какое население в шарье
Шарья
Шарья́ — город в России, административный центр городского округа Шарья и Шарьинского района Костромской области (в состав района не входит).
Содержание
География
Город расположен на реке Ветлуга (приток Волги), в 328 км от Костромы.Станция Шарья — крупный железнодорожный узел Транссибирской магистрали.
Интересен тот факт, что Шарья оказывается равноудалённой (
300 км) от областных центров Кострома (на запад), Нижний Новгород (на юг) и Киров (на восток). Примерно на том же расстоянии в северном направлении находится город Великий Устюг.
История города
Шарья — городской округ областного подчинения, промышленный и культурный центр северо-востока Костромской области с населением около сорока тысяч человек. Город расположен на левом низменном берегу реки Ветлуги и занимает территорию в 2530 гектаров.
Строительство железной дороги Вятка-Вологда осуществлялось строительным управлением на средства государственной казны. Дорогу и паровозное депо Шарья начали строить в 1903 году, а в июне 1906 года участок дороги был пущен в эксплуатацию.
В начале 1907 года были закончены работы по строительству паровозного депо. В этом же году закончилось строительство вокзала, водокачки, 21-й железнодорожной школы, больницы с поликлиникой и жилых домов по улице Вокзальной ст. Шарья.
Строительство велось потом и кровью костромских, вологодских, вятских крестьян, а также людей нерусских национальностей — удмуртов, марийцев, татар. На месте нынешних складов межрайбазы возникло кладбище, названное в народе татарским, где хоронили умерших от непосильного труда и антисанитарных условий жизни строителей.
Строительство дороги требовало больших средств, так как верста железнодорожной линии стоила в среднем 50 тыс. рублей золотом, чем царское правительство в то время не располагало, и поэтому были вынуждены сдавать постройку железной дороги отдельными участками частным подрядчикам. Так на участке Варакинский — Шарья-Соколовский (до 1960 года назывался ст. Забегалиха) все строительство зданий и служебных помещений было сдано подрядчику Барголову, а строительство пути со всеми земляными работами — подрядчику Миронову. Подрядчики заключали с рабочими кабальные договора. Рабочий день на строительстве был 12 часов. Взрослый рабочий за день работы получал 60 копеек, а молодые рабочие и подростки — по 30 копеек.
Строительство железнодорожного моста через реку Ветлугу вели русские специалисты и рабочие, которые имели уже большой опыт в строительстве мостов на других железных дорогах России. В июне 1906 года строительство моста закончилось.
Постепенно станция отстраивалась и в 1917 году превратилась в крупный посёлок с паровозным и вагонным депо.
В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий посёлок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 года Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения.
Город Шарья
Краткая информация о городском округе
Город Шарья возник как поселок при железнодорожной станции Шарья (открыта в 1906 году); название получил по имени реки Шарьинки. В 1929 году город Шарья получил статус рабочего поселка и стал центром района. В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября рабочий поселок Шарья был преобразован в город с населением около 12 тысяч человек. С образованием в 1944 году Костромской области Шарья вошла в её состав и была отнесена к категории городов областного подчинения. Город занимает территорию площадью 44,3 кв. км.
Основными факторами, обеспечивающими инвестиционную привлекательность городского округа город Шарья, являются его выгодное географическое положение, наличие развитой структуры экономики, транспортной инфраструктуры и регионального и местного законодательства, направленного на поддержание инвестиционной деятельности.
Численность населения городского округа город Шарья на 1 января 2018 года составляет 36 527 человек, в том числе:
1. Трудоспособного возраста – 18 692 человек;
2. Моложе трудоспособного возраста – 7 737 человек;
3. Старше трудоспособного возраста – 10 098 человек.
Природно-ресурсный потенциал
Шарья расположена на левом берегу реки Ветлуга, река не судоходная.
На территории городского округа город Шарья не выявлены месторождения полезных ископаемых. Минерально-сырьевая база представлена запасами питьевой и минеральной воды. Имеется песчаный карьер.
Лесных ресурсов на территории городского округа город Шарья нет.
Инфраструктура
На территории города расположен аэропорт. Воздушное сообщение обслуживается ОАО «Костромское авиапредприятие». Движение воздушных судов на внутренних регулярных местных воздушных авиалиниях проходит по маршруту Кострома – Шарья – Боговарово.
Станция Шарья – крупный железнодорожный узел Северной железной дороги, через который проходит Транссибирская магистраль, соединяющая Москву и Владивосток.
Основным источником обеспечения тепловой энергии городского округа является МУП «Шарьинская ТЭЦ». Водоснабжение (сбор, очистка и распределение воды) осуществляет Шарьинское представительство ООО «Водоканалсервис».
Протяженность инженерных сетей города составляет:
теплоснабжения (в двухтрубном исчислении) — 108,89 км;
водоснабжения — 38,8 км;
канализации — 10,7 км;
электроснабжения — 7358,2 км.
В городском округе функционирует 1882 хозяйствующих субъекта, из них 1176 индивидуальных предпринимателей и 706 организаций и предприятий.
Промышленность и инвестиции
Город Шарья – промышленный город. Производственную деятельность осуществляют предприятия лесопромышленного комплекса, машиностроения, стройматериалов, пищевой, полиграфической промышленности, электроэнергетики. Промышленный комплекс города включает 15 крупных, средних и малых предприятий, относящихся к частной собственности.
Крупное промышленное предприятие – ООО «СВИСС КРОНО», входящее в состав щвейцарской транснациональной корпорации «KRONO», объединяющей девять высокотехнологичных заводов по выпуску древесных плит в различных странах мира, наращивает обороты плитного производства.
Инвестиционный проект ООО «СВИСС КРОНО» является крупнейшей региональной инвестиционной программой с общим объёмом инвестиций более 350 млн. евро.
Потребительский рынок и сфера услуг
На территории городского округа город Шарья представлены предприятия современных форматов: торговые центры и комплексы, оснащенные новейшим оборудованием и предлагающие богатый ассортимент продовольственных и промышленных товаров, магазины шаговой доступности. В городском округе широко представлены федеральные и региональные торговые сети.
Развивается сфера бытового обслуживания населения. На настоящий момент 112 хозяйствующих субъектов оказывают бытовые услуги населению города.
К основным видам платных услуг (жилищные, коммунальные, бытовые, медицинские, ветеринарные, транспортные, услуги связи, культуры и спорта) в последние годы добавились санаторно-оздоровительные, гостиничные, туристические услуги.
В городе функционирует 34 точки общественного питания. К услугам гостей города современная гостиница «Шарья», ресторан «Корона», пиццерии «Верона», «Венеция» кафе «Жирная утка» и др.
Конкурентными преимуществами городского округа город Шарья являются:
Шарья, город
Шарья – крупнейший город на востоке Костромской области, расположенный на перекрёстке федеральных автомобильных трасс, соединяющих Кировскую, Вологодскую, Нижегородскую, Архангельскую области. Город расположен на левом берегу реки Ветлуги в 319 км. к северо-востоку от Костромы и в 669 км. от Москвы. Возникновение города Шарьи во многом обязано строительству в здешних местах железной дороги в начале 20 века.
История Шарьи
Поветлужские земли, издавна населённые черемисами (марийцами), входили в Новгородское княжество. В конце 15 — начале 16 вв. при Иване III через эти территории был проложен Старовятский тракт, связавший Москву с Вяткой, а после покорения Иваном Грозным Казанского ханства, во 2-й половине 16 века, возник другой тракт, идущий от Казани к Архангельску. В месте пересечения дорог возникли небольшие деревни, которые впоследствии образовали Николо-Шангскую волость, входившую, по территориальному делению 1778 года, в Ветлужский уезд Костромского наместничества, а позднее – губернии.
Деревни Большое и Малое Козлово, Мигуново, Малое и Большое Соколово, Балдино, Васенево, Сабуриха, Корегино, Горланиха, Костино и Белозёрово легли в основу будущего города.
История Шарьи неразрывно связана со строительством в здешних краях железной дороги. На всём её протяжении через каждые 100-150 километров основывались железнодорожные станции. Одной из таких станции и стала Шарья.
Участок дороги Вологда-Вятка, который включал в себя и ж/д станцию Шарья, строился силами частных подрядчиков, но на государственные средства под контролем Министерства путей сообщения. В конце 1906 года этот участок был передан в ведение Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги. Официальное открытие движения по этому участку началось 24 ноября 1906 года (дата основания Шарьи), а через два месяца был издан Указ о присвоении данным линиям наименования Северные железные дороги. Их общая протяжённость составляла порядка 2000 вёрст. В 1909 году была введена телефонная связь и жезловая система. Со временем станция Шарья разрасталась: отстраивался пристанционный поселок с жилыми домами, постоялыми дворами и торговыми лавками, появился вокзал, пакгауз, паровозное депо, больница, поликлиника и начальная школа.
Железная дорога строилась достаточно быстро, учитывая ту примитивную технику, которая была при этом использована. Нужда согнала на строительство не только костромских, вятских, вологодских, но и тамбовских, и минских крестьян, а также татар, удмуртов, марийцев.
Так по имени реки Шарьи возникла станция, названная также Шарьей. По одной из версий название реки происходит от марийского «шараш», то означает «малая вода». По сравнению с рекой Ветлугой, которую черемисы (марийцы) называли Энер, что переводится как река, её приток представлял действительно малую или небольшую воду.
Николаевская церковь в Шарье.
Дорогу к станции Шарья подводили с востока. В разобранном виде по реке Вятке доставляли подвижной состав и паровозы. От реки к городу Котельничу, где было построено временное дощатое депо, проложили железнодорожную ветку. Затем от Котельнича прокладывали дорогу к Свече и Шарье, используя подвижной состав. Первые паровозы серии «ОД» и «ОВ» без будок для машиниста были построены в Сормове. Кадры квалифицированных рабочих, в том числе машинистов, были присланы с других дорог, больше всего с Николаевской (Октябрьской) железной дороги.
В 1920 году Наркомат путей сообщения приступил к строительству железнодорожной ветки к реке Ветлуге, где создавались лесопристань, лесозавод и шпалозавод. Для строительства лесозавода было избрано место вблизи озера Голыши, лишённого, ввиду большой глубины, какой-либо растительности. Лесозавод строил трест «Севвостлес», управление которого находилось в Нижнем Новгороде, а лесопристань со шпалозаводом — Северная железная дорога. В январе 1925 года лесозавод, который имел паровую машину в 75 лошадиных сил, обрезной станок и две лесопильные рамы, был сдан в эксплуатацию.
В 1926 году была установлена вторая паровая машина. С расширением завода стал расти и посёлок Голыши. В Шарье возник леспромхоз, производивший заготовку древесины. И лесозавод, и лесопристань обслуживали потребности железной дороги в лесоматериалах и дровах.
В 1925 году волостной центр из Николо-Шанги перенесли в Шарью, население которой составляло 14,3 тысяч человек. Большинство жителей трудилось на железной дороге и лесокомбинате, вступившем в строй в 1925 году. В середине 1920-х гг. на улице Вокзальной было построено несколько коттеджей для работников станции, а в 1926 году появился целый квартал из многоквартирных двухэтажных деревянных домов неподалёку от железнодорожной больницы.
В 1929 году Шарья получила статус рабочего посёлка и стала центром Шарьинского округа и района Нижегородского края. Завершено строительство почтово-телеграфного агентства. Открыта Шарьинская типография, печатавшая единственную на весь северо-восточный округ газету, именуемую «Шарьинский пролетарий».
В 1934 году в Шарье построена городская больница и создана санэпидстанция.
В 1938 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Шарья преобразован в город.
В 1941 году построена Ветлужская поселковая больница.
На базе двухгодичной сельскохозяйственной школы в 1942 году организован Шарьинский сельскохозяйственный техникум.
В годы Великой Отечественной войны в Шарье действовало два эвакогоспиталя, сюда эвакировались жители из блокадного Ленинграда, находилось Ленинградское училище военных сообщений имени М.В.Фрунзе, переформировывалась стрелковая дивизия.
В 1945 год в городе Шарье организовался трест «Индустрой-4», в подчинении которого находились Пыщугский, Вохомский и Шарьинский стройлеспромхозы, жилищно-коммунальная контора и контора снабжения.
В 1946 году началось строительство Шарьинского домостроительного комбината. Трест «Индустрой-4» реорганизован в Шарьинский комбинат домостроения. Прежде всего создавалась строительная база: лесопильный цех, небольшая электростанция, шлако-блочный завод, бараки для общежитий строителям, 2–4-квартирные дома, школа фабрично-заводского обчения, столовая, пекарня, базы.
В 1947 году деревообрабатывающий завод взялся за производство комплексно-каркасных домов, потолочных щитов и товарного материала.
В 1950 году организована лесотехшкола. В школе проводилось обучение рабочих кадров для лесной промышленности. На базе артели «Молодая гвардия» создан первый крупный колхоз.
В 1953 году на базе ремонтных мастерских основан ремонтно-механический завод.
В 1954 году образовалось Шарьинское автотранспортное предприятие. Открыт дом культуры в поселке ДСК.
В 1958 году в городе Шарье начал свою работу завод железо-бетонных конструкций.
В 1960 году основан Шарьинский мясокомбинат. Построен Шарьинский хлебозавод. Построено новое здание почты на ул. Октябрьской. Лесокомбинат вошёл в Шарьинский домостроительный комбинат. Самостоятельным предприятием стала сплавная контора. Посёлки Голыши и ДСК слились, образовав один посёлок — Ветлужский.
В 1961 году открыта Шарьинская детская спортивная школа.
В 1963 году основано Шарьинское медицинское училище, которое готовило медсестёр и фельдшеров.
В 1964 году открыто Шарьинское педучилище.
В 1965 году введена в строй Шарьинская ТЭЦ.
В 1966 году в Шарье вступила в строй автоматическая телефонная станция, почта доставляла подписчикам более 60 тыс. экземпляров газет и журналов.
В 1967 году открыт народный музей в Доме культуры «Северный». Образована Шарьинская птицефабрика.
В 1969 году состоялось открытие детской художественной школы. Открыт новый маслосырзавод.
В 1970 году Министерство лесной промышленности создает машиностроительное предприятие «Эксмаш».
В 1971 году в Доме культуры «Северный» открылся музей — филиал Костромского историко-архитектурного музея-заповедника.
В 1972 году открыт стационар Шарьинской центральной районной больницы.
В 1973 году построено новое здание Шарьинского детского дома.
В 1975 году открыт памятник погибшим шарьинцам. Памятник сооружён на средства общественности.
В 1976 году построена новая поликлиника.
В 1977 году организовано на хозяйственном расчёте Шарьинское производственное деревообрабатывающее объединение ПДО «Шарьядрев».
В 1978 году открыта новая стоматологическая поликлиника.
В 1981 году построена турбаза «Ветлуга».
В 1994 году основано МУП «Комбинат молочных продуктов» города Шарьи.
В 1995 году открыт социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних детей в Шарье.
В 1999 году основано предприятие ООО «Лесопромышленный комплекс», в состав которого входят ООО «Шарьинский ДОК», «Шарьинская сплавная контора», ООО «Леспромхоз Павино», ООО «Леспромхоз Вохма».
В 2001 году начало работу ООО «Шарьинская минеральная вода». Выпускает минеральную воду «Шарьинская», питьевую воду «Ваше здоровье».
В 2002 году зарегистрировано производственное предприятие «Кроностар» как дочернее предприятие швейцарской фирмы «Кронохолдинг».
В 2005 году освящён вновь построенный Никольский храм в городе Шарье.
Шарья в настоящее время
Городской парк в Шарье.
Современная Шарья – промышленный город. Основные отрасли промышленности: энергетика, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, пищевая, производство строительных материалов. Наиболее крупные предприятия: ООО «Кроностар», ООО «Лесопромышленный комплекс», ООО «Эксмаш-Инвест», ООО «Шарьинский мебельный цех», ООО «Шарьинская ТЭЦ», ООО «Шарьинская минеральная вода» и другие.
Шарья – культурный центр области. Здесь имеются 6 средних школ, педагогический и медицинский колледжи, аграрный и политехнический техникумы, 2 музыкальных и 1 художественная школы, 2 дома культуры, 5 библиотек, филиал Государственного архива Костромской области, архив Шарьинского района, краеведческий музей, туристическая база «Ветлуга».
По состоянию на 1 января 2015 года численность населения Шарьи (вместе с пгт. Ветлужский) составляет 36737 человек. В городе работает местное телевидение, издается газета «Ветлужский край».
Шарья
Дороги в Шарье значительно хуже, чем за её пределами; впрочем, это вообще занятное свойство Костромской области, которое наблюдается и в столице региона.
Такой суровый лесной край, где никто не думает о внешней стороне вещей.
Такой край света, вдруг оказавшийся между Средней Полосой и Вяткой. Стоит отметить, что лежащая восточнее Кировская область выглядит местами не лучше Шарьи, но там даже в маленьких городках по большей части лучше с городской средой и инфраструктурой.
Как лежащая несколькими сотнями километров севернее Архангельская область, только без деревянных тротуаров (которые бы тут совсем не помешали).
Печальное положение дел дополняется тем, что город всё-таки довольно большой, ещё больше по площади его делает запутанная планировка и преобладание бараков и частного сектора.
В городе живёт почти 24 тыс. чел.; как и почти везде в российской нечерноземной провинции, его население убывает.
Но демографическая обстановка здесь относительно благоприятна: несмотря на неблагоустроенность и неуютность города, население за постсоветское время здесь уменьшилось всего на 11% (в сравнении почти с 20% убыли населения в целом по региону).
Тут не сформировалось никакого ансамбля центра города или даже сколько-нибудь цельной застройки, что не очень обычно для сформировавшегося в советское время города. Но на Русском Севере многие не исторические города выглядят так.
Соответственно, достопримечательностей здесь почти нет.
А те, что есть, в основном связаны с железной дорогой, это циркульное (круглое) депо (до которого я не добрался) и здание железнодорожного вокзала.
Обратите внимание, что даже здание вокзала здесь в неважном состоянии.
По моему опыту, даже в совсем захолустных городах, где весь жилой фонд состоит из полуразвалившихся бараков, железнодорожный вокзал чаще всего отремонтирован и покрашен.
Насколько я понял, там располагается городской ЗАГС.
Центральная (но не главная) Октябрьская улица, в отличие от большинства главных улиц провинциальных российских городков, не является внутригородским продолжением большой дороги, она довольно тихая и соединяет район вокзала с районом рынка и главными магазинами.
И это всё главные улицы города, не задворки, задворки выглядят вот так:
Где-то между самым-самым центром и вокзалом:
Посадочные платформы автовокзала:
От автовокзала, не найдя прохода к циркульному депо, и торопясь поскорее уехать в сторону Котельнича и Кирова, я стал выбираться скользкими и испещрёнными лужами шарьинскими улочками к восточному выезду из города.
Улица Вокзальная, по идее одна из главных в городе:
При этом средняя частота движения автомобилей по любому из сегментов этого восхитительного решения транспортных проблем восточной столицы Костромской области не превышала 1 штуки в 5 минут.
Городской округ город Шарья
Городской округ город Шарья — городской округ в Костромской области России. Административный центр — город Шарья.
В состав городского округа входят 5 населённых пунктов [1] :
Статус | Населённый пункт | ОКАТО | Население (2010) [2] |
---|---|---|---|
город | Шарья | 34 430 000 | 23 681 |
пгт | Ветлужский | 34 430 555 | 12 224 |
деревня | Михалкино | 34 430 000 008 | 754 |
деревня | Алешунино | 34 430 000 011 | |
деревня | Корегино | 34 430 000 012 |
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Городской округ город Шарья» в других словарях:
Шарья — У этого термина существуют и другие значения, см. Шарья (значения). Город Шарья Флаг Герб … Википедия
Буй (город) — Город Буй … Википедия
Кострома — У этого термина существуют и другие значения, см. Кострома (значения). Город Кострома … Википедия
Галич (Костромская область) — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Флаг Галича (Костромская область) — Флаг городского округа город Галич Галич Костромская область Россия … Википедия
Флаг Костромы — Флаг городского округа город Кострома Кострома Костромская область Россия … Википедия
Флаг Мантурово — Флаг городского округа город Мантурово Мантурово Костромская область Россия … Википедия
Волгореченск — Город Волгореченск Флаг Герб … Википедия
Котлас — Город Котлас Герб … Википедия
История Костромской области — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставить интервики в рамках проекта Интервики. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия