какое министерство координирует разработку профессиональных стандартов
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов» (с изменениями и дополнениями)
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
Постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23
«О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов»
С изменениями и дополнениями от:
23 сентября 2014 г., 13 мая 2016 г., 9 февраля, 29 ноября 2018 г., 25 августа 2021 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в преамбулу внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
Правительство Российской Федерации постановляет:
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 пункт 1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.
2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в пункт 3 внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением.
4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 в наименование внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2016 г.
Правила
разработки и утверждения профессиональных стандартов
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23)
С изменениями и дополнениями от:
23 сентября 2014 г., 13 мая 2016 г., 9 февраля, 29 ноября 2018 г., 25 августа 2021 г.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2016 г. N 406 пункт 1 изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2016 г.
1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов.
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов
6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 в пункт 8 внесены изменения
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций.
10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:
а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
Информация об изменениях:
в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 в пункт 11 внесены изменения
11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.
12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.
Информация об изменениях:
13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.
Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в Агентство в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и Агентство направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения.
При наличии замечаний и предложений Агентства Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации проводится согласительное совещание с участием представителей разработчика, Агентства, совета и профессиональных союзов (их объединений).
Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и Агентством (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.
Информация об изменениях:
14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Агентством (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 15 изложен в новой редакции
15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 16 изложен в новой редакции
16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 17 изложен в новой редакции
17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2014 г. N 970 пункт 18 изложен в новой редакции
18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения.
Информация об изменениях:
19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях в течение 10 дней со дня их вступления в силу направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации для учета при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Какое министерство координирует разработку профессиональных стандартов
О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2013 г. № 23
МОСКВА
О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970, от 13.05.2016 № 406, от 09.02.2018 № 136, от 29.11.2018 № 1439, от 25.08.2021 № 1408)
Правительство Российской Федерации постановляет: (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 406)
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 406)
2. Установить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений устанавливает тождественность наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах.
3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных настоящим постановлением. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 406)
4. Реализация федеральными органами исполнительной власти полномочий, установленных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 22 января 2013 г. № 23
ПРАВИЛАразработки и утверждения профессиональных стандартов
(В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970, от 13.05.2016 № 406, от 09.02.2018 № 136, от 29.11.2018 № 1439, от 25.08.2021 № 1408)
I. Общие положения
1. Настоящие Правила устанавливают порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 406)
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации координирует разработку профессиональных стандартов.
II. Разработка и утверждение профессиональных стандартов
6. Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
7. Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.
9. Проект профессионального стандарта подлежит обсуждению с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений), советов, Агентства в отношении профессий, включенных в перечень профессий, и других заинтересованных организаций. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 136, от 25.08.2021 № 1408)
10. Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект профессионального стандарта и следующие документы:
а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
в) информация о результатах предусмотренного пунктом 9 настоящих Правил обсуждения проекта профессионального стандарта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 136)
11. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
12. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика об отклонении проекта профессионального стандарта или о принятии его к рассмотрению.
13. Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении проекта профессионального стандарта для проведения общественного обсуждения направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта.
Одновременно проект профессионального стандарта направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и в Агентство в отношении профессий, включенных в перечень профессий. По итогам рассмотрения указанный федеральный орган исполнительной власти и Агентство направляют в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации замечания и предложения. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 136, от 25.08.2021 № 1408)
Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, и Агентством (при наличии) направляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 136, от 25.08.2021 № 1408)
(Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
14. Проект профессионального стандарта, информация и документы, предусмотренные пунктом 10 настоящих Правил, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, информация о результатах рассмотрения проекта профессионального стандарта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Агентством (при наличии) и результаты согласительного совещания, предусмотренного абзацем третьим пункта 13 настоящих Правил, направляются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в Национальный совет для проведения экспертизы. (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 09.02.2018 № 136, от 25.08.2021 № 1408)
15. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
16. Утверждение профессионального стандарта осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации на основании экспертного заключения Национального совета с рекомендациями о его одобрении. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
17. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в установленном им порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
18. Внесение изменений в профессиональные стандарты осуществляется в порядке, предусмотренном для их разработки и утверждения. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2014 № 970)
19. Информация об утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях в течение 10 дней со дня их вступления в силу направляется в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации или Министерство просвещения Российской Федерации для учета при формировании соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1439)
III. Порядок применения профессиональных стандартов
Как разрабатываются профессиональные стандарты?
В Российской Федерации существует 1060 профессиональных стандартов. Они затрагивают практически все сферы экономики, производства, сельского хозяйства, космической сферы, атомной промышленности, образования, здравоохранения и т.д. Зачем они нужны и кто их разрабатывает? Далее мы раскроем эти вопросы.
Что такое профессиональный стандарт?
Понятие «профессиональный стандарт» раскрывается в российском Трудовом кодексе. Под ним понимается определенный уровень знаний, умений, навыков и опыта сотрудника предприятия или организации. Простыми словами, профстандарт – это своего рода квалификация, которая должна быть у каждого работника.
В настоящее время в Российской Федерации действуют 28 советов по профессиональным квалификациям. Они образованы по отраслевому принципу, и их работа направлена на проведение независимой оценки квалификации сотрудника, занимающегося конкретным видом деятельности. Вся информация о деятельности советов и проведении оценки размещается на соответствующем веб-сайте. Данные полезны, в первую очередь, для руководителей организаций – при приеме нового сотрудника могут увидеть его уровень профессиональной компетенции.
Цели и задачи
Профессиональные стандарты можно назвать перечнем знаний, умений и трудовых функций. Они важны как для подготовки специалистов, так и для руководителей организаций и представителей отдела кадров: принимая решение о зачислении того или иного человека в штат всегда будет оцениваться и учитываться его профессиональное соответствие принятым стандартам. «Соответствующий» человек априори будет более производителен в труде, и в этом случае сам работодатель сможет снизить издержки на адаптацию сотрудника при трудоустройстве.
Профессиональные стандарты устанавливают определенную планку требований к любому сотруднику любого предприятия. Они являются своего рода ориентиром для выстраивания кадровой политики.
Нормативная база разработки профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов базируется на нескольких законодательных актах, действующих в Российской Федерации. Основными из них являются:
Правила разработки и утверждения профессиональных стандартов
Эти правила прописаны в нормативных документах. Среди основных постулатов можно выделить:
Применение профессиональных стандартов
Профессиональные стандарты необходимы для выработки правильной кадровой политики и системы менеджмента. Они также используются для организации процессов обучения сотрудников и их аттестации, написания должностных инструкций. Стандарты применяются для того, чтобы кадровый работник предприятия мог правильно присвоить тарифный разряд, а также помог рассчитать и установить уровень заработной платы. По ним строятся обучающие программы курсов повышения квалификации и переподготовки.
Профессиональный стандарт характеризует квалификацию, которая нужна работнику для выполнения определенной трудовой деятельности. Стандарты нужно применять работодателям для формирования кадровой политики в организации. В тех сферах, где уже утверждены профстандарты, они в обязательном порядке используются при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования и программ профессионального образования.
Координирует разработку профстандартов Минтруд России, и его основная цель – планомерно внедрять профессиональные стандарты во все области экономики. В перспективе это должно привести к увеличению числа высококвалифицированных работников и повышению производительности труда.
Уже сейчас утверждено 498 профессиональных стандартов, к концу 2015 года их будет 800. Всем ли работодателям обязательно применять профессиональные стандарты и как это делать, мы узнали у Марины Масловой, директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России.
— С какой целью разрабатываются профстандарты, если существуют справочники квалификаций?
— В настоящее время в России действует система классификаторов социально-трудовой информации, которая сформировалась более 20 лет назад. В последние годы эти справочники практически не актуализировались. При этом стоит отметить, что каждый из разработанных ранее и действующих в настоящее время справочников или классификаторов решает определенные задачи, в том числе получения статистических данных о сфере занятости и рынке труда. В настоящее время идет постепенное обновление этих документов.
Росстандарт приказом от 12 декабря 2014 г. № 2020-ст принял новую редакцию Общероссийского классификатора занятий, введенного с 1 июля 2015 года. Классификатор гармонизирован с Международной стандартной классификацией занятий 2008 (МСКЗ-08) путем внесения уточнений, отражающих специфику российской экономики, не нарушающих коды и границы понятий этого международного стандарта. Он предназначен для проведения статистических обследований распределения населения по видам занятий, организации статистического учета в целях осуществления эффективной политики занятости, выполнения аналитических исследований и сопоставлений, в том числе международных.
— Сколько уже разработано профстандартов, сколько планируется разработать?
— Нужно отметить, что впервые за много лет государством была поставлена задача системной модернизации квалификационных требований специалистов, работающих в различных областях профессиональной деятельности. И первый такой шаг – это как раз разработка профстандартов. Главную свою задачу мы здесь видим в том, чтобы активизировать работодателей и профсообщество в сторону планомерного внедрения профстандартов. В дальнейшем это будет способствовать увеличению числа высококвалифицированных работников, создаст условия для внедрения новых технологий, роста производительности труда, повышения конкурентоспособности работников на рынке труда.
Что касается количественных данных, то по состоянию на 28 июля 2015 года Минтрудом России утверждено уже 498 профессиональных стандартов, из них 476 зарегистрировано Минюстом России. Планируется, что к концу 2015 года общее количество утвержденных профессиональных стандартов составит 800 с учетом потребностей экономики.
— Как работодателям применять профстандарты?
— Это входит в задачу подразделений управления персоналом компаний – разрабатывать требования к работникам, должностные инструкции на основе профессиональных стандартов, но с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, применяемых технологий, принятой в компании организации производства и труда.
Применение профессиональных стандартов позволяет работодателям формировать эффективную кадровую политику, в том числе обучение, повышение квалификации, а работникам – выстраивать профессиональную карьеру.
— Будут ли наказывать работодателя за привлечение к работе лиц, не соответствующих требованиям стандарта?
Недавно был принят Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»». В нем предусмотрена такая норма, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации работника, то в части указанных требований работодатель обязан руководствоваться профессиональными стандартами. Закон вступит в силу с 1 июля 2016 года.
Также в законе зафиксировано, что Правительство РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливать особенности применения профессиональных стандартов. Это касается требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами, государственными или муниципальными учреждениями, унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, компаниями и хозяйственными обществами, у которых более 50 процентов акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности.