какое настоящее имя нотча
Маркус Перссон
Настоящее имя | Маркус Алексей Перссон (Markus Alexej Persson) |
---|---|
Дата рождения | 1 июня 1979 (42 года) |
Род занятий | Разработчик игр |
Национальность | Швед |
Известен за | Создание Minecraft, основатель и бывший владелец Mojang AB |
Известен как | Notch, Markus Alexei |
Твиттер-аккаунт | @Notch |
Ник в Minecraft | Notch |
Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (швед. Markus Alexej Persson; также известен под псевдонимом Notch) — программист C++, Java и ActionScript. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft. Дальнейшей разработкой игры занимается его компания Mojang AB, которую 15 сентября 2014 года он продал Microsoft и ушёл из неё.
Содержание
Биография
Маркус родился 1 июня 1979 года. Жил в Дании, пока не переехал со своими родителями в Швецию. Пошёл в школу уже в Швеции. Начал программировать в семь лет на домашнем компьютере Commodore 128. Свою первую текстовую приключенческую игру разработал в восемь лет. Четыре года работал программистом в King.com, до 2009 года. Для King.com разработал такие игры как «Funny Farm», «Luxor» и «Carnival Shootout». После этого непродолжительное время разрабатывал jAlbum. Также является одним из основателей Wurm Online, тем не менее больше не работает над этим проектом. Создал несколько игр для соревнования Java 4K Game Programming Contest, например «Left 4K Dead», «Mega 4K Man». Принимал участие в конкурсе Ludum Dare.
15 сентября 2014 Маркус продал свою компанию Mojang AB вместе со всеми сотрудниками Microsoft за 3 млрд евро. Объяснил он это тем, что деньги его не волнуют, он просто не думал что его творение станет настолько популярным, и на нём будет такая ответственность.
Личная жизнь
Маркус Алексей Перссон живёт в районе Сёдермальм, Стокгольм, Швеция. Является членом Mensa Sweden. 13 августа 2011 года женился на Элин Зеттерстрэнд. Через год, 15 августа в твиттере Маркуса появилась запись о том, что теперь он холост.
Нотч создает электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei. Перссону нравятся фильм Бойцовский клуб, серия фентези-романов «Песнь льда и пламени» писателя Джорджа Р. Р. Мартина и музыкант Aphex Twin.
Он подверг крупные игровые компании критике за их позицию в борьбе с пиратством. Является членом политической партии Swedish Pirate Party.
Minecraft
Самая известная и популярная разработка Маркуса Перссона. Он создал её на основе маленькой инди-игры — Infiniminer, которая через месяц после релиза закрылась из-за банкротства, и выложила код своей игры в открытый доступ. Маркус решил сделать мод к этой игре, который перерос в полноценную игру.
0x10c
Многопользовательский космосим от 1-го лица. Действие происходит в далёком будущем. Разработка была остановлена.
Breaking the Tower
Игру «Breaking the Tower» Перссон создал для конкурса Ludum Dare. Игра была написана в течение двух дней. Действия игры разворачиваются на маленьком острове, где игрок должен добывать ресурсы, строить дома и готовить солдат, чтобы они смогли уничтожить башню на острове.
Scrolls
Перссон и Якоб Порсер придумали идею для игры «Scrolls», позаимствовав элементы настольных игр и коллекционных карточных игр. Перссон заявил, что не будет принимать активное участие в разработке игры.
Конкурсные игры
Перссон создал большое количество игр для различных конкурсов.
Богатенький Нотчи Статьи редакции
Forbes рассказал о том, как интроверт из Швеции и создатель Minecraft Маркус Перссон стал миллиардером
3 марта журнал Forbes опубликовал масштабный материал Райана Мака (Ryan Mac) об истории Маркуса «Нотча» Перссона, одного из самых известных разработчиков современности, и о том, как Перссон основал компанию Mojang, а спустя пять лет он продал её за два с половиной миллиарда долларов. Маку удалось первому поговорить с Перссоном после его знаменитой сделки с Microsoft.
TJ публикует выдержку лучших моментов из этого материала.
Большую часть последних пяти лет тридцатипятилетний швед Маркус Перссон постоянно заботился о своем детище, Minecraft. Самая продаваемая игра всех времен и народов даже не помещается в рамки понятия «игра».
Minecraft, скачанный уже более 100 миллионов раз, стал холстом для творческого самовыражения. Игра начинается в пустом виртуальном пространстве, в котором игрокам доступны «легоподобные» блоки (каждый из которых приходится добывать по отдельности). Из этих блоков игроки могут строить всё, что только может прийти им в голову. И да, они могут делать это не только в одиночку. Большинство игроков — маленькие дети, которые строят самые простые дома и деревни, в которых они устраивают виртуальные вечеринки или же отбиваются от нашествия зомби.
Другие хиты из мира видеоигр не идут даже в малейшее сравнение с показателями Minecraft. Для того чтобы найти хоть что-то достойное сравнения, нужно выйти за рамки понятия «видеоигра». Minecraft в каком-то смысле стал LEGO, а может даже и микрокомпьютером этого поколения.
Ян Богост, профессор Технологического института Джорджии
В этом виртуальном мире Перссон (а точнее созданый им персонаж — Нотч, громкоголосый чудак в фетровой шляпе) стал богоподобной фигурой для миллионов геймеров. Но после того, как он столкнулся с полчищами фанатов, требовавших от него развития его монструозного хита, его застенчивая система дала сбой, он продал компанию Microsoft и занялся своими делами.
Недавний разговор с Forbes стал единственным интервью Перссона о продаже Minecraft и его жизни после этой сделки. Объясняя свои последние решения, он цитирует Леонардо да Винчи: «Работа над произведением искусства никогда не может быть закончена, а может быть только заброшена».
Начало
В то время как другие дети летом играли в футбол, а зимой в хоккей с мячом, интроверт Перссон часами возился с LEGO. Когда ему исполнилось семь лет, его отец, железнодорожный рабочий, принес домой Commodore 128. Годом позже Перссон уже написал свою первую программу.
Персональный компьютер стал настоящим спасением для молодого Перссона. Его родители развелись, когда ему было 12 лет. Сам же Маркус не смог даже закончить среднюю школу. Он по-прежнему жил с матерью, работавшей в местной больнице медсестрой в ночную смену. Она заставила его записаться на онлайн-курсы по программированию. Знала бы она, насколько мудрым было это решение. Перссон начал штамповать игры, а в 2004 году в возрасте двадцати четырёх лет он устроился на работу в Midasplayer, позже прославившуюся как King.com — ту самую компанию, которая разработала Candy Crush.
В 2009 году Перссон покинул Midasplayer и устроился в Jalbum, сервис онлайн-обмена фотографиями. Руководство этой компании было не против того, что их сотрудник подрабатывает где-то на стороне. Благодаря этому Маркус смог быстро посвятить всё свое свободное время одной очень странной игре, в которой игрокам нужно было собирать ресурсы (например, дерево и камень) и использовать их для создания широчайшего спектра вещей: от небольших инструментов вроде топоров и лопат до полноценных домов и даже целых городов. Перссон назвал свое детище «Minecraft» и в мае 2009 года выложил на правах альфа-версии на инди-портал TIGSource.
Успех продаж
К июню 2010 ПК-версия Minecraft начала расходиться по 400 копий в день, примерно по шесть долларов за штуку. Благодаря этому, Перссон и Порсер смогли избавиться от обычной наемной работы. Перссон даже смог переманить своего бывшего босса, генерального директора Jalbum Карла Манне, который стал ответственным за непосредственное ведение бизнеса. Небольшая компания, все еще находившаяся в стадии зародыша, была названа Mojang (в переводе со шведского — «гаджет»).
Перссон не потратил ни кроны на рекламу: Minecraft очень быстро «вирусился». Этот процесс только усилился после того, как Mojang создали версии игры для Android и iOS, которые и по сей день входят в тройку самых популярных платных приложений в США.
Имея в штате не более тридцати сотрудников, Mojang получала прибыль, которая казалась просто бесконечной. Компания закончила 2012 год с доходом в 230 миллионов долларов и с валовой прибылью в более 150 миллионов долларов. Сам Перссон выплатил себе более ста миллионов долларов в обмен на лицензии на интеллектуальную собственность Minecraft. Вскоре он приобрёл самую дорогую квартиру в Стокгольме.
Кружение инвесторов напоминало какую-то лихорадку. По словам Манне, с ним пытались связаться более сотни венчурных фирм, в том числе из голубых фишек Силиконовой долины — Sequoia Capital и Accel Partners — но он никогда не брал у них деньги. Mojang просто не нуждалась в них. Их даже посетил миллиардер Шон Паркер, который на частном самолете увёз Перссона, Порсера и Манне на вечеринку в Лондон. Но они всё равно отказались от его денег.
Это был первый раз, когда мы летели на частном самолете.
Карл Манне
Но даже тогда, когда мир уже был у его ног, Перссон продолжал считать, что он на самом деле давит ему на плечи.
Злые люди в интернете
Хотя Перссон ушёл с поста главного разработчика в конце 2011 года и занялся исследованием идей для новых игр и жизнью со своей девушкой, которая тем же летом стала его женой, блаженство продлилось недолго. Накануне Рождества того года умер отец Перссона, а с женой программист развёлся всего после года брака.
Когда Маркус вернулся к работе после короткого отпуска, он оказался подавлен стоящей перед ним задачей: воссоздать магию его первого хита.
В то же время Перссон оставался лицом и голосом Minecraft. Именно ему в первую очередь писали пользователи Твиттера, когда с игрой что-то было не так. Если внимательно прочитать реплаи в твиттере Перссона, можно найти комментарии наподобие «Нотч — жирный неудачник».
Я не мог понять, почему люди в интернете такие жестокие. Вы видите эти злобные комментарии, и вам почти начинает казаться, что они будто бы написаны большим шрифтом.
Маркус Перссон
Человек, создавший популярную онлайн-персону, ощутил на себе весь тот негатив, который выливали на неё поклонники. И тогда Перссон решил уйти.
Продажа и уход
16 июня 2014 года пользователи Minecraft подняли бунт из-за решения компании начать применение Пользовательского соглашения: оно запрещало одним игрокам продавать другим игрокам какие-либо внутриигровые элементы (например, усиленные мечи). Гневные твиты возникали по несколько сотен в час.
Терпение Маркуса лопнуло, и он, будучи в полулихорадочном состоянии, написал то самое стодвадцатидевятисимвольное сообщение, которое изменило его жизнь навсегда.
Anyone want to buy my share of Mojang so I can move on with my life? Getting hate for trying to do the right thing is not my gig.
Генеральный директор Mojang Карл Манне сидел дома со своей семьей, когда он впервые увидел этот твит. Всего лишь через полминуты у него зазвонил телефон: один из руководивших взаимодействием с Mojang менеджеров Microsoft хотел узнать был ли Перссон серьёзен. «Я не уверен, мне нужно поговорить с ним», — ответил Манне.
В то время как сообщение Перссона изначально было наполовину шуточным, его настигло осознание того, что он наконец-то сможет освободиться от Mojang. Человек, который когда-то публично пообещал, что не продаст свое творение ни одной Корпорации зла, теперь кардинально изменил свое мнение.
Манне поставил строгое условие для продажи компании: все три её основателя хотели полностью порвать свою с связь с Mojang и более не иметь к ней никакого отношения. Кроме того, по причине массового уплотнения персонала Microsoft после покупки Nokia, было поставлено еще одно условие: никаких увольнений.
Во время переговоров глава Microsoft Сатья Наделла и сам Перссон на публике хранили молчание. Последний всего лишь занимался разработкой небольших идей для новых игр и учил новые языки программирования. 11 сентября он опубликовал подробное описание работы с языком под названием Dart. Он также описал использование этого языка в восстановлении ранних версий классического шутера Doom. В этом тексте он закодировал несколько подсказок, относящихся к предстоящей сделке, используя Doom в качестве метафоры для Mojang.
Я уверен, что если я когда-нибудь перейду на что-нибудь новое, то обязательно найдется кто-нибудь, обладающий большим терпением, кто мог бы взять все под свой контроль. Я не могу тратить всё свое время всего лишь на один проект.
Маркус Перссон
15 сентября Microsoft объявила о своем намерении заплатить за Mojang два с половиной миллиарда. Оглядываясь назад, Перссон говорит, что ожидал гораздо более сильной реакции от поклонников Minecraft на новость о продаже компании.
В тот день, когда мы объявили о сделке, я собирался удалить свой твиттер-аккаунт, потому что думал, что не смогу с ним справиться. Но люди оказались гораздо спокойнее. Они читали мои разъяснения и говорили: «Хорошо, хорошо, я надеюсь, что вы заботитесь о себе».
Маркус Перссон
На вопрос о его ранних заявлениях о том, что он не собирается продаваться никому из мира больших технологий, он лишь пожал плечами и ответил, что вполне способен справиться с противоречием размером в два с половиной миллиарда долларов.
Конечно, вы должны нести ответственность за то, что говорите, но я не особенно-то стыжусь того, что сказал. Особенно учитывая, что моё мнение уже успело поменяться.
Маркус Перссон
Король вечеринок
Несмотря ни на что, ему удалось начать двигаться вперёд. В ноябре, когда сделка была окончательно закрыта, сооснователи Mojang улетели сначала в Майами, а затем в Санкт-Бартс. Эту небольшую праздничную вылазку Маркус обозвал «распродажной поездкой».
В эти дни Перссон стал уделять гораздо меньше внимания тем, кто поносил его в твиттере, и переключился на групповой чат его друзей в WhatsApp, который они грубо обозвали «Пердёж». Освободившийся от сковывавших его пут, Перссон как бы вернулся во времена своей молодости.
Перссон игнорировал любую критику так же, как и интернет-троллей. Он говорит, что нежно полюбил кнопку, с помощью которой он может заглушить любого недовольного. По сути, ему просто нравилось блокировать пользователей так, что они даже и не сразу об этом узнавали. Иногда его любопытство пересиливало, и он всё же кому-то отвечал. В последнее время он стал использовать в качестве ответа гифку из фильма «Добро пожаловать в Zомбиленд»: на ней изображен Вуди Харрельсон, утирающий слезы кучкой денег.
«Я знаю, твитить такое изображение — немного ********** [некрасиво]», — говорит он и пожимает плечами. Впрочем, он в равной степени бестактен и с теми людьми, которые ему нравятся. Он почти что транслирует свои каникулы: с борта частного самолёта прямо в Snapchat. Что касается девушек, он пытался использовать Tinder, но «в Швеции им решительно невозможно пользоваться — там можно найти от силы четырёх человек». Отсюда и счета в ночных клубах на 180 тысяч долларов.
Я пытаюсь наверстать всё то, что я упустил в свои двадцать лет, когда не занимался ничем, кроме программирования. Конечно, вечеринки — это не самый разумный способ потратить деньги, но точно самый весёлый. Когда мы были молоды, у нас было не так уж много денег. Именно поэтому я пообещал себе, что если когда-нибудь стану богачом, то точно не буду из тех скучных богачей, которые никогда не потратят лишнего доллара
Маркус Перссон
Возможно, это пройдёт. Но ведь есть и множество других молодых Маркусов Перссонов, которые гораздо более голодны и более приспособлены к тому, что хочет следующее поколение детей. В ответ на это создатель Minecraft говорит, что он не видит ничего постыдного в том, чтобы быть разработчиком одного хита. Безумное богатство — отличный козырь в борьбе со стрессом, вызванным ответственностью за поочередно боготворящую и ненавидящую его виртуальную нацию.
Люди начинали считать, что Нотч идеален. Но затем я встретил своих собственных идолов и понял: «Твою мать, это реальные люди». После этого произошёл какой-то разрыв. Я понял, что между мной и моими фанатами нет тех самых отношений, которые я себе представлял.
Маркус Перссон
В тот момент, когда Перссон уже готовится уйти из офиса, его помощник протягивает ему рукописную записку от одного из американских фанатов. В этой записке, написанной идеальным курсивом (который, кстати, выдает в написавшем ее ученика четвёртого-пятого класса), автор просит добавить в Minecraft несколько новых возможностей. К записке прикреплен доллар.
«Так-с, что это у нас, взятка», — шутит Перссон, но затем внимательно осматривает записку и морщит лоб. Затем он показывает на доллар и говорит: «Наверно, нам следует отправить его обратно, да?».
Данный материал является частичным переводом статьи «Inside The Post-Minecraft Life Of Billionaire Gamer God Markus Persson» Райана Мака на Forbes.
Нотч(Маркус Перссон)
Маркус Перссон
Настоящее имя
Дата рождения
Род занятий
Национальность
Известен как
Известен за
основатель и бывший владелец Mojang AB
Твитер акаунт
Ник в Майнкрафт
Ма́ркус Алексе́й Пе́рссон (также известен под псевдонимом Notch) — C++, Java и ActionScriptпрограммист. Является создателем популярной компьютерной игры Minecraft. Дальнейшей разработкой игры занимается его компания Mojang AB. 15 сентября 2014 года ушёл из компании.
Содержание
Содержание [ ]
Биография [ ]
Маркус родился 1 июня 1979 года. Жил в Дании, пока не переехал со своими родителями в Швецию. Пошёл в школу уже в Швеции. Начал программировать в семь лет на домашнем компьютере Commodore 128. Свою первую текстовую приключенческую игру разработал в восемь лет. Четыре года работал программистом в King.com, до 2009 года. Для King.com разработал такие игры как «Funny Farm», «Luxor» и «Carnival Shootout». После этого непродолжительное время разрабатывал jAlbum. Также является одним из основателей Wurm Online, тем не менее больше не работает над этим проектом. Создал несколько игр для соревнования Java 4K Game Programming Contest, например «Left 4K Dead», «Mega 4K Man». Принимал участие в конкурсе Ludum Dare.
Личная жизнь [ ]
Маркус А. Перссон живёт в районе Сёдермальм, Стокгольм, Швеция. Является членом Mensa Sweden. 13 августа 2011 года женился на Элин Зеттерстрэнд. Через год, 15 августа в твиттере Маркуса появилась запись о том, что теперь он холост.
Нотч создает электронную музыку под псевдонимом Markus Alexei. Перссону нравятся фильм Бойцовский клуб, серия фентези-романов «Песнь льда и пламени» писателя Джорджа Р. Р. Мартина и музыкант Aphex Twin.
Он подверг крупные игровые компании критике за их позицию в борьбе с пиратством. Является членом политической партии Swedish Pirate Party.
Minecraft [ ]
Самая известная и популярная разработка Маркуса Перссона.
0x10c [ ]
Многопользовательский космосим от 1-го лица. Действие происходит в далёком будущем. Разработка была остановлена.
Breaking the Tower [ ]
Игру «Breaking the Tower» Перссон создал для конкурса Ludum Dare. Игра была написана в течение двух дней. Действия игры разворачиваются на маленьком острове, где игрок должен добывать ресурсы, строить дома и готовить солдат, чтобы они смогли уничтожить башню на острове.
Scrolls [ ]
Перссон и Якоб Порсер придумали идею для игры «Scrolls», позаимствовав элементы настольных игр и коллекционных карточных игр. Перссон заявил, что не будет принимать активное участие в разработке игры.
Конкурсные игры [ ]
Перссон создал большое количество игр для различных конкурсов.
Зарегистрируйся и получай приятное общение и бонусы на сервере!
Здравствуйте, друзья! Хотите чего-то нового? Ведь все эти надоевшие сервера с безграничным донатом, кучи неадекватных детишек уже порядком надоели! Это похоже на бездонную пропасть, полную мерзости и печали! но у всего есть конец! Вот и этой пропасти пришел конец! Вы встретили этот сервер! Вот вы спросите, чего такого в этом сервере?
А я Вам отвечу:
— Вы можете начать играть сразу без регистрации.
— Наш сервер без гриферов. Любое гриферство и воровство запрещено.
— Вы можете играть с любого клиента с лицензией.
— Наш сервер майнкрафт без дюпа и без 1000 лвла. Можно сказать ванильный майнкрафт сервер с минимальным количеством плагинов для приятной игры
— На нашем сервере средний возраст игроков 18+, у нас самые адекватные взрослые майнкрафтеры.
— У нас есть уникальные работы. Все работы строились без плагинов, вручную.
— Есть разделение на гражданский и игровой миры.
— Можно играть даже с мобильного устройства!
Подробнее как начать играть.
Однако перед началом игры. Прочтите краткую информацию о сервере, раздел на сайте чаво, а также наши правила.
Подходит? Тогда залетай к нам по ip: play.fantasticcraft.ru
История одного человека. Маркус Перссон «Нотч» создатель Minecraft.
Швеция, Стокгольм, понедельник, семь вечера. Маркус Алексей Перссон сидит на балконе своего офиса, потягивая коктель, который быстро валит человека с ног, Red Bull c водкой. 3 часа назад он клялся себе, что не будет сегодня пить, поскольку в прошлый четверг он влил в себя 12 порций алкоголя, пытаясь справиться с инфекцией в ухе. Тем не менее он щедро разливает по рюмкам водку, и мы наблюдаем, как люди, работающие в многоэтажных офисных центрах по соседству, неустанно стучат по своим клавиатурам.
«Он выглядит озабоченным», — говорит Перссон, указывая на человека в здании напротив, который уставшее трет лицо, уставившись в компьютерный экран. Перссон наблюдает за этим работником еще несколько секунд, затем это ему наскучивает и его внимание переключается на собеседников.
В последние пять лет большую часть времени этот 35-летний швед провел, как тот человек в офисе напротив: он пребывал в постоянном напряжении из-за своего детища, Minecraft — одной из самых продаваемых игр за всю их историю. Однако слова «игра» явно недостаточно, чтобы описать суть этого явления. Minecraft, количество скачиваний которой перевалило за 130 млн и продолжает расти, превратилась в площадку для самовыражения людей. Игроки стартуют в пустом виртуальном пространстве, где могут использовать кирпичи и блоки, напоминающие конструктор Lego (которые можно «добывать» — mine), для создания чего угодно с одним важным условием: другие игроки тоже смогут взаимодействовать с созданными ими объектами. Большинство игроков — дети, которые строят простые дома или деревни, а затем устраивают в них вечеринки или прячутся от злых зомби.
Но взрослые, которые по-настоящему погружаются в эту игру, проводят сотни часов, создавая полномасштабные модели «Звезды смерти», Эмпайр-стейт-билдинга или городов из «Игры престолов».
Слово «Minecraft» в Google набирают чаще, чем «Библия», «Гарри Поттер» и «Джастин Бибер».
«Ее нельзя сравнивать с другими популярными играми, — говорит Йен Богост, профессор Технологического института Джорджии, изучающий видеоигры. — Она стоит в одном ряду с популярными явлениями более крупного масштаба. Minecraft — это по сути Lego нынешнего поколения».
В мире Minecraft, Перссон, а точнее его интернет-персонаж, горластый чудак Нотч со шляпой на голове, стал для миллионов геймеров величайшей фигурой, устанавливающей и разъясняющей правила игры с авторитетностью античного Зевса. В жизни Перссон меньше всего похож на самоуверенного экстраверта. В личном общении он вежлив, откровенен и скрытен (c прессой он встречается редко). Ожидания и требования фанатов игры, которые ждут от Нотча, что он будет развивать свой виртуальный мир, превратили его в застенчивого чудака.
Вместе с Джейкобом Порсером, другим основателем Mojang, он основал новую компанию Rubberbrain на случай, если они придумают какую-нибудь новую игру, но пока не может сосредоточиться на чем бы то ни было.
Головокружительная история Minecraft началась в маленьком шведском городке Эдсбин, насчитывающем 4000 жителей и расположенном среди величественных лесов между Стокгольмом и полярным кругом. Пока другие дети играли в футбол летом или в местный вид хоккея с мячом зимой, интроверт Перссон часами напролет возился с конструктором Lego. Его отец, железнодорожный рабочий, притащил в дом настольный компьютер Commodore 128, когда Перссону было семь лет. К восьми годам Маркус уже написал свою первую компьютерную программу.
Маркус Перссон учился хорошо, но после того как его семья переехала в Стокгольм, когда он был во втором классе, он стал считать школьную жизнь трудной. Не умея с легкостью заводить новых друзей, он все больше времени проводил дома за компьютером, который предлагал развлечения вроде 8-битной головоломки Boulder Dash или ролевой игры The Bard’s Tale. В книге «Minecraft: неправдоподобная история Маркуса «Нотча» Перссона» его мать Ритва вспоминает, как ее сын притворялся, что страдает от болей в желудке, чтобы не ходить в школу, и часами сидел перед компьютером.
Юный Перссон стал находить еще больше утешения в компьютере после того, как распалась его семья. Родители развелись, когда ему было 12.
Отец злоупотреблял алкоголем и подсел на наркотики. Младшая сестра тоже начала экспериментировать с наркотиками и в конце концов убежала из дома. Маркус Перссон так и не окончил среднюю школу. Его мать, медсестра, работавшая по ночам в местной больнице, заставила его записаться на онлайн-курсы программирования. Это было мудрое вложение средств. Дав волю своей детской страсти, он принялся печь игры как блины и в 2004 году в возрасте 24 лет оказался в компании Midasplayer, которая позднее под именем King.com выпустила популярную игру Candy Crush. Там он подружился с Джейкобом Порсером, столь же замкнутым молодым разработчиком. «Это было отличное место для старта, — вспоминает Порсер. — мы выпускали небольшие игры на Flash, и можно было практически в одиночку создать всю игру, не считая графики». Они начали писать сценарии собственных игр, некоторые из которых снискали славу на независимых игровых сайтах. Их боссам это не нравилось. «Мы чувствовали, что нельзя допускать, чтобы кто-то работал на нас и в то же время создавал собственную компанию», — говорит Ларс Маркгрен, один из основателей Midasplayer, который нанял Перссона.
В 2009 году Перссон ушел из Midasplayer в Jalbum, сетевой сервис по обмену фотографиями, руководству которого было безразлично, чем программист занимался по совместительству. Вскоре он начал посвящать все свободное время странному проекту, где игроки собирали ресурсы, такие как камень или дерево, используя их для создания разных вещей, от топоров и лопат до домов и городов. Перссон назвал свое творение Minecraft и в мае 2009 года залил его как незаконченную программу на независимый игровой портал TIGSource. В игре было много новых технических решений, но документация почти отсутствовала, и первые игроки были вынуждены сформировать сообщество, чтобы вместе выяснить, как в это играть.
Minecraft была не первой творческой игрой в жанре «песочницы» и не первой, которая заставляла игроков собирать ресурсы в виртуальном мире, чтобы выжить во враждебном окружении. Но для запуска игры был выбран идеальный момент: она вышла в то самое время, когда у нового поколения детей, еще слишком юных для Facebook и Instagram, но уже достаточно взрослых для того, чтобы стремиться что-то делать в сети, стали появляться ноутбуки, смартфоны и планшеты.
Нотч стал образцом для последователей: острый на язык персонаж-создатель, в шляпе, выступал от лица независимых производителей игр. С помощью этого альтер-эго Перссон приобрел в Twitter более 2 млн подписчиков, которые, с одобрением, читали его обличительные речи против «циников» из Electronic Arts, которые соизволили выпустить целую серию независимых игр, или производителя технических устройств для виртуальной реальности Oculus VR, за то, что тот продался «мерзкому» Facebook.
Перссон не потратил на маркетинг ни единой швейцарской кроны, и Minecraft разрасталась вирусным образом по мере того, как Mojang выпускала версии для смартфонов Android и iOS, которые до сих пор остаются в числе трех наиболее популярных платных скачиваемых приложений в США, по данным App Annie. В мае 2012 года Mojang выпустила версию для Microsoft Xbox 360, которая за первую неделю была продана в количестве более 1 млн копий (на сегодня продано более 25 млн копий). Затем пошли лицензионные соглашения. Одежда в стиле Minecraft, продвигаемая на рынке компанией J!NX из Сан-Диего, стала хитом продаж среди юных фанатов игры, а книги Egmont Publishing International, посвященные миру Minecraft, мгновенно становились бестселлерами — компания продала более 7,5 млн экземпляров более чем в 60 странах. Компания Warner Bros. купила у Mojang права на съемки художественного фильма, который ждём в 2019 году.
Инвесторы волновались. Маннех говорит, что в то время он пообщался с сотней венчурных компаний, включая таких известных акул Кремниевой долины, как Sequoia Capital и Accel Partners, но ни у кого не взял денег, поскольку Mojang просто не нуждалась в них. К ним даже приезжал миллиардер Шон Паркер, который вывез Перссона, Порсера и Маннеха на своем частном самолете в Лондон, обеспечив им бурную программу ночных развлечений. И все-таки они отвергли его деньги.
Но даже когда мир лежал у его ног, Перссон временами ощущал себя так, словно мир давил на него. После официального релиза Minecraft в конце 2011 года на первом съезде поклонников игры в Лас-Вегасе (MineСon) Перссон ушел с поста главного разработчика ради экспериментов с новыми играми и жизни со своей подругой, которая летом того года стала его женой.
В то же время Перссон оставался лицом и голосом Minecraft. Несмотря на то что он перестал заниматься ежедневным развитием игры, Нотч по-прежнему оставался фигурой, которой игроки писали письма о новых модификациях кода или оставляли сообщения в Twitter, когда им казалось, что с игрой что-то не в порядке. В ответ на незначительные изменения в механике игры, игроки писали негативные сообщения Нотчу, который не имел к этим изменениям ни малейшего отношения. Просмотрите ответы Перссона в Twitter или любое видео на YouTube, в котором фигурирует создатель Minecraft, и вы, скорее всего, наткнетесь на комментарии вроде «Меня всегда поражало, какой Нотч фантастический кретин» или «Нотч — это жирный лузер».
«Я не мог понять, почему люди в Сети так недоброжелательны, — рассказывает Перссон. — Вы видите злобные комментарии, и кажется, будто они всегда написаны более крупным шрифтом». Человек, отождествивший себя со своим сетевым персонажем, оказался в ловушке, столкнувшись с негативом, который провоцировало такое сравнение. И Перссон начал раздумывать над тем, как выйти из игры.
Всё началось с простого сообщения в Twitter. 16 июня 2014 года Перссон лежал в своем пентхаусе с простудой. Тем временем пользователи Minecraft ополчились на компанию за решение строже применять лицензионное соглашение, которое не позволяло игрокам продавать друг другу виртуальные предметы, например топовые кирки. Тогда в Twitter поступали сотни сообщений в час, Перссон, пребывавший в болезненном состоянии из-за простуды, разразился ответом, насчитывавшим всего 129 знаков, и этот ответ навсегда изменил его жизнь.
«Кто-то хочет выкупить мою долю в Mojang, чтобы я мог заняться своей жизнью? — спросил он. — Вызывать всеобщую ненависть, пытаясь делать правильные вещи, не мой конек».
Генеральный директор Mojang Карл Маннех сидел дома с семьей, когда увидел эту запись. Через 30 секунд после того, как он ее прочел, раздался звонок. Один из руководителей Microsoft, отвечавших за сотрудничество с Mojang, хотел знать, насколько серьезно заявление Перссона. «Не знаю, дайте мне поговорить с ним», — ответил Маннех.
И хотя Перссон написав это не думал об этом всерьёз, мысль о том, что он может расстаться с Mojang, завладела им. Человек, который однажды публично поклялся в том, что не продастся злым корпорациям, изменил свое мнение. Всю следующую неделю у Маннеха разрывался телефон. Интерес к сделке проявили Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и др. Переговоры с Activision заглохли сразу. Перссон не желал обсуждать случившееся с Electronic Arts, но таинственно заявил, что Mojang исключает потенциальных покупателей, «которые обходятся с играми так, как нам не нравится». Но Microsoft явно прошла отбор.
В результате условия продажи диктовал Маннех: Перссон и Порсер хотели выйти из дела вчистую, разорвав все связи с компанией. Кроме того, учитывая массовые сокращения в Microsoft после поглощения Nokia, оговаривалось, что в бизнесе не должно быть никаких увольнений (в компании всего 47 сотрудников, поэтому подобное условие не грозило покупателю серьезными материальными издержками).
Фил Спенсер, глава подразделения Xbox в Microsoft, имел дело исключительно с Маннехом. Перссон и Порсер отказались от участия в переговорах, хотя Спенсер все же провел некоторое время за крепкой шведской настойкой на травах, споря с ними о направлении развития игровой отрасли. Генеральный директор Microsoft Сатья Наделла не появлялся в Стокгольме, несмотря на то что это была крупнейшая сделка за время его пребывания в должности. Он лишь дважды звонил Маннеху, чтобы ускорить ход переговоров.
Пока юристы круглосуточно работали, чтобы закрыть многомиллиардную сделку, в прессу просачивались только косвенные данные. Microsoft вела себя довольно скрытно, в июльском послании к сотрудникам Наделла сообщил лишь, что инвестирует в игры, назвав их «крупнейшим явлением цифровой жизни в мире мобильных устройств».
Обычно словоохотливый Перссон тоже хранил молчание. Он выискивал небольшие идеи для новых игр и изучал языки программирования. Одиннадцатого сентября он опубликовал пост, где описывал свою работу с языком Dart, на котором переписал первую версию классической стрелялки Doom, и намекнул на грядущую продажу, — Doom послужил ему метафорой для Mojang. «Если я действительно займусь чем-нибудь новым, уверен, что кто-нибудь более терпеливый, чем я, сможет взять на себя наблюдение за проектом, — написал он. — Я не могу все время быть к нему привязан».
«Тут дело не в деньгах, — заявил он. — Дело в сохранении моего рассудка».
Много лет спустя, Перссон говорит, что ожидал более тяжелой реакции фанатов Minecraft на объявление о продаже игры. «В тот день, когда мы объявили о сделке, я собирался закрыть свой Twitter, опасаясь не справиться с ним, — рассказывает он. — Но люди отнеслись к новости на удивление спокойно. Они прочли мое объяснение и сказали: «Окей, надеюсь, с тобой все будет в порядке»».
«Конечно, надо отвечать за свои слова, — признает он, — но, честное слово, я не чувствую большого стыда из-за того, что у меня изменилась точка зрения».
«Мы их огорчили, и их реакция меня задевает», — считает Перссон. Но несмотря ни на что, он намерен двигаться дальше. В ноябре, когда сделка будет закрыта, Перссон, Порсер, Маннех и брат-близнец Маннеха полетят в Майами и на Сен-Бартелеми, чтобы ее отпраздновать. Перссон зовет этот краткий вояж «продажным туром».
Теперь Перссон обращает меньше внимания на язвительные замечания в Twitter и больше — на оскорбления в его адрес от близких друзей в группе WhatsApp. Вырвавшись на свободу, он начал сползать к подростковой романтической жизни.
Во временном офисе Rubberbrain шутки на темы ниже пояса вызывают хохот, от которого сотрясается потолок и сосед сверху раздраженно стучит в пол. Перссон игнорирует сердитый стук над головой, как прежде он не замечал интернет-троллеров. Он признается, что любит кнопку в Twitter, которая позволяет ему их банить, не сообщая им о том, что они заблокированы. Тем не менее иногда любопытство берет верх, и он отвечает. Недавно он отвечал своим ненавистникам анимированной фигуркой Вуди Харрельсона из фильма «Добро пожаловать в Zомбиленд», вытиравшей слезы пачкой денег. «Я понимаю, что отвечать в Twitter с помощью картинки несколько глупо», — пожимает плечами Перссон. Он столь же неловко обращается и с теми, кто ему нравится, когда ведет репортаж о своих каникулах на зафрахтованном самолете в фотосервисе Snapchat.
«Я сейчас отчасти наверстываю то, что упустил, когда сидел и программировал в 20 лет, — признается он. — Тусовки не самый разумный способ тратить деньги, но это забавно. Когда мы были молодыми, у нас совсем не было денег, поэтому я думал, что если когда-нибудь разбогатею, то ни за что не стану одним из тех скучных богатеев, которые не тратят денег».
Сейчас он тратит их на свою новую компанию. Ее офис — похож на фантазию подростка, где есть и бар с полным обслуживанием, и пульт ди-джея (Маркус учится сам ставить треки), и потайные комнаты, скрытые за книжными полками. И это притом, что Rubberbrain — это всего лишь название компании, которая ждет, чтобы ее основателей посетила какая-нибудь идея.
Кажется, что вдохновение непременно придет. Перссон проводит много времени в офисе, следя за обновлениями в Twitter и Reddit, а Порсер прочесывает форумы фанатов хоккейной команды своего детства и играет в бессмысленную сетевую игру, в которой надо кликать мышкой, взрывая жуков и прочую живность за монетки.
«Это похоже на детский сад для нас, детский сад для взрослых, — изрекает Перссон. — Всякий раз, когда появляется какая-нибудь идея, мы ее пару дней испытываем, а потом возвращаемся к играм».
Возможно, и это пройдет. Но есть еще уйма Маркусов Перссонов помоложе, которые менее пресыщены и более чувствительны к тому, чего хочет следующее поколение детей. Когда его об этом спрашивают, создатель Minecraft отвечает, что вполне неплохо ощущает себя и автором одного хита. Такие козыри, как безумное богатство и статус человека, отошедшего от дел, способны перекрыть стресс от ответственности за население виртуального мира, которое тебя то почитает, то презирает.
«Люди начинали видеть в Нотче идеал, — говорит Маркус. — Я вспоминаю, как я встретил своих собственных кумиров и осознал, что это реальные люди. И это расхождение стало для меня очень ясным. У меня с моими фанатами не сложилось тех отношений, которые я себе представлял».
Уходя из офиса Rubberbrain, помощник Перссона отдает ему записку одного из его американских фанатов. К письму, написанному округлым старательным почерком ученика четвертого или пятого класса, пришпилена долларовая купюра, и автор его просит, чтобы Перссон добавил для него в Minecraft несколько новых элементов.
«Нам сегодня дали взятку», — пошутил Перссон, прежде чем успел прочитать записку и нахмурить брови.
Затем он повертел в руке доллар: «Надо, наверное, отослать его обратно?»