какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ БИБЛИОТЕКОВЕДОВ

Изучение библиотеки как системы подготовлено длительной историей развития библиотековедения. Первоначально, на ранних ее стадиях, библиотека как понятие включало какой-либо один элемент: помещение для хранения документов, специальное оборудование, набор документов (библиотечный фонд), контингент читателей, библиотечный персонал и др.

Те крайне немногочисленные исследователи, которые пытались охватить понятие “библиотека” в целом, даже не подозревали, что в ряде случаев использовали элементы системного подхода к ее изучению. Например, характеристика библиотеки как целостной системы имела место еще в XVII в. у Г. Нодэ. Неупорядоченное собрание книг, отмечал он, сколь большим бы оно ни было, не может называться библиотекой, как толпа в 30 тысяч человек без командира и организации не может именоваться армией, а груда камней и материалов — дворцом. Аналогичную мысль высказал в 1834 году Ж. Намюр.

Постепенно специалисты приходят к мысли, что библиотеку образует взаимодействие нескольких элементов. Появление четкого представления о том, что ее порождает взаимодействие двух или нескольких элементов, относится к началу нашего столетия. Это был качественно новый взгляд’.*1 Известные библиотековеды того времени (Н.А. Рубаііин, Л.Б. Хавкина, А.А. Покровский, позже Ю.В. Григорьев, О.С. Чубарьян), наиболее близко подошедшие к пониманию библиотеки как сложной системы, однако, так и не смогли до конца преодолеть многовековую научнуюдради- цию определения библиотеки на основе единственного элемента.

В 1948 году И.Г. Марков выдвинул новую двухэлементную концепцию “функционирования книги в обществе» (имея в виду, в частности, библиотеку) — книгу и читателя.

Параллельно с названным широкое распространение в библиотековедении получил взгляд, в соответствии с которым библиотеку образует взаимодействие трех элементов. Одной из первых к этой мысли пришла Л.Б. Хавкина. Она указывала на библиотекаря как на неотъемлемый элемент библиотеки, который, по ее словам, “является душой дела”. Эта позиция, обогащенная положениями системного подхода, получила развитие в 1960-е годы.

В 1967 году Н.С. Карташов проанализировал взаимоотношения библиотекаря (Б), читателя (Ч) и книги (К), используя понятия системного подхода. Почти одновременно с ним с позиций системного подхода подошла к изучению библиотеки Н.И. Тюлина. На их сторону в 1976 году встал А.Я. Черняк. Он значительно углубил позицию, только намеченную Н.С. Карташовым, дав развернутую характеристику роли каждого элемента в системе К—Б—Ч. Далее систему К—Б—Ч разрабатывал И.М. Фрумин, подробно раскрывший внешние и внутренние связи между элементами, а также вытекающие из них функции библиотеки и закономерности библиотечного дела. Концепция библиотеки как системы К—Б—Ч признается еще рядом специалистов.

В целом следует отметить, что концепция К—Б—Ч обобщила все ценное, что было добыто предыдущими исследователями. Однако, по мнению Ю.Н. Столярова, при всей ее прогрессивности библиотековедение все-таки еще не достигло благодаря ей всестороннего раскрытия сущности изучаемого явления. В забвении осталось самое первое, самое раннее представление о библиотеке как помещении, здании, наборе оборудования специального назначения, которое также должно было бы на равных с элементами К, Б и Ч правах войти в единую систему.

Базируясь на теории системного подхода, Ю.Н.

Специалистами выдвигались и другие концепции библиотеки как системы. Чаще всего модель, предложенную Ю.Н. Столяровым, дополняют пятым элементом — справочно-поисковым аппаратом. Авторами таких концепций являются А.И. Остапов, С.В. Мамонтов, М.Ф. Меняев, И.Г. Моргенштерн, Н.И. Тюлина, Я.Л. Шрайберг. Иногда библиотеку еще трактуют и как систему, включающую более пяти элементов.

Из всех названных концепций наиболее широкое признание и распространение получила сущностная модель библиотеки как системы, предложенная Ю.Н. Столяровым. Поэтому дальнейшее изложение рассматриваемой проблемы будет основываться на его теории.

Источник

Тест на ему «Библиотековедение»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

1. Библиотековедение – это?

а. Научная дисциплина, изучающая теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела, а также принципы формирования, развития, функционирования библиотечной системы.

б. Это прочная, относительно устойчивая связь, и взаимодействие элементов, сторон, частей библиотековедения, как целого.

в. Это дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов и управлением ими.

2. Теория библиотечного дела – это?

а. Разрабатывает методы, способы, приёмы, которые используются в библиотечном деле, содействует внедрению передовых методов и приёмов в библиотечную практику.

б. Изучает закономерности возникновения и развития библиотек, эволюцию библиотековедческих взглядов.

в. Изучает принципы функционирования библиотек и библиотечных сетей, разрабатывает проблемы типологии, терминологии, методологии, методики библиотековедческих исследований.

3. Оптимизация социального использования информации в виде публикаций через библиотечное дело?

а. Методика библиотековедения.

в. Теория библиотечного дела.

4. Разрабатывает организационные принципы библиотечных систем, пути и средства научной организации труда, управления в области библиотечного дела?

а. Методика библиотековедения.

б. Цель библиотековедения.

в. Организация и технология библиотековедения.

5. Развитие теории библиотечного дела, анализ его закономерностей как социального явления, связанного с использованием библиотек в помощь социальному, экономическому, культурному процессу?

а. Задачи библиотековедения.

б. Цель библиотековедения.

в. Организация и технология библиотековедения.

6. Функции библиотековедения?

б. Культурно-воспитательная, функция производительной силы, функция социальной силы.

в. Все ответы верны.

7. Структура общего библиотековедения?

а. теоретические основы библиотековедения, учение о библиотеке, учение о библиотечном деле.

б. Библиотечный фонд, библиотечный каталог.

в. Библиотечное обслуживание, библиотечный менеджмент и маркетинг.

г. Все ответы верны.

8. Дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с комплектованием, организацией библиотечных фондов, а также управление ими?

а. Библиотечный фонд.

б. Библиотечное обслуживание.

в. Библиотечный каталог.

9. Дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с созданием и функционированием каталогов и других информационно-поисковых систем как средства обеспечения интеллектуального доступа читателей к информации?

б. Библиотечное обслуживание.

в. Библиотечный каталог.

10. Дисциплина, изучающая совокупность процессов и операций, связанных с обеспечением физического доступа читателей к публикациям, информации, «информации об информации.

а. Библиотечное обслуживание.

б. Библиотечный фонд.

в. Библиотечный каталог.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Тест контроля качества усвоения Блока 1 «Библиотечное дело».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ тест.docx

«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»

по дополнительной профессиональной образовательной программе

« Тест контроля качества усвоения Блока 1 «Библиотечное дело».

Енова Фаина Афанасьевна

_________ секретарь учебной части _________

____ МОУ «Социокультурный центр» ___

Номер и дата договора:

____ № 2016/03-804-11 от 14 ноября 2016г. _____

п. Лопхари, Тюменская область

1. Раздел библиотечного дела включает:

а) общее библиотековедение в) смешанное библиотековедение

б) частное библиотековедение г) простое библиотековедение

3. Сколько видов функций включает библиотековедение:

б) 2: научные (на социум не влияют) (- познавательная

• социальные (воздействие науки на общество)(Культурно-воспитательная, функция производительной силы, функция социальной силы)

4. Что не является составными частями библиотековедения:

а) научные принципы в) методы исследования

б) научные теории г) познавательная теория

б) функция г) принцип

6. Сколько элементов включает научная функция библиотековедения:

а) 4: познавательная, объяснительная, предсказательная, систематизирующая

7. Сколько основополагающих элементов включает библиотечное дело:

а) 3: предмет труда, субъект труда, посредник труда

8. Предмет труда «библиотечного дела»:

а) публикация в) читатель

б) человек г) библиотекарь

а) библиотекарь в) публикация

б) читатель г) рабочее место

9. Посредник труда «библиотечного дела»:

10. Основные этапы развития библиотековедения:

а) донаучный (с середины II тысячелетия до н.э. до конца XVIII в.), обозначенный

определением “библиотековедческая мысль”

б) научный (с начала XIX в. до настоящего времени), определенный как становление и

развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины

в) индустриальный г) постиндустриальный

11. В каком веке начал развиваться научный этап библиотековедения :

а) начало ХХ века в) середина ХХ

б) конец ХХ века г) начало XIX

12. В каком году было предложено развести понятия объекта и предмета библиотековедения:

13. Кем было предложено развести понятия объекта и предмета библиотековедения:

а) А.Я. Черняк в) А. М. Ловягина

б) В. Е. Васильченко г) К. И. Абрамова

14. По мнению Н. С. Карташова и В. В. Скворцова, история библиотековедения подразделяется на:

а) 2этапа: 1. Предыстория библиотековедения

1.1 Библиотековедческая мысль древности

1.2 Библиотековедческая мысль средневековья

2. Становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины.

2.1 Период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.)

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Курс повышения квалификации

Охрана труда

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Номер материала: ДБ-427988

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы

Время чтения: 1 минута

какое направление изучает эволюцию взглядов на библиотековедение ответ на тест

Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Библиотековедение

Библиотекове́дение — научная дисциплина документно-коммуникационного цикла, теоретически воспроизводящая библиотеку как научное понятие и объект реальности во всех её связях и опосредованиях.

Содержание

Описание

Данная научная дисциплина изучает цели, принципы, содержание, систему и формы общественного пользования произведениями печати, а также теорию, историю, методологию, технологию, методику и организацию библиотечного дела.

Библиотековедение классифицируется в зависимости от избранных исследователем оснований деления и подразделяется на общее и особенное, в том числе частное.

Разделы библиотековедения

Цели, задачи, функции

Все они связаны с тем, что научные знания и методы библиотековедения используются при решении проблем, возникающих в процессе общественного использования информации.

Составные части библиотековедения

Составными частями библиотековедения являются:

История

Истоки библиотековедения — науки о библиотечном деле, сущность которой до сих пор остается дискуссионной, восходит с глубокой древности. Являясь типичным научным феноменом, библиотековедение в то же время характеризуется собственным генезисом и развитием. Их изучение требует исторического подхода, который позволит проследить возникновение и основные этапы формирования библиотековедения, движение теоретической мысли от предложений и догадок к научному знанию, увидеть перспективные направления его развития. История развития библиотековедения в мировом масштабе пока изучена недостаточно. За рубежом этот аспект библиотековедения не находится в центре внимания. Кроме России, ни в одной из стран мира еще не создано обобщающего труда, посвященного истории библиотековедческой мысли. История российского библиотековедения изучена довольно глубоко. Общая характеристика развития русского библиотековедения сформулированная ещё в работах А. М. Ловягина, содержится:

В своем развитии библиотековедение подразделяется на два основных этапа:

По мнению Н. С. Карташова и В. В. Скворцова история библиотековедения подразделяется на два этапа:

Предмет и объект библиотековедения

Одним из проблемных вопросов библиотековедения является определение объекта и предмета библиотечной науки. С XIX в. началась разработка этих определений. До 70-х годов XX в. объект и предмет библиотековедения не различались: Объект библиотековедения — библиотечное дело. Лишь в 1976 году было предложено (А. Я. Черняком) развести понятия объекта и предмета библиотековедения, что стало следующим шагом в самопознании библиотековедения. В последние годы в связи с широким распространением в науке системного подхода о библиотеке стали говорить как системном объекте библиотековедения, состоящем из ряда взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Библиотечное дело — одна из форм человеческой деятельности.

Три основополагающих составных элемента:

Библиотека в системе общественных отношений является важным и неотъемлемым элементом коммуникативной системы «книга (информация в виде публикации)—библиотекарь—читатель (потребитель)». В этой системе библиотекарь становится организатором взаимоотношений книги и читателя, что соответствует социальной роли библиотеки как идеологического, культурно-просветительного и научно-информационного учреждения. Таким образом, объект библиотековедения это коммуникативная система «книга—библиотекарь—читатель». Предмет — выявление и исследование закономерностей, принципов формирования, развития, функционирования библиотечной системы, взаимодействия библиотек в различных аспектах. Предметом библиотековедения является обеспечиваемое библиотекарем массовое по масштабам явления, индивидуальное по форме реализации взаимодействие читателей с информацией в виде публикаций. В центре предмета библиотековедения находится взаимодействие читателей с информацией, зафиксированной в виде публикаций. Взаимодействие организуется, обеспечивается всем необходимым для того, чтобы оно эффективно осуществлялось, библиотекарем.

Источник

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ БИБЛИОТЕКОВЕДОВ

Определение социальных функций библиотеки является одной из фундаментальных проблем библиотековедения. Ученые и библиотекари-практики нередко обозначали и продолжают иногда обозначать социальные функции своего учреждения при помощи таких сочетаний, как “общественная роль библиотеки”, “социальная роль библиотеки”, “социальная миссия библиотеки”, “цель библиотеки”, “задачи библиотеки”.

Длительное время в качестве главной функции библиотеки рассматривалось хранение книг и иных документов. Впоследствии данная точка зрения претерпела глубокие изменения. По словам Ю. Н. Столярова, “на смену столь убедительной на первый взгляд мемориальной функции эпохи Просвещения в XIX в. выдвинулась функция учебная, образовательная, просветительская”. Это представление развивалось в библиотековедении в течение всего XX в.

Вопрос о социальном предназначении библиотек (теоретически еще не оформленный в проблему социальных функций) затрагивался на рубеже XIX—XX вв. во многих работах ведущих библиотековедов того времени: Б. В. Банка, Р. Я. Виленкина, П. И. Гукова, В. А. Невского, А. А. Покровского и др. Однако уже с первых лет советской власти в большинстве исследований в основу изучения библиотеки как социального института был положен аспект, характеризующий ее историческую изменчивость, а не сущность.

Разработка теоретических основ библиотечного дела с первых лет советской власти строилась на марксистко-ленинской методологии, рас-

сматривавшей библиотеку как идеологическое учреждение, оказывающее путем пропаганды книги активное влияние на коммунистическое воспитание трудящихся. Развитие положений о классовой сущности библиотеки, принципиальном отличии социалистической библиотеки от буржуазной привело к дальнейшему углублению и расширению представления о ней как о политико-просветительном учреждении. Н. К. Крупская считала необходимым “превратить библиотеку, даже самую маленькую, в идеологический центр, помогающий делу строительства социализма», что послужило обоснованием агитационно-пропагандистской функции библиотеки и требований к ее реализации.

С позиций принципа партийности рассматривалась и культурно-образовательная функция библиотек. Особое значение для ее обоснования имели указания Н. К. Крупской о том, что культурно-образовательная работа должна быть неразрывно связана с задачами коммунистического воспитания. “Сейчас нет только вопросов культурных, которые могли бы не быть связанными с вопросами политики. — писала Н. К. Крупская. — Сейчас немыслим разрыв между политической и культурной работой”.

В связи с индустриализацией страны перед библиотеками была поставлена задача организации информационного обслуживания социалистической промышленности, “ведения технической информации в ее библиотечных формах”.

Вместе с тем Н. К. Крупская считала неправильным, что информационная работа ведется только “для высшего технического персонала”, ставила цель обеспечения информацией других категорий читателей. Разевая данный подход, Н. И. Каркпина высказала мнение, что вся библиотечная сеть страны, начиная от крупных научных библиотек и заканчивая сельскими, должна вести информационную работу. Данные утверждения положили начало обсуждению информационной функции библиотек, которое продолжается и по настоящее время, стали отправной точкой многолетней дискуссии о месте и роли специальных и массовых библиотек в информационном обслуживании.

В 1920—1930-е годы, как указывает А. Н. Ванеев, в советском библиотековедении на основе ленинского принципа партийности были определены и обоснованы важнейшие социальные функции советской библиотеки: агитационно-пропагандистская, культурно-образовательная, информационная, охарактеризованы их взаимосвязь и взаимообусловленность.

В 1940—1950-е годы значительный вклад в разработку проблемы социальных функций библиотек внесли Ю. В. Григорьев, Д. Д. Иванов, Ф. И. Каратыгин, И. А. Мохов, И. М. Симановский, И. М. Фрумин, О. С. Чубарьян и др. В этот период агитационно-пропагандистская функция по- енно трансформировалась в идейно-воспитательную, и вся работа в

библиотеке стала рассматриваться как единый воспитательный процесс. Дальнейшее развитие и конкретизацию в послевоенный период получила образовательная функция, основное содержание которой заключалось в руководстве самообразовательным чтением трудящихся.

В 1960—1970-е годы продолжилось теоретическое обоснование места библиотеки в жизни общества, а значит, и ее социальных функций. Начиная с 1 960-х годов О. С. Чубарьян в отличие от библиотековедов 1920— 1940-х годов стал характеризовать библиотеку как культурно-просветительное, а затем как культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение.

Новый этап в понимании сущности библиотеки и ее социальных функций связан с принятием в мае 1974 года постановления ЦК КПСС “О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе”, в котором было закреплено устоявшееся к тому времени представление о библиотеке как идеологическом учреждении. Наряду с этим ей придавался статус научно-информационного учреждения. Это решение было воспринято специалистами как онование для коренной перестройки деятельности всех библиотек, расширения и углубления их функций и повышения роли как идеологических и информационных центров. В 1976 году О.С. Чубарьян дал в вузовском учебнике определение библиотеки в соответствии с постановлением ЦК КПСС.

В этот период к изучению социальных функций библиотек присоединились К. И. Абрамов, Л. М. Инькова, А. И. Пашин и др. В развитии учения о социальных функциях библиотек исследователи по-прежнему исходили из классового характера библиотечного дела, его обусловленности социальной и экономической жизнью общества. Библиотека изучалась с точки зрения влияния конкретных социальных задач на принципы ее работы. Ученые стремились установить меру зависимости библиотечной деятельности от социальных процессов и, наоборот, возможности выявить воздействия библиотеки на состояние общества.

Более глубокому анализу роли и функций библиотеки послужила дискуссия об объекте и предмете библиотековедения, развернувшаяся на страницах профессиональной печати в середине 1970-х годов.

Год Автор Функция 1 2 3 1977 И.М.Фрумин 1. Социальные 1.1.

Общие: воспитательная образовательная организационная 1.2.

Специфические: создание единого

общегосударственного книжного фонда общественного пользования организация циркуляции фонда целенаправленное руководство чтением 2.

Технологические 1980 Л.А. Шилов Воспитательная

Информационного обеспечения науки и производства 1982 Ю.Н. Столяров 1. Имманентная (коммуникативная) 2.

Сущностные: кумулятивная утилитарная 3.

Другие: воспитательная информационная прагматическая

культурно-просветительная и т.п. 1982 В.Р. Фирсов 1. Основная (социализирующая) 2.

Подчиненные: познавательная ценностно-ориентационная коммуникативная 1984 A.B. Соколов 1. Сущностные: ценностно-ориентационная коммуникативно-познавательная кумулятивно-поисковая Таблица 3.1

1 2 3 2. Прикладные: идеологическая

обеспечения научно-технического прогресса

социализирующая 1984 Э.К. Беспалова Общая (сущность) Внешние (цели) Внутренние 1985 В.Р. Фирсов 1. Сущностные:

Прикладные: образовательная культурно-просветительная информационная

в помощь НТП и др. 1986 Ж.С. Яцкунас Организация общественного пользования определенным образом сформированных фондов документов 1989 А.Н.

Производственно-вспомогательная 1990 В.В. Скворцов Информационная 1992 Е.Т. Селиверстова 1. Главные (сущностные): кумулятивная мемориальная

Основные (типообразующие): в помощь учебе

в помощь профессиональнопроизводственной и научной работе в помощь самообразовательной, досуговой, рекреационной деятельности 3.

Производные: просветительная 1 2 3 воспитательная

рекреационная гедонистическая 4. Дополнительные: методическая исследовательская 1993 Н.П. Васильченко 1. Главные (основные): общеобразовательная воспитательная информационная 2.

Определяемые интересами и запросами читателей: досуговая 3.

Технологические: методическая и др. 1993 И.К. Джерелиевская Мемориальная

Коммуникативная 1993 P.C. Мотульский 1. Сущностные: кумулятивная мемориальная коммуникативная 2.

•V Н.И. Тюлина 1. Основополагающая (информационная) 2.

Остальные: образовательная воспитательная досуговая 1994 М.В. Жадько Просветительская

Мемориальная 1995 М.С. Слободяник 1. Главная

(сохранение научного познания) 2.

Основные: документная память информационно-документная коммуникативная когнитивная 3.

Вспомогательные 1 2 3 1996 М. И. Акилина 1. Внутренние: мемориальная

организация использования документа в форме «проката» анализ информации оценка информации 2.

обеспечения доступа к информации

ценностная 1996 Н.В. Жадько Информационная

Мемориальная 1996 В.И. Терешин И нформационная

Образовательная 1998 Ю.Н. Столяров Документально-коммуникационная

Возрастание интереса к социальным функциям и разработка подходов к более углубленному их изучению привели к расширению их перечня, выявлению функций библиотек, изучению функций библиотек отдельных типов. Так, в исследовании, посвященном типологическим особенностям национальных библиотек, проводимом в конце 1970-х годов, перечислялись более десяти функций библиотек данного типа, в том числе связанные с собиранием и хранением произведений печати как памятников отечественной культуры, осуществлением методического руководства, научно-исследовательской деятельностью и др. В публикациях, раскрывающих функции научных универсальных библиотек республиканского и областного уровней, называются функции координации и кооперирования деятельности, методического руководства и научноисследовательской работы. Применительно к массовым библиотекам выделяют политико-воспитательную, образовательную, информационную, а также функцию оказания помощи науке и производству. Иногда к ним добавляют коммуникативную и некоторые другие.

Анализ развития представлений о социальных функциях библиотек, рост числа авторов, занятых изучением данной проблемы, увеличение перечня функций библиотек позволили А. Н. Ванееву в 1980-м году поставить вопрос о необходимости формирования “учения о социальных функциях советской библиотеки”. В разработке такого учения в последующие десятилетия посредством публикаций на страницах профессиональной печати, подготовки учебных и справочных изданий, разделов I

& для нормативно-правовых актов приняли участие ведущие библиотековеды.

На рубеже 1970—1980-х годов социальные функции библиотек становятся предметом рассмотрения в монографических исследованиях. К. И. Абрамов, Л. М. Инькова, В. В. Серов характеризуют воспитательную и образовательную функции советских библиотек, а также функцию помощи профессиональному чтению, научно-техническому прогрессу.

А. И. Пашин наряду с политико-воспитательной, образовательной и информационной выделил также коммуникативную и гедонистическую функции.

Особого внимания заслуживает концепция Ю. Н. Столярова, который изучал библиотеку с позиций структурно-функционального подхода. Рассматривая ее как систему, состоящую из четырех элементов (документ, абонент, библиотекарь и материально-техническая база), ученый пришел к выводу, что “взаимодействие элементов между собой и с внешней средой порождает сущностные функции библиотеки — кумулятивную (накопления и хранения документов) и утилитарную (использования документов). На их основе возникают и развиваются другие функции — воспитательная, информационная, прагматическая, культурно-просветительная, определяемые социально-экономическими, политическими и культурными задачами, решаемыми обществом в данных конкретно-исторических условиях”. Основное социальное предназначение библиотеки, по Ю. Н. Столярову, “состоит в обеспечении пространственно-временного акта коммуникации, опосредованной документом. Отсюда имманентная социальная функция библиотеки — коммуникативная”.

Изучение библиотеки с подлинно научных позиций позволило Ю. Н. Столярову выдвинуть на первый план функцию не идеологическую и не производные от нее, а кумулятивную, отражающую сущность библиотеки независимо от политического строя. Выдвинутые ученым идеи положили начало деидеологизации учения о социальных функциях библиотеки, в частности и отечественного библиотековедения в целом. Несмотря на то что еще до конца 1980-х годов идеологическая функция рассматривалась в качестве доминирующей в деятельности советских библиотек, позиция Ю. Н. Столярова нашла понимание и поддержку коллег, была развита в ряде работ доперестроечного периода, в том числе и о социальных функциях библиотек.

Разнобой по поводу определения социальных функций библиотек отразился и в содержании официальных документов. Так, в ГОСТ 7.26—80 “Библиотечное дело. Основные термины и определения” библиотека определялась как идеологическое, культурно-просветительное и информационное учреждение. Авторы энциклопедического словаря “Книговедение”, вышедшего спустя два года после публикации названного стандарта, оставаясь на близких позициях, все же охарактеризовали библиотеку уже как “учреждение культуры, выполняющее идейно-воспитательную, образовательную, информационную, культурно-просветительную и другие задачи”. В Положении о библиотечном деле в СССР, принятом в 1984 году и имевшем статус закона, библиотека определялась как идеологическое, культурно-просветительное и научно-информационное учреждение, выполняющее при этом около 20 только социальных функций.

Усложнение задач по формированию нового, всесторонне развитого человека, обеспечению интенсификации научно-технического прогресса, перераспределению возрастающих информационных потоков стимулировали новую волну активности в изучении социальных функций библиотеки. Ее пик пришелся на середину 1980-х годов, чему в немалой степени способствовала дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала “Научные и технические библиотеки СССР” и перешедшая впоследствии на страницы других изданий. В дискуссии приняли участие Э. К. Беспалова, Г. М. Рослик, А. В. Соколов, В. Р. Фирсов, И. М. Фрумин, А. Н. Хропач,

А. Я. Черняк, Ж. С. Яцкунас и др. По подсчетам В. Р. Фирсова, уже к 1985 году существовало более двадцати новых определений функций библиотек, среди них назывались коммуникативная, кумулятивная, гедонистическая, эстетическая, библиотерапевтическая и другие, причем у большинства авторов ряд перечисляемых функций оставался открытым.

К середине 1980-х годов оформляется культурологический подход к изучению социальных функций библиотек, базирующийся на традиционных представлениях о библиотеке как культурно-просветительном центре. Его суть сводится к отождествлению функций библиотеки и культуры. Данный подход активно разрабатывается В. Р. Фирсовым и вслед за ним Н. В. Жадько.

Обобщая представления о социальных функциях библиотек 1970— 1980-х годов, необходимо констатировать, что официальное признание получили идеологическая, культурно-просветительная и научно-информационная функции. Вместе с тем в этот же период Ю. Н. Столяровым и

А. В. Соколовым началось изучение социальных функций с научных позиций, что позволило им сформировать их принципиально новый перечень. Несмотря на идеологическое давление, библиотеки в советский период активно работали с целью удовлетворения потребностей своих читателей, формирования их мировоззрения, повышения общеобразовательного и культурного уровней, чем в конечном итоге содействовали демократическим переменам в обществе.

Новый этап в изучении социальных функций библиотек связан с радикальными социально-политическими преобразованиями общественной жизни как в СССР, так и в других странах социалистического содружества. Отказ от коммунистической идеологии, переход к демократическим формам управления обществом и рыночной экономике создали почву для отказа библиотек от главной в советский период идеологической функции. Это сыграло ключевую роль в библиотековедении: ученые получили возможность высказывать свои взгляды, не боясь быть обвиненными в отсутствии марксистско-ленинского подхода, отпала необходимость, пусть даже формально, ссылаться в исследованиях на позицию КПСС как на истину в последней инстанции.

В начале 1990-х годов в профессиональной печати публикуется ряд дискуссионных статей, посвященных трансформации библиотек в новом обществе, переосмыслению их сущности, разрабатываются концепции развития библиотечного дела, где декларируются новые подходы к пониманию роли библиотек в общественной жизни, их социальных функций. В изучение последних в постсоветский период активно включились И. К. Джерелневская, Н. В. Жадько, Р. С. Мотульский, Е. Т. Селиверстова,

В. В. Скворцов, М. С. Слободяник, Ю. Н. Столяров, Н. И. Тюлина и др. В этот период по отношению к социальным функциям в библиотековедении формируются три подхода: культурологический, информационный и коммуникационный.

После распада СССР во вновь образованных суверенных республиках начался активный законотворческий процесс, в том числе и в области библиотечного дела. В разрабатываемых документах, характеризующих социально-политические реалии, находят отражение и социальные функции библиотек. Естественно, что определения, данные в национальных законах, используются в дальнейшем в других нормативно-правовых актах, словарях, справочниках, находят как сторонников, так и противников.

В первом документе, декларирующем новые ориентиры в развитии библиотек Беларуси, — Концепции развития библиотечного дела в Республике Беларусь — в качестве основных выделены три функции: информационная, эстетическая, рекреационная. Кроме них, согласно Концепции, библиотека выполняет ряд производных функций: социализирующую, просветительную, образовательную и др. Вместе с тем, учитывая неоднозначность трактовки функций библиотек специалистами, белорусские законодатели отказались от включения перечня функций библиотек в Закон Республики Беларусь “О библиотечном деле в Республике Беларусь”.

В 1990-е годы активизируется также изучение функций библиотек разных типов. Авторы исследований по данной проблеме используют в качестве методологической базы ранее предложенные специалистами перечни социальных функций библиотек или осуществляют самостоятельные подходы к рассмотрению этого вопроса.

Анализ сущностных функций библиотеки при использовании культурологического, информационного и коммуникационного подходов дал возможность выявить ведущие направления ее деятельности как социального института. 3.2.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *