какое море между францией и англией
Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией
Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.
Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.
История пролива Ла-Манш
пролив Ла-Манш между Францией и Англией
Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.
Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.
С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.
Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.
Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.
В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.
По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.
Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название «Евротоннель». Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.
Пролив в наши дни
В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.
На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.
Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.
Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.
Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.
У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).
Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.
Пролив Ла-Манш — ВИДЕО
English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш
Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.
Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.
Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.
Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.
Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.
Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.
Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.
Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.
Ла-Манш: расположение, протяженность и ширина пролива
Пролив Ла-Манш — водное пространство между Францией и Великобританией. Оно известно с древних времен и всегда считалось важным для этих стран с политической и экономической точки зрения. На карте пролив обозначался как торговый путь, но не использовался из-за плохих погодных условий. Сегодня он играет важную роль, соединяя остров Великобританию с материковой Европой.
Географическое положение
Ла-Манш разделяет южные берега Англии и север Франции, Северное море и Атлантику. Пролив англичане называют также Английским каналом, но происхождение этого названия ученые не выяснили. С французского Ла-Манш переводится как «рукав» из-за его формы. Он переходит в пролив Па-де-Кале. Вместе они соединяют Северное море с Атлантическим океаном.
Длина пролива Ла-Манш достигает 578 километров. Западная его часть намного шире восточной (250 км и 32 км соответственно). Средняя глубина составляет 60 метров, а максимальная — 172. Наименьшая глубина судоходной линии колеблется в пределах 24 м. Ширина пролива Ла-Манш в западной части не превышает 250 км, а на востоке составляет 130 км.
В восточной части пролива наблюдается много отмелей, постоянно стоит туман. У северного берега Ла-Манша дно довольно ровное, а у южного — наоборот. Оно понижается постепенно с востока на запад от берегов к середине. На западной части Па-де-Кале есть несколько мелководных банок. Другие опасности отсутствуют. В местах, где грунт составляют ракушки, гравий, песок, мелкий камень и ил, для всех транспортных средств требуется лоцманская проводка.
Ветер дует с запада, что создает устойчивое восточное течение, скорость которого достигает до 3 км/ч в самых узких частях пролива. При частых полусуточных приливах уровень воды поднимается до 13 метров. Такая картина наблюдается в заливе, который называется Сен-Мало.
Колебаний температуры в течение года не наблюдается, в зимний период она достигает + 9 ⁰С. Пролив не замерзает, а у берегов даже не образуется ледяная корка, поскольку там проходит теплое течение Гольфстрим. Температура воды протока не поднимается выше + 18 ⁰С даже в летние месяцы, ее средний показатель составляет +17 ⁰С.
Для судоходства гидрометеорологические условия неблагоприятны с октября по март.
Города, расположенные на берегах
На карте мира обозначена наиболее плотная населенность на побережье Англии. Численность жителей в городах составляет:
Во Франции самым населенным городом является Гавр. В нем проживает более 250 тысяч человек, в Кале — 100 тысяч.
Экологическая обстановка
Экологическая обстановка в районе пролива между Францией и Англией оставляет желать лучшего. Огромное количество судов, проходящих ежедневно по проливу, загрязняют воду токсичными нефтяными отходами.
Затонувший в 2007 году итальянский танкер перевозил в трюме 6 тысяч тонн жидкого химического вещества, применяемого для производства пластмассовых изделий. Его состав высоко токсичен, не растворяется в воде, имеет сильное коррозийное действие.
На французском побережье возле города Шербур-Октевиль создан пункт захоронения радиоактивных отходов.
Сейчас контроль за экологической ситуацией в Ламанском проливе ведут британские ученые и специалисты министерств пищевой и рыбной промышленности, а также сельского хозяйства.
Туристический отдых
Отдых, организованный на берегу пролива, привлекает туристов чистыми пляжами и красивейшими видами, но желающих побывать там мало из-за постоянно холодной воды. Путешественники прибывают с целью не только полюбоваться рифами и скалами, но и испытать себя в экстремальных видах спорта. Здесь можно встретить дайверов, скалолазов. Некоторые отдыхающие переправляются на другой берег, используя различные воздухоплавательные устройства.
Путешественники могут заняться ловлей рыбы. В ресторане отеля можно полакомиться свежим скатом, палтусом или камбалой.
Правовой статус
Ла-Манш считается международным объектом, поскольку расположен на территории двух государств. В соответствии с Конвенцией по морскому праву любые суда (водные и воздушные) через международные проливы имеют свободное право прохода. Относится это и к Английскому каналу.
Прибрежные страны не имеют права запрещать прохождение сухогрузов других стран через принадлежащие им территориальные воды. Они могут лишь следить за порядком осуществления судоходства.
Правительства Франции и Англии приняли законы, которые направлены на предупреждение загрязнения воды в проливе и обеспечение безопасного судоходства. Для танкеров с нефтепродуктами и неисправных судов установлены ограничения, предусматривающие лоцманскую проводку в портах и гаванях, обязательное дежурство членов экипажа на УКВ-радиостанции.
Пролив Па-де-Кале
Это наиболее узкая область Ла-Манша. Второе название — Дуврский пролив. Участок находится между Великобританией и Евразией вблизи английского порта Дувр и французского города Кале. Пассажирскому катеру для пересечения Па-де-Кале достаточно полутора — двух часов.
Залив получил известность после строительства подводного тоннеля, открытого в 1994 году и соединяющего эти два города. Его полная протяженность составляет 52,5 км, а 38 км из них проходят под дном Ла-Манша.
На глубине 45 метров находятся еще 3 тоннеля: 2 железнодорожных и служебный. Конструкции возводились одновременно со стороны Великобритании и Франции. Для соединения канала 100 метров были выкопаны вручную. Спустя полгода стали строить железную дорогу. На ее прокладывание потребовалось более трех лет.
Пассажирские составы курсируют ежечасно, вмещая большое количество людей. Имеется достаточно места для перевоза автомобилей. В течение суток туннель способен пропустить 350 электропоездов, которые развивают скорость от 140 до 150 км/ч. Передвижение на личном транспорте занимает всего 40—50 минут.
Животный мир Ла-Манша
Животный мир в районе Английского пролива богатым назвать нельзя из-за загрязнения и невысокой температуры воды. Здесь обитают:
Северные олуши — птицы, которых можно увидеть пролетающими над проливом.
Пересечение водного пространства вплавь
Многие люди пытались преодолеть пролив Ла-Манш вплавь. Насчитывается более 1 тыс. туристов, которые смогли это сделать. В Википедии сообщается, что первым человеком, который сумел переплыть Английский канал, был пловец из Британии Мэттью Уэбб. Он преодолел расстояние в 1875 году за 21 час 45 минут. Среди женщин первенство завоевала Гертруда Эдерле из США. Она в 1926 году сделала это за 14 часов 40 минут.
Самый молодой пловец, пересекший пролив, — британец Том Грегори. Он переплыл Ла-Манш в 1988 году, когда ему было лишь 11 лет.
Первым инвалидом, которому удалось переплыть пролив, стал Филипп Круазон, 42-летний француз. У него не было ни ног, ни рук. Равновесие в воде он удерживал с помощью специальных протезов, а тренировался по 30 часов в течение недели. Заплыв Круазон начал с британского порта Фолькстон, а закончил около французского города Виссан, потратив чуть больше 14 часов.
Был и неудачный заплыв с летальным исходом, зарегистрированный в 2016 году. Рекорд по скорости преодоления водного пространства составляет 6 часов 55 минут.
Пролив в наши дни — это стратегически важная судоходная магистраль. По нему осуществляется перевозка грузов из портов североморских и балтийских государств на другие континенты и в обратном направлении. Он также является объектом интереса туристов со всего мира.
Пролив Ла Манш на карте. Где находится, что соединяет, острова, тоннели
Знаменитый на весь мир пролив Ла-Манш для Франции и Англии был всегда важен с торговой, военной и политической точки зрения. Расположение предрешило исторические события в этой точке на карте; обилие бурь и течений влечёт туда спортсменов, чтобы попробовать силы. Сегодня значение пролива не уменьшилось, а лишь добавило новую страницу в его истории.
Географическое положение и характеристика
Пролив Ла-Манш на карте располагается между Атлантическим океаном и Северным морем, а по бокам ограничен побережьями Французского и Английского государств. Длина пролива – 578 км, на всём своём пути он имеет широкие места и узкие (от 32 до 250 км), но глубина существенно не меняется. Самый мелководный участок имеет 23,5 км, а в среднем она около 63 км.
У водного канала непростые погодные условия: туманы и шторм считаются привычным делом и это было преимуществом Англии во времена войн. Преобладает умеренный морской климат. Важными портами обеих стран считаются Гавр, Портсмут, Шербур, Саутгемптон, потому что берега рядом с ними благоприятствовали остановкам кораблей.
Па-де-Кале – часть пролива Ла-Манш, которая соединяет его с Северным морем. Пользуются вторым названием, Дуврский пролив, чтобы обозначить эту часть Ла-Манша. Иногда не учитывают его длину (37 км) в число общей протяжённости Ла-Манша, из-за чего цифры отличаются в разных источниках.
Происхождение пролива, исторические события
Учёные утверждают, что на месте Па-де-Кале 200 тыс. лет назад существовал хребет, Великобритания за его счёт являлась полуостровом. Но 2 меганаводнения прорвали сушу и сформировали привычную всем картину побережий. Вода из растаявшего ледника заполнила пролив. Непредсказуемая погода и сложный характер течений внушали страх капитанам перед этим каналом.
Ла-Манш не давал забыть враждующим странам друг о друге: в подзорную трубу с Дувра при ясной погоде видно очертания французского берега. На карте пролив значился, но как торговый путь не использовался из-за частой непогоды. Поэтому большей частью для Англии он использовался как дополнительное военное укрепление. Многие французские флотоводцы пробовали его пройти.
С большим трудом пролив форсировал Цезарь. Вильгельм Завоеватель покорил Ла-Манш вслед за римским полководцем, но потерял в нём больше половины воинов. Выжившим нормандский князь настрого приказал не рассказывать о потерях, в противном случае – смертная казнь. Французская армада под руководством Филиппа II одержала победу над Испанским флотом, чем лишила её титула «морской державы».
Первая мировая война показала, что водный перешеек – защита только от больших вражеских судов, но подводные лодки, аэропланы не боялись тумана или течений. Тактика полной морской блокады позволила государству на острове отбиться, но показала, что только на природу больше полагаться нельзя.
Во Второй мировой, немецкие войска использовали мины и обстреливали побережье. Сегодня Ла-Манш не разделяет, а соединяет остров и материковую часть Европы с помощью подводного канала.
Самая узкая часть Ла-Манша
Па-де-Кале – это самая узкая часть Ла-Манша, в ширину – 32 км. Мысы Гри-Не и Саут-Форленд считаются крайними, где ширина максимально узкая. Во время военных действий Па-де-Кале был задействован как место морских сражений: в 1588 г. между испанцами и британцами, а в Столетней войне – с французами.
В мирные времена этот участок пролива интересовал торговцев, как короткий и быстрый способ осуществления торговли. С 1875 г. спортсмены начали пытаться одолеть норовистый пролив, проплывая его на скорость, пересекая по воздуху и соревнуясь в оригинальности. Морские течения здесь менее выражены из-за наличия скалистых берегов и водоросли растут активнее.
Ежегодно спортсмены переплывают пролив Ла Манш на скорость
Песок, чередующийся с каменистым дном, создаёт неплохие условия для жизни фауны в проливе. Но очень плотный график движения судов не даёт разнообразить существующие формы организмов.
Самый длинный тоннель между Англией и Францией
Пролив Ла-Манш (на карте отмечены пункты на побережье) имеет евротоннель, расположенный под его водами, который считается самым длинным подводным тоннелем. Теперь посетители могут доехать от столицы Франции до Англии за 2 ч и 15 мин. Общая протяжённость – 51 км, но только 39 км находятся под Ла-Маншем.
Проект бы выбран из 9 предоставленных вариантов. Первоначально планировалось построить ж. д. путь совместно с автомобильным, но от дороги для машин пришлось отказаться, поскольку частые аварии блокируют движение.
Начало и завершение работ
Идея создания тоннеля оговаривалась в XVIII в. и железной дороги никто не планировал. Там должны были ездить экипажи, а вентиляция обеспечивалась отдушинами. Проект предложил Наполеон I, Томе де Гамонд, французский инженер годы спустя поддержал, в 1872 г. проект приняли.
Спустя 1 год были найдены финансовые средства для строительства, в 1881 г. геологи исследовали будущее место бурения и 21 октября с двух сторон пролива начались работы.
Бурение останавливалось дважды: в 1883 г. британцы начали опасаться за свою безопасность, а в 1922 г. британские политики снова прервали работу. План тоннеля был пересмотрен в 1973 г., а из-за финансовых затруднений скорректирован в 1986 г. Через 7 лет, 6 мая 1994 г. Елизавета II и Миттеран торжественно открыли Евротоннель. Всего в работе задействовано 13 тыс. инженеров.
Очень важной была точность – бурение шло с двух побережий и в конце французская сторона могла не сойтись с английской. Работы проходили с британской стороны чуть быстрее из-за более мощных машин и особенностей грунта.
Французам же пришлось сначала бурить вертикально направленную вниз шахту, чтобы достигнуть мелового слоя. Породой из дна пролива британцы воспользовались для постройки мыса Шекспира. На нём потом был устроен парк. Французы свою долю грунта выливали обратно в пролив.
Технические подробности строительства
Построены 2 основных и 1 служебный тоннель, во время бурения стены сразу же укреплялись бетоном. Сегменты из бетона образовывали кольца, на установление которых уходило 50 мин. в среднем. Чтобы элементы Евротоннеля сошлись, инженеры использовали лазерную систему позиционирования. Во время соединения двух сторон машины убрали, и рабочие пробивали грунт кирками.
Через 250 м 2 тоннеля имеют вентиляционный выход. Это обусловлено преодолением поршневого эффекта: во время движения поезда, воздух впереди и сзади состава распределяется между двумя тоннелями и давление на стены уменьшается. Четыре вида поездов (челночные, высокоскоростные пассажирские, грузовые, и грузовые Shuttle) подчиняются правилам левостороннего движения.
Города, расположенные в проливе
Пролив Ла-Манш на карте располагается рядом с такими французскими городами (порядок слева направо):
Крупными французскими портами являются: Дюнкерк, Этрета, Онфлёр, Довиль, Гранвиль. Портовые города живут за счёт прибывающих туда кораблей с одной стороны и туризма с другой. Пляжи облагорожены, изобилуют гостиницами и гостевыми домами поблизости. Сами города отличаются современными портами.
Со стороны Великобритании побережьем Ла-Манша служат:
Если на французском побережье пролив называют Ла-Маншем, то в английских портах – Английским каналом. Здесь также развит туризм, рыболовство. Английские пирсы вызывают интерес у туристов. Большие порты обеспечивают регулярность судоходства – 400 кораблей в день.
Достопримечательности побережья
Пролив Ла-Манш на карте располагается в удобном для торговых судов месте, но обе страны сделали доступными для посещения достопримечательности.
Самые известные из них на море и на суше:
Животный мир
Исследователи определили периоды потепления и похолодания на английских землях и водах. Эти периоды обуславливали колонизацию новых земель животными, но Ла-Манш мешал многим видам перейти через него. За 500 тыс. лет фауна претерпела несильные изменения из-за наличия в проливе речной системы. Она играла роль фильтра, не пропуская тех, кто не может выжить в данной солёности воды.
В очередное потепление, 80 тыс. лет назад, в Сомерсете существовали гиппопотамы, большие медведи (из рода белых), бизоны и северные олени. Они адаптировались к климату, но появились ещё в холодное время. Собаки выступали в роли гиен – костей последних обнаружено не было, но зубы собак имеют сточенные участки, будто животные грызли кости. Раскопки велись в пещере Бэнвелл.
Сегодняшняя картина животного мира в Ла-Манше небогата из-за сильно загрязнения пролива (большинство экологических преступлений регистрируются именно в этой части водного пространства).
В воде, где температура не превышает 18 0 С, встречаются:
Экологическая проблема остро стоит для всей флоры и фауны Ла-Манша. Уже долгое время воды кажутся необитаемыми. Повсюду плавают пластик, обрывки воздушных шаров, полиэтиленовые пакеты. На проблему обращают внимания спортсмены и пытаются вызвать резонанс в обществе.
Нормандские острова
Архипелаг вулканического происхождения изобилует подводными рифами и холмистыми берегами. Местная флора не богата, потому на Нормандские острова специально завозились культурные виды растений. Туризм распространён из-за старинных монастырей, военных сооружений и развалин замков. Население – 163 тыс.
Пролив Ла-Манш на карте имеет в своих водах такие острова Короны Джерси:
Корона Гернси владеет:
Шозе (Шосей) – остров, территориально входящий в состав Франции. Кроме него, остальные острова из не входили в состав ЕС, так как частью Британии считаются только территориально. Сначала на этих землях располагались галлы, потом их сменили римляне, но германскими племенами впервые на островах организовалась колония. Одно время архипелаг принадлежал Нормандскому герцогству.
На Гернси был сослан в 1849 г. Виктор Гюго, где наблюдал за местными обычаями. Его труд изложен в «Тружениках моря», всего писатель находился на острове 19 лет. Сегодня места, описанные в его произведении, пользуются популярностью у путешественников. В Ла-Манше расположен остров Уайт, собственность Англии, но в Нормандские острова он не входит.
Пересечение пролива Ла-Манш
Около 900 пловцов справились с холодной температурой пролива и его течениями, ещё больше преодолели Ла-Манш на транспортных средствах. Спортсмены стремятся установить рекорд в скорости, а те, кто пытаются себе что-либо доказать – в оригинальности.
Вплавь
В 1875 г., с помощью спасательного костюма Ла-Манш переплыл Бойтон, американец. Во время заплыва, первопроходец не раз терял ориентиры и плыл в обратную сторону. Вторым после него стал Мэтью Вэбб, который долгое время планировал заплыв. Уступив первенство, он выбрал купальный костюм и теперь именно Вэбб считается первопроходцем.
Газеты в 1963 г. пропустили преодоление пролива Кейтом Слокомбом. Втайне от жены он приехал в Дувр, взял волнорезную доску и прикрепил к ней с помощью верёвок фруктовый сок с водой. Психотерапевту потребовалось 9 ч для того, чтобы добраться до другого берега. Журналистов он не предупредил, так как боялся гнева супруги.
Преодолеть путь вдоль пролива согласился Льюис Пью в 2018 г., чтобы обратить внимание общественности и политиков на загрязнение воды. Он провёл 49 дней за этой акцией, 350 км среди пластика впечатлили пловца. Пью, кроме медуз, не видел животного мира в воде. Рядом всегда присутствовала бригада специалистов, чтобы оказать ему помощь и забрать собранный мусор. С берега присоединялись другие пловцы, а горожане собирали мусор на побережье.
На транспортных средствах
Необычные способы преодоления пролива начались с перелёта двумя французами Ла-Манша на воздушном шаре. 1909 г. ознаменовался перелётом первого самолёта через пролив, за рулём которого сидел Блерио. Чтобы убедить мир в схожести индейских и уэльских лодок, Томас Б. сам переплыл водный барьер на бычьей лодке.
На перелёт в самолёте в обе стороны первым решился Чарльз Стюарт 1910 г. Американец Джон Бевинс Моисант через месяц перелетел пролив с пассажирами на борту (кошка и механик).
Имя | Способ | Результат |
Джаффри и Бланшар, учёные | На воздушном шаре | Начало спортивных рекордов |
Метью Вебб, английский матрос | Вплавь, в купальном костюме за 21 ч 45 мин. | Рекорд с 1875 г. не могли побить 36 лет |
Гертруда Эдерле | Вплавь за 14 ч 30 мин. | Первая пловчиха, покорившая Ла-Манш |
Клаудия Макферсон, канадка | Вплавь | Самая юная покорительница – 17 лет |
Джейн Балтазар, американка | Под водой, с корабля подавались кислородные баллоны | Сдалась из-за не наполненного баллона, спущенного случайно |
Элен Кэмпбел | На крыле самолёта над проливом | Необычный способ преодоления водного рубежа |
Жан Брюэль | На машинах-амфибиях | Удачная попытка преодоления пролива данным способом |
Любопытные факты
У Ла-Манша есть другие названия: Английский канал, эль Канал де-ла-Манча (испанское название), Engelse Kanaal (голландский), канал да-Манча (португальский). «Манча» переводится как «пятно», а «Ла-Манш» с французского как «рукав». Французский вариант самый распространённый: первое упоминание встречается в документах XVII.
Круазон Филипп – инвалид, не имеющий рук и ног. Он смог переплыть Ла-Манш за 14 ч.
На Нормандских островах обустроены узкие дорожки, на которых преимущество всегда у всадников, велосипедистов или пешеходов. Автомобиль в этом случае должен их пропустить. Максимальная скорость для транспортных средств – 24 км/ч. На острове Джерси со Второй мировой войны сохранились туннели, бункеры и подземная больница.
За то, что Элисон Стритер удачно переплыла пролив 43 раза, она получила звание Королевы Ла-Манша. Английские власти поощряют опасный вид спорта, но во Франции заплывы запрещены. Запрет мотивирован тем, что спортсмены затрудняют активное движение судов.
В пассажирский челночный поезд, который передвигается по Евротоннелю, можно сесть с машиной. Водитель заезжает в вагон и не выходит со своей машины на протяжении всего пути поезда. Под Ла-Маншем поездам запрещено ехать быстрее, чем 160 км/ч.
Через водный перешеек корабли, стремящиеся в Атлантику обязаны передвигаться, держась берегов Англии, а к Северному морю – Франции. Это решение проблемы, возникнувшей в 1970-х гг., когда из-за большого количества судов в проливе регулярно происходили столкновения.
Как видно на карте, пролив Ла-Манш не занимает большую территорию, но способен удивить своей историей, которая полна сложными взаимоотношениями Великобритании и Франции. Многие факты остаются еще не разгаданными.
На дне, по предположениям учёных, могут лежать остатки испанских галер, французской флотилии, римских кораблей и немецких подводных лодок. Если раньше он разъединял враждующие страны, то сейчас служит одним из способов перемещения из острова на материк и обратно.
Автор: Zulem Jotter
Оформление статьи: Владимир Великий
Видео о проливе Ла-Манш
Мивы и реальность заплывов через Ла-Манш: