какое музыкальное направление развивал фредерик шопен барокко классицизм романтизм салонная музыка
Урок-лекция «Путешествие по музыкальным эпохам»
Презентация к уроку
В настоящее время все детские музыкальные школы и школы искусств России переходят на новые стандарты обучения. Образовательные программы стали разделяться на предпрофессиональные и общеразвивающие. И если дети, которые учатся по предпрофессиональным программам, получают углубленные знания по всем предметам, то знания детей, осваивающих общеразвивающие программы, очень поверхностные. Особенно по теоретическим предметам, т.к. согласно учебным планам вместо полноценных уроков “сольфеджио”, “музыкальной литературы”, “теории музыки”, “анализа музыкальных формы” учащиеся проходят предмет “Музыка и окружающий мир” (1 ч. в неделю).
Играя произведения по специальности, учащиеся должны иметь хотя бы элементарные знания о музыкальных эпохах, стилях, т.к. эти знания очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению. Уроки в музыкальной школе должны быть интересными, красочными, информативными, а главное – запоминающимся.
Отсюда проистекает главная цель урока-лекции: способствовать формированию у учащихся представления об эстетических ценностях посредством знакомства с музыкальными эпохами.
Слайд 1. Музыка сопровождает человека с первых дней и на протяжении всей его жизни. Мы слушаем ее с момента пробуждения, в течение дня и засыпаем под звуки музыки. Мы слышим ее всегда: в дороге, на отдыхе, на работе… Музыка способна поднять настроение, вдохновить, но может и привести в состояние тоски, скорби или тихой грусти. Музыка, как один из видов искусства, направлена, прежде всего, на душу человека.
Музыка развивалась параллельно с другими видами искусства, поэтому в ней много общего с живописью, архитектурой, скульптурой, литературой и театром.
Искусство, и прежде всего музыка разных эпох, отражало своё время и выражалось определённым художественным стилем.
Музыка не всегда была такой, какой мы знаем ее сейчас. Сегодня мы предлагаем Вам совершить музыкальное путешествие во времени и познакомиться с некоторыми стилями классической музыки.
Эпоха барокко (от ит. barocco – “странный”, “причудливый”), возникшая на рубеже XVI – XVII вв. – одна из наиболее значимых в истории развития человечества. Именно в это время зарождаются новые стили и направления в искусстве: литературе, музыке, живописи, архитектуре. Эпоха барокко отвергает естественность, считая её невежеством и дикостью.
Слайд 3. Например, в то время женщина должна быть неестественно бледной, в вычурном парике, в тугом корсете и в огромной юбке.
Слайд 4. Мужчина в парике без усов и бороды, напудрен и надушен духами.
Этому стилю присущи выразительность, драматизм, зрелищность, торжественность, парадность, стремление к соединению разных видов искусств. Данные черты в полной мере проявились в опере, где соединились музыка, поэзия, драматургия и театральная живопись.
Опера стала быстро развиваться, возникали различные оперные школы. Например, в Неапольской оперной школе сложился вокальный стиль бельканто (ит. bel canto – “прекрасное пение”), который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством.
В эпоху барокко изменилось представление о церковной музыке. Появились произведения, написанные на тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. К ним относятся кантата, оратория.
Слайд 6. Мастером монументальной оратории того времени является Георг Фридрих Гендель (1685-1759), немецкий композитор и органист. Он создал новый тип оратории, грандиозный по масштабам, демократический по музыкальному языку. Оратории Генделя оказали значительное влияние на творчество европейских композиторов.
Приложение 1. А. Вивальди “Времена года”: “Зима” 1ч.
Приложение 2. И.С. Бах Токката и фуга d-moll
Будучи последним (наряду с Г.Ф. Генделем) великим композитором эпохи барокко обобщил достижения музыкального искусства переходного периода от барокко к классицизму.
Слайд 9. Следующая остановка – эпоха классицизма.
Художественный стиль классицизм от лат. Classicus – “образцовый”, “совершенный” возник в XVII столетии во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности, разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к идеалу, ясным и строгим формам, гармоничным образам. Классицизм во многом противостоял барокко с его страстностью, изменчивостью, противоречивостью. Как и сам человек, искусство классицизма было жизнеутверждающим и светлым. Именно в это время в западноевропейской музыке складываются «образцовые» для всей последующей истории структуры сонаты и симфонии.
Слайд 11. Симфония – наиболее сложная форма инструментальной музыки. Исполняется симфоническим оркестром. Композиторы венской классической школы (Гайдн, Моцарт, Бетховен) разработали сонатно-симфонический цикл из четырёх частей, которые различаются характером музыки, темпом и приёмами развития темы.
Слайд 12. В опере XVII в. классицизм представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787), создавшего новую трактовку этого вида музыкально-драматического искусства. Врожденный инстинкт драматурга и ощущение неудовлетворенности оперой-сериа, с ее культом певцов-виртуозов влекут композитора в сторону музыкальной драмы, к античному образцу.
Вершиной в развитии музыкального классицизма стало творчество Й. Гайдна, В.А. Моцарта и Л. Бетховена, работавших, преимущественно, в Вене и образовавших направление в музыкальной культуре – венскую классическую школу.
Слайд 13. С творчеством Йозефа Гайдна (1732-1809) связан расцвет таких жанров, как симфония (их у него 104), струнный квартет, клавирная соната. Большое внимание композитор уделял концертам для различных инструментов, камерным ансамблям, духовной музыке. Композиторам венской классической школы, и, прежде всего, Гайдну, принадлежит заслуга формирования устойчивого состава оркестра. Звучание музыкальных инструментов приводилось в строгую систему, которая подчинялась правилам инструментовки, основанных на знании возможностей инструментов.
Слайд 14. Творчество Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791) занимает особое место в венской классической школе. В его произведениях классическая строгость и ясность форм соединились с глубокой эмоциональностью.
Особое внимание Моцарт уделял опере, но не стремился по примеру Глюка к созданию новой оперной формы – новаторской была сама его музыка. В зрелых произведениях композитор отказался от строгого разграничения оперы на серьёзную и комическую – появился музыкально-драматический спектакль, в котором эти элементы переплетены (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”).
Приложение 3. В.А. Моцарт Ария Царицы Ночи из оперы “Волшебная флейта”, написанная в стиле bel canto.
Большое внимание Моцарт уделял симфонии, особенно популярны три последние – №39, №40 и №41 “Юпитер”. В произведениях этого жанра окончательно закрепились 4-х частный цикл и правила сонатной формы.
Моцарт стал одним из создателей жанра классического концерта. Фортепианное творчество включает 19 сонат, а также сочинения в жанре фантазии. Им созданы и духовные произведения: мессы, кантаты, оратории, реквием.
Слайд 15. Последним представителем Венской классической школы был Людвиг ван Бетховен (1770-1827). Мировоззрение Бетховена складывалось под воздействием идей Просвещения и Французской революции. В музыкальном отношении его творчество, с одной стороны, продолжало традиции венского классицизма, с другой – содержит в себе черты нового, романтического искусства (смелое экспериментаторство в симфониях и сонатах, интерес к вокальной и инструментальной миниатюре и программность). За свою жизнь композитор написал девять симфоний, тридцать две сонаты для фортепиано, а также для скрипки и виолончели, шестнадцать струнных квартетов, оперу “Фиделио”, пять концертов для фортепиано. Вершиной симфонического творчества по праву считают Девятую симфонию. Симфония грандиозна по масштабам, особенно необычен финал, представляющий собой нечто вроде большой кантаты для хора, солистов и оркестра, написанной на текст орды к радости И.Ф. Шиллера.
Слайд 16. Следующая остановка – эпоха романтизма.
На рубеже XVIII-XIX столетий в европейском искусстве сложилось новое направление – романтизм (фр. romantisme), в формировании которого огромную роль сыграла Французская революция 1789 года. Она принесла людям разочарование и безнадёжность, т.к. за что боролись революционеры, не сбылось. Реальность была мрачна, поэтому романтики искали утешение в мире мечты. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, мечта, сказка. Романтиков интересует человеческая душа, её страсти и переживания.
Общество мещан, торговцев, простых обывателей диктовало музыкальному искусству свои вкусы, что привело к созданию “лёгких” жанров. Получили широкое развитие песня и романс.
Ведущим жанром становится миниатюра, часто имеющая конкретное название. В небольшом инструментальном сочинении-миниатюре можно было запечатлеть и мимолётные чувства, и глубокое душевное потрясение, и мгновенное настроение, и зарисовку с натуры.
Важным средством создания музыкального образа стала словесная программа, раскрывающая содержание произведения. Иногда музыка писалась как иллюстрация к произведению литературы или живописи. Порой композитор сам сочинял сюжет для инструментальной музыки и излагал его в специальном пояснении к партитуре.
Композиторы-романтики часто обращались к фольклору, используя интонации, ритмы, мотивы народных танцев и песен.
Композиторы-романтики были убеждены, что через музыкальное просвещение можно изменить мир и человека, поэтому немало сил отдавали публицистике и просветительской деятельности. Они стремились лично воздействовать на большую аудиторию и становились исполнителями или дирижёрами. Именно романтики создали в Европе систему общедоступных концертов.
Приложение 4. Ф. Шуберт “Пчёлка”.
Слайд 18. Еще один представитель романтизма композитор Роберт Шуман (1810-1856). В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые фортепианные циклы “Вариации” (1830г.), “Бабочки” (1831г.), “Карнавал” (1835г.), “Фантастические пьесы” (1837г.), а так же “Детские сцены”, “Крейслериана”, “Новелетты”. Композитор писал психологическую музыку, которая далека была от фольклорных мотивов. Произведения Шумана – это нечто “личное”. Гармоничный язык его произведений более сложный, нежели у его современников. Ритм творений Шумана достаточно прихотлив и капризен.
Композитор обращался и к вокальной музыке. Центральное место в вокальном наследии Шумана занимают два цикла “Любовь и жизнь женщины” и “Любовь поэта”.
Приложение 5. Р. Шуман “Я не сержусь” из цикла “Любовь поэта”.
Приложение 6. Ф. Шопен Ноктюрн Es-dur.
Слайд 20. Опера в эпоху романтизма развивалась двумя путями – путем развития и обновления традиций (Джузеппе Верди (1813-1901) в Италии, Жорж Бизе (1838-1875) во Франции) и путем реформы (Рихард Вагнер (1813-1883) в Германии).
Оперы Верди и Бизе обобщили лучшие достижения итальянской и французской оперы, существенно обновив их содержание. Главное – новые герои. Это не мифологические персонажи и исторические деятели, а простые люди, нередко – “униженные и оскорбленные”. Шут в “Риголетто”, куртизанка в “Травиате” Верди, работница табачной фабрики и солдат в “Кармен” Бизе. Но именно их жизненные истории становятся основой сюжета, именно их чувствам и страстям сопереживает слушатель. При этом характеры героев раскрываются в условиях драматических, даже трагедийных.
Оперы Верди и Бизе являются образцами психологической лирики в музыке, и объединяют черты романтического и реалистического искусства.
Слайд 21. Р. Вагнер – крупнейшая фигура в истории музыки XIX в. Его личность и творчество вызвало бурные дискуссии, которые продолжаются едва ли не до сих пор. Вся его жизнь была сосредоточена на одном деле – создании того, что сам он называл “Произведение искусства будущего”.
Принципы оперной реформы Р. Вагнера (сформулированы им самим в многочисленных теоретических трудах, например, “Опера и драма”):
1) Процесс сочинения начинается с формулирования художественной идеи.
2) Композитор и драматург – одно лицо. Ему принадлежит идея, он сам пишет и текст, и музыку своей оперы. Это полностью его сочинение.
3) В основе сюжета – мифы и легенды. Именно в них можно найти вечные, прошедшие многовековую проверку временем, а значит, всегда актуальные идеи.
4) Композитор вырабатывает музыкальный язык, который стал бы “чувственным выражением мысли”.
Интересно, что каждая из реформаторских опер Вагнера, при всей обобщенности мифологического содержания и значимости философских идей, вызвана к жизни глубоко личными переживаниями, т.е. основана на автобиографических мотивах. И это выдает в нем типичного художника-романтика.
Вот и подошло к концу наше музыкальное путешествие. Мы кратко ознакомились с некоторыми важнейшими для развития искусства эпохами. Небольшая викторина поможет нам подвести итоги нашего путешествия.
Слайды 22, 23. Вопросы и ответы:
С какими эпохами мы сегодня познакомились? (Барокко, классицизм, романтизм)
Как называется оперной вокальный стиль, который славился необычайной красотой звучания, мелодичностью и техническим совершенством? (bel canto – “прекрасное пение”)
История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм
Кузнецова Оксана
История музыкальных стилей: старинная музыка, галантный стиль, барокко, классицизм
Старинная музыка.
С момента зарождения музыки процесс её создания никогда не прерывался, но в силу определённых исторических причин этот огромный пласт музыки в наши дни практически не звучит. Одно из исключений – средневековое католическое песнопение «Диес ира», использовавшееся как тема в произведениях Берлиоза, Сен-Санса, Листа, поэтому область старинной музыки хронологически начинается сегодня для нас с эпохи Возрождения. Верхний предел – 1750 год, год смерти И. С. Баха, когда закончился период господства полифонии.
Барокко (итал. причудливый) – художественный стиль в европейском искусстве 16-18 веков, для которого характерно сочетание значительности содержания с монументальностью формы, сложности, порой перенасыщенности музыкального языка. В этом стиле написаны многие произведения, относящиеся к старинной музыке. Наиболее явно черты барокко проявились в тех жанрах, где музыка переплеталась с другими видами искусства – опера, оратория, пассионы, кантаты.
Эпоха барокко охватывает 1600-1750 гг, хотя, согласно некоторым историкам музыки, она началась в Италии в 1570 г, а закончилась в Англии и Испании во второй половине 18 века.
Виднейшие композиторы барокко:
Раннее барокко
Клаудио Монтеверди (Италия, 1567-1643)
Джованни Габриели (Италия, 1553/5-1612)
Генрих Шютц (Германия, 1585-1672)
Среднее барокко
Алессандро Скарлатти (Италия, 1660-1725)
Жан-Батист Люлли (Франция, уроженец Италии, 1632-1687)
Генри Перселл (Англия, 1659-1695)
Позднее барокко
Иоганн Себастьян Бах (Германия, 1685-1750)
Георг Фридрих Гендель (Германия/Англия, 1685-1759)
Антонио Вивальди (Италия, 1678-1741)
Доменико Скарлатти (Италия, сын А. Скарлатти, 1685-1757)
Луи Куперен (Франция, 1626-1661)
Галантный стиль (франц. учтивый, изысканный, французское название этого стиля – рококо, от раковинообразного орнамента, который был характерной деталью отделки мебели, одежды, а в музыке – это мелизмы) – стиль начала и середины 18 века, которому присущи изящество, лёгкость и выразительность музыкальной речи, где музыка должна доставлять слушателям приятное наслаждение. Для стиля характерен отказ от больших тем, от передачи в музыке сложных жизненных проблем.
Яркий представитель этого стиля – Жан-Филипп Рамо (Франция, 1683-1764)
Классицизм (лат. образцовый) – стиль 17-первой половины 18 века, в котором есть стремление передать актуальные проблемы современной жизни, в качестве образцов использовались шедевры античного искусства, его образы и сюжеты. Наиболее ярким проявлением раннего музыкального классицизма были лирические трагедии Ж. Б. Люлли (представитель барокко, который организовал оркестр «16 скрипок короля», оперы-сериа.
Поздняя разновидность – венская классическая школа второй половины 18 века и 19 век. В это время сформировались и достигли совершенства такие жанры, как соната, симфония, квартет, концерт.
Йозеф Гайдн (Австрия,1732-1809, сочинил 104 симфонии, 36 концертов, 24 оперы
Вольфанг Амадей Моцарт (Австрия, 1756-1791, очень много сочинений, опер, известное, которое используем для оркестровки в детском саду «Турецкое рондо»
Людвиг ван Бетховен (Австрия,1770-1827, все знают «Героическую» симфонию, «Лунную сонату», «К Элизе».
Игра на детских музыкальных инструментах, как средство развития музыкальных способностей ребёнка Обобщение и распространение собственного педагогического опыта музыкального руководителя МБДОУ д/с-о/в № 25 станицы Кавказской муниципального.
Мастерская стилей взаимодействия воспитателя ДОУ с детьми Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пушкинского.
Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.
Мастер-класс для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ. Нетрадиционные приемы в развитии музыкальных способностей детей Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников. Ход мероприятия: Муз. рук. : Прошу внимания.
Мастер-класс по рисованию в африканском стиле «Стиль Тингатинга» Тингатинга. Мастер-класс. Рисуем в африканском стиле Стиль Тингатинга. Цель: познакомить родителей и взрослых с направлением в искусстве.
Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Шерстякова Ольга Проект «Музыка и здоровье. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях» Вид проекта: творческий Участники проекта:.
Разработка цикла музыкальных комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста «П. И. Чайковкий и его музыка» Ноктюрн Дети входят в зал под пение соловья (фонограмма, слушают его. М. р; Приходилось ли вам наблюдать как наступает вечер? Усталое солнышко.
Спортивное мероприятие для начальных классов «Стиль жизни — здоровье!» МБОУ Дальненская СОШ Пролетарского района Ростовской области Сценарий спортивного праздника «Стиль жизни – здоровье!» для.
Всероссийская студенческая олимпиада по логопедии «Логопедия: стиль и совершенство профессионального триумфа» Не так давно ко мне обращались со словами: «Уважаемые студенты!», а теперь «Уважаемые коллеги!». Будучи студенткой, активисткой, отличницей.
Презентация к мастер-классу «Особенности фортепианного стиля композиторов различных эпох»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
* Тема: «Особенности фортепианного стиля композиторов различных эпох.» Презентация к выступлению на мастер-классе Выполнила: Попова Александра Анатольевна преподаватель фортепиано, концертмейстер МБОУДО «Детская школа искусств» г. Оханск, Пермский край
* Орган клавишно-духовой музыкальный инструмент (звучал в католических церквях) В ДШИ при работе с детьми используется инновационный метод, имитация звучания на электронном рояле.
* Клавирные инструменты XVI-XVII века Клавесин (Клавишно-щипковый инструмент без возможности исполнения динамики) Клавикорд (давал возможность передавать динамику, но не штрихи), прямой предшественник фортепиано.
* Картины – орнаменты, созвучные полифонической музыке Морис Эшер – художник (Голландия) «День и ночь» «Ангелы и демоны»
* Изображение ангела за органом в католической церкви Музицирование в светских кругах.
* Подлинный Хаммер-клавир (фортепиано времён Моцарта) педаль представляла собой рычаги, которые управлялись коленями.
* Архитектура и портреты эпохи классицизма. (напоминают античные образы) Всё удобно, рационально, в меру и по правилам.
* Музыка периода Романтизма период развития Конец XVIII и весь XIX век (явление возникло в противовес классицизму) Это отображение мира душевных переживаний, стремления к идеалам посредством сказочных, фантастических, национальных и исторических образов. Франц Шуберт (1797- 1828) Фредерик Шопен (1810-1849) Эдвард Григ (1843-1907) Романтик с ярким национальным колоритом
* «Внутренний мир романтика» «Воздушный образ мечтательной девушки» Картины, характеризующие внутреннее состояние романтиков
* Музыка эпохи реализма (опр. Вещественный, действительный ) Явление возникло в противовес романтизму. Период XIX-XX вв. Это время яркой, предметной образности. Правдивое без приукрашиваний отображение реальных, узнаваемых образов или событий. Георгий Свиридов (1915-1998) Арам Хачатурян (1903-1978)
* Дмитрий Шостакович (1906-1975) Валерий Гаврилин (1939-1999) (музыка вышеперечисленных композиторов распространена в фортепианном репертуаре ДШИ)
* «Натуральные лады» к семи октавным диатоническим звукорядам, присущи народной и традиционной современной музыке.
Методическая разработка «Стили и направления в музыке»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Школа № 22 г. Благовещенска»
Стили и направления
учитель музыки Сурманидзе Н.В.
2. Музыка эпохи Возрождения…………………………. 3
3.Музыка стиля Барокко………………………………….. 4
4. Музыка эпохи Классицизма…………………………… 5
5.Музыка эпохи Романтизма…………………………….. 6
6.Музыка эпохи Реализма………………………………… 7
7.Импрессионизм в музыке……………………………….. 7
8.Символизм в музыке…………………………………….. 9
9.Музыка Экспрессионизма………………………………. 9
10.Современные стили в музыке.Джаз………………….. 10
Вам, конечно, не раз приходилось слышать и самим использовать в своей речи слово «стиль»: стиль одежды, стиль моды, стиль поведения, стиль эпохи, стиль художника или писателя. Под стилем понимают совокупность художественных средств и приемов их использования, характерную для произведения искусства какого-либо художника, крупного художественного направления или целой эпохи.
Как известно, слово стиль заимствовано из древнегреческого. Палочке для письма на восковых дощечках соответствовало в греко-латинской терминологии слово stylus, и оно легко ассоциировалось с почерком. Узнаваемый почерк — стиль и послужил прототипом для понятия более высоких уровней — индивидуальности авторского слова, творческой манеры.
Историю искусства часто рассматривают, как никогда непрекращающуюся смену художественных стилей. Это верно, так как, возникая и формируясь в рамках конкретной исторической эпохи или художественного направления, стиль постепенно развивается, достигает наивысшего расцвета, а затем угасает, открывая путь новым стилям.
Независимо от времени каждый стиль сохраняет свою оригинальность и значимость. При этом он не отрицает и не перечеркивает того, что было создано ранее, а художники последующих эпох активно используют его лучшие достижения в своем творчестве.
Музыка эпохи Возрождения
Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. В Нидерландах. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического исполнения – классический «строгий стиль».
Представители этой школы: Йоханнес Окегем (ок. 1425 – 1497),
Якоб Обрехт (1457 или 1458 – 1505),
Орландо Лассо (ок. 1532 – 1594), создавший более двух
тысяч произведений культового и светского характера,
Жоскен Депре (ок. 1450 – 1521),
Филипп де Монте (1521 – 1603) и др.
В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.
В 19 в. первым ввёл термин «барокко» швейцарский историк Якоб Бурхардт. Он упо-требил его в пренебрежительном смысле как «вычурный», «причудливый», но слово прочно вошло в язык истории искусств.
Музыкальная культура XVII – начала XVIII в. В основном развивалась в рамках ба-рочного стиля, создавшего новые художественные принципы, существенно отличавшие ее от музыки Возрождения. На смену плавной гармонии, уравновешенности и оптимизму пришли трагическое мироощущение, пристальное внимание композиторов к чувствам и эмоциям человека.
В этот период на смену полифонии приходит мелодичное одноголосие – гомофония, способная передать малейшие волнения человеческой души. Неустойчивые диссонирую-щие созвучия, неожиданные переходы, контрасты и противопоставления, быстрые тех-нически трудные, виртуозные пассажи в пении, одновременное звучание множества му-зыкальных инструментов, использование танцевальных ритмов – все это определяло суть барочной музыки.
Новый стиль проникает даже в церковную музыку (в органные мессы Фрескобальди, Баха, оратории Генделя). Но ярче всего он проявился в опере, ведущем жанре музыки барокко.
Яркие представители стиля барокко: И.С. Бах, Георг Фридрих Гендель,
Клаудио Монтеврди, Джованни Батиста Перголези,
Антонио Вивальди и др.
Музыкальная культура русского барокко успешно развивалась в течении ста лет, с середины XVII до середины XVIII в. В основу русской барочной музыки легло торжест-венное партесное (лат. Partes – голоса, то есть, многоголосное) пение. Музыкальная куль-тура русского барокко положила начало развитию русской композиторской школы.
Представители русского барокко:
Николай Павлович Дилецкий (главный теоретик партесного пения),
Василий Поликарпович Титов,
Максим Созонтович Березовский,
Дмитрий Степанович Бортнянский и др.
Музыка эпохи Классицизма
Эстетика Классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Француз-ский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
Когда сегодня говорят о классицизме в музыкальном искусстве, в большинстве слу-чаев имеют в виду творчество композиторов XVIII в. –Гайдна, Моцарта и Бетховена, ко-торых мы называем венскими классиками или представителями Венской классической школы. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыки. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструмен-тальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.
К ярчайшим представителям эпохи классицизма также можно отнести австрийского композитора Кристофа Виллибальда Глюка, великого реформатора оперного стиля.
Музыка эпохи Романтизма.
Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIII—XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-техни-ческий прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утвержде-нием самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачас-тую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.
Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство средних веков, далеких экзотиче-ских стран. Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, ле-генд. Однако противоположность Романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли и развили дальше достижения классиков. На многих компози-торов большое влияние оказало творчество последнего венского классика – Л. Бетховена.
В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению.
Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах ци-вилизации, то Романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.
В музыке направление Романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой.Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства бы-ла объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движе-ния души. Именно музыка в эпоху Романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Принято считать, что непосредственными предшественниками Романтизма были Людвиг ван Бетховен — в австро-немецкой музыке и Луиджи Керубини — во французской; более отдалённым своим предшественником многие романтики (например, Шуберт, Вагнер, Берлиоз) считали К.В. Глюка. Период перехода от классицизма к Романтизму счи-тается предромантическим периодом — сравнительно коротким периодом в истории музыки и искусства.
Основными представителями романтизма в музыке являются:
• в Австрии Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон
Брукнер и Густав Малер;
• в Германии Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер,
Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор;
• в Италии Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди;
• во Франции Даниэль Франсуа-Эспри Обер, Гектор Берлиоз, Джакомо Мейербер
(немецкий и французский композитор, урожденный Якоб Либман Беер) и
представитель позднего романтизма Сезар Франк;
• в Польше Фредерик Шопен.
В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классиче-ской музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основопо-ложника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».
В творчестве его великих продолжателей при общей реалистической направленности роль романтических мотивов была значительна. Они сказались в ряде сказочно-фантас-тических опер Н. А. Римского-Корсакова, в симфонических поэмах П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки».
Романтическое начало пронизывает сочинения А. Н. Скрябина и С. В. Рахманинова. В русле романтизма работали: Александр Алябьев, Михаил Глинка, Александр Даргомыж-ский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, П. И. Чайковский и др.
Музыка эпохи Реализма
Особенности проявления реализма в музыке связаны, прежде всего, с главенствующей ролью в ней эмоционального начала. Отражение действительности в музыке носит более опосредствованный характер, чем в «изобразительных» искусствах. Музыка отражает не столько предметы и события, сами по себе взятые, сколько эмоциональную реакцию художника.
Истинную дату рождения реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819 – 1877), открывшего в 1815г. В Париже свою персональную выставку под названием «Павильон реализма».
Ярчайшими представителями реализма в музыке являются Джузеппе Верди, Шарль Гуно и др.
Импрессионизм в музыке.
Импрессиони́зм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика Луи Леруа, который озагла-вил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины «Впечатление. Восход солнца» Клода Моне (1874г.).
За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Всего милее полутон.
Не полный тон, но лишь полтона.
Лишь он венчает по закону
Мечту с мечтою, альт, басон.
В этом стихотворении французского поэта Поля Верлена по существу начертана вся программа музыки Импрессионизма.
Для музыки импрессионистов характерны лирическая сознательность, зыбкость, не-определенность мелодических звучаний, чередование высоких и низких регистров, не-ожиданная смена медленных, плавных звуков быстрыми и стремительными. Понять и услышать тайны музыки импрессионистов нелегко, а потому в нее нужно особенно вни-мательно вслушиваться, пытаясь создать в собственном воображении музыкальные худо-жественные образы. Дебюсси писал:
«То, чего я хотел достичь, это что-то очень распы-
ленное, неоднородное, лишенное связей, неулови-
мое, что-то неорганическое и, однако, в сущности,
Основоположником импрессионизма в музыке является французский композитор Эрик Сати, опубликовавший в 1886 году «Три мелодии», а в 1887 — «Три сарабанды», несущие в себе все главные черты нового стиля. Смелые открытия Эрика Сати пятью и десятью годами позднее были подхвачены и развиты двумя его приятелями, ярчайшими представителями импрессионизма, Клодом Дебюсси и Морисом Равелем.
Смысл аналогии был в том, что композиторы Шестёрки, как и русские композиторы полувеком раньше, заявляли о своём намерении отстаивать национальную специфику музыкального языка против иностранных влияний — в данном случае, против позднего вагнерианства и шёнберговской атональности. Разных по творческим установкам компо-зиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воин-ствующее неприятие музыкального импрессионизма.
К 20-м годам XX столетия музыкальный импрессионизм исчерпал свои творческие возможности. В то же время многие художественные достижения К. Дебюсси и М. Раве-ля были подхвачены и развиты композиторами новой эпохи.
Символизм в музыке.
Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в лите-ратуре, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наи-большего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и са-мо отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, кос-мополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современ-ных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, на-меки, таинственность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символис-тами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Всё «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного значения.
Символизм был многосторонним явлением культуры, и охватывал не только литера-туру но и музыку, театр, и изобразительное искусство.
Основные мотивы этого течения просматриваются в творчестве таких выдающихся композиторов как Александр Скрябин, Игорь Стравинский и др.
Экспрессиони́зм (от лат. expressio, «выражение») — течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Экспрессионизм стремится не столько к вос-произведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния авто-ра. Он представлен во множестве художественных форм, включая живопись, литературу, театр, архитектуру, музыку и танец. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Экспрессионизм возник как острейшая, болезненная реакция на уродства капиталис-тической цивилизации, Первую мировую войну и революционные движения. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Эстетизму и натурализму стар-шего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воз-действия на публику. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Принцип выражения преобладает над изображением. Очень распространены моти-вы боли и крика.
В музыке Экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии XX в.; ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908; 9-я, 1909 и Неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса («Саломея», 1905; «Электра», 1908). Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов так называемой новой венской школы – Арнольда Шёнберга (глава школы), Альбана Берга и Антона фон Веберна. Шёнберг, начавший свой путь с произведений, близких позднему Романтизму, пришёл к отрицанию романтических идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной тревоги, страха перед действительностью, пессимизмом и скепсисом.
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики, экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм.
Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодики, ясных тональных устоев; принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин.). Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии.
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма. Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909); в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Экспрессионизм своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко выраженные у Берга.
Современные стили в музыке.
Двадцатый век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Эти определения гово-рят не только о популярности того или иного вида творчества, сколько о его способности точно выразить мироощущение эпохи, ее духовные устремления, надежды и иллюзии.
Роль музыки в культуре XXв. наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны (1939 – 1945).
Одним из ярких стилей музыки XXв. является джаз.
Джаз родовое понятие, определяющее несколько видов музыкального искусства, раз-личающихся между собой и по стилистике, и по художественным задачам, и по роли в общественной жизни.
Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и на-циональных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африкан-ских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза ра-бов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации при-вела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской му-зыкальной культуры и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Но-вом Свете) происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Джаз как форма музыкального искусства появился в США на стыке XIX – XX веков, вобрав в себя музыкальные традиции европейских переселенцев и африканские фольк-лорные мелодические рисунки.
Характерная импровизационность, мелодическая полиритмия и экспрессивность ис-полнения стали отличительной чертой первых нью-орлеанских джаз-ансамблей (jazz-band) в первые декады прошлого века.
С течением временем джаз прошел периоды своего развития и становления, меняя рит-мический рисунок и стилистическую направленность: от импровизационной манеры рэг-тайма (ragtime), к танцевальному оркестровому свингу (swing ) и неторопливому мягкому блюзу (blues).
Насыщенное оркестровое звучание, яркие интонации и импровизация великих солис-тов Коулмэна Хокинса (Coleman Hawkins), Тэдди Уилсона (Teddy Wilson), Бенни Карте-ра (Benny Carter) и др., – создали узнаваемый и неповторимый the big band sound, являю-щийся классикой джазовой музыки.
В 40-50 гг. прошлого века пришло время модерн-джаза ; такие стили джаза, как ярост-ный bebop, лирический cool jazz, мягкий west coast jazz, ритмичный hard bop, проникно-венный soul jazz завладели сердцами любителей джазовой музыки.
В середине 1960-х годов появилось новое джазовое направление – джаз-рок (jazz-rock), своеобразное сочетание энергетики, присущей рок-музыке и джазовой импрови-зации.
Майлз Дэвис (Miles Davis), Ларри Кориэлл (Larry Coryell),
Билли Кобхэм (Billy Cobham).
В 70-е годы jazz-rock стал чрезвычайно популярным. Использование ритмического рисунка и гармонии рок-музыки, оттенков традиционной восточной мелодики, и гармо-нии блюза, применение электроинструментов и синтезаторов, – со временем привело к появлению термина джаз-фьюжн (jazz fusion), подчеркивающего своим названием сое-динение нескольких музыкальных традиций и влияний.
В 70-80-е годы джазовая музыка, сохранив акцент на мелодичность и импровизацию, приобрела черты поп-музыки, фанка (funk), rhythm and blues (R&B) и crossover jazz, значительно расширив аудиторию слушателей и став коммерчески успешной.
Яркие представители джазового направления в музыке:
Бесси Смит, Джон Ли Хукер, Би Би Кинг,
Скотт Джоплин, Джелли Рой Мортон,
Гленн Миллер, Луи Армстронг,
Дюк Эллингтон, Элла Фицджеральд и др.
Одним из первых в начале 50- гг. растущий интерес белой молодежи к ритм-энд-блюзу заметил диск-жокей радиостанции в Кливленде Алан Фрид. Но наименование «ритм-энд-блюз» носило пренебрежительный характер (музыка черных) и могло вызвать недовольство у белых слушателей. Фрид нашел выход из положения, предложив назва-ние рок-н-ролл – «раскачиваться и вращаться», заимствованное из жаргона афроамери-канцев.
Отличительные черты — это чёткий ритм, танцевальный темп, раскованность испол-нения. Традиционными инструментами являются электрогитара, контрабас, ударные, фортепиано и саксофон. Состав рок-а-билли-коллективов обычно 3 человека (гитара, контрабас, ритм-гитара или ударные). Для рок-н-ролла характерен размер 4/4.
В начале 1960-х годов стилистические границы рок-н-ролла расширились, и появил-ся новый самостоятельный жанр — рок-музыка.
Итак, считается, что музыкальный термин «рок-н-ролл» был введён в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, много сделавшем для популяризации новой музыки, которая в то время встречала достаточно широкий отпор со стороны кон-сервативного общества США. Рок-н-ролл явился первым стилем в современной популяр-ной музыке, развитым и играемым наравне как белыми, так и афроамериканскими испол-нителями, что в итоге привело к частичному снижению расовой накалённости тех лет (при том, что этот жанр был сугубо аполитичным).
Помимо песен, изначально написанных в новом стиле, ранние исполнители рок-н-ролла также исполняли народные песни, старые блюзы, кантри и джаз-композиции, при-давая им стилистику рок-н-ролльного звучания.
Признанным королем рок-н-ролла является Элвис Пресли. Наиболее популярные исполнители рок-н-ролла: Джерри Ли Льюис, Билл Хейли, Фитс Домино,
Чак Берри, Демс Дин, Литл Ричард,
Бадди Холли и группа «Крикетс» и др.
Рок-му́зыка (англ. Rock music) — обобщающее название ряда направлений популяр-ной музыки. Слово «rock» — (в переводе с английского «качать, укачивать, качаться») — в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощуще-ния, связанные с определённой формой движения, по аналогии с «roll», «twist», «swing», «shake» и т. п.
Рок-музыка имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл, поп-рок, брит-поп, до брутальных и агрессивных жанров — дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непри-нуждённого до мрачного, глубокого и философского. Часто рок-музыка противо-постав-ляется поп-музыке и т. н. «попсе». Несколько более определенно можно сказать о, так называемой, «музыкальной экспрессии», которая, в силу повышенной, в сравнении с иными видами музыки, динамики (громкости) исполнения (по разным источникам от 110 до 155 дБ), является особой для многих рок-стилей (направлений), поскольку даже звуча-ние большого симфонического оркестра находится в пределах 85 дБ и редко доходит до 115 дБ. («конкуренцию» в плане громкости могут составить лишь направления музыки, использующие электроакустическое звучание).