какое может быть эго

А! Надо знать, что такое Эго!

При произнесении этого слова у большинства сразу возникают негативные ассоциации, связанные с эгоизмом, себялюбием, гордыней и т.п., однако, что это такое по сути, редко кто пытался понять. Тем не менее, никто не станет отрицать, что ни один человек не может существовать без своего эго, ведь синоним эго – внутреннее «я».

Эго – это способность дуального восприятия мира, где «я» и «моё» противопоставлены «не я» и «не моё». Эго придает собственной сущности некую форму, приводит самосознание к конкретному объекту своего «я». Причём «я» всегда оценивается положительно, а «не я» может быть как привлекательным, так и враждебным.

Эго делает возможным осознание самого себя как отдельной личности со всеми присущими атрибутами данной реальности, такими как принадлежность к человеческой природе, пол, возраст, темперамент… Мир эго – это вся Вселенная глазами человека, стоящего в центре неё. Осознание своей самости есть не только у человека, но и у многих животных, которые имеют разные характеры и склонности, однако, человек, в отличие от животных, может сам влиять на своё эго, работать над ним, преобразовывать в разных направлениях, то есть, осуществлять самовоспитание своей личности. Обычно слово «эго» используют как синоним своего «я» или понятия «личность». В религиозной и психологической литературе написано множество книг по данному вопросу, про эго рассуждают как философы и мудрецы, так врачи и учителя. В этой статье мы постараемся рассмотреть место и роль эго в жизни человека, его эволюцию, функции и структуру, а также подойдём к решению такого вопроса, как борьба с эго. И начнём, пожалуй, с эгоизма – понятия, родственного эго.

Термин эгоизм обычно подразумевает величину эго, силу влияния эго на жизнь человека. В классическом определении эгоизм – это жизненная позиция, при которой удовлетворение личных интересов ставится превыше всего, вне зависимости от методов достижения и потребностей окружающих. Это самозащита и жизнеобеспечение своего «я». Эгоизм – естественный инстинкт выживания, без него мы бы не смогли отвоевать своё «место под солнцем», у животных он выражен весьма ярко. Однако люди, в силу своей разумности и духовности, придали эгоизму новые функции, заставив служить не конкретному индивидууму, а коллективу, обществу, нации.

Связь эго и эгоизма состоит в том, что эгоизм, как преданный жрец, служит своему богу «я». От того, насколько развито эго, как широко и в какой форме распространяются интересы нашего внутреннего «я» на окружающий мир, будут зависеть удовлетворяемые эгоизмом потребности и те приказы, которые эго ему отдаёт. У одного индивида его «я» требует всяческих удовольствий, а у другого – благополучия своего окружения. Некоторые скажут: «Какой же это эгоизм, служить интересам общества? Это альтруизм». Но если присмотреться, то служение обществу есть личная потребность внутреннего «я». Разница лишь в том, что эго в первом случае воспринимает себя отдельно от общества, но зависимым от него, и ради собственного благополучия вынуждено заботиться о нём, а альтруисты не выделяют своего «я» от окружения, служа общему так же, как эго служит самому себе. У альтруистов, в отличие от эгоистов, развито так называемое коллективное сознание, распространяющее индивидуальное эго на уровень всего сообщества.

В эпоху Просвещения зародилась теория «разумного эгоизма», предполагающая, что человек, оставаясь эгоистичным в своих действиях и устремлениях, тем не менее, учитывает и потребности общества, с целью самосохранения внутри него и стяжания общих благ. Эгоист в обществе обречён на взаимовыгодное сотрудничество. Родоначальником этой теории были А. Смит и К. А. Гельвеций, продолжили развивать эту теорию Фейербах, а также Г. Чернышевский. Противоположностью разумного эгоизма служит гедонизм, когда личные интересы всегда и везде ставятся выше, несмотря на возможные конфликты и явный вред, приносимый другим. У такого человека в итоге возникают серьёзные проблемы, а именно: потеря друзей, разлад в семье, сужение круга общения вплоть до одиночества.

Американский исследователь Дж. Роулз в своей книге «Теория справедливости» обозначил эгоизм трёх видов:

Диктатора, где все служат личным интересам одного индивида;
Исключительный, где некто имеет право нарушать моральные и нравственные нормы ради личной выгоды;
Общий, в котором каждый член социума действует в своих интересах.

Также эгоизм может носить явный и скрытый характер, может быть постоянным или проявляющимся время от времени (или относительно определённых явлений), в отношении группы эгоизм может быть семейным, клановым, государственным, национальным (национализм), экономическим, религиозным, классовым (приводящим к геноциду или апартеиду).

В отношении конкретной личности эгоизм, как правило, проявляется в виде тщеславия, гордыни, агрессивного соперничества, жажды власти и корысти, эгоисты не терпят критики, обидчивы, ревнивы и завистливы. Иногда эгоизм проявляется пассивно в виде трусости, лени, лживости и тотальной неприязни к окружающим.

В соответствии с эзотерическими учениями, ущербное эго в человеке может находиться в определённом месте – чакре – создавая там омрачение и приводя к эгоизму в той или иной форме.

В ведическом эпосе Махабхарата указываются 64 признака гордыни и эгоизма. Проработка и устранение этих признаков ведёт к избавлению от иллюзий и объективному восприятию реальности.

Уверенность в собственной постоянной правоте (непогрешимость).
Покровительственное отношение к другим, отношение свысока.
Чувство собственной исключительности.
Ощущение себя жертвой. Обидчивость.
Хвастовство.
Приписывание себе трудов и заслуг других людей.
Умение поставить соперника в невыгодное положение, управление людьми для достижения желаемого.
Контроль над ситуацией, но без несения ответственности за ситуацию.
Суетность, стремление часто смотреться в зеркало.
Выставление напоказ достатка, одежды и пр.
Непозволение другим помогать себе и неготовность работать вместе с другими.
Привлечение внимания к своей личности голосом, манерами, поведением.
Болтливость или постоянные разговоры о своих проблемах и биографии.
Излишняя впечатлительность или беЗчувственность. Поспешность в выводах или нежелание признавать факты.
Чрезмерная занятость своей персоной, интроверсия.
Сосредоточенность на том, что другие думают или говорят о тебе.
Использование слов, которые слушатель не понимает, и ты об этом знаешь.
Ощущение своей никчёмности.
Отказ измениться или мысли о том, что у тебя это не получится.
Непрощение себя и других.
Разделение людей на иерархические уровни по типу «кто лучше или важнее», затем поведение в соответствии с этой иерархией. Нежелание признавать старшинство.
Чувство, что ты становишься важным, когда делаешь конкретную работу.
Брать на себя непосильную работу, а также находить удовольствие в праздности.
Подозрительность к людям, Богу, Посланникам.
Состояние озабоченности тем, какое впечатление ты производишь на других.
Мысль о том, что ты выше обычного закона и выполняешь особую миссию.
Нежелание идти на риск посвящения себя важному, вдохновляющему делу. Нет высшей цели и творчества.
Сотворение кумира из себя и из других.
Отсутствие свободного времени для самопознания и общения из-за беЗпокойства о деньгах.
Изменение манеры поведения в зависимости от того, с кем имеешь дело. Отсутствие простоты в отношениях.
Поверхностность в чувстве благодарности.
Игнорирование «малых» людей. Извлечение выгоды из своего положения.
Невнимательность к тому, с чем соприкасаешься в данный момент.
Неосознание того, каким образом каждое из перечисленных составляющих гордыни проявляются в тебе.
Недооценка могущества иллюзии.
Наличие раздражительного тона, нетерпимость к проявлениям ошибок и недостатков. В целом сращивание с отрицательными и положительными состояниями психики.
«Я – тело и ум. Я обречён на жизнь в материальном мире».
Страх проявлять своё эмоциональное состояние и отношение, говорить сердцем.
Мысль о том, чтобы проучить кого-либо.
Неосознание предубеждений и нежелание их прояснять.
Распространение слухов и сплетён.
Неподчинение воле Бога и старших, зависимость от собственных желаний.
Зависимость от всего того, что услаждает чувства, безумие.
Недостаток самоуважения, основанного на понимании своей сущности.
«Тебе нет до меня никакого дела».
Безрассудство, подавленное чувство меры.
Наличие отношения: «Моя группа самая лучшая», «Я буду слушать только своих и служить только им».
Индивидуализм, нежелание быть в семье и в обществе и нести ответственность за близких людей в молитве и практических поступках.
Нечестность и непорядочность в отношениях.
Неспособность понимать других и приходить к общим решениям.
Желание всегда оставлять последнее слово за собой.
Прибегать к высказываниям авторитетов для того, чтобы не разбираться с конкретными ситуациями. Штампованное мировоззрение.
Зависимость от советов и мнений, безответственность.
Нежелание делиться своими знаниями и информацией с другими для того, чтобы иметь возможность контроля над ними.
Невнимание к физическому телу под предлогом духовности или чрезмерное внимание к нему в ущерб душе.
Мысль о том, что делать это должен именно ты, т. к. никто другой не сможет сделать это лучше.
Указание на ошибки другого в тоне осуждения или унижения.
Мысль о необходимости спасать других от их проблем (и мысль, и действие).
Общение и поддержка других, в результате которой они попадают в интеллектуальную и эмоциональную зависимость от наставника.
Изменение отношения к людям в зависимости от их мнений, внешнего вида и пр.
Пренебрежение внешними нормами и правилами культуры, принятыми в своём обществе и семье.
Ощущение права распоряжаться имуществом других и игнорирование норм, принятых в другой семье.
Сарказм, цинизм и грубость в высказываниях и чувствах.
Отсутствие счастья.

Также по ведическим источникам есть 18 признаков эго, проявляемого во внешности человека:

Быстрая походка
Громкая речь
Быстрая речь
Жестикуляция во время разговора
Громкий смех
Много мимики на лице
Невыполнение своих обязанностей
Наличие симпатий и антипатий в отношении людей
Излишняя забота о своём теле
Рассказ о своих болезнях другим людям
Вялость в выполнении физической работы
Убеждённость в своей внешней красоте
Привлечение внимания к себе с помощью телодвижений
Бездействие Некачественное выполнение работы
Надменный и авторитарный тон
Перебивание других при разговоре
Частое употребление в речи «Я», «мне», «моё»

Источник

Какое может быть эго

Эго человека, как одна из трех сущностей [есть также Ид и Супер-Эго], предложенных Зигмундом Фрейдом для понимания динамики человеческой психики, является довольно важным понятием не только для психологии, но и вообще для жизни. Благодаря этому понятию мы можем позволить себе задуматься над тем, кто мы такие, как формируется наше представление о самих себе и насколько оно адекватно действительности. А результат таких размышлений в свою очередь позволит нам принимать предельно разумные решения в различных жизненных ситуациях, грамотно оценивая свои силы и возможности. Об Эго необязательно читать, чтобы понять, что оно есть. Любой человек, даже не обладая достаточно обширными знаниями в области психологии и не знакомый с теориями Фрейда, тем не менее может почувствовать, а затем и осознать, что есть в нем какое-то особое представление о самом себе, как о личности, как о ком-то кого он может назвать своим “Я”. Оно, это Я, нам всем необходимо, потому что оно позволяет нам контактировать с внешним миром через призму наших личных эгоистических интересов. Но при этом оно дает нам искаженное представление о самих себе, мешая нам видеть себя такими, какие мы есть, а не какими себе кажемся. В этой статье мы обсудим наше Эго преимущественно с практической точки зрения, чтобы понимать, как наше Я влияет на нас и как мы можем на него повлиять, чтобы эффективно преследовать и отстаивать свои интересы и не иметь наиболее распространенных проблем, связанных с Эго.

Что такое Эго

Вначале еще раз вкратце дадим определение тому, что обсуждаем. Эго – это внутреннее “Я”. Оно позволяет человеку воспринимать себя, как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности, цели. То есть, по сути, оно и есть наша личность, точнее, наше представление о себе, как о личности. Благодаря Эго человек отделяет себя от других, с точки зрения своих интересов, желаний, особенностей. Эго – это наша с вами мнимая сущность, не существующая в реальности, это наша ложная самоидентификация. Вот мы говорим: “Я” и дальше уже у нас набор представление о том, кто этот Я такой.

Ид – это бессознательная часть психики. Это врожденные, инстинктивные аспекты личности человека. Другими словами – это наша животная сущность.

Супер-Эго – это сущность, отвечающая за моральные и религиозные установки человека, за нормы его поведения и моральные запреты. К функциям Супер-Эго, оно же Сверх-Я относится самонаблюдение, совесть и формирование идеалов человека. Супер-Эго формируется в процессе воспитания и образования. Это некий идеал, который человек хочет в себе видеть, его, так скажем, правильная с позиции общественного мнения личность, благодаря которой он отличает правильные поступки от неправильных.

Нас с вами интересует именно Эго, поэтому остановимся на нем. Наше Эго является посредником между “Оно” [наши инстинктивные влечения] и “Супер-Эго” [цензурой]. Оно дает нам представление о себе здесь и сейчас. А Супер-Эго – это идеал, к которому мы стремимся, ну или хотим соответствовать, если уже считаем себя близкими к идеалу. С его помощью мы держим свое Эго в рамках идеалистических стандартов. Таким образом, Эго – это промежуточное звено между нашей животной сущностью и идеальной, совершенной личностью, в том смысле, в каком мы ее принимаем, согласно тем общественным установкам, которые мы впитали, живя в человеческом обществе. Таким образом, Эго помогает нам взаимодействовать с окружающими людьми, с одной стороны не в ущерб нашим интересам, а с другой, с учетом общественного мнения и порядков. Давайте более подробно обсудим роль Эго в нашей жизни и то, как оно в нас формируется.

В чем польза Эго

Как я уже сказал, благодаря Эго человек осознает себя как личность, у которой есть свои интересы, желания, потребности и мнение, которое все эти вещи отражает. Эго позволяет нам думать о себе так, как это необходимо, чтобы мы были нацелены на борьбу за свои интересы. Именно благодаря Эго мы с вами не считаем себя хуже других, именно благодаря ему мы ценим свою жизнь и не готовы расстаться с ней ради кого-то другого, если только этот другой для нас не настолько важен, что мы сознательно готовы выбрать его вместо себя. Но даже в этом случае Эго будет сопротивляться, призывая нас подумать в первую очередь о себе. Одним словом, благодаря Эго мы любим себя и жизнь.

Также благодаря ему мы заставляем других людей любить и ценить нас. Ведь Эго искажает наше мнение о самих себе не только для нас, но и для окружающих людей, которых мы также убеждаем в своей ценности и уникальности. Вернее, оно само по себе является таким искаженным мнением, но прежде чем им стать, Эго помогает нам определенным образом воспринимать информацию о себе, фильтруя все плохое и оставляя, и приумножая все хорошее, чтобы мы считали себя лучше, чем есть на самом деле. То есть искажение всегда идет в лучшую сторону. И думая о себе очень хорошо, мы и другим людям внушаем это мнение, вынуждая их тоже думать о нас лучше, чтобы они лучше к нам относились. Другими словами, наше Эго помогает нам приукрасить свою личность для окружающих. Мы, можно сказать, набиваем себе цену благодаря ему. А вот когда наше мнение о себе ухудшается, то у нас возникают проблемы, в виде низкой самооценки, неуверенности в себе, депрессии и даже суицидальных мыслей. Только с подавленным Эго человек может прийти к мысли о том, чтобы причинить себе вред. И точно также люди, Эго которых не выполняет своих обязанностей, позволяют окружающим плохо к себе относиться.

Таким образом, Эго защищает нас еще и от людской агрессии, преимущественно, психологической. Когда кто-то пытается подавить нас морально, оно сопротивляется этому и не позволяет нам поверить в плохое мнение о себе. Наше Эго берет из внешнего мира преимущественно такие факты, которые показывают нам нас в самом лучшем свете. А плохое отсеивает. Если кто-то убеждает нас в том, что мы плохие, глупые, слабые, что мы в чем-то не правы, Эго отражает эти атаки, не позволяя принизить нас в наших собственных глазах. Даже простое нежелание выслушивать о себе что-то плохое – это защитная функция Эго. Она примитивная, но в некоторых случаях без такой защиты никак не обойтись. Но если агрессоры побеждают наше Эго, мы можем перестать отстаивать свои интересы, веря в то, что не заслуживаем ничего хорошего. Мы можем начать думать, что должны быть наказаны за свои проступки, грехи, поэтому перестанем защищать себя. Мы становимся покорными, уступчивыми, безвольными, если наше Эго побеждено. Так человек сначала становится рабом внутри своей головы, а потом уже и внешне превращается в раба, смирившегося со своей участью жертвы. Так что без Эго, как видите, жизнь могла бы быть просто ужасной. И те люди, Эго которых подавлено, целиком зависят от мнения окружающих людей о себе. Что, как вы понимаете, совсем не хорошо, ведь люди эгоистичны и поэтому будут использовать незащищенного человека в своих интересах, говоря ему только такие вещи о нем самом, какие им выгодны. Вот это что касается пользы Эго. Теперь давайте поговорим о его недостатках.

Проблемы с Эго

Проблемы с Эго являются обратной стороной его достоинств. Все-таки, речь идет об искаженном самомнении, пусть даже и искажено оно в лучшую для человека сторону. Все равно, не объективный взгляд на себя, мешает принимать полезные и адекватные решения, человек оказывается просто ослеплен своим Эго. Он может сильно преувеличивать свои возможности, пытаясь разгрызть орешек, который ему не по зубам. В результате зубы ломаются. С этой точки зрения наше Эго обманывает нас нам же во вред.

Вообще, Эго человека часто преподносится разными специалистами, мыслителями, писателями и религией исключительно в негативном свете, как некий внутренний враг, с которым нужно бороться и в конечном счете его обязательно надо победить. И тогда человек вроде как мудрым станет. В таких случаях Эго ассоциируется с гордыней, тщеславием, нарциссизмом, жадностью и некоторыми другими пороками. Но это не всегда так. Я с такой враждебной позицией по отношению к Эго не согласен. Конечно, Эго приводит к эгоизму, делает человека ненасытным, чрезмерно требовательным к окружающим, когда он необоснованно считает, что заслуживает большего и лучшего, что он всегда все делает правильно, а ошибаются только другие. Все эти заблуждения имеют место быть. Однако, это происходит в тех случаях, когда человек просто не задумывается о своем Я, не пытается его понять. Да, мы можем быть упертыми из-за нашего Эго в своих чрезмерных желаниях, капризах, можем давать волю своим страстишкам, считая, что мир крутится вокруг нас. Но когда человек знает, что есть разница между его мнением о себе и тем, что можно считать объективностью, а это и мнения других людей о нем, и его реальные возможности, он перестает полностью доверять своему мнению о себе, причем без ущерба для своего психологического комфорта. Надо просто понимать, как формируется собственное Я. Таким образом, основная проблема с Эго – это элементарное незнание и не понимание того, что оно из себя представляет, в чем его смысл и как на него реагировать. С этим часто сталкиваются молодые люди, которые еще очень мало знают о жизни и поэтому не могут в ней грамотно сориентироваться. Они сконцентрированы на самих себе, Эго держит их в плену собственных иллюзий, и они ему безоговорочно доверяют. И только расширение своих представлений о жизни, в том числе и через собственные ошибки, может позволить им начать более трезво оценивать свои возможности. Так что грамотно бороться со своим Эго, значит просто думать о том, что оно нам говорит через наши мысли о самих себе. Нельзя безоговорочно верить своему Я, оно всегда нуждается в критической оценке.

Еще одна проблема, связанная с Эго – это слишком бережное отношение человека к себе. При таком отношении человек мнит себя особенной личностью, которой не к лицу заниматься тяжелыми и грязными делами, выходить из зоны комфорта, кому-то подчиняться и так далее. С одной стороны, это хорошо, когда человек себя бережет, когда тянется к комфорту, легкой жизни, не требующей от него лишних с его точки зрения усилий. Но совершенно очевидно, что в жизни не всегда все дается легко и порой нужно иметь характер, чтобы добиться своих целей, который в свою очередь формируется благодаря нашей воле, когда мы что-то делаем через “не хочу” и даже через “не могу”, потому что просто надо, нам надо. Впрочем, воля тоже зависит от Эго и если человек себя убедит в том, что некоторое самопожертвование ему необходимо, что оно для него выгодно, что надо себя потрепать немного, ради достойных целей, он его совершит, не переступая через свое Эго, потому что оно его поддержит в этом решении. Но чаще все-таки Эго вынуждает человека беречь себя и избегать различных трудностей, поэтому оно отрицательно сказывается на формировании характера.

Фанатичная концентрация человека на собственном мнении – это еще одна негативная сторона его Эго. Человек в таком случае слушает только себя и больше никого не слышит, и не хочет слышать. Для него есть только одно правильное мнение, его. По сути, это эгоизм, примитивная черта нашего Я, призывающая нас думать только о себе, даже если это нам вредит. Вот мы и придерживаемся своего мнения, не думая о том, насколько оно верно. А поскольку то, что люди называют своим мнением, ими чаще всего позаимствовано у кого-то другого, обычно каких-то мыслителей, а не создано самостоятельно, путем долгих и изнурительных размышлений, то его целью является преследование личных интересов, не более того. Никакой правды люди не ищут, никакая истина им не нужна, они ищут только собственную выгоду. Человек говорит: “Мое мнение”, а подразумевает: “Мое желание”, он говорит: “Я думаю”, а на самом деле имеет в виду: “Я хочу”, хотя люди сами не всегда это понимают. Они могут настаивать на своем мнении не потому, что оно на самом деле их и даже не потому, что считают его правильным, а просто потому, что оно им выгодно. Но не признают этого, даже для самих себя. Только вот, таким способом в этом мире не всегда возможно добиться своих целей, такая упертость нас ограничивает. Так можно нажить себе массу врагов или остаться в одиночестве. Эго, конечно, скажет человеку, что он все равно прав, к каким бы результатам он не пришел, это они, другие люди, все не правы, вот только это мало что даст. Без поддержки людей, без сотрудничества с ними, в этой жизни далеко не уйдешь.

Признание только своего мнения мешает человеку учиться на своих ошибках, коим всегда есть место в этой жизни. Он их просто не признает, обвиняя во всех своих проблемах других людей. Его Я говорит ему, что он все сделал правильно, не совершил никаких ошибок [несмотря на отсутствие положительного результата или на наличие негативного], поэтому менять ничего не нужно, разбираться в себе не надо, а тем более критиковать и наказывать себя. Во всем виноваты либо другие люди, любо обстоятельства. Эго тут защищает психику человека, чтобы она не травмировалась из-за неудач и осознания собственной слабости, выше я об этом писал, но при этом человеку закрывается доступ к размышлению над причинами произошедшего, в числе которых непременно будут и его собственные неправильные действия. Собственно говоря, все наши проблемы мы можем свести к своим действиям, совершенным или несовершенным. Ну может быть какая-то малая часть наших неудач от нас и не зависит вообще, но во многом мы управляем своей жизнью, вернее, можем ею управлять. Но наше Эго, часто вмешивается в это управление не самым лучшим образом, вынуждая нас замечать только светлую сторону своих поступков. Негатив отвергается, как опасный для психики сигнал. Причем, чем чаще человек сталкивался в своей жизни с критикой со стороны других людей, чем сильнее его подавляли, тем сильнее Эго защищает его от любого негатива, в том числе конструктивного, в виде той же обоснованной критики. Хотите, чтобы человек постоянно наступал на одни и те же грабли, начните критиковать его по поводу и без повода, особенно в детстве, когда психика и ум еще не окрепли и человек все воспринимает очень серьезно, и вы получите индивида, который настолько насытился негативом, что больше не желает его принимать, даже если ему это необходимо делать ради собственной пользы. Эго такого человека становится непробиваемым, а сам он становится до безумия упрямым, никогда не признающим своих ошибок, как бы больно ему из-за них не было. Вот так Эго нам помогает, решая одну проблему, оно может создать другие.

И еще Эго мешает человеку кого-то по-настоящему любить. Ведь чтобы любить полноценной взрослой любовью, нужно быть готовым к тому, чтобы поставить любимого человека и его интересы выше себя. Потому что любовь требует того, чтобы человек отдавал, а Эго и вызываемый им эгоизм, наоборот, призывает только брать. Поэтому в человеке с раздутым Эго любовь не возникает. У него может быть только любовь к самому себе, при которой он хочет быть с кем-то, кто ему чем-то нравится. Например, если речь идет о мужчине, он может любить красивую женщину не потому, что она сама по себе ему дорога, а потому, что ему хочется обладать красивой вещью, ради себя любимого. Такая любовь недолговечна и ненадежна. Или женщина, может любить мужчину не потому, что он сам по себе является интересной личностью, а потому, что он, скажем, богат или знаменит. Так у нее выражается любовь к самой себе, она просто хочет иметь что-то лучшее, чем большинство других вариантов, чтобы чувствовать себя лучше других людей. Эго таких людей призывает их взять что-то хорошее, желательно самое лучшее, а о том, чтобы отдавать, делать что-то для любимых людей, ради них, а не ради себя, они даже не думают. Из-за своего непомерного Эго такие люди, когда сходятся с себе подобными, часто стремятся просто использовать друг друга, у них преобладает рыночный подход в отношениях, когда речь идет о стремлении получить выгоду от партнера, а не о чувствах к нему и гармонии в отношениях.

Борьба с Эго

Размышляя об Эго в целом и о своем собственном Я, я пришел к выводу, что никакой борьбы с ним быть не должно. Каким бы не было наше мнение о самих себе, как бы мы себя не идентифицировали, наше Я – не враг нам. Пусть это и не самый разумный друг, и союзник, но зато надежный и верный, который заинтересован в нашем процветании. Я считаю, что человеку просто нужно уметь отделять себя от своего Эго, как некую личность, которую он плохо знает от той личности, которой он хочет быть. И говоря о том, каким человек хочет быть, я имею в виду не Супер-Эго, а просто Эго, то есть того, кем он себя считает. Надо просто понять, что наше мнение о себе живет только в нас самих, а снаружи мы совсем другие люди. Одного этого понимания будет достаточно, чтобы не находиться в плену иллюзий, созданных нашим Эго.

Эго нуждается не столько в усмирении, сколько во внимании к себе. А уж побеждать его и вовсе не нужно. Это мое личное мнение. Эго отвечает за наше выживание в первую очередь на психологическом уровне. Мы не должны терять себя в этом мире, чтобы не стать тенью кого-то другого, чтобы не позволить никому помыкать собой. А если человека обезличить, то он как раз-таки станет марионеткой, не имеющей, ни собственного мнения, ни воли к жизни. Что может прийти на место Я? Только разве что только Мы. А вы разве хотите быть частью чего-то, какого-то общества, коллектива, где вы, в силу отсутствия у вас вашего Я, будете легко заменимы? Не думаю, что это достойная для человека участь. Поэтому призывы бороться с Эго, по моему мнению, это стремление подчинить волю человека, неважно кому. Как только человек теряет себя, как только он начинает думать, что его роль в этом мире несущественна, он становится легкой добычей более сильной личности. И попав под чужое влияние, он теряет свободу, а без свободы [пусть и относительной] полноценное счастье невозможно.

Проблемы с нашим Я отрицать, конечно, не стоит. Мы должны понимать, что не все о себе знаем, что не до конца себя понимаем, поэтому можем сильно ошибаться на счет своих возможностей. Обращаясь к каждому отдельно взятому человеку, я хочу сказать: Эго – это не ты, Эго – это то, что ты считаешь собой. Нужно почаще рефлексировать, думать о себе, своих поступках, желаниях, мыслях, искать причину, по которой они возникают, думать о том, как каждый из нас выглядит со стороны, обдумывать мнение других людей о себе, а не просто отмахиваться от него, если оно нам не нравится. Все это позволит не зависеть от Эго, а значит и не быть жертвой его иллюзий.

Также надо понимать, что из-за своего Я человек может стать жертвой чужих манипуляций. Эго весьма податливо внешнему влиянию, если оно обращается именно к нему. Похвалите человека и его Эго раздуется до неимоверных размеров, и он потеряет контроль над собой, а поругайте, и человек погаснет, опустит руки и потеряет веру в себя. И хотя Эго защищает нас от критики, испортить или улучшить нам настроение, через воздействие на него, может практически каждый. Чтобы этого не допустить, важно уметь прислушиваться к разным точкам зрения о себе, чтобы не было такого, что одно мнение о себе мы принимаем, потому что оно нам нравится, а другое отвергаем, как неудобное, неприятное, не совпадающее с нашим собственным мнением о себе. То есть, надо приучить себя к спокойному отношению к любым мнениям о себе и к плохим, и к хорошим. Потому что у разных людей разные поводы говорить о нас что-то определенное, в зависимости от наших поступков, слов, от ситуаций, в которых мы оказались. Объективностью тут является то, что мнение других людей о нас такое же субъективное, как и наше собственное мнение о себе. И только приняв во внимание множество таких мнений, можно получить какую-то объективность. Но это сложно сделать. Для этого человек должен обладать хорошим психологическим здоровьем. А если в его прошлом имеется много болезненных моментов, когда его подавляли и унижали, то его уже никакая объективность не интересует, так как его Эго слишком сильно фильтрует негатив, компенсируя таким образом старые психологические травмы. Так что в этом случае надо поправлять свое психологическое здоровье.

В жизни вообще многое влияет на размеры нашего Эго. Успех в каких-то делах, общественное признание, большие деньги, большие возможности и власть – все это позволяет человеку думать о себе не просто хорошо, а как о великой, выдающейся личности. Некоторые люди начинают мнить себя богами, считая, что во многом и намного превосходят других людей. Вот у них Эго имеет поистине космические масштабы. С одной стороны, это позволяет им действовать смело, уверенно, напористо, агрессивно, что при более или менее грамотном расчете позволяет им добиваться новых и очень больших побед. Чувство превосходства над другими избавляет их от сдерживающего страха, из-за которого люди проявляют нерешительность. Но, с другой стороны, столь раздутое Эго способно привести таких людей к катастрофе, когда они пытаются совершить невозможное, когда переоценивают свои силы. Они теряют бдительность, действуют неосторожно, неоправданно рискуют, начинают безоговорочно верить тем, кто им льстит, потому что сами верят в то же самое и из-за всего этого могут совершить катастрофические ошибки. Тут уже требуется спускание с небес на землю. Своим умом люди редко это делают, я даже не могу припомнить сейчас таких примеров, когда вот так человек взял и образумился, без всяких внешних стимулов. В основном приходится говорить о падении с небес на землю, из-за каких-нибудь потрясений, когда жизнь наказывает человека за его безрассудство.

Примеры с непомерно раздутым Эго можно часто наблюдать в политике. Люди, особенно те, которые долго находятся у власти и по ряду причин не боятся ее потерять, становятся настолько далекими от реальности, что принимают совершенно необдуманные решения, приводящие к крайне негативным последствиям, как для всего общества, так и для них самих. И что особенно страшно – не всегда люди, допустившие такие ошибки, хотят их признавать, а значит и исправлять. Тоже случается и с начальниками самодурами, из-за искаженного самомнения которых страдает большое число людей. Так что если человек сам не задумывается о своем Эго, о том, что оно из себя представляет, как влияет на него, то тогда законы жизни приведут его к неизбежным для него результатам.

Эго – очень тонкая штука, как, впрочем, и вся человеческая психика. На него столько всего способно повлиять, начиная с внешних факторов и заканчивая собственными размышлениями человека о себе. Это значит, что его роль в нашей жизни очень важна. Отказываться от него через борьбу с ним, все равно что лишать себя каких-то внутренних органов, считая, что они нам не нужны. А в данном случае наше Я можно было бы сравнить с достаточно важным органом, а не с аппендицитом каким-нибудь. Поэтому борьба с Эго, по моему, подчеркиваю, мнению, не нужна. Но нужно думать о нем, чтобы не забывать о его существовании и влиянии на нас. А по возможности, нужно анализировать свое Я, изучать его составные части, чтобы понимать, какие вещи вынудили нас сложить о себе такое мнение, каким оно в настоящий момент является. Когда вы это узнаете, то и понимание того, как относиться к этому мнению к вам обязательно придет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *