какое наказание считается справедливым кратко

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения

Преступление – понятие, чем отличается от правонарушения, виды, признаки, состав, виды составов и категории преступлений

В обывательской жизни понятия преступления, проступка, правонарушения часто путаются, правонарушения принимаются за преступления, а действия, на первый взгляд не дотягивающие до криминала, в действительности являются преступлением. Не каждое правонарушение или проступок является преступлениям. Уголовный закон в общей части, а именно в ст. 14 УК РФ определяет преступление, как общественно опасное деяние, совершенное виновно и запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Часть вторая той же статьи говорит, что не будет являться преступлениям деяние, либо бездействие, хотя формально и содержащее признаки преступления, но не представляющее общественной опасности в силу малозначительности.

Таким образом, преступлением является деяние, содержащее следующие признаки:

— общественная опасность (материальный признак), то есть способность деяния причинить вред охраняемым законом интересам, либо создать угрозу его причинения;

— уголовная противоправность (формальный признак), то есть наличие прямого запрета в УК РФ;

— наличие вины в форме умысла или неосторожности;

— наказуемость, то есть возможность назначения уголовного наказания.

Отличие преступления от правонарушения в том, что преступление всегда нарушает уголовный закон, имеет большую общественную опасность, наказание за него может быть назначено только судом.

Общественная опасность – одна из основных обязательных характеристик любого преступления. Различается по характеру общественной опасности, что является качественным признаком и определяется объектом преступления, то есть теми общественными отношениями на которые совершается посягательство, и по степени общественной опасности, что является количественным признаком, который определяется уже тяжестью наступивших последствий (причинённым вредом), формами вины и способами совершения преступления.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ деяние, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного уголовным кодексом деяния, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не является преступлением, что законодательно закрепляет общественную опасность как неотъемлемую характеристику преступления.

Статья 15 УК РФ подразделяет преступления на категории, в зависимости характера и степени общественной опасности:

небольшой тяжести (умышленные и неосторожные деяния, за которые максимальное наказание не превышает 3 лет лишения свободы);

средней тяжести (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 5 лет лишения свободы и неосторожные, за совершение которых предусмотрена ответственность максимального наказание свыше 3 лет лишения свободы);

тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает 10 лет лишения свободы);

особо тяжкие (умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание свыше 10 лет лишения свободы или более строгое).

Совокупность образующих преступление признаков является его составом.

Признаки состава преступления – обобщенное юридически значимое свойство, которое присуще всем преступлениям определённого вида. Отдельные признаки группируются в укрупненные группы, называемые элементами состава преступления:

объект, то есть охраняемое уголовным законом общественное отношение, подвергшееся посягательству в результате преступления;

объективная сторона, тот есть внешнее проявление преступления в реальной действительности;

субъект, то есть лицо, совершившее преступление (определяется гл. 4 УК РФ);

субъективная сторона, то есть отношение субъекта преступления к совершенному деянию и его последствиям.

Объект преступления определяет социальную сущность и общественную опасность деяния. Классифицируется как общий (охраняемые законом общественные отношения), родовой (определяется соответствующим разделом УК РФ, как группа однородных общественных отношений), видовой (определяется соответствующей главой УК РФ, как более узкая группа однородных общественных отношений) и непосредственный (общественные отношения, на которое посягает конкретное преступление, определено конкретным составом Особенной части УК РФ). Например, ст. 127 УК РФ Незаконное лишение свободы, непосредственным объектом посягательства которого является право человека на свободное передвижение, выбор места жительства, гарантированные ст. 27 Конституции РФ. Видовым объектом является свобода честь и достоинство личности, и родовым личность человека.

Объективная сторона преступления определена непосредственно в диспозиции каждой статьи Особенной части УК РФ. Значение объективной стороны в том, что она входит в основание уголовной ответственности, необходима для правильной квалификации деяния, ее признаки могут быть рассмотрены как не влияющие на квалификацию, но учитываемые при определении вида и размера наказания. Обязательными признаками объективной стороны являются общественная опасность деяний, общественная опасность последствий, причинная связь. Также признаками объективной стороны (факультативными) являются время, место, способ, орудия и средства совершения преступления, обстановка совершения преступления.

В зависимости от объективной стороны, составы подразделяются на материальные, то есть указывающие на обязательность наступления общественно-опасных последствий (ст. 167 УК РФ – умышленное уничтожение или повреждение имущества), формальные, то есть указывающие только на преступное деяние (например с т. 213 УК РФ хулиганство) и усеченные, то есть указывающие на окончание преступления до стадии его полного завершения (например ст. 209 УК РФ бандитизм – для совершения преступления достаточно только создать вооруженную группу с целью нападения на граждан, нападать на граждан с целью завладения имуществом вовсе не обязательно).

Состав преступления является основанием уголовной ответственности и позволяет квалифицировать деяния определенного лица как соответствующее диспозиции определённой нормы Особенной части УК РФ.

Составы преступлений по степени общественной опасности могут быть основными, то есть не содержащие каких-либо отягчающих, либо смягчающих обстоятельств (например ч. 1 ст. 158 УК РФ кража – то есть тайное хищение чужого имущества), квалифицированными, то есть содержащими отягчающие обстоятельства (например ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, совершенная группой лиц) и привилегированными, то есть содержащими смягчающие обстоятельства (например ст. 107 УК РФ убийство в состоянии аффекта, аффект в данном случае смягчает участь).

Таким образом, признаки состава преступления всегда должны содержать объект и субъект, а также объективную и субъективную стороны, преступления подразделяются по объективной стороне на материальные, формальные и усеченные, по степени общественной опасности на основные составы, квалифицированные и привилегированные, по диспозиции на простые, сложные и альтернативные. Также, по тяжести преступления подразделяются на небольшой тяжести, средней, тяжкие и особо тяжкие. Преступление всегда должно быть виновным деянием, вина в форме умысла или неосторожности.

Преступление: виновное — общественно опасное – запрещенное УК –угроза наказания

объект – объективная сторона: материальные – формальные – усеченные

объект преступления – общий – родовой – видовой — непосредственный

субъект (гл. 4 ст.ст. 19-23 УК РФ) – субъективная сторона: вина – умысел (неосторожность)

вина (ст. 24 УК РФ): умысел — неосторожность

общественная опасность (ст. 14 УК РФ): характер общественной опасности (качественная хар-ка) (объект преступления) – степень общественной опасности (количественная хар-ка) (форма вины, размер вреда, способ совершения)

по степени общ. опасности: основные – квалифицированные – привилегированные

по диспозиции: простые – сложные – альтернативные

по тяжести (ст. 15 УК РФ): небольшой – средней – тяжкие – особо тяжкие

Источник

Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 6

Параграф 6. Виновен – отвечай

Страница 48

Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Общество нуждается в порядке, потому что каждому человеку хочется жить в комфортных условиях. Беспорядок приведет к тому, что права и свободы граждан будут нарушены. В таком случае жизнь станет невыносимой и даже опасной.

Законы играют важнейшую роль в жизни общества. Они устанавливают рамки дозволенного, регламентируют, как нужно себя вести и позволяют сохранить порядок и благополучие.

Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек вызывает уважение, потому что он показывает пример того, как нужно себя вести. Он вежливо относится к другим людям, бережет природу и уважительно относится ко всему, что его окружает, поэтому тоже заслуживает уважения к себе.

Наказание считается справедливым только в том случае, если человек действительно виновен. Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

Страница 49

В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытно табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

Табу существует во многих детских играх. Например, в игре «Молчанка» есть запрет на то, чтобы произносить какие-то слова и звуки. В игре «Прятки» тому человеку, который водит, нельзя подсматривать, пока остальные ищут места, в которые можно спрятаться. Если не соблюдать эти табу, то играть в игры будет неинтересно.

В нашей повседневной жизни тоже существуют определенные запреты. Нам нельзя переходить дорогу на красный свет, нельзя неуважительно относиться к другим людям, говорить с набитым ртом и многое другое. Большинство запретов прописаны в законах. Человеку нельзя нарушать свободы других людей, например, проникать в чужое жилище или брать чьи-то личные вещи без разрешения.

Страница 50

Как ты думаешь, можно ли назвать любителями спорта болельщиков, которых изобразил художник? Почему поход на стадион закончился для них в отделении внутренних дел?

какое наказание считается справедливым кратко

Я считаю, что таких болельщиков нельзя назвать любителями спорта. Художник изобразил ребят, которые распивают спиртные напитки, ломают мебель и ведут себя неуважительно по отношению к окружающим. Такое поведение является проявлением дурного тона с их стороны и нарушением общественного порядка. К тому же спортсмены предпочитают здоровый образ жизни, а такие болельщики нарушают его, а значит, не могут называться любителями спорта.

Поход на стадион закончился для ребят доводом в полицию, потому что они провинились перед окружающими. Они нарушили общественный порядок и теперь должны отвечать за свои поступки перед законом. Любое нарушение правил карается наказанием, которое каждый преступник должен исполнять.

Страница 51

Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Профессия юриста, как и любая другая специальность, требует гуманного отношения к людям. Мы должны в любом случае уважать точку зрения других людей, их права и свободы. Порядочное и доброжелательное отношение к людям позволяет формировать человеческие отношения, избегать конфликтов и добиваться успехов в совместных делах.

Профессия юриста требует наличия такой черты характера, как мужество. На них может оказываться давление как со стороны обычных граждан, так и со стороны государственной власти. Юристы отстаивают законы и уважают любые решения суда, даже если с ними не согласны их подчиненные. За это их часто подвергают травле со стороны высших чинов, и они должны быть мужественными, чтобы справляться со всеми трудностями на их карьерном пути.

Страница 53

Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышленышей»? Что ты об этом думаешь?

Возможно, некоторые люди, и в том числе дети, не знают некоторых законов, поэтому не понимают, как действовать правильно. Я считаю, что они должны думать перед тем, как что-то сказать или сделать. В случае сомнительных ситуаций стоит обратиться к старшим за советом и узнать, можно ли поступать так, как тебе хочется. На мой взгляд, незнание закона не освобождает от ответственности, поэтому даже «несмышленыши» должны отвечать за содеянное.

Правоохранительные органы учитывают различные факторы и подбирают такое наказание, которое заслуживает человек. Поэтому даже если малолетние нарушители не знают, что так нельзя поступать, они получают на суде урок, который на всю жизнь показывает им, что нужно хорошо подумать перед тем, как что-то сделать.

Страница 54

Задание 1. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушный человек – это такой человек, который прилежно исполняет все законы. Он не заходит за рамки дозволенного, уважает чужое мнение и прислушивается к правилам, описанным в государственных документах.

Законопослушные люди несут огромную пользу общества, показывая пример подрастающему поколению и проявляя активность в общественных делах. Благодаря таким людям, жизнь в стране становится лучше и качественнее.

Задание 2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Коварство мелкого нарушения заключается в том, что на него в большинстве случае «закрывают глаза». За небольшое нарушение порядка человеку может не грозить наказание, поэтому у него может сложиться ошибочное впечатление о том, что он не может быть наказан.

В качестве примера можно привести поведение некоторых подростков. Молодые люди и девушки могут проявлять неуважение к старшим и грубить им. В таком случае взрослый человек может сослаться на переходный возраст и не делать замечаний подростку, закрыв глаза на его некультурное поведение. Девушка или парень задумаются о том, что значит так можно себя вести с окружающими и будут продолжать грубить всем подряд. Это поведение может перерасти в серьезные конфликты и проблемы с законом.

Задание 3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение определяется двумя признаками. Во-первых, оно не соответствует тому, что написано в законе. А во-вторых, оно наносит вред окружающему миру.

Задание 4. Какое наказание считается справедливым?

Наказание для правонарушителя подбирается в соответствии с тяжестью причиненного им вреда обществу. Например, за проезд без билета пассажир получит меньшее наказание, чем тот, кто совершил крупное ограбление в магазине или банке. В таком случае наказание считается справедливым.

Задание 5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

Все нарушения разделяются на разные группы, потому что причиняют разную тяжесть окружающему миру. Одни люди ведут себя противозаконно, но при этом наносят малый вред обществу, а другие – покушаются на жизни людей.

Отсюда выделяют две основные группы противозаконного поведения: проступки и преступления. Проступки – это мелкие нарушения, которые наносят небольшой ущерб обществу. Это может быть нарушение тишины в ночное время, нецензурное общение в общественном месте или незначительные нарушения правил дорожного движения. За проступки люди несут ответственность, но она выражается замечаниями и штрафами. Преступления наносят более опасный ущерб окружающему миру. Они могут быть направлены против здоровья и жизни отдельных лиц, нарушать свободы граждан и подрывать безопасность общественного порядка. Обычно преступления караются более жестко и по степени тяжести классифицируются в специальных документах. Уголовный кодекс нашей страны позволяет узнать, какое наказание может получить преступник за то или иное нарушение закона.

Задание 6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон справедлив для всех, независимо от возраста граждан. Малолетние нарушители точно так же должны нести ответственность за свои поступки и исполнять наказание, которое им выдвигает суд.

Государство тем самым хочет пресечь любые попытки нарушений и добиться общественного порядка. Наказывая малолетних нарушителей, правоохранительные органы проводят им урок правильного поведения и заставляют задуматься над своими словами и поступками. В дальнейшем, предполагается, что люди будут вести себя более осознанно.

Задание 1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение отличается от наказания по закону по степени тяжести. После осуждения человек задумывается над своим поведением, анализирует его и понимает, что в других подобных случаях так поступать не нужно.

Поведение, которое наказывается законом, является наиболее опасным. Оно способно нанести вред окружающему миру, поэтому человеку мало подумать над своим поведением. Ему нужно исправиться и понести соответствующее по закону наказание.

Задание 2. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

Ученый Пьер Буаст призывал к тому, чтобы справедливо оценивать нарушения и правильно подбирать к ним наказания. В противном случае преступник будет ощущать несправедливость по отношению к себе и думать, что ему мстят. Возможно, в таком случае его поведение станет более агрессивным и после отбывания наказания он назло захочет повторить свое преступление, но произвести его в более тяжкой форме.

Для того чтобы выразить мысль о соответствии наказания и преступления, я употреблю наиболее подходящее к данной ситуации слово – соизмерно.

Задание 3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

После конфликта толкнувший может, как минимум, почувствовать себя неловко за свое поведение. Ему будет стыдно за то, что он не только обидел оппонента, но и нанес ему материальный ущерб. В свою очередь тот, кого обидели, может обратиться в правоохранительные органы с жалобой и потребовать уплату штрафа от обидчика.

Я считаю, что так может произойти, потому что обидчик нарушил право другого человека на неприкосновенность к личным вещам и мог нанести серьезный ущерб его здоровью. За такой проступок он должен отвечать перед законом, потому что его противозаконное поведение могло привести к несчастному случаю. Любые подобные проступки и преступления должны быть оценены в соответствии с законом, и правонарушитель должен понести наказание за содеянное.

Страница 55

Задание 4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Я оцениваю такое поведение, как нарушение закона. Со стороны может показаться, что это всего лишь шалость, потому что парень побаловался и испортил крыло автомобиля, которое можно заменить. Но при этом человек нанес ущерб личному имуществу другого, а то есть посягнул на права и свободы этого гражданина.

Задание 5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Я полагаю, что прав второй спорящий. За серьезное и даже мелкое нарушение человек будет нести ответственность в любом возрасте. За детей в малом возрасте отвечают их родители, поэтому их преступления не остаются безнаказанными, даже несмотря на их юный возраст.

Источник

Какое наказание определяется как справедливое?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.Я думаю, что справедливое наказание — это прежде всего адекватное наказание. То есть, тяжесть проступка должна адекватно соотноситься с тяжестью наказания. Было бы глупо применять к человеку наказание в виде лишения свободы, например, за превышение скорости на 10 км в час или административное наказание в виде штрафа за убийство.

Несправедливым является приговор, которым назначено наказание, не соответствующее тяжести преступления, личности осужденного, либо наказание, которое хотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующей статьей Особенной части УК РФ, но по своему виду или размеру является несправедливым, как вследствие чрезмерной мягкости, так и вследствие чрезмерной суровости ( ст. 389.18 УПК РФ ). Именно данный критерий наименее очевидный и неоднозначный при оценке законности приговора.

Уголовный кодекс РФ ( ст. 60 ) требует назначения виновному в совершении преступления справедливого наказания в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части, при этом должны учитываться характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания» указывается на необходимость исполнения требований закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания. При этом имеется в виду, что справедливое наказание способствует решению задач и осуществлению целей, указанных в ст.ст. 2 и 43 УК РФ. Согласно ст. 6 УК РФ справедливость назначенного подсудимому наказания заключается в его соответствии характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Все принятые во внимание обстоятельства в силу требований ст.ст. 73 и 307, 308 УПК РФ должны быть указаны в приговоре.Статья 43 УК РФ одной из целей применения уголовного наказания предполагает восстановление социальной справедливости.

Источник

6. Виновен — отвечай

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 7 кл. Боголюбов◄
Почему общество нуждается в порядке? Какова роль законов в жизни общества?

Закон — это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Закон – это юридический документ, содержащий нормы права. Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти или всего народа. Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.

Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.

Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.

Почему законопослушный человек вызывает уважение? В каком случае наказание считается справедливым?

Законопослушный человек знает и умеет пользоваться законом. Наказание считается справедливым в таком случае, в котором соответствует тяжести и мотивам содеянного, личности виновного.

? В каких детских играх есть правила, напоминающие первобытное табу? А существуют ли подобные правила в нашей повседневной жизни?

В играх: прятки – нельзя подглядывать; в казаках разбойниках – держать пароль в секрете; в жмурках не подглядывать.

В жизни: законы – не убий, не укради.

? Почему профессия юриста требует гуманного отношения к людям, а подчас и мужества?

Предлагая нам помощь эти люди ставят себя на наше место и представляют, как бы они поступили в нашей ситуации. Юристы, адвокаты –должны всегда своему клиенту говорить правду, независимо какая ситуация и насколько она тяжелая и несмотря ни на что предлагать возможные и приемлемые пути решения проблемы помогая человеку до конца. В этом проявляется гуманизм профессионала.

? Может быть, малолетние нарушители закона действительно не осознают, что наносят вред людям? Нужно ли наказывать таких «несмышлёнышей»? Что ты об этом думаешь?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину.

Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие — с 14. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых.

Вопрос 1. Кого называют законопослушным человеком?

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности.

Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Законопослушное поведение предполагает активную, осознанную, полезную для общества деятельность. Законопослушный человек уверенно пользуется всеми правами, честно выполняет свои обязанности.

Можно сказать, что руками законопослушных людей создаются богатства нашей страны. Законопослушные люди составляют большую часть нашего народа. Это нормально, когда люди хотят жить в обстановке, где царят порядок и справедливость.

Вопрос 2. В чём коварство мелкого нарушения порядка? Объясни на примере.

Многие привыкли закрывать на него глаза — пусть, мол, немного пошалят. Но юристы предостерегают: от такого проступка до грубого нарушения общественного порядка — один шаг. И этот шаг зачастую такой предательски неожиданный: вроде бы и не хотел ничего плохого — и вдруг беда.

Возьмём такой случай. Любил парнишка пострелять из рогатки. Сначала целился в банку, потом в птичку, а затем в человека — пошутить хотел. Выстрелил камешком — и попал случайно в глаз. Вот и всё — предательский шаг сделан, беда пришла: человек пострадал, может быть, даже стал инвалидом на всю жизнь. Это уже нарушение закона, которое определяется как преступление против жизни и здоровья.

Вопрос 3. По каким признакам определяют противозаконное поведение?

Противозаконное поведение — это такое поведение, которое, во-первых, запрещено законом, а во-вторых, причиняет вред людям, всему обществу.

Вопрос 4. Какое наказание считается справедливым?

Наказание зависит от вреда, причиняемого нарушением. Следовательно, если учитывать, какой вред принесло нарушение, можно установить, справедливо ли наказание.

Вопрос 5. Почему все нарушения разделяют на разные группы? Какая разница между этими группами?

В зависимости от степени вреда нарушения разделяют на две группы. К одной относят преступления — наиболее вредные нарушения. Наш закон (Уголовный кодекс) содержит их перечень.

Это нарушения, которые направлены против здоровья и жизни человека (убийство, побои, истязания и др.), против его чести и достоинства (похищения людей, оскорбление, клевета и др.), против прав и свобод граждан (нарушение равноправия граждан, нарушение правил охраны труда и др.).

Справедливо, что за преступления положены очень суровые наказания. Они указаны в Уголовном кодексе. Основные виды наказаний — это исправительно-трудовые работы и лишение свободы.

Другая группа — проступки. К ним относят, например, мелкое хулиганство. Закон (Кодекс об административных правонарушениях) даёт ему чёткое определение. Это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. К проступкам закон относит также и нарушение различных правил общественного порядка: дорожного движения, пожарной безопасности, экологических правил и т. д. За подобные нарушения наказывают предупреждением, штрафом, лишением специальных прав (вождения автомобиля и др.).

К проступкам относятся нарушения, которые причиняют вред чужому имуществу. Закон (Гражданский кодекс) требует полностью возместить причинённый ущерб. Если, например, кто-то взял чужой велосипед и сломал его, то он обязан починить или заплатить за него.

Бывают различные нарушения дисциплины по месту работы или учёбы (например, опоздания, прогулы). Согласно закону (Трудовому кодексу) за такие нарушения могут сделать замечание, объявить выговор и даже уволить, исключить.

Вопрос 6. Как закон относится к несовершеннолетним нарушителям? Чего хочет добиться государство, наказывая несовершеннолетних нарушителей?

Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Однако несовершеннолетних он всё-таки щадит. Ибо возраст нарушителей является обстоятельством, смягчающим вину. З

К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, установленные для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Но не надо думать, что общественно вредные действия в раннем подростковом возрасте вообще остаются безнаказанными. Безнаказанность обещают подросткам более взрослые подстрекатели: «Давай, ты же несовершеннолетний! Тебе всё равно ничего не будет!» Это подлая ложь. И конечно, предательство — прятаться за спину ребёнка. Закон считает подстрекателя соучастником преступления и сурово его наказывает.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учёт в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет — в спецшколу, а с 14 — в воспитательно-трудовую колонию (ВТК). И всё-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно, не мстит ему. Оно хочет одного — помочь оступившемуся подростку вернуться к нормальной жизни.

Вопрос 1. Ты знаешь, что бывает поведение, которое вызывает моральное осуждение. Но есть и такое, за которое наказывает закон. Как ты думаешь, чем моральное осуждение отличается от наказания по закону?

Моральное осуждение – это по большей мере наказание общества, то есть обида общества или отчуждение от общества. Моральное осуждение – это нравственный аспект, не несущий правовой (уголовной) ответственности. По закону – юридический аспект, со всеми вытекающими последствиями.

Вопрос 2. Французский учёный Пьер Буаст (1765—1824) призывал «всегда соизмерять наказания с нарушениями, иначе они будут мщением». Подумай, к чему призывал учёный. Какое слово ты употребишь, чтобы выразить мысль о соответствии наказания преступлению? Найди в тексте фразу, подтверждающую это мнение.

В частности к правопорядку и справедливости. Наказания по своей силе должно быть таким же, как нарушение. Если наказание серьёзнее, чем нарушение, тогда это, действительно, мщение, нарушение закона.

Вопрос 3. Представь ситуацию. Ребята повздорили, и один сильно толкнул другого. У него упали и разбились очки. Какие последствия могут наступить после этого для толкнувшего? Почему ты так считаешь? Найди в тексте фрагмент, который подтвердит твою мысль.

За это он может выплатить денежную компенсацию за разбитые очки.

Вопрос 4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Как ты оцениваешь этот поступок: как мелкое нарушение порядка или как нарушение закона? Объясни.

Нарушение закона, т.к. он умышленно испортил чужое имущество. Мелкое нарушение закона РФ, за которое нужно привлечь к административной ответственности.

Вопрос 5. Ребята заспорили. Один говорит: «Кому нет 16 лет, тому ничего не будет, даже за очень серьёзное нарушение». Другой отвечает: «Нет, будет, за очень серьёзное — будет». Кто из них прав? Объясни.

Прав второй, так как закон предусматривает ответственность за серьезное правонарушение с 14 лет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *