимательным с тем, чтобы случайно не нажать одну из них. Ложная передача сигнала бедствия грозит внеплановой проверкой всех судовых служб и штрафными санкциями.
Звуковые средства связи и сигнализации
Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь, для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.
К звуковым средствам относятся:
Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки. При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор (рис. 2.9), который подает туманные сигналы согласно заданной программе.
Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.
Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.
Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.
Зрительные средства связи и сигнализации
Зрительные средства бывают:
К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни. Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.
В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).
Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести, фанеры, проволоки и парусины.
Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.
На судах морского флота используется Международный свод сигналов, комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах, хранятся в рубке в специальных ящиках-сотах.
Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-, двух- и трехбуквенных сигналов.
Он состоит из шести разделов:
Аварийное радиооборудование
К аварийным средствам связи относятся:
Каждый член экипажа должен уметь самостоятельно привести в действие радиооборудование спасательных средств.
Носимая УКВ-радиостанция обеспечивает связь на месте бедствия между спасательными средствами и поисковыми судами.
На каждом судне должно быть не менее трех УКВ носимых радиостанций, которые постоянно хранятся на ходовом мостике, откуда они могут быть быстро перенесены в спасательную шлюпку или плот.
Батарея УКВ-радиостанции должна иметь достаточную мощность для обеспечения работы в активном режиме в течение 8 часов и 48 часов работы в режиме только приема.
Радиолокационный маяк-ответчик является основным средством обнаружения местоположения спасательных средств непосредственно в районе бедствия. На судне должно быть не менее двух SART, обычно расположенных на ходовом мостике.
При покидании судна SART устанавливается в шлюпке или на плоту в специальном креплении, после чего включается и находится в режиме ожидания. При облучении приемника SART импульсом радиолокационной станции спасательного судна он начинает излучать ответный сигнал, сигнализируя об этом подачей звукового и светового сигнала.
Сигнал SART на экране радара поискового судна индицируется серией точек (12 или 20), расположенных на равном расстоянии друг от друга, а также отображается на электронной карте. Дальность обнаружения SART судовой РЛС не менее 5 миль; РЛС воздушного судна – 30 миль.
SART выдерживает сбрасывание в воду с высоты 20 метров, водонепроницаем на глубине до 10 метров. Емкость батареи рассчитана для работы в режиме ожидания – 96 часов, в режиме излучения – 8 часов. Легко приводится в действие неподготовленным персоналом.
Международная спутниковая система КОСПАС-SARSAT предназначена для обнаружения и определения местоположения судов, самолетов, других объектов, потерпевших аварию.
Система КОСПАС-SARSAT состоит из:
Аварийный радиобуй системы КОСПАС-SARSAT устанавливается на открытой палубе. При погружении судна на глубину около 4 метров АРБ свободно всплывает, для чего предназначено специальное устройство – гидростат, который освобождает буй. АРБ после всплытия на поверхность автоматически активируется, буй также имеет ручное включение.
АРБ снабжен плавучим линем, пригодным для использования в качестве буксира, и лампочкой, автоматически включающейся в темное время суток. Выдерживает сбрасывание в воду без повреждений с высоты 20 метров.
Источник питания обеспечивает работу АРБ в течение 48 часов. На наружной стороне корпуса АРБ указывается краткая инструкция по эксплуатации и дата истечения срока службы батареи. В судовом расписании по тревогам должны указываться ответственные за доставку аварийного радиооборудования в спасательные средства.
Пиротехнические средства связи и сигнализации
На каждом судне должны быть следующие сигнальные пиротехнические средства:
Пиротехнические средства влагостойкие, безопасные в обращении и хранении, действуют при любых гидрометеоусловиях и сохраняют свои свойства в течение минимум трех лет.
Пиротехнические средства хранят в водонепроницаемых металлических шкафах и ящиках с ячейками на палубе ходового мостика или в шкафах, встроенных в переборки помещений ходового мостика, с дверцей на открытую палубу. Ящики и шкафы всегда закрыты на за- мок. Один ключ должен находиться у старшего (третьего) помощника капитана, другой – в штурманской рубке.
Пиротехнические средства шлюпок и плотов, уложенные в контейнеры, в море должны находиться на штатных местах в шлюпках, а на стоянке в порту их рекомендуется убирать в надежное хранилище под замок.
Однозвездные ракеты красного или зеленого цвета предназначены для сигнализации во время проведения спасательной операции.
Ракета сигнала бедствия красного цвета выбрасывает на высоте 300–400 метров красные звезды, которые горят не менее 20 секунд.
Парашютная ракета предназначена для подачи сигнала бедствия. Высота взлета 300–400 метров, время горения – 45 секунд.
Фальшфейер – это гильза, в которой расположен пиротехнический состав и зажигательное устройство. Фальшфейер горит ярко-красным огнем в течение 1 минуты и является сигналом бедствия. Для привлечения внимания применяются фальшфейеры белого цвета.
Звуковая ракета предназначена для подачи сигнала бедствия, взрываясь на высоте, имитирует пушечный выстрел. Звуковую ракету запускают только из пусковых стаканов, укрепленных на планшире или леерном ограждении на обоих крыльях мостика.
При несрабатывании ракеты ее разрешается извлечь из стакана не менее чем через 2 минуты.
Плавучие дымовые шашки используют для подачи сигнала бедствия в светлое время суток. Шашка представляет собой жестяную коробку, внутри которой находится воспламенительное устройство и смесь, образующая густой оранжевый дым. Время выделения дыма – 5 минут, дальность видимости – до 5 миль.
Буйки светодымящиеся крепятся к спасательным кругам, которые располагаются на крыльях мостика. Основное назначение спасательных кругов со светодымящимися буйками – обозначение места падения человека за борт.
Сигналы бедствия
Следующие сигналы, используемые или выставляемые вместе либо раздельно, указывают, что судно терпит бедствие и нуждается в помощи (Приложение IV МППСС-72):
1. Пушечные выстрелы или другие, производимые путем взрыва сигналы с промежутками около 1 минуты.
2. Непрерывный звук любым аппаратом, предназначенным для подачи туманных сигналов.
3. Ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени.
5. Сигнал, передаваемый по радиотелефону, состоящий из произносимого вслух слова «МЭЙДЭЙ».
6. Сигнал бедствия по Международному своду сигналов – NC.
7. Сигнал, состоящий из квадратного флага с находящимся над или под ним шаром или чем-либо, похожим на шар.
9. Красный свет ракеты с парашютом или фальшфейер красного цвета.
10. Дымовой сигнал – выпуск клубов оранжевого цвета.
11. Медленное и повторное поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны.
12. Радиотелеграфный сигнал тревоги.
13. Радиотелефонный сигнал тревоги.
14. Сигналы, передаваемые аварийными радиобуями указания положения.
15. Установленные сигналы, передаваемые системами радиосвязи, включая сигналы радиолокационных маяковответчиков на спасательных шлюпках и плотах.
16. Полотнище оранжевого цвета с черным квадратом либо кругом или другим соответствующим символом (для опознавания с воздуха).
17. Цветное пятно на воде
Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи; не допускается также использование сигналов, которые могут быть спутаны с любым из вышеперечисленных сигналов.
Литература
ГМССБ. Узкополосная буквопечатающая радиосвязь
Содержание
Тем не менее, в отличие от спутниковых систем связи, радиосвязь в ПВ-КВ диапазонах существенно зависит от целого ряда факторов, например, погодных условий, географических координат абонентов, времени суток, времени года и т. д. Все эти особенности, естественно, уменьшают надежность связи, понижают ее достоверность и требуют у персонала радиостанции определенных навыков по управлению аппаратурой и знания процедур радиосвязи.
В самом упрощенном виде БПЧ радиосвязь можно представить следующим образом.
Этот вид радиосвязи имеет существенный недостаток, а именно, низкую достоверность. В канале связи при прохождении радиоволн возможно искажение сигнала, в результате чего на приемном конце вместо переданной буквы будет распечатана какая-либо другая.
Радиотелексные номера и автоответы
Каждой судовой радиостанции, работающей в радиотелексе, присваивается радиотелексный номер, состоящий из пяти/девяти цифр. Девятизначные телексные номера будут присваиваться после полного ввода в действие ГМССБ.
Кроме того, каждой станции присваивается автоответ.
Телексный автоответ судовой радиостанции состоит из телексного номера судна, позывного сигнала и буквы X, которая обозначает, что это судовая радиостанция. Например: 55425 UGOV X.
Береговые радиостанции (БРС) имеют телексные номера, состоящие из четырех/девяти цифр.
Режимы работы оборудования УБПЧ
Существует два основных режима работы УБПЧ: ARQ (Automatic Request for Repetition) и FEC (Forward Error Correction). Причем FEC подразделяется на два подрежима- FEC-collective и FEC-selective. Рассмотрим каждый из этих способов или режимов.
ARQ (Двухсторонняя связь)
Режим ARQ это режим работы с обратной связью. Этот режим возможен при связи только между двумя абонентами (судно-судно; судно-берег).
По обратному каналу передается служебная информация об обнаруженных ошибках, если таковые имеются.
Схематически процедура связи может быть представлена следующим образом.
Первая радиостанция (Тх1) передает блок информации, состоящий из трех знаков (АБВ).
Приемник второй радиостанции (Rx2) принимает эту информацию, и если знаки приняты правильно, то принтер печатает правильно принятые знаки (АБВ) и по обратному каналу от радиостанции 2 к радиостанции 1 передается соответствующая команда (ОК), и первая радиостанция передает следующий блок информации (ГДЕ). Если вторая радиостанция приняла искаженную информацию (Г * Е), то печать не производится и по обратному каналу передается запрос повторить искаженный блок (RPT). Этот блок информации будет передаваться до тех пор, пока он не будет принят правильно и распечатан на принтере радиостанцией 2, после чего будет передаваться следующий блок информации.
Скорость приема и печати информации в данном случае будет зависеть от условий прохождения радиоволн. При хорошем прохождении радиоволн искажения возникают редко, и, следовательно, число повторений мало.
При слабом сигнале или при наличии помех в канале связи число повторений ошибочно принятых знаков возрастает, и, следовательно, оперативность работы несколько ухудшается.
К преимуществам режима ARQ можно отнести высокую надежность связи, которую обеспечивает наличие обратного канала.
FEC collective (Односторонняя циркулярная связь)
Режим FEC collective отличается от режима работы ARQ тем, что в нем отсутствует обратная связь. Достоинством режима FEC collective является возможность циркулярной передачи (всем судам), что особенно актуально при передаче информации по безопасности мореплавания, Traffic List и другой информации, адресованной сразу нескольким абонентам. Этот режим используется, в частности, в системе НАВТЕКС.
К недостаткам режима FEC можно отнести меньшую достоверность приема сообщений, чем в режиме ARQ. Фактически, передающая сторона не имеет информации о том, принято ли ее сообщение.
Перед началом передачи информации станция передает серию синхронизирующих сигналов, которые переводят станции, настроенные на эту частоту, из режима “Standby” в режим приема.
Интервал между двумя копиями составляет 280 мс, таким образом, если в канале связи появляется кратковременная помеха, то она не искажает обе копии сразу.
На приемном конце появляется возможность не только проверить каждую из копий этого знака на ошибку (код 3:4), но и сравнить эти копии между собой. Если в первой копии ошибка не выявлена, а вторая искажена, то распечатывается первая копия принятого знака. Если же искажены обе копии, или в обоих копиях соблюдается правильное соотношение “1” и “0”, но они различаются между собой, то на печатающее устройство выводится знак пробела. Иными словами, на принтере будут распечатаны только правильно принятые знаки.
FEC selective (Односторонняя связь. Передача сообщения конкретному судну)
Режим FEC selective, как и режим FEC collective является режимом без обратной связи. Повышение надежности связи, как и в предыдущем режиме, достигается за счет двукратного повторения каждого знака. Но, в отличие от режима FEC collective, циркулярная передача здесь невозможна. Принимать информацию сможет только один абонент, телексный номер которого указан передающей радиостанцией.
В данном примере береговая станция передает информацию в режиме FEC selective, а принять ее может только судно с номером 70004, так как именно этот номер указала береговая станция в начале передачи сообщения. Все остальные станции не смогут принять никакой информации, хотя и они настроены на эту же частоту.
Перед началом передачи сообщения передающая радиостанция передает фазирующие сигналы и телексный номер абонента для которого предназначено сообщение. В отличие от режимов ARQ и FEC collective, в режиме FEC selective используется инвертированный код, то есть соотношение числа “1” к числу “0” не 3:4, а 4:3. Если станция опознает свой телексный номер в этом “перевернутом” коде, то она переходит в режим приема и распечатывает сообщение. Если же станция не опознает свой номер, то прием сообщения игнорируется, и на печать ничего не выводится.
Таким образом, этот режим имеет нечто общее с режимом ARQ (связь только между двумя станциями) и нечто общее с режимом FEC collective (отсутствует обратная связь).
Достоинством этого режима является возможность передачи информации на судно даже в случае, когда судовая радиостанция не может работать на передачу, например, если судно стоит в порту. Недостатком является отсутствие уверенности, что сообщение действительно принято абонентом.
Стандартные процедуры автоматической радиотелексной связи
Так как основным режимом связи в радиотелексе является режим ARQ, то рассмотрим только процедуры работы в этом режиме. В данном разделе мы не будем “привязываться” к какой-то конкретной аппаратуре, а будем рассматривать лишь общие процедуры, которые справедливы для любых приборов.
Инициатором связи, как правило, является судно. Сеанс связи начинается с вызова береговой радиостанции. Перед тем как вызвать береговую станцию, необходимо прослушать частоты работы этой станции и убедиться, что станция на данном канале не работает с другим судном. Частоты приема и передачи всех станций для режима F1B (J2B) можно найти в справочнике ITU List of Coast Stations (List IV). Некоторые станции имеют датчик свободного канала, то есть, если данный канал свободен, то береговая станция передает свой позывной (азбукой Морзе) и серию служебных сигналов. Убедившись, что данный канал свободен, оператор судовой станции вводит телексный номер нужной береговой станции и инициирует вызов. После фазирования автоматически происходит обмен автоответами, то есть распечатывается автоответ береговой радиостанции и судна. После этого береговая станция дает команду “GA+” или приглашение к вводу команды.
Рассмотрим основные команды, используемые в радиотелексном обмене с береговой радиостанцией:
Ввод команды в радиотелексе заканчиваются знаком “+”.
С более полным списком команд, используемых в обмене с береговой радиостанцией можно ознакомиться в справочнике ITU List of Coast Stations (List IV), либо запросить командой HELP+ (НLP+) у береговой радиостанции.
Для получения информации в свой адрес вводится команда MSG+, после чего будет передана вся информация, которая есть на этой радиостанции в адрес данного судна. Если же никакой информации для судна нет, то будет распечатано соответственно NIL, MAILBOX EMPTY, NO MSG и т.п.
На рисунке приведен пример сеанса связи в режиме прямого телексного соединения с береговым абонентом.
Если абонент находится в той же стране, что и береговая радиостанция, то код страны, как правило, можно не указывать. Некоторые станции при запросе прямого телексного соединения требуют вводить цифру “0” перед телексным кодом страны абонента.
После получения автоответа абонента и команды “MSG+”, судовой оператор инициирует обмен автоответами и передает сообщение, после чего вновь обменивается автоответами. Обмен автоответами является подтверждением состоявшегося сеанса связи. Далее судовой оператор вводит команду “KKKK”, то есть, разрывает линию связи с абонентом, с этого момента оплачиваемое время связи заканчивается. Береговая радиостанция, разорвав связь судна с телексным абонентом, распечатывает для судна информацию о дате, времени, номере абонента, с которым устанавливалась связь, и об оплачиваемом времени. После этого опять распечатывается приглашение к вводу команды (“GA+”). Если информации для передачи больше нет, то судовой оператор разрывает связь с береговой станцией, то есть, переходит в режим ожидания.
В данном случае использовался режим прямого телексного соединения с абонентом.
Режим store and forward заключается в том, что судовой оператор передает сообщение в устройство накопления информации на береговой радиостанции и указывает, по какому номеру необходимо отправить это сообщение. Через некоторое время береговая станция сама передаст это сообщение адресату. В этом случае вместо команды “DIRTLX код страны номер абонента+” следует набирать “TLX код страны номер абонента+”.
Форматы стандартных сообщений
Формат радиотелексного сообщения
Формат сообщения о бедствии
Формат навигационного предупреждения
Формат РДО для передачи по телексу