какое наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей интересов ребенка
Наблюдение как один из основных методов детской психологии
Метод (от греческого «путь к чему-либо») – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет максимально возможное устранение всех влияющих извне социальных воздействий на предмет изучения. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определяется влияниями социальной среды, он будет специально организовывать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные методы.
Нужно различать методы и методики исследования. В отличие от метода, методика – это частный, тактический способ получения фактов, который зависит от конкретных условий работы ученого, особенностей его объекта (например, от возраста детей), изобретательности самого исследователя и пр. Исследовательских методик в детской психологии великое множество. Методов всего два – наблюдение и эксперимент. Правда, каждый из них имеет несколько вариантов.
Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача состояла в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась соответственно в наблюдении за процессами развития. Эти наблюдения обычно имели вид дневниковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. В 1881 г. именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45—46-й день жизни, привязанности ко взрослому в конце 5-го месяца жизни и много других важных фактов.
Как уже отмечалось, первой книгой по детской психологии стал труд немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера ребенок впервые был подвергнут систематическому наблюдению с момента рождения до конца 3-го года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы. Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психолог В. Штерн (1871–1938) использовал дневниковые записи, которые он вел вместе со своей женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896–1980), выделяя этапы умственного развития ребенка, часто ссылался на наблюдения за собственными внуками. Известный советский детский психолог Д. Б. Эльконин (1904–1984) использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.
Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н. М. Щелованов организовал в 1920 г. клинику нормального развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты. За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало классических работ по детской психологии. В них впервые были выявлены и описаны комплекс оживления у младенцев, интересные особенности развития ходьбы, предметных манипуляций детей и пр.
Метод наблюдения может дать очень важные результаты. Но все зависит от того, что и как наблюдать. В связи с этим выделяют несколько вариантов наблюдения.
Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным. Сплошные наблюдения охватывают одновременно многие стороны поведения ребенка. Его задача – описать общую картину поведения. Конечно, фиксировать все движения и слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности то новое, что можно увидеть в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).
В отличие от этого, выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, определяемую заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, его действия с игрушками, особенности слов ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо специальных естественных ситуациях или в определенные отрезки времени (во время игры, общения со взрослыми и пр.).
Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть невидимой для ребенка или не должна привлекать к себе его внимания. Для этого используют специальный прибор – зеркало, обладающее односторонней проницаемостью (или гизелово зеркало, в честь его изобретателя Гизела). Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обычное зеркало, а во второй проделано окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблюдения используют телевизионные установки и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и незаметный для ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал непринужденности и естественности поведения ребенка.
Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.) Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, инициативные и ответные действия, эмоции, высказывания и пр.), потом описывает свои наблюдения. Задача эта довольно сложная. Здесь нужно не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малыша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитатели, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.
В-третьих, наблюдение может быть одноразовым (срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдиональным). Одноразовое наблюдение проводится один раз, единовременно. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, детей разного возраста, детей – представителей разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.
Пролонгированное (лонгитюдиональное, или лонгитюдное) наблюдение продолжается долгое время (несколько лет) и осуществляется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упомянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.
Однако во всех случаях исследователь может прослеживать только внешние, наблюдаемые стороны поведения ребенка: его высказывания, выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Но психолога интересуют не сами по себе внешние проявления, а внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними, недоступные непосредственному наблюдению. Чтобы понять эти процессы и уметь интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, он должен оперировать понятиями, уметь пользоваться языком, с помощью которого будет описывать поведение ребенка. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследователя цель наблюдения и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет – его впечатления будут расплывчатыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным, и получить какой-либо фактический материал окажется невозможным.
Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он позволяет развернуть перед нами конкретную жизнь ребенка, дает много живых, интересных фактов, но позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и получения предварительных фактов. Но этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых – его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической образованности исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получения новых фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что, наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему не известно, проходит мимо его внимания.
Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста
Екатерина Пашкова
Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребёнка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева).
Объектами познания для детей раннего возраста являются окружающие предметы и действия с ними, природа и природные явления. Малыши активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям за реальными явлениями. Избирательная направленность предметов, явлений, событий окружающего мира способствует развитию познавательного интереса. Если ребёнок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребёнка, предоставление свободы исследования (предметно- манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
Какова методика организации наблюдений с детьми раннего возраста? Обучение детей третьего года жизни носит наглядно- действенный характер. Начинать нужно с рассматривания комнатных растений в уголке природы. Комнатные растения- живые объекты, простые в содержании и доступные наблюдению в течение всего года. Наблюдая вместе с детьми за объектом, педагог называет предмет, его признаки и действия с ним, вопросами направляя внимание детей на те или иные стороны объектов, объясняя связи между явлениями. Так, воспитатель обращает внимание детей на красиво цветущие растения, учит находить и показывать их, привлекая к уходу за ними. Человек, привыкший с детства заботиться о растениях или других живых существах, переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему миру. С детьми раннего возраста воспитатель сосредотачивается преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании, больше говорит сам, чем дети, создавая словесно- действенный образ общения с природой.
Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми обсуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми.
Важно поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков. Это помогает формировать более полные и осознанные представления, обогащать словарь, способствует развитию связной речи.
По ходу наблюдения воспитатель даёт краткие пояснения, используя строчки стихотворений, пословицы, народные приметы. В самом процессе наблюдения воспитатель задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитателя, что видят детки, в тот или иной момент. Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Однако основное содержание наблюдения должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.
Расширение познавательной деятельности ребёнка и обобщение его опыта проявляется в детских вопросах: «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?». На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми, дети строят собственные представления об окружающем.
Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.
К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов.
Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения.
В зависимости от цели, содержание и задачи используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные наблюдения в детском саду. В группах раннего возраста педагоги организуют эпизодические наблюдения.
Подготовка наблюденияв детском саду включает в себя:
— определение места наблюдения из имеющихся у детей знаний, навыков и умений, соответствующих программе;
— выбор объекта наблюдения. Здесь важно предоставленный материал; учесть не только интерес и увлечения детей, но и их способность воспринять, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту;
— подготовка объекта к наблюдению;
Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.
Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей.
Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдения в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.
Вывод: Ребёнок младшего дошкольного возраста познаёт мир по- своему, на эмоционально- нравственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневым, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребёнка третьего года жизни не следует понимать упрощённо: он не только накапливает впечатления, расширяя чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире- у него начинает формироваться система знаний.
Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему Г. А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки,.
Сказка как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи. Существенную роль.
Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.
Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.
Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.
Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.
Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Добрый день, уважаемые коллеги! Предоставляю.
Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.
Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников Детей дошкольного возраста можно назвать «почемучками», поскольку их свойства характера отличает повышенная любознательность, заинтересованность.
Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.
Наблюдение — средство развития познавательной активности детей
Татьяна Плотникова
Наблюдение — средство развития познавательной активности детей
Согласно пункта 1.2 ФГОС ДО содержание дошкольного образования реализуется в формах, специфических для детей, прежде всего в форме «игры, познавательной и исследовательской деятельности».
Познавательная деятельность детей3-5 лет осуществляется в различных формах работы с детьми: экспериментирование, коллекционирование, путешествие во времени, наблюдение, рассматривание, экскурсии по территории детского сада, решение проблемных ситуаций, исследование, игры (сюжетные, с правилами).
— раскрыть значение наблюдения в ознакомлении детей с природным миром.Гипотеза: у детей дошкольного возраста можно добиться правильного восприятия природы если при планировании работы учитывать индивидуальные особенности воспитанников, уровень их развития и практический опыт; При каждом наблюдении давать детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления; Стимулировать детскую любознательность, учить детей видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы; Использовать разные виды наблюдений по ознакомлению дошкольников с природой.
Во время прогулок с детьми я обратила внимание на то, что детей интересуют деревья, листья, кусты.Приносили мне листочки и интересовались: почему листья разные, почему они разного цвета и формы, и почему падают на землю, почему у деревьев стволы разного вида, цвета.
Во время наблюдений, дети с трудом запоминали названия деревьев, многие путали их,поэтому я решила разработать экологический проект по знакомству с деревьями: «Наши деревья в разное время года». Дети должны знать свою родную природу, любить ее и заботиться о ней.
Объектами наблюдений могут быть:
Наблюдение развивает в детях пытливость, любознательность. Мы поддерживаем интерес детей к приметам времени года, задаем вопросы, которые направляют внимание ребенка и побуждают его к дальнейшим наблюдениям. Полученные наблюдения закрепляем последующими зарисовками, рассказами о увиденном. Использование стихотворений, рассказов, сказок на определенную тему при наблюдениях и рассматривания помогает усилить впечатления детей от прогулки. Стихи о природе, загадки, народные приметы и пословицы — все эти нехитрые словесные приемы позволяют сделать прогулку более эмоциональной, направить наблюдение детей в нужное русло. На летней, весенней, зимней, осенней прогулке мы периодически обращаем внимание детей на цветовую гамму окружающих деревьев на площадке детского сада.
В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки. Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут,например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель. Продумываем и используем специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задаем вопросы, предлагаем обследовать, сравнивать объекты между собой, устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы.
Включение разнообразных органов чувств в процесс наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых представлений. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного внимания, воспитатель должен регулировать его по времени, объему и содержанию. Проводя наблюдение, воспитатель строит свою деятельность, учитывая три основных этапа.
Детейпривлекаем к сбору семян: с клумбы, осенних листьев для гербария и украшения групповой комнаты, пересаживанию цветы с клумбы в горшки для уголка природы, поддержанию порядка на прогулочном участке. Для успешного решения задач по развитию самостоятельности и аккуратности, привитию трудолюбия очень важно правильно подобрать детский инвентарь — грабли, лопатки, совки, ведерки. Большое значение при организации работы с детьми на прогулке имеет эмоциональное отношение к делу, которое мы задаем еще до начала работы. Не всегда сама работа будет интересовать детей, иногда их привлекает цель, поставленная нами, а во время выполнения работы захватывают общность интересов, слаженность, моменты соревнования.
Не менее важно создать правильную мотивацию, объяснить, почему необходимо сделать эту работу именно сегодня и именно таким способом. Детей следует подводить к пониманию того, что нужно делать не только интересную работу, но и необходимую. А чтоб разнообразить и скрасить монотонную деятельность предлагаем детям отгадать загадки.
На первом этапе необходимо, чтобы воспитанники получили общее представление об объекте. Детям дается время для его подробного осмотра. Воспитанники должны удовлетворить свое любопытство, узнать, что это такое, выразить к нему свое отношение.
На третьем этапе подводится итог наблюдения, обобщаются полученные представления.
Каждое последующее наблюдение должно быть связано с предыдущим. Таким образом, формируются представления, воспитывается заботливое отношение к объектам природы. Наблюдение позволяет показать детям природу в естественных условиях во всем ее многообразии и в разное время года. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитании.
Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей, обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.
Часто в процессе наблюдения бывает необходимо установить целое явление по отдельным его признакам. Например, определить по цвету, зрелый или незрелый плод; узнать по упавшему семени, какому дереву оно принадлежит и т. д.
Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (в 3—6 человек, так и со всей группой воспитанников. Это зависит от цели и содержания наблюдения, а также от задач, стоящих перед воспитателем. С младшими детьми планируем кратковременные, но часто повторяемые наблюдения с небольшими подгруппами, т. к. дети этого возраста быстро утомляются, внимание их неустойчиво.
В средней группе предусматриваем знакомство детей с некоторыми качественными изменениями в природе, используя иногда несложные игры – поручения,типа: «Найди такой же», «Кто заметил?» и др. На экскурсии наблюдение организуем со всеми детьми, с маленькими подгруппами и с отдельными воспитанниками. В уголке природы проводим наблюдение с отдельными детьми или с небольшими подгруппами. В зависимости от количества детей, участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных нами целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим) итоговым.
Подготовка к наблюдению. Прежде всего определяем место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитанию детей, задачи (содержание умений и навыков в соответствии с программой, которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбираем объект для наблюдения, который должен быть для детей интересным и в то же время доступным для восприятия. Подготавливаем все необходимые в ходе наблюдения предметы: лейки, грабли, лопатки, увеличительное стекло.
Наблюдение с использованием раздаточного материала. Начиная со средней группы во время наблюдения, часто используем раздаточный материал.Каждый ребенок или два-три воспитанника получают для рассматривания набор объектов: овощи, фрукты, ветки деревьев и кустарников, листья, цветы и т. д. Такая организация занятия довольно эффективна. Она способствует формированию у детей более полных, конкретных представлений о природе, развитию дифференцированного восприятия. Особое место в наблюдении с использованием раздаточного материала отводится обследованию объектов природы, сравнению их между собой, определению признаков различия и сходства. Такое наблюдение предполагает сочетание индивидуальной работы с детьми. Проводя такие мероприятия, необходимо учитывать требования охраны природы, побуждать детей к бережному отношению к ней.
Длительное наблюдение. Содержание длительных наблюдений многообразно: рост и развитие растений, установление их основных изменений, сезонные наблюдения, Организуя длительное наблюдение, необходимо знать основные этапы (стадии) роста и развития растения. В соответствии с ними наблюдение разбивается на систему эпизодических наблюдений. Каждое эпизодическое наблюдение проводится, когда изменения проявились у объекта достаточно ярко. Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая. Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку.
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если настоящий воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.
Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.
Фотоотчет «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.
Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.
План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.
Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя «Мода» в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.