На страницах нашего онлайн портала alivahotel.ru мы расскажем много самого интересного и познавательного, полезного и увлекательного для наших постоянных читателей.
Возможности имеются в 25-30 местах земного шара для сооружения данных электростанций. Самыми большими ресурсами приливной энергетики обладают: Россия, Франция (здесь построена в 1967 году первая в мире приливная электростанция), Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.
2. Волновые электростанции, использующие энергию морских течений.
Самые продуктивные акватории Мирового океана-это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США (моря: Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское, северные части Атлантического и Тихого океанов). Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн т в год.
• Мировой океан обслуживает около 4/5 всей международной торговли.
• Число крупных и средних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,5 тыс.
Транспортное значение Мирового океана очень велико.
Океан «болен», в него ежегодно попадает 1 млн т нефти (от катастроф танкеров и буровых платформ, слива нефти с загрязненных судов). Отходы промышленности: тяжелые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах и др. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки.
1. Система экологических, технических и социальных мер одновременно.
2. Международные соглашения по Мировому океану, ибо мертвый океан не нужен человечеству.
Образовательные: способствовать формированию представлений о видах и масштабах использования ресурсов Мирового океана; сформировать знания о размещении ресурсов Мирового океана на планете; оценить перспективы использования ресурсов Океана; дать оценку влияния хозяйственной деятельности человека на Мировой океан; рассмотреть пути решения проблем загрязнения Океана.
Развивающие: способствовать развитию внимания и памяти, умения выделять главное, обобщать посредством включения учащихся в самостоятельную деятельность по конспектированию материала; содействовать развитию познавательного интереса через применение ИКТ для изучения нового материала; продолжить отработку умения работать с контурной картой и атласом.
Воспитательные: содействовать формированию понимания взаимозависимости человека и природы; воспитание экологических ценностей на примере рационального использования ресурсов Океана.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: лекция с использованием ИКТ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация в программе Power Point “Ресурсы Мирового океана”, контурная карта, атлас, карта настенная “Политическая карта мира”, “Экологические проблемы мира”, учебник “Экономическая и социальная география мира”.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I. Орг. момент.
— Приветствие. Проверка отсутствующих.
Подготавливаются к уроку.
II. Изучение нового материала.
— На сегодняшнем уроке мы с вами продолжим знакомиться с разнообразными природными ресурсами мира.
1. Классификация ресурсов Мирового океана.
— Великий неизвестный – именно так до сих пор называют Мировой океан ученые-океанологи. Ведь, несмотря на то, что человечество вот уже полвека осваивает космос, океанские глубины остаются, во многом, не изучены. Что же скрывают эти глубины? Попробуем хотя бы приоткрыть эту тайну сегодня на уроке.
— Как вы уже поняли, тема урока – “Ресурсы Мирового океана”. (Слайд 1) Запишите её себе в тетради.
— На первом уроке по разделу “Мировые природные ресурсы” мы с вами вспомнили, что все природные ресурсы делятся на две группы. Какие?
— Верно. (Слайд 2) Объясните же, к какой группе – исчерпаемым или неисчерпаемым – относятся ресурсы Мирового океана?
— Таким образом, можно сделать вывод, что ресурсы Мирового океана приобрели определённую самостоятельность, и рассматривать их необходимо с точки зрения и исчерпаемости, и неисчерпаемости. Поэтому дополним схему, которую мы начали на прошлом уроке.
— Классификацию ресурсов Мирового океана можно представить в виде схемы. (Слайд 4)
— Виды ресурсов Мирового океана: биологические, минеральные (морская вода и минеральные ресурсы дна океана), энергетические и рекреационные.
— Запишите в свои тетради данную схему, и по ходу моего рассказа вам необходимо будет её дополнить в течение урока.
2. Главный ресурс Мирового океана – морская вода.
— “Помимо выделения химических элементов морская вода может быть использована для получения необходимой человеку пресной воды. Сейчас имеется в наличии много промышленных методов опреснения: применяются химические реакции, при которых примеси удаляются из воды; солёную воду пропускают через специальные фильтры; наконец, производится обычное кипячение.” [1]
— Крупнейшие производители пресной воды — Кувейт, США, Япония.
3. Минеральные ресурсы дна океана.
(Слайд 6) Кроме собственно морской воды минеральные ресурсы Мирового океана представлены и полезными ископаемыми его дна.
— Посмотрите на карту “Ресурсы Мирового океана” в атласе, в какой его части расположены месторождения фосфоритов?
— “Фосфориты можно использовать в качестве удобрений, причём запасов хватит на ближайшие несколько сот лет.
— Зато полным ходом идёт разведка и добыча нефти и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи приближается к 1/3 мировой добычи этих энергоносителей.” [1]
— (Слайд 7) В особо крупных размерах идёт разработка месторождений в Персидском, Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном море; нефтяные платформы протянулись у берегов Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и Каспийском морях.
— Откройте контурные карты и отметьте на ней основные месторождения нефти, расположенные на шельфе Океана.
4. Энергетические ресурсы Мирового океана.
— (Слайд 8) Проблема обеспечения электрической энергией многих отраслей мирового хозяйства, постоянно растущих потребностей более чем шестимиллиардного населения Земли становится сейчас все более насущной.
— Основу современной мировой энергетики составляют тепло- и гидроэлектростанции. С середины 20 века началось изучение энергетических ресурсов океана. Они представляют большую ценность как возобновляемые и практически неисчерпаемые.
— Океан – гигантский аккумулятор и трансформатор солнечной энергии, преобразуемой в энергию течений, тепла и ветров. Энергия приливов – результат действия приливообразующих сил Луны и Солнца.
— Приливные электростанции имеются во Франции в устье реки Ранс, в России — Кислогубская ПЭС на Кольском полуострове, в заливе Фанди (Канада), на побережье Кимберли в Австралии и т.д.
— Разрабатываются и частично реализуются проекты использования энергии ветров, волн, течений, тепла, образующегося в недрах океанического дна.
— Воды Мирового океана обладают огромными запасами дейтерия — топлива для будущих термоядерных электростанций.
5. Биологические ресурсы Мирового океана.
— Биологические ресурсы Мирового океана многообразны. По масштабам использования и значению, ведущее место среди них занимает нектон, то есть активно плавающие в толще воды животные (рыбы, моллюски, китообразные и др.). Главным образом, ведется добыча рыбы, на которую приходится 85% используемой человеком морской биомассы.
— Бентос, то есть донные растения и животные, используется пока недостаточно: в основном двустворчатые моллюски (гребешки, устрицы, мидии и др.), иглокожие (морские ежи), ракообразные (крабы, омары, лангусты). Все большее применение находят водоросли. Миллионы людей употребляют их в пищу. Из водорослей получают лекарства, крахмал, клей, изготавливают бумагу, ткани. Водоросли— отличный корм для домашнего скота и хорошее удобрение.
— Ежегодно вылавливается 85-90 млн. т рыбы, моллюсков, водорослей и других продуктов. Это обеспечивает около 20% потребности человечества в белке животного происхождения.
— (Слайд 10) Всё более широкое распространение получает марикультура – искусственное разведение и выращивание на морских плантациях морских организмов (моллюсков, ракообразных, водорослей) – и аквакультура – разведение водных организмов в пресной воде.
— (Слайд 11) В Мировом океане есть более или менее продуктивные акватории. К числу наиболее продуктивных принадлежат Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское и Японское моря. При этом 63% мирового улова приходится на Тихий океан, Атлантический и Северный Ледовитый океаны обеспечивают около 28% мирового улова, Индийский океан обеспечивает лишь около 9%.
— Отметьте на контурной карте наиболее продуктивные акватории Мирового океана.
6. Рекреационные ресурсы Мирового океана.
— (Слайд 12) Мировой океан обладает огромными рекреационными ресурсами. Еще древние греки и римляне высоко ценили морские купания и плавание. Само пребывание у моря и на море благотворно влияет на здоровье и настроение человека.
— Наиболее посещаемыми являются Средиземное, Карибское и Красное моря.
— Отметьте их на контурной карте.
— Океан, будучи кладовой разнообразнейших богатств, также является бесплатной и удобной дорогой, которая связывает удаленные друг от друга континенты и острова. Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, служа развивающемуся мировому производству и обмену.
7. Проблемы Мирового океана.
— Мировой океан может служить переработчиком отходов. Благодаря химическому и физическому воздействию своих вод и биологическому влиянию живых организмов, он рассеивает и очищает основную часть поступающих в него отходов, сохраняя относительное равновесие экосистем Земли. Однако человек не сумел сохранить девственность Мирового океана.
— (Слайд 13) При интенсивном использовании ресурсов Океана происходит его загрязнение в результате сброса в реки и моря промышленных, сельскохозяйственных, бытовых и других отходов, судоходства, добычи полезных ископаемых.
— Особую угрозу представляет нефтяное загрязнение и захоронение в глубоководных частях океана токсичных веществ и радиоактивных отходов.
— Если посмотреть на карту “Экологические проблемы мира”, можно увидеть, насколько сильно загрязнён Океан.
— Приведите примеры наиболее загрязненных районов Мирового океана.
— (Слайд 14) Проблемы Мирового океана требуют согласованных международных мер по координации использования его ресурсов и предотвращению дальнейшего загрязнения, ведь близок день, когда неумолимо растущее население мира, истратившее свои последние ресурсы на суше, обратит свои полные надежды взоры к морю. Море обеспечит и продуктами питания, и даст нашей промышленности минеральное сырьё, и снабдит нас неисчерпаемыми источниками энергии, и станет местом нашего отдыха. Только нужно сберечь его до этого дня!
Воспринимают рассказ учителя.
Записывают тему в тетради.
Ответ: Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою очередь делятся на возобновимые и невозобновимые.
Тест по теме «География мировых природных ресурсов» (10 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме: География мировых природных ресурсов
1. Какие из указанных утверждений верны?
а) Географическая среда — часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.
б) Понятие «природа» более широкое, чем понятие «географическая среда».
в) Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества.
г) Все перечисленные.
2. Ресурсами, выделяемыми по характеру использования, являются:
а) минеральные; б) рекреационные; в) климатические; г) таких ресурсов нет.
3. Для стран Южной Америки, расположенных в Андах, характерно:
9. Какие виды рекреационных ресурсов отсутствуют на побережье Средиземного моря?
а) исторические памятники; б) целительный климат; в) таежные лесные массивы; г) все перечисленные.
10. Какое из указанных утверждений вы считаете неверным?
б) Увеличение численности населения в развивающихся странах благоприятно скажется на качестве воды в них.
в) Из-за усиления воздействия человека на природу число охраняемых территорий будет расти.
Тест по теме: География мировых природных ресурсов
1. Выберите верное утверждение.
а) Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее.
б) Вопросы охраны природных ресурсов, их воспроизводства и экономической оценки изучает географическое ресурсоведение.
в) Мониторинг — система наблюдений за состоянием окружающей среды.
г) Все перечисленные утверждения верны.
2. Какое из указанных утверждений является правильным?
а) Железные руды — невозобновимые и исчерпаемые горючие минеральные ресурсы.
б) Алмазы — возобновимые и неисчерпаемые нерудные минеральные ресурсы.
в) Энергия ветра относится к неисчерпаемым ресурсам.
3. Для стран Аравийского полуострова характерно:
а) высокая обеспеченность топливными полезными ископаемыми;
б) бедность рудными полезными ископаемыми;
в) наличие отдельных видов нерудных полезных ископаемых;
г) все перечисленное.
4. В какой из указанных стран наиболее низкий душевой показатель обеспеченности пашней?
10. Какое из приведенных утверждений является неверным?
а) По мере истощения минеральных ресурсов суши люди все чаще будут использовать морскую воду для получения различных химических элементов.
б) Площадь тропических лесов сокращается настолько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезновение многих видов растений и животных.
в) Добыча нефти на морском шельфе и дальнейшая ее транспортировка на сушу полностью исключают нефтяное загрязнение Мирового океана.
ОТВЕТЫ на тест по теме 2. География мировых природных ресурсов
1. г. 2. б. 3. г. 4. б. 5. в. 6. в. 7. б. 8. д. 9. в. 10. б.
1. г. 2. в. 3. г. 4. д. 5. б. 6. г. 7. г. 8. б; в. 9. а. 10. в.
Какое море относится к числу наиболее продуктивных
1. Для стран Аравийского полуострова характерно: a. высокая обеспеченность топливными полезны¬ми ископаемыми; b. бедность рудными полезными ископаемыми; c. наличие отдельных видов нерудных полезных ископаемых; d. все перечисленное. 2. В какой из указанных стран наиболее низкий душевой показатель обеспеченности пашней? a. Бразилия b. США c. Россия; d. Франция; e. Япония. 3. Какая из названных стран обладает наибольшие запасами пресной воды? a. Египет b. Канада c. Индия; d. Италия; e. Казахстан 4. Выберите неправильное утверждение. a. Австралия опережает все регионы мира по доле пастбищ и естественных лугов в земельном фонде. b. Россия возглавляет первую десятку стран по размерам лесной площади. c. Территория Китая входит как в северный, так и в южный лесной пояс. d. Южная Америка — регион, наименее обеспе¬ченный пресной водой. 5. Какое из указанных морей относится к числу наи¬более продуктивных? a. Норвежское; b. Аральское; c. Красное; d. Средиземное; e. Саргассово. 6. Какие из приведенных утверждений являются неверными? a. По мере истощения минеральных ресурсов су¬ши люди все чаще будут использовать морскую воду для получения различных химических элементов. b. Площадь тропических лесов сокращается на¬столько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезнове¬ние многих видов растений и животных. c. Добыча нефти на морском шельфе и дальней¬шая ее транспортировка на сушу полностью исклю¬чают нефтяное загрязнение Океана. d. Топливные полезные ископаемые – невозобновимые исчерпаемые природные ресурсы e. Растительность и почвенный покров – невозобновимые природные ресурсы f. Энергия солнца, ветра – неисчерпаемые природные ресурсы g. Алмазы – возобновимые исчерпаемые природные ресурсы h. Энергия приливов и отливов – исчерпаемые природные ресурсы 7. Верно ли утверждение: «Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются фосфориты, нефть, природный газ, железная руда»? a. верно b. неверно. 8. Отметьте две страны обладающих мощным гидроэнергетическим потенциалом: a. Египет; b. Заир; c. Ливия; d. Венгрия: e. Монголия; f. Канада; g. Австралия; h. Франция; i. Великобритания; j. ФРГ. 9. Какие из перечисленных ниже стран мира относятся к государствам с высокой обеспеченностью водными ресурсами: a. Швеция, США, Ливия, Заир; b. США, Канада, Индонезия, Саудовская Аравия; c. Россия, Китай. Канада, Бразилия. 10. Выделите страны, занимающиеся расширением земель, пригодных для хозяйственного использования, за счет прибрежных участков морей: a. Нидерланды b. Венгрия c. Австралия d. Бразилия e. Япония f. Россия g. Бельгия h. Боливия 11. Выделите страны мира, ли¬дирующие по обеспеченности ре¬сурсами полного речного стока (в тыс. м в год на душу населе¬ния): a. Россия b. Новая Зеландия c. Китай d. Конго e. Польша f. Канада 12. Выделите два океана, в во¬дах которых осуществляется ос¬новной улов рыбы в мире: a. Северный Ледовитый океан b. Тихий океан c. Индийский океан d. Атлантический океан 13. Наиболее значительными водными ресурсами распо¬лагает: a. Австралия; b. Западная Азия; c. Северная Америка; d. Южная Америка. 14. Водная проблема стран Южной и Юго-Восточной Азии связана в первую очередь с: a. загрязнением рек и озер; b. общим дефицитом водных ресурсов; c. неравномерностью увлажнения в течение года; d. неравномерностью распределения по территории 15. Страна, 40% территории которой отвоевано у Северного моря: a. Франция; b. Германия; c. Великобритания; d. Нидерланды.
1. Для стран Аравийского полуострова характерно: a. высокая обеспеченность топливными полезны¬ми ископаемыми;
2. В какой из указанных стран наиболее низкий душевой показатель обеспеченности пашней? e. Япония.
3. Какая из названных стран обладает наибольшие запасами пресной воды? b. Канада
4. Выберите неправильное утверждение. a. Австралия опережает все регионы мира по доле пастбищ и естественных лугов в земельном фонде.
5. Какое из указанных морей относится к числу наи¬более продуктивных? d. Средиземное;
6. Какие из приведенных утверждений являются неверными? b. Площадь тропических лесов сокращается на¬столько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезнове¬ние многих видов растений и животных. c. Добыча нефти на морском шельфе и дальней¬шая ее транспортировка на сушу полностью исклю¬чают нефтяное загрязнение Океана.
7. Верно ли утверждение: «Важнейшими видами полезных ископаемых Северной Африки являются фосфориты, нефть, природный газ, железная руда»? a. верно
8. Отметьте две страны обладающих мощным гидроэнергетическим потенциалом: a. Египет; f. Канада; h. Франция;
9. Какие из перечисленных ниже стран мира относятся к государствам с высокой обеспеченностью водными ресурсами: c. Россия, Китай. Канада, Бразилия.
10. Выделите страны, занимающиеся расширением земель, пригодных для хозяйственного использования, за счет прибрежных участков морей: d. Бразилия e. Япония f. Россия
11. Выделите страны мира, ли¬дирующие по обеспеченности ре¬сурсами полного речного стока (в тыс. м в год на душу населе¬ния): —
12. Выделите два океана, в во¬дах которых осуществляется ос¬новной улов рыбы в мире: b. Тихий океан d. Атлантический океан
13. Наиболее значительными водными ресурсами распо¬лагает: c. Северная Америка; d. Южная Америка.
14. Водная проблема стран Южной и Юго-Восточной Азии связана в первую очередь с: a. загрязнением рек и озер;
15. Страна, 40% территории которой отвоевано у Северного моря: d. Нидерланды.
Тест «География мировых природных ресурсов» 10 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест «География мировых природных ресурсов» 10 класс
1. Какие из указанных утверждений верны?
а) Географическая среда — часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности.
б) Понятие «природа» более широкое, чем понятие «географическая среда».
в) Географическая среда — необходимое условие жизни и деятельности общества.
г) Все перечисленные.
2. Ресурсами, выделяемыми по характеру использования, являются:
а) минеральные; в) климатические;
б) рекреационные; г) таких ресурсов нет.
3. Для стран Южной Америки, расположенных в Андах, характерно:
14.Если принимать во внимание объемы разведанных запасов энергетических ресурсов и масштабы их использования, то на большее количество лет человечеству хватит:
а) угля; б) нефти; в) природного газа
15.Проблема, которая чаще других встречается при орошении земель, — это:
а) Геоэкология с географических позиций изучает процессы и явления, возникающие в окружающей природной среде в результате антропогенного вмешательства в нее.
в) Мониторинг — система наблюдений за состоянием окружающей среды.
г) Все перечисленные утверждения верны.
17. Какое из указанных утверждений является правильным?
а) Железные руды — невозобновимые и исчерпаемые горючие минеральные ресурсы.
б) Алмазы — возобновимые и неисчерпаемые нерудные минеральные ресурсы.
в) Энергия ветра относится к неисчерпаемым ресурсам.
18. Для стран Аравийского полуострова характерно:
а) высокая обеспеченность топливными полезными ископаемыми;
б) бедность рудными полезными ископаемыми;
в) наличие отдельных видов нерудных полезных ископаемых;
г) все перечисленное.
19. В какой из указанных стран наиболее низкий душевой показатель обеспеченности пашней?
25. Какое из приведенных утверждений является неверным?
а) По мере истощения минеральных ресурсов суши люди все чаще будут использовать морскую воду для получения различных химических элементов.
б) Площадь тропических лесов сокращается настолько быстро, что создание национальных парков и заповедников не сможет предотвратить исчезновение многих видов растений и животных.
в) Добыча нефти на морском шельфе и дальнейшая ее транспортировка на сушу полностью исключают нефтяное загрязнение Мирового океана.
26. В первую тройку стран по запасам нефти входят: а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США
27. В структуре мирового земельного фонда лидируют: а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса
28. К неисчерпаемым ресурсам относятся: а) биологические; б) энергия приливов и отливов; в) земельные
29.Большая часть мировых ресурсов пресной воды сосредоточена в:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.