какое направление философской мысли господствовало в ссср
Советская философия: характеристика, основные направления, представители
Являясь важной составляющей мировой духовной культуры, русская философия до 1917 года славилась своим гуманизмом и оказывала огромное влияние на развитие всей человеческой цивилизации. Она зародилась в контексте богословской мысли и формировалась под влиянием православных традиций. Но 20 век внес свои кардинальные изменения в данную ситуацию. После Октябрьской революции государственную и общенародную поддержку получили совсем другие идеи. В данный период бурно развивалась советская философия, взявшая за основу материалистическое учение, диалектику и марксистское мировоззрение.
Вам будет интересно: Цзюнь-цзы («Благородный муж») в учении Конфуция
Идеологическая и политическая основа
Резкую критику испытали на себе многие направления религиозной философии, высмеивались интуитивизм, персонализм, всеединство и другие теории. Их последователи подвергались гонениям, арестам, нередко даже физическому уничтожению. Многие русские ученые-философы вынуждены были эмигрировать из страны и продолжать научную деятельность за рубежом. С того момента русская и советская философия разделились, а пути их последователей разошлись.
Истоки марксизма и его составляющие
Марксизм, по мнению одного из ведущих идеологов этого учения – Ленина, зиждился на трех основных «китах». Первым из них был диалектический материализм, истоками для которого послужили работы знаменитых немецких философов предыдущих веков Фейербаха и Гегеля. Их последователи дополнили эти идеи и развили их. Со временем они даже превратились из простой философии в целое обширное мировоззрение 20 века. Согласно данному учению, материя – это нечто, не сотворенное никем, и реально существовавшее всегда. Она находится в постоянном движении и развитии от низшего к более совершенному. А разум – есть ее высшая форма.
Марксистская философия, в советский период твердо встав на ноги, стала некоей противоположностью идеализму, который утверждал, что первичной является не материя, а сознание. За что враждебные идеи и критиковались В. И. Лениным и его последователями, которые перенесли свою доктрину из естествознания в политическую жизнь. Они видели в диалектическом материализме подтверждение тому, что социум, развиваясь по своим законам, движется к конечной своей цели – коммунизму, то есть полностью справедливому идеальному обществу.
Вам будет интересно: Леонардо Бруни: биография, философия и основные идеи
Истоками другой части учения Карла Маркса являлась бурно развивающаяся в XIX столетии английская политэкономия. Идеи предшественников впоследствии оказались подведенными под социальную основу, дав миру концепцию о так называемой прибавочной стоимости. Первоучитель и вдохновитель философии советского периода, ставший вскоре идолом социализма, в своей работе «Капитал» высказал мнение относительно буржуазного производства. Маркс утверждал, что хозяева заводов и предприятий обманывают своих работников, так как нанятые люди только часть дня трудятся на себя и на развитие производства. Остальную же часть своего времени вынуждены работать на обогащение и наполнение карманов капиталистов.
Третьим источником указанного учения являлся утопический социализм, пришедший из Франции. Его тоже переработали, дополнили и научно обосновали. И подобные идеи воплотились в доктрину классовой борьбы и веру в конечную победу социалистической революции во всех странах мира. Все указанные положения, по мнению идеологов марксизма, считались полностью доказанным и сомнениям подвергаться не могли. Таковыми были основы большевистской идеологии и философии советского периода.
Этап становления
Начальным этапом становления марксистского учения в СССР, дополненного в работах Ленина, считают 20-е прошлого столетия. В данный промежуток времени жесткие рамки коммунистической идеологии уже были ощутимы, но все же оставалось место для споров противоборствующих группировок, научных и политических дискуссий. Идеи советской философии лишь приживались на территории бывшей Российской империи, где все больше одерживала победу революционная мораль.
Но ученые-философы в своих работах затрагивали широкий круг вопросов: биологических, общечеловеческих, социальных, экономических. Труд Энгельса под названием «Диалектика природы», который был впервые опубликован как раз в те времена, подвергся активному обсуждению, где находилось место для здоровой полемики.
Воззрения Бухарина
Являясь убежденным большевиком, Бухарин Н. И. (его фото представлено ниже) считался в те годы крупнейшим и признанным теоретиком партии. Он принимал материалистическую диалектику, но не был приверженцем неких утверждаемых свыше догм, а пытался все логически переосмыслить. А потому стал создателем своего направления в советской философии. Он разработал так называемую теорию равновесия (механизм), говорящую об относительной устойчивости общества, развивающегося в атмосфере, возникающих естественным образом противоборствующих сил, сам антагонизм которых и является в конечном итоге причиной стабильности. Бухарин считал, что после победы социалистической революции, классовая борьба должна постепенно затухать. А свободная мысль и возможность открыто высказывать и доказывать свою точку зрения станет фундаментом для нахождения истинно правильных решений. Одним словом, Бухарин видел в будущем Советскую Россию демократической страной.
Вам будет интересно: Хань Сян Цзы: бессмертная мудрость
Это оказалось полной противоположностью идеям Сталина И. В., который наоборот говорил об обострении противоборства классов и партийном контроле над настроениями и мыслями, витающими в обществе, не оставляющем места для сомнений и дискуссий. Свобода слова заменялась в его представлениях диктатурой пролетариата (такое понятие было очень модным и распространенным в те времена). После смерти Ленина данные философские концепции приняли форму политического противостояния двух фигур, имеющих большое влияние и власть в стране. В конце концов, в схватке победил Сталин и его идеи.
В 20-е в стране работали и такие известные мыслители, как профессор Деборин, поддерживающий материалистическую диалектику и считающий ее основой и сутью всего марксизма; Бахтин М. М., принимавший идеи века, но переосмысливавший их с точки зрения трудов Платона и Канта. Следует также упомянуть Лосева А. Ф. – создателя множества томов по философии, а также Выгодского Л. С. – исследователя развития психики под культурно-историческим углом.
Сталинский период
Истоками мировоззрения Сталина (Иосифа Джугашвили) стали грузинская и русская культура, а также православная религия, ведь в отрочестве он обучался в духовной семинарии, и в эти годы увидел в христианском учении протокоммунистические идеи. Суровость и жесткость в его характере уживались с гибкостью и способностью мыслить широко, но основной чертой его личности являлась непримиримость к врагам. Кроме того, что он был великим политиком, Сталин оказал немалое влияние на развитие советской философии. Основным его принципом было единство теоретических идей с практической деятельностью. Вершиной его философской мысли считается работа «О диалектическом и историческом материализме».
Сталинский этап в философии страны продолжался с 1930 года до конца жизни великого деятеля и вождя государства. Те годы принято было считать временем расцвета философской мысли. Но позднее указанный этап объявили периодом догматизма, вульгаризации марксистских идей и полного упадка свободной мысли.
Среди видных философов того времени следует упомянуть Вернадского В. И. Он создал и развил учение о ноосфере – биосфере, разумно управляемой человеческой мыслью, которая становится мощным фактором, преобразующим планету. Мегрелидзе К. Т. – грузинский философ, исследовавший феномен мышления, развивающегося по общественно-историческим законам, с социологической стороны. Эти и другие видные ученые того периода внесли огромный вклад в отечественную философию в советский период.
С 60 до 80-х
После смерти Сталина, пересмотра его роли в советской истории и осуждения культа его личности, когда начали проявлять себя некоторые признаки свободы мысли, в философии почувствовалось явное оживление. Этот предмет начинают активно преподавать в учебных заведениях не только гуманитарного, но и технического направления. Дисциплину обогатили разбором трудов античных мыслителей и средневековых ученых. Видные представители советской философии в данный период выезжали за рубеж, и им разрешено было участвовали в международных конференциях. В эти же годы начал выходить журнал «Философские науки». Появились интересные исследования об истории Руси как Киевской, так и Московской.
Однако это время не дало миру особенно ярких имен и идей в философии. Несмотря на ослабление партийного диктата, настоящий дух свободы и творчества не проник в ученый мир. В основном деятели науки повторяли заученные с детства мысли марксистских предшественников и штампованные фразы. Массовых репрессий не наблюдалось в те времена. Но ученые знали, что если они хотят сделать карьеру, стать известными и иметь материальные блага, они должны слепо повторять то, что от них хотят слышать партийные структуры, а потому творческая мысль топталась на месте.
Идеологический контроль в науке
Давая характеристику советской философии, следует заметить, что, базируясь на марксизме-ленинизме, она превратилась в государственный инструмент идеологического контроля над наукой. Достаточно случаев, когда это тормозило прогрессивное развитие и имело крайне негативные последствия. В качестве яркого примера, подтверждающего это, можно привести генетику.
После 1922 года данное направление вроде бы начало бурно развиваться. Ученым предоставлялись все условия для работы. Создавались опытные станции и исследовательские институты, возникла сельскохозяйственная академия. Прекрасно себя проявили такие талантливые ученые, как Вавилов, Четвериков, Серебровский, Кольцов.
Но в 30-е в рядах селекционеров и генетиков наметились крупные разногласия, приведшие позднее к расколу. Многие ведущие генетики подверглись арестам, получили тюремные сроки, даже были расстреляны. Чем же не угодили эти ученые государству? Дело в том, что, по мнению большинства, генетика не укладывалась в рамки диалектического материализма, а значит, противоречила советской философии. Постулаты марксизма не могли подвергаться сомнению. Потому генетику объявили ложной наукой. А учение о «наследственном веществе», вопреки здравому смыслу, признали идеалистическим.
В послевоенное время генетики попытались взять матч-реванш и отстоять свои позиции, приводя в качестве разумных доводов значительные успехи зарубежных коллег. Однако в те времена в стране прислушивались больше не к научным аргументам, а к политическим соображениям. Наступили времена холодной войны. И потому вся капиталистическая наука автоматически представлялась вредной и тормозящей прогресс. А попытка реабилитировать генетику была объявлена пропагандой расизма и евгеники. Восторжествовала так называемая «Мичуринская генетика», продвигаемая малокомпетентным ученым академиком Лысенко Т. Д. (его портрет можно увидеть ниже). И только после открытия ДНК генетика в стране начала постепенно восстанавливать свои позиции. Это случилось в середине 60-х. Такова была философия в Советском Союзе, она не терпела возражений своим постулатам и с большим трудом признавала ошибки.
Международное влияние
Взяв за основу марксизм-ленинизм, в некоторых странах развивались и собственные похожие философии, превратившиеся в набор неких идеологических установок и ставшие средством политической борьбы за власть. Примером тому является маоизм, возникший в Китае. Помимо привнесенного извне, он базировался еще и на национальной традиционной философии. Поначалу он вдохновлял национально-освободительное движение. А впоследствии даже получил распространение во многих странах Азии и Латинской Америки, где и сейчас весьма популярен. Создателем этой философии был Мао Цзэдун – великий политик, вождь китайского народа. Он разработал философское учение, затронув при этом проблемы познания, возможные критерии нахождения истины, рассматривал вопросы политэкономии, внедрил в жизнь теорию так называемой «новой демократии».
Чучхе – северокорейский вариант марксизма. Это философия гласит о том, что человек как личность является не только хозяином самого себя, но и находящегося вокруг него мира. Несмотря на значительные признаки сходства с марксизмом, в Северной Корее всегда подчеркивали самобытность национальной философии и ее самостоятельность от сталинизма и маоизма.
Говоря о влиянии советской философии на мировую мысль, следует заметить, что она произвела заметное впечатление как на международные ученые умы, так и на политическую расстановку сил на планете. Одни принимали ее, другие с пеной у рта критиковали и ненавидели, называли инструментом идеологического давления, борьбы за власть и влияние, даже средством достижения мирового господства. Но все же равнодушными она мало кого оставила.
Философский пароход
Традиция высылать всех инакомыслящих философов из страны была заложена еще Лениным в мае 1922 года, когда из Советской России рейсами пассажирских судов было насильственным и самым унизительным образом выслано 160 человек – представителей интеллигенции. Среди них оказались не только философы, но и деятели литературы, медицины и других областей. Их имущество конфисковали. Объяснялось это тем, что по гуманным соображениям расстреливать их не захотели, но и терпеть тоже не могли. Упомянутые рейсы вскоре назвали «философскими пароходами». Так поступали и позже с теми, кто критиковал или просто публично высказывал сомнения по поводу насаждаемой идеологии. В таких условиях формировалась советская философия.
Постсоветская философия
После распада Советского государства круто изменилось мировоззрение людей, что создало почву для новых научных теорий. Проявилась, постепенно развивалась и ширилась духовная свобода. А потому советская и постсоветская философия отличались кардинальным образом.
Возникла возможность изучать проблемы, на которые ранее налагался непререкаемый запрет: авторитаризм, политическая мифология и другие. В отстаивании научных позиций философы стали прислушиваться к интересным аргументам.
В 90-е, несмотря на весьма ощутимую нехватку средств, преображается социальная и возрождается религиозная философия. Огромное участие в организации новых исследований принимает Институт философии РАН под руководством Степанова В. С. Появляются новые интересные журналы: «Логос», «Философские исследования», «Человек» и многие другие. Они не только издаются, но и завоевывают обширный круг читателей. Также публикуется огромное количество книг русских классиков-эмигрантов, имена которых были ранее малоизвестны или забыты. И это не могло не оказать влияния на развитие философской мысли.
Философия в советский период истории
В советский период отечественной истории (1917 — 1991 гг.) философская мысль, к сожалению, не имела возможности для полнокровного самостоятельного существования и развития в формах различных типов, направлений и течений. В условиях отсутствия свободы интеллектуального творчества и находясь под жестким контролем со стороны государства и правящей партии, философия постепенно превратилась в служанку политики. Она использовалась для теоретического обоснования закономерности советского строя и раскрытия его якобы исторических преимуществ и великих перспектив. Крайне негативно на развитии философской мысли в нашей стране сказалась высылка в 1922 году за рубеж большой группы философов (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк, Н.О.Лосскийи др.), не стоявших на коммунистических позициях. Тем самым уровень философии в советском обществе значительно снизился, что отрицательно сказалось на всей духовной культуре общества.
В СССР в 20-е гг. единственным философским течением постепенно становился марксизм, который со временем обрел статус официального учения. В первые годы Советской власти основную роль в его развитии играл В.И.Ленин. В стране издавались и широко распространялись работы классиков марксизма—К. Маркса и Ф. Энгельса, был образован Институт философии.
В 20 — 30-е гг. происходило активное подчинение философии политике. Из сферы философских поисков вытеснялись личности яркие и достаточно самостоятельные (Н.И.Бухарин, А.В.Луначарский и др.), а на смену им приходили личности тусклые и малообразованные, но зато стоявшие на позициях «революционного сознания» и «классового подхода». Многообразие мнений и течений подменялось единообразием и даже прямым администрированием. Издававшийся в 20-е годы группой А.М.Деборина (ученик Плеханова) журнал «Под знаменем марксизма» был закрыт, а передовые философы подверглись гонениям и даже репрессиям. На «философском фронте» все более утверждались сторонники И.В.Сталина (М.Б.Мишин, П.Ф.Юдин и др.). В 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)» с большой статьей Сталина «О диалектическом и историческом материализме». Пропагандой она была объявлена «вершиной» творческого марксизма и положена в основу преподавания философии в учебных заведениях и методологии научного познания. На практике это затормозило на десятилетия вперед разномыслие в философии, отрицательно сказалось на становлении новых отраслей знания (генетика, кибернетика и др.). В предвоенные годы философия в СССР, в основе своей, была сведена к упомянутой выше статье Сталина. Ряд философов, стоявших на иных мировоззренческих позициях, либо погибли в лагерях (П.А.Флоренский, Г.Г.Шпет), либо были надолго репрессированы (А.Ф.Лосев).
После смерти Сталина и официального осуждения его культа (1956 г. XX съезд КПСС) в обществе наступила краткая «оттепель», и это несколько облегчило существование философии. Кроме «Вопросов философии», стал выходить также журнал «Философские науки», а в 60-е гг. была издана «Философская энциклопедия» в пяти томах. В ряде университетов страны были открыты философские факультеты, а советские философы стали участвовать в международных симпозиумах и конгрессах.
Следует заметить, что в советской философии определенное развитие получило историко-философское знание. Большой вклад в это внесли Г.Ф.Александров, В.Ф.Асмус, Т.И.Ойзерман.Происходили исследования в области логики (М.М.Розенталь, А.Ф.Лосев),философских проблем естествознания (Б.М.Кедров),теории познания (П.В.Копнин), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон), теории человека (И. Т. Фролов), этики и эстетики (М. М. Бахтин, Л. М.Архангельский). Под влиянием «оттепели» появились яркие и оригинальные философы — Э.В.Ильенков, М.К.Мамардашвили, М.А.Лифшиц, В.С.Библери др. В целом же, в философии по-прежнему преобладал дух апологетики(защиты, оправдания) существовавшего общественно-политического строя и осмысления практики «коммунистического строительства» в нашей стране. Функция социальной критики в философии советского времени не имела полнокровных условий для своего существования.
В 70 — 80-е гг. наступил завершающий период в развитии советской философии. За редким исключением, она носила официальный и излишне идеологизированный характер. В ней существовал культ теоретиков марксизма и некритическое цитирование официальных материалов КПСС, речей высших руководителей страны. Существовал
жесткий идеологический контроль за всей системой подготовки и деятельности философских кадров в стране. По сути дела, философия существовала в единственном варианте—в виде канонического (нетворческого, застывшего) марксизма, превращенного в разновидность религии и социального мифотворчества.
Советский период в истории отечественной философии можно назвать трагическим, ведь здесь философская мысль лишилась самого важного условия для своего нормального существования — интеллектуальной свободы. Идеологизация и политизация философии негативно сказались на ее развитии. В ней образовался большой вакуум, который предстоит заполнять мыслителям нашего времени.
Итак, в России сформировалась национальная философская культура со специфическими традициями и разнообразным идейным содержанием. Русская философия самобытна, масштабна и многолика, несет в себе огромный потенциал знаний и веры, духовности и гуманизма.
Проверочные тесты
В данный раздел вы можете обратиться при возникновении проблем при прохождении тестов.
Здравствуйте! У меня возникли сомнения по поводу одного из вопросов контрольного тестирования, а именно вопроса №7 про особенности постиндустриального общества. Сначала ответила, что ей является НТР, но вариант оказался неправильным. Разве верное утверждение не относится к индустриальному типу? Или я ошибаюсь? Не могли бы вы объяснить этот материал? Спасибо!
Здравствуйте, у меня такой же вопрос. Буду признателен за объяснение.
Доброго дня Катерина и Евгений, комментирую тест.
Обратите внимание, что вопрос звучит, что «является особенностью» постиндустриального общества. То есть, что является его сущностью, которое отличает от традиционного и индустриального обществ. А отличает его: «снижение доли производства товаров в экономике по сравнению с долей услуг». НТР середины XX века является рубежом/транзитом от индустриального к постиндустриальному, превратившую науку в непосредственную и ведущую производительную силу.
С уважением, всегда Ваша Марина Сергеевна.
Добрый вечер! Подскажите пожалуйста, почему при выполнении теста к главе 1 сословия можно отнести к социальным группам? Ведь Энтони Гидденс выделял сословия как один из исторических типов стратификации. Заранее благодарю за ответ!
Уважаемая Дарья, доброго дня. Комментирую Ваш вопрос, который частично прозвучал и в разделе «Ошибки и опечатки».
Надеюсь, что я ответила на ваш вопрос. В более развернутом виде читайте в разделе «Ошибки и опечатки» в ответе на вопрос Маргариты от 16 ноября.
С уважением, всегда Ваша Марина Сергеевна.
В данный момент отсутствует конечное число проверок к тестовым вопросам 3 раздела («экономика»). Проверять ответы можно неограниченное число раз. Кроме того, после 2 проверки появляется функция «показать ответ».
Добрый день! Спасибо Ваш комментарий. Дело в том, что в силу того, что Вы являетесь бета-тестером, Вы видите все загруженные материалы на курс. Слушатели же курса видят только первую главу. Пожалуйста, отнеситесь с пониманием 🙂 Мы вносим все правки, которые получили от бета-тестеров.
в теме 2.4 (Экономика) на вопрос 3 любой вариант ответа распознается как неправильный
Виктория, добрый день! Подсказка: попробуйте выбрать несколько вариантов ответа 🙂
Александр, здравствуйте! Вы совершенно правы (хотя на Википедию ссылаться как на авторитетный источник не стоит, лучше на первоисточник, например, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. «О банках и банковской деятельности»). Дело в том, что в сам вопрос у меня закралась ошибка. Сам вопрос задумывался следующим образом: «К структуре кредитной системы не относятся. » Попросила кураторов курса исправить ошибку. насчет пересмотра баллов, конечно, же вопрос постараемся решить. Еще раз благодарю за внимательное отношение к тесту.
Александр, добрый день!
Благодарим Вас за внимательность. У Вас есть еще одна попытка, чтобы ответить на вопросы теста.
На момент прохождения мною тестирования, вопрос №8 итогового теста по разделу Экономика звучал так: «К структуре банковской системы не относятся. «
Такая формулировка вопроса подразумевает несколько правильных ответов из представленных вариантов. Я потратила две попытки на ответы «страховой сектор» и «специализированные небанковские кредитно-финансовые институты», но в итоге они оба засчитаны как неверные, вопреки материалам лекции.
Могу ли я получить еще одну попытку пройти тест, учитывая это обстоятельство?
Добрый день! Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что после лекции 3.1, в вопросе номер 1 для самопроверки, ошибка, потому что правильный ответ (Аксиология) выдает за неверный. Исправьте, пожалуйста.
Спасибо большое, Полина! Исправили 🙂
Извинитие, но не могли бы вы проверить и остальные тесты для самопроверки, потому что и в них невозможно поставить правильный ответ:(
Спасибо! Временно скрыла тесты, как только внесем изменения, откроем.
Здравствуйте. При прохождении Итогового теста по экономики **************, я выбрала третий вариант ответа. При первой проверке, программа выдала мне что этот вариант не является верным, я выбрала другой вариант, он оказался неверным. Решила проверить при помощи кнопки «Показать ответы» и оказалось что третий вариант был верным.
Сообщение изменено модератором форума. Причина: нарушение правил взаимодействия на курсе. За последующее нарушение последует отчисление с курса.
В обе попытки Вы выбрали второй вариант ответа, а в промежутках между попытками (видимо нажимая «Сохранить») Вы действительно выбирали третий вариант ответа.
Увы, в этой ситуации не могу Вам помочь. Тем не менее, у Вас очень хороший результат! Не расстраивайтесь и продолжайте в том же духе!
Спасибо большое за ответ. Я не расстраиваюсь. Просто мнепоказалось что произошел сбой в программе. И приношу извинения за нарушения правил курса.
Я бы хотела уточнить. За итоговый тест по экономике я, к сожалению, набрала только 60%. Значит ли это что я не получу сертификат о прохождении курса? ( Чтобы получить сертификат о прохождении курса, вам необходимо набрать не менее 65% за все проверочные задания.)
Спасибо большое за ответ! Теперь я спокойна!
Здравствуйте! Вопрос 1 из вопросов для самопроверки к теме 3 подтемы 3.3. «Познание» меня озадачил: все предложенные варианты являются правильными, но проверка показывает, что это не так. Это техническая проблема? Спасибо
Здравствуйте. Можно вас попросить объяснить, почему в итоговом тесте по 3 теме, в вопросе 1 не подходят семья и школа? (Разве они не являются институтами духовной сферы?) И почему нельзя было во 2 вопросе ответить Коммунизм, а в 3 Пантеизм?
Также интересует вопрос №3 по тесту Духовной сферы жизни общества.
Вводила ответ «гуманизм», но он принимался как неверный, вторую попытку использовала на ответ, связанный с философией Просвещения, думая, что, может, в тесте подразумевалось что-то иное.
Возможно ли изменить количество полученных баллов за тест, если среди отправленных был ответ «гуманизм»?
Добрый вечер!
Хотелось бы уточнить момент из тестирования №2. Если сущность эффекта Веблена состоит в том, что предпочтение отдаётся более дорогим товарам, то можем ли мы считать, что «товар становится более доступным»? И снижается ли при этом спрос?
Вопрос 3
В данном случае описывается ситуация снижения спроса на товары роскоши вследствие его удешевления. В чем вопрос? Естественно, снижение цены делает их более доступным.
Какое направление философской мысли господствовало в СССР.
Дайте ответ одним словом мужского рода в именительном падеже
я пишу ****************** и это оказывается неправильным.
Сообщение изменено модератором форума. Причина: нарушение правил взаимодействия на курсе.
Добрый день! Да, это неверный ответ.
Предупреждение за нарушение правил взаимодействия на форуме: разглашать ответы до окончания сроков сдачи запрещено.
Доброе время суток.
Считаю вопрос «Какое направление философской мысли господствовало в СССР» некорректным. Даже в лекции дано 3 явных ответа: диалектический материализм, исторический материализм и марксизм. Если вспомнить философскую мысль СССР, то там еще был и ленинизм.
возможно ли как то пройти тест после главы после истечения строка?
Добрый день! К сожалению, такой возможности нет.
Здравствуйте! В Вопросах для самопроверки к лекции «Философия как наука(ч.2)» третий вопрос выглядит так: » В своих произведениях французский писатель Жюль Верн описал подводные лодки, космические полеты, телевидение, которые станут реальностью намного позднее. Какую функцию искусства демонстрируют приведенные данные? Запишите ее в именительном падеже, среднего рода.». В самой лекции ответ на этот вопрос выглядит следующим образом: «общественно-преобразующая», но записать его нужно в среднем роде. Так как эти задания не оценивается, не могли бы вы подсказать ответ на этот вопрос?
Арман, добрый день! Согласна с Вами! В контексте лекции, действительно, этот пример озвучивается в контексте с общественно-преобразующей функции. Я адресую Ваш вопрос преподавателю.
Советую еще раз внимательно пересмотреть отрывок. Там ответ называется:)), но ее можно по другому назвать
Преподаватель говорила об функциях искусства достаточно сжато и не приводила пример на каждую функцию. Также советую подумать о сущности общественно-преобразующей функции искуства. Я приведу такой пример: фильмы влияют на моду и поведение людей (в период популярности Мерлин Монро вошло в моду обесцвечивание волос, после сериалов «Шерлок Холмс» и «Доктор Хаус» в моду вошел образ социально-отрешенного человека)
Добрый день. Я только что записалась на курс. Вопрос: как мне проходить обучение, если я уже не вхожу в график и пропустила дедлайны? какой график посоветуете, чтобы нагнать?
Добрый день. По поводу вопросов №2 в 3 разделе. Я ответил «диалектический материализм», по сути, конкретизируя основное общее понятие «материализм». Однако, подобное уточнение не исключает верного ответа, а лишь дополняет его. Поскольку, предыдущие разделы были пройдены с максимальной точностью, и таковым был бы и третий раздел, если бы не данная оплошность со 2 вопросом, в озможно ли пересмотреть баллы за это задание? Буду признателен.
Здравствуйте! Почему в итоговом тесте в задании 12 ответ «10000 руб.» не является верным? Я провёл расчёты, и другие варианты не подходят.
Хотелось бы ещё добавить, что вопрос задан некорректно.
Правило взаимодействия №5 «Авторское»
Мнения с тудентов и лектора могут различаться, тем не менее тесты и задания составлены на основании лекций.
Не поленилась, перепечатала всё, что говорилось в лекции про альтернативные издержки (кстати, было бы правильно тогда и в тесте называть их «издержками», не заставляя слушателей цикла самим догадываться, это тот же термин или другой?):
При планировании семейных расходов следует учитывать понятие альтернативных издержек. Например, если перед семьёй стоит выбор, оплатить окончившему школу ребёнку обучение в университете или отправить его сразу на работу, то тут надо понимать, что если семья сейчас не пожертвует заработком своего выросшего ребенка, выгода от которого будет получена прямо сейчас, начиная, естественно, с его первой зарплаты, то в будущем доходы семьи вряд ли будут расти. Дело в том, что получение высшего образования положительно сказывается именно на будущем доходе семьи, когда, например, человек, окончивший университет, будет иметь больший заработок, чем человек, не получивший образования, у него будет больше возможностей выбора мест работы, карьерный рост и возможность развития, которые приводят к повышению заработка.