какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Современные направления в исследовании речи детей дошкольного возраста

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи Екатерина Елаева
Современные направления в исследовании речи детей дошкольного возраста

В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направлений. Изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изучалась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина); лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

Результаты этих исследований были отражены в новой типовой программе (1983-1984, под ред. Р. А. Курбатовой и Н. Н. Поддьякова. Она построена на основе деятельностного подхода. Программа связывала речевое развитие с ознакомлением с окружающим, учитывала возрастные особенности детей, предполагала преемственность в содержании речевого воспитания в возрастных группах, перспективность (на каждом этапе закладываются основы того, что будет развито в дальнейшем); преемственность, между, детским садом и школой.

Разработка Ф. А. Сохиным, методической теории включала психологические, психолингвистические, лингвистические и педагогические ас-пекты. В центре внимания находятся вопросы развития семантики детской речи. На основе разработки данных вопросов была составлена программа речевого развития детей (1992-94, методического пособия для воспитателей, в которых прослеживается комплексный подход к речевому развитию и овладение речью как творческий процесс. Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей.

В настоящее время психолого-педагогические исследования детской речи выполняются в трех направлениях (классификация Ф. А. Сохина):

Появляются и разрабатываются новые вариативные программы,среди которых наиболее признанными являются:

Таким образом, к настоящему времени методика исследования речи пред-ставляет собой интегративную дисциплину, рассматривающую лингвистические, психофизиологические, психолингвистические и дидактические основы развития речи детей дошкольного возраста.

Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста «Современные методы здоровьесбережения детей дошкольного возраста» Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту одной.

Консультация для педагогов ДОУ Современные технологии развития связной речи детей дошкольного возраста Консультация для педагогов ДОУ Программа детского сада предусматривает обучение дошкольников диалогической и монологической речи. Работа.

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей дошкольного возраста На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста — явление очень редкое.

Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания.

Презентация «Современные технологии формирования устойчивого ЗОЖ у детей дошкольного возраста» В презентации отражены основные аспекты здорового образа жизни, которые необходимо формировать у детей дошкольного возраста. Отмечена роль.

Современные технологии и практики математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка, освоение ребенком.

Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста Современные технологии в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста. Серкиза Тамара Леонидовна апрель 2019 Речь ребенка формируется.

Современные технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста (Слайд 2) Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения.

Источник

Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития»

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи Людмила Шаврина
Консультация «Основные направления по развитию речи дошкольников. Методика обследования речевого развития»

В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей.

Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важнейшая предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем, сверстниками, в усвоении всего того объёма новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Исследования показали, что наибольшая эффективность при овладении любыми структурными составляющими речи достигается при условии, что дети вовлекаются в активную работу по составлению разных вариантов речевых единиц, их изменению и образованию.

В исследованиях второго направления можно найти более четкие критерии связной речи, чем просто ее логичность, последовательность. В качестве основного показателя связности принято сформированное у детей умение структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.

Если в исследованиях первого и второго направлений общение и осознание языковых явлений вступают только как одно из условий успешного усвоения элементов лексики, грамматики, то исследования третьего направления прямо нацелены на формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся, из каких частей состоят.

В основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой деятельности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение речи и речевому развитию. Центральная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного познания явления языка и речи. Грамматический строй – логика языка, его организующее начало, обеспечивающее использование всех его средств в связной речи. Исследователи детской речивыделяют два взаимосвязанных процесса в освоении грамматики: подражание и языковое обобщение. О важной роли языковых обобщений в освоении грамматики свидетельствуют инновации в сфере словоизменения и словообразования. Языковые инновации – свидетельство того, что ребенок усвоил значение грамматических элементов и правила оперирования ими и применяет эти правила в новой проблемной ситуации.

Один из важных показателей общеречевого развития ребенка – его инициативная речь. Она возникает чаще всего в условиях общения со взрослыми и сверстниками как средство выражения его потребностей. Инициативная речь, таким образом, может служить не только показателем речевого развития ребенка, но и косвенной характеристикой сферы его потребностей. Инициативная речь детей младшего дошкольного возраста возникает прежде всего в связи с познавательными потребностями ребенка, потребностями в эмоциональном общении и в активных действиях, а также с органическими потребностями. В среднем дошкольном возрасте инициативная речь более развита, чем в младшем, как в плане содержания, так и разнообразия форм. Выявлены три коммуникативные ситуации, стимулирующих инициативную речь, а также типология языковых средств, используемых в этих ситуациях. Активность ребенка в инициативной речи оказывалась зависящей от его коммуникативной направленности, запаса жизненных впечатлений, степени эмоциональности, а также от уровня общеречевого развития.

Методика обследования речевого развития

В настоящее время имеются несколько направлений в разработке методики развития речи дошкольников. Определение их эффективности возможно лишь при сопоставлении данных речевого развития детей. Выявление уровня речевого развития детей важно также при определении школьной зрелости, ибо полноценное овладение родным языком – важная предпосылка успешности в налаживании взаимоотношений с учителем и сверстниками, в усвоении всего того объема новой информации, которая преподносится детям в словесной форме.

На основе анализа содержания обучения, выявления проблемных речевых задач, необходимо выделить следующие показатели, характеризующие узловые новообразования в том или ином возрасте и разработать игровые ситуации, в которых эти новообразования смогут проявиться.

Для старшего дошкольного возраста таким основным новообразованием может служить связная монологическая речь. Различия в уровне связной речи проявляются в таких показателях, как самостоятельность (несамостоятельность, контекстность, ситуативность (опора на наглядность, продуктивность (репродуктивность). Для выявления этих параметров следует предложить детям такие виды заданий, как рассказать любимую сказку, обрисовать любимую игрушку, что изображено на картине, придумать историю и так дате.

Рассказывание любимой сказки – наиболее доступный детям вид речевой деятельности. Если же старший дошкольник не может рассказывать сказку, это уже свидетельство неблагополучия в речевом развитии. Рассказ о любимых игрушках, как правило, бывает коротким. Развернутый рассказ на тему из личного опыта свидетельствует о продуктивности и контекстности речи. Наиболее сложное задание – творческий рассказ на предложенную тему. С ним справляются далеко не все дети. Самостоятельное сочинение – показатель продуктивности речемыслительной деятельности, ее контекстности. Дети с низким уровнем развития связной речи ограничиваются перечисление объектов и ответами на вопросы. Если ребенок создает сочинение, в котором изображенное на картине оказывается одним из эпизодов, это свидетельствует о высоком уровне речи, ее продуктивности, контекстности и самостоятельности.

Анализ связных высказываний ребенка позволяет также судить о состоянии звукопроизношения, темпа речи, силы голоса, интонационной выразительности, о богатстве и точности словаря, владении средствами художественной выразительности. Кроме рассказывания, методика включает задания на словообразование и словообразование, на подбор синонимов, антонимов, сравнений, определений и глаголов к заданному слову. Это позволяет собрать дополнительные данные о творческой продуктивности речи, ее образности и грамматической правильности.

Учитывая возрастные особенности детей, методику обследования речижелательно строить как игровое взаимодействие: действие от лица персонажа из театра кукол, игровые диалоги и так далее.

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речиРодительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. Ежегодно в нашем саду проходят родительские встречи с логопедом в рамках всеобучей. В этом году у нас прошло два таких мероприятия. Тема.

Источник

Направления исследований детской речи. Основные концепции усвоения речи.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

План: 1. Направления исследований детской речи. 2. Основные концепции усвоения речи. 3. Теория имитации, ее достоинства и недостатки. 4. Н. Хомский и его теория врожденных знаний.

В психолингвистических исследованиях детская речь рассматривается как особый этап формирования языковой способности, как относительно самостоятельная деятельность, со своеобразными целями, мотивами, со сложным иерархическим строением. Средства этой деятельности лишь внешне похожи на используемые взрослыми в их речи, по существу же они различны, так как языковые элементы по – разному функционируют в речи детей и взрослых, они имеют разное «внутреннее», семантическое наполнение.

Современные направления исследований детской речи В изучении детской речи четко прослеживаются несколько направле­ний: изучение специфики детской речи по сравнению с нормированной литературной речью (К. И. Чуковский, Е. И. Тихеева, Н. А. Рыбникова, С. Н. Цейтлин); психологическое направление, в рамках которого изуча­лась речь детей в широких обобщениях (Л. С. Выготский, П. П. Блонский, Н. И. Жинкин, Ф. А. Сохин, А. М. Леушина);

лингвистическое направление, охватывающее изучение онтогегеза детской речи (А. Н. Гвоздев, А. М. Шахнарович, Н. М. Аксарина, М. И. Лисина); исследования индивидуальных различий в показателях речевого развития как в личностном плане, так и в общих тенденциях (В. А. Добромыслов, В. С. Филатов).

В 1960 году в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР была образована лаборатория развития детской речи (зав. лабораторией – Феликс Алексеевич Сохин (1929-1992). В центре внимания данной лаборатории находились вопросы развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Концепции усвоения речи: лингвистическая концепция Л. В. Щербы – ориентируется на анализ живых, а не «мертвых» языковых явлений, на рассмотрение творческого аспекта речевой деятельности, на внимание к тем процессам, которые при производстве речи и ее восприятии происходят «в головах индивидов». Конструктивисткая концепция Ж.Пиаже.

Концепция о врожденности существенных компонентов языковой системы. Эта концепция отстаивается Н. Хомским и его последователями, которые утверждают, что основные аспекты владения языком не усваиваются ребенком в процессе общения, а, будучи врожденными, развиваются с созреванием организма. Концепция Л.С. Выготского и др.

Придавая большое значение механизму научения путем проб и ошибок, Миллер и Доллард обращают внимание на возможность с помощью подражания ограничить пробы и ошибки, приблизиться к правильному пути через наблюдение поведения другого. Итак, в целом парадигма всех ситуаций научения, включая подражание, представляет, по Миллеру и Долларду, следующую цепочку: сигнал → внутренняя реакция → драйв → внешняя реакция → вознаграждение.

По Н. Хомскому, язык — это не набор единиц языка и их классов, а своеобразный механизм, создающий правильные фразы. Синтаксис Н. Хомский определял как учение о принципах и способах построения предложений. По мнению Н. Хомского, система грамматических правил существует как способность порождать и понимать бесконечное число предложений.

Н. Хомский вводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную (правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает около тридцати правил трансформации (пассивизация, субституция, негация, адъюнкция, эллипс и др.).

По Н. Хомскому, ребенок, слыша (воспринимая) «исходные языковые данные», анализирует их и вскрывает синтаксические структуры. Помимо синтаксического компонента, модель Н. Хомского включает в свою внутреннюю структуру еще три компонента: семантический, фонологический и прагматический.

По Н.Хомскому, порождение речи представляет собой процесс последовательной реализации семантических, грамматических и прагматических правил, формирующихся у носителя языка на базе врожденных когнитивных структур, то есть существует некая универсальная грамматика, состоящая из комплекса глубинных структур и эксплицирующая основные свойства человеческого разума.

Такая теоретическая модель языкового развития ребенка как «проявления» его врожденной языковой способности не находит подтверждения в экспериментальных исследованиях и наблюдениях за развитием детской речи, что заставило впоследствии даже учеников Н. Хомского отказаться от догм теории врожденных знаний.

Семинарское занятие: Цели, задачи МРР. Связь МРР с другими науками. Методы научного исследования. Онтолингвистика (основные понятия). Методы изучения детской речи. История возникновения онтолингвистки. Современные направления в исследованиях детской речи.

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Номер материала: ДБ-1404430

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике

какое направление является преобладающим в процессе исследования детской речи

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 13.05.2015 2015-05-13

Статья просмотрена: 5104 раза

Библиографическое описание:

Поспелова, С. Н. Направления и методы изучения детской речи в отечественной и зарубежной лингвистике / С. Н. Поспелова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1432-1434. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18743/ (дата обращения: 04.11.2021).

В последнее время намечается возрастающий интерес к вопросам изучения звучащей речи. Если раньше основным материалом для лингвистических исследований служил письменный текст, то с возникновением технических средств фиксации речи и всевозможных компьютерных программ анализа речевой продукции стало возможным исследовать звучащую речь во всех ее проявлениях. Одним из актуальных направлений в исследовании звучащей речи является изучение процессов и особенностей овладения языком детьми. «То обстоятельство, что подавляющее большинство детей в сравнительно короткий срок оказывается в состоянии освоить свой родной язык — во всяком случае, в той степени, которая им нужна для выражения необходимых для них коммуникативных смыслов, — ни у кого уже не вызывает сомнений, хотя способ, которым они при этом пользуются, сооружая собственную языковую систему, все еще не изучен с должной степенью подробности» [5, с.24].

Детская речь в качестве материала для исследования достаточно давно привлекает специалистов из различных областей научного знания — психологов, педагогов, лингвистов, логопедов, дефектологов. Однако в последнее время наметился переход от описательного характера исследований, без которых нельзя было обойтись на более ранних этапах, к нацеленности на постижение сути явлений [3, с.40].

Американский лингвист Д.Ингрэм [6, с.7] применительно к зарубежным исследованиям детской речи выделил три периода в истории их развития:

1) период дневниковых записей (1876–1926)

2) кросс-секционные исследования (1926–1957)

3) лонгитюдные исследования (1957 — по настоящее время).

Одной из «первых классических работ, посвященных исключительно детскому языку» [4, с.8] явилась работа Клары и Вильгельма Штерн «Die Kindersprache» (1907). Метод дневниковых записей был применен Тьерри Вильямом Прейером (T. W. Preyer, 1882) и Грэнвилл Стэнли Холлом (G.Stanley Hall, 1894). Последний основал журнал «Pedagogical Seminary», в котором публиковались дневниковые записи речи детей: «Bateman (1916), Brandenburg (1915), Chamberlain and Chamberlain (1904, 1905, 1909), Pelsma (1910), Nice (1917, 1920)» [6, с.10].

В дневниковых записях содержалось большое количество конкретных фактов развития языковой системы отдельно взятого ребенка. При этом, однако, в них редко можно было найти какие-либо теоретические положения, к примеру, принципы формирования системы языка ребенка. Дневниковые записи носили чаще всего описательный характер.

Второй период, по Д. Ингрэму, начинается с публикации в 1926г. экспериментальной работы М.Смит (Madorah Smith). Ее исследование содержало подробный анализ некоторых языковых аспектов 124 детей в возрасте от 2 до 5 лет. Подобные исследования были сделаны Маккарти (McCarthy 1926). Новый период характеризовался тем, что для исследования привлекалось достаточно большое количество детей одной возрастной группы и проводилось сопоставление образцов их речи. Вслед за Смит и Маккарти, рядом исследователей были проанализированы особенности речи близнецов (Day, 1932; Davis,1937), одаренных детей (Fisher, 1934), а также детей-представителей разных социальных слоев (Young, 1941; Templin, 1957). Кросс-секционный метод исследования, в отличие от дневниковых записей, позволял собрать достаточно большое количество языкового материала. Основным недостатком метода явилось то, что он не позволял сделать наблюдения за языковым развитием отдельного ребенка.

Принципиально другими явились лонгитюдные исследования, которые предполагали «посещение ребенка с предопределенными интервалами в течение разумного отрезка времени с целью сбора репрезентативного материала» [6, с.22]. Среди исследователей — М.Брейн (M.Braine, 1963), В.Миллер (W.Miller, 1964), С.Эрвин (S.Ervin, 1964), Л.Блум (L.Bloom, 1970) и Р.Браун (R.Brown, 1973).

В отечественной лингвистике изучение детской речи имеет свои давние традиции. Так же, как и в зарубежной лингвистике, в основу первых работ по детской речи, преимущественно описательных, легли наблюдения за развитием речи собственного ребенка. Наиболее известные из нах — «Душа ребенка» И. А. Сикорского (1890), «Основы новой педагогики» В. П. Вахтерова (1913), «Мой ребенок» А. Ф. Левоневского (1914).

Одним из первых «масштабных экспериментальных исследований детской речи» [7] можно назвать многолетние наблюдения за речевыми инновациями («речениями») десятков детей К.Чуковского, опубликованные в книге «От двух до пяти». Книга вышла в свет в 1928 году и переиздавалась при жизни Чуковского под разными названиями 20 раз. Автора интересовал детский язык и детское сознание. Как отмечал Чуковский в послесловии к своей книге, «цель ее… — серьезнейшим образом исследовать те области умственной и психической жизни малолетних детей, которые до сих пор не подвергались исследованию» [8].

Ярким примером научных наблюдений за развитием речи собственного ребенка является дневник А. Н. Гвоздева «От первых слов до первого класса», получивший широкую известность как в отечественной, так и в зарубежной лингвистике. Гвоздев вел наблюдения в течение 7 лет, начиная с возраста 1;8. Собранный им материал лег в основу проведенных им впоследствии нескольких фундаментальных исследований о закономерностях усвоения ребенком фонетики и грамматики русского языка. На материале его дневниковых записей долгое время основывались исследования детской речи в нашей стране.

Детская речь как объект исследования находилась в центре внимания отечественных психологов, в частности, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Л. Рубинштейна. На продуцируемом детьми речевом материале ими изучалась проблема взаимосвязи мышления и речи. Швейцарский психолог Жан Пиаже, известный прежде всего своими работами по изучению речи детей, утверждал, что речь ребенка раннего возраста эгоцентрична и не выполняет коммуникативных функций: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе… Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается» [4, с.17]. Л. С. Выготский в противовес Пиаже показал, что эгоцентрическая речь выполняет очень важную функцию, а именно представляет собой основу для внутренней речи ребенка: «. видимо, эгоцентрическая речь, … помимо того, что она просто сопровождает детскую активность, очень легко становится мышлением в собственном смысле этого слова, т. е. принимает на себя функцию планирующей операции, решения новой задачи, возникающей в поведении» [2, с.93].

Согласно Выготскому, речь и мышление имеют разные генетические корни. Мышление напрямую взаимосвязано с «орудийной деятельностью», речь — с «эмоциональным заражением посредством звукового сигнала» [2]. В возрасте около полутора лет мышление и речь ребенка соединяются, результатом этого является появление словесно-логического мышления. Это означает, что ребенок начинает осмыслять употребляемые взрослым звуки речи. Согласно мнению Выготского, слово по отношению к мышлению есть знак, превращающий мышление в высшую психическую функцию. Эта функция является основой его мышления.

Н. И. Жинкиным, А. А. Леонтьевым, А. Р. Лурия, И. А. Зимней были исследованы механизмы порождения речевого высказывания.

Достаточно долгое время исследователей интересовал исключительно словесный период речевого онтогенеза. Так, было разработано немало периодизаций речевого развития, включавших в себя в качестве «подготовительной стадии» период до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком, в рамки которого включалась вся речепродукция детей примерно до одного года.

Одна из первых особое внимание дословесному этапу уделила Е. Н. Винарская. В предречевом развитии ребенка ею были выделены два периода: период так называемых «фонетических универсалий» и следующий за ним «период фонетических образов и жестов» (паралингвистических средств эмоциональной выразительности). Согласно Е. Н. Винарской, крик является первичной отрицательной эмоцией ребенка. Связано это с тем, что в основе саморегуляции организма лежит оборонительный рефлекс. С течением времени по мере коммуникативно-познавательного развития его сменяет ориентировочно-исследовательский рефлекс с соответствующими эмоционально-положительными реакциями — гулением и лепетом. Последние автор относит к знакам «паралингвистических средств эмоциональной выразительности». Е. Н. Винарской были также подробно описаны отклонения от нормального речевого развития — алалия, олигофрения, аутизм. Важной особенностью в концепции речевого развития Е. Н. Винарской было рассмотрение процесса речевого развития с позиции единства биологических и социальных факторов. Так, было особо подчеркнуто значение эмоционального поведения матери, оказываемое «на закладывающуюся систему ценностных ориентиров формирующейся личности» [1, с.148].

Весь комплекс проблем, исследований, проводимых на материале детской речи, лег в основу новой молодой науки — онтолингвистики. Под руководством С. Н. Цейтлин создана Лаборатория детской речи, ежегодно проводятся научные конференции, на которых современные исследователи представляют результаты своей работы в этой области. Помимо исследования овладения звуковой стороной речи (Е. А. Офицерова, И. М. Румянцева), формирования морфологического, синтаксического и лексического компонентов языковой системы (А. А. Бондаревич) изучаются вопросы детского билингвизма (О. В. Абакумова, Н. В. Гагарина), становления коммуникативной и текстовой компетенций у ребенка (М. А. Еливанова, Н. А. Лемяскина). Большую популярность имеют сопоставительные исследования детской речи на материале двух и более языков, позволяющие проследить универсальные и национально-специфические черты освоения языка (И. П. Амзаракова, А. А. Петрова, М. Е. Шурова).

2. Выготский Л. С. «Мышление и речь»

4. Пиаже Ж. «Речь и мышление ребенка» (М; 1994–528с.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *