какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть вокальная музыка, посвященная родной природе. Вам знаком его романс «Жаворонок». У Глинки был талант сочинять музыку, которую трудно отличить от народной. Сначала даже может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ, — так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные. Вот и мело­дия этого романса очень простая, легко запоминающаяся, словно народный напев.

(Прослушивание романса М.И. Глинки «Жаворонок».)

— В каком музыкальном ладу начинается романс? (В миноре.)

Меняется ли музыкальный лад в середине романса? (Да, минор сменяется мажором.)

Что передает музыкальное сопровождение романса? (Чири­канье маленькой птички, которая то пролетает совсем низко над землей, то вновь поднимается ввысь.)

Какое настроение остается после прослушивания роман­са? (Радостное от прихода весны, но в то же время немного грустное?)

— Какими словами А.С. Пушкина можно передать это сочета­ние необычного весеннего настроения — радости и легкой грусти? («Печаль моя светла».)

Видите, таланту композитора М.И. Глинки были подвластны разные человеческие чувства — тоска по родине, радость от встре­чи с весной. И эти лирические переживания перекликаются с му­зыкальными пейзажами.

— Какие произведения М.И. Глинки вы сейчас прослушали?

— Какое произведение было вокальным, а какое — инстру­ментальным?

— Для какого инструмента создан ноктюрн «Разлука»?

— Как переводится слово «ноктюрн»?

V. Разучивание песни

Сегодняшний урок посвящен музыке весны. Поэтому и новая песня, которую вы начнете разучивать, также будет рассказывать о весне. Она называется «Здравствуй, детство!», музыку к ней на­писал композитор Игорь Космачев. И звучит она в веселом мульт­фильме «Чучело-мяучело». Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора.

— Сколько частей было в песне? (Двезапев и припев.)

— Какая музыкальная форма у этой песни? (Двухчастная.) (Педагог знакомит учащихся с 1-м куплетом песни «Здрав­ствуй, детство!», композитор — И. Космачев, слова М. Яснова.)

Утро начинается, начинается,

Город улыбается, улыбается.

Открываются окошки, разбегаются дорожки,

Громко хлопая в ладошки, запели звонко дети. (Проводится повторение текста всем классом, по рядам и ин­дивидуально, педагог показывает мелодию запева, школьники ее разучивают и исполняют.)

— Какую особенность в мелодии вы заметили? (Сначала мело­дия плавная, медленная, начинается растянутыми, длинными звуками, а потом появляются быстрые звуки, убыстряющийся темп, большие скачки в мелодии; создается впечатление, буд­то город в действительности сначала медленно просыпается, а потом вдруг оживает.)

А еще запев начинается в миноре, к концу переходит в ма­жорный лад. Поэтому припев начинается почти со скороговорки, весело и радостно.

Раз, два, утро! Три, четыре, пять!

Приходи играть! Приходи играть!

Вместе с нами приходи играть!

Здравствуй, утро! (Исполнение припева отдельно и вместе с запевом.)

— О чем поется в 1-м куплете песни «Здравствуй, детство!»? (О наступлении утра, о радости детей, о том, как просыпа­ется город.)

— Меняются ли штрихи при исполнении запева и припева?

А какой штрих нужен для исполнения припева? (Легато или стаккато.)

Во 2-м куплете будет говориться о восходе солнца. И в связи с этим немного изменятся слова припева. (Разучивается 2-й куплет и припев.)

Город улыбается, улыбается,

Солнце поднимается, поднимается.

Мы на Солнечных качелях

Прямо в небо полетели —

Вперед, навстречу солнцу!

Раз, два,солнце!Три, четыре, пять!

Приходи играть! Приходи играть!

Вместе с нами приходи играть!

Здравствуй, солнце! (Проводится отдельное исполнение 2-го куплета, а потом со­единение с запевом и припевом 1-го куплета.) Построчная гармонизация 1-го куплета.

1. Утро начинается, начинается,

Город улыбается, улыбается.

Громко хлопая в ладошки,

Запели звонко дети.

Раз, два, утро! Три, четыре, пять!

Приходи играть! Приходи играть!

Вместе с нами приходи играть!

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2335 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»

Историю создания романса «Жаворонок» Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

С «милой Е.К.» Михаил Иванович познакомился в стенах Смольного института, где девушка работала воспитательницей, а маэстро навещал семью своей сестры, которая проживала в казённой квартире при учебном заведении. Частые встречи с Катенькой положительно сказывались на душевном состоянии Глинки. Он начинал чувствовать, что счастлив и силы вновь возвращаются к нему.

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Настроение Глинки в тот момент омрачалось лишь предстоящей длительной тяжбой по бракоразводному процессу, а также болезнью, которая внезапно постигла его возлюбленную. После выздоровления Катеньки у Михаила Ивановича зародился замысел вместе с девушкой покинуть Россию и за границей тайно вступить с ней в брак, так как родственники и с той, и с другой стороны были против их отношений.

Важно также отметить, что в то время Глинка сильно дружески сблизился с братьями Кукольниками, которые пользовались большим уважением в петербургских литературных кругах. Квартира, где они проживали, располагавшаяся в Фонарном переулке, была излюбленным местом встречи творческих людей. Частенько туда захаживал и Михаил Иванович. Так, в один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом».

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Стихотворные тексты Нестора Кукольника, на которые композитор создавал вокальные миниатюры, не были связаны единой сюжетной линией, однако Михаил Иванович объединял композиции тем, что отразил в них эмоциональное состояние человека, предстоявшему покинуть родные места, и совершить увлекательное путешествие. Сочинение сборника при творческой поддержке Нестора Кукольника продвигалось довольно быстро и к 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.

Композитор тем временем ещё не отказывался от своих намерений и готовился к поездке за границу. Братья Кукольники, с большим уважением относившиеся к Глинке, решили перед отъездом композитора устроить для него прощальную вечеринку, на которой Михаил Иванович с большим вдохновением исполнял свои новые вокальные сочинения. На следующий день композитор действительно уехал, но не в солнечную Италию со своей возлюбленной, как он рассчитывал, а по настоянию своей матери в родовое поместье Новоспасское. В Петербург Глинка вернулся уже через месяц и был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина напечатало сборник «Прощание с Петербургом» и соответственно вошедший в него романс «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Интересные факты

Содержание «Жаворонка»

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключенная в куплетную форму, открывается небольшим фортепианным вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Автор миниатюры, наполнил его мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр и обилие музыкальных украшений в виде форшлагов. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Помимо этого ощущение лёгкой полётности тематическому материалу придают взмывающие вверх октавные скачки, которые на протяжении всего произведения звучат в аккомпанементе.

Каждый куплет романса заканчивается прозвучавшей во вступлении темой жаворонка. Она напоминает слушателям, что всё же главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чьё пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»

Источник

Какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Шедевры детской литературы запись закреплена

«ЖАВОРОНОК».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНСА

Хотя стихотворения Нестора Кукольника не были связаны единой сюжетной линией, Михаил Иванович объединил их своей музыкой, в которой отразил эмоциональное состояние человека, перед тем, как покинуть родные места и совершить увлекательное путешествие. К 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.

Композитор так и не покинул Россию, а через месяц, когда вернулся в Петербург из своего поместья, был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» напечатало сборник «Прощание с Петербургом» с вошедшим в него романсом «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.

Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако, если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя, про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил.

Виктория Иванова исполнила романс своим волшебным хрустальным голосом.

Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей,
Громче, громче льется.

Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.

Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой

Источник

Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок Анастасия Бахарева
Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»

Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»

Музыкальный руководитель: Ребята мы сегодня с вами познакомимся с романсом, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто?

Дети: ответы

Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Эта птица.

Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины (там, где стаял снег, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный и красивый.

Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.

Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню в своих музыкальных произведениях.

Вот как раз сегодня, ребята, мы с вами и послушаем романс, который называется «Жаворонок».

(Просмотр первой презентации о жаворонке)

А скажите мне, пожалуйста, а как называют человека, который пишет музыку?

Дети: Отвечают

Музыкальный руководитель: (композитор)

Прослушивание музыкального произведения «Жаворонок» (просмотр видео)

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами прослушали это замечательное музыкальное произведение. А теперь скажите, какой был характер музыке? Темп? Динамика?

Дети: ответы детей

Итак, в заключение мы можем сказать, что “Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

Источник

Романса трепетные звуки

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Романса трепетные звуки

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
А. Фет

Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.

Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.

Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.

Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.

Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!

Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…

Вопросы:

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Жаворонок (3 варианта исполнения: БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

какое настроение передал глинка в романсе жаворонок

Дополнительно:

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.
В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя всё романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других.
Романс «Жаворонок» на стихи Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.

Описание картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони»
Картина написана в 1895 году.
Весной вся природа только просыпается от зимнего оцепенения.
Как красивы цветущие деревья. Ярко-синее небо и цветы яблонь на его фоне. Что может быть прекраснее? Кажется, что небо покрыто белоснежным кружевом тончайшей работы. Природа – чудесная мастерица, создающая великолепные творения, неподвластные рукам человека.
Мы видим вполне обычный яблоневый сад. Он переполнен белой кипенью невероятно нежных цветов. На переднем плане – скамейка, на которой можно посидеть, чтобы в полной мере насладиться особой тишиной, послушать таинственные звуки и полюбоваться весенней природой. Вся картина изнутри напоена особым светом, благодаря которому у зрителей остаётся невероятно тёплое впечатление.
Левитан умел увидеть это очарование. Художник был настоящим мастером. Он мог подобрать такие краски, чтобы наиболее полно передать в каждом пейзаже самое главное.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *