какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

Почему на Руси было позорно лишиться бороды

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

Средние века славились своими суровыми наказаниями. При этом, одни наказания лишали жизни, другие – делали человека калекой, третьи – лишали чести. И еще вопрос, какие кары были для наших предков страшнее.

Сильный пол

Речь, разумеется, о мужчинах. Женщины в силу того, что жили, по большей части, затворницами, публичным наказаниям подвергались намного реже мужчин. И в силу тех же причин любое наказание для женщины было унизительным и позорным.

Какие же наказания для мужчин были самыми унизительными?

Телесные наказания

Во всех культурах мира телесные наказания бытовали (а в иных и бытуют до сих пор) с незапамятных времен, и всюду они считаются не только болезненными, но и крайне унизительными.

В России до XVIII столетия подвергнуть телесному наказанию могли человека любого сословия. Бояр били кнутом прилюдно так же как и людей простого звания, все зависело от воли царя, перед которым все были в равной степени холопы – и знать и крестьяне. При этом если человеку наносили удары по телу, прикрытому одеждой, то урона чести в этом не было никакого, так, отеческое вразумление. А вот обнажение хоть на городской площади, хоть в застенке, бесчестило человека. Речь, разумеется, о людях дворянского и боярского сословия, поскольку у простого («подлого») народа никакой чести не было по определению.

Телесные наказания могли производиться публично, на торговой площади. Тогда они так и назывались – «торговая казнь». Наказание кнутом иной раз означало смертную казнь, настолько тяжелыми и калечащими были удары кнутобойца. Наказание плетьми или розгами было легче, здесь речь шла, как правило, именно о публичном унижении человека.

Телесные наказания для дворян были отменены Екатериной II.

Лишение бороды

Одно из самых страшных действий против русского человека, безусловно, лишающего его чести, было выдирание или отрезание у него бороды.

Не зря бытовала поговорка «Режь наши головы, не тронь наши бороды», в том именно смысле, что честь дороже жизни.

Не случайно царь Иван Грозный, обожавший издеваться над знатным боярством, практиковал такой способ «отеческого поучения» подданных, как таскание за бороду. При нем же был в ходу и такой способ экзекуции: провинившемуся выдергивали бороду волосок за волоском. Длилось это иногда часами, человек испытывал при этом не столько физические, сколько нравственные страдания.

Если так тяжело переносилось одно лишь покушение на целостность и красоту бороды, то каково же было русскому мужчине ее лишиться? Неудивительно, что требование Петра сбривать бороды вызвало настоящий шок в русском обществе. Это воспринимали, как настоящую кару. Многие предпочитали платить немаленькую «бородовую пошлину», лишь бы не лишиться этого символа мужской чести.

Калечащие казни

До конца XIX столетия в России были распространены унизительные калечащие казни, навсегда лишающие человека уважения в порядочном обществе. Это рвание ноздрей и клеймение.

Первоначально ноздри рвали в наказание за курение, но впоследствии сделали эту процедуру общей для всех каторжников-реци дивистов. Рваные ноздри лучше любого документа сообщали о статусе человека. То же касается и клеймения. Осужденному на каторгу человеку выжигали на лбу букву «В», а на щеках «О» и «Р», что означало «вор». Такое «украшение» на лице навеки позорило человека и выводило его из круга порядочных людей.

При этом, женщин, даже осужденных на каторжные работы, клеймению не подвергали.

Позорящие казни

Специальные процедуры, направленные на публичное унижение, стали применять к дворянам с XVIII столетия, то есть, с тех пор, как появилось осознание того, что с дворянством нельзя поступать так же, как с прочим народом.

Осужденного привозили на специальных «позорных» черных дрогах к позорному столбу, ставили рядом со столбом на колени. После этого палач преломлял над его головой шпагу, лишая, тем самым, дворянской чести. При этом, в зависимости от приговора, перед тем, как сломать шпагу, палач мог ударить коленопреклоненн ого преступника по лицу.

После этого осужденный, как правило, отправлялся на каторгу. Подобные казни были совершены над декабристами, Чернышевским и т.п.

Публику попроще тоже могли наказать позором, заковав в кандалы или в колодки, и выставив на всеобщее обозрение. Колодки для этих целей были в каждой деревне и хранились у церковного сторожа. Бражников, картежников, непослушных слуг и других мелких преступников могли выставить в таком виде в зависимости от тяжести правонарушения на несколько часов или на сутки.

Источник

Система наказаний преступников по «Русской Правде»

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

Относительно системы наказаний, которая существовала в своде русского законотворчества «Русская правда», стоит выделить четыре меры ответственности: «поток и разграбление», денежная, продажа (также денежное наказание), а также определенные обязательства из причинения вреда.

Касаясь вопроса наказаний невозможно не вспомнить про смертную казнь. Стоит сказать, что смертная казнь является явлением закономерным и встречается фактически у всех народов средневекового общества. Происхождение смертной казни обычно относят к языческому обычаю кровной мести. Трактовки о смертной казни в Русской правде не встречается, но это совершенно не значит, что её не было в действительности. В подтверждение своих слов, можно привести судьбу киевлян, уготованную им Мстиславом, а также, например, ослепление князя Василька Теребовльского. Среди мнений, которые высказываются о причине отсутствия смертной казни в памятнике древнерусского права, пожалуй, самым убедительным звучит мысль о том, что решение о смертной казни принимал сам князь. А поскольку князь считается «посланником Божьим» и представляет сам собой, своей личностью, закон, то, смертная казнь правомерна только с его соизволения и никакая Русская правда не способна его остановить.

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

Главная особенность системы наказаний в Русской Правде состоит в том, что основной целью наказания является возмещение ущерба – материального или морального. Законотворческий свод не заботится ни о предупреждении преступлений, ни об исправлении преступной воли. Русская правда имеет в виду лишь непосредственные материальные последствия преступления и карает за них преступника материальным же, имущественным убытком. Закон как будто говорит преступнику: бей, воруй, сколько хочешь, только за всё плати исправно. Далее этого не простирался взгляд первобытного права, лежащего в основе Русской Правды.

Постараемся разобраться более подробно.

1. «Поток и разграбление» как наказание в «Русской правде». Пожалуй, этот вид наказания можно назвать самым древнейшим в истории нашего народа. Текст Русской правды в полной мере не раскрывает нам сущность данного вида наказания. Однако, существует мнение, что «поток и разграбление» представляют собой лишение покровительства законов, мира, объявлением вне закона, где виновник обычно выдавался властям, а его имущество разграблялось членами общины. На мой взгляд, данное мнение достаточно убедительно. Однако, встречаются различные трактовки, касающиеся истинной сущности наказания «потока и разграбления». Данный вопрос до сих пор можно полагать дискуссионным.

Поток и разграбление рассматривался в качестве наказания для следующих преступлений: ст. 7 – убийство во время разбоя; ст. 35 – кража коня; ст. 83 – поджог двора. Кроме самого преступника, из Русской правды видно, что наказания подвергались также его родственники – жена и дети. Виновные (преступник и его семья) передавались в холопство к князю, а также подвергались всем ссылкам и лишениям, которым подвергался казнь, формируя тем самым поток. Подытожив сказанное, уместно будет сказать, что никаких индивидуальных свобод, прав, обязательств и выбора не существовала. Это была некоторая форма коллективной ответственности, где коллективом выступала родня. Однако тут можно отметить, что, возможно, это делалось из прав нравственности, за которым следила духовная юрисдикция, поскольку подобной коллективной ответственностью оставались нерушимыми узы брака и семьи.

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

2. Денежная мера наказания. Данная мера наказания считалась основной во времена функционирования Русской правда. Основная мера – выкуп. Выкупом стоит считать штрафы, в преимуществе своем денежный, как в пользу пострадавшего, так и в пользу князя.

В Русской правде Пространной редакции мы можем видеть следующие денежные взыскания от преступника: вира, головничество, продажа и урок. Денежная фигура, как «вира» носит за собой дискуссионный характер, поскольку одни учены связывают происхождение названия с германцами, другие же данное положение вещей отрицают. Под денежной «вирой» различные ученые понимают как плату князю, как вознаграждение частного характера, третьи полагают, что вира – это вознаграждение, уготованное мстителям, которое выдается последним, поскольку они лишены права кровной мести. Вира по праву считается вторым наказание в Русской правде по мере своей тяжести. Свое применение она находила в статьях об убийстве свободного человека (за убийство холопа вира не взималась). Сумма виры зависела от социального статуса убиенного.

За нанесение увечий, тяжких телесных повреждений назначались «полувиры».

Стоит ещё раз отметить, что после принятия христианства и отмены принципа кровной мести, Русская правда носит фискальный характер, где можно увидеть множественное количество выгоды у жертв преступления.

Продажей в Русской правде следует понимать денежный штраф за любое преступление. Наивысшей денежной продажей являлась продаже за таскание за бороду и усы. Связано это с тем, что борода и усы ассоциировались в русском обществе как признак мужества. Далее можно назвать по денежному «гнету» преступника продажу за убийство, побои, оскорбление в суде и пр. Также, виновный, который уплачивал продажу князю, должен был платить продажу и потерпевшим.

Под головничеством (термин, как полагают ученые, традиционно славянский и вопрос о этимологии слова не ставится на «повестку дня») в Русской правде стоит понимать денежное вознаграждение в пользу родственников. В 5 статье Русской правды Пространной редакции преступник должен либо уплатить 40 гривен, либо платит вервь. Сумма, которую при выборе должен отдать преступник, и названа головничеством. При уплате головничества, Русская правда игнорирует степень виновности самого преступника.

Урок – денежное вознагражденное в пользу потерпевшего за обиду (вполне можно соотнести к пункту «плата за обиду» или же «обязательства из причинения вреда»). Он выплачивался в том случае, если преступление носило имущественный характер или же физический вред, и был равен цене вещи, которая пострадала в ходе совершения преступления. Термин урок встречается нам в 84 статье Русской правды Пространной редакции, где заранее запланированное уничтожение собственности влекло за собой уплату и вознаграждение пострадавшего лица. Стоит заметить, что сумма урока в Русской правде не указывалось, однако можно предположить, что, например, размеры той же продажи, не говоря уже о вире, были значительным образом выше как урока, так и того же головничества. Также стоит сказать, что преступник должен был вернуть украденное имущество, вне зависимости от того, чем оно являлось – животным, недвижимой вещью или же холопом.

Урок является обязательством из причинения вреда, но ради справедливости стоит сказать, что не во всех случаях в Русской правде о речь идет об уплате. Например, убийство раба или холопа: как именно складывается взыскание по факту данного совершенного преступления? Русская правда не указывает на это, что является, на мой взгляд, большим упущением. Но если вспомнить, что раб или холоп по своему правовому статус был не больше, чем просто вещь (а порой иногда и меньше), то холоп имел свою определенную стоимость, которая зависела от точки зрения господина, видящего пользу в том или ином холопе в своем хозяйстве.

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

3. Продажа. Это денежная сумма штрафа, размер которого выплачивался в зависимости от принесенного материального вреда. Величина продажи остается неизменной – это 12 гривен, 3 гривны 30 кун, 3 гривны и 60 кун. Круг преступлений, на который распространялась продажа, выглядит следующим образом:

— уплата в размере 3 гривны 30 кун назначалась за такие преступления, как отсечение пальца, побои и синяки, рана мечом, кража пчел и пр.

Стоит отметить, что продажа рабами и холопами не уплачивалась, об этом не существует упоминаний в Русской правде. из этого следует, что продажа, словно вира, выплачивалась только со свободного населения, где люди, имеющие своих холопов должны были отвечать за их действия и нести материальные траты в виде продажи.

Продажа представляет собой аналог виры – денежный штраф, который уплачивался князю за всевозможные неправоправные действия со стороны преступника. Вне компетенции продажи оставалось убийство, поджог и конокрадство, т.е. наиболее тяжелые деяния по мере Русской правды.

4. Обязательства из причинения вреда. Данная группа представляет собой последствия, которые осуществлялись в интересах потерпевшего в зависимости от того или иного преступления, учиненного в его сторону. Данный вид наказания сложился по той причине, что ущерб от преступления нарушает интересы не только государства и власти, но и частных, конкретных, отдельных лиц. Ущерб может быть как моральным, так и материальным. В особенности там, где ущерб носит материальный характер, требуется возмещение того или иного имущественного вреда в пользу потерпевшего. Говоря современным языком, можно вспомнить случаи, когда за правонарушение преступник не только сажается в тюрьму, но и обязуется выплатить определенную сумму пострадавшему лицу.

В Русской правде обязательства, которые предусматривались в зависимости от причинения вреда, можно найти в тех статьях, которые, в первую очередь, определяют сумму взыскания с преступника. Здесь выделяются две стороны конфликта: управомоченная и обязанная.

Кроме денежных обязательств, в Русской правде существуют также обязательства договорного и внедоговорного характера. Обязательства же на Руси согласно Русской правде возникали из правонарушений и договоров.

Вред же, который причинялся лицами, удрученных в своих правах и социальном статусе (холопы, рабыни), не навлекал уголовную ответственность именно на них, но вред выплачивался полностью их господином. Именно поэтому, вполне вероятно, отношения между холопами и господинами несли тяжелый характер, поскольку главный в этих отношениях предпочитал суровую меру воспитания, где были бы в большей степени исключены правонарушения, чтобы не было лишних сумм за уплату проступков нерадивого раба.

какое наказание наступало за вырывание бороды по русской правде

Характерной особенностью «платы за обиду» или обязательств из причинения вреда можно назвать то, что их функция носит за собой частный характер. То есть, переводя на современный юридический язык, обязанность выплаты и вознаграждения подходит под чистые гражданско-правовые отношения между потерпевшим и обвиняемым.

Подытожив сказанное, можно сказать, что причинами возникновения большинства «плат за обиду» или обязательств из причинения вреда служат те или иные неправомерные действия с целью причинения вреда, в ответ на которые потерпевшая сторона желала получить возмещение морального или материального вреда. В Русской правде носят названия головничество и урок, где первый выплачивается за убийство, а второй – за причинение имущественного вреда.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Статья 67

О бороде. А кто порветъ бороду, а вънъметъ [CIII] знамение, а выле- зутъ людие, то 12 гривен продаже; аже без людии, а в поклепе, то нету продаже.

Кто у кого вырвет бороду, так что видно будет вырванное место, при людех, кои происшедшее засвидетельствуют, с такового взять пени 12 гривен; а ежель истец свидетелей не представит, в таком случае единому истцову доносу не верить, и с ответчика пени не взыскивать (Б.).

А kto komu porwie brod^ tak, ze b^dzie znamie, a b^d^ na to ludzie, to 12 grzyw: przedazy, a gdy niema na to ludzi, tylko jest proste oskarze- nie, to niema przedazy (R

Und wer jemand den Bart zerrauft, und es bleiben Merkmaale sichtbar, und Leute bekraftigen es, dann 12 Grivnen Busse; aber ohne Leute und in der Anschuldigung, dann keine Busse (Ew.).

Если кто вырвет у кого клок бороды, так что вырванное место будет приметно, и если свидетели то подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен пени; но если очевидцев нет, которые бы утвердили истину жалобы, то пени с ответчика не взыскивать (Пл.).

Если кто вырвет у кого клок бороды, и знак останется, и очевидцы то подтвердят, то взыскать с обидчика 12 гривен штрафа (в пользу князя), но если очевидцев нет, а по одному подозрению, то штрафа с ответчика не взыскивать (Ст.).

Wenn jemand (einem anderen) den Bart ausreisst und er tragt Zeichen (davon), aber Leute treten (als Zeugen) auf, dann 12 Grivna Strafe. Wenn aber ohne Leute, namlich bei Klage ohne Beweiss, nur auf Verdacht hin, dann keine Strafe (G.).

Мацейовский отмечал, что только сербское и русское право знают этот вид телесного оскорбления, ставя его на первое место среди других (III, § 152, с. 165).

Богдановский: „что пеня. поступает к обиженному, это ясно из общего смысла подобных статей и из той же статьи самого поздней­шего списка Правды (Оболенского), которая, повторяя это положение, не прибавляет слова «князю», что делается всякий раз, как скоро «вина» (поздн.

Сухов объяснял 12-гривенную продажу в ст. 67 и 68 тем, что в обоих случаях речь шла о „побоях» без свады и притом оставивших следы (Юр. вести., 1873, дек., с. 26).

Владимирский-Буданов считал „более естественным читать эту статью так: если у кого будет вырвана борода и обиженный или представит вещественные улики, или свидетелей, то оскорбитель платит 12 гр. продажи» (Хр., I, прим. 109).

И. Беляев видел в ст. 67 хотя и „явное повторение» ст. 8 Кр. Пр., но отмечал „совершенно новый взгляд на делопроизводство»: требуются свидетели „даже тогда, когда будет признак, что вырван клок бороды» (Лекции, с. 253).

Леонтович в „людях» видел представителей общины (Земский обычай, с. 237).

Гетц возражал против чтения Владимирского-Буданова, ввиду ясного смысла второй части статьи: „продажа не назначается, когда налицо нет свидетелей», „одних знаков недостаточно для наказания». Отсут­ствие указания на частное вознаграждение (в противоположность ст. 68) объясняется происхождением ст. 67 из ст. 8 Кр. Пр., где о нем речи нет: частное вознаграждение ст. 8 превратилось здесь в продажу. „Рас­ширение» в Пр. Пр. идет и здесь за счет формального права. Но почему в Пр. Пр. бывшая ст. 8 оторвалась от группы статей о телесных повре­ждениях? „Может быть, требование свидетелей явилось» здесь „потому, что ст. 66 уже говорила о свидетелях? [а не наоборот?—Б. Р.]“. С другой стороны, куда делось постановление об усе ст. 8? „Остается воз­можным, что обе статьи (8 Кр. и 67 Пр.) возникли независимо одна от другой». [Ср. церковный Устав Ярослава (Голубинский, I, с. 635, ст. 32: „аще пострижет кто кому главу или бороду, митропо­литу 12 гривен, а князь казнит») и Псковск. Судн. гр., ст. 117 („а кто у кого бороду вырветь, а послух опослушествует, ино ему крест целовати и битися на поли, а послух изможет, ино за бороду присудити 2 рубля и за бой, а послуху быти одному»)] (III, с. 300 и сл.).

35 Правда Русская, т. II

Романов, возражая Владимирскому-Буданову против замены союзов „а» словом „или», указывает на то, что „предъявление крови во рту или клока бороды не решает еще вопроса, что лицо, против которого воз­двигается апоклепл пострадавшим, и есть именно тот, кто причинил оскорбление. Последнее и удостоверяют свидетели» (Уч. пос., с. 75).

Источник

Пространная редакция Русской Правды

1. Если убьет человек человека, то мстит брат за брата, или сын за отца, или двоюродный брат, или племянник; если же не будет никто мстить, то (платить) 80 гривен за убитого, если (убитый) будет княжим мужем или княжеским тиуном; если (он) будет русин, или гридин, или купец, или боярский тиун, или мечник, или изгой, или словенин, то (платить) 40 гривен за убитого.

2. После смерти Ярослава еще раз собрались сыновья его Изяслав, Святослав и Всеволод и их мужи Коснячко, Перенег, Никифор и заменили кровную месть денежным штрафом; а все остальное сыновья его установили, как судил Ярослав.

3. Об убийстве. Если кто убьет княжеского мужа, как разбойник (т.е. злоумышленно), а (члены верви) убийцу не ищут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый; в случае убийства людина платать виру (князю) в 40 гривен.

4. Если вервь начнет платить дикую виру (когда убийца не обнаружен), то (пусть) заплатит её, во сколько лет сможет, потому что им (членам верви) приходится расплачиваться без убийцы.

5. Если убийца находится в верви, то она должна помочь ему, ибо он вкладывает свою долю (за других) в дикую виру. Но платить им (членам верви) общими силами только 40 гривен, а головничество платить самому убийце, внося свою часть и в уплачиваемые вервью 40 гривен.

6. Если же (кто) совершил убийство открыто во время ссоры или на пиру, то теперь он платит вместе с вервью, (поскольку и сам он) участвует в общинных платежах (дикой) виры.

7. Если (кто) совершит беспричинное умышленное убийство. Если (кто) совершит умышленное убийство (к тому же) не во время какой-либо ссоры, то за преступника люди не платят (виру), но должны выдать его с женой и детьми на поток (т.е. для продажи их в рабство) и на разграбление (т.е. для конфискации всего имущества).

8. Если кто (из членов верви) не участвовал в платежах дикой виры, тому люди не должны помогать(в уплате виры), но он пусть сам платит.

9. А вот установление вирнику князя Ярослава: вирнику (находясь на территории общины) взять 7 ведер солоду на неделю, барана или тушу говядины, или (вместо них) 2 ногаты, а по средам и пятницам куну денег и сыр; кур ему брать по две на день, хлебов 7 на неделю, а пшена и гороха по 7 уборков, а соли 7 головок – все это (полагается) ему вместе с отроком; поставить ему 4 коня, а кормить их овсом (досыта); (при вире в 40 гривен) вирник берет себе 8 гривен и 10 кун перекладной (пошлины), а метельник 12 векш, при выезде гривну.

10. О вирах. А если будет (взиматься) вира в 80 гривен, то вирник получает 16 гривен 10 кун и 12 векш, а при выезде гривну, за каждого убитого 3 гривны.

11. О княжеском отроке. За убийство княжеских отрока, или конюха, или повара платить 40 гривен.

12. А за (убийство) тиуна огнищного или конюшего (платить) 80 гривен.

13. А за (убийство) сельского или пахотного княжеского тиуна (платить) 12 гривен.

14. А за (убийство) рядовича (платить) 5 гривен. Также (платить) и за боярского (рядовича).

15. О ремесленнике и о ремесленнице. А за (убийство) ремесленника или за ремесленницу (платить) 12 гривен.

16. А за (убийство) смердьего холопа (платить) 5 гривен, а за рабу – 6 гривен.

17. А за (убийство) кормильца и кормилицу (платить) по 12 гривен, (без различия), холоп это будет или раба.

18. Об обвинении в убийстве по подозрению. Если кого-либо будут обвинять в убийстве по подозрению (без прямых улик), то пусть выставят 7 послухов (свидетелей), которые снимут (это) обвинение в убийстве; если (обвиняемый) будет варяг или какой-либо другой (иноземец), то выставить 2 (свидетелей).

19. А за кости и за мертвеца, имя которого неизвестно, вервь не платит.

20. Если (ктолибо) отведет от себя подозрение в убийстве. Но если (кто-либо) и отведет от себя подозрение в убийстве, то (все равно он платит) отроку гривну кун за снятие обвинения, а тот, кто его обвинял, должен дать другую гривну; да за помощь, оказанную при снятии обвинения в убийстве, 9 кун.

21. Если ответчика обвиняют в убийстве, а послухов (свидетелей) тяжущиеся не найдут, то подвергнуть их испытанию (раскаленным) железом.

22. Также поступать и во всех тяжбах, о воровстве (или в другом) обвинении; если (обвинитель) не предъявит поличного, а сумма иска составляет до полугривны золотом, то подвергнуть его (т.е. обвиняемого) испытанию железом насильно; если же сумма иска меньше, до двух гривен (серебра), то подвергнуть его испытанию водой; если же иск еще меньше, то пусть он для получения своих денег истцу (достаточно) присягнуть.

23. Если кто ударит мечом. Если кто ударит (кого-либо) мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен продажи (штрафа) за обиду.

24. Если же вынет меч (из ножен), но не ударит (им), то (платить) гривну кун.

25. Если кто ударит кого-либо батогом, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен

26. Если же (он), не стерпев, (в отместку) ударит того (т.е. обидчика) мечом, то этого ему в вину не ставить.

27. Если же (кто) ударит (мечом) по руке и отвалится рука, или отсохнет, или отсечет ногу, нос или глаз (выколет), то (платить) полувирье 20 гривен, а тому (т.е. потерпевшему) за увечье 10 гривен.

28. Если (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) князю 3 гривны штрафа, а самому (т.е. потерпевшему) гривну кун.

29. Если придет избитый до крови человек. Если придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему видока (свидетеля), но пусть обидчик заплатит 3 гривны штрафа; если же на нем не будет следов (побоев), то привести для подтверждения (своих) слов видоков (свидетелей); а кто начал (драку), тому платить 60 кун; если же он, начав (драку), сам придет избитый до крови, и подтвердят это свидетели, то все равно платит, несмотря на то, что был избит.

31. Если человек пихнет человека от себя или к себе, или ударит по лицу или палкой (жердью) ударит, то (платить) 3 гривны штрафа, если будут выставлены два видока (свидетеля); но если (побитый) будет варяг или колбяг, то свидетелей вывести сполна и пойти к присяге.

32. О челяди. Если челядин скроется (у кого-либо), а (о его пропаже) объявят на торгу и в течение трех дней (после этого) не вернут его (господину), то, опознав его на третий день он (т.е. прежний господин) (может) взять своего челядина а тому (т.е. укрывателю) платить 3 гривны штрафа.

33. Если кто-либо сядет на чужого коня. Если кто-либо сядет на чужого коня без спросу, то (платить) 3 гривны.

35. Если кто опознает свою вещь, потерянную им или украденную у него, (а именно) коня, одежду или скотину, то ему не (следует) говорить «это мое», но (пусть скажет так) «пойди на свод, (выясним), где ты взял (ее)». Если на своде выявится (тот), кто виновен (в присвоении чужой вещи), то на того и падет ответственность за воровство; тогда он (т.е. истец) возьмет свою вещь, ему же будет платить виновный и за то, что пропало вместе с обнаруженной вещью. Если будет конокрад, то выдать его князю на поток (т.е. для продажи в рабство или изгнания); если же будет клетный вор, (ворующий из дома или амбара), то он платит 3 гривны.

36. О своде. Если свод будет только в одном городе, то истцу довести его до конца; если захватит свод и земли (тянущие к городу), то ему идти до третьего ответчика, а третий платит ему деньгами за наличное (т.е. обнаруженную вещь), с которым идут до конца свода, а истец ждет остального (т.е. того, что не обнаружено); когда же дойдет дело до последнего (ответчика), то тот и платит все, включая продажу (штраф).

37. О воровстве. Если (кто) купил на торгу что-нибудь краденое, (а именно) коня, одежду или скотину, то пусть выставит двух свободных человек или мытника; если не знает, у кого купил (краденое), то эти видоки (свидетели) должны присягнуть в его пользу, а истец – взять обнаруженную вещь; а с тем, что пропало вместе с ней, пусть простится, ответчик же пусть простится со своими деньгами (заплаченными за краденое), ибо сам (виноват, что) не знает, у кого покупал; если опознает впоследствии (того), у кого покупал это (т.е. краденое) то пусть возьмет свои деньги (у него), а тот пусть платит и за пропавшее (вместе с обнаруженной вещью) и штраф князю.

38. Если опознает кто (свою) челядь. Если кто опознает и возьмет своего украденного челядина, то он (должен) вести его согласно деньгам (полученным при его перепродаже) до третьего ответчика, (у которого он) берет челядина вместо (своего) челядина, а этому (ответчику) дать опознанного, пусть ведет свод до конца, ибо это (т.е. челядин) не скот, и нельзя сказать «не знаю, у кого купил», но (следует) согласно показаниям (челядина) идти до конца (свода); а когда окончательно будет найден вор, то возвратить (опознанного) челядина (его хозяину), третьему ответчику взять своего (челядина), а вор платит убытки (хозяину) за украденного челядина и князю (выплачивается) 12 гривен штрафа.

39. О своде же. А из своего города в чужие земли свода нет, но также (следует) ему (т.е. ответчику) выставить послухов (свидетелей) или мытника, перед кем совершал покупку, и взять опознанную вещь, а с остальным, что пропало вместе с ней, (нужно) проститься, а тому (т.е. перекупщику) проститься со своими деньгами (заплаченными за опознанную вещь).

40. О воровстве. Если кого-либо убьют (за кражею), в доме или во время какой-нибудь кражи, то пусть убьют (его) как собаку; если же додержат до рассвета, то вести (его) на княжеский двор; если же убьют его и люди видели (его) уже связанным, то платить за него 12 гривен.

41. Если кто крадет скот из хлева или (обокрадет) дом, то, если совершал кражу один, платить ему 3 гривны и 30 кун, если крали несколько (воров), то (также) каждому платить по 3 гривны и 30 кун.

42. О воровстве же. Если (кто) крадет скот с поля или (крадет) овец, коз или свиней, (то платить) 60 кун, если крали несколько (воров), то каждому (платить) по 60 кун.

43. Если обокрадут гумно или (украдут) зерно в яме, то сколько бы (воров) ни совершало кражу, каждый из них платит по 3 гривны и по 30 кун.

44. Тот же, у которого пропала его вещь, возьмет ее, если она окажется налицо, да (сверх того) возьмет за (каждый) год, (прошедший с момента ее пропажи), по полугривне.

45. Если же наличного не будет, то за княжеского коня платить 3 гривны, а за других – 2 гривны. А вот штрафы за кражу скота: За кобылу 60 кун, а за вола гривну, а за корову 40 кун, а за трехлетку 30 кун, за двухлетку полгривны, за теленка 5 кун, за свинью 5 кун, за поросенка ногата, за овцу 5 кун, за барана ногата, за необъезженного жеребца гривну кун, за жеребенка 6 ногат, за коровье молоко 6 ногат. Таковы расценки, установленные смердам, когда они платят князю штраф.

46. Если окажутся холопы ворами, то судит князь. Если окажутся холопы ворами – княжеские, боярские или церковные – то их князь штрафом не наказывает, поскольку они не свободны, но пусть их хозяин платит вдвойне вознаграждение потерпевшему истцу.

47. Если кто взыщет деньги (с кого-либо). Если кто станет взыскивать с другого деньги, а тот начнет запираться, и если он (т.е. истец) выставит послухов (свидетелей) и те присягнут, то он может взять свои деньги; (а) так как (должник) не отдавал ему деньги в течение ряда лет, то заплатить за обиду заимодавцу 3 гривны.

48. Если какой-либо купец даст купцу денег на оптовую или мелкую торговлю, то поскольку деньги берутся купцом в отсутствие свидетелей, ему (т.е. истцу) не нужны свидетели (и для взыскания их), но (следует) ему самому присягнуть, если (ответчик) начнет запираться.

49. О товаре, данном на сохранение. Если кто кладет у кого-либо товар на сохранение, то при этом свидетели не нужны; если же (положивший на хранение) станет взыскивать больше (чем сам отдал), то пусть присягнет тот, у кого находился товар (на сохранении, заявляя, что) «ты у меня положил лишь столько (не более)», ибо (он) уже тем ему (т.е. истцу) оказал благодеяние, что сохранил его товар.

50. О проценте. Если кто дает деньги под проценты, мед с условием наддачи, зерно с условием надбавки, то ему (следует) выставить послухов (свидетелей) (и), как договорился, так пусть и получает.

51. О месячном проценте. А месячный процент взимать ему (т.е. кредитору) только в течение небольшого срока; если не будут выплачены деньги в установленный срок, то пусть дают проценты из расчета на два третий (т. е. 50%), а месячный процент аннулируется.

52. Если не будет послухов (свидетелей), а (иск) будет (в) 3 гривны, то достаточно ему (т.е. заимодавцу) для (взыскания) своих денег присягнуть; если (иск) будет касаться большей суммы, то (следует) ему так сказать: «сам виноват что не выставлял послухов (при отдаче денег взаймы)».

УСТАВ ВЛАДИМИРА ВСЕВОЛОДОВИЧА

53. (Князь) Владимир Всеволодович (Мономах), после смерти (князя) Святополка, созвал дружину свою в Берестове: Ратибора Киевского тысяцкого, Прокопья Белгородского тысяцкого, Станислава Переяславского тысяцкого, Нажира, Мирослава, Ивана Чюдиновича боярина (мужа) Олегова (князя черниговского Олега Святославича), и постановили – если кто берет деньги (под проценты из расчета) на два третий, (брать ему) до третьего платежа процентов; если ктолибо возьмет проценты дважды, то тогда он может взыскать и основную сумму долга; но если возьмет проценты трижды, то не должен требовать возвращения основной суммы долга. Если же ктолибо взимает (с должника) по 10 кун за год с гривны, то это не запрещается.

54. Если какой-либо купец потерпит кораблекрушение. Если какой-либо купец, отправившись с чужими деньгами, где-нибудь потерпит кораблекрушение или подвергнется нападению неприятеля, или (его) настигнет пожар, то не творить над ним насилия, не продавать (его и его имущество), но пусть, как начнет (выплачивать долг) погодно, так и выплатит, ибо это несчастье от бога, а он (т.е. купец) не виновен; если же он пропьется или проиграется, в (своем) безумии нанеся

ущерб чужому товару, то пусть будет, как угодно тем, чьим тот товар: ждут ли (пока он возьмет им ущерб) – на то их воля; продадут ли (его и его имущество) – на то (также) их воля.

55. О долге. Если кто должен будет многим, а крупный иногородний или чужеземный купец, приехав, не зная этого, отдаст ему (свой) товар, а (тот) не захочет отдать купцу деньги, к тому же первые заимодавцы станут препятствовать (этому), не давая денег, – тогда отвести его (т. е. должника) на торг, продать (его имущество и его самого), затем отдать вначале деньги (иноземного или иногороднего) купца, а местные (пусть) поделятся теми деньгами, которые останутся; если же будут (за должником) княжеские деньги, то деньги князя возвратить вначале, а остальное (поступит) в раздел; если кто взимал неоднократно проценты (с должника), то тот не должен ничего получать.

56. Если закуп убежит. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то он становится обельным (полным) холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

57. О закупе же. Если у господина пашенный закуп погубит хозяйского коня, то (он) не платит ему (т.е. господину); но если господин дал ему плуг и борону, взимая от него платежи в счет купы, то (закуп), погубив их, платит; если же господин отошлет его на свою работу, а без него (конь) погибнет, то за это ему (т.е. закупу) не платить.

58. О закупе же. Если (коня) выведут из хлева, то закупу за него не платить; но если же погубит (его) на поле, или в двор не введет и не запрет, где ему велит господин, или погубит во время своей собственной работы, то за это ему платить.

59. Если господин обидит закупа, причинив вред его купе или отарице, то все это ему вернуть и уплатить за обиду 60 кун.

60. Если же (господин) возьмет с него больше денег, то ему (следует) возвратить назад взятые (сверх положенного) деньги и заплатить за обиду князю 12 гривен штрафа.

61. Если господин продаст закупа в обельные (холопы), то наймит получает свободу от всех денежных обязательств, а господин за обиду платит 12 гривен штрафа.

62. Если господин бьет закупа за дело, то этого в вину не ставить; если же побьет бессмысленно, будучи пьяным, без вины (со стороны закупа), то тогда за (избиение) закупа устанавливается такой же платеж, как и за (избиение) свободного.

63. О холопе. Если обельный холоп уведет чьего-либо коня, то (господин) платит за него (т.е. коня) 2 гривны.

64. О закупе. Если закуп украдет что-либо, то господин (отвечает) за него; либо, после того как закупа поймают, заплатит (потерпевшему) за коня или иное (имущество), украденное закупом, и превращает его в своего обельного холопа; либо, если господин не захочет расплачиваться за закупа, то пусть продаст его, и отдав сначала потерпевшему за украденного коня или вола или за товар, остаток берет себе.

66. О свидетельстве. На свидетельство холопа не ссылаться; но если не будет свободного (человека в качестве свидетеля) то в крайнем случае можно положиться на свидетельство боярского тиуна, а на других (холопов) не ссылаться. А при небольшом иске по необходимости (можно) сослаться на закупа.

67. О бороде. А (если) кто вырвет (у кого) клок бороды и останется знак (от этого), к тому же будут найдутся свидетели, то (платить) 12 гривен штрафа; если свидетелей не будет, а (будет) только (одна) жалоба, то князю штрафа не платить.

68. О зубе. Если (кому-либо) выбьют зуб и можно (будет) увидеть у него во рту кровь, к тому же будут свидетели, то (платить) 12 гривен штрафа и за зуб гривну.

69. Если кто украдет бобра, то (платить) 12 гривен.

70. Если будет разрыта земля (возле ловушки) или (останутся) признаки ловли или сеть, то (следует) или искать в верви вора, или платить штраф.

71. Если кто уничтожит знак собствености на борти. Если (кто) уничтожит знак собственности на борти, то (платить) 12 гривен.

72. Если (кто) срубит знак бортной (межи) или распашет пашенную межу или тыном перегородит дворовую, то (платить) 12 гривен штрафа (князю).

73. Если (кто) подрубит дуб со знаменем или межевой, то (платить) 12 гривен штрафа.

74. А вот накладные пошлины. А вот накладные пошлины (с) 12 гривен (штрафа): отроку 2 гривны и 20 кун, а самому ехать с отроком на двух конях, (которых) кормить овсом; (им следует) дать также овцу или полтуши мяса, а иным кормом кормить досыта; писцу (дать) 10 кун, перекладного 5 кун, за пергамент две ногаты.

75. А вот о борти. Если (кто) подрубит борть, то (платить) 3 гривны штрафа, а за дерево полгривны.

76. Если (кто) выдерет пчел, то (платить) 3 гривны штрафа; а за мед, если пчелы не лажены (т.е. соты в улье не подрезаны, мед не взят и пчелы не приготовлены на зимовку), то (платить) 10 кун, если улей был уже приготовлен, то 5 кун.

77. Если вора не будет (сразу обнаружено), то искать (его) по следу; если не будет следа к селу или к торговому стану, а (люди, т.е. члены верви) не отведут следа от себя и не поедут по следу (разыскивать вора) или воспротивятся (разысканию вора у них), то они платят и убытки, причиненные воровством, и штраф; если же (при разыскании) след затеряется на большой дороге, (где) и села (по близости) не будет, или на пустыре, где не будет ни села ни людей, (то им) не следует платить ни убытки за воровство, ни штрафа.

78. О смерде. Если смерд подвергнет муке смерда без княжеского распоряжения, то заплатит 3 гривны штрафа (князю), и потерпевшему за муку гривну денег. Если истязает огнищанина, то (платить) 12 гривен штрафа и за истязание гривну.

79. Если (кто) украдет ладью, то (платить) 60 кун штрафа, а самую ладью вернуть (хозяину); за морскую ладью (платить) 3 гривны, за набойную – 2 гривны, за челн 20 кун, за струг – гривна.

80. О силках. Если кто подрежет в силках веревку, то (платить) 3 гривны штрафа, а господину за веревку гривну денег.

81. Если кто украдет в чьих-либо силках ястреба или сокола, то (платить) 3 гривны штрафа, а господину гривна. А за голубя (платить) 9 кун, за курицу 9 кун, за утку 30 кун. А за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун.

82. А за сено и дрова (платить) 9 кун, а господину взимать, сколько бы ни было возов украдено, за воз по 2 ногаты.

83. О гумне. Если сожгут гумно, то (выдать) его на поток (для продажи в рабство или изгнания), а его имущество для конфискации; взыскав сначала убытки (потерпевшему), а остальным при потоке распоряжается князь. Так же (поступать), если кто-либо подожжет двор.

84. Если кто преднамеренно зарежет коня или скотину, (платить) штрафа 12 гривен, а господину платить за ущерб.

85. Все эти тяжбы решаются показаниями послухов (свидетелей) из числа свободных; если послухом будет холоп, то на суде ему не выступать; но если захочет истец подвергнуть ответчика испытанию железом, то сказав так: «согласно показаниям этого (холопа), я беру тебя (для испытания железом), но беру тебя я, а не холоп», (он может) взять его (т. е. ответчика) для испытания железом; если удастся обвинить его, то он (т. е. истец) получает с него свое; не удастся обвинить его – платить ему за истязание гривну, ибо взял его (для испытания) согласно показаниям холопа.

86. А пошлин (князю) за испытание железом платать 40 кун, мечнику 5 кун, детскому пол гривны: вот таковы пошлины при испытании железом, кто за что получает.

87. Если (кто) возьмет (кого-либо) для испытания железом согласно показаниям свободных людей, или по подозрению, (лежащему) на нем, или (на основании того), что (его) видели ночью (около места преступления), то за истязание ему (не следует) платить, но кто его взял (для испытания), платить только пошлины за испытание железом.

88. О женщине. Если кто убьет женщину, то (его) судить по тому же закону, как и при убийстве мужчины; если же (обвиняемый) будет виновен, то (платит) половину виры – 20 гривен.

89. А за (убийство) холопа и рабы вира не взыскивается, но если холоп или раба убиты безвинно, то за них платится возмещение убытка (хозяина) и князю 12 гривен штрафа.

90. Если умрет смерд. Если умрет смерд, то его наследство (идет) князю; если у него в доме будут дочери, то им дать выдел; если они будут замужем, то выдела им не давать.

91. О наследстве бояр и дружинников. Если (кто-либо умрет) из бояр или дружины, то наследство князю не идет; если же (у умершего) не будет сыновей, то пусть возьмут (наследство) дочери.

92. Если кто, умирая, разделит свое имущество детям, то пусть так и будет; если же (он) умрет без завещания, то (имущество) всем детям, а на помин души самого (умершего) дать выдел.

93. Если жена после (смерти) мужа останется во вдовах, то ей дать выдел, она же является госпожей того, что ей завещал муж, но до (самого) наследства мужа ей дела нет.

94. Если останутся дети от первой жены, то они возьмут то (что причитается) их матери; если даже их умерший отец завещал (это имущество второй) жене, все равно они возьмут себе (причитающееся) их матери.

95. Если останется дома (незамужней) сестра (у сыновей умершего), то та в наследстве не участвует, но братья отдадут ее замуж сообразно с их достатком.

96. А вот (подати, взимающиеся) при закладке города. А вот подати строителю города: при закладке звена (крепостной стены) взять куну, а при окончании (работы) ногату; а на корм, питье, на мясо и на рыбу (взять) в неделю 7 кун, 7 хлебов, 7 уборов пшена и на 4 коней 7 лукон овса; (это все) пусть он взимает до тех пор, пока не будет срублен город; а одного только солоду дадут (ему) 10 лукон.

97. О мостниках. А вот подати строителю мостов: при построении моста взимать ему по ногате за (каждые) 10 локтей (моста); если починит старый мост, то взять ему за каждый пролет по куне, сколько бы пролетов ни починил; а строителю моста (следует) ездить с отроком на двух конях; (которым давать) 4 лукна овса в неделю, а кормить (его) досыта.

98. А вот (установление) о наследстве. Если останутся у (какого-либо) человека дети от рабы, то они в наследстве не принимают участия, но получают вместе с матерью свободу.

99. Если останутся в доме (после смерти отца) малолетние дети и не будут еще способны сами о себе позаботиться, а их мать выйдет (снова) замуж, то дать их вместе с движимым и недвижимым имуществом под опеку ближайшему родичу до тех пор, пока не подрастут; (при этом) товар передать (опекуну) в присутствии свидетелей; а что (в дальнейшем) он наживет, отдавая тот товар под проценты, или отпуская его в торговый оборот, то, возвратив им (т.е. опекаемым) самый товар, пусть он возьмет себе прибыль, ибо кормил и заботился о них; если же будет приплод от челяди или от скота, то это все взять (опекаемым); если же (он) что-либо утратил, то за все ему (следует) заплатить тем самым детям наличностью. Если даже отчим возьмет (под опеку) детей с (их) наследством, то условия договора (будут) те же.

100.Но отцовский двор всегда без раздела (передается) младшему сыну.

101.О жене, решившейся остаться вдовою. Если жена после (смерти) мужа решит остаться вдовою, а расточит имущество (своего покойного супруга) и выйдет (снова) замуж, то ей заплатить (за) все детям (покойного супруга).

102.Если дети не захотят жить с нею на (одном) дворе, а она всячески будет стремиться (там) остаться, то исполнить во всем ее волю, а детям воли не давать; и при этом ей сидеть во вдовстве с тем (имуществом), что дал ей муж, или получив, свой выдел, также сидеть (во вдовстве).

103.А до выдела матери детям дела нет; кому же (свой выдел) отдаст мать, тот (его) и возьмет; отдаст ли всем (своим детям), то все (его) разделят (между собой); умрет ли (мать) без завещательного распоряжения, то его взять тому, у кого она жила на дворе и кто ее кормил.

104.Если останутся дети от одной матери, но от двух (разных) отцов, то одни (берут) наследство своего отца, а другие – своего.

105.Если отчим расточит что-либо (из имущества) отца своих пасынков, то (после его смерти) их (сводному) брату (т. е. сыну отчима), согласно показаниям свидетелей (следует им все) возвратить, а что (досталось) ему (по наследству) от своего отца, тем он владеет.

106.А мать (пусть) даст свое (имущество тому) сыну, который (был) добр (по отношению к ней), будь он от первого мужа, или от второго; а если все ее сыновья будут неблагодарны, то может отдать (свое имущество той) дочери, которая её кормила.

107.А вот судебные пошлины. А вот судебные пошлины: от дела по обвинению в убийстве (платить) 9 кун, а метельнику 9 векш, с дела о бортном угодье 30 кун, а со всех иных дел (те), кому (судебные агенты) помогли (выиграть процесс, платят) по 4 куны, а метельнику (судебному исполнителю) 6 векш.

108.О наследстве. Если братья станут тягаться на княжеском суде о наследстве, то детскому, который делит их (имущество), взять гривну кун.

109.Пошлины, установленные за принесение (на суде) присяги. А вот пошлины, установленные за принесение (на суде) присяги: с дела по обвинению в убийстве 30 кун, а с дела о бортном угодье 30 кун без трех; также и с дела о пашенной земле. А с дел, касающихся свободы (человека от холопства), 9 кун.

110.О холопстве. Обельное (полное) холопство (бывает) трех видов: если кто купит (кого-либо, поступающего в холопы), хотя бы за полгривны, выставив свидетелей и дав (продавцу) в присутствии самого холопа (хотя бы) ногату. Второе холопство: (если) женится на рабе без ряду (договора) (с её владельцем), женится ли согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется. А вот третье холопство: если поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же согласно договору, то как будет договорено, так пусть и останется.

111.А человек, отрабатывающий данные ему (в ссуду) деньги, – не холоп; нельзя порабощать (его также) ни за хлеб, ни за что-либо, данное вместе с тем; но если он не отработает (своего) долга в течение срока, то обязан вернуть полученное (от хозяина); если отработает, то ничем (ему) не обязан.

112.Если холоп убежит и господин объявит (об этом на торгу), а кто-либо, зная по наслышке или доподлинно, что тот является холопом, накормит его или поможет ему скрыться, то он платит за холопа 5 гривен, а за рабу 6 гривен.

113.А если кто схватит чужого холопа и известит (об этом) его господина, то получить ему за поимку гривну; если не сохранит (его до передачи хозяину), то платит сам 4 гривны, а за пятую (засчитывается) гривна, (полагающаяся ему) за поимку; если же (будет) раба, то (платить) 5 гривен, а за шестую засчитывается гривна, (полагающаяся ему) за поимку.

114.Если кто сам разыщет своего холопа в каком-либо городе, а посадник о нем (т.е. холопе) не знал, то, сообщив посаднику, (следует) взять у него отрока, отправиться связать его (т.е. холопа) и дать ему (т.е. отроку) 10 кун вязебного, а платы за поимку нет; если (господин холопа) упустит его, преследуя, то сам виноват, а за это никто не платит, нет также и платы за поимку.

115.Если кто, повстречав чужого (беглого) холопа, по неведению поможет ему скрыться или укроет его у себя, а он (потом) уйдет от него,

то (следует) ему присягнуть, что не знал, что имел дело с холопом, а платежа за то (никакого) нет.

116.Если же холоп где-либо обманом достанет денег, а тот (т.е. давший ему эти деньги) дал (ему) по неведению, то господину выкупить (холопа) или расстаться с ним; если же дал (холопу), зная (о его холопстве), то ему расстаться со (своими) деньгами.

117.Если кто пошлет холопа торговать, а (он) задолжает, то господину его (следует) выкупать, а не расставаться с ним.

118.Если кто купит чужого (беглого) холопа по неведению, то первому господину (следует) взять холопа, а тому, (т.е. купившему холопа) взять (свои) деньги, присягнув, что купил по неведению; если же купил зная (о его холопстве), то деньги его пусть пропадут.

119.Если же в бегах (холоп) приобретет (какой-либо) товар, то господину (платить) за него долги, господину же и товар, а не расставаться с ним.

120.Если кто бежал, взяв при этом что-либо у соседа или (какой-нибудь) товар, то господин платит за него стоимость того, что он взял.

121.Если холоп обокрадет кого-либо, то господину выкупать его или выдать (вместе с тем), с кем (он) крал, а жену и детей (выдавать) не нужно; но если (они) крали и прятали (краденое вместе) с ним, то господин всех их выдает; если же с ним крали и прятали (краденое) свободные (люди), то они (платят) князю штраф.

вервь — славянская община

вира — денежный взнос в пользу князя за убийство свободного человека

гривна — денежная единица, 204 г серебра или золота

людин — свободный сельчанин или горожанин

дикая вира — вира, уплачиваемая всеми членами верви (дикая — от дивий — общий)

тиун — княжеский или боярский приказчик, управитель

тиун огнищный — управитель дома

сельский тиун — управитель всеми селами, сельскохозяйствен­ными угодьями

пахотный тиун — управитель пахотными работами

рядович — человек, отдавшийся в кабалу по договору

смердий холоп — раб, выполняющий работу общинника — смерда

роба — рабыня — служанка

бортная — приспособление для сбора меда диких пчел

закуп — смерд, находящийся в зависимости от господина за ссуду

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *