какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

Какие методы используются в психологии?

Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят: наблюдение, эксперимент, метод обобщения независимых характеристик, опросы и тесты.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может

включать сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно, или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается от обычного общения наличием плана,

цели, избирательности и проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц.

Тестирование -г метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и психокоррекционное (обычно предполагает применение методик поведенческой и когнитивистикой коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).

Источник

какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

Основные

случайный, неорганизованный характер.

Лабораторный – протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией.

Формирующий –моделирование некоторых сторон деятельности человека. Это обучающий. Воспитывающий эксперимент.

Вспомогательные методы

Анализ продуктов деятельности

Тестирование: прогнозирующие, диагностирующие, развивающие.

1. Экспериментальная психология: учебник для вузов / В.Н.

Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПБ.: Питер, 2003.

2. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2003.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод.

Пособие к курсу «Психология человека». – М. 1999.

4. Солсо Р.Л., МакЛин М.К. Экспериментальная психология. – СПб.:

5. Немов Р.С. Общая психология, том 1. – М. 1999

6. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии:

учебно-практическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М. 2003

Источник

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рис. 4.4.

какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

Рис. 4.4. Виды наблюдений как методов психологии

Особенности этих разновидностей наблюдения отражены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Особенности видов наблюдения

Вид наблюдения Характерные особенности
Житейское наблюдениеОграничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер
Научное наблюдениеЯвляется организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Научное наблюдение может быть объективным (когда психические явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным
Самонаблюдение (субъективное наблюдениеНаблюдение человеком за самим собой
Вид наблюденияХарактерные особенности
Объективное наблюдениеПредполагает наличие наблюдателя, исследующего психические явления другого человека или группы лиц
Включенное наблюдениеПредусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает
Невключенное наблюдениеНаблюдатель находится вне группы, выполняющей определенную деятельность
Открытое наблюдениеИспытуемый знает, что за ним наблюдают
Скрытое наблюдениеИспытуемый не знает, что за ним наблюдают
Одиночное наблюдениеНаблюдение проводится однократно
Периодическое наблюдениеНаблюдение проводится многократно, но в течение ограниченного периода времени (в срок от одного дня до одного года)
Лонгитюдное наблюдениеНаблюдение проводится многократно, в течение длительного периода времени (более года)

Особенность наблюдения как метода психологии показана на рис. 4.5.

какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

Особенность наблюдения как метода психологии

Рис. 4.5. Особенность наблюдения как метода психологии

Эксперимент

Существует несколько разновидностей экспериментов, которые представлены на рис. 4.6. Особенности данных разновидностей экспериментов отражены в табл. 4.4.

какое наблюдение ограничено регистрацией фактов носит случайный неорганизованный характер

Рис. 4.6. Виды экспериментов как методов психологии

Таблица 4.4. Особенности видов эксперимента

Вид эксперимента Характерные особенности
ЛабораторныйИспытуемый знает о цели исследования, и его действия определяются инструкцией
СинтетическийМоделирует деятельность в целом (например, на летном тренажере, на специальном стенде, на модели кабины и пр.)
АналитическийИзучает только один компонент деятельности
ЕстественныйИспытуемый не знает во всем объеме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты
КонстатирующийВ нем изучаются психологические качества или особенности испытуемого без цели изменить их
ФормирующийВ процессе его развиваются определенные качества испытуемых

Беседа

Основные требования к беседе как научному методу:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Метод наблюденя в психологии

1. Наблюдение как психологический метод.
2. Особенности и цели метода наблюдения.
3. Программа и формы записи наблюдений.
4. Виды организации психологического наблюдения.

Наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств с объектом изучения, поэтому оно стало исторически первым научным методом.
Термин «наблюдение», как считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях:
— наблюдение как деятельность;
— наблюдение как метод;
— наблюдение как методика.

Наблюдение как деятельность

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Например:
1. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану;
2. Врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья;
3. Следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна.

Таким образом, тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.
Наблюдение как метод

В античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и метода познания.
В книге «Всемирная энциклопедия: Философия» записано: «Метод (греч.methodos – путь к чему-либо, прослеживание, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. Метод в науке – это также заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения.» (2,с. 633).
Таким образом, метод включает:
— с одной стороны, систему регулятивных принципов практической и познавательной теоретической деятельности (то есть приемов изготовления изделий или способов исследования и изложения материала);
— с другой стороны, способ истолкования фактов (А.П. Куприян).

С точки зрения Е.А. Климова метод наблюдения в психологии представляет собой систему положений о сущности и специфике психологического наблюдения, о его возможностях и ограничениях, как метода научного исследования, об орудийном оснащении, о структуре и разновидностях деятельности психолога в роли наблюдателя.
Наблюдение является одним из методов сбора данных, таких как эксперимент, беседа, опрос или анализ продуктов, деятельности.

Основные отличия метода наблюдения от других

1. Типом отношения к объекту изучения (в эксперименте, беседе исследователь вызывает изучаемое им явление путем создания специальных условий).
2. Наличием прямого визуального и слухового и другого контакта с объектом изучения (таковой отсутствует при анализе продуктов деятельности и далеко не всегда имеет место в эксперименте).

Основные характеристики психологического метода наблюдения

— целенаправленность;
— опосредованность теоретическими представлениями;
— планомерность.

Основные характеристики наблюдения с методической точки зрения

— универсальность, то есть применением его к изучению широкого круга психических явлений;
— гибкость, то есть возможность по ходу наблюдения изменять при необходимости «поле охвата» изучаемого объема или проверяемую гипотезу;
— отсутствие или минимальные требования к аппаратурному обеспечению проведения наблюдения.
Все это характеризует наблюдение как основной метод психологии.

Наблюдение как методика

Наблюдения реализуется в виде конкретной методики в следующих случаях:
— когда оно применяется к конкретной задаче исследования;
— при необходимости учесть специфическую природу изучаемой реальности, ситуации, условий, в которых должно проводиться исследование;
— при наличии определенных предметных средств для осуществления наблюдения и фиксации его результатов.

Под методикой наблюдения обычно понимается (Е.А. Климов, Г. Фазнахт) социально фиксированная, изложенная понятно для других, предметно представленная система средств сбора и обработки эмпирических данных, которая адекватна определенному ограниченному кругу задач.
В зарубежной психологической литературе используется термин «техники наблюдения» как синоним приведенного здесь понимания методики.
Основные различия методик наблюдения

1. По способам организации деятельности наблюдения
2. Приемами расчленения (квантификации) наблюдаемого потока изучаемой реальности
3. Характером и величиной единиц наблюдения
4. Приемами фиксации наблюдаемого (запись от руки, кино-, фото-, видео-регистрация)
5. Способами анализа результатов (качественный, количественный, факторный).

Методика наблюдения включает:

1. Выбор ситуации и объекта наблюдения
а) объект наблюдения определяется:
— прежде всего, целью исследования;
— в известной мере теоретическими представлениями об изучаемой реальности;
2. Программу (схему) наблюдения, которая включает:
— переменный перечень признаков (аспектов) наблюдаемого поведения;
— единиц наблюдения с подробным их описанием;
— способ и форму фиксации результатов наблюдения
3. Описание требований к организации работы наблюдателя
4. Описание способа обработки и представления полученных данных

2. Особенности и цели метода наблюдения.

Виды объектов наблюдения:

— отдельный человек (или животное);
— группа людей в их совместной деятельности, общности.

Предмет наблюдения: как правило, это только внешние экстериоризированные компоненты деятельности:
а) моторные компоненты практических и гностических действий:
— движения, перемещения и неподвижные состояния людей;
— скорость и направление движения;
— дистанции между ними;
— соприкосновения, толчки, удары;
— совместные действия (группы людей);
б) речевые акты:
— их содержание;
— направленность;
— частота;
— продолжительность;
— интенсивность;
— экспрессивность;
— особенности лексического, грамматического и фонетического строя
в) мимика и пантомимика, экспрессия звуков;
г) внешние проявления некоторых вегетативных реакций:
— покраснение или побледнение кожи;
— изменение ритма дыхания;
— потоотделение и т.д.;
— сочетание перечисленных признаков.
д) ситуации, возникающие в естественной жизни и искусственно создаваемые в эксперименте, различающиеся по видам деятельности, взаимодействий людей друг с другом, спонтанные и организованные и т.д.

Первая группа особенностей наблюдения – специфические черты предмета наблюдения.

1. Многозначность связей внешнего проявления с субъективной психической реальностью, стоящей за ней
2. Многоуровневая иерархическая структура психических явлений.

2-й фактор.
Из указанных моментов один и тот же наблюдаемый двигательный акт может свидетельствовать о разных уровнях психической регуляции эффектора.
Например, затяжная фиксация взгляда на каком-либо объекте может быть проявлением перцептивного внимания при осознанных попытках человека опознать этот объект, то есть следствием высокоуровневой регуляции глазодвигательного центра.
Но та же неподвижность взора может проявиться в результате отсутствия активации глазодвигательных центров в силу «загруженности» сознания какой-либо другой задачей.

Исходя из этого, был сформулирован ряд правил для применения наблюдения

Вторая особенность:
состоит в том, что присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение, поскольку для человека и животного не безразличен тот факт, что за ним наблюдают (вспомнить соц. орг. психологию, эксперимент).
Для минимизации этого влияния надо сделать так, чтобы наблюдатель мог видеть, сам оставаясь невидимым.

Третья особенность (группа) психических явлений:
— их уникальный характер;
— неповторяемость;
— очень малая (доли секунды) или очень большая длительность.

Вторая группа специфических характеристик связана с особенностями человека-наблюдателя.

1. Цель – экстенсивное наблюдение с целью получения наиболее полного описания всех присущих данной области явлений и охвата ее целиком:
— наблюдать все, чем проявится объект, без отбора каких-либо определенных его проявлений.
вообще наблюдать (по М.Я. Басову)
выжидательное наблюдение (по Мойману)

3. Программа и формы записи наблюдений.

Программа (схема) наблюдения включает
— перечень единиц наблюдения;
— язык и форму описания наблюдаемого.

2. Запись наблюдений.
Выбор языка описания диктуется целью наблюдения и принятой исследователем теоретической традицией. Поскольку цели направленного на проверку гипотез и поискового исследований различны, способы фиксации данных наблюдения часто оказываются тоже разными.

Общие требования к записи наблюдений

ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ПОИСКОВОМ ИССЛЕДОВАНИИ

Особенность: предварительные знания изучаемой действительности минимальны.
Задача наблюдателя состоит в фиксации проявлений активности объекта наблюдения во всем их разнообразии.

Пример хорошей записи в дневнике наблюдения поведения девочки в детском доме

Пример плохой записи обобщенно-оценочного типа

Формы записи в поисковых исследованиях
— в виде сплошного протокола;
-в виде дневника.

— указывается в записи дата, время, место и ситуация наблюдения;
— социальное и предметное окружение;
— если нужно, контекст предшествующих событий (например, наблюдение за поведением человека вечером, после напряженного трудового дня, дома на общей кухне коммунальной квартиры, во время конфликта с соседом).

Порядок ведения сплошного протокола

Порядок ведения дневниковой формы записи наблюдений

ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ, НАПРАВЛЕННОМ НА ПРОВЕРКУ ИСХОДНЫХ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЛОЖЕНИЙ

Существенное отличия фиксации наблюдений от предыдущего способа записи:

— во-первых, цель исследования состоит в изучении только определенного типа активности, то есть не столь широка, как в поисковых исследованиях;
— во-вторых, наблюдатель имеет предварительные теоретические знания о предмете исследования, выраженные в виде гипотезы, подлежащей проверке.

Требования к категориям:

1. Они должны определяться операционально;
2. Не должны пересекаться с другими категориями;
3. Иметь ту же степень общности, что и другие;
4. Выражать определенный аспект решения задачи исследования.

СПОСОБЫ ЗАПИСИ КАТЕГОРИЗИРОВАННЫХ НАБЛЮДЕНИЙ

Наиболее распространенными способами категоризированных наблюдений являются два:
— запись в символах;
— стандартный протокол.

Записи в графе 2 сверху вниз означают:
на работающем станке № 1 ткачиха осматривает полотно, на станке 2 произошел обрыв нити и за кончены работы, на станке 3 она осматривает полотно, ткачиха сама остановила станок № 3. Осуществление такой протокольной записи оказывается компактнее во времени, чем ведение текстового протокола примерно в 10 раз.
С другим видом символической записи (в виде пиктограмм) элементарных рабочих движений студенты познакомятся на примере протокола выборочного наблюдения при отработке учебного задания №1.
Следует подчеркнуть, что поскольку вся символика разрабатывается до наблюдения, само собой разумеется, что такой способ записи применим для фиксации только циклически повторяющегося поведения с относительно небольшим (не более 50) разнообразием поведенческих актов. Поэтому чаще всего запись в символах применяется при наблюдении трудовых процессов.

СТАНДАРТНЫЙ ПРОТОКОЛ ПРИМЕНЯЕТСЯ также при выборочном наблюдении в тех случаях, когда число категорий сильно ограничено (10-15), и исследователь может удовлетвориться фиксацией одной только частоты их появления. Существенное ограничение числа категорий может быть достигнуто за счет вычленения единственного и достаточно узкого аспекта поведения при игнорировании всех остальных. Например, в методе Н. Фландерса для анализа взаимодействия учителя и ученика в классе используется 10 категорий, список которых приводится ниже.

№ категории Описание категории
Учитель 1

2
3 Принимает отношение или тон и выражение эмоций ученика и разъясняет свое отношение в неугрожающей манере.
Одобряет действия или поведение ученика.
Развивает идеи, предложенные учеником
4

5
6
7 Задает вопросы, основанные на своих идеях с интенцией получить ответ ученика.
Объяснение, развитие собственных идей.
Команды, указания, которые должен выполнить ученик.
Критические замечания в адрес ученика директивного характера, в повышенном тоне, аппеляция к авторитету учителя.
Ученик 8 Ответ на обращение учителя. Свобода высказывания собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.
9 Выражение собственных идей, вопросов, предложений, свободное развитие собственных мыслей.
10 Молчание или замешательство взаимодействующих. Паузы, короткие периоды молчания, характер коммуникации во время которых непонятен наблюдателю.

Стандартный протокол имеет вид таблицы. В методике Фландерса он выглядит
следующим образом.

Наблюдение №
Класс Предмет Учитель
Дата Время Число учеников
№ категории Количество событий, кодированное наблюдателем %
I

Предлагаемая форма записи кодированных событий удобна для последующей математической обработал данных.

4. Виды организации психологического наблюдения.

В психологических исследованиях применяется широкое разнообразие форм наблюдения; единой и исчерпывающей классификации их не существует, поэтому ограничимся называнием наиболее важных видов наблюдения.

Особенности метода наблюдения в психологической практике.

Наблюдение представляет собой метод преднамеренного, систематического и целенаправленного восприятия психических и социальных явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания скрытого смысла этих явлений. Оно предполагает прямую регистрацию всех факторов, относящихся к изучаемому объекту.

Это изучение объекта в ситуации деятельности.
Научное наблюдение, поскольку оно связано с прямым, непосредственным восприятием событий, а иногда и участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
Как и каждому методу исследования, наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении. Его особенностью является непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения. Другие особенности с описанием их преимуществ и недостатков приведены в нижеследующей таблице.

Данные об объекте наблюдения «сторонние» получены со стороны наблюдателем. Целостное восприятие наблюдаемой ситуации

Зависимость данных от состояния и установок наблюдателя.

Влияние наблюдателя на объект наблюдения.

Влияние объекта наблюдения на наблюдателя, на восприятие им признаков в их оценку.

Непосредственное восприятие поведения военнослужащих в реальном времени. Оперативность в получении информации.

Объективность данных. Конкретность данных. Единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации. Расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений.

Возможность выработки обоснованного подхода к восприятию фактов, использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций. Гибкость исследовательских установок.

Возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации. Объект «настраивается на выявление проблем, их анализ, раз решение, на демонстрацию возможностей.

Возможность точнее понять смысл действий, поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями военнослужащих

Локальность наблюдаемых явлений, ограниченный, частный характер наблюдаемой ситуации. Невозможность повторения событий ситуации.

Ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения. Трудность дифференциации и. выделения признаков наблюдаемой ситуации

Субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за влияния эмоционального со стояния, низкой квалификации, неверных методологических установок наблюдателя.

Искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения.

Искажение в восприятии из-за существования стереотипов в сознании военнослужащих. Пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.

Выделяется несколько разновидностей метода наблюдения в зависимости от:

Виды наблюдения
Таблица № 2

Основания различий видов наблюдения

Уровень стандартизации процедур.

Требование к обстановке наблюдения.

Регламентированность времени наблюдения.
«Наблюдатель» не вступает в общение с наблюдаемыми военнослужащими (невключенное наблюдение).
«Участник-наблюдатель» включается в действия военнослужащих полностью, открыто (включенное открытое наблюдение).
«Естественный участник-наблюдатель» включается в действия военнослужащих инкогнито (включенное скрытое наблюдение).
«Самонаблюдатель» регистрирует факты своих действий, состояний (самонаблюдение или интроспекция).

Рассмотренная классификация наблюдения, как и любая типология, условна и отражает лишь наиболее значимые особенности наблюдения. Поэтому всякий раз, учитывая цель и характер планируемого исследования и решая вопрос о применении метода наблюдения, необходимо соотносить позитивные и негативные свойства его различных видов.
На первый взгляд метод наблюдения не представляет собой большой сложности. Однако это впечатление ошибочно. На самом деле он один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения, которая в формализованном виде может включать в себя следующие пункты.

Основные пункты программы наблюдения

— цели и задачи наблюдения;
— объект наблюдения;
— предмет наблюдения: признаки и свойства наблюдаемого объекта;
— наблюдаемые ситуации;
— категории наблюдения;
— единицы наблюдения;
— инструментарий наблюдения.
Он также включает в себя подготовку наблюдателей, распределение усилий между ними.

Рассмотрим использование метода наблюдения на конкретном примере.

Допустим, что перед военным исследователем встала задача вы явить военнослужащих, склонных к правонарушениям, пьянству, стяжательству, из числа солдат молодого пополнения части. Последние и будут применительно к данной задаче первоначальным объектом наблюдения. Впоследствии он может быть конкретизирован.
Первоначально военный психолог (социолог) организует через офицеров соответствующих подразделений сбор имеющейся информации об объекте наблюдения (это может быть информация от сопровождавших пополнение с призывного пункта к месту службы, сведения, полученные из документов на призывной состав, и другие данные, характеризующие их особенности). Они осуществляют это также методами беседы, анализа документов и других, акцентируя внимание на фактах, отражающих особенности социальной среды, в которой воспитывался тот или иной призывник (неблагополучная или неполная семья, принадлежность к группе с отрицательными ценностными ориентациями) поведения до призыва в армию (приводы в милицию или привлечение к уголовной ответственности, негативные характеристики по учебе и работе и другие), физиологические и психологические особенности (уpoвень развития, ярко выраженные черты характера и т.п.).
Затем военный психолог (социолог) анализирует полученную от офицеров подразделений информацию и намечает круг потенциально неблагополучных лиц, требующих к себе повышенного внимания.

Параллельно с этим военный исследователь определяет признаки, по которым можно судить о том, что наблюдаемый военнослужащий предрасположен к отклоняющемуся поведению. Принято считать, что к лицам с отклоняющимся поведением относятся военнослужащие, по ступки которых противоречат принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Таковыми могут быть: факты халатного отношения к выполнению своих служебных обязанностей, игнорирования замечаний со стороны младших командиров, пререкания, упрямства, словесного и физического оскорбления сослуживцев, попытки их подчинения себе, перекладывания на других своих обязанностей по службе и т.п. Лучше всего признаки излагать в формализованном виде, как применительно к рассматриваемому случаю это показано в Таблице 3.

По этим признакам наблюдатели в подразделениях, применяя, как правило, случайное наблюдение, продолжают собирать исходную информацию, позволяющую военному психологу уточнить состав наблюдаемых военнослужащих и составить уже подробную программу наблюдения.
Таблица 3
Признаки отклоняющегося поведения

Ориентации отклонений Степень отклонений
корыстная агрессивная социально-пассивная слабовыраженная устойчивая
Хищения, кражи, перекладывание на сослуживцев своих служебных обязанностей. Оскорбления, посягательства на личное достоинство военнослужащих, их здоровье, демонстрация силы, враждебности. Систематическое уклонение от выполнения служебных обязанностей, отчужденность, крайняя замкнутость. Признаки отклонений проявляются периодически или выражены в недостаточной степени. Признаки отклонений ярко выражены, проявляются регулярно.

В исходной информации, кроме уточненных целей и задач, объекта и предмета наблюдения, классификации признаков, исследователь уже предусматривает выделение наблюдаемых ситуаций с распределением усилий наблюдателей, единиц и категорий наблюдения, проектирование инструментария (карточек, протоколов, дневников наблюдения).
Здесь следует отметить, что при планировании ситуаций наблюдения военному психологу (социологу) важно иметь в виду, что в каждой из них отражается целый комплекс различных характерных черт, личностных качеств и показателей.
Наиболее типичными ситуациями являются:
• учебные занятия. В них наглядно проявляется уровень общей подготовки, знаний, умений и навыков, степень старания и усердия вои нов, сплоченность коллектива, его направленность на овладение воинским мастерством;
• перерывы между занятиями и часы отдыха. Здесь для наблюдателя может представлять интерес тематика разговоров, лидеры мнений, их влияние на окружающих, точки зрения военнослужащих. Именно здесь можно многое понять в позициях людей, в их настрое;
• выполнение хозяйственных работ. В этой ситуации исследователя может интересовать отношение к труду, фактические лидеры, взаимоотношения между военнослужащими в процессе трудовой деятельности. Важно иметь в виду, что в условиях, характеризующихся большим объемом работ, неопределенностью обстановки, опасностью для здоровья и особенно в критических ситуациях (при пожаре, наводнении, землетрясении), наглядно проявляются целеустремленность и выдержка воинов, их дисциплинированность и товарищеская взаимовыручка, сплоченность воинского коллектива;
• развод и смена караула, несение службы во внутреннем наряде. Здесь можно выявить степень подготовленности воинов, уровень их знаний и умений, убеждения, настрой на выполнение служебных обязанностей;
• вечерняя поверка, во время которой целесообразно обращать внимание на дисциплину строя, реакцию военнослужащих на служебные нагрузки и их распределение с последующей проверкой его справедливости.
Особый интерес представляют конфликтные ситуации, во время которых наиболее отчетливо проявляются взаимоотношения между военнослужащими и манера их поведения. Здесь важно зафиксировать зачинщиков и причины конфликта, его динамику, развязку и роли участников. При этом необходимо помнить, что предпосылками к их по явлению обычно являются: отсутствие навыков общения, грубость, не совпадение взглядов, ложные направления завоевания авторитета, стремление главенствовать, демонстрация эгоизма, нечестность, паразитиро-вание, применение грубой силы, назойливость, бесхарактерность, вздорность, эмоциональная несдержанность военнослужащих. Надо ли подчеркивать, что практически все это применительно к личности может выступать и признаками отклоняющегося поведения.

Описание выделяемых ситуаций в программе наблюдения также целесообразно осуществлять в систематизированном и наглядном виде. Исходя из целей и задач описываемого примера, данный пункт программы может выглядеть в виде следующей таблицы.

Наблюдаемые ситуации по изучению молодых солдат с отклоняющимся поведением

Ситуация
наблюдения Вид
наблюдения
Категория
наблюдения
Единицы
наблюдения

Перерывы во время занятий
Скрытое включенное
Тематика разговоров: пьянство; секс; агрессия; корысть и другая. Заинтересованность.
Продолжительность разговоров по каждой теме (можно в % к периоду наблюдения); яркие эмоциональные проявления (какие, количество раз).
Подготовленный из рядового или сержантского со става.

Личное время военнослужащих
Скрытое невключенное
Группы общения военнослужащих; инициаторы общения.
Состав групп (постоянный, переменный); кто инициатор общения (сколько раз за период наблюдения).
Военный психолог, социолог, подготовленный офицер, прапорщик.

Конфликт
Открытое невключенное
Конфликтующие стороны; зачинщики конфликта; распределение других ролей.
Продолжительность конфликта (время); интенсивность (количество каких-либо действий в единицу времени); динамика (продолжительность отдельных этапов в развитии конфликта); средства достижения своих целей, используемые сторонами (наименование и частота использования).
Военный психолог, командир.

В качестве пояснения к таблице необходимо заметить, что регистрируемые в ходе наблюдения эмпирические признаки предмета наблюдения являются категориями наблюдения. Категории наблюдения могут быть:
— описательными;
— оценочными.
Описательные категории наблюдения фиксируют конкретные фактические проявления количествен но-качественных показателей объекта, например, количество проступков, совершенных военнослужащим за определенный период.
Оценочные категории наблюдения фиксируют оценку наблюдателем состояния проявляемых свойств. Так, реакция сослуживцев на высказывание воина (положительная, отрицательная или нейтральная) может служить косвенным показателем его авторитета.
Данные категории конкретно проявляются в единицах наблюдения.
Единицами наблюдения принято считать доступные наблюдению простые или сложные действия объекта наблюдения, например: каждый факт пререкания, грубых действий, уклонений от выполнения хозяйственных работ и т.д.

Примерный перечень вопросов, фиксируемых в регистрационных документах:
• Наблюдаемые. Кто они, сколько их? Род занятий, характер взаимоотношений? Структура коллектива?
• Обстановка. Где? В каких условиях проходят действия наблюдаемых? Чем может отличаться их поведение в ситуациях? Чем могут заниматься? Какие действия можно ожидать в этой обстановке? Какие действия будут неожиданными?
• Цели действий наблюдаемых. В чем состоят основные функции участников действий? Какие цели преследуют (официальные, неофициальные)? Какие цели участников совпадают с задачами коллектива, с целями других участников, какие не совпадают?
• Поведение. Что и как конкретно делают? Каково содержание выполняемых действий? Каковы стимулы и мотивы, вызывающие участие в действии, ту или иную форму поведения? Как внешне выражается эмоциональное отношение к действию? Каковы: напряженность, постоянство, продолжительность отдельных форм поведения? Каков эффект отдельных форм поведения? Что следует за ним и как он воспринимается самим наблюдаемым и другими участниками действия? Как меняется действие после достижения определенного результата?
• Частота и продолжительность наблюдаемых ситуаций. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальная или повторяемая? Часто возникает? В каких показателях может быть зафиксирована? Что вызывает ее и что сдерживает ее возникновение? Насколько типична?
• Данные о процедурах наблюдения и оценка их эффективности. Краткие сведения о наблюдателе, в том числе сколько раз проводил наблюдение ранее?
• Время заполнения методических документов наблюдения, регистрация данных (до, после наблюдения, когда именно).
• Выполнение требований программы. Отклонения условий наблюдаемой ситуации от заданных в программе. Какие требования не удалось выполнить?
• Оценка инструментария. Случаи трудностей фиксации признаков, их отнесения к выделенным категориям наблюдения.
• Оценка включенности наблюдаемой ситуации. Насколько замечен участниками факт наблюдения и какова реакция на факт наблюдения? Какова степень общения с наблюдаемыми военнослужащими? Какого рода контакты возникали с ними в ходе наблюдения?
• Оценка эффективности. Необходимость повторного наблюдения или проверки данных другими методами. Использование приемов, повышающих эффективность наблюдения. Рекомендации по дальнейшему применению метода наблюдения для решения данной исследовательской задачи.

При записи результатов наблюдения наряду с вышеописанным инструментарием может использоваться также кино- и видеоаппаратура. Запись производится чаще всего в ходе наблюдения. В отдельных случаях, когда по условиям обстановки это невозможно, запись производится по свежим впечатлениям сразу же после наблюдаемых событий.
В заключение следует отметить, что непосредственно наблюдать можно лишь внешние проявления человека в процессе деятельности. При этом ряд существенных психологических компонентов, определяющих поведение, не имеет внешних проявлений и, следовательно, не может быть выделен методом наблюдения. Нельзя, например, с его помощью выявить ход мыслительной деятельности, скрытые эмоциональные состояния. В связи с этим даже в тех исследованиях, где метод наблюдения является ведущим, применяют ряд форм метода опроса, другие дополнительные методы.
Литература:
1. Кочнев В.А. Лекции НИЕВ.
2. Большой психологический словарь. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК,2006.
3. Всемирная энциклопедия: Философия. М.: АСТ.МН.: Харвест, Современный литератор, 2001.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *