какое мясо считается халяльным по сунне

Секреты производства. Чем отличаются халяль и кошер от обычных продуктов и почему за специальную еду нужно платить больше

На полках супермаркетов рядом с обычными мясными продуктами лежат товары с пометкой «халяль» или «кошер», цена на которые, как правило, на 30–40% выше. Лайф выяснил, чем отличаются халяльные и кошерные продукты и почему они дороже.

При производстве халяльного и кошерного мяса соблюдаются религиозные законы. Оба вида продуктов исключают использование свинины, хищных птиц и мёртвых животных, то есть тех, которые были убиты не специально для мясопереработки и без соблюдения религиозных правил.

какое мясо считается халяльным по сунне

Фото © Getty Images

По правилам кашрута, нельзя употреблять в пищу мясо тех животных и птиц, которых кололи гормонами, антибиотиками и прочими препаратами, допускается только естественное выращивание.

Забивать животных может только специально обученный человек, имеющий разрешение, — шохет. Забой производится очень острым ножом в специальном месте на шее. Животное должно быть неподвижно, считается, что так оно не почувствует боли.

«Чижик», где ты был? X5 Retail запускает новую сеть супермаркетов — дешевле «Пятёрочки»

Затем тушу на полчаса замачивают в соли, чтобы вышла вся кровь. Как отмечает технолог пищевой промышленности Борис Мотро, при забое крупного рогатого скота использовать можно только переднюю часть туши — задняя запрещена по законам Торы.

какое мясо считается халяльным по сунне

Принципы мясопереработки халяльных продуктов похожи на принципы кашрута. Свинина, хищные птицы и мёртвые животные под запретом. Обязательно, чтобы животное было здоровое, не напичканное антибиотиками, гормонами и прочими веществами.

В халяльной продукции используется туша целиком. Кровь, оставшаяся в теле животного после забоя, не считается запретной и не удаляется специальными способами.

В крупных городах купить кошерную или халяльную еду не проблема. В «Перекрёстке», «Ашане», «Ленте» и других торговых сетях такие продукты есть. Но стоят они значительно дороже.

— Сколько обычные сосиски в «Ашане» стоят? Рублей 200. За кошерные я плачу 390 рублей, — сказал Лайфу соблюдающий кашрут Исхак.

Красные ценники, горящие глаза. На что россияне готовы тратить деньги и кто охотится за скидками чаще: мужчины или женщины

Использование только передней части туши в кошерных продуктах определяет их высокую цену. Кроме того, забой производится не на потоке, а только специальными людьми, которые за свои услуги берут деньги.

— На халяльном производстве должен присутствовать муфтий, на кошерном — машгиах. Предприятие должно пройти обязательную сертификацию для изготовления продуктов по религиозным законам, — добавляет Борис Мотро.

За соблюдением правил религиозные структуры следят очень строго. В 2017 году мясную компанию «Царицыно» оштрафовали на 100 тысяч рублей за обман потребителей — в халяльных сосисках и колбасе была найдена свинина. В 2013 году предприятие уже лишали сертификата на изготовление халяльной продукции в одном из центров стандартизации. Но в «Царицыно» нашли другого сертификатора в Казахстане и продолжили выпускать халяльные продукты, в которых снова находили свинину.

Не все пищевые добавки разрешено использовать в халяльной колбасе или кошерных сосисках. Например, запрещён кармин, который изготавливается из карминовой кислоты, производимой самками насекомых кошенили. Или гемоглобин, получаемый методом фракционирования и распылительной сушки свиной крови, тоже под запретом. Все компоненты, которые используются в мясном производстве халяльной и кошерной еды, должны иметь специальные сертификаты.

Источник

Что нельзя есть мусульманам?

какое мясо считается халяльным по сунне

Особенности культуры питания в исламе, а также обряды, связанные с пищей, пищевые предписания и догматы сформировались на протяжении жизни Пророка Мухаммада ﷺ и его сподвижников. Остальные столетия религиозные предписания относительно еды добавлялись с приходом в ислам новых народов основываясь на первоначальном источнике: Коране и сунне.

Разрешенные продукты халяль, харам и макрух

Продукты, которые запрещены к использованию в питании, подпадают под понятие «харам», что в переводе с арабского означает «запретное».

Макрух – это переходная зона между поступками запрещенными и дозволенными, как ее определяет исламская этика. Это понятие существует и в вопросах питания: те продукты питания, которые относятся к категории макрух, Кораном или Сунной не запрещены, поэтому, если мусульманин будет употреблять их в пищу, он не совершит грех и не нарушит пищевые мусульманские предписания, но добровольно эту пищу ему есть нежелательно, поскольку так он может вызвать гнев Аллаха.

Когда мусульманину можно кушать запретную пищу?

Исламская мораль в питании

Если мусульманин или мусульманка стремится к правильному духовному развитию, то они должны понимать, что этот процесс основан на том, чтобы очистить свой разум и свое тело. Убийство животного ради чрезмерного пропитания не поощряется в исламе. Не только на физическое состояние человека оказывает благотворное влияние умеренное употребление мяса, но и на его психическое здоровье, воспитание этики и морали в его личности.

Мусульмане не едят много пищи, в Исламе принято кушать пищу для того, чтобы удовлетворить потребности организма, и не поощряется чрезмерное потребление еды, вызывающее ожирение или излишний вес. Наоборот, сокращение и ограничение в питании является нормой и исходит из сунны Пророка Мухаммада ﷺ, помимо обязательного месячного поста в месяц Рамадан мусульманам, по сунне Посланника Аллаха ﷺ, рекомендуется поститься 2 раза в неделю (по понедельникам и четвергам), а также 3 дня в середине лунного месяца. Существуют также дополнительные посты на протяжении года, такие как 6 дней поста в месяц Шавваль после Рамадана, 10 дней поста в месяц Зуль-Хиджа.

Запрещенные продукты питания в исламе

какое мясо считается халяльным по сунне

Что нельзя есть мусульманам? Ответ: перечень запрещенных продуктов питания в исламе включает в себя следующие продукты:

Какое мясо едят мусульмане

Поскольку стрежнем веры ислама является сострадание и милость, то в основе всех предписаний мусульманской религии лежит стремление к благому деянию по отношению ко всем верующим, и не всегда ограниченный способностями и возможностями разум мусульманина способен на то, чтобы осознать причину и конечную цель каждого исламского религиозного предписания.

По шариату, установлена разница между животными мертвыми и живыми, и мертвечина, то есть мясо мертвого животного, была объявлена исламским законом запретным, то есть харам. Мусульманину не дозволяется есть мертвечину, то есть мясо тех животных, которые умерли естественной смертью либо были убиты без соблюдения мусульманской традиции: животное, которое было убито без упоминания имени Бога, которое убили посредством удушения, либо его убило другое животное, либо его гибель произошла в результате несчастного случая.

В Священной Книге Коран сказано определенно, что свинья – животное, чье мясо употреблять в пищу мусульманину нельзя категорически, и никакие компоненты туши свиньи есть нельзя и использовать в мясомолочном производстве тоже запрещено.

Также ряд животных установлены шариатом как вредные для мусульманина, и шариат запрещает есть их мясо. Мусульмане не едят собак, свиней, кошек, ослов, жаб, змей и рептилий, а также хищников: тигров, волков, львов, хищных птиц типа орла, ястреба, сокола запрещено есть по исламу.

Данные запреты распространяются как на само мясо, так и на жир, а также на вспомогательное сырье и на материалы для изготовления продукции вроде натуральных колбасных оболочек или желатиновых загустителей.

Традиция забоя животного

Для того, чтобы мясо животного стало дозволенным для приема в пищу, необходимо, чтобы человек, который закалывает животное, произносил во время этого процесса слова «бисмиллях, Аллаху акбар», перерезая основные шейные артерии животного. Этот человек должен быть мусульманином, но совершать перерезание он должен за один раз, не допуская перерывов и промедлений, и разделывать тушу только после того, как вытекла основная часть крови.

Почему мусульмане не едят свинину?

какое мясо считается халяльным по сунне

Также одной из причин является тот факт, что у свиньи структура организма такова, что очень напоминает человеческую – более похожи лишь структура тела обезьяны.

Одной из причин также является то, каким образом происходит питание свиньи: по мусульманским положениям, можно питаться мясом тех животных, которые жуют свой корм – свинья же свой корм не жует, а в пищу потребляет помои и нечистоты.

Но также в Священной Книге Коран приведены условия, при которых можно не соблюдать запрет на употребление свинины: если мусульманин находится в состоянии крайней нужды, то он может нарушать запрет есть свинину.

Также запрет на употребление в пищу свинины мусульманами имеет объяснение и с медицинской точки зрения. Тот факт, что организм свиньи схож по своей клеточной структуре, а также по составу крови с человеческими, означает, что заболевания свиней могут приживаться в человеческом организме, а это означает, что, употребляя в пищу свиное мясо, человек допускает риск заражения при недостаточной тепловой обработке. Также причиной такого запрета является нечистоплотность свиньи как животного, поэтому есть опасность содержания личинок паразитов в ее мясе. Свинина – жирное мясо, а употребление жирной пищи также влечет за собой множество заболеваний человека, сказывается негативным образом на почках и печени человека.

Мнения четырех мазхабов относительно дозволенности и запретности на употребление в пищу мяса определенных животных

У каждого мусульманского мазхаба или правовой школы сформулированы свои принципы питания, в основе которых лежат Священная Книга Коран и Сунна Пророка Мухаммада ﷺ, и в этих принципах отражено, какое именно мясо запрещается принимать в пищу по этому мазхабу, а какое – дозволяется. Мнения различных мусульманских правовых школ относительно дозволенности мяса некоторых животных различаются. Более наглядно будет представить отличия в положениях разных религиозно-правовых школ в сравнении.

Ханафитский мазхаб

По ханафитскому мазхабу, те животные, о которых сказано в Священной Книге Коран и Сунне как о запретных, являются харамом, и это обстоятельство сомнению не подлежит. Запретным по ханафитскому мазхабу считают мясо акулы, белки, волка, вороны, гиены, ежа, змеи, коршуна, крота, крокодила, лисы, а также медвежье, мясо лягушки, собаки, осла, хищной птицы орел и мясо рака. Мясо лошади относится к категории карахат танзих.

Карахат в исламской религии определяет то, ислам и шариат порицают. И если совершение того, что относится к категории «карахат тахрим», будут считать грехом и является запретным, то совершение того, что подпадает под категорию «карахат танзих», не является грехом, но если человек откажется от совершения этого, то заслужит вознаграждение Всевышнего Аллаха.

Шафиитский мазхаб

Ученые, представляющие шафиитский мазхаб, взяли за основу для формулирования положений относительно запретов и дозволенности в питании аят 159 суры «Араф» Священной Книги Коран, в котором сказано: «И разрешает вам Всевышний чистое (хорошее) и запрещает нечисть». По положениям этого мазхаба, к употреблению допускаются животные, которые обитают в море и без воды долгое время жить не могут, а также те животные, которые живут на суше, если они не запрещены Шариатом и не имеют клыков и когтей, которые они применяют на охоте.

Представители шафиитского мазхаба придерживаются несколько иной системы запретов и дозволенных к потреблению продуктов: мясо акулы является дозволенным, то есть халяль: также халяльными являются такие, запрещенные в ханафитском мазхабе, продукты: мясо гиены и ежа, а вот мясо жирафа, которое разрешено к употреблению ханафитами, шафииты как раз читают запретным. Также в шафиитском мазхабе запретным является мясо ласточки, что отличается от мнения ханафитов, но разрешено мясо лисы, которое в ханафитском мазхабе запрещено. Шафииты едят конину и считают ее дозволенной к употреблению, в отличии от ханафитов.

Маликитский мазхаб

Маликиты имеет отличающуюся систему запретов на мясные продукты: мясо белки и акулы разрешено, а мясо волка подпадает под категорию «макрух», то есть тех действий, которые шариат признает нежелательными для мусульманина. Но маликитский мазхаб считает дозволенным для мусульман есть мясо гиены и ежа, а также мясо жирафа, а мясо змеи есть можно, если речь идет об употреблении в пищу части туши за исключением головы и части хвоста.

Также по маликитскому мазхабу разрешено употреблять в пищу мясо крокодила, которое в других мазхабах считают запретным, а мясо ласточки есть запрещено, как и во всех мазхабах, кроме ханафитского. Еще одно отличие системы употребления мясных продуктов у маликитов – в том, что мясо лисы подпадает под категорию «мубах», то есть, действие, которое не запрещено, но и не предписывается, а также в том, что по маликитскому мазхабу запрещено употреблять в пищу конину и разрешено кушать мясо рака.

Ханбалитский мазхаб

Ханбалитский мазхаб предписывает следующие правила того, какое мясо разрешено употреблять в пищу мусульманину, а какое есть категорически запрещено. Относительно употребления в пищу мусульманина мяса змеи ханбалиты солидарны с маликитами, поскольку по положениям данной правовой школы мусульманину разрешено употреблять мясо змеи, кроме головы и определенной части хвоста.

Но относительно крокодилового мяса представители ханбалитского мазхаба солидарны с шафиитами и ханафитами: мясо крокодила по положениям этой правовой школы мусульманину есть не разрешено. Также категоричны ханбалиты в своей солидарности с ханафитами относительно употребления в пищу мяса лисы: это харам. А вот насчет употребления в пищу конины ханбалиты поддерживают шафиитов и считают, что мусульманину есть в пищу мясо лошади – это халяль. По ханбалитсткому мазхабу мясо рака есть можно.

Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)

Источник

Халяль: по требованиям ислама и ТР ТС

Содержание

Пиарщики и маркетологи любят ставить понятие «халяль» в один ряд с модными словами и сочетаниями «экология», «здоровое питание», «органическая еда». В их описании халяльная пища не содержит нитратов, ГМО, канцерогенов, искусственных красителей и прочих вредных веществ. Знак «халяль» вызывает уважение даже у закоренелых атеистов.

Американская ассоциация халяльной продукции отмечает, что такой товар занимает четверть мирового рынка продовольствия. Российские производители чувствуют тренд: сотни предприятий делают продукты халяль. Мясной товар с этим знаком производят практически все крупнейшие отечественные агрохолдинги и переработчики мяса. Продукцию халяль можно продавать дороже обычной, также ее проще экспортировать. При этом затраты на соответствие нормам халяль невелики – при больших объемах производства стремятся к нулю.

Халяль – это поступки, дозволенные шариатом, сводом правил, регулирующих жизнь мусульманина. В противоположность халялю харам – это запретные поступки.

В быту под халялем обычно подразумевается разрешенная мусульманам пища, чаще всего – мясо, которое можно есть мусульманину. Соответственно, харам – запретная пища.

Запрещено употребление мяса хищников – животных и птиц, а также грызунов, пресмыкающихся и животных, обитающих в воде и на суше (например, улиток), насекомых, кроме саранчи. Из домашних животных печать харама лежит на свиньях, мулах и ослах. Остальное мусульманину можно.

Обращает на себя внимание запрет на грызунов и насекомых. Это значит, что по халяльному цеху не бегают крысы и тараканы.

Также стандарт исключает употребление в пищу ядовитых или иных животных, представляющих опасность для жизни и здоровья людей. Этот факт способен привлечь к покупке продуктов халяль осторожных потребителей.

Допустимы в пищу только молоко и яйца разрешенных животных и птиц.

Среди продуктов растительного происхождения ограничений весьма немного. Например, ненавистное сторонникам здорового питания пальмовое масло – халяльный продукт. Запрещены ядовитые, одурманивающие и опьяняющие растения и продукты из них, в том числе алкоголь.

Оговаривается использование микроорганизмов, ферментов, минеральных и химических элементов, пищевых добавок. Разрешенные техническим регламентом синтетические добавки – на самом деле халяль. Микроорганизмы тоже не должны быть вредны для здоровья или ядовиты. Их следует получать с использованием халяльной питательной среды: например, нельзя использовать дрожжи, для выращивания которых в качестве питательной среды использовался свиной желудок. Также установлен запрет на пивные дрожжи.

Ферменты и все пищевкусовые добавки должны быть произведены на основе халяльных продуктов. Харамной пищевой добавкой является краситель кармин (Е120), поскольку производится из насекомых. Целый ряд «ешек» относится к категории сомнительных, так как они могут иметь животное происхождение и быть приготовленными из запретных животных.

Генетически модифицированные организмы не запрещены, если они не содержат генетического материала животных, относящихся к харамным.

Сертификат халяль не регулирует соотношение ингредиентов, количество воды, сахара, соли, витаминов, белков, жиров и углеводов, калорийность, – добавляет эксперт центра сертификации «ЦентрХаляльНадзор» Артур Айсулов. – Способ приготовления продуктов – варить или жарить, при какой температуре и сколько времени – тоже не входит в нашу компетенцию.

Любой халяль превращается в харам при попадании в продукты фрагментов эпидермиса человека, волос и т. д. Это правило заставляет сотрудников предприятий быть особенно аккуратными – мыть руки, носить перчатки и прятать волосы под головными уборами.

Халяль также предполагает соответствие продукции нормам, действующим на территории государства. Таким образом, халяльные продукты, произведенные в России, автоматически должны соответствовать ГОСТам и ТР ТС (техническим регламентам Таможенного союза).

Важно не только «что», но и «как»

Мусульманское «добро» должны получить производственные помещения, оборудование, инвентарь и спецодежда работников предприятия. Одна часть требований сводится к тому, чтобы халяль не соприкасался с харамом. Другая подробно регламентирует убой животных. Он должен быть гуманным с мусульманской точки зрения.

Религиозных требований к персоналу нет, кроме бойца. Он должен быть мусульманином, поскольку сопровождает убой молитвой. Бойцы, а также халяль-контролеры должны иметь разрешение на свою работу от сертификационной организации.

Если убой совершен неправильно, мясо не будет считаться халяльным. Выбрасывать его необязательно, можно продать без знака «халяль».

По документамкорова рыжая, одна

В России действует несколько десятков сертификационных органов халяль. Производителям также никто не мешает получить иностранный сертификат.

Для получения сертификата предприятие подает в орган по сертификации заявку и информацию, подтверждающую возможность производства продукции халяль: об отсутствии пересечения производственных мощностей по изготовлению продукции халяль и харам, об оборудовании и инвентаре для халяльного производства, перечень и состав сырья, вспомогательных материалов. Поставляемые фабрике сырье и материалы также должны быть сертифицированы.

– Отказ может получить предприятие, производящее на одной линии продукцию харам и халяль, – подчеркивает эксперт «ЦентрХаляльнадзора». – Очень сложно проконтролировать промывку оборудования после производства продукции харам.

На этапе рассмотрения документов отсеиваются многие претенденты на сертификат. Если заявка удовлетворила комиссию, проводится аудит предприятия и его продукции на соответствие заявке. При этом комиссия обращает внимание и на те характеристики продукта, которые не определяют его принадлежность к халялю: срок годности или соответствие содержимого упаковке.

На получение сертификата обычно уходит месяц. А выдается он в России, как правило, на один год. Продлить сертификат или получить его на расширенную номенклатуру проще, поскольку предприятие уже находится под контролем.

– Внешний контроль может осуществлять сотрудник духовного центра мусульман, – рассказывает Артур Айсулов. – Он поддерживает связь со штатными экспертами и посещает предприятие с проверками не реже раза в квартал.

Эксперты, входящие в штат предприятия, находятся на фабрике постоянно и подотчетны органу сертификации.

– Знак «халяль» могут отозвать, если производитель изменил состав продукции или технологию без согласования с сертификационным центром, – предупреждает Артур Айсулов. – Но в нашей практике такого не было.

К детям особый подход?

– Для всех категорий продукции выдается одинаковый знак «халяль», в том числе для детского питания, – говорит Артур Айсулов. – К слову, производителей детского питания халяль в России единицы. Дело в том, что в производстве питательных смесей для малышей традиционно используется масса ингредиентов, и получение сертификата халяль вынудит фабрику отказаться от многих изделий в ассортименте.

Один из таких редких производителей – АО «Прогресс». Перед запуском новой линейки мясных пюре «ФрутоНяня» завод прошел аудит Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» при Совете муфтиев России. Было установлено оборудование и закуплен инвентарь, которые используются только для производства халяльной продукции, персонал прошел обучение.

– Эксперты халяль присутствуют при выпуске каждой партии халяльного мясного пюре, – рассказывает директор по качеству АО «Прогресс» Ольга Красникова. – Весь технологический процесс осуществляется под их контролем. В сертификате на продукцию также указан номер телефона эксперта халяль, по которому каждый может задать вопросы о качестве продукта.

Ольга Красникова не дает прямого ответа на вопрос, имеет ли сертификат халяль для детского питания какие-то особенности. Но подчеркивает, что требования, предъявляемые к производству продуктов питания для детей раннего возраста, в принципе намного жестче: «Все наши продукты для детей раннего возраста соответствуют требованиям технического регламента Таможенного союза, а также учитывают национальные программы оптимизации вскармливания. По этим требованиям детское питание не может содержать нитраты, ГМО, красители и консерванты. В случае с продукцией, изготовленной по стандарту халяль, мы сталкиваемся с двойной сертификацией и, соответственно, с еще более жесткими требованиями».

На предприятии происходит двойная сертификация: сырье должно одновременно соответствовать стандартам халяль и требованиям для производства детского питания. При этом в компании поясняют: «Получение сертификата халяль на детское питание не отличается от получения такого сертификата на продукты для взрослых».

Но при этом обращают внимание на высокие стандарты халяль и особые требования к производству детской продукции в принципе.

– Главное условие халяль – животные должны быть здоровыми. Для их выкармливания не используются гормоны, модифицированные кормовые добавки. Поставщики сырья для марки Habibi тоже аккредитованы в МСЦ «Халяль» при Совете муфтиев России и следят за соответствием продукции сертификату, – говорят в отделе маркетинга «Открытой дистрибьюторской компании». – Но помимо сертификата халяль обязателен сертификат, позволяющий производить из этого сырья детское питание. Эксперты должны тщательно проверить предприятие, производственные линии, документацию на сырье, все поставщики должны быть сертифицированы. Продукция должна соответствовать ГОСТам и ТР ТС «О безопасности пищевой продукции». В любом детском питании не должно быть красителей, консервантов, усилителей вкуса, ароматизаторов и ГМО, уровень нитратов в овощах должен быть низким. Мы проверяем сырье в своей лаборатории, а готовый продукт на наличие радионуклидов, токсичных элементов, антибиотиков и на микробиологическую чистоту – в сторонних аккредитованных лабораториях.

Действительно, сертификат халяль предполагает дополнительный контроль качества. При этом халяльная еда не обязана быть полезной, вкусной, экологической и тем более органической. Она всего лишь не должна содержать запрещенных Кораном элементов, быть абсолютно безвредной с религиозной точки зрения.

Верующие люди склонны работать на совесть. Но «светские» производители с именем тоже борются за репутацию изо всех сил. Если имени нет – знак «халяль» в помощь. Еда под «религиозным соусом» привлекает покупателя-модника, даже если соус предназначен не для него.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *