какое молоко лучше в казахстане
Экспертиза молока: какое самое лучшее?
Эксперты оценили 6 видов молока из магазинов Алматы и определили тройку лучших.
Образцы мы закупали с Артык Сейткалиевой, президентом общественного объединения «Адал», в одном из супермаркетов Алматы. Там все продукты хранятся при одинаковой температуре и мы рассудили, что производители не смогут предъявить нам претензии по поводу неправильного хранения молока.
Чем свежее молоко отличается от экологически чистого?
Кстати, выбрать нужные образцы было непросто. Меня, как обычного потребителя, всё время сбивали с толку крупные надписи на упаковках: «свежее», «экологически чистое», «фермерское», «деревенское».
— Это обычный маркетинговый ход, — пояснила Артык Сейткалиева. — Не стоит вестись на такие уловки, лучше внимательно изучить маркировку:
нет ли посторонних добавок, консервантов, улучшителей вкуса. Надо обратить внимание на срок годности – у пастеризованного молока он всего пять-семь дней. И конечно, при выборе такого продукта надо обращать внимание на условия хранения. Пастеризованное молоко хранится при температуре 6 градусов, и если эти условия не соблюдаются, то оно может быстро потерять свои качества. То есть прокиснуть.
Правила дегустации
Из огромного ассортимента молочной продукции мы выбрали 6 образцов молока пастеризованного. Пронумеровали их. И не просто так, а по степени увеличения жирности – этого требуют нормы проведения дегустации молочной продукции. Потом образцы обезличили. Экспертам подавали молоко в разовых стаканчиках.
Сама процедура дегустации проходила в Испытательной лаборатории Центра испытаний качества продукции. Экспертная комиссия, состоящая из экспертов-аудиторов, санитарных врачей, технологов молочного производства, оценивала образцы по показателям органолептики — внешнему виду, консистенции, вкусу, запаху. Лабораторные исследования решили проводить только в случае необходимости — для образцов, которые не прошли органолептическую дегустацию.
Оценки отдельных образцов молока
Молоко «ФудМастер», 2.2% — 5 из 5
— Консистенция этого образца однородная, без осадка и хлопьев белка, — прокомментировала оценку комиссии Лидия Михеева, эксперт Молочного союза Казахстана. — Цвет белый, со слегка желтоватым оттенком. Вкус и запах чистые, без посторонних привкусов и запахов. На наш взгляд, очень хороший образец, никаких замечаний у комиссии не было. Мы поставили этому образцу 5 баллов из пяти возможных.
Молоко «Фуд Мастер» «Фермерское», 2.5% — 3,8 баллов из 5
Консистенция однородная, цвет желтоватый. А вкус и аромат специалисты охарактеризовали как «нечистый и неприятный». Оценка – 3.8 балла. Сразу отмечу, что в конце дегустации, при проверке маркировки образцов, эксперты особо отметили именно этот.
— Молоко действительно «фермерское», как указано на маркировке. И ароматы, которые мы выявили в образце, присущи коровьему молоку. Мы, городские жители, уже и не знаем, как пахнет настоящее домашнее молоко. Это запах двора, кормов. Некоторые молочные предприятия дезодорируют свою продукцию, устраняя посторонние запахи и привкусы, — сказала Лидия Ивановна.
Молоко JLC, 2,5% — 4,1 балла из 5
Консистенция однородная, цвет синеватый, пустой. Вкус тоже оказался пустым, хотя и чистым, с ярко выраженным привкусом пастеризации.
Молоко «Живое», «Амиран», 2,5%. 4 балла из 5
Внешний вид – в норме, молоко однородное, без хлопьев и осадка. А вкус оказался чрезмерно сладким, непривычным для пастеризованного молока.
— Этот привкус напоминает детское молочное питание. И аромат похож. В целом образец неплохой, очень нежное молоко, — отметила Артык Сейткалиева.
Молоко «Адал», 2,5%. 4,6 баллов из 5
Очень хороший образец по всем показателям – консистенции, аромату, вкусу. Замечание было только одно – ярко выраженный привкус кипяченого молока. Потому оценка немного снижена.
Молоко «Домашнее», «Простоквашино», 3.2%. 4,8 баллов из 5
Консистенция однородная, цвет белый с лёгким кремовым оттенком, аромат молочный, ярко выраженный. Приятный нежный вкус, но в послевкусии ощущается чрезмерная пастеризация.
Общие итоги дегустации
— Эта дегустация порадовала своими результатами, — резюмировала Лидия Михеева. — Все образцы соответствуют стандартам по вкусу, консистенции, запаху. Явных пороков и грубых недостатков мы не выявили. Но при этом образцы отличаются по вкусовым показателям. Это значит, что у покупателей при покупке молока есть выбор.
Бесспорный победитель дегустации образец №1, молоко «Фуд Мастер», жирность 2,2% (5 баллов из 5 возможных).
На втором месте – образец №6, молоко «Простоквашино», жирность 3.2% (4,8 балла).
И на третьем — образец №5, молоко «Адал» (4,6 балла).
Что дает пастеризация молока?
Большинство городских жителей корову вблизи и не видели и «сколько корова даёт молока», знают очень приблизительно. Но с самим молоком хорошо знакомы. Спасибо за это мы все должны сказать французскому биологу Луи Пастеру. Благодаря его исследованиям молоко и многие другие продукты могут храниться не сутки-другие, как положено природой, а гораздо дольше. Это даёт возможность довезти его от фермы до магазина и ещё некоторое время хранить в холодильнике.
Результат исследований Пастера сводится вот к чему:
нагревание напитков до 57 градусов убивает большую часть бактерий, но не влияет на вкус самого продукта
Правда, изначально все исследования относились только к вину. Позже стали экспериментировать и с другими продуктами, а сам процесс назвали пастеризацией. В честь автора.
— Какова цель пастеризации молока? В первую очередь, это предотвращение порчи продукта и его обеззараживание. Свежее молоко не может храниться долго, в нем начинают развиваться микроорганизмы. Пастеризация продлевает срок хранения продукта до недели, обезвреживает его в микробиологическом отношении, инактивирует ферменты и придаёт молоку определенный вкус и запах. К тому же пастеризация молока способна ослабить или даже уничтожить некоторые пороки вкуса и запаха молока, — пояснила Лидия Михеева, эксперт Молочного союза Казахстана.
Виды пастеризации
Есть разные виды пастеризации, которые зависят от технологических условий производства, исходного сырья, видов упаковки. Температура пастеризации – от 70 до 100 градусов. В этом её отличие от другого вида термической обработки молока – стерилизации.
Стерилизация — тепловая обработка молока при температуре выше 100 градусов. При этом полностью уничтожаются все виды вегетативных микроорганизмов и их спор. Такое молоко может храниться гораздо дольше – до года.
ТОП-50 производителей молока в Казахстане в 2020 году
Портал ElDala.kz составил рейтинг крупнейших производителей молока в Казахстане. В 2020 году лидеры остались прежними – КТ «Зенченко и компания» и ТОО «Иван Зенченко», ТООО АФ «Родина» и ТООО «им. К. Маркса». При этом, у всех существенно выросли объемы производства, что, как считает издание, является следствием решения Минсельхоза РК поддержать рост хозяйств дифференцированными размерами субсидий.
Согласно Правилам субсидирования повышения продуктивности, размер субсидий на каждый реализованный или переработанный килограмм молока в Казахстане зависит от численности поголовья фуражных коров на ферме.
Максимальную господдержку получают сельхозпредприятия с размером дойного стада от 600 голов и выше – тут на литр молока выплачивается 45 тенге. Если поголовье от 400 голов – субсидия составляет 30 тенге на литр. Для ферм с поголовьем от 50 голов – 20 тенге на литр. Также господдержкой пользуются сельхозкооперативы – 20 тенге на литр молока.
Статистика, которую ведет Палата молочных и комбинированных пород КРС, показывает мощную динамику в росте объемов производства за последние годы. Например, если Агрофирма «Родина» в 2015 году произвела 7 615 тонн молока, то по итогам 2020 объем утроился и достиг 21 678 тонн.
Согласно данным национального бюро статистики, в Казахстане в 2020 году всеми формами хозяйств было надоено 6 млн тонн коровьего молока. Рост производства за год составил 3,2%.
Из этого объема на сельхозпредприятия пришлось 463 тыс. 29,1 тонн, что на 53 тыс. тонн (12,8%) выше уровня 2019 года.
Крестьянские и фермерские хозяйства дали 1 млн 230 тыс. 295,2 тонн (рост к 2019 году 63 тыс. тонн, или 5,3%).
Еще 4 млн 310 тыс. 861,8 тонн произвели сельчане в личных подсобных хозяйствах. Тут рост 1,7%, или 70 тыс. тонн.
«Петропавловское молоко» самое лучшее в Казахстане — эксперты
На полках казахстанских супермаркетов представлено молоко различных марок, разной жирности и отличающихся по остальным факторам – на любой вкус потребителя. Журналисты Nur.kz выяснили, что на самом деле пьют казахстанцы.
Молоко для дегустации выбрали самое ходовое — ультрапастеризованное с долей жирности 2.5%. Закуп производили только в одном алматинском супермаркете (очень важно для объективного тестирования, чтобы образцы в магазине хранились в одинаковых температурных условиях), но молока там оказалось великое множество.
Отметим, что высшего балла — 10 и даже 9 не получил ни один из экземпляров, представленных на дегустацию.
На первом, согласно результатам народного тестирования, оказалось молоко «Мое», на втором — три марки: «Айналайын», «Зорькин луг», «Добрая Буренка».
Совпадет ли их мнение с мнением конечного потребителя? Эксперты высказывали свое мнение и оценивали молоко по пятибалльной шкале.
«Adal» — этот образец эксперты емко оценили одним словом: «безвкусно». Средний балл — 4.1.
«Айналайын» — запах характерный, приятный, а вкус — сладковатый, как у топленого молока. Оценка — 4.7 балла.
«Моё» — вкус пустой, маловыраженный, ощущается привкус сухого молока. Оценка — 4.6 балла.
«Домик в деревне» — консистенция и внешний вид соответствуют требованиям стандарта, а вкус и запах явно отдают горелым молоком. Оценка — 4.4 балла.
«Шадринское» — иипичный «молочный» образец, отметили эксперты, без пороков и изъянов, но и без особых достоинств. Оценка — 4.6 балла.
«Петропавловское» — очень хороший образец. Молоко ароматное, вкус гармоничный, ярко выраженный молочный. Оценка — 5 баллов из 5 возможных.
«Новый день» — вкус пустой, невыразительный, сладковатый, с легким привкусом кипячения. Аромат молока слабый. Оценка — 4.6 балла.
«Зорькин луг» — «Молоко излишне сладкое. Внешний вид и консистенция в норме, но во вкусе и аромате ощущаются нотки «ненатуральности», возможно, наличие немолочных ингредиентов», — охарактеризовала продукт эксперт Молочного союза Казахстана Лидия Михеева.
«Это означает, что помимо самого молока, в напитке присутствуют ингредиенты немолочного характера. Возможно, молочный жир заменен растительным. То есть этот напиток молоком не является, — пояснила Лидия Михеева. — Вся информация на упаковке есть, надо только внимательно ее читать». Оценка — 4.5 балла.
«Одари» — вкус и аромат слабомолочные, пустые. Настолько, что эксперты образец в лабораторию и попросили провести анализ на плотность молока.
«Плотность натурального молока не должна быть ниже 1027 кг на куб. м. Если плотность ниже этого показателя, то можно предположить, что молоко разбавлено водой. В данном случае плотность молока оказалась 1023 кг на куб.м», — объяснила начальник испытательной лаборатории ЦИКП Людмила Ветрова.
«Шиновское» — вкус, характерный для молока, нежный, сладковатый. Аромат — с легкими нотками кипячения. Оценка — «отлично».
«Дегустация нас не разочаровала. Образцы молока хорошие, все отвечают требованиям нормативных документов. Кроме молока №9 («Одари»), у которого была зафиксирована низкая плотность. Это означает, что молоко имеет низкое содержание белка, не соответствующее стандартам. Самый низкий балл — 4.1 — получило молоко компании «Адал», а по пять баллов набрали сразу три образца, это два образца казахстанских брендов «Петропавловское» и «Шиновское» и «Добрая буренка» из Саратова», — подвела итог дегустации Артык Сейткалиева, президент Общественного объединения по защите прав потребителей «Адал».
Подводя общий итог, можно заметить, что в народном голосовании молоко «Петропавловское» набрало низший балл, тогда как профессиональные эксперты отметили его как один из лучших образцов тестирования, передает ИА «Казах-Зерно».
Напомним, согласно рекомендациям Минздрав РК, среднесуточная норма молока для взрослого человека — литр в день.
Народный рейтинг от DosMart.kz: какое молоко чаще всего выбирают казахстанцы
Сервис анализирует данные, полученные из более чем 245 тысяч продовольственных чеков и результаты проведенных опросов
Казахстанский кешбэк-сервис Dosmart.kz специализируется на анализе продуктовых чеков и данных о потребительских предпочтениях. Специалисты сервиса проанализировали более 74 тысяч чеков из 313 продовольственных магазинов по всему Казахстану и составили народный рейтинг производителей молока. Исследование проводилось в I квартале 2021 года, и в нём приняло участие более 13 тысяч покупателей из 20 городов.
«Каждый месяц Dosmart.kz анализирует данные, полученные из более чем 245 тыс. продовольственных чеков и проведенных опросов. На их основе мы отбираем самые покупаемые торговые марки в сегменте FMCG и составляем народный рейтинг. Он поможет узнать, какие товары и бренды популярны среди посетителей продуктовых магазинов и пользователей нашего сервиса. Наша аудитория – это люди, которые каждый день покупают товары в супермаркетах. Их выбор, основанный на частых покупках и проведенных опросах определяет какой бренд будет лидером, поэтому представленные результаты максимально объективны», – рассказал Ислам Талапбаев, руководитель сервиса Dosmart.kz.
Народный рейтинг производителей молока
Петропавловское молоко стало лидером рейтинга по Казахстану. На него пришлось 15% всех купленных упаковок. Второе место занял бренд Родина (9%), а на третьей строчке оказалось молоко от Lactel (7%). Также в первую десятку попали Зенченко, Adal, Milko bo, Мумуня, Шадринское, Умут & Ко и Домик в деревне.
По данным Dosmart.kz за I квартал 2021 года. Метод: расчет производился на основе встречаемости бренда в чеках
Лидером рейтинга в Алматы также стало Петропавловское молоко. По данным сервиса, его выбрало 19% покупателей. На втором месте Adal (10%), а на третьем Lactel (8%).
По данным Dosmart.kz за I квартал 2021 года. Метод: расчет производился на основе встречаемости бренда в чеках
Также Петропавловское молоко заняло первое место рейтинга и в других регионах. Например, на востоке (Семей, Усть-Каменогорск и Талдыкорган) его выбрало 15% покупателей, а на юге (Шымкент, Кызылорда, Тараз и Туркестан) – 22%.
По данным Dosmart.kz за I квартал 2021 года. Метод: расчет производился на основе встречаемости бренда в чеках
В Нур-Султане посетители продуктовых магазинов чаще всего выбирают молоко Родина. На этот бренд пришлось 32% купленных упаковок. На втором месте Зенченко (23%), на третьем Петропавловское (8%). Это единственный регион в исследовании, где на тройку лидеров приходится большая часть покупок – 62%.
На западе (Атырау, Актау, Актобе, Уральск) на первом месте бренд Новый день (15%). На втором месте Айс (14%), на третьем Околица (13%). Также в десятку попали бренды Мумуня, Milko bo, Lactel, Шадринское, Моё, Adal и Маслодел.
По данным Dosmart.kz за 1 квартал 2021 года. Метод: расчет производился на основе встречаемости бренда в чеках
В регионе «Север», в который включены Петропавловск, Павлодар, Костанай и Кокшетау, лидером рейтинга стало молоко Молком Павлодар. На этот бренд пришлось 21% продаж. На втором и третьем местах расположились Зенченко (10%) и Foodmaster (10%).
В Жезказгане, Караганде и Темиртау (регион «Центр») чаще всего покупают молоко Natige. На втором Петропавловское молоко (11%), а на третьем Ren milk (9%).
Среднестатистический покупатель – это женщина. По данным исследования, женщины в 77% случаев покупали молоко в продуктовых магазинах. Основная доля продаж приходится на крупные сети Магнум (47%) и SMALL (23%).
В среднем в одном продовольственном чеке имеется одна упаковка упакованного молока. Не учитывая литраж и метод упаковки, средняя цена за одну упаковку составила 285 тенге. При этом средний чек составляет 7 тысяч тенге.
Чаще всего казахстанцы покупают ультрапастеризованное молоко. Его доля в общих продажах по Казахстану составила 44%. Его же предпочитают покупать в Алматы – его доля составила 63%. Лидерство ультрапастеризованного молока также наблюдается на Западе (48%) и Юге(62%). А вот в Нур-Султане предпочитают покупать пастеризованное молоко (65%). Более того, этот тип молока предпочитают и на Востоке (42%), Севере (55%) и в Центре (57%).
Также исследование позволяет сделать вывод, что городские жители не покупают молоко впрок. Так, например, 79% покупаемого молока – это продукция небольшого формата, чаще всего – 900 мл. Предпочитаемая жирность молока – 3,2% (40%).
«12% покупателей, из числа тех, кто предоставил хотя бы несколько чеков в рамках исследования Dosmart.kz, каждый раз покупали один и тот же бренд молока. При этом каждый второй участник исследования при походе в магазин покупает более одного бренда молока. 49% покупателей выбирают молоко в экономном сегменте, 16% приходится на средний ценовой сегмент, 18% – на премиум», – добавил Ислам Талапбаев.
Закажите исследование на рынке FMCG у Dosmart.kz.
Анализ покупательских профилей и предпочтений основан на данных сервиса Dosmart.kz за январь-март 2021 года. Всего в исследовании приняло участие более 13 тысяч покупателей, предоставивших данные по 74 тысячам чеков.
В качестве источников информации использованы данные, представленные участниками в специально разработанной анкете для профиля пользователя, товарные позиции в чеках, такие как название товара, категория, количество, цена продажи, название торговой точки, дата и время покупки. Так же второстепенные данные с интернет пространства для ссылки.
Все качественные и количественные анализы и выводы сделаны на основе фактических статистических данных.
Рейтинг самых популярных марок молока в Казахстане
Кэшбэк-сервис DosMart.kz регулярно анализирует информацию, которую получает из более чем 240 тысяч чеков в продовольственных магазинах, а также из соцопросов
Рейтинг от сервиса DosMart.kz показывает, какие продукты или услуги пользуются самым большим спросом у жителей разных городов и регионов Казахстана. Для составления перечня популярных видов молока анализировали данные тысяч покупок и результаты социологических опросов. Исследование было проведено по итогам первых 3-х месяцев 2021 года. Принимали участие в нем более 13 тыс. человек.
Рейтинг в разных экономических районах Казахстана
Самое востребованное молоко в стране – «Петропавловское». Его доля составляет 15% покупок. На втором и третьем местах – «Родина» (9%) и Lactel (7%), соответственно.
Жители столицы чаще всего покупают «Родину». Она занимает почти 1/3 в общем объёме продаж молока. Далее идут «Зенченко» (23%) и «Петропавловское» (менее 10%). Только в Нур-Султане на три популярные марки приходится более 60% всех объёмов продаваемого молока.
В областных центрах западной части Казахстана большим спросом пользуется бренд «Новый день». Его доля составляет 15%. Чуть меньше – у «Айс», а еще чуть меньше – у «Околицы». Здесь примерно такая же десятка самых популярных брендов, что и по всей стране, плюс торговые марки «Мое» и «Маслодел».
В северной части страны самое популярное молоко – «МолКом Павлодар» (20%). Далее идут «Зенченко» и «ФудМастер» – доля каждого составляет 10%.
В Центральном Казахстане топ-3 востребованных марок выглядит так:
Кроме марок молока, которым отдают предпочтение казахстанцы в магазинах, социологи составили примерный портрет среднестатистического покупателя. Чаще всего это женщины. Почти в 8 случаев из 10 они покупают эти продукты в обычных магазинах. На долю крупных сетевых супермаркетов Magnum и SMALL приходится 47% и чуть более 20% соответственно.
В среднем практически при каждой покупке в продуктовом магазине приобретается молоко. Без учёта объемов и типа упаковки средняя стоимость одной товарной единицы составляет 285 тенге. Средний чек – 7 тыс. тенге.
Из всех видов молока по принципу приготовления большим спросом в РК пользуется ультрапастеризованное. На его долю приходится более 40% в среднем по стране, и более 60% в Алматы. Также этому виду отдают предпочтение жители Западного и Южного Казахстана (чуть менее 50% и более 60% соответственно). В Нур-Султане 2/3 всех продаж составляет пастеризованное молоко. Также оно пользуется большим спросом в восточной (более 40%), северной (55%) и центральной (57%) регионах РК.
На основании результатов этих исследований казахстанские специалисты сделали вывод, что жители больших городов не закупают молочную продукцию в больших объемах. Почти 80% всех покупок молока составляют упаковки небольших размеров, чаще всего 0,9 л. По жирности востребованный вид – 3,2 %. Его предпочитают 4 из каждых 10 покупателей.
Чуть более 10% респондентов, которые принимали участие в исследовании, чаще всего покупают один и тот же вид. При этом половина опрошенных сказали, что при каждом походе в супермаркет покупают не один вид, а два или более. Почти 50% респондентов сказали, что предпочитают марки «бюджетного» (т.е. недорого) сегмента, чуть более 15% – среднего. Около 18% покупают элитные сорта.
Предпочтения покупателей во многом совпадают с результатами лабораторных исследований. «Петропавловское» получило от экспертов 5 баллов из 5 возможных. Этот продукт был охарактеризован как «ароматное молоко с гармоничным ярко выраженным молочным вкусом».
Как проводятся исследования
Кэшбэк-сервис DosMart.kz регулярно анализирует информацию, которую получает из более чем 240 тысяч чеков в продовольственных магазинах, а также из соцопросов. На основании полученных данных специалисты отбирают самые популярные торговые марки среди товаров повседневного спроса, после чего составляется «Народный» рейтинг. В нем наглядно показано, какие конкретные товары пользуются большим спросом у казахстанских покупателей в определенные периоды времени. К исследованию привлекаются покупки тех людей, которые приобретают что-то в продуктовых магазинах или аптеках практически каждый день. Предпочтения именно этой категории покупателей являются ключевыми.
Опрос проводится в форме анкетирования. Также исследуются товарные позиции в кассовых чеках: название товара, категория, число приобретаемых единиц (количество упаковок или вес), дата и время.