какое настроение передает лирическая песня
Лирические песни. История жанра. Классификация. Герои песен
Лирические песни охватывают самые разные по происхождению, содержанию и поэтике произведения.
В лирической песне слово соединяется с музыкой, мелодией. Они существуют неразрывно. Лирическая песня выражают чувства, мысли и переживания человека. Они могли быть веселыми и грустными..
Отличаются от обрядовой поэзии по функциям. Лирические песни не связаны с обрядами. Они могли исполняться в любое время и при любых занятиях.
Особенность лирических песен заключается в том, что в них создан красочный условный мир.
История
Лирическая песня в отличие от обрядовых более подвижна, открыта для нового. Историческое развитие жанра лирической песни документально зафиксировано на протяжение трех столетий. Лирическая песня принимала новые сюжеты, образы, использовала новые поэтические средства.
В народе лирические песни назывались по способу или месту исполнения. Лирические псни возникают в разное время, они неоднородны, их внутренний состав разнообразен.
При анализе лирических песен ученые пользуются принципами классификации:
Во-первых, используется тематический принцип: любовные, семейные, разбойничьи, тюремные..
Кроме тематической классификации используется этнографическая классификация (географическая).
По характеру исполнения – частые и протяжные.
Частые песни – веселые, шуточные, сатирические. По происхождению древнее протяжных. Они связаны с творчеством скоморохов. Герои – молодые люди, их родители, друзья, соседи, муж и жена. В частых песнях изображены забавные бытовые эпизоды, в них высмеиваются пороки, трагедия превращается в фарс. Основным приемом частых песен являются ирония.
Делятся на 2 группы:
Композиция
Композиция лирической песни достаточно проста. Они могут представлять собой, монолог, диалог или монолог +диалог. В песнях используется параллелизм (символический и не символический). Символический предполагает двучастное строение песни ( 1 часть – картина из мира природы, 2 часть – картина переносится на мир людей). Ступенчатое сужение образа ( как правило в начале песни изображается широкая картина места действия, затем взгляд сосредотачивается на главном герое).
В лирической песне используется 2 художественные системы: 1. Описание; 2. Иносказание, построенное на символике. В песнях есть свой условный язык, который состоит из традиционных формул. Без знания трудно понять содержание лирической песни
В песнях внутреннее состояние передается через внешнее (сидение – формула грусти, задумчивости.). Чувства человека раскрываются в сопоставление с природой. Природа одушевлена и поэтому часто становится главным героем. В л.п. богато представлена символика. Символы устойчивы, песенная символика восходит к архаическим представлениям. Символичны песенные персонажи, растения, животные.
03.09.2016, 49553 просмотра.
Своеобразие лирических песен
«Своеобразие лирических песен»
Лирическая песня имеет долгую, но интересную историю. Истоки русской народной песни уходят в седую древность. Уже в начале первого тысячелетия нашей эры греческие, римские и арабские историки с восторгом писали о славянских песнях, а самих славян называли «песнелюбцами».Ещё в раннюю языческую эпоху, определились два главных пласта русской народной песни – обрядовые и необрядовые, первые из них довольно четко разделились на календарно-обрядовые и семейно-бытовые.
Лирическая песня позволяет в полной мере представить внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка.
На вопрос о возникновении лирических песен до сих пор нет однозначного ответа. Существует лишь предположение, что лирика – более раннее явление, чем эпос. Причем вначале возникли лиро-эпические жанры, а собственно лирика– намного позже.
Лирическая песня была тесно связана с обрядами – древнейшими видами народной культуры. Существует мнение, что лирическая песня необходима в обряде для того, чтобы комментировать сам обряд. В связи с этим у песни была своя особенность – преобладание магического начала. Человека издавна окружал страшный и таинственный мир природы, животных. Он невольно переносил на предметы и явления окружающей его действительности человеческие возможности и способности, выражающиеся в способности двигаться, разговаривать, мыслить. Так в песнях мы встречаем, как разговаривают птицы, животные, как часто наделяются эпитетами, относящимися к человеку, растения и природные явления и т.п. Человек пытался усилить свои способности в борьбе с природой, облегчить свой труд, вызвать необходимые изменения окружающего мира путем выполнения магических действий, где песня играла значительную роль. Представления человека о природе, наделение предметов и явлений окружающей действительности человеческими качествами придавали песне магическую функцию. Обряды, сопровождающиеся песнями, по древним религиозным представлениям, являлись заклинаниями, которые помогали улучшить урожайность, принести удачу в охоте, сохранить семью и т.п.
Но человек развивался, познавал себя. Он выявил границу между ним, человеком, и окружающей природой. В процессе развития меняется мировоззрение народа, меняются принципы песенного творчества. Появляются новые темы, идеи и образы, в песнях отражаются новые связи с жизнью народа, новые общественные функции. У песни появляется иная функция – эстетическая.
Магическое начало утрачивается, разрушается.
Фольклористы-словесники и фольклористы-музыковеды сходятся во мнении, что окончательное оформление жанра необрядовой традиционной лирической песни, выработка им тех идейно-художественных качеств, какие мы находим в песнях, записанных приблизительно за последние два столетия, относятся к 16-17 векам. Русские народные лирические песни специфичны еще и тем, что наряду с богатством народных мыслей и чувств в них ярко изображены и те события, которые вызывали эти мысли, чувства и настроения.
Связь песенного жанра с реальной действительностью проявляется не только в том, что в основе песенного творчества лежали те или иные факты реальной действительности, но и в том, как эта действительность была отражена, в каких поэтических формах. Каждая поэтическая форма отражала определенные условия жизни народа, что обязательно влияло на язык, стиль, композицию того или иного произведения народного творчества.
Необычен и самобытен стиль русской народной песни. Мелодия в песне играет первостепенное значение. Она выражает чувства героя, его волнения. Например, когда лирическому героя открывается картина вечерней степи с ее раздольем, с ее широкими просторами, с ее бесконечными далями, слово сливается в песне со звуками широкой, спокойной мелодии, с плавными медленными переходами. Музыкальность и певучесть русского языка, игра слов и звуков были характерными особенностями русской народной лирической песни.
Простота русской народной песни объясняется ее близостью к народу, и эта близость определяется тем, насколько глубоко и правдиво в песне отражен дух народа, его мечты, его историческое прошлое. Человек поет о том, что более всего его тяготит, тревожит.
Таким образом, русская лирическая песня – яркая картина исторического прошлого нашего народа. Она раскрывает перед нами все богатство и красоту «внутреннего мира» России. Лирическая песня позволяет нам понять и узнать источники обрядов, а также художественные вкусы крестьян и трудящихся.
Лирические песни делятся на:
1. Семейно-бытовая песня. Сюда можно отнести песни любовной и семейной тематики, которые раскрывают взаимоотношения возлюбленных, а также в полной мере раскрывают внутрисемейные отношения, нелегкую жизнь крестьянства в условиях крепостничества
2. Трудовые песни. К данной группе традиционных крестьянских песен следует отнести антикрепостнические, поскольку они пронизаны ненавистью крепостных к своим угнетателям, они рассказывают о каторжном труде, невероятных условиях жизни.
3. Отходнические песни включают следующие: а) бурлацкие; б) чумацкие; в) ямщицкие. В данную группу песен следует отнести и солдатские песни. Бессрочная или двадцатипятилетняя военная служба в армии почти навсегда отрывала солдата от семьи. Вдали от дома складываются песни, в которых солдаты тоскуют по родным краям, по своей семье.
4. К удалым песням относим: а) разбойничьи; б) каторги и ссылки; в) тюремные.
5. Отдельно выделяют шуточные, сатирические, хороводные.
6. В особую группу относят песни литературного происхождения.
Особенно привлекают нас лирические семейно-бытовые песни, поскольку их характеризует богатство тематики, образов, символов, художественно- выразительных средств.
Важную роль в лирической песне играет композиция. Она раскрывает характеры героев через последовательность изображения событий, через связи с характерами других героев.
Наиболее распространенным типом лирической семейно- бытовой песни является песня-монолог, когда повествование передается от лица главного героя песни или певца-автора.
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком.
Песня-монолог прямо выражает мысли и чувства лирического героя. Это или излияние своих чувств девушки к милому, или, наоборот, его к ней, или горький плач крестьянки, выданной за нелюбимого, или жалобы молодца на «худую жену», или размышления бурлака о своей судьбе, или воспоминания ямщика о родине и т.п.». Нередко песня- монолог начинается обращением к предметам и явлениям природы. В таких случаях данные обращения часто выполняют риторическую функцию, усиливая драматизм и эмоциональную выразительность песни.
Мысли мои, мысли, мысли дорогие,
Скажите вы, мысли, про мое несчастье:
Долго ли нам жити в печали-напасти?
Печальное сердце беспрестанно тужить,
Тужить и горюеть, сам не знай, что будеть…
Обращения в песне бывают символическими, в отличие от несимволических, или риторических. Они имеют характерную для лирических песен особенность: всегда сопровождаются тавтологией, которая позволяет более точно определить объект, к которому обращаются. Второй тип композиции песни – диалог. Часто разговор ведет девушка с соловушкой, но встречается и диалог с другими природными реалиями:
Ах ты, рощица, ты моя зеленая!
Чем же ты, рощица, изукрашена?
Изукрашена разным ягодам,
Я калиною да со малиною,
Черной ягодой смородиной…
Мы находим и диалог матушки со своей дочерью в семейных песнях, повествующих о нелегкой замужней жизни девушки в чужой семье:
Нет ли де здесь таковых-то людей,
Кто бы распорол мою белую грудь
И кто бы посмотрел ретивое сердце?
«На что пороть твою белую грудь,
На что смотреть ретивое сердце…»
Диалог усиливает драматизм лирического содержания, более ярко передает мысли и чувства героя.
В каждой песне существует последовательное развитие сюжетной линии.
Параллельно идет и развитие внутреннего настроения героя, в котором постепенно нарастает необходимость конфликтов между героями, а затем идет развязка, вывод. В этих столкновениях каждый герой получает свой характер.
Он наделяется своими настроениями, словами, поступками, репликами и т.п.
Также часто встречается повествовательная форма народной песни, в которой рассказывается о различных действиях героев, раскрываются их настроениях и переживания.
Над ней вился млад ясен сокол;
Он ушиб-убил лебедь белую…
По улицам воробушек попархивает,
Красных девушек молодушек засматривает…
Красной девке на окошечко,
Но самой распространенной композиционной формой лирической песни является, пожалуй, сочетание трех композиционных форм: монолог, диалог и повествовательная часть + монолог (или диалог).
Вы не дуйте, ветры буйные,
Над моим над новым сеням,
Над высоким теремочком,
Над косящатым окошком.
Сосенка, сосенушка зелененькая!
Чего ты, сосенушка, не зеленая?
— Отчего мне, сосенушке, зеленой-то быть.
Из-за лесу, лесу темнаго,
Из-за садику зеленаго
Выходила туча грозная…
«Ты лети-ка, мой соловьюшко,
На родимую сторонушку,
Скажи батюшке низкой поклон…
Чаще всего песня с такой композиционной формой состоит из двух частей: описание природного мира, которое представляет собой символическую часть, и описание жизни людей, которое следует сразу после природной характеристики.
Так чувства и переживания героя сопоставляются с картинами природы. Но также для необрядовой лирической песни специфической формой является цепочечная композиция, когда отдельные картины песни связываются между собой цепочно, то есть строится следующая цепочка: последний образ первой картины песни является первым образом второй картины, последний образ второй картины – первым образом третьей и т.д.:
Уж ты хмель ли моя, хмель, веселая голова,
От чего же ты, хмель, зарождаешься?
Зарождалася хмель от сырой земли,
Подымалася хмель по точиночке вверх…
Важной особенностью построения лирической песни является то, что кульминационный момент всегда падает на самый конец песни, представляющий собой монолог или диалог.
Лирическая песня содержит повествовательную часть, в которой рассказывается о каком-либо обрядовом или необрядовом событии, благодаря которому происходит семейный или любовный конфликт. Рассказ о событии ведется как бы от третьего лица. Реальность лирической песни представлена не только в описании картин жизни, чувств, настроений и характеров народа, но и в описании предметного мира песни. Действие обрядовой лирической песни происходит в одном и том же месте, ограничено временными рамками. В этом отличие повествовательной обрядовой лирической песни от необрядовой.
Основные мотивы сюжета
Песня живет в народе своей жизнью. Развиваясь, она изменяется по- разному на каждом историческом этапе. Песня изменяется так же, как изменяются взгляды и чувства, настроения и мировоззрения народа.
Сюжет является одним из важнейших компонентов композиции лирических песен. Большинство народных лирических песен, в отличие от литературной лирики имеют сюжет, хотя основной их задачей является передача мыслей, чувств и настроений народа. Сюжет народной лирической песни очень специфичен. В нем нет указания на то или иное событие, очень сложно определить завязку, кульминацию или развязку.. В народной лирике сюжет является поводом для выражения тех или иных чувств или мыслей героя.
В основе традиционных лирических песен лежит отражение семейно-бытовых отношений. Часто они отражали не только жизнь в семье в эпоху патриархальных отношений, но и касались социально-общественной тематики.
В конце 19 века, особенно после падения крепостного права, происходит расширение семейно-бытовой тематики лирической песни. В песню все глубже проникают социальные мотивы. Наряду с темой женитьбы или замужества поднимаются социальные вопросы, дается яркая характеристика социально- экономических условий жизни самых различных слоев общества, начиная от кузнеца, нищего и кончая купцом и боярином.
Так в песне «Калину с малиной вода поняла» рассказывается о том, как дочь упрекает мать в том, что та рано ее выдала замуж, как нелегко ей жить в чужой семье. Через несколько лет она решила кукушкой полететь на родину.
Мать будит своих невесток и просит их посмотреть, кто это плачет в саду. В некоторых песнях вместо невесток в сад собираются пойти сами братья прилетевшей кукушки. Они по-разному реагируют на прилет кукушки, в этом проявляются свойства характера каждого из них.
Традиционные песни из семейно-бытового плана переходят в план социально-бытовой.
Таким образом, мотивы сюжета в семейных песнях остаются традиционные: тоска по родному дому, нелегкая жизнь в чужой семье, тяжесть семейной жизни. И, наконец, на фоне картин крепостнической жизни ярко представлена любовь русского человека к родной природе.
Специфичность содержания лирических песен определяется прежде всего характером лирического героя. Лирический герой народной песни – это всегда простой человек: крестьянин, крестьянка, ямщик, бурлак, повстанец – удалой разбойник. Именно их чувства, мировоззрения и мысли составляют основное содержание лирической песни.
Герой-солдат появляется в солдатских военно-исторических песнях. Он предстает храбрым, смелым воином на фоне суровой войны.
В тех же песнях мы встречает и образы русских полководцев: Суворова,Платова и Кутузова.
Героем песен становится и казак, который ставится на один уровень с солдатом.
Главным героем рабочего фольклора является рабочий-умелец. Он выполняет любую работу, о чем ярко повествует лирическая песня. Помимо этого в песнях рисуется тяжелая жизнь рабочих, тяжелые условия труда во время крепостничества. В песнях показан также и образ хозяина фабрики – угнетателя рабочих масс.
Лирическая песня внесла огромный вклад в сокровищницу русской и мировой литературы. Она никогда не утратит своей злободневности, своей прелести, своей значимости.
Конспект по музыке на тему «Лирические, протяжные песни» (3 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Усачева, Школяр. Музыка, 3 класс
Урок 6. Лирические, протяжные песни
развернуть перед школьниками процесс происхождения лирических песен, показать, как жанр протяжной песни освобождался от обрядовых «оков», как проходило становление народного бытового искусства как искусства гуманистического;
различать и выявлять выражение в русской композиторской музыке специфических национальных черт характера;
показать возможность возрождения народной песни в жанре романса, показать единство поэтического текста и музыки в романсе;
стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
2. Рабочая тетрадь, с. 8—22.
3. Музыкальный материал:
«На горе-то стоит ёлочка» (музыка и слова народные).
«Как сказали, Иван-то грозён» (музыка и слова народные) / фонохрестоматия.
«Прощай, радость, жизнь моя» (музыка и слова народные).
«Ноченька» (музыка и слова народные).
«Эх ты, Ваня» (музыка и слова народные) / фонохрестоматия.
«Ковой-то нету, а мне больно жаль» (музыка и слова народные).
«Не велят Маше за реченьку ходить» (музыка и слова народные).
«Сидел Ваня» (музыка и слова народные).
«Выхожу один я на дорогу» (музыка народная, сл. М. Ю. Лермонтова) / фонохрестоматия.
Музыкальное приветствие. Нотка настроения
Учащиеся на нотном стане на доске приклеивают нотку, цвет которой показывает с каким настроением они пришли на урок.
Проверка домашнего задания
Выразительное исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки».
— Ребята, чтобы назвать нашу сегодняшнюю тему урока, скажите, к какому жанру народной песни относится песня «Солдатушки, бравы ребятушки»?
— Каков её характер исполнения?
— Патриотический, маршевый, бойкий, удалой, победный, праздничный, звонкий, легкий, твердый, волевой, решительный, уверенный, отважный, шутливый.
— А были ли рекрутские песни другого характера?
— Бытовые: лирические, протяжные.
— Что значит «лирические»?
— В них поётся о любви, разлуке.
— В лирических рекрутских песнях поётся о том, как солдаты, ушедшие служить в царскую армию, отрываются от семьи и даже могут не вернуться к своим близким.
— Какие интонации в них звучат?
— Интонации проникнуты чувством глубокой тоски, безысходного горя солдат, взятых на военную службу в царскую армию.
— Назовите знакомые вам рекрутские песни лирического склада.
— Женская лирика: «Ой, летел павлин, летел». Мужская лирика: «Эх, да ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое».
— Узнайте на слух, песни какого народного жанра сейчас прозвучат?
В аудиозаписи звучат фрагменты песен: «На горе-то стоит елочка», «Как сказали, Иван-то грозён».
— Это обрядовые, свадебные песни.
— В каком характере они исполняются?
— А можно ли назвать эти песни лирическими? Можно ли сказать, что атмосфера обрядовых свадебных песен связана с лирическими переживаниями?
— Наверное, да, они – о любви и поются протяжно.
Как думаете, какова тема сегодняшнего урока?
— Лирические песни. Песни о любви.
Лирика (от греч. «лира» — музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихи, песни) — один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и драмой), выражающий личные (субъективные) переживания человека (автора). Лирика как жанр (литературы и искусства) зарождалась в песне, выражающей настроение певца. Лирические песни составляют, пожалуй, самую большую группу народных песен.
Лирика в музыкальном фольклоре — это уже не обращение к высшим силам, а обращение к личным человеческим переживаниям, внутреннему миру человека. В отличие от обрядовых песен (в том числе и свадебных), содержание которых было строго закреплено за определённым событием в жизни общины, содержание лирических песен как более позднего жанра протяжных песен формировалось как углублённое проникновение в личное, связанное с душевными переживаниями, чувствами человека.
Лирические протяжные песни — это, как правило, страдания любящей души (несчастная любовь, разлука, одиночество, размышления о женской доле). Потому-то народные песни о любви по большей части «страшно разнесчастные» или, как ещё говорили в народе, «жизненские».
Лирической песне свойственна развитая плавная мелодия на широком дыхании, выпевание нескольких звуков на один слог, перемещение ударения, повторение одних и тех же слов-восклицаний («эх», «ах», «ох, да ты» и т.п.), варьирование мелодии.
Для лирических песен характерна также смена размеров (смешанный размер): в песне выражаются разные человеческие чувства, а чувства меняются – изменяются и средства музыкальной выразительности (лад, размер – музыкальный и стихотворный).
В лирической песне чувство развивается постепенно, при многочисленном количестве строф, в каждой следующей оно словно переживается заново. В русской лирической песне часто использовалось сцепление (художественный приём — повторение последних строк предыдущего куплета в последующем), благодаря которому песня передаёт ощущение бесконечного страдания. Это эмоциональное переживание держит в напряжении каждого поющего и слушающего.
Перед исполнителем возникает трудность — выразить одно чувство, так как песня не предполагает смены настроений. Но такова устоявшаяся народная традиция исполнения лирики, и развитие в песне может проявляться только как движение интонационных вариантов к кульминации, обозначенной в тексте. Однако в этой вариантности и заключено самое главное богатство русской песенной любовной лирики — огромное разнообразие нюансов человеческих переживаний.
2. «Ковой-то нету, а мне больно жаль»
— Ребята, прежде чем прослушать лирическую песню «Ковой-то нету, а мне больно жаль», обратим внимание на текст: и в названии песни, и в самом её тексте можно увидеть «ошибки» в написании. Но это – не ошибки. Это – слова-диалектизмы.
Диалектизмы – самобытные слова, которые присутствуют в русских народных говорах или диалектах. Такие слова-диалектизмы встречаются и в современном мире. Их употребление характерно для людей, населяющих какую-либо определенную область страны.
Прочитайте текст, найдите слова-диалектизмы:
Ковой-то нету, а мне больно жаль (лирическая)
1. Ковой-то нету, а мне больно жаль, да,
Жаль, жаль, да уехал милой вдаль.
2. Жаль, уехал миленькой вдаль, да,
Ой, уезжает милой, оставляет, ой,
Одни ласковы слова.
3. Одни ласковы, милой, слова, да,
На… на прощанье-то милой оставил
С ру. ручки перстень золотой.
4. С ручки перстень, милой, золотой, да,
На. на рученьке кольцо носила,
На… на ночь в головы клала.
5. На ночь в головы клала, ой да,
По… поутру ранёхонько вставала,
За. заливалася слезам.
6. Заливалася слезам, ой да,
По… потому я горе заливала, ой,
Ох, не видела мила дружка.
Учащиеся называют диалектные слова. Разбираем их значение.
— На какую ещё особенность текста при чтении вы обратили внимание? Какой художественный приём используется, о котором мы сегодня уже упоминали?
— Повторение последних строк одного куплета в следующем.
— Совершенно верно, — прием сцепления. В народных лирических песнях этот прием используется, чтобы передать чувство бесконечных страданий и переживаний.
Давайте прослушаем песню. Постарайтесь найти в ней жанровые признаки лирической песни.
Слушание лирической песни «Ковой-то нету, а мне больно жаль». Музыкальный анализ.
— По каким же жанровым признакам мы отнесем эту песню к лирическим, протяжным?
— Это песня о любви, может быть, даже несчастной; поётся о том, что возлюбленный уехал и не вернулся, девушка плакала всю ночь.
— Исполняется песня многоголосно, в неторопливом темпе, протяжно и распевно, слышны интонации как-будто плача; смена ритма.
— Совершенно верно, ребята, песню можно отнести к лирическим и по сюжету, и эмоциональному строю, и по особенностям интонирования, и по многим другим признакам (ритм, метр, темп и др.). Но главное, определяющее качество – это, конечно, протяжность, которая как бы объединяет в единое целое и содержание песни (несчастная любовь) и форму выражения (прием сцепления, плавность мелодии и ее варьирование, широкое дыхание, выпевание нескольких звуков на один слог, использование слов-восклицаний, изменение метра и размера).
Протяжность выражает и сущность лирического чувства, охватывающего все стороны человеческой души, и одновременно является исторически сложившимся способом, средством создания лирических образов в музыке.
О протяжности в русских народных песнях замечательно говорил Б.В. Асафьев: «. [в них] отслоилась, устоялась непрерывная мелодическая текучесть, песенное начало, которое создавало действенное напряжение и соблюдало, таким образом, непрерывность музыкального сознания. Как раз в песенности, в этом дивном наследии стародавних времён, сказывается «интонационное» стихийное, гипнотизирующее свойство музыки».
Хочу, ребята, сделать акцент на словах «гипнотизирующее свойство музыки»: это говорит о свойственном для многих обрядов почти всех народов мира своеобразном «кружении». Повторение с некоторыми изменениями одной и той же «магической формулы» при непрерывном возрастании динамики действия — непременная атрибутика обряда, с помощью которой оказывалось гипнотическое воздействие на людей.
Использование в русской протяжной песне интонационно изменяемых повторов — это наследие языческой обрядовости, но творчески переосмысленное в любовной лирике. И суть его здесь в том, что каждый отдельный звук в любовной лирике, как говорил Б.В. Асафьев, «облюбовывается и осязается», благодаря чему возникают варианты и особая «напряжённость» исполнения!
Давайте споём несколько строк из песни. Но не будем копировать народное исполнение, а постарайтесь передать традицию так, как вы её понимаете.
Пропевание отдельных фраз из песни «Ковой-то нету, а мне больно жаль».
3. Русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина («Прощай, радость, жизнь моя», «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня», «Ноченька»).
— Прослушайте исполнение еще одной народной песни. Скажите, чем она схожа с предыдущей и чем отличается?
1) Прослушивание «Прощай, радость, жизнь моя» в исполнении Ф. Шаляпина.
— Верно, ребята, лирическую песню «Прощай, радость, жизнь моя» вы прослушали в исполнении профессионального артиста Ф.И. Шаляпина. Шаляпин поёт один.
И в этом нехитром наблюдении мы с вами видим важный смысл, раскрывающий механизм изустности народного творчества, который заключается в том, что произведения фольклора, передающиеся из уст в уста, не фиксировались нигде, а закреплялись лишь в памяти исполнителей. При этом сполнители привносили в песню что-то новое, трансформируя манеру пения, изменяя приёмы и способы интонирования и даже текст. Например, известны случаи сохранения традиционного исполнения протяжной песни в одноголосном варианте, при котором наблюдается удивительное явление: исполнитель, участвовавший многократно в многоголосном пении, пытается в одноголосный вариант вместить самое существенное из всех других голосов, складывая на ходу практически новую мелодическую горизонталь. Один поёт за всех! Так на основе узнаваемой мелодии возникает практически новая песня. Возможно, Шаляпин при исполнении некоторых песен брал за основу такие одноголосно-собирательные фольклорные варианты.
2) Прослушивание «Ноченька».
Вообще, русская протяжная песня в исполнении Ф.И. Шаляпина (1873—1938) — это уникальное явление в отечественном искусстве, целый мир, на котором нужно остановиться отдельно.
В исполнении великого Шаляпина русская народная манера воспроизводилась почти доподлинно. Это говорит о том, что Шаляпин обладал не только удивительным талантом, но и замечательной «совестью артиста»!
По воспоминаниям живописца К.А. Коровина, входившего в творческое окружение Фёдора Ивановича, Шаляпин очень бережно относился к творческому наследию русского народа, тщательно работал над песнями, постоянно прибегая к «консультациям» народных исполнителей.
Исключительно точную характеристику исполнительскому творчеству Шаляпина оставил нам Б.В. Асафьев: «B пении Шаляпина, широком, раздольном, захватывающем своей плавностью («звук в звук переливается»), мужественной мягкостью и непосредственной искренностью фразировки, раскрывается мир беспредельного становления. Это — сама жизнь, ибо никакие формулы, которыми мы разграничиваем и размежёвываем наши психические состояния, не определят непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации».
Лучше о Шаляпине как русском певце и об истоках протяжной песни просто нельзя сказать. Образ русской песни возникает как «художественное завоевание огромного русского пространства», протекающее как «непрерывность музыкального сознания», в котором нет никаких «разграничений и размежеваний»! Особенно интересна подмеченная учёным диалектика «непрерывности и в то же время колыханий в шаляпинской интерпретации». Эти «колыхания» — постоянное изменение интонаций, красок голоса, всего комплекса вокально-выразительных средств в зависимости от эмоционального содержания музыкальной фразы (об этом мы уже говорили во 2 классе, характеризуя уникальное свойство шаляпинского голоса). В результате и возникает «непосредственная искренность фразировки» как «сама жизнь».
Сравнивая народное пение и профессиональное исполнение народных песен, мы с вами видим различия интонационной атмосферы: народное пение более ровное и целостное в эмоциональном отношении, а Фёдор Иванович любую деталь, любой эмоциональный оттенок даёт в преувеличении.
Преувеличение — это одно из средств художественного осмысления действительности, это одна из сущностей искусства как художественного освоения мира (искусство же — это в большой мере «искусственное»!). Именно игра с художественным преувеличением и составляет сущность творчества профессионального артиста! Фёдор Иванович владел этим искусством в совершенстве, и потому его пение до сих пор является эталоном исполнения русских народных песен. Вслушайтесь, как он подчёркивает протяжную пространственно-мелодическую основу русского пения — иногда даже пропевает согласные!
Прослушивание «Не велят Маше», «Эх ты, Ваня» в исп. Ф. Шаляпина.
4. Городская лирическая песня
Это влияние неоднозначно:
С одной стороны, «крестьянский» романс сохранил от традиции распевность, одноголосность запева, цепную форму, многоголосный склад, характерные для народной песни унисонные окончания, в некоторых случаях — ладовое своеобразие (переменный лад) и пр.
С другой стороны, влияние западноевропейской гармонической функциональности, позднего церковного многоголосия и городского профессионального стихосложения (четырёхстрочие, куплетность, метроритмическая определённость), под знаком которых проходило становление городской бытовой лирики, привело к тому, что свойственная народной музыке горизонтальная полифония (самостоятельность голосов) начала уступать место классическому многоголосно-гармоническому складу. Но об этом мы будем говорить позже.
А) Прослушивание русской народной песни «Сидел Ваня» в исп. современной певицы Пелагеи.
Прошло немало времени. Уже стареющий композитор записал однажды в своем дневнике: «Может быть, ни разу в жизни я не был так польщен и тронут в своем авторском самолюбии, как когда Л.Н. Толстой, слушая Анданте моего Первого квартета и сидя рядом со мной, — залился слезами».
Б) Прослушивание Первого струнного квартета: 2-я часть Andante cantabile си-бемоль мажор.
2) «Выхожу один я на дорогу»
Музыку к стихотворению М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» написала Елизавета Сергеевна Шашина, актриса и композитор 19-го века. Песня написана в жанре романса.
Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства выразительности. Давайте вспомним, что такое интонация?
— А в музыке что такое интонация?
— В музыке интонация передается средствами выразительности: аккомпанемент, лад (мажор или минор), сила (громкость) звука, темп, ритм, мелодия.
— Совершенно верно, ребята. Человеческая речь богата интонациями. С их помощью можно выразить и любовь, и гнев, и печаль. Из устного общения людей выросло музыкальное искусство — музыкальная речь. Вслушиваясь в музыкальную интонацию, мы можем почувствовать ее выразительность.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» буквально пронизано непреодолимым чувством-мотивом одиночества.
Чтобы лучше понять это стихотворение, давайте прочтем его: я буду читать вслух, а вы – про себя.
— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
— Как вы думаете, с помощью каких средств автору удается так реально и зримо передать чувство одиночества?
Дети выдвигают предположение – с помощью слов.
Значит, чтобы лучше понять авторский замысел, нужно всего лишь внимательно прочесть все слова? Давайте послушаем, что по этому поводу думал известный детский писатель С.Я. Маршак:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
Читая две последние строчки этого четверостишия, вы спокойно переводите дыхание, будто наполняя легкие свежим и чистым вечерним воздухом. Но ведь об этом-то ровном, безмятежном дыхании и говорится в предпоследней строфе:
. Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь. »
— Согласны вы с автором? Какую особенность стихотворения Лермонтова отмечает Маршак?
— Стихотворение дышит, оно живое.
— Совершенно верно. В сущности, дышит не только одна строфа, но и все стихотворение. И все оно поет. Как в песне, в этих стихах одна строфа подхватывает последние слова другой, предыдущей строфы.
А сейчас я хочу предложить вам послушать романс «Выхожу один я на дорогу» в исполнении замечательного русского певца А. Вертинского.
Прослушивание романса на стихи М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу».
Лирику мы слышим и в рекрутских, и в обрядовых песнях. А обрядовость и другие исторические события и явления являются частью этого мира, древним пластом, основой, определившей во многом и интонационное, жанровое, и формальное своеобразие русской народной песни как целостного явления. Потому и содержание лирики очень широко.
Проходя мимо доски, учащиеся на нотном стане приклеивают нотку, цвет которой показывает с каким настроением они уходят с урока.
Соответствие цветов настроению:
оранжевый – радостное, теплое;
желтый – светлое, приятное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – упадок, уныние.
Фольклор как искусство слова. Сборник статей под редакцией профессора Кравцова Н.И. – М.: Издательство Московского университета, 1969;