какое наказание за загрязнение окружающей среды
Штрафы за нарушение экологического законодательства в 2021 году
Соблюдение требований природоохранного законодательства – один их основных аспектов любой хозяйственной деятельности. Установление государственных экологических правил и нормативов направлено на сохранение безопасной окружающей среды, минимизацию техногенной и антропогенной нагрузки на нее. Нарушения природоохранного законодательства относятся к сфере действия Административного Кодекса РФ при условии, что в действиях нарушителей отсутствует состав уголовного преступления. Мера наказания определяется:
За совершение экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает следующие виды ответственности:
Самыми распространенными видами административного взыскания, применяющимися за нарушение природоохранного законодательства, являются штрафы и/или приостановление деятельности предприятия на срок до 90 суток. Далее в таблице приведены виды экологических правонарушений и соответствующие им суммы штрафов/иных наказаний.
Нарушение: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды
Для должностных лиц
Для индивидуальных предпринимателей
Для юридических лиц
– при планировании развития территорий, градостроительном зонировании, строительстве, ремонте, реконструкции и эксплуатации различных объектов капитального строительства
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: первичное нарушение
– при сборе, использовании, транспортировке и обезвреживании отходов: повторное нарушение
– при размещении отходов
– неисполнение обязанностей по контролю качества окружающей среды на площадках размещения отходов и их инвентаризации
– при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой
– при производстве и обращении с потенциально опасными химическими, радиоактивными веществ и микроорганизмами
+ приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации и обезвреживании отходов животноводства
600 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при размещении отходов животноводства
500 000–900 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– при нарушении правил обращения с пестицидами и агрохимикатами
100 000 + приостановление деятельности на срок до 90 суток
– невыполнение требований законодательства по проведению государственной экологической экспертизы
– сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения или иного вредного воздействия
– порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами и иными опасными веществами и отходами
– нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов
– совершение действий, которые могут привести к загрязнению, засорению или истощению водных объектов
– загрязнение отходами, вредными веществами ледников, снежников и водоемов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым объектам, местам туризма, спорта или массового отдыха, а также захоронение вредных веществ в водных объектах
– при использовании водных ресурсов и при сбросе сточных вод в водные объекты
– оказание вредного воздействия на атмосферный воздух без специального разрешения
– нарушение условий специального разрешения на вредное воздействие на атмосферный воздух
80 000–
100 000 рублей
– отсутствие, неисправность и нарушение правил эксплуатации газоочистительных установок и приборов для контроля выбросов в атмосферу
– осуществление хозяйственной и иной деятельности без комплексного экологического разрешения
– невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов НВОС и представлению информации для актуализации учетных сведений
– нарушение сроков внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду
За экологические правонарушения закон предусматривает также и другие виды ответственности:
Экологические правоотношения – это преимущественно административно-правовые отношения, в которых деятельность граждан и организаций подчинена требованиям государственных природоохранных органов. Главное требование государства к хозяйствующим субъектам – обеспечить в процессе своей деятельности сохранение надлежащего качества окружающей среды. Для этого необходимо соблюдать экологические правила и нормативы, а также постоянно осуществлять мониторинг окружающей среды на предприятиях.
Основным средством контроля состояния атмосферного воздуха, почвы, воды являются лабораторно-инструментальные исследования. Группа компаний «Лаборатория» – крупнейшая в РФ сеть аналитических лабораторий, специализирующаяся на исследованиях в области экологии. Мы работаем по всей территории страны, выполняем все виды анализов, необходимых для составления экологической документации и отчетности.
Мы обладаем неограниченными производственными мощностями, а цены держим приблизительно на 20 % ниже рыночных. В ряде случаев возможно проведение анализов в кратчайшие сроки: от 3 рабочих дней с момента оплаты.
Среди наших клиентов – крупнейшие компании России. Связаться с нами можно по телефону 8(800) 700-50-24 или через форму обратной связи.
Штрафы за нарушения экологического законодательства в 2021 году
Время чтения: 6 мин
Доброго времени суток!
Уважаемые коллеги, сегодня тема нашего обзора – это Штрафы за нарушения экологического законодательства.
Некоторые изменения в экологическом законодательстве, о которых нужно знать природопользователю, чтобы избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Штрафы за нарушение экологического законодательства
Основная глава КоАП РФ за нарушения природоохранного законодательства – это всеми нами «любимая» глава 8 КоАП РФ, определяющая ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Глава содержит 46 статей, по которым могут быть наказаны и оштрафованы должностные лица, юридические лица, а также простые граждане РФ.
Не будем их все рассматривать, а коснемся тех, которые были изменены.
Увеличение размера штрафов
Считаю своим долгом сообщить, что
22 ноября 2018 г. состоялось заседание Комитета Совета Федерации по природопользованию, где был рассмотрен и поддержан проект федерального закона N 507370-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому, предлагается увеличение штрафных санкций по статьям 8.13 (нарушение правил охраны водных объектов) и 8.14 (нарушение правил водопользования).
Например, максимальный размер административного штрафа предлагается поднять:
А 23 ноября вступило в силу положение Федерального закона №407-ФЗ от 12 ноября 2018 г.
Изменения затронули статьи 8.42 (нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта…)
Напомню содержание статей:
Статья 8.13 часть 1
Нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления
Статья 8.14 часть 1
Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
Статья 8.42 часть 1
Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности.
Давность привлечения к административной ответственности
Понятие давности привлечения к административной ответственности рассмотрено в ст.4.5 КоАП РФ.
При внимательном чтении этой статьи можно определить срок за экологические нарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, в сфере водоснабжения и водоотведения — не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (ч.1 ст.4.5. КоАП РФ).
Таблица штрафов
Представители Центрального аппарата Росприроднадзора считают, что повышение штрафных санкций по статьям 8.13 и 8.14 КоАП РФ укрепит порядок в сфере охраны водных объектов.
А пока, размер штрафов по некоторым «популярным» статьям составляет:
Нарушение | Ответственность | Статья |
---|---|---|
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не соблюдали экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | Ст.8.2 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо скрыли, умышленно исказили или несвоевременно сообщили полную и достоверную информацию о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды или ином вредном воздействии на окружающую среду… | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 20 000 до 80 000 рублей. | Ст.8.5 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили водоохранный режим на водосборах водных объектов, который может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо не выполнили или несвоевременно выполнили обязанности по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования | Для гражданина – штраф от 3 000 до 5 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 300 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение (или) истощение | Для гражданина – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 30 000 до 40 000 рублей. | ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо загрязнили водный объект, содержащий природные лечебные ресурсы отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, равно захоронению вредных веществ в водных объектах | Для гражданина – штраф от 2 000 до 2 500 рублей. Для должностных лиц – штраф от 4 000 до 5 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. | ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты | Для гражданина – штраф от 500 до 1 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 80 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила охраны атмосферного воздуха в части выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения | Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 180 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо нарушили правила эксплуатации или не использовали сооружения для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух | Для должностных лиц – штраф от 1 000 до 2 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. | ч. 3 ст. 8.21 КоАП РФ |
Должностное лицо или юридическое лицо не внесли в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду | Для должностных лиц – штраф от 3 000 до 6 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 50 000 до 100 000 рублей | ст. 8.41 КоАП РФ |
Гражданин, должностное лицо или юридическое лицо использовали прибрежную защитную полосу водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности | Для гражданина – штраф от 3 000 до 4 000 рублей. Для должностных лиц – штраф от 8 000 до 12 000 рублей. Для юридических лиц – штраф от 200 000 до 400 000 рублей. | ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ |
Вот, пожалуй, и все важные аспекты нашего обзора.
Ужесточение ответственности за нарушение экологического законодательства
Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ внесены поправки в нормы КоАП РФ, которые регулируют ответственность за несоблюдение требований обращения с отходами производства и потребления.
Помимо этого, введена ответственность за неуплату (неполную уплату) экологического сбора. Изменения в КоАП РФ действуют с 17.06.2019.
За неуплату в срок экологического сбора придется заплатить штраф
Экологический сбор платят производители и импортеры товаров из Перечня, утв. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, если они не утилизируют отходы от использования таких товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Сбор платится ежегодно в срок не позднее 15 апреля (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). В случае неисполнения этой обязанности орган Росприроднадзора вправе взыскать задолженность в судебном порядке. Для этого плательщику направляется требование о добровольном перечислении суммы сбора. Если в течение 15 календарных дней с даты получения требования плательщик его не исполняет, проверяющие вправе обратиться за взысканием недоимки в суд (п. 25 Порядка, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 № 1073).
Это правомочие за ведомством сохранено. Однако теперь орган Росприроднадзора может взыскать также штраф за неуплату в срок экологического сбора. В КоАП РФ добавлена статья 8.41.1 с размерами санкций за указанное правонарушение.
Сумма штрафа составляет в отношении:
Сбор по итогам 2018 года требовалось внести не позднее 15.04.2019. По состоянию на эту дату административная ответственность за неуплату экологического сбора еще не была введена. В связи с этим полагаем, что к плательщикам, не внесшим сбор за 2018 год, штрафы по КоАП РФ неприменимы.
Напомним, что действующая форма расчета экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488, в решениях «1С:Предприятие 8» реализована. Отправить Расчет суммы экологического сбора в Росприроднадзор, а также отследить состояние прохождения отчета можно с помощью сервиса 1С-Отчетность.
Новые штрафы за непредставление экологической отчетности
В новой статье 8.5.1 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, за предыдущий календарный год.
Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности и деклараций налагается штраф в отношении:
Если отчетность представлена не в неполном объеме или в ней содержатся недостоверные сведения, за это предусмотрен следующий штраф в отношении:
Санкции за нарушения в сфере обращения с отходами теперь зависят от тяжести последствий
До 17.06.2019 действовала статья 8.2 КоАП РФ, которая предусматривала ответственность в виде административных штрафов и приостановления предпринимательской деятельности за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении:
Закон № 141-ФЗ закрепил ответственность за каждое из перечисленных нарушений в отдельных статьях и, кроме этого, установил штрафы за иные виды нарушений в этой сфере (ст. 6.35, ст. 8.2-8.2.3 КоАП РФ, п.п. 2-6 ст. 1 Закона № 141-ФЗ).
Теперь санкции применяются за несоблюдение не только экологических и санитарно-эпидемиологических требований, но и требований в области охраны окружающей среды при обращении с упомянутыми выше отходами и веществами.
Также установлена ответственность за нарушение требований охраны окружающей среды:
Следует учитывать, что величина штрафа за все перечисленные выше правонарушения зависит от так называемых «отягчающих» обстоятельств. А именно от:
На наш взгляд, к ответственности по КоАП РФ с учетом поправок, внесенных Законом № 141-ФЗ, организации и индивидуальных предпринимателей вправе привлекать за правонарушения, совершенные начиная с 17.06.2019.
От редакции. На сайте есть специальный раздел «Экологические платежи, отчетность в Росприроднадзор». Материалы раздела помогут разобраться, какие платежи должна рассчитать и перечислить в бюджет именно ваша компания.
Глава Росприроднадзора предложила повысить штрафы за вред экологии
Глава Росприроднадзора Светлана Радионова осенью планирует обратиться в правительство с предложением об увеличении штрафов за экологические нарушения. Об этом она заявила в интервью РБК.
«Даже по Кодексу административных правонарушений в России совершенно незначительные штрафы. А это (штраф за нарушения в области охраны природы. — РБК) должно быть дорого», — сказала Радионова.
Сейчас максимальный штраф на должностное лицо, которое принимает решение, составляет 30 тыс. руб., а на юрлицо — 100 тыс. руб., указала она. Увеличение штрафа за экологические нарушения Радионова считает справедливым. Но насколько должны быть увеличены санкции, глава Росприроднадзора не сказала.
Глава Росприроднадзора также предложила создать фонд, откуда будут выделяться средства на ликвидацию последствий экологических аварий, в том числе на рекультивацию земель.
«Средний размер штрафа за вред экологии в 2019 году составил 18,1 тыс. руб., это составляет всего 1,5 прожиточного минимума», — сказал РБК руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов. Такой уровень ответственности порождает безнаказанность, считает он. «Рост штрафов за нарушения правил дорожного движения привел к кратному сокращению показателя смертности на российских дорогах. Очевидно, что штрафы за экологические нарушения, особенно в части выбросов, водопользования и обращения с отходами, должны стать выше», — уверен Худалов.
Таблица-подсказка по видам экологической документации и экологические штрафы
Представляем вашему вниманию таблицу-подсказку по всем видам экологической документации
Пользуйтесь таблицей, чтобы уточнить периодичность сдачи документации, органы согласования, нормативно-правовые акты и штрафы за отсутствие документов.
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещения, жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
Закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7 — ФЗ.
Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ.
Постановление Правительства РФ №393 «Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение…»
Приказ МПР №333 от 17.12.2007 Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»
«Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ
Приказ Минприроды РФ от 1.09.2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами»
Один раз. Лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года.После 1 января 2016 года осуществление деятельности по обращению с отходами без лицензии не допускается.
- какое выбрать покрывало на кровать в спальню
- какое подтверждение словам если желание сильно то исполнение не замедлит можно найти в тексте