какое направление в философии рассматривает материю как комплекс ощущений человека
Бытие, материя, сознание как категории философии
1.Категория бытия, ее смысл, место в системе философских категорий.
2.Формирование научно-философского понятия материи.
3.Проблема сознания в философии.
1 вопрос. Категория БЫТИЯ, ее смысл, место в системе философских категорий.
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется ОНТОЛОГИЕЙ, а сама проблема бытия – одна из главных в философии.
Каково же содержание философской проблемы «БЫТИЕ»? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
1. Объективная реальность – это мир физических состояний, материальный социоприродный мир. Окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть.
2. Субъективная реальность – это мир психологических состояний, мир сознания, духовный мир человека.
3. Окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе.
4. Материя и дух – единые. Но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции».
СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, иначе это самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, БЫТИЕ – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Основными ФОРМАМИ БЫТИЯ являются:
1. Материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира.
2. Идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия.
3. Человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире.
4. Социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
Категорией, противоположной бытию, является НЕБЫТИЕ – полное отсутствие чего либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему Например, люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
2 вопрос. Формирование научно-философского понятия МАТЕРИИ.
Категория «МАТЕРИЯ» введена в философию для обозначения объективной реальности. Существует несколько определений этой философской категории, но в качестве базовой можно рекомендовать следующую: МАТЕРИЯ – это объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.
ЭЛЕМЕНТАМИ СТРУКТУРЫ «МАТЕРИЯ», каждый из которых имеет несколько уровней, являются:
1. Неживая природа.
2. Живая природа.
3. Социум (общество).
Характерными ЧЕРТАМИ МАТЕРИИ являются:
1. Наличие движения. ДВИЖЕНИЕ – неотъемлемое свойство материи.
Выделяются:
а) Механическое движение.
б) Физическое движение.
в) Химическое движение.
г) Биологическое движение.
д) Социальное движение.
2. САМООРГАНИЗАЦИЯ. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название СИНЕРГЕТИКИ.
3. МАТЕРИЯ имеет расположение во времени и пространстве.
ВРЕМЯ – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений ( смены состояний ) данных объектов в процессе из развития.
ПРОСТРАНСТВО – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
4. Способность к ОТРАЖЕНИЮ является всеобщим свойством материи, заключающимся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. ОТРАЖЕНИЕ – способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.
Отражение бывает:
а) Физическим.
б) Химическим.
в) Механическим.
3 вопрос. Проблема СОЗНАНИЯ в философии.
Высшим уровнем (видом) отражения является СОЗНАНИЕ. Согласно материалистической концепции СОЗНАНИЕ – это способность высокоорганизованной материи отражать материю.
СОЗНАНИЕ, одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание — состояние психической жизни индивида, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях
Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:
Философия изучает две основные ФОРМЫ СОЗНАНИЯ:
Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
В целом в философии существует НЕСКОЛЬКО ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ:
Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:
объективный идеализм и умеренный материализм.
3. ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ – признает наличие как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
4. УМЕРЕННЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ – считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя хотя и признает за ним качество идеальности) – точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.
— Понятие «бытие» – исходное в философском осмыслении мира. С этим понятием связано убеждение человека в том, что мир существует и что в нем находятся люди, вещи, состояния, процессы. Бытие – это объективная и субъективная реальности, взятые воедино. Бытие – это все то, что существует.
Какое направление в философии рассматривает материю как комплекс ощущений человека
Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.
Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?
Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:
Материализм (так называемая «линия Демокрита») — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
• материя реально существует;
• материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
• материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
• материя существует и развивается по своим внутренним законам;
• сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
• сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
• сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление — вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю.
Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм («линия Платона») — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
• объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
• субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:
• реально существует только идея;
• вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
• «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
• «мир вещей» — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
• большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
• отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
• все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
• идеи существуют в разуме человека;
• образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
• вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Наряду с полярными (конкурирующими) главными направлениями философии — материализмом и идеализмом — существуют промежуточные (компромиссные) течения — дуализм, деизм.
Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:
• существуют две независимые субстанции — материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
• все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи — от материальной, идеи — от духовной);
• в человеке соединяются одновременно две субстанции — и материальная, и духовная;
• материя и сознание (дух) — две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;
• основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. Деизм — направление в философии, сторонники которого
(преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
3. Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена:
Основателем эмпиризма является Ф. Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях (в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях»).
Основоположником рационализма (от лат. ratio — разум) считается Р. Декарт.
Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. (Во-первых, реально существует лишь сомнение во всем, а сомнение — мысль — деятельность разума. Во-вторых, существуют истины, очевидные для разума (аксиомы) и не нуждающиеся ни в каком опытном доказательстве, — «Бог существует», «У квадрата равные углы», «Целое больше, чем его часть» и т. д.)
В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:
• возможности познания неограничены. Противоположной точки зрения придерживаются агностики
(как правило, идеалисты):
• возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
Бог существует Бога не существует
Всего таких неразрешимых противоречий (антиномий) Кант выделяет четыре (см. вопрос 36 «Философия Иммануила Канта»).
Однако, по Канту, даже то, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение веши в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи — «вещи в себе».
4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
В ХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.
Предмет философии и её основной вопрос
Предмет, структура, функции и основной вопрос философии.
1.Философия как разновидность мировоззрения.
2.Предмет, методы и функции философии.
3.Основной вопрос философии и основные направления философии.
1. ФИЛОСОФИЯ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЯ – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.
Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.
Основными мировыми религиями являются:
1. Христианство.
2. Ислам.
3. Буддизм.
Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
1. Основано на знании (а на вере либо вымысле);
2. Рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);
3. Логично (имеет внутреннее единство и систему);
4. Опирается на четкие понятия и категории.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретической системой мировоззрения, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.
2. ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Основными МЕТОДАМИ ФИЛОСОФИИ (путями, средствами, с помощью которого осуществляется философское исследование) являются:
1. Диалектика.
2. Метафизика.
3. Догматизм.
4. Эклектика.
5. Софистика.
6. Герменевтика.
1.ДИАЛЕКТИКА – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
2.МЕТАФИЗИКА – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
а) Обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности).
б) Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития).
в) Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
3. ДОГМАТИЗМ – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
4. ЭКЛЕКТИКА – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы.
5. СОФИСТИКА- метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
Одновременно и НАПРАВЛЕНИЯМИ в философии, и ФИЛОСОФСКИМИ МЕТОДАМИ являются:
1. МАТЕРИАЛИЗМ.
2. ИДЕАЛИЗМ.
3. ЭМПИРИЗМ.
4. РАЦИОНАЛИЗМ.
1. При МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМ методе действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание- ее модус- есть проявление материи.
2. Суть ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО философского метода- признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.
3. ЭМПИРИЗМ- метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.
4. РАЦИОНАЛИЗМ – философский метод и направление в философии, в силу которого истинное. Абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:
1. Мировоззренческую.
2. Методологическую.
3. Гносеологическую.
4. Критическую.
5. Аксиологическую.
6. Социальную.
7. Воспитательно-гуманитарную.
8. Прогностическую.
3.ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФИИ.
ОСНОВНЫМ В ФИЛОСОФИИ традиционно СЧИТАЕТСЯ ВОПРОС ОБ ОТНОШЕНИИ МЫШЛЕНИЯ К БЫТИЮ, А БЫТИЯ К МЫШЛЕНИЮ (сознанию).
МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют ДВЕ СТОРОНЫ ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ – онтологическая и гносеологическая.
1. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?
2. Суть ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЙ (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?
В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.
МАТЕРИАЛИЗМ (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали. Что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. Материя реально существует
2. Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет)
3. Материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. Материя существует и развивается по своим внутренним законам.
5. Сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
6. Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей.
7. Сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон, Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Макс; Энгельс;Ленин.
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношении материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. ОБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.)
2. СУБЪЕКТИВНЫЙ идеализм (Беркли, Юм).
В противоположность объективным идеалистам, СУБЪЕКТИВНЫЕ идеалисты (БЕРКЛИ, ЮМ, ФИХТЕ и др.) считали, что:
1. Все существует только в сознании познающего субъекта (человека).
2. Идеи существуют в разуме человека.
3. Образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения.
4. Вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
ДУАЛИЗМ как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления).
ДЕИЗМ – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители 18 века) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей.
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ(познавательная) сторона основного вопроса философии представлена:
1. ЭМПИРИЗМОМ (сенсуализмом).Основателем эмпиризма является Ф.Бэкон.
Эмпиристы считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения («Нет ничего в мыслях ( в разуме), чего бы не было до этого в опыте и чувственных ощущениях».
2. РАЦИОНАЛИЗМОМ. Основоположником рационализма (от лат. ratio – разум) считается Р.Декарт. Основная идея рационализма в том, что истинное (достоверное) знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта.
В качестве особого направления выделяется ИРРАЦИОНАЛИЗМ (Ницше, Шопенгауэр). Согласно иррационалистам мир хаотичен, не имеет внутренней логики, а следовательно, никогда не будет познан разумом.
С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма.
Представители ГНОСТИЦИЗМА (как правило, материалисты) считают, что:
1. Мир познаваем.
2. Возможности познания неограниченны.
Противоположной точки зрения придерживаются АГНОСТИКИ (как правило, идеалисты):
1. Мир непознаваем.
2. Возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Мир сквозь призму ощущений
На рубеже XIX и XX веков бурное развитие испытали физиология и психология органов чувств: наука научилась исследовать различные виды ощущений животных и человека с точки зрения достаточно точных количественных характеристик (интенсивность, порог ощущений и т. д.). Создавались специальные технические средства, позволяющие их фиксировать. Типичной фигурой для этой новой области исследований был крупный физик и одновременно физиолог Эрнст Мах (1838 — 1916). От естествознания (особенно от науки о жизни, биологии) отталкивался создатель философии «эмпириокритицизма» (буквально: критики опыта) Р. Авенариус (1843—1896). Последователями этой философии в России были А. А. Богданов (1873 — 1928), В. Базаров, считавшие возможным соединить ее с марксизмом. Именно это заставило В. И. Ленина выступить с критикой данного направления в книге «Материализм и эмпириокритицизм». Махизм и эмпириокритицизм стояли у истоков специфического типа философствования, в других его разновидностях существовавшего на протяжении всего столетия, сохранившегося и в наши дни. Каковы же его отличительные черты?
В философию «вторгаются» и заявляют о себе естественнонаучные проблемы — от вполне конкретных до широких мировоззренческих вопросов. Например, конкретные вопросы: «измерение» ощущений, восприятий, методы количественного изучения психического. Мировоззренческие вопросы: как переходить от физического к психическому и обратно — от психического к физическому? как должна строиться картина мира?
Логика рассуждений представителей данного типа философствования — от Э. Маха до его современных последователей — примерно такова: науки о природе и опирающаяся на них философия традиционно исходили из того, что мир существует вне и независимо от нас, то есть от нашего тела и его ощущений. Оправданность такого подхода — а тут и происходит исходное размежевание материализма и идеализма — Э. Мах готов принять: «…дерево, стол, дом находятся, само собой разумеется, вне моего тела». Будучи учеными, Э. Мах и его последователи, отметил В. И. Ленин, стоят на обычной точке зрения «естествоиспытателей, смотрящих на опыт материалистически». Но как только естествоиснытатель-эмпириокритик — в данном случае физик-физиолог — начинает философствовать, ситуация меняется. Нельзя не признать: его беспокоят проблемы действительно важные и сложные. Он хочет преодолеть дуализм, отрыв физического от психического, наук о природе — от наук о человеке. Естествоиспытатель хочет уйти от простого «физикализма», принять в расчет эффект воздействия познавательных действий субъекта, средств наблюдения на образ исследуемого объекта природы; все это — идеи вполне перспективные.
Но как это делается? Камнем преткновения для философствующего естествоиспытателя становится именно то, что в философии издавна питало крайне субъективно-идеалистические подходы типа: «существовать значит быть воспринимаемым» (Дж. Беркли). О физическом, рассуждает эмпириокритик, мы знаем только с помощью психического. А у «истоков» последнего — в качестве конструирующих его фундаментальных элементов — лежат ощущения, «слагающиеся» в комплексы ощущений. И по существу, продолжает эмпириокритик, в рамках человеческого опыта нет ни резкой грани, ни принципиальной разницы между физическим и психическим: в одном случае комплексы ощущений отнесены к миру вне нас (и выступают, например, как атомы, исследуемые физикой), в другом случае — к нашему телу (и выступают как собственно ощущения, интересующие физиолога). А вот и общефилософское заключение: «Мы пришли к тому выводу,— пишет Р. Авенариус,— что всякое бытие по содержанию своему должно мыслиться как ощущение, а по форме — как движение. Таково, следовательно, то общее понятие, под которое можно подвести все сущее и которое не может быть подведено ни под какое другое, более общее материальное понятие». «Более общее материальное понятие», против которого борется Р. Авенариус,— это, конечно, «неэкономное», порождающее споры понятие «материя». Забудьте о материи, «разбейте» все сущее на элементы, ощущения — ведь их можно наблюдать, измерять — и воцарится «экономная» картина мира, прекратятся все философские споры! Такова была выдвинутая в начале века программа целого направления философствующих естествоиспытателей и философов, уверившихся в том, что они строят философию по образцам естественнонаучного опыта.
В. И. Ленин убедительно показал, что в философском отношении эта программа основывается на субъективно-идеалистическом видении мира: мир считается невозможным представить как-то иначе, нежели через призму ощущений. В этом состоит первая принципиальная ошибка махизма, эмпириокритицизма и подобных им форм «физиологического» идеализма. Ведь не случайно его защитники доводят субъективизм до крайних проявлений. Мах, например, пишет: «Не тела вызывают ощущения, а комплексы элементов (комплексы ощущений) образуют тела». И вопреки своему естественнонаучному материализму договаривается до того, что для науки не «равноправны» и соответствующие действительности ощущения, и иллюзии: «Говорить в подобных случаях об иллюзии имеет смысл с точки зрения практической, но ничуть не научной. В такой же мере не имеет никакого смысла с точки зрения научной часто обсуждаемый вопрос, существует ли действительный мир или он есть лишь наша иллюзия, не более как сон. Но и самый несообразный сон есть факт, никак не хуже другого».
Другая принципиальная ошибка искажение сути научных понятий из-за сведения их к комплексам ощущений. Атомы физики, молекулы химии, утверждают махисты,— не более чем комплексы ощущений физика и химика, «экономичные» символы описания физико-химического опыта. И таковы якобы все вообще понятия естествознания. Пространство и время, которым физика имела обыкновение приписывать высшую реальность, тоже первоначально являются нам не иначе чем через комплексы ощущений — и, следовательно, заявляют эмпириокритики, по своей сути не более чем комплексы ощущений.
Человеческое познание, в том числе и научное, действительно начинается с опыта — и в подчеркивании исходного значения опыта эмпириокритики правы. Однако понятия науки, даже такие, которые соответствуют реальным структурным единицам материи (молекулам, атомам, элементарным частицам), никак не равнозначны комплексам ощущений. Атомы, элементарные частицы человек «не видит» в буквальном смысле этого слова. «Атом» как понятие науки не равнозначен комплексам каких угодно ощущений, пусть даже имеются в виду наблюдаемые человеком показания приборов. «Атом» как понятие науки — это сложно организованная совокупность знаний, в которую в качестве немаловажной части включается доказанная и опытом, и теоретическим рассуждением информации об объективном состоянии, структурах материи, независимых и от ощущений, и от сознания, от психического как такового. Итак, принципиальная ошибка анализируемого типа философствования заключается в игнорировании достижений практики, естествознания, философии, указывающих на возможность достижения объективных знаний о мире, которые опираются на чувственный опыт (в частности, на наши ощущения как субъективный образ объективного мира), но к нему ни в коей мере не сводятся.
Мы видим, что философские концепции, которые существовали в начале века, да и на протяжении всего столетия, сознательно отказываются от ориентации классической философии на «высшие» образцы духовного, психического и в противовес им выдвигают какие-либо более «приземленные», элементарные проявления духовного, скорее единящие человека с остальным миром, чем выделяющие его из него. Тут было немало рациональных оснований, в частности попытка мыслить духовное не само по себе, а в понятиях опыта, практики, реального мира человеческой жизни. И здесь таятся истоки влияния не только эмпириокритицизма, но и такого направления, как прагматизм.
Создателями прагматизма были американские философы И. С. Пирс (1839- 1914) и У. Джемс (1842-1910); виднейшим представителем этого течения в середине нашего столетия был Д. Дьюи (1859 —1952). Обвинив всю прежнюю философию в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, прагматизм пытался показать, что философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, а общим методом решения тех реальных, эмпирически четко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретными людьми в различных жизненных ситуациях. Исходя из этого, следует, по мнению сторонников прагматизма, трактовать и природу всех духовных образований, в том числе и наиболее сложных. В этом смысл выдвинутого И. Пирсом еще в 1878 году принципа: наши убеждения фактически являются правилами для действия. Взяв на вооружение этот принцип, У. Джемс разъяснял его так: выяснить смысл какого-либо утверждения, убеждения — значит определить тот способ действия, поведения, который данное убеждение способно вызывать. Отсюда и идеал прагматизма как философии: она мобилизует имеющиеся в каждом человеке устремления к философствованию, обращаясь к конкретному, доступному, проверяемому — к фактам и действию. Все, что служит действию, что дает человеку выход из конкретной ситуации, прагматизм объявляет истинным, уравнивая в этом отношении понятия науки и религиозные верования. «Если окажется,— утверждает У. Джемс,— что религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни, то, с точки зрения прагматизма, они будут истинны в меру своей пригодности для этого». Отсюда видно, как прагматизм, создатели которого уверяли, что они — рационалисты, подменяет истину утилитарно понятой «выгодой», пользой, как оправданная апелляция к опыту, жизни, фактам перерастает во враждебность научному знанию и познанию, в защиту религии.
Таким образом, в эмпириокритицизме и прагматизме перспективные тенденции переплелись с серьезными философскими заблуждениями. Перспективным было более точное и масштабное исследование, сконцентрированное вокруг специально выделенных нерациональных форм духовного (ощущений, восприятий, эмоций и т. д.) и соответствующих им физиологических процессов (мозга, нервной системы и т. д.). Сегодня, когда эти исследования приобрели невиданный размах, в новой форме ставятся философские проблемы, возникшие в начале века.
Перспективными были и поиски единства мира, единства физического и психического, «переходов», «переливов» от одного к другому — хотя решение этого вопроса с философской точки зрения оказалось неудовлетворительным. Вот почему В. И. Ленин в качестве позитивного ответа на пробивающие себе дорогу потребности науки и философии выдвинул гипотезу, согласно которой «в фундаменте материи» имеется в какой-то степени родственное ощущениям свойство, общее всему, что существует в мире. В. И. Ленин предложил назвать его «отражением». Это был смелый философский шаг, все значение которого ясно теперь, после возникновения кибернетики и информатики, мировоззренческой основой которых является идея универсальности информационных процессов, объединяющая в единую систему природу, человека, создаваемые им машины,— процессов, которые характеризуются способностью всего сущего отвечать на воздействия, обратной связью между воздействием и ответом.
В противоречие с перспективными научными исследованиями и философскими поисками вступило то, что некоторые представители рассматриваемых направлений и школ скатывались к идеализму, что они нередко переходили границу рационализма и либо оказывались в стане иррационализма, либо объективно способствовали консолидации иррационалистских умонастроений, главные причины которых были заключены в социально-исторических процессах и изменениях. Подтверждением тому может служить сложная судьба психоанализа — одного из наиболее влиятельных идейных течений XX века.