какое население на курильских островах
Происхождение, климат и население Курильских островов
Отдаленность и необитаемость подогревают стремление увидеть необычные и наполненные тайнами Курильские острова. Эти загадочные места являются объектом повышенного внимания многих путешественников. Узкая дуга островов, соединяющая Камчатку и Японию, является только частью тихоокеанского вулканического кольца, а сколько их еще скрывает океан — неизвестно.
Краткая историческая справка
Проблема открытия этих земель до сегодняшнего дня считается актуальной, а на международном уровне до сих пор ведется спор о том, кому принадлежат Курильские острова. Японцы утверждают, что первопроходцами этого архипелага являются именно они, появившись там раньше русских мореплавателей. Но отечественная история свидетельствует, что первыми около берегов неизвестных до того времени земель остановились корабли экспедиции В. Д. Пояркова в 1646 году.
Сохранившиеся документы подтверждают этот факт, а исторические хроники европейских исследователей того времени упоминают о первых русских поселенцах на островной территории. В конце XVIII века Курилы официально присоединили к русским землям, а их население ознакомили с царским приказом о взимании государственных податей. Однако никакого договора между Японией и Россией на владение землями подписано не было. Кроме того, южная часть уже в то время находилась под контролем Японии.
После долгих переговоров в 1855 году был подписан первый договор о дипломатических и торговых отношениях между двумя государствами, который узаконил действия той и другой стороны на обеих территориях. Но проблема оставалась вплоть до 1875 года, когда страны подписали новый договор, по которому японцы имели право торговать в сахалинском Корсакове, а российские моряки могли заходить в порты Японии. Несмотря на договор, сложные отношения переросли в конфликт. В 1904 году началась русско-японская война.
Япония совершила нападение на Россию. События развивались не в пользу России: в сражении под Цусимой, где погибло более 100 тысяч русских солдат, эскадра Балтийского флота была разбита. Несмотря на это Япония, истощенная войной, согласилась на мирные переговоры. Результаты войны показали слабость царской политики.
Проблема курильского конфликта остается нерешенной и на сегодняшний день, что создает двойственность положения местных жителей и рождает неприязнь японцев. Острова Курильской гряды на карте можно увидеть ниже.
География островов, климат и население
Кури́льский архипелаг представляет собой длинную цепочку островов, находящуюся между Камчатским полуостровом и японским островом Хоккайдо в форме дуги, которая разделяет море и океан. Происхождение Курильских островов вулканическое. Они протянулись на 12 тысяч километров. На юге проходит российская граница. В Большой Курильской и Малой Курильской грядах насчитываются 56 островов. Несколько названий:
Большинство из них входит в Сахалинскую область. На несколько южных претендует Япония. Климат здесь по особому суровый, зимы холодные и долгие, а летом прохладно, воздух очень влажный. Курилы находятся в сейсмической зоне в окружении вулканов. Их всего 68, 36 из них — действующие, поэтому здесь много горячих минеральных источников. Большинство из них непригодны для питья, так как газы из вулканов часто содержат сернистые пары. Также на курилах есть несколько целебных источников.
Здесь в порядке вещей большие цунами. К примеру, один из них в 1952 году снес целый город. На островах часто бывает 1500 землетрясений в год. Одни из них связаны с особенностью движения в земной коре, другие — с извержением лавы из вулкана. За 15 столетий эта земля видела более 200 разрушительных и 2000 средних землетрясений.
Острова богаты полезными ископаемыми. Прибрежные территории содержат много руды, газа, нефти. Когда-то в царской России отсюда везли серебро и золото, но сейчас разработки драгметаллов небольшие.
Жителей на Курилах немного, заселение распределено неравномерно. В большинстве своем острова необитаемы. Люди разных национальностей проживают постоянно только на четырех из них. В 2010 году здесь было 19 населённых пунктов.
Рекордная численность населения Курильских островов отмечалась в 1989 году — около 30 тысяч человек. В советское время людей на Курилах было гораздо больше, так как тогда здесь находилось много военных баз, а государство выделяло высокие дотации. В 2010 осталось всего 18,7 тыс. человек.
Флора и фауна Курил
Растительный мир Курил очень разнообразен. На островах с северной стороны из-за холодного климата растут в основном кустарниковые и карликовые деревья:
На южных частях островов растут представители хвойных пород: пихта, лиственница, ель. Встречается тропическое обилие лиственных деревьев. Здесь и дуб курчавый, и клён, и калопанакс семилопастный с дикими лианами. На южной части территории Курил растет единственный в России дикорастущий вид обратнояйцевидной магнолии.
В средней и южной полосе островов все заполоняет бамбук, создавая непроходимые заросли на склонах гор и опушках леса. На всей территории из-за влажного климата распространены высокие травы.
Существует больше сорока видов эндемичных видов растений: полынь островная, астрагал кавакамский, эдельвейс курильский, который встречается на острове Итуруп. Здесь же много полушника азиатского, который занесён в Красную книгу. Из цветочных растений очень красивы аралии разных сортов, пионы, рододендроны, болотница жемчужная и волчелистник.
Из животных на островах живут бурые медведи и лисы, водоемы богаты разной рыбой. Рыболовецкие артели ездят сюда добывать китов, крабов, раков, кальмаров. В лесах много разных птиц, среди них чайки, ржанки, утки, буревестники, альбатросы. В существующем здесь природном заповеднике находятся 84 вида животных, охраняемых государством.
История Курильских островов. Основные факты.
В 1643 году экспедиция голландцев обследовала острова Малую гряду Курильских островов и прошла пролив между островами Итуруп и Уруп (пролив Фриза). Тогда эта земли были объявленны собственностью Голландской Ост-Индской компании.
В 1711 года отряд камчатских казаков впервые высадился на самом северном острове Шумшу, разбив здесь отряд местных айнов, а затем и на втором острове гряды — Парамушире.
В 1738—1739 годах научная экспедиция русского флота впервые нанесла на карту Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был составлен атлас «Генеральная карта России» с изображением 40 островов Курильского архипелага. После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей.
В 1786 году императрица Екатерина II издала указ о защите прав на «земли, мореплавателями российскими открытые», в числе которых называлась и «гряда Курильских островов, касающаяся Японии». Данный указ был опубликован на иностранных языках. После публикации ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью «Земля российского владения».
В 1855 году Япония и Россия подписали первый русско-японский договор о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп. К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи, а остальные признавались российскими владениями. При этом остались неурегулированными вопросы о статусе Сахалина, что приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками.
В 1875 года подписан Петербургский договор, по которому Россия передала Японии права на все 18 Курильских островов в обмен на японскую часть Сахалина. Таким образом границы были урегулированы.
В 1905 году, по результатам Русско-японской войны был подписан Портсмутский мирный договор, согласно которому Россия уступила Японии южную часть Сахалина.
В 1945 году Советские и Союзные войска оккупировали Курильские острова.
В 1951 года заключён мирный договор между Японией и союзниками, согласно которому Япония отказалась от прав на территории, суверенитет над которыми приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года. (часть о. Сахалин)
При этом, согласно официальной позиции Японии, Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи в состав Курильских островов (островов Тисима) не входили, и от них Япония не отказывалась. Представители СССР предложили внести в договор поправку о признании суверенитета СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами, однако это и ещё ряд предложений учтены не были, поэтому СССР, Польша и Чехословакия договор не подписали.
В 1956 года СССР и Япония приняли московскую декларацию, которая прекращала состояние войны и восстанавливала дипломатические отношения между двумя странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан, но только после заключения мирного договора. Однако позже японская сторона отказалась от подписания мирного договора под давлением США, которые пригрозили, что в случае снятия Японией претензий на острова Кунашир и Итуруп, в состав Японии не будет возвращён архипелаг Рюкю с островом Окинава, который на основании Сан-Францисского мирного договора тогда находился под управлением США.
В 1960 года Япония подписала Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.
Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и всегда рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории.
В 2012 года начальник российского Генштаба сообщил, что Минобороны РФ создаст два военных городка на южных Курильских островах (Кунашир и Итуруп) в 2013 году.
26 октября 2017 г. первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что Россия планирует создать на Курильских островах базу Военно-морского флота.
Ниже видео о состоянии инфраструктуры на о. Итуруп. 2016 г.
Где находятся Курильские острова и кому принадлежат
По сей день не понятно, чьи Курильские острова сегодня. За право владения спор ведется между Россией и Японией, поскольку земли имеют огромный военный потенциал.
Рассматриваемые земли имеют неоценимое экономическое, а также военно-стратегическое значение. Их большая часть считается частью Российской Федерации и относится к Сахалинской области. Однако статус таких составляющих архипелага, среди которых Шикотан, Кунашир, Итуруп, а также группа Хабомаи, оспаривается японской властью, которая относит перечисленные острова к префектуре Хоккайдо. Таким образом, можно найти Курильские острова на карте России, однако Япония планирует узаконить владение частью из них. Данные территории имеют свои особенности. Например, архипелаг целиком относится к Крайнему Северу, если смотреть юридические документы. И это несмотря на то, что Шикотан располагается в одной широте с городом Сочи и Анапа.
Кунашир, Мыс Столбчатый
Климат Курильских островов
В рамках рассматриваемой местности преобладает умеренный морской климат, который скорее можно назвать прохладным, чем теплым. Основное воздействие на климатические условия оказывают барические системы, которые обычно формируются над северной частью Тихого океана, холодного Курильского течения, а также Охотского моря. Южная часть архипелага охвачена муссонными атмосферными потоками, например, там также главенствует азиатский зимний антициклон.
Остров Шикотан
Основным фактором, влияющим на летний температурный показатель, считается характер гидрологической циркуляции, свойственной прибрежным водам.
Если рассматривать составляющие средней и северной группы островов, стоит отметить, что температура прибрежных вод там не поднимается выше пяти – шести градусов, поэтому для данных территорий характерен самый низкий летний показатель для Северного полушария. На протяжении года на архипелаг выпадает от 1000 до 1400 мм осадков, которые равномерно распределяются по сезонам. Также можно говорить о повсеместно избыточной влаге. В южной стороне цепочки летом показатель влажности превышает девяносто процентов, из-за чего появляются плотные по своей консистенции туманы. Если внимательно рассмотреть широты, где находятся Курильские острова на карте, можно сделать вывод, что местность отличается особой сложностью. Она находится под регулярным воздействием циклонов, которые сопровождаются чрезмерными осадками, а также могут стать причиной возникновения тайфунов.
Остров Симушир
Территории заселены неравномерно. Круглогодично население Курильских островов проживает на Шикотане, Кунашире, Парамушире и Итурупе. На других участках архипелага нет постоянного населения. Всего насчитывается девятнадцать населенных пунктов, среди которых шестнадцать сел, поселок городского типа под названием Южно-Курильск, а также два крупных города, среди которых Курильск и Северо-Курильск. В 1989 году зафиксировано максимальное значение количества населения, которое приравнивалось к 30 000 человек.
Высокая заселенность территорий во времена Советского Союза объясняется дотациями тех регионов, а также большим количеством военнослужащих, которыми были населены острова Симушир, Шумшу и так далее.
К 2010 году показатель существенно снизился. Всего территории заняло 18 700 человек, из которых приблизительно 6 100 проживают в рамках Курильского округа, а 10 300 – в Южно-Курильском округе. Остальные люди заняли местные села. Численность населения значительно снизилась из-за отдаленности архипелага, однако свое сыграл и климат Курильских островов, который выдерживает далеко не каждый человек.
Необитаемые острова Ушишир
Как добраться до Курил
Добираться сюда удобнее всего по воздуху. Местный аэропорт под названием «Итуруп» считается одним из наиболее важных авиационных объектов, возведенных в постсоветские времена с нуля. Он построен и оборудован в соответствии современным технологическим требованиям, поэтому ему присвоен статус международного авиа пункта. Первый рейс, ставший в последствии регулярным, был принят 22 сентября 2014 года. Им стал самолет компании «Аврора», прилетевший из Южно-Сахалинска. На борту всего находилось пятьдесят пассажиров. Данное событие негативно было воспринято японскими властями, которые относят данную территорию к своей стране. Поэтому споры о том, кому принадлежат Курильские острова, продолжаются по сей день.
Стоит отметить, что путешествие по Курилам необходимо планировать заранее. Составление маршрута должно учитывать, что всего архипелаг включает пятьдесят шесть островов, среди которых наибольшей популярностью пользуется Итуруп и Кунашир. Добрать на них можно двумя способами. Удобнее всего долететь на самолете, однако билеты стоит купить за несколько месяцев до намеченной даты, поскольку рейсов отправляется достаточно мало. Второй способ – это путешествие на теплоходе из порта города Корсаков. Путь занимает от 18 до 24 часов, однако приобрести билет можно исключительно в кассах Курил или Сахалина, то есть онлайн продажа не предусмотрена.
Уруп является необитаемый остров вулканического происхождения
Несмотря на все сложности жизнь на Курильских островах развивается и растет. История территорий началась в 1643 году, когда несколько участков архипелага были обследованы Мартеном Фрисом и его командой. Первые сведения, полученные российскими учеными, датируются 1697 годом, когда состоялся поход В. Атласова по Камчатке. Все последующие экспедиции под руководством И. Козыревского, Ф. Лужина, М. Шпанберга и других были направлены на планомерное освоение местности. После того как стало понятно, кто открыл Курильские острова, можно ознакомиться с несколькими интересными фактами, связанные с архипелагом:
Большая Курильская дуга окружена подводными вулканами, некоторые из которых регулярно дают о себе знать. Любое извержение становится причиной возобновления сейсмической активности, которая провоцирует «моретрясение». Поэтому местные земли подвержены воздействию частых цунами. Сильнейшая волна цунами высотой около 30 метров в 1952 году полностью уничтожила город на острове Парамушир под названием Северо-Курильск.
Прошлый век также запомнился несколькими природными катастрофами. Среди них наиболее известным стало цунами 1952 года, случившееся на Парамушире, а также Шикотанское цунами 1994 года. Поэтому считается, что столь прекрасная природа Курильских островов, также очень опасна для человеческой жизни, однако это не мешает местным городам развиваться, а населению расти.
Как живут на российских Курилах, о которых мечтает Япония (38 ФОТО)
Для увлеченных путешественников Курилы всегда были заветной мечтой, только вот добираться с каких-нибудь западных «окраин» слишком далеко и непомерно дорого. Если не живете постоянно в Сахалинской области, то будьте любезны отвалить как минимум вдвое больше за перелет из Южно-Сахалинска. По ценам на декабрь-2018, что предлагает Skyscanner, один билет туда-обратно до Кунашира – без малого 30 тысяч, до Итурупа – 33 тысячи с лишним. Лететь-то при этом всего ничего – 1:10 – 1:20 в один конец.
Неудивительно, что большинство выбирают паром, который хоть и идет гораздо дольше (почти сутки), но все-таки намного более приемлем по цене.
Впрочем, погода в регионе, особенно осенью и зимой, может задержать и воздушные, и морские рейсы на много часов и даже дней. Так что при обычном рабочем графике не факт, что отпуска хватит, ведь одну неделю можно запросто потратить в ожидании.
Пока, правда, кроме экстремалов (само собой, небедных), потока туристов нет и быть не может: мало того что дорого, так еще и нет условий для свободного передвижения по островам. Наземный транспорт практически не развит, дороги только недавно начали местами укатывать в асфальт.
И даже если у вас есть «неубиваемый» японский внедорожник, пусть и старый (на таких ездят практически все местные), придется поучаствовать в не самом веселом квесте «найди бензин». Сети заправок здесь попросту нет, жители покупают топливо у военных или предприятий на гособеспечении. Проще говоря, платят за ворованное.
В ноябре 2017 года в Южно-Курильске открылась лишь вторая по счету АЗС
Как известно, Южные Курилы мечтает заполучить Япония, которая вот уже 70 лет не соглашается из-за этого на официальный мир с Россией. Не поддерживая напрямую ни одну из сторон, иностранные СМИ все-таки намекают, что Россия ведет себя по принципу «сам не гам и другому не дам». То есть регион, который мог бы стать «жемчужиной», остается, по сути, «задворком», где немногочисленное население еле сводит концы с концами.
Anews предлагает взглянуть на три спорных острова глазами жителей, а также репортеров и путешественников, которым довелось там побывать в последние годы.
Власти рекламируют регион лозунгом: «Острова, на которых хочется жить!»
Итуруп: «адский трэш и безнадега»
Крупнейший и самый дальний от Японии остров, на который она претендует, населяют 6,5 тысячи человек. Местный административный центр Курильск – это единственный город, помимо него есть еще горстка жилых сел, а также россыпь пустых поселков, где число жителей постепенно сокращалось, пока совсем не исчезло в 1990-е.
Впрочем, с «живыми» селами ситуация тоже не очень. Например, Горное, построенное в 80-е как военный городок, наполовину опустело и было разграблено в начале 90-х, а в 1994-м сильно пострадало от землетрясения. Люди там живут до сих пор, но на фото это место выглядит как город-призрак.
Таким его запечатлел в 2010-м блогер ДимПалыч, который жил в Горном в детстве
ДимПалыч / LiveJournal» data-label=»https://ovsiasha.livejournal.com/7610.html ДимПалыч / LiveJournal» data-width=»600″ data-height=»450″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/287072032.jpg» data-width=»600″ data-height=»450″ />
Спустя пять лет, в декабре 2015-го, в Горном побывал известный фотограф Олег Климов, который наделал черно-белых снимков еще более «апокалиптического» настроения. Его репортаж опубликовала Meduza*.
Только летом 2018-го Горное с населением в 700 человек, давно списанное с баланса Минобороны, перешло в муниципальную собственность. Однако село уже фактически не подлежит восстановлению – настолько все разрушилось и одряхлело. Так что власти решили в течение трех лет переселить всех в новые дома, которые построят возле другого, более благополучного поселка.
Один из типичных домов Горного в 2018 году
Остальные населенные пункты Итурупа администрация считает благоустроенными. Но репортеры не соглашаются, называют Курилы и, в частности, Итуруп – «бедным и крайне изолированным регионом», а Курильск – «мрачным и даже зловещего вида поселком».
Хотя, многое, конечно, зависит от ракурса, сезона и погоды – если взглянуть на такое вот яркое и солнечное фото, то гнетущего впечатления не будет.
Другое дело – будничные реалии, которые от погоды не меняются: старые блочные дома барачного типа, грунтовые дороги, на которых летом жуткая пыль, а осенью непролазная грязь, отсутствие инфраструктуры и дикие цены на продукты при скромных зарплатах.
Согласно федеральной программе развития Курил на 2016-2025 годы, в бюджете заложено более 70 млрд рублей, чтобы поднять транспорт, инфраструктуру и повысить уровень жизни. Но жители существенного прогресса не наблюдают, хотя, по их мнению, на эти деньги можно было уже новый город построить.
В 2017 году фотограф и блогер Сергей Анашкевич показал свой фотоотчет о жизни в Курильске. В этом городе живет четверть всего населения острова, здесь сконцентрирована вся деловая жизнь, и это самый благоустроенный и приличный населенный пункт, отмечает он.
Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-label=»Сергей Анашкевич / LiveJournal» data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/374100283.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
Вот где действительно «адский трэш и безнадега», так это в обычных жилых дворах, продолжает он. Какие-то дряхлые руины деревянных домов, которые никто не убирает, брошенные сгнившие машины, сараи самого унылого вида, там и сям брошенное жилье.
Итуруп богат ресурсами: от уникального месторождения очень редкого и дорогого металла рения на вулкане Кудрявый до ценной рыбы и морепродуктов. На этом острове внедрены самые передовые технологии по добыче, переработке рыбы и рыборазведению. Но, как признаются журналистам местные жители, здесь процветает браконьерство, поскольку фактически только так можно обеспечить себе более-менее достойный доход.
Кстати, красная икра местного производства в здешних магазинах стоит как в Москве – от 2000 рублей за кг. Рыба и вовсе может стоить в полтора раза дороже.
На заводе по переработке кеты в поселке Китовый под Курильском
Как написал на одном форуме житель Сахалина: «Рыбу, которую мы добываем и обрабатываем на острове, сначала отправляют на материк, а уже оттуда наши поставщики и покупают ее для островитян. Та же ситуация и с бензином, газом и т.д. Сначала все добытое на материк, а уже оттуда нам. Так что если хочешь рыбы, то ты идешь не в магазин, а на рынок, либо к знакомым, где и ценник намного ниже».
Шикотан «там царит диктатура»
На этот маленький остров южнее Итурупа «ехать нужно только «к кому-то» и «зачем-то», просто так, в никуда, не получится», пишет посетившая его в июне 2018-го журналистка с Сахалина Елена Герцен.
Все население Шикотана составляет 2,5 тысячи человек – это рыбаки, военные, бюджетники, и пенсионеры. Живут они в двух поселках на весь остров – Малокурильском и Крабозаводском. Старые и новые однотипные постройки по-современному выкрашены в веселенькие цвета, но на причале пассажиров встречает груда ржавого металлолома и ангар с крупной надписью «Слава партии».
Асфальтовых дорог на острове нет, так что летом жители глотают пыль, а в непогоду месят грязь.
Путешественник из Эстонии Максим Старостин, тоже посетивший этот «край земли», показал в своем блоге на Туристере, как выглядит главная улица Малокурильского: «Сразу видно, что большинство зданий здесь построено еще в советское время. А асфальта, похоже, не было никогда».
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/863060086.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
Многомиллиардной федеральной программой поддержки Курил предусмотрено строительство нового жилья вместо старых трущобных бараков. Но, как сообщают СМИ Сахалинской области, никакого строительства не ведется, даже учитывая опасность нахождения аварийных домов в сейсмической зоне.
Более того, местные чиновники, как оказалось, «по ошибке» даже не внесли эти дома в список аварийного жилья.
Как рассуждают на Курилах, «то, что здесь строит Москва – это политические действия». Например, отгрохали на Шикотане просторную красивую школу – но, по словам местных, не нужна была такая, ведь учеников всего 128.
Центр плохо себе представляет реальные нужды далекого региона, но командует программой и распоряжается, куда какие средства должны пойти. При этом все традиционно – деньги «осваиваются», а результат мизерный.
Здесь практически нет кафе, есть кинотеатр, куда особо некому ходить. Пытались сделать дискотеку, но тоже некому – молодежь в основном уезжает и не возвращается.
А для тех, кто остался, единственная услада – отпуск, когда можно съездить на Сахалин. Правда, планировать поездку нужно сильно заранее, потому что билеты на теплоход в сезон раскупаются на месяц-два вперед.
Maksim Starostin / tourister.ru» data-width=»1024″ data-height=»680″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/38332214.jpg» data-width=»1024″ data-height=»680″ />
В 2011-м один из курильских журналистов сказал про Шикотан: «Там царит диктатура, там все определяет и решает хозяин рыбного предприятия. Причем в Малокурильске один хозяин, а в Крабозаводске – другой хозяин. Вот между ними и идет конкуренция». Так ли это до сих пор, неизвестно.
А про самих шикотанцев говорят, что они страшно горды тем, что живут именно там. Гордость или нет, но вот факт: когда власти предложили жильцам аварийных домов переселиться в новые на Кунашире, они отказались.
Кунашир: «цивилизация и прогресс»
А этот остров настолько близок к Японии, что ночью некоторым прямо из дома видны огни Хоккайдо. Упомянутый выше курильский журналист охарактеризовал Кунашир как «самый демократический, цивилизованный и прогрессивный». Причем это мнение 7-летней давности, а судя по самым свежим отзывам путешественников, изменения на Кунашире действительно заметны.
Фото с крыши его дома: через пролив – Япония
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»800″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/359849766.jpg» data-width=»1200″ data-height=»800″ />
Строительство новых сейсмоустойчивых домов
kunashir / pikabu.ru » data-width=»1200″ data-height=»900″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/159304505.jpg» data-width=»1200″ data-height=»900″ />
Благоустройство территории (на фото: новенькая смотровая площадка с видом на бухту и вулкан Менделеева)
Kunashir сообщает, что «еще 5 лет назад на острове были исключительно грунтовые дороги отвратительного качества». Сегодня повсеместно укладывают асфальт.
Он, впрочем, добавляет, что на его памяти дороги на острове делают постоянно. «Причем один и тот же участок по несколько раз, и ремонтируют не потому, что этот участок пришел в негодность, а потому что нужно осваивать бюджет». Как будто бывает по-другому.
Сравните: одна из улиц Южно-Курильска, 2006 год
2018 год: облагороженные придомовые территории
Хотя дикий, но притягательный колорит запустения в стиле «Сталкера» тоже присутствует
На Кунашире (и в целом на Южных Курилах) в ближайшее время обещают стабильный скоростной интернет – «оптика» по дну Охотского моря уже проложена, осталось завершить установку наземного оборудования.
Ну а что касается магазинов, то, как обычно на островах, цены на продукты как минимум вдвое выше «материковых».
хлеб Бородинский (мини-кирпич) – 75 р
десяток яиц – 120 р
салями Микоян – 1400 р / кг
нерка хол. копчения – 1500 р /кг (причем добывается здесь же)
Сергей Анашкевич / LiveJournal » data-width=»900″ data-height=»600″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/786759419.jpg» data-width=»900″ data-height=»600″ />
А вот одежду и прочие промтовары проще заказать по интернету и через несколько месяцев дождаться доставки, чем найти что-то нужное и приличное на месте.
Япония: Раусу
Напоследок – несколько кадров из поселка Раусу на Хоккайдо – того самого, чьи ночные огни мигают жителям Кунашира.
Вид на бухту Раусу; на горизонте – очертания Кунашира
Рыбацкие постройки на пляже
Dmitry Gudkov / ourlifeunfolded.com » data-width=»1024″ data-height=»682″ data-cke-saved-src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» src=»https://img.anews.com/media/gallery/101478866/633294045.jpg» data-width=»1024″ data-height=»682″ />
В местном кафе мордобоев не бывает. 83-летняя хозяйка сама заваривает чай и обслуживает посетителей. Все столики бывают заняты местными стариками. По словам автора фото, англоязычного туриста, все очень дружелюбны и общительны.
Все в Инстаграме нахваливают еду в Раусу. Основной рацион, конечно, морской.
А это цены на крабов – от 5 до 9 тысяч иен (по-нашему от 3,8 до 5 тысяч рублей).
Только посмотрите на эти изумительные дороги
На Курилах свои потрясающие ландшафты, грандиозная природа, от от которой захватывает дух. В этом смысле нечего и сравнивать. Но остается сожаление, что в России, в отличие от Японии, не спешат создать возможности, чтобы как можно больше людей приезжали любоваться ими.
* Медуза признана судом России иноагентом