какое наказание за подрезание на дороге

Авария с двойным дном

какое наказание за подрезание на дороге какое наказание за подрезание на дороге

И вот интересная история. Некую гражданку Шеянову оштрафовали на 2500 рублей за то, что она нарушила правила дорожного движения, что привело к причинению легкого вреда здоровью потерпевшего.

какое наказание за подрезание на дороге

Ей еще повезло, ведь часть 1 статьи 12.24 предусматривает за это наказание в виде штрафа от 2,5 до 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от года до полутора лет. Однако она и с таким штрафом мириться не стала. И дошла до Верховного суда, который 5 июня 2019 года оставил наказание и решения нижестоящих судов в силе. Однако после того как вышло постановление Пленума ВС, Шеянова подала повторную жалобу в Верховный суд. Она указала на позицию Пленума. Это новое основание для пересмотра судебных актов, принятых ранее.

Итак, авария произошла 16 мая 2018 года. Согласно документам и предыдущим решениям судов, гражданка Шеянова выезжала с прилегающей территории на дорогу с поворотом налево и не уступила дорогу другому автомобилю, которым управлял некто Темирханов. В результате Темирханов получил повреждения, повлекшие легкий вред здоровью. Казалось бы, все ясно и понятно. И гражданка Шеянова действительно виновата в ДТП и должна понести наказание. Но судья решил проверить дело в полном объеме.

И вот что выяснилось. Шеянова не раз заявляла о том, что второй участник аварии двигался с нарушением правил по встречной обочине. При этом в материалах дела Шеяновой есть копия постановления мирового судьи. Из его содержания видно, что Термиханов в нарушение правил выехал на полосу встречного движения, где совершил столкновение с машиной Шеяновой.

Но согласно постановлению Пленума ВС № 20 водитель транспортного средства, движущегося в нарушение правил по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения. И у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Именно на это сослался судья Верховного суда, рассматривающий повторную жалобу. Он указал, что водитель Темирханов не имел преимущественного права проезда нерегулируемого перекрестка. При таких обстоятельствах необоснованны выводы судебных инстанций о нарушении Шеяновой правил и наличии в ее действиях объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.24 КоАП.

Судья принял решение производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, все вынесенные решения в отношении Шеяновой отменить.

какое наказание за подрезание на дороге

Здесь водителю удалось добиться справедливости. Но можно предположить, что Верховному суду еще предстоит пересмотреть немалое количество подобных дел. Ведь до выхода этого постановления Пленума судебная практика была довольно разношерстной. И тот же Верховный суд в каких-то случаях признавал виновным в аварии того, кто не уступил дорогу машине, ехавшей по обочине, а в каких-то случаях указывал, что именно «обочечник» не имел никаких преимуществ.

Стоит отметить, что признание отсутствия состава нарушения у одного из водителей еще не делает виновным в аварии другого. Это уже задача для другого судебного разбирательства. И очень может быть, что вина будет признана обоюдной и даже распределена в соответствующих ее степени процентах на каждого из участников ДТП.

Если цель Шеяновой заключалась не в снятии с себя административной ответственности и защиты кошелька от выплат в пользу получившего легкий вред здоровью, а, например, в получении компенсации на восстановление автомобиля, то ей еще предстоят тяжбы, чтобы установить степень виновности в ДТП каждого из участников, а также размер компенсации.

Источник

Подрезали при перестроении и попали в ДТП – кто виноват и что делать?

какое наказание за подрезание на дороге

Когда мы говорим, что автомобиль подрезали, то почти всегда имеется в виду некое специальное, умышленное действие второго водителя, который спровоцировал ДТП. Так действуют «учителя» на дороге, которые пытаются наказать или проучить своего оппонента, полагая, что водитель недостаточно удобно для него или неё едет или двигается слишком медленно. Иногда при таких маневрах не удается избежать столкновения транспортных средств и, казалось бы, простой конфликт уже перерастает в возмещение вреда. Но кто кому будет его возмещать, кто прав, и кто виноват в таких ситуациях, разберем более подробно в статье.

Что говорят ПДД о подрезании?

Ключевым понятием, которое нам понадобится, является перестроение. Но, к счастью, оно, как и другие термины, простое.

Всё это включено в понятие опасное вождение, которое было введено в Правила дорожного движения в 2016 году. Опасное вождение запрещается водителям, но именно таким вождением и отличаются «учителя» на дорогах.

Такая манера вождения имеет относительно чёткие критерии, описанные в ПДД:

Нарушая требования Правил, они умышленно создают опасность на дороге, резко перестраиваясь перед автомобилями и тормозя, без какой-либо необходимости.

какое наказание за подрезание на дороге

Подрезали при перестроении – кто виноват?

Кажется, что ответ на данный вопрос напрашивается сам собой, конечно же, виноват тот, кто подрезал. Но на практике не всё так однозначно, как хотелось бы.

Для такой ситуации важным показателем будет дистанция. При этом, водителю, который едет прямо и не совершает никаких маневров необходимо держать безопасную дистанцию до впереди едущего транспортного средства. Он самостоятельно выбирает её, исходя из скорости его автомобиля, погодных условий и состояния дороги.

Но что делать и как быть, когда выбранную дистанцию нарушает перестроившийся автомобиль. При этом, он может не просто вклиниться в вашу полосу, но и затормозить перед вашим автомобилем.

В таком случае водитель, которого пытаются «проучить» должен со своей стороны соблюдать ПДД и при возникновении опасности тормозить вплоть до полной остановки. Так действовать предписывает пункт 10.1. И, если подрезающему водителю запрещено резко тормозить без какой-либо на то причины, то для второго водителя такие причины есть – вам необходимо избежать ДТП.

Когда дистанция, на которую перестроился «учитель» слишком мала, то, скорее всего, у вас не будет технической возможности остановиться, и произойдет столкновение. В данном случае виноват будет водитель, вас подрезавший, но самое важное здесь – вам данный факт предстоит еще доказать.

Пару слов скажем и про ситуации, которые случаются, как правило, в осенне-зимний период. У перестроившегося водителя может не быть желания и цели вас подрезать, он по невнимательности может просто не оценить дорожную обстановку.

К примеру, не учесть, что дорога скользкая или под слоем снега, а на таком покрытии тормозной путь увеличивается. И безобидное перестроение в соседний ряд на светофоре может привести к аварии, ведь автомобилю, который едет позади не хватит расстояния, чтобы остановиться. То есть данный пример прост:

Должны ли вы были предвидеть, что авто перестроиться, и интенсивнее тормозить ещё заранее? Нет. Могли ли вы предвидеть эту опасность в контексте пункта 10.1 ПДД? Нет. Виноваты ли вы в ДТП? Конечно же, нет!

В таком случае вина тоже будет лежать на невнимательном водителе, но обстоятельства произошедшего придется также доказывать. Ведь подрезавший вас водитель может указать, что и не перестраивался вовсе, а ехал по этой полосе уже давно.

какое наказание за подрезание на дороге

Если задели боковой частью

Как вы помните, кроме дистанции, есть еще и боковой интервал. Его не соблюдают, когда бьют задней частью опережающего или обгоняющего автомобиля в переднюю часть двигающуюся по своей полосе машину.

Избежать ДТП здесь крайне сложно, но можно, если, вовремя обнаружив опасность, затормозить либо отвернуть рулем в сторону.

Но крутить сильно рулем нельзя, ведь машину может занести, и тогда полученный вред будет еще больше, чем тот, которого хотелось избежать.

Также важно сохранить положение автомобиля в полосе на случай, если придется доказывать свою невиновность. Ведь второй участник ДТП скорее всего скажет, что это именно вы перестроились из другой полосы в его и врезались в его заднюю часть. Кроме того, вернёмся к пункту 10.1 – он указывает только тормозить до полной остановки, а никак не маневрировать.

Доказательства

Когда водитель попал в подобное ДТП, самым хорошим и надежным доказательством его невиновности является запись видеорегистратора, установленного в его автомобиле. В крайнем случае, в автомобиле, который двигался рядом в потоке.

Ведь на видеозаписи, как правило, видно, чьи именно действия привели к аварийной ситуации, кто обгонял, кто подрезал. А это главное при доказательстве виновности того или иного участника движения – установить причинно-следственную связь в ДТП.

Без записи бывает крайне тяжело доказать свою правоту, ведь объяснения участников будут противоречивые, а показания свидетелей не всегда помогают установить истину.

Кроме того, вокруг могут быть камеры видеонаблюдения. Поэтому сразу после аварии (после того, как вы выставите знак аварийной остановки, включите «аварийки» и вызовите ГИБДД) следует осмотреться вокруг на предмет их наличия. А затем соответствующим ходатайством заявить инспектору ГИБДД о необходимости запроса видео с этой камеры у соответствующей организации.

какое наказание за подрезание на дороге

На сайте TonkostiDTP работают профессиональные юристы по ДТП, с опытом во всех основных видах споров (ОСАГО, виновность, административные наказания).

Что делать при таком ДТП?

Действия водителя при ДТП прописаны в ПДД, но там перечислены только обязанности с законодательной точки зрения, и не только эти обязанности необходимо выполнить водителю, но и другие действия, которые помогут вам остаться правым в такой ситуации.

В случае, когда следы на дороге, показывающие как двигались автомобили до ДТП, могут быстро исчезнуть (идет снег, дождь) то фиксировать их надо как можно быстрее.

После всего вышеуказанного, когда остается лишь ждать прибытия на место сотрудников полиции, необходимо осмотреть место ДТП и близлежащие объекты. Возможно где-то есть видеокамеры, на которые могла попасть ваша авария.

По факту мы перечислили почти всё, что должны делать сотрудники полиции после прибытия на место ДТП. Но они могут прибыть слишком поздно, когда уже не будет видно следов, разъедутся свидетели и очевидцы, поэтому в ваших интересах изначально брать на себя их обязанности, а потом всю информацию сообщить сотрудникам.

Если свидетелей или видеозапись удастся найти только спустя какое-то время, когда ДТП уже будет давно оформлено, то имеющуюся видеозапись нужно письменным ходатайством приобщить к материалам дела. Также письменно необходимо заявлять и о наличии свидетелей и об их опросе.

какое наказание за подрезание на дороге

Если подрезали и уехали с места происшествия?

Второй участник ДТП не всегда остается на месте происшествия, и даже в том случае, когда его автомобиль пострадал, ведь он понимает, что его действия могли стать причиной аварии. А в ситуациях, когда машину подрезали, но контакта между авто не было, уезжают почти всегда. Именно так поступают чаще всего так называемые «учителя».

В такой ситуации важно запомнить, записать, узнать, посмотреть на видеорегистраторе марку, модель и номерной знак подрезавшего автомобиля и сообщить их инспектору ДПС.

Инспектор обязан доложить дежурному о скрывшемся транспортном средстве и водителе и отразить эти данные в документах.

Скрывшегося водителя в итоге могут не найти и не оштрафовать (не привлечь к административной ответственности), но это не мешает вам получить возмещение по ОСАГО, если на автомобиль виновника был оформлен полис ОСАГО, или потребовать ущерб с собственника уехавшего автомобиля.

Судебная практика 2021 года

Практика в судах по таким ДТП различная и обобщить её не получится, но мы более подробно остановимся на одном деле, и на его примере расскажем, как и что обычно бывает в суде.

Решение по этому делу вынес Первоуральский городской суд 29 июля 2014 года, затем это решение было обжаловано, но решение устояло и вступило в законную силу.

Коротко о ситуации: водитель ехал в крайней левой полосе, и какой-то учитель решил его подрезать. В результате его действий водителю пришлось тормозить, и машина потеряла управление. Как итог, автомобиль потерпевшего выскочил на встречку, где столкнулся с большегрузом. Были пострадавшие. Учитель скрылся с места происшествия, контакта с его машиной не было.

Сразу отметим 3 фактора, которые, как нам кажется, привели к положительному решению по данному делу в пользу пострадавшего.

Основной довод виновника ДТП был в том, что это другой водитель сам не справился с управлением, начал крутить рулём и выехал на встречную полосу, а он не при делах.

Поэтому важно помнить о том, что мы писали выше, ваши действия не должны расходиться с Правилами дорожного движения, и, если в конкретной ситуации вы, просто тормозя, не избежите столкновения, может быть, вы тем самым избежите более серьезных последствий и разбирательств.

Даже если у вас будет видеозапись, нельзя быть на 100% уверенными в том, что вас не признают виновными. По делу могут быть проведены несколько экспертиз, и мнения экспертов могут кардинально отличаться. Важно, как суд в конечном итоге оценит все доказательства по делу.

В заключении хотелось бы сказать, что самое надежное средство – это стараться избегать таких ситуаций, соблюдать ПДД и не провоцировать других водителей на агрессию. Основные правила здесь просты:

какое наказание за подрезание на дороге

Источник

Опасное вождение в ПДД в вопросах и ответах

какое наказание за подрезание на дороге

какое наказание за подрезание на дороге

какое наказание за подрезание на дороге

какое наказание за подрезание на дороге

какое наказание за подрезание на дороге

Опасное вождение [current-date:custom:Y]

Агрессивная езда никогда не приветствовалась исполнителями власти в лице сотрудников ГИБДД. И летом 2016 года появился соответствующий запрет в ПДД. Но штрафа за опасное вождение не было очень долго. В чём же заключается «закон об опасном вождении«, как избежать наказания за него в 2021 году, какая статья и пункт КоАП и Правил его регулирует и что вообще считается опасным управлением? Давайте выяснять по порядку!

Что считается опасным вождением?

Этот термин достаточно подробно разжёван в соответствующем пункте 2.7 Правил дорожного движения. Но от объёма текста он, к сожалению, не стал чётким и определённым.

Итак, опасная езда – это совокупность определённых манёвров, которая совершилась водителем более одного раза. Такие манёвры включают в себя:

Есть 2 важных условия, при которых все перечисленные манёвры подпадают под термин «опасное вождение»:

какое наказание за подрезание на дороге

Официальная трактовка соответствующего пункта ПДД выглядит следующим образом:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения ДТП, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и/или движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создаёт угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Таким образом, если вы в потоке автомобилей более одного раза: тормозили без причин, перестроились, создав помехи, перестраивались при интенсивном потоке, когда заняты все полосы движения, препятствовали обгону, слишком близко приблизились к впереди едущей машине или проехали слишком близко сбоку от другого авто, и тем самым создали угрозу ДТП, то по состоянию, актуальному на 2021 год, это и есть опасное вождение.

Типичные примеры агрессивной езды – подрезание другого авто или «учительствование», когда вы опережаете/обгоняете и затем оттормаживаете другой автомобиль. Именно об этом, вероятнее всего, думали законодатели, вводя в ПДД данный термин.

какое наказание за подрезание на дороге

Что не считается?

Определённо, под агрессивную езду не могут подпадать такие ситуации и манёвры водителя по определению термина:

Какой штраф?

Штрафа за опасное вождение по состоянию на 31 Октября 2021 года нет. Но он активно планируется. Так, уже разработан соответствующий законопроект о введении в КоАП нового штрафа за это нарушение. На данный момент он принят в первом чтении.

Данный проект закона предполагает введение в Административный кодекс новой статьи – 12.38. За штрафы в области дорожного движения отвечают все статьи с номером, начинающимся с 12 и сейчас нумерация идёт до 12.37.

Вот так будет звучать нововведённое наказание:

Опасное вождение – влечёт наложение административного штрафа в размере 5000 рублей.

Таким образом, штраф за опасное вождение может составить 5 тысяч рублей. Более никаких наказаний за это нарушение не планируется: ни лишения прав, ни административного ареста, ни дополнительных наказаний и мер обеспечения в виде эвакуации на штрафстоянку, конфискации чего-либо и других.

На данный момент проект штрафа за агрессивное вождение принят в первом чтении. Ему предстоит ещё 2 чтения, в рамках которых его примут либо отклонят. Посмотреть официальный текст законопроекта.

Можно ли будет получить штраф за опасную езду на камеру?

Нет. Мало того, что об этом пока ничего не говорится в официальных источниках, но камеры автофиксации просто не способны на 2021 год выявить такое технически сложное нарушение. Ведь, напомним, чтобы вынести наказание, должны быть соблюдены 2 важных условия:

Более того, факт создания помехи камера также не может уличить, потому как помеха обязательно должна сопровождаться изменением скорости и/или траектории движения того, кому она создана. Поэтому штрафа за агрессивную манеру езды камеры выносить не смогут.

какое наказание за подрезание на дороге

А как можно будет получить?

Даже сотрудник ГИБДД на дороге не сможет выписать штраф за опасное вождение. Но это вовсе не значит, что запрет вводится только на бумаге, а по факту можно нарушать.

Здесь ситуация аналогична многим другим сложно уличимым нарушениям, и инспектор ДПС на дороге вправе будет только составить протокол. То есть, обнаружив опасную езду, вас всё равно остановит сотрудник и возбудит административное дело. Вот только рассматривать его он не уполномочен. А имеет на это право только его начальник.

Таким образом, порядок действий сотрудника ГИБДД на дороге будет выглядеть следующим образом:

какое наказание за подрезание на дороге

Какие критерии опасного вождения?

Хотя официальный текст ПДД и содержит четкие криетрии нарушения правил, все же касаемо агрессивного вождения непонятными остаются много фактов:

К сожалению, ответ на многие из вышеперечисленных вопросов не в пользу водителя. Как гласит КоАП, тот, кто рассматривает дело, принимает решение по своему личному убеждению. Посчитал инспектор, что движение интенсивное – штраф, не поверил, что вы перестраивались, чтобы развернуться – штраф, посчитал боковой интервал небезопасным – снова штраф.

Источник

Автоподставы и автоподставщики

Что это такое и как с этим бороться

В 2019 году в России произошло 164 358 дорожно-транспортных происшествий.

Так говорит статистика, но в нее попадают не все ДТП. В государственную статистическую отчетность включаются сведения только о тех дорожно-транспортных происшествиях, в которых погибли или были ранены люди. Мелкие аварии никак не оформляют, а их участники не обращаются в страховые компании и договариваются на месте: платит тот, кто считает себя виновником, и все разъезжаются.

Далеко не всегда в таких ситуациях ущерб возмещает виновник. Так бывает, когда недобросовестные граждане сами создают аварийную ситуацию, а потом убеждают водителя: «Вы виноваты, давайте договоримся прямо здесь, не будем вызывать сотрудников». В результате водитель, который ни в чем не виноват, теряет деньги. Расскажу, как определить автоподставщика и не стать его жертвой.

Это не исчерпывающий список разводов

Возможно, пока я писал эту статью, мошенники придумали новые схемы, пока еще не известные ни водителям, ни правоохранительным органам. Если знаете, как с ними бороться, пишите в комментариях.

Что такое автоподстава

Автоподставой в быту называют один из видов мошенничества, в котором мошенник инициирует конфликтную ситуацию на дороге или на любой территории, где могут перемещаться автомобили. А потом возможны два варианта развития событий:

Логика автоподставщиков простая: виновный в ДТП должен возместить ущерб. Поцарапал чужую машину, зацепил зеркало на тесной парковке, помял бампер или крыло — плати.

Иногда владелец автомобиля как источника повышенной опасности обязан возместить вред независимо от того, виноват он в ДТП или нет. Даже если дорожная ситуация сложилась так, что водитель не виноват в ДТП — его все равно могут обязать компенсировать затраты на ремонт чужой машины или на лечение пострадавшего. Например, на дорогу внезапно выскакивает пешеход. Водитель изо всех сил жмет на тормоза, но дорога скользкая и пешеход все равно лежит на капоте. Водителя, вероятно, не привлекут к административной или уголовной ответственности, но оплатить лечение пострадавшему пешеходу все равно придется.

До 2002 года все обязанности по возмещению ущерба возлагали на владельца автомобиля, а любое автострахование было делом добровольным. Доказать подставу было достаточно сложно.

В 2002 году был принят Федеральный закон об ОСАГО. Жизнь автоподставщиков серьезно осложнилась: водители стали требовать оформления ДТП и отказываться платить на месте. Но как бизнес, автоподставы никуда не исчезли, хоть и встречаются гораздо реже.

Как победить выгорание

Что говорит закон

В УК или КоАП нет отдельной статьи, которая предусматривала бы наказание за автоподставу. Но это не значит, что автоподставщиков невозможно наказать. Они либо провоцируют ДТП, либо вводят водителя в заблуждение, что оно якобы было.

При ущербе больше 2500 Р автоподставщика ждет уголовная ответственность за мошенничество. Если он попадется — возможно наказание в виде штрафа 300 000 Р или лишения свободы до 2 лет.

Кто такие автоподставщики

В 90-е годы жертвами автоподставщиков были пенсионеры: их подкарауливали на автомобилях, которые выглядели дорогостоящими, и провоцировали мелкое ДТП. После этого жертву под угрозой расправы везли к знакомому нотариусу, у которого переоформляли квартиру и гараж. Бизнес был весьма доходным, но длилось это недолго. Через некоторое время большинство участников таких схем посадили за решетку.

Сегодняшние организаторы таких преступлений и их соучастники не угрожают напрямую. Это интеллигентные люди, от которых вряд ли кто-то мог слышать что-то вроде «плати, баран, пока я тебе голову не проломил». Они, как правило, неплохо разбираются в правилах дорожного движения. Случайных людей среди них нет — этот бизнес работает в режиме конвейера. Они могут перемещаться по разным стоянкам и участкам дорог, чтобы выбрать жертву. Чаще всего работают в группе: одни управляют автомобилем, другие выступают в качестве свидетелей происшествия. Третьи могут стоять в стороне на автостоянке и снимать все, что происходит, на видео из припаркованного автомобиля.

Работают автоподставщики, как правило, в городах-миллионниках или на федеральных трассах. Даже город с населением 100 000—200 000 человек им малоинтересен, долго там работать не получится.

Жертвы автоподставщиков

В теории жертвой автоподставщика может стать кто угодно. Мошенники достоверно не знают, с кем работают — выяснить они это могут, только когда происшествие уже произошло, в процессе общения с жертвой.

Ни марка автомобиля, ни одежда водителя, ни его возраст ни о чем не говорят. За рулем машины представительского класса может находиться какой-нибудь топ-менеджер. В случае ДТП он вызовет юристов, которые не оставят автоподставщикам никаких шансов. В другой раз это будет наемный водитель, который выехал на этой машине без спроса по своим делам. Такой будет рад расплатиться с мошенниками на месте, главное, чтобы никто ничего не узнал.

Тем не менее есть признаки, которые делают автомобиль более привлекательным для автоподставщиков. Вот они.

Знак «Начинающий водитель». Его обязан наклеить на заднее стекло любой водитель со стажем менее 2 лет. Новичка легче убедить, что он виноват в ДТП и должен рассчитаться на месте.

Царапины на бампере и на крыльях. Это косвенный признак неопытности.

Манера вождения. Тут потенциальной жертвой может быть как начинающий водитель, который трогается рывками, так и излишне уверенный в себе лихач, который решил всем на дороге показать, какой он крутой и бесстрашный. Умеренно осторожные водители в такой ситуации рискуют меньше. Осторожного человека сложнее убедить в том, что он спровоцировал ДТП. То же относится к водителям, которые соблюдают требования ПДД. Если на дороге ограничение 40 км и водитель строго ему следует, автоподставщикам будет сложно обвинить его в том, что он спровоцировал ДТП.

Тонировка на лобовом стекле, усиленные бампера, кустарный ксенон, а также любые заметные изменения в конструкции автомобиля. Водители таких машин рискуют получить штраф за внесение изменений в конструкцию, поэтому обычно стараются не связываться с сотрудниками ГИБДД. Проще отдать деньги и разъехаться.

Но окончательное решение мошенники принимают, как правило, после общения с водителем. Если он ведет себя уверенно, хорошо ориентируется в ПДД, при разногласиях по обстоятельствам ДТП тут же вызывает сотрудников ГИБДД — он плохой кандидат на роль потерпевшего.

И наоборот — незнание ПДД играет мошенникам на руку. Совсем хорошо, если удалось поймать водителя без полиса ОСАГО — это идеальный потерпевший. В этом случае он не может отправить мошенников разбираться со страховой компанией.

Автоподставщики действуют по заранее отработанным схемам. Условно их можно разделить на два типа — такие, в которых водитель действительно совершает нарушение и потом становится объектом шантажа, и такие, в которых со стороны водителя никаких нарушений нет, но его убеждают в обратном.

Разберемся со всеми схемами детально.

Оставление места ДТП

Водитель не имеет права покидать место ДТП. Есть много вариантов разойтись:

Если просто уехать, велик риск лишиться права управления на срок от года до полутора лет или отсидеть 15 суток.

Допустим, человек выходит во двор и видит, что на его машине появились новые повреждения: кто-то помял двери, пока хозяин машины спал. Просто вздыхать и ехать по делам не стоит — ведь это тоже будет оставлением места ДТП. Придется вызвать сотрудников ГИБДД, даже если нет веры в то, что они смогут найти виновника.

Как быть, если вам поцарапали машину

Как этим пользуются автоподставщики. После мелкого ДТП автоподставщики либо договариваются о мелкой компенсации на месте, либо говорят что-то вроде: «Да мелочи, с кем не бывает, езжай себе с миром». При этом записывают номер телефона: это чтобы потом на него позвонить или скинуть смс с обвинениями в оставлении места ДТП и угрозами. Скорее всего, будет видеозапись и свидетели, которые любезно согласятся выступить в суде со стороны обвинения. Мошенники выставляют счет за молчание: обычно это 100—300 тысяч рублей, а иногда больше — это зависит от платежеспособности жертвы.

Как может выглядеть ДТП. Есть два варианта.

А еще «свидетели» и помощники «пострадавшего» предложат отогнать машину, чтобы она не перекрывала улицу. Свободное место найти сразу не получится — и видеорегистратор заранее припаркованного по соседству автомобиля снимет на видео гордо уезжающего в закат «виновника ДТП». Даже если водитель припаркует машину в стороне и вернется — «свидетелей» уже, скорее всего, не будет. Их помощники уже сняли видео, автоподставщикам есть с чем работать.

Как бороться. Если вам предлагают разойтись мирно, и «вообще ничего страшного, бывает», берите расписку, в которой укажите, что ущерба нет и обе стороны друг к другу претензий не имеют. Раз нет ущерба — соответственно, нет и ДТП, а раз нет ДТП — нет и оставления. Для этого нужно два паспорта, лист бумаги и ручка. Установленной формы расписки нет, главное, чтобы были паспортные данные двух сторон, модели и номера автомобилей, а также факт, что ни одна из сторон не имеет претензий. Номер телефона в этом случае оставлять нет совершенно никакого смысла: раз претензий нет, разговаривать в будущем не о чем.

Требуют решить проблему небольшой суммой — предложите составить европротокол или сообщите, что вызываете сотрудников.

Меня пытались развести в таком узком проезде. Все как положено: крики прохожих и царапина на закрытой машине. Очевидцы сказали, что это автомобиль их дяди, дали его телефон и попросили мой. Я отогнал машину немного в сторону — без этого никак, меня было не объехать — и стал ждать хозяина машины. Свидетели тем временем разошлись, хозяин не приходил, а его телефон был вне зоны доступа сети.

Примерно через полчаса мне надоело ждать, и я позвонил по телефону 112 — объяснил ситуацию, назвал адрес, попросил отправить сотрудников ГИБДД. Они прибыли довольно быстро и попытались связаться с владельцем машины самостоятельно — но тоже неудачно. После этого переписали мои данные, сфотографировали полис ОСАГО и взяли с меня объяснительную о том, как все произошло. После этого я поехал домой — в такой ситуации это уже не считается оставлением места ДТП.

Мне так никто и не перезвонил. Но даже если бы кто-то попытался предъявить мне претензии, это было бы невозможно. Если я сам вызвал сотрудников и настоял на фиксации — это уже не нарушение. А в том, что хозяин поврежденной машины не нашелся, моей вины нет.

Наезд на человека

В ранних вариантах такой автоподставы человек выбегал на проезжую часть и бросался на капот проезжающей машины, после чего с разной степенью убедительности изображал тяжелые травмы. Потом убеждал водителя оплатить лечение на месте, наличными. Можно прыгнуть не с пустыми руками, а например с разбитым Айфоном в руках, чтобы потом потребовать с водителя деньги на его ремонт.

Сам пострадавший при этом почти не рисковал — в качестве места для автоподставы выбирались пешеходные переходы, дороги со светофорами и ограничениями по скорости движения. Водитель в такой ситуации прекрасно понимал, что его разводят — но сделать ничего не мог. Попытка разобраться с «прыгунами» с помощью кулаков гарантированно добавляла обвинение в нанесении побоев.

Любителей прыгать на капот в последнее время стало меньше, и в этом заслуга массового распространения видеорегистраторов. Но мошенники немного изменили схему: теперь они сталкиваются с машиной в местах, в которых водитель ничего не заметит, а видеорегистратор ничего не зафиксирует. Они подкрадываются к автомобилю сзади или немного сбоку. Доказать умысел пешехода в такой ситуации очень сложно.

Для особой убедительности в схему добавляют детскую коляску, велосипед или даже ребенка, который ложится около машины. Также могут привлечь подставных свидетелей, которые начинают громко отчитывать водителя, стыдить его и всем своим поведением убеждать, что они-то точно видели, как все происходило. Пострадавший при этом готов получить компенсацию на месте или даже съездить с жертвой за деньгами до банкомата или до дома.

Как бороться. В такой ситуации водитель находится в заведомо проигрышном положении. Даже если на записи видеорегистратора видно, что человек сам бросается на капот автомобиля — это может освободить водителя от административной или уголовной ответственности. Но автомобиль — источник повышенной опасности. А вред, причиненный этим автомобилем, в любом случае подлежит возмещению. Этим и пользуются мошенники — они по сути предлагают возместить вред от столкновения на месте — закон этого не запрещает.

С другой стороны, можно доказать, что вред возник вследствие умысла потерпевшего: представить запись с видеорегистратора. В этом случае водителю не придется нести ответственность.

В любой ситуации с пострадавшими водителю гораздо выгоднее общаться с сотрудниками ГИБДД, чем пытаться решить вопрос на месте. Ответственность водителя зависит от тяжести вреда, который причинен здоровью потерпевшего.

Легкий вред здоровью, при котором потерпевший в ДТП получит больничный не более чем на 21 день, грозит водителю штрафом 2500—5000 Р либо лишением прав на 1—1,5 года. Это кратковременная утрата здоровья или незначительная стойкая потеря трудоспособности.

Средний вред здоровью, полученный потерпевшим, грозит водителю штрафом 10 000—20 000 Р либо лишением прав на 1,5—2 года. Таким вредом считается утрата трудоспособности более чем на треть, либо ситуация, когда человеку выписали больничный более чем на 21 день.

Тяжкий вред здоровью грозит лишением свободы на срок до 2 лет. Это травмы, опасные для жизни пострадавшего, потеря речи, слуха, зрения, психические расстройства, необходимость прерывания беременности и многое другое.

Смерть пострадавшего в результате ДТП грозит водителю лишением свободы на 4—7 лет в зависимости от количества погибших. Водителя, который был при этом в состоянии алкогольного опьянения, лишат свободы на 8—15 лет. То же самое с ним случится, если он оставит место ДТП.

Автоподставщики — не самоубийцы, калечить себя — не в их правилах. За пару синяков, которые вряд ли обнаружат на медосвидетельствовании, даже больничный не выпишут. А если нет вреда — то и отвечать водителю не придется. Но даже если медэкспертиза установит легкий вред здоровью — максимум что грозит водителю, это 5000 Р штрафа и возмещение ущерба. Водитель может в любой момент потребовать обосновать этот ущерб — и, вероятно, окажется, что оплатить придется только порванные брюки и мазь от ушибов.

Отдавать десятки тысяч человеку, лежащему рядом с машиной, может оказаться экономически нецелесообразно — дешевле рассчитаться с государством. Если человек на самом деле пострадал — рассуждать о деньгах он не будет. Может появиться соблазн сохранить права, но, скорее всего, это будет поводом для дальнейшего шантажа со стороны автоподставщика и заставит потратить гораздо больше нервов и денег.

Возможен и другой вариант. Человек бросился на капот водителю, согласился на вызов ГИБДД и проехал в лечебное учреждение для медосвидетельствования. В полиции посмотрели запись с видеорегистратора и не нашли в действиях водителя нарушений. Врач не обнаружил вреда здоровью. Если в результате действий «прыгуна» у машины повреждены, например, стекло или дворники — владелец автомобиля может взыскать ущерб с автоподставщика.

Найти такой судебной практики именно в отношении автоподставщиков мне не удалось — да и в гражданском порядке такие дела рассматривают редко. Но вот похожий пример.

В Мурманской области несовершеннолетний велосипедист по собственной вине попал под автомобиль, получил телесные повреждения. Его родители не обращались в суд за компенсацией ущерба, зато обратилась хозяйка автомобиля. В иске она указала, что машина получила повреждения и приложила оценку ущерба. Родители ребенка его виновность в ДТП не оспаривали — их возражения сводились в основном к тому, что экспертиза не определила место ДТП и скорость движения автомобиля. Почему они сами не обратились за возмещением ущерба, причиненного здоровью ребенка — не совсем понятно, но факт остается фактом — в тексте судебного решения нет ни слова о подобных требованиях.

Это судебное решение никакого отношения к автоподставам не имеет, но при любом ДТП с пострадавшим будут применяться те же правила. При разбирательстве на месте должен, как правило, водитель, а при оформлении ДТП с пострадавшим и с вызовом ГИБДД — еще неизвестно, кто кому останется должен. Возможно, ремонт придется оплатить самому автоподставщику.

ДТП на перекрестке или на выездах с парковок

Водитель при выезде с парковки должен уступить дорогу машинам, движущимся по проезжей части. Может быть и так: водитель, который движется по главной дороге, вдруг останавливается, машет рукой — вроде как предлагает проехать и пропускает, но вместо этого нажимает на газ.

Аналогичная ситуация может возникнуть на парковке, на равнозначной дороге — там действует «помеха справа», может возникнуть при выезде с прилегающей территории и везде, где у одного транспортного средства есть преимущество перед другим.

Как бороться. Если водитель, имеющий преимущество, приветливо машет вам рукой, предлагая проехать первому — это еще не повод продолжать движение. Лучше точно так же помашите рукой доброму водителю в ответ.

Такая схема опасна для тех водителей, которые сами нарушают ПДД. Нарушитель в такой ситуации теряет преимущество — даже если оно есть. Так что если даже знаки дают водителю преимущество, а он едет сразу по двум полосам — для автоподставщиков это просто находка.

Повреждение имущества

Как бороться. Полиса ОСАГО у пешехода нет, но он и не нужен. Главное, чтобы такой полис был у водителя. В этом случае он останавливается, принимает меры к тому, чтобы сохранить обстановку на месте происшествия, и вызывает сотрудников ГИБДД.

Дальше возможны два варианта событий.

Если пешеход не мошенник, то после оформления и оценки ущерба он, возможно, получит возмещение от страховой компании. Но разбираться в том, мошенник он или нет, будет уже страховая компания, а не водитель.

Если водитель имеет дело с автоподставщиком — общаться с ним будут уже представители ГИБДД и страховой компании. Страховщики не склонны к эмоциям, их будет сложно убедить, что за разбитую китайскую копию смартфона нужно выплатить десятки тысяч рублей. Но самого водителя это уже не коснется.

Хуже, если полиса ОСАГО нет вообще, или у него истек срок действия. В этом случае решать вопрос возмещения ущерба придется без помощи страховой компании.

Что делать, если подставили

С точки зрения закона любая автоподстава это дорожно-транспортное происшествие. И независимо от того, считает ли водитель, что его подставили, действия должны быть одинаковыми. Водитель обязан:

Аргументы автоподставщиков

Иногда автоподставщики разыгрывают на месте происшествия целый спектакль. Цель его — убедить водителя, чтобы он заплатил сейчас, или будет хуже.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *