какое название имел ii этап психологии

Предмет психологии, ее методы

Психология (от греч. Psyche – душа, Logos – ученье, наука) – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

«Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука. Она имеет за собой тысячелетнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется десятилетиями, но ее основная проблема занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания психологии людей – с другой» [28].

Предмет и задачи психологии в разные времена разными учеными мыслились по-разному. Для того, чтобы увидеть, как трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии на каждом этапе ее развития, необходимо обратиться к истории психологической науки.

Становление психологии как науки

Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля считают основателем психологии.

С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось, по сути дела, с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позднее – на рубеже XIX-XX вв.

Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки [7, 9, 24].

Представления о том, что в человеке живет нечто особенное, отличное от его физического тела, сложились в глубокой древности. Общая черта первичных взглядов на психические явления заключалась в неизменном придании им таинственности, сакральности.

Другая важнейшая характеристика этих взглядов – анимизм – вера в то, что каждый объект не только живой, но и неживой природы непременно обладает душой и, кроме того, души могут существовать независимо от объектов и представляют собой особые существа.

Переход от стихийного и иррационального анимизма к гилозоизму – философскому учению, в основе которого лежит представление о неотделимости жизни от материи, о жизни как всеобщем свойстве материи, оказал влияние на развитие учения о душе. Это учение ввело исходное положение о целостности наблюдаемого мира.

Вопрос о природе души решался философами в зависимости от принадлежности их к материалистическому или идеалистическому лагерю.

Демокрит считал, что душа — это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных. Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить физическими и даже механическими причинами. По его мнению, душа получает ощущения от внешнего мира благодаря тому, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами, непосредственно «истекающими» от предметов. Органом мышления выступает исключительно мозг.

Гораздо более сложное представление о душе развил Аристотель. Его трактат «О душе» — первое специально психологическое сочинение, которое в течение многих веков оставалось главным руководством по психологии. Сам Аристотель по праву считается основателем психологии, как, впрочем, и целого ряда других наук. Главная функция души, по Аристотелю, — реализация биологического существования организма. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество.

Платон рассматривает душу как самостоятельную субстанцию. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы. Тело раздираемо различными желаниями и страстями. Оно заботится о пропитании, подвержено недугам, страхам, соблазнам. Войны и ссоры происходят из-за потребностей тела. Поскольку душа — самое высокое, что есть в человеке, он должен заботиться о ее здоровье намного больше, чем о здоровье тела. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир.

Платон (точная дата рождения неизвестна, предположительно родился в 428—427 гг. до н. э.) – благодаря своему знатному происхождению получил блестящее образование и воспитание. Был учеником Сократа. Обладал мощным физическим сложением. Согласно легенде принимал участие в публичных национальных играх – Истмийских и Пифийских. Пробовал себя в поэзии и музыке. какое название имел ii этап психологии

Успехи, достигнутые античными философами и медиками в развитии учения о душе, послужили фундаментом всех дальнейших разработок психологического знания, которые на этом этапе в основном сводились к расширению круга рассматриваемых феноменов.

Так начиналась психология, так были сделаны первые умозрительные попытки найти ответы на вопросы: Что такое душа? Каковы ее функции и свойства? Как она соотносится с телом? Так исторически впервые сформировался предмет психологии – душа, как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

Теперь мы минуем много столетий и обратимся к Новому времени, к европейскому XVII веку. Конечно, это не означает, что ученые средневековья и раннего Возрождения не размышляли о природе души; однако именно в XVII веке в работах ведущих философов сложились концепции нового типа, пытавшиеся рационально, т.е. на основе разума (и веры в его могущество) сформулировать представления о мире и человеке. К этому же времени принадлежат и развернутые попытки создания системы

обоснованных (не только на уровне формальной логики) правил, методов рассуждения в науке.

Этот этап возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой (метод интроспекции) и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания.

Становление психологии в этот период связано с несколькими выдающимися именами.

Первым из них мы назовем Рене Декарта, французского мыслителя, автора таких важных для психологии работ, как «Страсти души» и «Рассуждение о методе для хорошо направленного разума и отыскания истины в науках».

Рене Декарт (1596 – 1650) – родился во Франции. Начальное образование получил в иезуитском колледже. Некоторое время был военным. В математике Декарт первым ввел понятие переменной величины и функции, заложил основы аналитической геометрии. Его научные исследования в области физики относятся, главным образом, к механике, оптике и строению Вселенной. какое название имел ii этап психологии

Взгляд Декарта на соотношение души и тела определяется как дуализм, т.е. признание двух субстанций, не сводимых друг к другу и обладающих независимыми свойствами. Тело обладает, по Декарту, свойством протяженности; душа же обладает свойством мышления. Соответственно, Декарт и рассуждает о них, создавая, по сути, два разных учения.

Тело, согласно его представлениям, действует по законам механики. Процессы жизни у животных – своего рода заранее «готовые» ответы на внешние воздействия. Так же механически протекают нервные процессы у человека: нервы – это трубочки, передающие животные духи, как газ или ветер. Общая схема такова: от органов чувств по «чувствительным» нервам (сейчас их называют центростремительными или афферентными нервными путями) воздействие поступает в головной мозг, откуда по двигательным нервам (центробежным, эфферентным путям) животные духи поступают к мышцам, заставляя их напрягаться, что вызывает ответное движение. В этой схеме предвосхищена идея рефлекса, возникшая в науке позже. В связи с этим Декарта часто называют «отцом физиологической психологии».

Итак, есть простая схема, описывающая телесное поведение. В равной ли степени она описывает животного и человека? По Декарту, нет. Люди обладают разумом, животные же бездуховны, они не мыслят. Именно разумная душа составляет сущность человека, она позволяет ему управлять своим поведением. Знаменитая фраза Декарта «Мыслю, следовательно, существую» вытекает из его попытки найти нечто, не подвергаемое сомнению; таким несомненным фактом является факт наличия самого сомнения, а, следовательно, мышления. Таким образом, душа в системе Декарта оказалась интеллектуализированной; к ней относится все то, что можно помыслить, наблюдать, осознать. Тем самым душа оказалась равной сознанию, тому, что человеку дано в его мышлении о своем внутреннем мире. Эта традиция сохранилась в психологии надолго.

Начиная с Р. Декарта, психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании. И, поскольку психическое (сознание) дано непосредственно только субъекту, то в качестве ведущего способа познания психического провозглашалась рефлексивная деятельность человека или интроспекция.

Идеи Р. Декарта надолго определили ход развития философского учения о познании, а затем послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии.

К середине XVII в. сложилось и стало доминировать представление о том, что знание основывается на опыте, а идеи, которые со­ставляют содержание сознания, появляются на основе опыта. Эта точка зрения вос­ходит к сенсуализму, учению, сложившемуся еще в античности, согласно которому нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувстве.

В конце XVIII — начале XIX вв. психологическое знание начинает выходить за пределы философии: в языкознание (например, в работе И. Гердера «О происхождении языка»), в этнографию (Т. Вайтц начал изучение душевной жизни первобыт­ных народов, М. Лацарус и Г. Штейнталь заложили основы психологии народов), в биологию и медицину.

Плодотворный контакт с физиологией и анатомией был достигнут при разработке идеи Р. Декарта о рефлексе. Исходное умозрительное представление приобрело конкретное анатомо-физиологическое выражение в работах чеха Г. Прохазки (1749 – 1820), англичанина Ч. Белла (1774 – 1842) и француза Ф. Мажанди (1783 – 1855), где рефлекс рассматривается как рефлекторная дуга, по которой нервное возбуждение распространялось от рецептора к эффектору так, что сенсорный стимул вызывал двигательную реакцию. В 40-е гг. XIX в. принцип рефлекса был перенесен со спинного мозга на головной и стал использоваться при объяснении феноменов восприятия, двигательной активности и т. д.

И. М. Сеченов (1829 – 1905) на основе представления о рефлексе сформулировал одну из первых программ превращения психологии в научную дисциплину. Он радикально преобразовал само понятие рефлекса, во-первых, рассматривая событие, запускающее рефлекс, не как собственно физический стимул, а как раздражитель, имеющий для организма определенное сигнальное значение, соответствующее возможностям организма и отражающее свойства среды, и, во-вторых, сам рефлекс воспринял не просто как распространение возбуждения по нервам от рецептора к эффектору, а как целостный развивающийся акт организма. Это позволило использовать трансформированный им принцип рефлекса для объяснения явлений мышления и воли. И.М. Сеченов обосновывал необходимость замены субъективного метода интроспекции на объективный, включения в сферу исследования не только феноменов сознания, но и двигательной активности.

В этот период важнейшей проблемой становилась выработка отношения психологии к таким общенаучным ценностям, сформировавшимся к тому времени в естественнонаучных дисциплинах, как приемы экспериментального исследования, требования к его обобщенности, объективности, количественному характеру знания. Очевидно, что не все эти требования были выполнимы для эмпирической и ассоциативной психологии, однако уже в работах И.Ф. Гербарта появились обоснования применения в психологии математики. Гербарт ввел понятие порога — границы, отделяющей одну область сознания от другой; границу же, разделяющую бессознательное от неясного сознания, обозначил как порог сознания, а раздел ясного и неясного сознания — как порог ясного сознания.

Эти идеи, а также результаты исследований Г. Гельмгольца (1821 –1894), в которых была показана конечность скорости протекания нервных процессов, привели к развитию количественных исследований в психологии. Ф. Дондерс (1818 – 1889) оценил скорость протекания психических процессов. Э. Вебер (1795 – 1878) установил количественное соотношение между величинами стимулов-раздражителей и ощущений. Г. Фехнер (1801 – 1887) разработал методики измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности и сформулировал закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя. Его исследования положили начало новой отрасли психологии, названной психофизикой.

Представители научных дисциплин, работающие над психологическими вопросами, предлагали строить психологию по образцу развитых наук – физики или химии – как «механику представлений» И.Ф. (Гербарт), «ин­теллектуальную физику», «ментальную химию» (Дж.Ст. Милль). Однако ни существенные успехи в исследованиях, ни использование развитых дисциплин в качестве образцов не могли придать психологии статус научной дисциплины до тех пор, пока не были решены вопросы принятия общенаучных ценностей, применения общенаучного метода, а также собственного метода и предмета исследования.

Таким образом, в этот период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции; произошел отказ от умозрительного решения вопросов о природе души в пользу изучения феноменов сознания, опыта человека на основе самонаблюдения; сформулирована необходимость перехода от исследований теоретико-познавательного философского типа к конкретно-научным.

В исследованиях, выполненных в этот период, сложились основные объяснительные принципы – развития, детерминизма, целостности, активности; даны их разнообразные трактовки, которые наряду с понятиями, сформулированными для описания изучаемой реальности (характер, темперамент, восприятие, апперцепция, самонаблюдение, сознание, опыт, поведение и т. д.), на следующем этапе развития психологии играли важнейшую роль при формировании парадигм. К концу этого периода наметилась ориентация организации исследований на общенаучные ценности и нормативы, сложились контакты с уже сформировавшимися самостоятельными науками, были разработаны первые научные программы исследований, которые составили основные необходимые предпосылки формирования психологии как самостоятельной научной дисциплины и парадигм, как ее структурных компонентов.

Но все же в этот период не было завершено формирование необходимых составляющих структуры научного знания – собственного предмета и метода, таких институтов, как специализированные лаборатории, научные периодические издания, обеспечива­ющие коммуникацию научного сообщества, не существовало и самого сообщества про­фессиональных психологов.

Дата добавления: 2016-02-20 ; просмотров: 4571 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Тест по психологии для студентов с ответами

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тест по психологии для студентов с ответами

А)Психология, как наука о сознании

А)Психология, как наука о сознании +

А)Психология, как наука о сознании

А)Психология, как наука о сознании

6.История психологии как экспериментальной науки начинается в

7.Слово « Психология « в переводе с древнегреческого буквально означает …

А) « Наука о человеке»

В) « Наука об отношениях»

9.Психология это наука о….

А) О Психике и психических явлениях.+

Б)О Жизни и поведении человека

В)О Душе и характере человека.

10.Заполните пропуск. Психические процессы выступают в качестве……..поведения человека.

В) Первичных Регуляторов +

Тест по психологии для студентов с ответами

А) восприятием и переработкой информации.+

Б)эмоциональными и психическими процессами.

2.К психическим состояниям не относятся такое явления как..

3.Психическое состояние это…

А) это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. +

Б) Разного рода особенности поведения и психической жизни человека, доступные для непосредственного наблюдения.

В)Нет верного ответа

Б) возвращение к более примитивным, а нередко инфантильным формам поведения. А также понижение под влиянием фрустратора уровня деятельности.+

В) возможности человека (способности и скрытые потенциалы);

5.Два варианта ответа. Фиксация – имеет два смысла:

А) стереотипность, повторность действий. Понимаемая таким образом фиксация означает активное состояние, но в противоположность агрессии это состояние ригидно, консервативно, никому не враждебно, оно является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна;+

Б) адаптивная функция состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения.

В) прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Потребность длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустратор. Здесь проявляется стереотипность не движений, а восприятия и мышления. Особая форма фиксации – капризное поведение. Активная форма фиксации – уход в отвлекающую, +позволяющую забыться деятельность.

6.Что не относится к волевым психическим стояниям.

7. Что не является основными понятиями общей психологии являются:?

А) психические процессы;

В) психические состояния.

8. Социальная психология изучает

А) изучает психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.

Б) изучает онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

В)социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). +

9. Педагогическая психология изучает

А) психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания.+

Б) Онтогенез психики, то есть ее развитие от зачатия человека до его смерти; закономерности развития нормального здорового человека, психологические особенности и закономерности, присущие каждому возрастному периоду: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психологию старости).

В) психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

10. Инженерная психология изучает

А) закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. +

Б) психологические особенности деятельности врача и поведения больного, проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, происходящие во время болезней психические изменения, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

В) психологические проблемы, закономерности развития психики и личности в процессе обучения и воспитания

Источник

Этапы развития психологии 3

Основные направления и

Основные идеи представителей

I этап (IV в. до н.э.-середина XVII в. н.э.)-психология как наука о душе

Древнегреческий философ Платон (427–347 гг. до н.э.)

Гераклит (530–470 гг. до н. э.)

Аристотель (384–322 гг. до н. э.)

Понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Он считал, что душа существует наряду с телом и независимо от него. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: либо она будет блуждать вблизи земли, отягощенная земными элементами, либо отлетит от нее в идеальный мир.

Говорит о материальной природе психических явлений и единстве души и тела. По его учению все вещи суть модификации огня. Все существующее, в том числе телесное и душевное, непрерывно изменяется.

Видел понятие души намного сложнее. «О душе» – его первый трактат, который является специальным психологическим сочинением. По его мнению душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций.

II этап (середина XVII в.- середина XIX в.)-психология как наука о сознании

Рене Декарт (1596-1650)

Голландский философ Б. Спиноза (1632–1677)

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716)

Английский философ Дж. Локк (1632–1704)

Основоположник отечественной научной психологии, И. М. Сеченов (1829-1905).

Предпринял попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта. Нет особого духовного начала, оно всегда есть, одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Из них возникают сознательные желания и страсти.

Д.Локк рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений душа человека, пробуждаясь, наполняется простыми идеями, начинает мыслить, то есть образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого

В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема та же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом была недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

III этап (середина XIX в. середина XXв.)-психология как наука о поведении

Немецкий ученый В. Вундт (1832-1920)

Американский ученый У.Джеймс (1842-1910)

Австрийский психолог З. Фрейд (1856—1939)

Американский психолог Дж. Уотсон (1878—1958)

В.М.Бехтерев(1857-1927)-выдающийся русский медик-психиатр,невропатолог,психолог,физиолог.

Именно он организовывал первые специализированные институты психологической науки. Он является основателем научной психологии. Он считал, что сознание активно организует собственную структуру. Свою теорию сознания Вундт назвал волюнтаризмом – учением о непрерывном саморазвитии сознания. Однако в основе его теории лежит изучение элементов сознания. Согласно В. Вундту, психология имеет дело с опытом субъекта. Вундт считал непосредственный опыт очень важным элементом сознания – это форма активной организации разумом своих структур. Изучая непосредственный опыт, Вундт намеревался расчленить сознание на элементы или составные части.. Для того чтобы изучать сознание/опыт, психолог может воспользоваться только одним методом – методом интроспекции.

Создатель теории «потока сознания».На основе самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию. У. Джеймс предложил изучать функции сознания (функционалистский подход) и их роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что роль сознания заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям либо повторяя уже выработанные формы поведения, либо изменяя их в зависимости от обстоятельств, либо осваивая новые действия, если того требует ситуация. «Психология – это наука о функциях сознания», согласно функционалистам. У. Джеймс отразил в понятии «поток сознания» – процесс движения сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний.

Внес существенные изменения в представление о предмете и методе психологии, основав парадигму психоанализа. Фрейд обнаружил в психике человека явления, которые существуют помимо его сознания. В процессе заболевания проявляются симптомы, которые являются следствием совсем не того, о чем говорит и думает больной. Главное для психотерапевта, по мнению Фрейда, выявить бессознательное, а добиться этого можно с помощью интерпретации сновидений, свободно возникающих ассоциаций, оговорок, недосказанностей, очиток, описок, ошибочных, симптоматических и случайных действий, забывания слов, словосочетаний, впечатлений и намерений. Это и есть так называемый психоанализ.

Метод психоанализа состоит в том, что в длительных беседах с пациентом выявляется истинная причина его заболевания и он сам начинает осознавать то, что было вытеснено в “предсознание”, что ведет к излечению.Фрейд выделил потребности, которые определяют психическую деятельность человека: либидозную (сексуальную) и агрессивную. Но так как удовлетворение этих потребностей приходит в противоречие с интересами окружающих, то они вытесняются в сферу бессознательного.

Основоположником бихевиоризма был.Дж.Уотсон статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Согласно бихевиоризму предметом психологии является поведение,а не сознание. Уотсон предложил схему, объясняющую поведение человека и других живых существ: S—>R стимул вызывает реакцию. Стимул и реакция поддавались измерению, поэтому данный подход не вызвал больших сомнений. Уотсон считал, что при должном подходе можно будет полностью предсказывать поведение, контролировать и формировать посредством изменения окружающей среды людей необходимых профессий. Механизмом данных влияний являлось обучение посредством классического обуславливания, подробно изученного на животных Павловым.

Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись, 1926), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.

Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания — это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Немецко-американский психолог Курт Левин (1890-1947)

Американский психолог А.Маслоу(1908-1970)

Рубинштейн С.Л. (1889-1960)- выдающийся российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической науки и философии.

Основоположники гештальтпсихологии. Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Автор так называемой «теории поля». Человек, писал К. Левин, живёт и развивается в «психологическом поле» окружающих его предметов. Каждый предмет имеет для человека свою валентность — своего рода энергетический заряд, вызывающий у человека специфическое напряжение, требующее разрядки. Поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое — вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое — влиянием внешних объектов.

Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней — потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень — потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации).

Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить ее красотой, искусством).

И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая,— стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация).

Научные исследования Рубинштейна в области психологии получили широкое развитие после его переезда в Ленинград в 1930. Здесь он положил начало крупной научной философско-психологической школы. Область научных интересов — теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии (1922).

В 30-е годы содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической, сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма, разработал новые методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма («внешние причины действуют через внутренние условия»), создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками.

Леонтьев известен как экспериментатор и теоретик, работавший в широком круге проблемных полей — от восстановления движений, педагогики и зоопсихологии до проблем формирования личности и философских аспектов психологии. Докторская диссертация 1940-ого года была посвящена развитию психики в филогенезе (книга «Проблемы развития психики»).

А.Н. Леонтьев предложил свою классификацию стадий этого развития (элементарная сенсорная психика, перцептивная психика и стадия интеллекта) и обосновал критерии анализа психики и сознания. С 1960-х А.Н.Леонтьев обращается к проблеме личности, обобщив свои идеи в монографии 1975 года «Деятельность. Сознание. Личность». В это же десятилетие он активно занимается проблемами восприятия. В 1976 году открыта лаборатория психологии восприятия, которая действует и по сей день. В частности, А.Н. Леонтьев обосновывает систему категорий для анализа сознания: чувственная ткань, предметное значение и личностный смысл.

Примеры похожих учебных работ

Психология наука о психике или учение о душе Братусь

Лекция 1 Предмет психологии. Стр-ра психики. Личность

Структура психики человека. Сознание как высший уровень развития психики

4. катигории психологии и их свяхь с разными сторонами псих разв

Психология как наука. Основные исторические этапы развития психологической науки

Психология и педагогика. Аннотация

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *