какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

Какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

Я считаю, что школа должна и учить, и воспитывать. Ведь процессы обучения и воспитания неразрывно связаны между собой. Педагог должен не просто формировать у ребенка определенные знания, умения и навыки, но и процессе развития таковых заниматься формированием личности своего ученика.

На своих занятиях педагог воспитывает в ребятах целеустремленность, ответственность, доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учит их помогать друг другу. Кроме того, конкретно на уроках литературы учитель занимается нравственным и патриотическим воспитанием.
Воспитание вне урока

Большое воспитательное значение имеют общешкольные мероприятия, посвященные различным праздникам. Так, например, вечер, посвященный Дню Победы, имеют своей целью воспитание у ребят патриотизма, уважения к старшему поколению. Необходимо, чтобы дети приняли самое активное участие в таком мероприятии: читали стихи, исполняли песни военных лет, рассказывали о членах своей семьи – ветеранах Великой Отечественной войны. Если у кого-то из ребят есть прабабушки и прадедушки – участники войны, то их можно пригласить на такое мероприятие.

Важную роль в развитии личности школьника имеет эстетическое воспитание. Воспитывать в детях чувство прекрасного, заниматься формированием их вкуса можно не только на занятиях, но и посредством внеурочной деятельности.
Важную роль в воспитании ребенка играет сотрудничество семьи и школы. Необходимо, чтобы классный руководитель был в курсе обстановки в семье каждого своего ученика. И педагог, со своей стороны, должен информировать родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в школе, о проблемах, возникающих у их детей.

какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

Чему воспитывает школа?
Сейчас воспитание является неотъемлемой частью образовательного процесса составная, как и обучение.
Где это закреплено?
Во-первых, в ООП есть обязательный раздел «Программа воспитания и социализации».
Во-вторых, каждая школа составляет план воспитательной работы. Или программу. Там всё расписывается: направления (воспитание гражданственности, патриотизма, нравственности и т.д.).
В-третьих, предметные программы также включают в себя воспитательные элементы (личностные УУД).
В-четвёртых, классное руководители проводят классные часы, на которых поднимаются все темы, которые помогают детям стать воспитанными людьми.

А что на практике? А на практике школы разрабатывают приемлемые формы и методы воспитания.
В школе создаются условия для полноценного осуществления внеурочной работы с обучающимися: структура работы Педагогического совета школы предусматривает обязательное вынесение вопросов, связанных с воспитанием учащихся, на рассмотрение всех участников образовательного процесса; Должны иметься в наличии классы, актовый и музыкальный зал необходимые для внеурочной и кружковой работы.
Также создаются общественные детские объединения. Например, связанные с волонтёрством или экологией.
Для классных часов учителя берут нравственные вопросы. Проводятся праздники, акции, проекты на самые разные темы.

Источник

Образование, воспитание и обучение как единое целое

какое мнение у вас сложилось о системе образования и воспитания в данном учреждении

Рубрика: 1. Общая педагогика

Дата публикации: 04.11.2015

Статья просмотрена: 21245 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Е. Н. Образование, воспитание и обучение как единое целое / Е. Н. Казакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9094/ (дата обращения: 03.11.2021).

В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, педагогика.

Приводя ребенка в образовательное учреждение, многие родители считают, что педагоги должны обучать и воспитывать их детей. А педагоги, в свою очередь, считают, что они дают только знания, а воспитывать должны родители, а так же участвовать в образовательной деятельности и контролировать ее выполнение. Педагог — это сопроводитель несовершеннолетнего человека в его определении в жизни с момента поступления в дошкольное учреждение до выпуска из школы. Его влияние на становление личности, определение в профессиональной деятельности. И педагог, который действительно положительно повлияет на ребенка, должен обладать широким спектром профессиональных и личных качеств. Такой педагог должен понимать, что процессы образования, воспитания и обучения не могут происходить отдельно друг от друга. Конечно, воспитанием занимаются родители, но и в педагогической деятельности есть место этому процессу. Также педагог может содействовать семейному воспитанию, путем бесед с родителями, помогая им увидеть на что следует обратить внимание и как повлиять на него, потому что у большинства родителей нет педагогического образования и даже если оно есть, их ребенок является лучше других и поэтому они не всегда замечают какие то проблемы. Тем более педагог может увидеть зарождение проблемы еще в ее зачатке (при первых ее проявлениях).

Возвращаясь к связи обучения, воспитания и образования, рассмотрим определения этих трех понятий:

Обучение является целенаправленным, организованным, систематическим процессом передачи старшим поколением младшему опыта, определенные знания, умения и навыки.

Воспитание является сложным и противоречивым социально-исторический процессом вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность и отношения между людьми.

Образование является процессом поиска и усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений и результатом этого усвоения, выраженный в определенном уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовке человека.

Многие педагоги по-разному определяют значение и взаимосвязь обучения, воспитания и образования. Одни считают, что образование шире, чем воспитание и включает его в себя. Другие считают, что эти процессы противоположны друг другу. Третьи что обучение и развитие являются независимыми процессами. Четвертые, что обучение — чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.Поэтому возникает много дискуссий на тему связи этих трех понятий.

У меня же другое мнение насчет этой связи: в зависимости от поставленной задачи в педагогическом процессе одно из них может выступать ведущим, но не может применяться на практике вне этого симбиоза.

Рассмотрим ситуации, в которых целью педагогического процесса являются либо воспитание, либо обучение, либо образование:

Человек не может приобретать знания, умения и навыки, которые необходимы ему для жизни в социуме без приобретения опыта от старшего поколения (образования). Результатом воспитания и обучения является образование. Соответственно воспитание может существовать только во взаимодействии с обучением и образованием.

Учитель воспитывает своих учеников в процессе обучения. Воспитывать, обучая, и обучать, воспитывая, — профессиональная задача каждого учителя. Проблема единства обучения и воспитания — это и есть проблема воспитания в процессе обучения.

Существуют разные типы воспитания: умственное, физические, трудовое, нравственное, эстетическое и т. д. Задачей умственного воспитания является усвоение определенного уровня знаний, т. е. получение образования в процессе обучения.

Если обучение происходит в процессе взаимодействие педагога и ученика, то содержание обучения, которое предлагается учащимся для активного усвоения, подразумевает умственное воспитание.

Образованиеполучают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов.

Цель воспитания и обучения — познание внешнего мира, умение владеть вещами и самим собой, развитие моральных качеств. (Коменский) Из этого следует, что целью воспитания и обучения является образование. Человек не может получить знания, умения и навыки, обойдя эти процессы.

Если брать образование как процесс поиска и усвоения информации, то во время него осуществляются такие задачи воспитания, как развитие познавательных интересов и формирование познавательной активности; развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки.

Так как задачами учителя являются обучение, воспитание и образование, то он должен обладать такими профессиональными знаниями:

 знание психологии (общей, возрастной)

 построение учебного плана

 коммуникативные способность к общению, сотрудничеству;

Источник

Роль образовательного учреждения в воспитании подрастающего поколения. Организация партнерства образовательное учреждение — семья

В условиях вариативности муниципальной системы образования, социально-ориентированной образовательной деятельности различных типов и видов учреждений, актуальной задачей становится повышение роли воспитания в образовательном процессе. Не будем рассматривать этимологию и исторические корни слова “воспитание”. Отметим лишь, что оно предполагает наряду с другими смыслами личное взращивание. Обратимся к его современному пониманию и терминам, тесно с ними связанным, так как, не определившись в общих вопросах методологического и теоретического характера, не выработав подходов к воспитанию, невозможно целенаправленно осуществлять воспитательную работу.

Под воспитанием понимают приобщение к знаниям о жизни, помощь в приобретении собственного опыта деятельности, отношений и общения, соответствующих принятым в данном обществе нормам и ценностям. Воспитание предполагает передачу, трансляцию опыта предыдущих поколений как фундамента собственного опята, создаваемого ребенком в данных условиях. Сам человек – активный участник, субъект собственного воспитания. Самовоспитание – целенаправленное совершенствование, без которого невозможно эффективное воспитание.

Воспитанность, в свою очередь, определяется как обобщенный результат социализации, воспитания и самовоспитания человека, выражающийся в степени соответствия слов и действий отдельного лица принятым в данном обществе нормам и правилам человеческого общежития. Воспитанность – уровень личностного развития, лежащего в основе отношения к миру, своему в нем месту, к людям, степень осознания себя, своих возможностей; образ данного человека в глазах окружающих. Выделяют воспитанность внутреннего и внешнего содержание, качество и меру воспитанности.

Под воспитательной работой понимается профессиональная деятельность педагогов, направленная, прежде всего, на создание условий для развития и саморазвития ребенка.

Это вид педагогической деятельности, осуществляемой отдельным педагогом и педагогическим коллективом. Это организация совместной деятельности взрослых и детей с целью наиболее полного их саморазвития и самореализации.

Воспитание в образовательных учреждениях реализуется через воспитательный процесс, то есть взаимодействие педагогов и детей с целью ориентаций их на самовоспитание, самореализацию. Это планомерно организованная система педагогических влияний. Важными характеристиками воспитательного процесса являются целостность и непрерывность, преемственность и последовательность.

Воспитание (в широком смысле) осуществляет все общество, так как онтологически оно означает социальное становление личности, то есть процесс достижения ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой, самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

За последние 15 лет, в связи с переходом общества в образовании от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, заметное развитие получили личностный, личностно-ориентированный подходы в воспитании, стержнем которых являются ценностные ориентации. Ввиду вышесказанного воспринимается как вполне естественное и приемлемое следующее определение воспитания: “Процесс становления, обогащения и совершенствования субъективно-личностного и духовного мира человека”. Воспитание не должно сводиться лишь к развитию способностей человека ради самих способностей, к его обучению, образованию. Настоящее воспитание есть построение более высокого яруса в субъективном мире человека – его ценностного горизонта, его руководящей внутренней совести, которая призвана изнутри управлять развитием личности, поведением человека и нести ответственность за обретение и применение человеком своих способностей.

Школа – это камертон общества, она ощутила опасность такого “переходного периода”, когда в поисках “брода” взрослыми теряются дети.

Это позволяет определить главное в инновационном преобразовании школы: необходимо создание инновационного пространства, такой культурной, коммуникативно-образовательной среды, где бы в комплексе решались задачи учебно-воспитательного процесса на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителя, учеников, родителей, администрации.

Содержание государственной политики в области воспитания определяется сформированными в Федеральном законе “Об образовании” принципами гуманистического характера образования.

Сегодня важно обозначить параметры воспитанности, ориентируясь на которые, каждое образовательное учреждение должно строить собственную модель “школы воспитывающей”, ориентируясь не общечеловеческие ценности, интеллигентность, коллективизм, креативность, адаптивность, чувство собственного достоинства. Среди основных свойств развивающейся личности должны быть и независимость, свобода в суждениях, мнениях, поступках, но в сочетании с ответственностью за последствия.

Каковы же условия, реализуя которые мы сможем добиться желаемых результатов? Прежде всего – это наличие квалифицированных педагогических кадров.

В целях обеспечения единства процессов обучения и воспитания в образовательных учреждениях в штатное расписание включены должности заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, педагога-психолога, старшей вожатой, педагога дополнительного образования, которые наряду с классным руководителем призваны осуществлять организацию воспитательной деятельности в системе образования.

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогу, на которого возложены функции классного руководителя.

Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.

В рамках ПИП “Образование” с января 2006 года введено дополнительное вознаграждение за классное руководство, до этого она составляла от 7% до 15% ставки педагога, и выплата данного вознаграждения предусмотрена за выполнение именно воспитательной функции, за организацию внеурочной работы с обучающимися.

В системе образования города Омска работают 13738 педагогов, 2/3 которых выполняют функции классного руководителя.

Реальную поддержку со стороны государства ощутили педагогические кадры благодаря конкурсу лучших учителей, одним из основополагающих критериев конкурсного отбора при этом является реализация педагогом воспитательных функций.

Наиболее важным условием результативности воспитания – организация разнообразных видов деятельности обучающихся и воспитанников с учетом их возрастных особенностей, участвуя в которых ребенок приобретает нравственный опыт, опыт социальных отношений, при этом формируются коммуникативные и творческие способности, происходит становление гражданина, человека, ответственного за свое здоровье, за свои поступки, за выбор будущей профессиональной деятельности.

Департаментом образования, образовательными учреждениями реализуется комплекс мер по организации эффективной профилактической и просветительской работы, направленной на борьбу со злоупотреблением наркотиков, алкоголя, психотропных веществ, а также проводится работа, направленная на организацию досуга и занятости обучающихся в свободное от учебы время.

Такое активное вовлечение общественности в жизнь школы обусловлено демократизацией российского общества, реализацией национального проекта “Образование”. Было отмечено, что образовательное учреждение следует и впредь сохранять принцип открытости для общества, поддерживать приобретенные связи и налаживать новые.

Качество образования играет региональную роль в том, какое место страна займет в мировой экономике, политике, культуре и прямо влияет на ее внутреннее развитие. Поэтому в наших интересах сделать все, чтобы российское образование стало конкурентоспособным, то есть соответствовало мировым стандартам и превосходило их. И все инновационные проекты, реализуемые в муниципальной системе образования, направлены на решение этих задач.

Итак, подводя итог всему вышесказанному:

Истинная сущность воспитательной работы согласно основным постулатам педагогики заключаются не в наших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а в организации жизни ребенка.

Когда в среде молодежи произошли серьезные изменения не в лучшую сторону, падение авторитета государства, общества, культуры не могло не сказаться на нравственно-социальных идеалах и жизненных целях молодежи, нежелание служить в армии, а значит и нежелание защищать свою родину, неподготовленность к труду, рост анархизма, фашистских настроений и многое другое, что можно одним словом назвать нравственная деградация молодежи.

Кардинальное изменение ситуации сегодня возможно лишь при условии серьезной поддержки воспитательной деятельности учреждений образования.

Источник

Научно-
образовательный
портал IQ

Школа должна образовывать и воспитывать

Подростки ведут себя хорошо, когда им это выгодно, а в остальных ситуациях исходят из своих интересов, рассказали завлабораторией мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных и научный сотрудник лаборатории Елена Новикова в докладе «Место духовно-нравственного образования и воспитания в школьной программе обучения». Любовь, добро и милосердие для школьников – прежде всего инструменты, с помощью которых можно извлечь некие бонусы, например, поощрение со стороны родителей или учителей. Такое поведение учеников отчасти оказывается следствием сокращения воспитательной работы в школе. Она или почти не ведется, или превращается в формальность.

Дело в том, что школы переориентировались почти исключительно на образование, поясняют эксперты. Воспитательные же достижения в рейтингах учебных заведений не учитываются. Вместе с тем, и учитель так загружен преподаванием и отчетами, что у него нередко просто нет сил на общение с учениками. При этом в школах уменьшены и учебные часы на литературу и русский язык – предметы, которые дают детям лучшие уроки нравственности, отмечают исследователи.

Между тем, как показал прошлогодний опрос (число респондентов-школьников составило 400 человек, родителей – 250 человек, педагогов – 30 человек), родители ждут от школы серьезной воспитательной работы. Да и сами педагоги заинтересованы в успешности воспитания в школе. Аржаных и Новикова дали свой рецепт развития воспитательного потенциала школы.

Школа – второй по значимости воспитатель

Родители, подчеркивая роль семьи в воспитании ребенка, тем не менее, видят в качестве второго значимого «ментора» именно школу. Более трех четвертей респондентов среди родителей (77%) считают, что именно школа должна воспитывать детей. В то же время, лишь половина (49%) родителей согласны с тем, что школа действительно влияет на формирование личности подростка.

Как бы то ни было, запрос со стороны родителей на воспитательную работу школы очевиден. Но школа, выполняя ее, вынуждена сопротивляться негативному влиянию изменившейся социальной среды, которая часто агрессивна к ребенку. В итоге эффект воспитательных усилий школы может не оправдывать ожиданий.

У подростков нет высоких идеалов

И учителя, и родители указывают на то, что дети стали «другими». Педагоги почти ежедневно сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, которые, по их мнению, в прошлом были редкостью и характеризовались как из ряда вон выходящие, пишут Аржаных и Новикова.

Речь идет о повышенной нетерпимости, агрессивности и эгоизме. Неумение сочувствовать, дружить и уважать старших, излишняя рациональность и зацикленность на деньгах, на взгляд педагогов, связаны с недостатком воспитания, с тем, что современные дети «в своей жизни не ориентируются на духовно-нравственные идеалы». Альтруизм и коллективизм как ценности уходят, их место все чаще занимают прагматизм и индивидуализм. Это плохо влияет на учебу, добавляют авторы доклада.

Родители также отмечают тревожные симптомы в поведении подростков. Так, прагматизм детей подчеркнули 39,8% респондентов, инфантилизм и нежелание взрослеть – 33,8%, неуважение к старшим – 27,9%, эгоизм – 27,1%. Об агрессии, равнодушии и хамстве детей говорили примерно по 20% родителей. Печально, но доброту и способность к сопереживанию увидели в школьниках лишь 14% родителей.

Доброта с прагматическими целями

Социальная среда, которую многие педагоги считают агрессивной, подталкивает ребенка к выбору в пользу приспособленчества. Отсутствие положительных примеров в ближайшем окружении и обилие негатива формирует у подростков соответствующее поведение, отмечают и родители, и педагоги. Моральные нормы постепенно заменяются прагматичными правилами поведения, отметили 68% родителей.

Весьма тревожным симптомом состояния общества, по мнению авторов доклада, оказалось распределение ответов на вопрос: «Насколько сегодня в обществе ценятся любовь к ближнему, милосердие, справедливость и достоинство?» Эти ценности девальвировались в обществе – таков был ответ половины (50,1%) родителей.

При этом часть педагогов считает, что большинство детей прекрасно знают, что такое хорошо и что такое плохо. Но такое знание нередко остается сугубо теоретическим, отметили Аржаных и Новикова.

То есть на уровне деклараций подростки демонстрируют приверженность традиционным ценностям, а на деле, по мнению учителей, часто руководствуются прагматическими резонами. Добро и любовь порой представляются школьникам инструментами, с помощью которых можно получить награду в виде одобрения взрослых.

В детях нужно воспитывать человечность

Исследователи измерили и потребность родителей в том, чтобы вернуть в мир детей четкие нравственные установки. Респондентам предложили оценить справедливость двух высказываний: «Сегодня детям, в первую очередь, нужно прививать прагматичные, рациональные правила поведения» и «Детей нужно, прежде всего, воспитывать в нормах морали, прививать им духовные ценности».

Показательно, что за второе утверждение проголосовало большинство – 79,4% – родителей, а за первое – всего 4,7% родителей. Эти данные говорят о высокой востребованности среди родителей «уроков нравственности» для детей, комментируют исследователи.

Они также обращают внимание на те 15% родителей, которые затруднились с ответом. Такие семьи, по всей видимости, не могут четко определить свои приоритеты, сделать выбор между следованием духовным ценностям и прагматикой, позволяющей человеку легко преуспеть.

Наставничество учителя ограничивается обучением

Респонденты-учителя по-разному оценили воспитательную компоненту в школе. Часть педагогов считает, что воспитание в школе активно набирает вес, поскольку в силу проблем во взаимоотношениях детей учителю чаще приходится корректировать их поведение.

Впрочем, в большинстве случаев педагоги отмечают, что воспитание отошло на второй план, поскольку изменился сам подход к образовательному процессу. Школа сегодня – это учреждение, предоставляющее образовательные услуги. Это определяет работу педагогов, которые прежде всего обучают и лишь во вторую очередь – воспитывают, пояснили исследователи.

Еще одним фактором, влияющим на воспитание в школе, служит борьба за права ребенка. Этот, несомненно, важный процесс так или иначе сузил права учителя. Педагог зачастую не может резко высказаться о недопустимом поведении ученика, поскольку рискует получить неадекватную реакцию его родителей. В таких условиях «часть учителей предпочитает ограничиваться формальным уровнем» воспитания, говорят эксперты.

Многие педагоги негативно оценили уменьшение количества учебных часов на литературу и русский язык, считая, что тем самым «сократились и возможности учителя говорить с ребенком на важные темы, воспитывать его на примерах литературных героев», пишут Аржаных и Новикова.

Лучше всего воспитывают экскурсии

Воспитательная работа в учебном заведении включает общешкольные традиционные мероприятия (праздники, встречи с ветеранами и пр.), тематические классные часы и разбор конкретных жизненных ситуаций с коррекцией поведения учащихся. Как бы то ни было, и у родителей, и у учителей в рейтинге школьных воспитательных акций лидируют познавательные мероприятия – экскурсии. 78% родителей считают, что экскурсии максимально способствуют воспитанию.

Далее в этом воспитательном «чарте» с большим отрывом идут встречи с интересными людьми (42,7% родителей), спортивные соревнования (39,4% родителей), а также проведение праздников (Новый год, 9 Мая, 8 марта) и встречи с ветеранами (по 31%). Таким образом, встречи с людьми, которые могут служить примером для подражания, занимают довольно значимое место, комментируют исследователи.

В рейтинге мероприятий, наиболее запомнившихся родителям и их детям, также лидируют экскурсии и походы в театры и музеи (40,4%). Среди наименее запомнившихся родителям мероприятий – дни рождения, дни самоуправления, интеллектуальные соревнования и классные часы. Показательно, что около четверти родителей вообще не ответили на этот вопрос. Они либо не смогли вспомнить ничего примечательного, либо просто не интересуются этой стороной школьной жизни, считают авторы доклада.

Положительную оценку нравственному воспитанию в школе поставили 40% родителей. Средне оценили работу педагогов 15%. Плохую отметку поставили воспитанию в школе 8%. И, наконец, более трети родителей (36,8%) затруднились с оценкой. Такой неопределенный ответ, по мнению Аржаных и Новиковой, может быть связан с тем, что родители плохо знают, что делает школа в области воспитания детей. Вероятен и другой вариант: родители просто не готовы афишировать свое реальное отношение к работе педагогов в школе, где учится их ребенок.

Как совершенствовать воспитательную работу?

Для того, чтобы школа могла давать детям более основательное воспитание, по мнению учителей, необходимо прежде всего выделить педагогу больше времени на такую работу. Причем в идеале ее значимость должна быть сопоставима со значимостью обучения как такового. Другие названные педагогами меры – повышение статуса учителя в обществе и набор в школу кадров, основной работой которых было бы воспитание. Следовало бы также вернуть урезанные учебные часы по литературе, истории и русскому языку.

При этом большинство респондентов среди педагогов и родителей считают, что сама школа, какие бы усилия она ни прилагала, сегодня не может справиться с формированием нравственных основ личности ребенка. Главным воспитателем должна быть семья, подчеркнули 80% родителей. Нужно активизировать сотрудничество семьи и школы – с тем, чтобы родители больше включались в воспитание и образование детей, добавляют педагоги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *