какое название носит пещера тысячи мамонтов в историческом регионе франции перигор
Руффиньяк — пещера «Тысячи мамонтов»
РУФФИНЬЯК — ПЕЩЕРА «ТЫСЯЧИ МАМОНТОВ»
Другой гигантской пещерой с палеолитическими рисунками является Руффиньяк. Она существенно отличается от других подземных святилищ, содержащих древние изображения, ее профиль напоминает развлетвленное дерево. Пещера находится во французском департаменте Дордонь. Отличительной особенностью Руффиньяка является отсутствие сталактитов и сталогмитов, зато из стен подземных залов выступают многочисленные кремниевые жилы.
Коридоры пещеры простилаются более чем на 10 километров. Поскольку естественный пол коридоров покрыт сырой и вязкой глиной, для удобства посетителей в 1959 году здесь был пущен электропоезд. По двум главным ветвям пещеры были проложены узкоколейные рельсы. Это сделало возможным посещение пещеры людьми с ограниченными физическими возможностями. Интересно, что отсутствие физических нагрузок во время экскурсии создает впечатление о Руффиньяке, как о более холодной, чем другие, пещере, однако это ощущение обманчиво.
Пещера Руффиньяк была известна с давнего времени, ее первые описания в 1575 году дал в своей работе «Универсальная космография мира» французский писатель и историк Франсуа де Бельфоре.
В конце XIX столетия был составлен план пещеры, а в 1915 году памятник посещал Анри Брейль. Он видел часть рисунков, но отнес их к средним векам.
В 1948 году в поисках костей пещерного медведя Руффиньяк посещал знаменитый французский археолог Анре Глори.
В середине 20-го века пещера была популярным объектом среди спелеологов. Так, во время визита в подземные галереи, в 1955 году один из спелеологов видел изображение, напоминающее рогатое копытное животное.
В 1956 году участок земли с пещерой был куплен семьей Плассаров. Вскоре залы пещеры обследовали их друзья археологи Ролан Робер и Луис Рене Нужье. 26 июня 1956 года Робер, увидел рисунки двух мамонтов — несомненное свидетельство их палеолитического возраста. С той поры живопись и графика пещеры Руффиньяк стала объектом пристального изучения специалистов и местом постоянного паломничества туристов и любителей старины.
Изображения мамонтов, Руффиньяк
Уже через год специалисты обнаружили свыше 250 рисунков. Они включают гравировки, изображения, нанесенные черной краской, а также многочисленные метки, оставленные пальцами. Рисунки встречаются на всем протяжении галерей пещеры, и расположены на трех разных уровнях.
Подлинность рисунков в пещере Руффиньяк ставилась некоторыми специалистами под сомнение. Главным аргументом скептиков служило именно позднее открытие изображений при четырех вековой истории посещения пещеры людьми. Казалось невероятным, что настолько крупные и четкие изображении могли остаться незамеченными. Однако пещера имеет гигантские размеры и гравировки часто невидимы до тех пор, пока освещение не падает сбоку. До сих пор некоторые специалисты терзаются в сомнениях относительно некоторых рисунков, однако никто не может отрицать, что Руффиньяк представляет собой крупнейшую пещеру, содержащую настенную живопись эпохи палеолита. На сегодняшний день здесь обнаружено 224 рисунка животных и 4 фигуры распознанные как человеческие.
Поразительной особенностью этого святилища стало большое колличество изображения мамонтов, сегодня насчитывается 158 их изображений. Это составляет приблизительно 70 % всех рисунков пещеры и одну треть от изображений мамонтов, известных на сегодняшний день.
Всего в пещере Руффиньяк открыто: 158 фигур мамонтов; 28 рисунков бизонов; 15 лошадей; 12 горных козлов; 10 изображений шерстистых носорогов; 4 антропоморфные фигуры и многочисленные геометрические мотивы, в том числе 17 фигур напоминающих тектиформы, 6 змееподобных изображений и рисунки в виде линий, нанесенные пальцем, которые занимают площадь около 500 м2.
В наши дни ученые обнаруживают все новые и новые рисунки. В отличии от других пещер франко-кантабрийского региона, например Ласко или Фон де Гом, живопись пещеры Руффиньяк немногоцветна. Практически все фигуры выполненны в черном цвете или способом гравировки.
Еще одной особенностью пещеры является обилие следов, оставленных пещерным медведем. Готовясь к зимней спячке, медведь выкапывал в земле яму, такие углубления широко представлены и в пещере Руффиньяк. Не все особи переживали зиму, многие из них гибли или были убиты древним охотником. Поэтому здесь обнаружено большое количество костей этого могучего зверя. Другими древнейшими следами в пещере являются миллионы царапин на стенах — это следы заточки медвежьих когтей. В позднем плейстоцене могли сосуществовать, по крайней мере, два вида медведей: бурые благополучно дожили до наших дней, а их родственники — пещерные медведи вымерли. Большой пещерный медведь был не просто велик — он был огромен. Вес его достигал 800–900 кг, диаметр найденных черепов составляет около полуметра. Из схватки с таким зверем в глубинах пещеры человек, вероятнее всего, не мог бы выйти победителем, но некоторые специалисты-зоологи склонны предполагать, что, несмотря на устрашающие размеры, это животное было медлительным, неагрессивным и не представляло реальной опасности. Старейший российский палеозоолог профессор полагает, что «у охотников каменного века пещерные медведи были своего рода мясным скотом, не требующим забот на выпас и прокорм».
Изображения шерстистых носорогов и мамонта, Руффиньяк
На сегодняшний день в Руффиньяк не обнаружено вещественного комплекса, относящегося к палеолиту, поэтому датировка памятника проводится по стилистическим особенностям изображений. О древности рисунков говорят и сами животные, изображенные на стенах и сводах. Многие из них вымерли еще в древнекаменном веке.
Изображения датируют 14000 лет Мадленской культурой.
Использование пещеры человеком в последующие эпохи, подтверждено археологическими находками. У входа в пещеру были найдены мезолитические орудия, а в глубине — захоронения железного века.
Сегодня посетители имеют уникальную возможность посетить пещеру и познакомиться с частью ее рисунков. Самые четкие изображения хорошо видны туристам при движении на маленьком поезде. Уже в семистах метрах от входа прекрасно различимы следы медвежьих когтей, а затем начинаются первые крупные гравировки. С левой стороны нанесены два мамонта, смотрящих друг на друга. Именно они стали первыми обнаруженными изображениями в 1956 году. Интересно, что глаз животного, смотрящего влево, представлен в виде естественного выступа кремниевой породы.
Примерно через 40 метров, в галерее Брейля расположены превосходные черные фигуры трех шерстистых носорогов и черной лошадиной головы за ними. При ее создании древний мастер также искусно использовал большой выход темного кремния. Именно эти носороги стали камнем преткновения в спорах о возрасте рисунков. Противники палеолитического возраста ссылаются на утверждения некоторых спелеологов, которые, бывая в пещере между сентябрем и декабрем 1948 года, видели только двух носорогов, а третий якобы прибавился только в 1949 году. Действительно, в манере изображения двух левых носорогов и правого животного специалисты отмечают некую стилистическую разницу. Однако это не может говорить о подделке фигур. То, что спелеологи не смогли разглядеть некоторые фигуры на стенах залов и корридоров пещеры, можно объяснить плохой освещенностью, кальцитовыми натеками и отсутствием «набитого» взгляда профессионала.
Панно «Большого плафона», Руффиньяк
Аббат Брейль по поводу слухов о подделках в пещере Руффиньяк не без юмора говорил, что подделать палеолитическую живопись не так-то просто, и что в те годы, кроме него, никто этого делать не умел. Живопись Руффиньяка пока не датировалась радиоуглеродным методом и необходимость таких датировок теперь особенно очевидна.
На левой стене находятся еще две гравированные фигуры мамонтов, направленных друг к другу. Один из них смотрящий влево, более крупный и детально прорисованный, получил название «патриарха». Рядом с ним находится профильная фигура бородатой лошади.
На правой стене видна семи метровая гравированная композиция двух групп черных мамонтов. Они смотрят друг на друга, а их ноги стоят на естественной линии пола пещеры. Шесть из них идут влево, четыре вправо. Неподалеку изображены еще пять мамонтов, повернутых мордами друг к другу, два из которых направлены вглубь пещеры, а три к выходу. На стенах и сводах присутствуют многочисленные длинные извивающиеся линии, скорее всего, они нанесены пальцем, и получили название «макаронины».
В пещере Руффиньяк для туристов пущен электропоезд
В заключение поезд останавливается, и посетители могут пройти несколько метров пешком. Тут, как и на потолке Альтамиры, находится знаменитый свод пещеры Руффиньяк — «Большой плафон» с шестьюдесятью пятью крупными рисунками лошадей, бизонов, мамонтов, горных козлов и шерстистых носорогов. Этот свод был частично очищен от современных надписей и копоти несколько лет назад, это сделало фигуры животных более заметными.
Исследователи отмечают несколько особенностей изображений Большого плафона:
– среди фигур преобладают мамонты;
– мамонты расположены практически только по краям композиции;
– фигуры лошадей сосредоточены в левой части панно;
– один представитель каждого вида животных изображен крупнее, чем остальные.
Исследования наложений рисунков друг на друга позволяют говорить о том, что процесс заполнения площади Большого плафона был длительным.
Во время подготовки пещеры Руффиньяк для организованных экскурсионных посещений уровень пола под композицией Большого плафона был существенно понижен и теперь посетители могут спокойно передвигаться в этой части пещеры. В глубокой древности первобытные художники были лишены этих удобств. Для нанесения рисунков они имели пространство высотой не более одного метра, что лишало их возможности видеть крупные изображения в полном размере, не говоря о всей композиции целиком.
ЛАСКО — ВЕРСАЛЬ ПЕЩЕРНОЙ ЖИВОПИСИ
12 сентября 1940 года четыре приятеля-подростка: Марсель Равида, Жак Марсаль, Жорж Аньель и Симон Коенка гуляли с собакой в лесу, в окрестностях своей родной деревни Монтиньяк, в долине Дордонь. В конце дня ребята обнаружили, что потеряли животное и отправились его искать. Собака провалилась в дыру, которую образовало поваленное молнией дерево. Мальчики решили сбегать за снаряжением, прежде чем лезть в темноту и неизвестность. На следующее утро они вернулись с веревками и фонарями и спустились в пещеру в поисках пса. Так было открыто одно из самых важных и необычных святилищ доисторического человека.
Пещера расположена на левом берегу реки Везер в известняковом холме. Особенностью строения пещеры является ограждающий ее слой влагонепроницаемого мрамора, благодаря которому пещера остается достаточно сухой. Это стало одним из главных факторов, обеспечивших сохранность рисунков на протяжении тысячелетий.
Уже 21 сентября 1940 года Ласко посетил ее первый исследователь Анри Брейль, который скрывался в этом регионе во время фашистской оккупации. Рисунки пещеры так поразили ученого, что он писал: «Если Альтамира — столица пещерной живописи, то Ласко её Версаль». На протяжении нескольких месяцев он проводил изучение рисунков и делал замеры пещеры. Аббат Брейль первым установил подлинность рисунков и отнес их к перигорской культуре эпохи позднего палеолита. Дальнейшие исследования он смог продолжить только в 1949 году.
Изображение «Перевернутой лошади», левая стена Осевого прохода
Брейль и его коллеги решили, что за долгие годы дно пещеры осело и рисунки оказались выше, чем первоначально, — в древности до них было легче добраться. Тем не менее, ученые предположили, что для создания некоторых рисунков использовались лестницы и леса.
С 1952 по 1963 годы раскопки в пещере проводил Андре Глори, который обнаружил более 1400 изображений. На сегодняшний день учеными открыто уже 1900 рисунков. Это изображения быков, бизонов, лошадей, оленей, представителей семейства кошачьих, многочисленные геометрические мотивы.
Ласко относительно небольшого размера, общая длина галерей составляет около 250 метров при средней высоте в 30 метров. Древние изображения находятся в основном в верхней части пещеры. Современный вход в нее практически соответствует доисторическому, но из-за обрушившегося в древние времена потолка он стал короче. Образовался скат, по которому спускались посетители, так же в современной входной части было выделено три отсека-тамбура. Уровень пола пещеры был значительно понижен в результате археологических раскопок и для удобства туристических посещений.
Анри Брейль условно разделил пещеру на ряд зон:
Первый зал — «Зал быков» или «Ротонда» 17 метровой длины, 6 метровой ширины и высотой 7 метров. Здесь находится одна из самых красочных композиций — два ряда зубров, расположенных на противоположных стенах. Два с одной стороны и три с другой. Размеры некоторых фигур достигают 5 метров. Двум зубрам с северной стороны сопутствуют десяток лошадей и удивительное фантастическое изображение «Единорога».
Рядом с тремя большими зубрами на южной стороне расположились шесть оленей, медведь, нарисованный на животе одного из быков и три маленькие фигуры зубров красного цвета.
Фигура лошади, выполненная анфас, Кошачий лаз, Ласко
Гравированная фигура северного оленя, Апсида, Ласко
Сцена в шахте, Ласко
«Зал быков» переходит в «Осевой проход», более узкую галерею такой же длины, идущую в том же направлении. В этой зоне пещеры изображены быки, окруженные лошадьми, оленями и горными баранами. Здесь можно увидеть фигуру «Перевернутой лошади», она была нарисована по окружности камня таким образом, что художник не мог видеть весь рисунок одновременно, однако когда изображение было развернуто при помощи фотографии, оно оказалось совершенно пропорциональным. Также в этом месте находятся многочисленные геометрические знаки — палочки, прямоугольники и точки.
Некоторые животные изображены на потолке и создают впечатление перехода с одной стены на другую. Для нанесения изображений на верхние части стен и потолок использовались леса — в «Осевом проходе» сохранились углубления для балок, которые должны были поддерживать эти конструкции.
Из «Зала быков» еще можно попасть в «Пассаж», вход в него расположен справа от «Осевого прохода». Эта зона представляет собой пятнадцатиметровую галерею. Изображения этой части из-за движения потоков воздуха сильно повреждены.
За «Пассажем» находится «Неф», он более высокий и имеет длину 20 метров. «Неф» насчитывает четыре группы фигур: отпечатки рук, черную корову, плывущих оленей и изображения пересекающихся бизонов. Эти группы дополняет большое количество геометрических символов, в том числе с закрашенной плоскостью, поделенной на равные квадраты. Аббар Брейль видел в этих символах охотничьи ловушки, подобие шалашей или предметы одежды из раскрашенных шкур.
«Неф» переходит в часть пещеры, где нет рисунков, а за ней находится «Кошачий лаз» — узкий труднодоступный коридор длиной 20 метров. Это место получило название по группе животных семейства кошачьих, кроме них здесь расположились другие гравированные дикие животные, выполненные в примитивном стиле. Очень интересна гравированная фигура лошади, изображенная анфас, что довольно необычно для палеолитического искусства.
В восточной части пещеры, в месте соединения «Прохода» и «Нефа» находится круглый зал, получивший название «Апсида». Тут обнаружено около тысячи гравированных изображений. Некоторые, из которых, нанесены поверх рисунков, выполненных краской. Здесь находятся многочисленные символы и животные, в том числе, великолепное гравированное изображение северного оленя.
За «Апсидой» расположена «Шахта», чтобы попасть сюда, необходимо спуститься на 4–5 метров. В «Шахте» находится одна из самых известных и загадочных сцен Ласко — падающий птицеголовый человек между бизоном и носорогом. Бизон изображен пораженным дротиком, а носорог удаляющимся от этой сцены. Рядом с человеком изображен удлиненный предмет, увенчанный фигурой птицы. Кроме этого в композиции присутствуют две группы интересных знаков — три пары точек между человеком и носорогом и сложный зубчатый символ под изображением человека и бизона. Такие же знаки можно найти на других стенах пещеры, например в «Кошачьем лазе», на остриях дротиков и на светильнике из песчаника, которые были найденны неподалеку от этого места. По мнению А. Леруа-Гурана, эта сцена является отсылкой к какому-либо мифу. Возможно, древний мастер изобразил трагедию, произошедшую с одним из соплеменников: человек увидел бизона, смертельно раненного носорогом, и приблизился к нему. Но умирающий бизон неожиданно бросился на охотника и сбил его с ног. Удивительно в этом изображении то, что среди всех найденных археологами рисунков мадленского периода он единственный имеет композицию, объединяющую фигуры животных и человека.
Много археологических открытий было сделано А. Глори во время оборудования отсеков–тамбуров у входа в пещеру и самих залов, а затем при более методичных раскопках, особенно плодотворных в «шахте». В число найденных артефактов, входят предметы, сделанные из камня, кости, материалов растительного происхождения, украшения, многочисленные угольки и кусочки красных и черных красящих пигментов-охры и двуокиси марганца, приспособления для измельчения красителя, напоминающие ступу и пестик. На рабочих поверхностях этих предметов сохранились следы порошка, ставшего основой древних красок. В участке пещеры, содержащем гравировки, были найдены каменные орудия, при помощи которых наносились изображения. При внимательном изучении на них было обнаружены царапины и затертости — следы использования. Также было восстановлено множество маслянных ламп, одна из которых, изготовленная из красного песчаника, представляет собой особенно интересный образец.
Судя по всему в пещере никогда не жили, а посещали ради наскальных изображений. Животные, изображенные на стенах Ласко, схожи с рисунками в других пещерах франко-кантабрийского региона: лошади, зубры, бизоны, олени, горные бараны, а также представители хищных животных. Однако среди животных, кости которых, были найдены в Ласко, на стенах представлен только северный олень.
«Панель Единорога», северная стена Зала Быков, Ласко
Ласко стала одной из первых пещер, датировка в которой, определялась с помощью радиоуглеродного анализа. Этим методом исследовался древесный уголь из найденных в пещере светильников. Первый результат говорил о том, что Ласко посещалась в эпоху мадленской культурылет до н. э. В 1998 году была получена датировкалет до н. э. Но эти результаты не дали ответа на вопрос, посещали ли люди пещеру с целью создания рисунков или для того, чтобы полюбоваться уже созданными.
Определение возраста самих изображений было бы возможно при анализе угольных рисунков, но таковых в Ласко пока не обнаружено. Поэтому на сегодняшний день нет точной даты их создания. Найденные в пещере артефакты тоже не могут дать точного ответа на этот вопрос.
Фрагменты красителя были обнаружены в различных культурных слоях, это кремниевые орудия, наконечники дротиков, светильники, но такие предметы характерны и для мадленской и для солютрейской культур.
В ходе последних исследований были получены доказательства, что фигуры быков и некоторые геометрические мотивы из Ласко, схожи по стилю и манере нанесения с изображениями в Рок-де-Сер, которые относят к солютрейской культуре. В 1963 году доступ в пещеру был закрыт для широкой публики. Из-за избытка углекислого газа и тепла, выдыхаемого посетителями, был нарушен экологический баланс, сохранявшийся в пещере на протяжении тысячелетий. Древние изображения стали поражаться плесенью.
Поэтому в 1983 году рядом была открыта копия пещеры — Ласко II. В которой были воссозданы точные копии основных групп изображений из «Зала быков» и «Осевого прохода». Копии некоторых других рисунков из Ласко — олений фриз, два бизона и черная корова из «нефа», сцена из «шахты» были выставлены в парке То в нескольких километрах от Монтиньяка.
Брейль, один из выдающихся ученых в области доисторической эпохи Старого Света первой половины 20 века, с детства готовился стать священником. Однако, несмотря на то, что он оставался верным служению до конца своих дней, это был всего лишь титул, так как ему было позволено всецело посвятить себя изу-чению доисторического периода. Фактически, он не выполнял никаких религиозных обязанностей и почти не внес вклада в согласование сделанных открытий доисторической эпохи с религиозными учениями.
Он был сыном юриста, и прошедшее на севере Франции детство пропитало его любовью к природе и не только к растениям и животным, но особенно к насекомым, которые представляли для него интерес на протяжении всей жизни. На решение Брейля быть одновременно священником и ученым в немалой степени повлияло то, что один из его учителей в семинарии, Эбб Гибэр, не только поощрял его склонность к естествознанию, но да-же читал для него теорию эволюции и познакомил с работами антиклерикального археолога — Габриэля де Мортилье.
В конце XIX века Брейлю необычайно повезло — он познакомился с Эдуардом Пьттом и Эмилем Картальяком — двумя великими французскими учеными в области истории каменного века. Способности Брейля как художника оказались востребованными при создании иллюстраций пещерной живописи. Вскоре, Анри Брейль стал одним из ведущих ученых в области искусства эпохи палеолита, и оставался таковым до конца своих дней. Он лично открыл немало пещер или галерей с наскальными изображениями и скопировал их – по его собственным подсчетам в общей сложности он провел под землей около 700 дней. Хотя в настоящее время его рисунки считаются слишком субъективными и неполными, они, тем не менее, признаны выдающимися для своего времени. Некоторые рисунки Брейля являются единственными копиями погибших фигур.
В основу палеолитического искусства Брейль ставил магию и охоту и считал, что пещеры с наскальными рисунками представляют собрания отдельных изображений.
В начале своей карьеры Брейль провел ряд небольших раскопок в французских Пиренеях. Кроме изучения пещерного искусства, он уделил внимание мегалитическим памятникам Европы. Во время Второй Мировой Войны аббат Брейль начал продолжительную кампанию по копированию образцов наскальной живописи в районах Южной Африки.
Образ Брейля как «патриарха доисторической эпохи» укрепился настолько сильно, что выводы, сделанные им, долгие годы считались практически безупречными. Лишь в последние десятилетия стал возможным пересмотр и переоценка его работ. Выяснилось, что оставленное Брейлем огромное печатное и графическое наследие содержит много ошибок и противоречий. Так в 1947 году ученый исследовал знаменитую южноафриканскую фреску «Белая дама» и пришел к ошибочным выводам, что Белая дама и ее спутники были европейского происхождения и принадлежали критской или минойской цивилиза-ции. Мысль о том, что южноафриканское искусство могло принадлежать «чужеземцам», логично вписывалась в неверное представление того времени о примитивности африканцев.
Не смотря на подобные ошибки и заблуждения в интерпретациях, Анри Брейль оказал огромное влияние на развитие археологии наскального искусства, он был примером для многочисленных учеников и последователей. Многие из его суждений в наши дни подтверждаются новыми находками и современными методами исследований.
Доисторические дети рисовали мамонтов
Часть граффити, нарисованных 13 тысяч лет назад в знаменитой пещере Руффиньяк во Франции, оказались выполнены руками детей от трех до семи лет. Пока историки не могут разъяснить смысл детских наскальных рисунков, возможно, это могло являться частью обряда инициации — посвящения во взрослую жизнь, а может быть, просто способом развлечься в свободное время.
Пещера Руффиньяк (La grotte de Rouffignac), расположенная во французском департаменте Дордонь (Dordogne), известна также под названием «Пещеры тысячи мамонтов», поскольку в ней имеется более 250 петроглифов (наскальных изображений), выполненных, как считает современная наука, во время позднего палеолита, и, вероятнее всего, относящихся к Мадленской археологической культуре (18 000 — 12 000 лет до нашей эры), которая представляет собой образцы палеолитического искусства франко-кантабрийского региона.
Длина пещеры со множеством разветвленных ходов общей протяженностью около восьми километров была впервые упомянута в 1575 году французским писателем и поэтом эпохи Возрождения Франсуа де Бельфоре (François de Belleforest / 1530-1583) в его труде Cosmographie Universelle, в котором описаны нарисованные на стенах животные. В 19-м столетии пещера пользовалась успехом в качестве увеселительного аттракциона для местных буржуа и заезжих гостей.
В начале прошлого века делались неоднократные попытки со стороны известных археологов, которые, наконец-то, увенчались успехом в 1956 году, когда два специалиста по доисторическим обществам Луи-Рене Нужье (Louis-René Nougier / 1912-1995) и Ромен Робер (Romain Robert) доказали, что часть рисунков нанесена в доисторический период.
Во время Второй мировой войны пещера Руффиньяк служила надежным убежищем для повстанцев из французского движения Сопротивления. С 1959 года эта достопримечательность снова превратилась в туристический объект, а с 1979 года признана Всемирным культурным наследием ЮНЕСКО.
В 2006 году ученые пришли к выводу, что некоторые из наскальных изображений сделаны детьми. Для анализа рисунков, нанесенных пальцами, ученые из Кембриджского университета использовали не так давно разработанный ими метод, позволяющий определить пол и возраст автора.
Самым активным и плодовитым живописцем признана пятилетняя девочка, водившая пальчиками по мягкой известняковой поверхности стен и оставляла на них следы-канавки, которые, в отличие от рисунков взрослых, не раскрашивались. Помимо нее, было идентифицировано еще трое маленьких рисовальщиков, чьи следы находят по всей пещере. Некоторые граффити расположены на высоте двух метров от земли, чтобы маленький художник смог нарисовать на такой высоте, его приходилось приподнимать.
В одном из залов настолько много детских пальцевых линий на стенах, что можно говорить о специальном предназначении этого места. Но пока неизвестно, была ли это детская комната или ритуальный зал. Следы от детских пальцев были обнаружены не только в пещерах Франции, но и в Испании, Новой Гвинее и Австралии.
В пещере Руффиньяк насчитывается 224 изображения животных и всего четыре рисунка, изображающих человеческую фигурку. Изображения животных также разнятся по количеству. Львиная доля приходится на граффити мамонтов — зарегистрировано аж 158 рисунков, или 70 процентов всех изображений животных. Далее в порядке убывания по количеству изображений идут: 28 бизонов, 15 диких лошадей, 12 горных козлов и 10 рисунков вымершего вида шерстистых носорогов (Coelodonta antiquitatis). Все эти изображения сделаны взрослыми людьми.
Наши представления о духовном мире человека времен палеолита в значительной степени основываются на истолковании созданных им памятников изобразительного искусства. Довольно продолжительное время их интерпретация оставалась бессистемной. Сталкиваясь с палеолитическими изображениями тучных женщин, ученые усматривали в них свидетельства культа плодородия. Изображения животных связывались с тотемизмом, а стреловидные изображения на их корпусах — с магическими обрядами.
Революцию в интерпретации палеолитического искусства произвел французский археолог и палеонтолог Андре Леруа-Гуран (André Leroi-Gourhan). «Исследуя точно датированные памятники малых форм (так называемое мобильное, портативное, или переносное искусство) и некоторые археологически датированные монументальные памятники (наскальное искусство пещер и скальных убежищ), А. Леруа-Гуран обнаружил, что художественные каноны различных эпох заметно различались, и это наблюдение позволило обобщить характерные художественные приемы выражения сюжетов изобразительного искусства в представление о четырех последовательных верхнепалеолитических стилях, классически представленных во франко-кантабрийском регионе (Юго-Западная Франция и Северо-Западная Испания), но фактически распространенных гораздо шире в верхнепалеолитической Евразии», — пишет Н. Клягин в «Современная научная картина мира».
Читайте также:Тайна геоглифов Ближнего Востока
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника«
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.