какое направление возникло позже периода открытого кризиса в психологии
Развитие зарубежной психологии после «открытого кризиса» в XX — XXI веках.
В начале XX века психология как наука переживала кризис, возникший из-за несоответствия теории и методологии психологической науки запросам практики и накопленным эмпирическим данным.
Другим новым направлением в психологии явилась гешталыппсихология. Ее представители, Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887- 1967), Курт Коффка( 1886-1941), считали, что психику нужно изучать в ее целостных проявлениях, гештальтах. Гештальт, или целостная структура, определяет свойства образующих ее частей.
Еще одним новым направлением в психологии стал психоанализ. Его основатель Зигмунд Фрейд (1856-1939), сосредоточивший свои исследования на бессознательном, считал, что именно оно определяет поведение человека. Сознание же обеспечивает лишь приспособление иррационального индивида к реалиям жизни. Наиболее известными учениками Фрейда, создавшими свои направления в психологии, являются Карл Юнг (1875-1961) (аналитическая психология) и Альфред Адлер (1870-1937) (индивидуальная психология). Эти направления тесно примыкают к психоанализу 3.
Дальнейшее развитие психоанализа в XX веке (неопсихоанализ) связано с преодолением биологизма классического психоанализа и поворотом к изучению социальных детерминант поведения человека. Его крупными представителями являются Карен Хорни (1885-1952), Эрих Фромм (1900-1980), Гарри Салливен (1892-1949), Эрик Берн (1910-1970), Эрик Эриксон (1902-1994).
Еще одним новым направлением явилась описательная (или понимающая) психология. Ее основатели, Вильгельм Дильтей (1833-1911) и Эдуард Шпрангер (1882-1963), противопоставляли себя существующей психологии, которую они назвали объяснительной. Описательная же психология изучает целостные переживания человека и постигает их путем включения в более широкий культурный контекст. Только понимание, по мнению этих психологов, способно постичь всю полноту духовной жизни человека.
Начало XX века характеризуется формированием во Франции социологически-ориентированной психологии, представителями которой стали Эмиль Дюркгейм (1858-1917), М. Гальбвакс (1877-1945) и Ш. Блондель (1876-1939). Индивидуальное в человеке они отождествляли с биологическим, а социальное — как формирующееся благодаря обществу, то есть человеческое в человеке — это результат жизни в социуме.
Особое место в зарубежной психологии XX века занимает творчество швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-1980), основателя генетической психологии, который внес большой вклад в изучение развития познавательной сферы ребенка.
Вторая половина XX века ознаменовалась появлением в зарубежной психологии новых направлений. Это, прежде всего, гуманистическая психология, избравшая в качестве предмета исследования здоровую творческую личность, целью существования которой является самоактуализация, то есть реализация своих творческих возможностей. Основными представителями этого направления стали Карл Роджерс (1902- 1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Олпорт (1897-1967)и другие.
Когнитивная психология стала следующим важным направлением в зарубежной психологии.
Еще одним направлением в зарубежной психологии явилась логотерапия. Ее основатель Виктор Франкл (1905-1997) рассматривает стремление человека к поиску и реализации смысла своей жизни как движущую силу его поведения.
В XX веке большое развитие получили также различные виды психотерапии (например, психодинамическая терапия, гештальттерапия, психосинтез, психодрама, нейролингвистическое программирование и др.) и новые отрасли психологии, которые внесли свой вклад в развитие мировой психологии.
В настоящее время в зарубежной психологии уделяется большое внимание изучению психологических особенностей взаимодействия человека с информационными системами, проводятся кросс- культурные исследования межличностного общения, межэтнических отношений. Особое место занимает экологическая психология, психология стресса (в том числе психотравмирующего), активно изучаюi- ся психологические механизмы влияния на массовое сознание, психология рекламы, маркетинга и менеджмента, а также — организационная психология; периодически проводятся международные симпозиумы и конференции по различным психологическим проблемам.
Шпаргалки к экзаменам и зачётам
студентам и школьникам
«Открытый кризис» в психологии: общая характеристика основных направлений.
В начале 20 в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный, прежде всего с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики. Выяснилось, что найти прямой и объективный метод изучения психического состояния человека, содержания его сознания, а тем более бессознательного, практически невозможно. Выход был либо в трансформации метода, который превращался в опосредованный, либо в таком изменении предмета, которое сделало бы реальным его непосредственное экспериментальное изучение (например, сделать предметом внешнюю активность), либо в отказе от попыток объяснить законы психики, заменив их описанием явлений, как предлагал Дильтей.
На содержание и динамику протекания методологического кризиса в психологии повлияли кроме логики становления самой науки и другие факторы – социальная ситуация, открытия в других дисциплинах.
Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении.
О. Шпенглер, Э. Гуссерль, А. Бергсон доказывали, что культура близится к закату, что свобода воли может привести человека к отходу от разума, который уступает место интуитивному знанию, бессознательному.
Бергсон выдвинул идею о происхождении интеллекта из потребности практического действия, он доказал, что логическое знание односторонне, а наиболее полным и всеобъемлющим способом познания является интуиция.
Считалось, что в формировании новых оснований психологии может оказать поддержку естественные науки, которые находились тогда на подъеме.
Открытие в биологии, физике, генетике способствовали становлению психологических направлений. Данные генетики оказали влияние на анализ роли среды в процессе развития психики, понимание возможностей и границ обучения. Особенно большое значение эти материалы пробрели в России, в которой в те годы была одна из наиболее сильных школ генетиков.
Достижения физиков, которые помогли психологам по – новому увидеть возможности эксперимента, раскрыли перспективы изучения познавательных процессов. Законы и методы исследования физического поля стремились применить при анализе психического поля, динамики восприятия и мышления гештальтпсихологии.
Новым здесь были экспериментальный подход к исследованию ощущений, оригинальные методики, придуманные Махом, принцип энергетизма, гласивший, что существует единая энергия и для психического, и для физического, количество которой сохраняется неизменным и переходит от движения к мышлению и наоборот.
Взгляды Маха оказали влияние не только на первые психологические школы (например, структурализм), но и на взгляды бихевиористов и гештальтпсихологов. Первые заимствовали у Маха и его последователя Р. Авенариуса идею трактовки организма как психического аппарата, а вторые – мысль о тожественности гештальтов (сознательных образов) структуре реальных предметов.
Разные научные интересы, методологические принципы и социальная ситуация, в которой творили ученые первых десятилетий 20 в., не позволяли прийти к общему пониманию целей, предмета психологии и ее методов.
Эта ситуация рефлексировалась учеными как упадок, как «открытый кризис ».
Предметом бихевиоризма стало поведение, которое исследовалось путем экспериментального изучения факторов, влияющих на его формирование, т. е. на образование связей между стимулами и реакциями.
Гештальтпсихология исследовала целостные структуры, из которых состоит психическое поле (прежде всего поле сознания), причем для изучения этих гештальтов применялись новые методы, разработанные по аналогии с методами изучения физического поля.
Глубинная психология сделала своим предметом глубинные, бессознательные структуры психики, методом изучения которых стал психоанализ.
Позднее, уже во второй половине 20 в., возникли новые школы – гуманистическая и когнитивная психология. Ни предметы, ни методы в этих школах совершенно не совпадали между собой, а потому на первых этапах становления школ невозможно было и говорить о каком – то объединении. Прошло несколько десятилетий самостоятельного развития, было накоплено много новых фактов каждым из направлений, прежде чем стало возможным опять заговорить об объединении, о создании единой психологии.
Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К. Роджерс, Э. Маслоу и Г. Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).
Общая характеристика основных направлений «открытого кризиса».
Основные причины кризиса:
· Н.Н. Ланге : обилие эмпирический факторов;
· Л.С.Выготский: отсутствие общей психологии, т.е. методологии среднего уровня.
· С.Л.Рубинштейн: во всех психологиях есть разрыв между сознанием, поведением и миром.
Выделяют следующие периоды кризисного состояния психологии:
2. Период открытого кризиса 10-30-х годов 20 века.
3. «затухание» борьбы школ 30-х годов 20 века.
Итак, первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистнческой сенсуалитической психологии и в тоже время отсутствие новой психологической теории. Вундт ввел в психологию экспериментальный метод и в 1879 году открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. На вопрос чем заменить ассоцианизм и сенсуализм каждая школа отвечает по-своему. Основы традиционной психологии заложены еще в 17 веке Декартом и Локком, где выделялись следующие принципы ассоцианизма:
1) психика понимается как душа, сознание;
2) душа состоит’ из элементов;
3) Эти элементы носят чувственный характер;
Каждое из направлений открытого кризиса (психоанализ, гештальт психология, бихевиоризм, понимающая психология, французская социологическая школа) выступало против одного из этих моментов.
Французская социологическая школа. Выступала против индивидуализма ассоцианистическ о;’ психологии. Эта школа выступает с идеей о том. что существует коллективная психика. Социальная природа человеческой психики первична. Дюркгейм выдвигал идею общественно-исторического развития психики человека. Леви-Брюль изучал первобытное мышление, Пьер Жаке показа взаимосвязь культуры и психики.
Новые задачи были связаны:
Ни одно из возникших направлений не смогло вывести психологию из кризиса, однако эгн подходы оказали большое злпякяе на развитие психологии
Психология в период открытого кризиса
Вы будете перенаправлены на Автор24
Причины возникновения периода открытого кризиса в психологии
Открытый кризис в психологии – это криз в развитии психологии, который возник в период обострения социально-политических и экономических противоречий в буржуазном обществе, обусловленных переходом к империализму.
Честь введения понятия «открытого кризиса» принадлежит С.Л. Рубинштейну, который впервые его использовал в начале 20-х годов с целью обозначения данного периода в психологии. Именно в период открытого кризиса оформляются многие школы и течения, которые и до настоящего времени не теряют своей актуальности. Обусловлено это тем, что исследования, разработанные в данных школах и течениях, используются и в наши дни.
Открытый кризис в психологии приходится на период с конца 19-го века до начала 20-го века, основой его выступает скрытый кризис в психологии.
Причинами скрытого кризиса в психологии являются следующие научные работы и открытия:
Готовые работы на аналогичную тему
В итоге все это привело к возникновению и развитию открытого кризиса в психологии. Первоначально открытый кризис возник на Западе.
Основные причины открытого кризиса в психологии:
Направления и периоды открытого кризиса в психологии
Принято выделять следующие основные периоды открытого кризиса в психологии:
Основные направления в психологии в период открытого кризиса:
Общая характеристика открытого кризиса в психологии
Период открытого кризиса в психологии знаменателен своими дискуссиями о том, каким путем в дальнейшем будет развиваться психология, какие методы будет наиболее оптимальны в ее развитии и проведении актуальных психологических исследований. На рубеже 19-20-го веков еще было мнение, что в итоге высшие умы психологии придут к единому мнению, в следствие чего, будет выстроена новая методология, которая положит начало развития позитивной психологии. Однако этого не случилось, сформировавшиеся школы и течения, вели споры о том, какой путь построения современной психологии верен и будет лучше, для ее дальнейшего развития.
Появление и развитие первых школ и течений, показало, что существует несколько путей строительства и развития психологии. Все они имели разное мнение относительно понимания задач и приоритетов психологии как науки, определении ее предмета и содержания. Разным был и подход к динамике психического развития, его закономерностей и условий, способствующих или препятствующих ему.
Продолжительные споры между разными школами привели к тому, что психология конца 19-го века, начала 20-го века, переживала достаточно серьезный методологический кризис.
Первая мировая война вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении. Эти факты связывались и с идейным кризисом рубежа XIX-XX вв., который наиболее полно отразился в ведущих философских школах того времени.
Продуктивный выход из кризиса
состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.
Этап: психология, как наука о поведении
Методологический кризис положил начало тем направлениям в психологии, которые с различными модификациями существуют, по сей день.
Бихевиоризм
Второе направление в психологии личности
От англ: поведение. Основоположниками считаются Д.Уотсон, Э.Торндайк. Главная идея: отказаться от исследования сознания иисследовать поведение. Сознание – это «черный ящик», строение которого мы не знаем и не можем узнать, а поведение можно наблюдать. Принципиальные положения: предмет психологии – поведение, формирование психики имеет преимущественно прижизненных характер, основным методом исследования является эксперимент.
Направления, сформированные в период и после открытого кризиса
Гештальтпсихология
Школа возникла в 1912 г. в Германии. Представители: Макс Вертгеймер (1880 – 1943), Вольфган Келлер (1887 – 1967), Курт Коффка (1886 – 1941), Карл Дункер (1903 – 1940). Предметом психологии оставалось сознание, но рассматривалось не как сумма сенсорных элементов, а как психическое поле, где располагаются целостные психические структура – гештальты. К.Левин (1890 – 1947) развил идеи гештальтпсихологии в своей «теории поля». Изменения в психическом поле происходят за счет переструктурирования гештальтов. Гештальтпсихология стала основой для создания гештальттерапии, основанной В.Перлзом (1893 – 1970).
Когнитивная психология
Направление возникло преимущественно в американской психологии в начале 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму. Поведение рассматривалось как опосредованное познавательными (когнитивными) факторами. Основным методом вначале был информационный подход. Позже обнаружилась ограниченность метода и когнитивисты стаи обращаться к генетической психологии (Ж.Пиаже), культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), деятельностному подходу (А.Н.Леонтьев). Идеи когнитивистов, кроме исследований познавательных процессов, нашли широкое применение в социальной психологии.
Направления, сформированные после открытого кризиса
Интеракционизм
Основная идея направления заключается в том, что личность формируется под влиянием тех взаимодействий (интеракций), в которые вступает индивид. Базируется на теории символического интеракционизма Джорджа Мида (1863 – 1931).
Адекватной и наиболее часто исследуемой моделью взаимодействия является игра, в ней человек выбирает для себя «значимого другого» и ориентируется в своих действиях на его действия, и на то, как он сам воспринимается «значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают другие.
Центральная мысль: основным механизмом формирования личности во взаимодействии с другими является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих.