какое новое явление для литературы открывает тургенев
И. С. Тургенев в русской литературе
Вы будете перенаправлены на Автор24
Вклад И. С. Тургенева в русскую литературу
Иван Сергеевич Тургенев(1818-1883) – один из наиболее значимых писателей в русской литературе девятнадцатого века, внесший значительный вклад в развитие русской литературы. Картина современной жизни в произведениях Тургенева представлена романтичной, овеянной верой в творчество, в любовь и в искусство. Тургенев был убежден в том, что литература помогает обществу в его движении и развитии с идеологической и исторической точки зрения.
Творчество Тургенева во многом стало новым в русской литературе. Его ценность не измерить, но, несомненно, творчество Ивана Сергеевича Тургенева – одно из самых значимых явлений в русской литературе. К новшествам, созданным этим автором, можно отнести:
Особого внимания в творчестве Ивана Сергеевича заслуживают образы русских женщин. Не зря возникло выражение «тургеневская барышня». Женщины в произведениях Тургенева – натуры тонкие, чувствительные, отличающиеся трудолюбием, невинностью, послушанием и кротостью.
Такими были практически все представительницы его произведений – единственным исключением, пожалуй, являлась эмансипированная героиня «Отцов и детей». Однако, сам автор показывает в своем произведении ее скорее, как антипод того поведения, которое присуще истинной женщине.
Стоит отметить, что образ женщины у Тургенева – это, прежде всего, образ сильной и чувствительной натуры, несмотря на ее кротость и нежность. Тургенев подчеркивал в своих произведениях то, как тяжело бывает русским женщинам, но как достойно они принимают свою долю.
Отдельно заслуживает внимания образ России и русского народа в произведениях И. С. Тургенева. Стоит отметить, что эти образы неразрывно связаны между собой. Тургенев с особым трепетом относится в своих произведениях к русскому народу. Он считает, что вся Россия сильна благодаря простым обычным русским людям, которые тянут на своих плечах все то, чем Россия может гордиться.
Готовые работы на аналогичную тему
Значение творчества И. С. Тургенева в русской литературе
Тургенев – один из самых значимых писателей-прозаиков не только в русской, но и в мировой литературе. Его творчество стало одним из ключевых поворотов литературе России, оказало огромное влияние на литературный мир в целом. Особо внимание стоит уделить тому, что каждое произведение Тургенева – это диалог с читателем, действительно интересный обоим сторонам.
Итак, значение творчества Ивана Сергеевича Тургенева состоит в следующих аспектах:
Мировая ценность произведений выражается также в том, что в произведениях описаны сильные личности, способные на переживания и глубокие чувства люди. Все они показывают читателю, как терпелив и силен русский народ, как сильна Россия такими людьми.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что творчество Ивана Сергеевича Тургенева – это одно из самых значимых явлений в русской и мировой литературе в целом. Его творчество и вклад в развитие литературы неоценимы. Его произведения во многом стали «первыми ласточками». Именно Тургенев в своих произведениях поднимал настолько важные темы, что спустя два века они не теряют своей актуальности. В его произведениях сила сочетается с нежностью, любовь – с обидой и непониманием, а отрицание всего – с искренней духовной любовью к человеку. Герои Тургенева – противоречивые персонажи, способные на сильные эмоции и чувства. Все это делает произведения Ивана Сергеевича действительно особенными и значимыми для русской и мировой литературы.
Печатная лекция по литературе на тему «Творчество И.С. Тургенева» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ТВОРЧЕСТВО ИВАНА СЕРГЕЕВИЧА ТУРГЕНЕВА
Прочитайте печатную лекцию и письменно ответьте на вопросы:
Какое произведение Т. и когда было издано первым отдельным изданием?
Чей отзыв окончательно утвердил Т. на писательском пути?
Как назывался первый рассказ из цикла «Записки охотника»? В чём особенность этого сборника?
Выпишите названия повестей Т.
Благодаря какому жанру к Т. пришло подлинное признание?
Каковы особенности романов Т.?
Выпишите названия романов Т.
О чём первый роман Т.? Охарактеризуйте главного героя.
Что стало итоговым произведением Т.? Каковы основные темы? Приведите примеры.
В 1843 году вышло в свет отдельным изданием первое значительное произведение И.С. Тургенева — поэма «Параша». В поэме чувствуется, что Тургенев освобождается от подражания романтическим образцам и идет по реалистическому пути, указанному Пушкиным. Параша, уездная барышня с возвышенной душой, напоминает пушкинскую Татьяну Ларину, а Виктор Александрович похож на Евгения Онегина. «Это один из тех великих маленьких людей, — писал о нем В. Г. Белинский, — которых теперь так много развелось и которые улыбкой презрения и насмешки прикрывают тощее сердце, праздный ум и посредственность своей натуры». Рецензия В. Г. Белинского на «Парашу» была блестящей. Критик определил основные свойства таланта Тургенева: «. верная наблюдательность, глубокая мысль, выхваченная из тайника русской жизни, изящная и тонкая ирония, под которою скрывается столько чувства, — все это показывает в авторе, кроме дара творчества, сына нашего времени, носящего в груди своей все скорби и вопросы его». Отзыв великого критика окончательно утвердил Тургенева на писательском пути. Вслед за «Парашей» Тургенев написал поэмы «Помещик» и «Разговор», повесть «Андрей Колосов», рассказы «Бретер», «Три портрета», пьесы «Неосторожность» и «Безденежье». В этих разнообразных по жанру произведениях он продолжил поиски своего стиля и героя.
Первый рассказ «Записок охотника» — «Хорь и Калиныч» (1847). Впервые в русской реалистической литературе в крестьянах были показаны чувства, которые считались свойственными только дворянам. Это и возвышенная любовь, глубокая и своеобразная религиозность, понимание и восторженное отношение к природе. Высокие душевные качества, чувство собственного достоинства, ум, любознательность, трудолюбие — вот те черты русского народа, которыми не устает любоваться и восхищаться писатель. Через все «Записки охотника» проходит тема музыкального таланта мужика. В «Записках охотника» опоэтизирована русская природа: широкие равнины, распаханные поля, овраги и извилистые речки, березовые и липовые рощи, леса, полные птиц. Описание природы помогает читателю понять душевное состояние автора и его героев. Природе созвучен духовный мир крестьян. В противоречивости сознания закрепощенного крестьянина, мечтающего о воле и преклоняющегося перед господской властью, протестующего и покорного, житейски сметливого, одаренного и безынициативного, видел Тургенев «великую общественную драму» России. В 1879 году за содействие «Записками охотника» освобождению крестьян И.С. Тургеневу в Оксфордском университете была присвоена степень доктора права.
Подлинное признание пришло к И.С. Тургеневу после появления его романов. Особенности его романов:
новые темы : революции, поиска смысла жизни, судеб «дворянских гнезд» и народа. Но осмысляются и «вечные темы»: взаимоотношения «отцов» и «детей», любви и дружбы, выбора жизненною пути, становления личности, права на свободу, поиска счастья и т.д.
нет подробного описания быта (как, например, в романах Гончарова). Быт воссоздается через детали, биографии действующих лиц, их портретные характеристики, описание привычек и привязанностей, особенности речи и пейзажные зарисовки.
психологический портрет и речь героев. Портрет, как правило, очень подробный, с описанием волос, цвета глаз, подбородка и т.д. Речь персонажей содержит множество оттенков, которые передают их переживания. Выбор слов зависит от социального положения, рода занятий и т.д. Большое значение придается интонации, употреблению иностранных слов.
Итоговым произведением писателя стали «Стихотворения в прозе». Основоположником этого жанра является французский романтик Алоизиус Бертран. Стихотворения в прозе — лиро-эпические рассказы-миниатюры, которые как бы проводят читателя по всем темам творчества писателя. Здесь и мотивы грусти о прошедшем, о неотвратимости смерти («Старуха», «Сон», «Собака», «Старик»), и утверждение духовного величия русского народа, вера в его славное будущее («Два богача», «Щи», «Русский язык»), и преклонение перед силой красоты, перед искусством («Лазурное царство», «Посещение»), и гимн всепоглощающей любви («Последнее свидание», «Как хороши, как свежи были розы», «Роза», «Воробей»). Героический подвиг, самопожертвование во имя счастья людей восхищают писателя («Порог», «Памяти Ю. Вревской»). Стихотворение «Порог» стало одним из самых популярных стихотворений в прозе среди революционной молодежи. Запрещенное цензурой, оно было напечатано в год смерти И.С. Тургенева (1883) как прокламация «Народной воли». В стихотворениях проявилось и мастерство Тургенева-сатирика («Эгоист», «Дурак», «Житейское правило»).
Стихотворение в прозе «РУССКИЙ ЯЗЫК» (выучить наизусть для диктанта по памяти)
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Июнь, 1882
Глава двенадцатая. Великий русский писатель-реалист
* ( Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. XV, стр. 611.)
В творчестве Тургенева нашла свое художественное отражение целая историческая эпоха в жизни России на переломе от феодально-крепоетвического к капиталистическому строю. Определяя главную особенность своего полувекового творческого пути, сам писатель говорил: «В течение всего этого времени я стремился, насколько хватило сил и умения, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы. то, что Шекспир называет: the body and pressure of time (самый образ и давление времени)» (XI, 403). В значительной мере Тургеневу удалось выполнить эту большую задачу. Историческое значение его творчества и состоит прежде всего в том, что он, как подлинно великий писатель-реалист, показал жизнь русского общества своего времени сверху донизу.
* ( П. А. Кропоткин, Идеалы и действительность в русской литературе, СПб. 1907, стр. 96.)
* ( Н. Щербань, Тридцать два письма И. С. Тургенева.- «Русский вестник», 1890, № 7, стр. 10.)
** ( Н. А. Добролюбов, Собр. соч. в 3-х томах, т. 3, стр. 30.)
*** ( Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. XV, стр. 611.)
Несомненно, Тургенев не был так насыщен ощущением грядущих общественных катастроф и катаклизмов, как Гоголь, а потом Достоевский. Он воспринимал жизнь и ее развитие более мягко, так сказать эволюционно. Идея неизбежности прогрессивного, хотя бы и медленного улучшения мира была одной из его любимых идей. Но и Тургенев глубоко понимал трагический характер жизни современного ему общества. Это в значительной мере определило и критическое отношение его как писателя к действительности.
Из реакционного лагеря тянется легенда о якобы аполитичности Тургенева на протяжении всего его творческого пути. Но несмотря на то, что писатель сам иногда высказывался в том же духе, его лучшие произведения активно вторгаются в жизнь, являясь примером действенного искусства, вызывая острую полемику в критике. Вражда к крепостному праву, искреннее сочувствие нуждам народа, прогрессивные гуманные идеи вдохновляли творчество Тургенева. «Непримиримым врагом цепей, верным другом народа» называл автора «Записок охотника» Некрасов. Расцвет таланта Тургенева был связан с подъемом демократического движения. Лучшие произведения созданы им в годы близости с Белинским, с Герценом, с кругом «Современника». Но ив последний период творчества Тургенев в своих крупнейших произведениях выступает борцом против политической реакции, защитником прав личности на свободу и независимость, подлинным гуманистом.
Из противоречий и коллизий своей эпохи сам Тургенев не нашел правильного выхода, хотя он внимательно следил за всеми попытками изменить действительность к лучшему. Сначала ему казалось, что падение крепостного права, мирные реформы приведут Россию, русский народ к благополучию и быстрому прогрессу. С ходом жизни он постепенно убеждался в иллюзорности своих либеральных надежд. Однако его сомнений не разрешило и демократическое движение, чьи планы и надежды ему казались во многом отвлеченно утопическими, не опирающимися на реальную действительность. В известной степени Тургенев был прав, но он не понял, что в условиях того времени революционно-демократическое движение, путь революционной борьбы с самодержавием с опорой на народные массы был единственно правильным путем.
* ( В. И. Ленин, Сочинения, т, 27, стр. 244.)
** ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 13, стр. 40.)
* ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 2, стр. 472.)
* ( «И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников», «Academia», 1930, стр. 3-4.)
** ( «И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников», «Academia», 1930, стр. 7-8.)
*** ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 99-100.)
* ( М. И. Калинин, О литературе, Л. 1949, стр. 50-51.)
** ( С. Мицкевич, Революционная Москва, Гослитиздат, 1910, стр. 22.)
Большой заслугой Тургенева было создание им чудесных образов русской женщины, изображение ее духовного развития, высоких стремлений, ее твердого характера и глубоко любящего сердца. «Славу женщине пели книги Тургенева»,- замечает Горький, рассказывая о своих впечатлениях от произведений писателя. Тургеневские героини всегда сторонятся пошлости, внутренней ничтожности: и слабости в людях, стремятся к сильному, смелому, богатому духом и характером человеку. В этом проявились их собственная сила, богатство их внутренней жизни, высокий нравственный облик.
** ( Сб. «Тургенев и его время», М.- Л. 1923, стр. 7.)
* ( А. А. Фадеев, За тридцать лет, изд-во «Советский писатель», М. 1957, стр. 853.)
Произведения Тургенева исполнены высокой нравственной чистоты, искреннего, задушевного и возвышенного чувства.
* ( Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. XV, стр. 612.)
** ( Н. Щедрин (М. Е. Салтыков), Полн. собр. соч., т. XVIII, стр. 143-144.)
*** ( М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев.- В сб. «Тургенев в русской критике», Гослитиздат, М. 1953, стр. 398.)
Литературная деятельность Тургенева начинается в ту пору, когда в русской литературе в творчестве Пушкина, Лермонтова и Гоголя уже сложился реализм.
Сам Тургенев видел в «великом реалистическом потоке, который в настоящее время господствует повсюду в литературе и искусствах», самое примечательное явление художественного развития своего времени (XI, 385),- как он писал в 1875 году в предисловии к французскому переводу «Двух гусаров» Л. Н. Толстого.
* ( Л. И. Толстой, Полн. собр. соч., т. 63, стр. 149.)
Говоря об особенностях своего творчества, Тургенев всегда подчеркивал его связь с реальной действительностью. Оценивая в этом смысле весь свой творческий путь, Тургенев писал одному из своих заграничных знакомых в конце 1882 года: «В моих произведениях я постоянно опираюсь на жизненных данных, стараясь только случайные явления, по мере сил, возводить в типы» (XII, 568). Как ни изменялась художественная манера Тургенева в разные периоды его творческого пути, он всегда был и сам считал себя писателем-реалистом. «Я преимущественно реалист, и более всего интересуюсь живою правдою людской физиономии; ко всему сверхъестественному отношусь равнодушно, ни в какие абсолюты и системы не верю, люблю больше всего свободу и, сколько могу судить,- доступен поэзии. Все человеческое мне дорого. » (XII, 475)-писал он М. А. Милютиной в феврале 1875 года.
Мировоззрению Тургенева не был присущ идеалистический субъективизм: он всегда придерживался убеждения в объективном существовании «той неуклонной законности, логической необходимости, которая лежит в основании всего живого» (XI, 191-192), понимая эту «неуклонную законность» не в мистическом, не в телеологическом смысле, а как проявление закономерностей развития самой действительности. Тургенев понимал, что разрешение противоречий жизни и развития человека прежде всего коренится не в самой человеческой личности, а в состоянии общества, в общественной среде, в объективной действительности. Это все и делало его реалистом.
Типы, созданные Тургеневым, воплощают в себе и такие черты, которые выходят далеко за пределы эпохи писателя и имеют общечеловеческое значение. Мужество, сила характера, целеустремленность, прямота и откровенность суждений, твердая воля Инсарова и Базарова, патриотизм и преданность родине Инсарова, любовь, неразрывно слитая с высоким нравственным идеалом у Елены или Марианны,- все это черты, делающие героев Тургенева глубоко привлекательными и сейчас, когда эпоха, породившая их, давно отошла в прошлое.
Пушкин впервые в русской литературе осуществляет принцип универсальности в изображении личности человека, стремясь к художественному воссозданию его внутреннего мира во всей его сложности. При этом своеобразие реализма Пушкина проявляется здесь в том, что внутренний мир человека раскрывается им в удивительной гармонической соразмерности и единстве. Воссоздавая интеллектуальный и нравственный облик человека, его переживания, Пушкин равно преодолевает и рационализм XVIII века, его увлечение сферой разума в обрисовке личности человека, и то безудержное своеволие в изображении невероятных порой страстей, которое было присуще многим романтикам. Он не углубляется и в психологический анализ, приобретший такую существенную роль уже у Лермонтова и позднее у Достоевского и Толстого. Строго определенное место занимает у Пушкина и раскрытие нравственного облика человека, что будет привлекать особенное внимание Гоголя, а затем Толстого. Пушкин полно, но в соразмерности с другими сторонами внутреннего мира человека освещает духовную, интеллектуальную жизнь своих героев. Пушкинский человек по методу его изображения выступает перед нами во всех сферах и всеми сторонами своего человеческого существа.
* ( См.: Ф. Кугельман, Несколько штрихов к характеристике великого Маркса, Госполитиздат, 1958, стр. 10.)
* ( И. С. Тургенев, Собр. соч., изд. «Правда», т. II, стр. 198-199.)
* ( Н. А. Добролюбов, Собр. соч. в 3-х томах, т. 3, стр. 48.)
Явления действительности Тургенев типизирует, если можно так выразиться, в социально-идеологическом плане. Противоречия жизни раскрываются им как социально-идеологические противоречия. Это находит свое отражение в том, что различия и столкновения между героями тургеневских произведений раскрываются главным образом и преимущественно как идейные, духовные, мировоззренческие различия и столкновения. И причина этого лежит не только в просветительских взглядах писателя, придававшего огромное значение борьбе идей и мнений,- такова была сама эпоха 40-60-х годов, характеризовавшаяся жесточайшими идейными спорами.
Характеры тургеневских героев также противоречивы, даже когда они представляют собой нечто положительное. Сама положительность их противоречива и сложна. По своим религиозным понятиям Лиза из «Дворянского гнезда» кажется отсталым существом, всецело подпавшим под влияние своей няньки, крепостной крестьянки. В то же время читатель чувствует, что Лиза является более сильной, цельной и возвышенной личностью, чем даже Лаврецкий, человек, старше ее и годами, и опытом, и образованностью. Западник Потугин в романе «Дым» по многим вопросам высказывает мысли самого Тургенева, духовно он близок и дорог ему. Но каким жалким, потерянным выглядит Потугин в романе. Противоречие между возвышенным и беспомощно-трусливым присуще и натуре Рудина.
Индивидуализации персонажей Тургенев достигает прежде всего тем, что он дает своих героев в окружении конкретных историко-бытовых деталей, отнюдь, впрочем, не увлекаясь интерьером, бытом, что так необходимо было Гончарову для изображения его персонажей. Главное у Тургенева состоит в том, что его герои беспрестанно сталкиваются с людьми, притом людьми самыми разнообразными по своим стремлениям, характеру, привычкам. Это столкновение всегда рождает взаимную реакцию, позволяющую писателю широко раскрыть внутренний мир и характер своих главных героев, всегда стоящих в центре повествования.
* ( С. Степняк-Кравчинский, Соч. в 2-х томах, Гослитиздат, М. 1958, т. 2, стр. 499.)
Между тем Тургенев не разрешает себе вкладывать в уста героя ничего такого, что шло бы непосредственно от автора или могло бы служить нарочитым средством авторской характеристики персонажа. Ему не нравится, когда Островский в уста «бедной невесты» вкладывает высказывания ее о себе «с явным намерением пояснить ими ее характер». Тургенев видит в этом дурную манеру Скриба «заставлять людей говорить не то, что им следовало бы сказать, а то, что о них думает в это время зритель» (XI, 143). Причину, почему автор прибегает к подобного рода «комментариям», Тургенев видит в неясности характера, который в истинно художественном творении должен говорить сам за себя своими поступками.
«Заметим еще,- писал Тургенев,- что характеры, выведенные г-м Островским, при верности действительности показываются нам ровно настолько, насколько это нужно ходу действия. У первостепенных мастеров это иначе. Мы очень хорошо знаем, каков Хлестаков за сценой и во всех положениях жизни» (XI, 146).
Как писатель-реалист, Тургенев всегда стремился к объективному изображению действительности. Способность к такому изображению он считал необходимым условием большого реалистического искусства по обобщению в художественных образах типических сторон жизни. «Если Вас изучение человеческой физиономии, чужой жизни интересует больше, чем изложение собственных чувств и мыслей; если, например, Вам приятнее верно и точно передать наружный вид не только человека, но простой вещи, чем красиво и горячо высказать то, что Вы ощущаете при виде этой вещи или этого человека, значит Вы объективный писатель и можете взяться за повесть или роман» (XII, 492).
* ( Воспоминания X. Бойзена.- В сб. «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 150. О процессе творческой работы Тургенева см.: А. Мазон, Парижские рукописи И. С. Тургенева, «Academia», M.- Л. 1931.)
И здесь и в других своих высказываниях Тургенев не раз подчеркивал, что в своем творчестве он всегда отправлялся от живой жизни, а не от предвзятой идеи или, как Тургенев иногда выражался, тенденции. «Не однажды слышал я и читал в критических статьях, что я в моих произведениях «отправляюсь от идеи» или «провожу идею»,- говорил Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»,- иные меня за это хвалили, другие, напротив, порицали; с своей стороны я должен сознаться, что никогда не покушался «создавать образ», если не имел исходною точкою не идею, а живое лицо, к которому постепенно примешивались и прикладывались подходящие элементы» (X, 346).
* ( В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. X, стр. 345.)
* ( Д. И. Писарев, Соч. в 4-х томах, т. 2, стр. 48.)
* ( В. Г. Белинский, Полн. собр. соч., т. VII, стр. 145-146.)
** ( Гегель, Лекции по эстетике, кн. 2.- Соч., т. XIII, Соцэкгиз, М. 1940, стр. 97.)
Но в отличие от романтического лиризма тургеневский лиризм, подобно лиризму Пушкина, всегда конкретен, всегда связан с определенными явлениями жизни человека и общества,- он, так сказать, социален.
Лиризм Тургенева по преимуществу грустный, проникнутый элегическим тоном. Грусть Тургенева была вызвана, конечно, не сожалениями об уходящих в прошлое дворянских усадьбах, как это утверждали вульгарные социологи. Тургеневская печаль отражала глубокую неудовлетворенность писателя окружающей его действительностью, ее разительное несоответствие тому нравственному и эстетическому идеалу, который у него сложился. Эта грусть иногда принимала пессимистический характер, особенно в пору знакомства Тургенева с философией Шопенгауэра. Она нередко углублялась и неустроенностью личной жизни писателя и тем, что сам он не видел в русской пореформенной жизни удовлетворявшей его перспективы будущего, той общественной программы, которая казалась бы ему реально осуществимой и плодотворной. Но он все же верил в будущее, что умеряло его печаль, делало ее просветленной. Г. Флобер в эмоциональном тоне произведений Тургенева видел «пленительную грусть». В этом отношении Тургенев был близок к Пушкину, к его «светлой печали».
* ( Н. А. Добролюбов, Собр. соч. в 3-х томах, т. 2, стр. 109.)
В 60-е годы либеральная критика всячески противопоставляла якобы чисто художественный стиль Тургенева публицистическому стилю демократической литературы. Однако публицистический и сатирический элементы в творчестве Тургенева, как отмечалось, усиливаются именно с 60-х годов.
* ( См. статью П. Г. Пустовойта «Сатирические тенденции в творчестве И. С. Тургенева» (в сб. «Творчество И. С. Тургенева», Учпедгиз, 1959).)
* ( Н. А. Добролюбов, Собр. соч. в 3-х томах, т. 3, стр. 31.)
* ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 50.)
Боткин уговаривал Тургенева остаться лириком, художником чисто субъективного романтического типа. Гончаров неоднократно убеждал Тургенева, что он писатель-миниатюрист, художник мимолетных впечатлений, что он не может быть создателем широких эпических картин. Сам автор «Записок охотника» иногда тоже высказывался в этом духе, считая великим мастером эпоса Л. Н. Толстого. И все же Тургенев стремился к широкому охвату действительности в объективном творчестве. Вместе с тем глубокий лиризм, юмористические и сатирические элементы произведений Тургенева, врывавшаяся в «их публицистичность свидетельствуют о горячем, заинтересованном, взволнованном отношении писателя к тому, что он изображал, о его кровных связях с современностью.
Сила и богатство таланта Тургенева проявились и в жанровом многообразии его произведений.
* ( См. работу А. Г. Цейтлина «Мастерство Тургенева-романиста», изд. «Советский писатель», М. 1958.)
По сравнению с пушкинским «Евгением Онегиным» и, несомненно, под влиянием Гоголя, Тургенев значительно шире освещает в своих романах общественно-бытовую среду, в обстановке которой развиваются коллизии романа. Он делает порой глубокие вводы в предысторию своих героев, как в «Дворянском гнезде» или в «Дыме», и не только путем авторского рассказа или сообщения, но и в форме специальных новеллистических экскурсов (главы о женитьбе Лаврецкого). Иногда Тургенев вводит даже почти самостоятельные новеллы в роман (эпизод с Фомушкой и Фимушкой в «Нови»).
Широкое изображение общественно-бытовой среды является фоном индивидуальной судьбы центральных героев, жизнь которых, как и в «Евгении Онегине» Пушкина, занимает в романах Тургенева главное место, будучи их композиционным центром. Л. В. Пумпянский называл роман Тургенева «персональным», имея в виду ту его особенность, что в центре повествования всегда стоит главный герой, предмет анализа и суда писателя. Роман «Мертвые души» Гоголя с его линейной композицией можно было продолжать столь долго, как это было необходимо писателю. Тургеневские романы с их преимущественно монологическим повествованием заканчиваются вместе с решением главной коллизии, когда получают свое определение и завершение характеры и судьбы центральных героев.
* ( Сб. «Иностранная критика о Тургеневе», СПб. изд. 2-е, стр. 108.)
По силе эпичности своих произведений Тургенев уступает Толстому. Композиции Толстого, охватывающие целые годы, раскрывающие жизнь нации снизу доверху, приближаются к эпопее, тогда как тургеневский роман близок к повести. Однако самая возможность возникновения «толстого романа» была подготовлена Тургеневым, его тщательной разработкой судьбы персонажей в их отношениях со средой, с типическими обстоятельствами их жизни, их воспитанием, их духовным и нравственным развитием и т. д.
Удачную характеристику художественной манеры Тургенева дает С. Степняк-Кравчинский в уже цитированной нами его статье о писателе.
* ( С. Степняк-Кравчинский, Соч. в 2-х томах, Гослитиздат, М. 1958, т. 2, стр. 500.)
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 112.)
Современники удивлялись тому, с какой экономией средств Тургенев добивался ощущения у читателя длительности и полноты действия, изображаемого в его произведениях, при крайней сжатости их композиции. Он сам не раз указывал, что надо схватывать одни характеристические детали, что в этом одном и состоит талант и даже то, что называется творчеством. Он считал «ложной манерой» подробное и утомительное воспроизведение всех частностей и мелочей каждого отдельного характера. По мнению Тургенева, во всех этих бесконечно малых чертах теряется та определенность, строгость рисунка, которых требует внутреннее чувство читателя даже от самой разыгравшейся и смелой фантазии.
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 70-71.)
Тургенев не стремится нагромождать события и запутывать действие или сжимать его в несколько дней, как это часто делал Достоевский. Действие в произведениях Тургенева развивается плавно, последовательно, мотивированно, без срывов и чрезмерно сложных перипетий, без эффектных романтических поворотов в развитии сюжета, без участия каких-либо необъяснимых катастроф, как, например, в романах Достоевского.
* ( Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., М. 1953, т. 62, стр. 315.)
Тургенев воспринимает точность и верность Пушкина в описаниях явлений природы; он, как и Пушкин, отбирает самое существенное, характеризующее данное явление. Но по сравнению с пушкинским тургеневский пейзаж более психологичен. Природа у Тургенева сама живет, дышит, изменяется в каждом своем мгновении, или гармонируя с чувствами и переживаниями человека, или оттеняя их, становясь участником данной нравственно-психологической коллизии или ситуации, или выступая по отношению к ним и к событиям в значении своеобразного морально-философского комментария. Таков, например, в эпилоге «Отцов и детей» пейзаж простого сельского кладбища в сочетании с горестными переживаниями стариков Базаровых у могилы сына и философскими размышлениями самого писателя.
* ( «Тургенев и его время», 1923, стр. 8.)
** ( И. П. Воспоминания об И. С. Тургеневе.- «Русский курьер», 1884, № 137.)
** ( См.: Н. Л. Бродский, Проза «Записок охотника». Несколько наблюдений над языком «Записок охотника»,- В сб. «Тургенев и его время», 1923.)
Тургенев боролся за развитие пушкинских традиций в русском литературном языке, за его ясность, простоту и народность. Тургеневу не нравился «семинарский колорит», увлечение риторическими оборотами, псевдонародность языка некоторых произведений русской литературы его времени. Равным образом он выступал против всякой романтической вычурности и изощренности в литературном языке, против марлинизма и бенедиктовщины, высокопарности «ложновеличавого», как он его называл, направления в русской литературе, связанного с официальной народностью. Претила ему и славянофильствующая стилизация языка и натуралистические тенденции, проявлявшиеся в языке произведений Даля, а также его «балагурство», нарочитая игра словом. Он критически замечает, что «Деревня» Григоровича, которую он вообще высоко ценил за изображение народного быта, страдает «языком несколько изысканным- не без сентиментальности» (X, 284). В своей любви к «гибкому, чарующему, волшебному» русскому языку, в стремлении охранить его от засорения иностранщиной и «красивыми словами», вычурностями Тургенев сближался с Чернышевским и Добролюбовым.
Тургенев как писатель выступил в русской литературе в ту пору, когда она уже располагала сложившимся на народной основе общенациональным литературным языком. Его создателем был Пушкин, органически соединивший в художественно совершенном поэтическом языке народное просторечие и письменный язык. Общенациональный литературный язык оказался мощным средством развития реализма в русской литературе. Вместе с тем сам он непрерывно и в необычайной степени обогащался с развитием русской литературы середины XIX века в процессе реалистического художественного освоения ею многообразной социальной действительности.
Обратившись к изображению народной среды, а затем став летописцем исторических судеб русской интеллигенции, «культурного слоя» русского общества, Тургенев внес громадный вклад в развитие русского литературного языка.
* ( А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., Гослитиздат, М. 1950, т. 5, стр. 17.)
* ( В. И. Чернышев, Русский язык в произведениях И. С. Тургенева.- «Известия Академии наук СССР». Отделение общественных наук, № 3, 1936, стр. 474.)
* ( В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 55.)
* ( Л. Н. Толстой, Полн. собр. соч., т. 63, стр. 150.)
* ( «И. С. Тургенев в воспоминаниях революционеров-семидесятников», «Academia», 1930 стр. 237.)
Влияние Тургенева испытал и Некрасов. Развитие крестьянской темы в некрасовской поэзии было подготовлено «Записками охотника». Наряду с этим в разработке Некрасовым типа лишнего человека также сказалось воздействие Тургенева.
* ( «История русской литературы», изд. АН СССР. т. VIII, ч. I, глава «Помяловский» (написана И. Ямпольским), стр. 544.)
Влияние Тургенева испытали в своем творческом развитии и многие писатели последующего поколения. В повести «Без дороги», рисуя образ доктора Чеканова, колеблющегося, разочаровавшегося в своих народнических верованиях интеллигента-демократа, В. В. Вересаев обращался к роману «Новь», к образу смалодушничавшего народника Нежданова. Повесть Вересаева лишний раз подтверждала историческую верность тургеневского изображения трагической судьбы народнического движения.
Внимательно изучал художественное мастерство Тургенева Чехов. Тургенев был предшественником Чехова и в области новеллы и в создании лирико-психологической драматургии. «Записки охотника» способствовали пробуждению и развитию таланта В. Г. Короленко. Тургеневский певец Яков Турок по характеру напоминает короленковского Тюлина. По своей мягкой, лирической художественной манере Короленко как писатель особенно близок к Тургеневу.
Прочитав «Записки охотника», «я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня»,- рассказывает Горький в автобиографической повести «В людях».
Свои «Народные рассказы» украинская писательница Марко Вовчок писала под воздействием тургеневских рассказов. Влияние «Записок охотника» заметно в творчестве И. Франко, в «Записках проезжего» грузинского писателя Ильи Чавчавадзе.
* ( А. А. Фадеев, За тридцать лет, М. 1957, стр. 862.)
Тургенев был едва ли не первым русским писателем, приобретшим мировую славу и известность. Его творчество оказало большое влияние на развитие реализма в литературе Западной Европы. П. Мериме свидетельствует, что западноевропейские литературные круги видели в Тургеневе «одного из вождей реалистической школы», в таланте которого «выдающейся чертой» была любовь к правде. Своим учителем называли Тургенева Жорж Санд и Флобер.
* ( «Литературное наследство», М. 1937, т. 31-32, стр. 734.)
** ( См.: М. П. Алексеев, Мировое значение «Записок охотника».- В сб. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Статьи и материалы», изд. «Орловская правда», 1955. См. в этом же сборнике статьи Ф. Я. Прийма «Новые данные о «Записках охотника» Тургенева во французской литературе», А. А. Долининой «Записки охотника» на арабском языке», Т. А. Малиновской «Записки охотника» в Китае».)
В США «Записки охотника» сближались с знаменитой книгой Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», в которой прогрессивная американская писательница выступила на защиту находившихся в рабстве негров.
Тургенев приобрел мировую славу как крупнейший в Европе середины XIX века писатель-реалист.
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 26.)
** ( С. Л. Донская, Анатоль Франс и Тургенев.- «Научный бюллетень Ленинградского государственного университета», 1945, № 4, стр. 36-39.)
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 26.)
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 10.)
Обращаясь к Тургеневу, другой оратор у его гроба говорил: «Ваше сердце принадлежало всему человечеству. Но Россия занимала первое место в Ваших привязанностях. Ей именно Вы служили прежде всего и преимущественно. » *
* ( «Иностранная критика о Тургеневе», изд. 2-е, СПб. стр. 12.)
* ( «Рассказы Тургенева в записи Л. Н. Майкова».- И. С. Тургенев, Собр. соч., ГИХЛ, 1934, т. XI, стр. 606.)
После Великой Октябрьской социалистической революции литературное наследие Тургенева стало достоянием широких народных масс. Миллионными тиражами на десятках языков народов нашей родины выходят произведения Тургенева, оказывая благотворное влияние на культурное развитие советского общества. В социалистическую эпоху глубоко раскрылось историческое, нравственное и художественное значение Тургенева как великого русского писателя-реалиста.
Высоко ценил Тургенева В. И. Ленин, называвший его «знаменитым русским писателем». По свидетельству Н. К. Крупской, Ленин много раз перечитывал Тургенева.
Давно ушла в прошлое эпоха Тургенева. Жизнь решил вопросы, которые заботили и тревожили самого писателя и его героев. Но произведения Тургенева продолжают волновать мысли и чувства новых поколений. Любовью к родине, к передовой культуре, высокой нравственной чистотой, прогрессивными, гуманными идеями и жизненной правдивостью своих произведений, чудесными образами родной природы, своим глубоким реалистическим искусством всегда будет дорог Тургенев советскому народу.