какое минимальное расстояние должно быть между смежными осями путей двухпутных линий на перегоне
Требования ПТЭ к расстоянию между осями смежных путей на перегонах и на станциях
Расстояние между осями путей (междупутье) на перегонах двухпутных линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм (Рис.10).
Рис. 10 Ширина междупутья на 2-х путном перегоне
На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего путей на прямых участках должно быть не менее 5000 мм (Рис.11).
Рис. 11 Ширина междупутий на 4-х путном перегоне
Расстояние между осями смежных железнодорожных путей на станциях, в прямых участках должно быть не менее 4800 мм, на второстепенных железнодорожных путях (железнодорожные пути стоянки железнодорожного подвижного состава, железнодорожные пути грузовых дворов) и железнодорожных путях грузовых районов не менее 4500 мм.
Допускается до реконструкции путевого развития действующих железнодорожных станций сохранять расстояние между осями смежных железнодорожных путей менее установленного настоящим пунктом, но не менее 4100 мм, а также сохранять при расположении главных железнодорожных путей на железнодорожных станциях крайними расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм. (Рис.12).
Рис. 12 Ширина междупутий на станциях
Расстояние между осями смежных железнодорожных путей на станциях железнодорожных путей необщего пользования на прямых участках железнодорожных путей должно быть не менее 4100 мм.
Горизонтальные расстояния на кривых участках между осями смежных железнодорожных путей и между осью железнодорожного пути и габаритом приближения строений на перегонах и железнодорожных станциях устанавливаются нормами и правилами.
Требования к содержанию железнодорожного пути. План и профиль линии
Железнодорожный путь в отношении радиусов кривых, сопряжения прямых и кривых, крутизны уклонов должен соответствовать утвержденному плану и профилю железнодорожной линии.
План пути – это вид железнодорожной линии сверху (прямые и кривые участки пути).
Требования ПТЭ к расположению раздельных пунктов (станций, разъездов и обгонных пунктов) в плане и продольном профиле:
Рис. 13 Разъезд
Обгонный пункт – раздельный пункт на двухпутных линиях, имеющий путевое развитие, допускающее обгон поездов и в необходимых случаях – перевод поезда с одного главного пути на другой. (Рис. 14)
Рис. 14 Обгонный пункт
Рис. 15 Станция
Требования к расположению раздельных пунктов в плане
Кроме того, на железнодорожных путях необщего пользования допускается:
— сохранение в эксплуатации на раздельных пунктах парковых железнодорожных путей (не более 5) и вытяжных железнодорожных путей на кривых меньшего радиуса, но не менее предусмотренного нормами и правилами.
Требования к расположению раздельных пунктов в продольном профиле
Станции, разъезды и обгонные пункты, как правило, должны располагаться на горизонтальной площадке. В отдельных случаях допускается расположение их на уклонах, не превышающих 0,0015 (1,5 ‰); в трудных условиях (топографических) допускается увеличение уклонов, но не более чем до 0,0025 (2,5‰). В особо трудных условиях на разъездах и обгонных пунктах всех типов, на промежуточных железнодорожных станциях продольного или полупродольного типов, на которых не предусматриваются маневры и отцепки локомотива или вагонов от состава и разъединение соединенных поездов, допускаются уклоны круче 0,0025 (2,5‰) в пределах станционной площадки.
Допускаются также в особо трудных условиях уклоны круче 0,0025 (2,5‰) при удлинении приемо-отправочных железнодорожных путей на существующих железнодорожных станциях, при условии принятия мер против самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива), но не круче 0,010 (10‰) в обоих случаях. Допускается до проведения реконструкции раздельных пунктов на железнодорожных путях необщего пользования сохранять существующие уклоны, но не круче 0,010, с принятием мер по предупреждению самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива).
Для предотвращения самопроизвольного ухода вагонов или составов (без локомотива) за пределы полезной длины путей на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах продольный профиль вновь построенных и реконструированных приемо-отправочных железнодорожных путей, на которых предусматриваются отцепка локомотивов от вагонов и производство маневровых операций, проектируется вогнутого (ямообразного) очертания с одинаковыми отметками высот по концам полезной длины путей.
В необходимых случаях для предупреждения самопроизвольного ухода вагонов на другие железнодорожные пути и маршруты приема, следования и отправления поездов должно предусматриваться, соответственно, устройство предохранительных тупиков, охранных стрелок, сбрасывающих башмаков, сбрасывающих остряков, сбрасывающих стрелок, применение стационарных устройств для закрепления вагонов, которые должны соответствовать требованиям ПТЭ, в том числе в отношении включения этих устройств в электрическую централизацию для контроля их положения.
Во всех случаях на железнодорожных станциях, разъездах и обгонных пунктах на уклонах должны быть обеспечены условия трогания с места поездов в пределах установленной нормы массы и условия удержания поездов вспомогательными тормозами локомотивов.
План и профиль главных и станционных железнодорожных путей подвергаются периодической инструментальной проверке в соответствии с требованиями ПТЭ.
Продольные профили сортировочных горок, подгорочных и профилированных вытяжных железнодорожных путей на сортировочных, участковых, промежуточных и грузовых железнодорожных станциях, железнодорожных путей для скатывания вагонов с вагоноопрокидывателей проверяются не реже одного раза в три года, на остальном протяжении станционных железнодорожных путей всех железнодорожных станций профиль проверяется не реже одного раза в десять лет.
Продольный профиль главных железнодорожных путей на железнодорожных станциях и перегонах проверяется в период проведения реконструкции, капитального и среднего ремонта железнодорожных путей. По результатам проверок устанавливаются конкретные сроки производства работ по выправке профилей. Участки железнодорожного пути, на которых производятся работы, вызывающие изменение плана и профиля, проверяются после их окончания с представлением, соответственно, владельцу инфраструктуры, владельцу железнодорожных путей необщего пользования соответствующей документации.
При возведении на территории железнодорожных станций новых объектов, расширении или переносе существующих юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), выполняющее такие работы, передает, соответственно, владельцу инфраструктуры, владельцу железнодорожных путей необщего пользования исполнительную документацию, определяющую привязку объекта к существующему развитию железнодорожной станции (отдельных объектов).
Билет №3. 1. Минимальные расстояния между осями путей на перегонах и станциях
1. Минимальные расстояния между осями путей на перегонах и станциях. Содержание рельсовой колеи по ширине и уровню.(ПТЭ п.20; приложение1 п.9,10)
Расстояние между осями путей на перегонах двухпутных линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм (Рис.2.5,а).
Рис.2.5,а
На трехпутных и четырехпутных линиях расстояние между осями второго и третьего путей на прямых участках должно быть не менее 5000 мм(Рис.2.5,б).
Рис.2.5,б
Рис.2.5,в
При расположении главных путей на станциях крайними с разрешения начальника железной дороги допускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть допущено 3600 мм.
при радиусе от 349 до 300 м | — 1530 мм |
в т.ч. на железобетонных шпалах | — 1520 мм |
при радиусе 299 м и менее | — 1535 мм |
при радиусе от 650 до 450 м | — 1530 мм |
при радиусе от 449 до 350 м | — 1535 мм |
при радиусе от 349 м и менее | — 1540 мм |
Порядок устранения отклонений, превышающих указанные значения, устанавливаются МПС России.
Ширина колеи менее 1512 мм и более 1548 мм не допускается.
Порядок эксплуатации бесстыкового пути на железобетонных шпалах, уложенных до 1996 г., устанавливается МПС России.
Верх головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках пути содержать одну рельсовую нить на 6 мм выше другой в соответствии с нормами, установленными соответствующей инструкцией МПС.
Возвышение наружной нити на кривых участках пути в зависимости от радиуса кривой и скоростей движения по ней устанавливается приказом начальника железной дороги в соответствии с инструкцией МПС.
Примечание: Возвышение наружной нити рельсовой колеи на кривых участках пути производится для уменьшения негативного последствия действующих сил (Рис.3.10) на подвижной состав с целью повышения его устойчивости и плавности хода.
Возвышение наружной рельсовой нити не должно превышать 150 мм. В необходимых случаях на кривых участках главного пути максимальное возвышение наружной рельсовой нити может допускаться с разрешения МПС и более 150 мм.
2. Где устанавливаются, и как сигнализируют заградительные светофоры и сигналы прикрытия? Их нормальное показание.(ИСИ п. 25,26 )
Светофоры прикрытия устанавливаются перед пересечениями железных дорог с другими ж.д. или трамвайными путями в одном уровне, разводных мостов и участков, проходимых с проводником.
Сигнализирует – или один зеленый, или один красный.
Светофоры заградительные устанавливаются перед переездами, мостами, тоннелями и на станционных путях отстоя и ремонта.
Нормально – не горит, сигнального значения не имеет. Сигнализирует красным.
В отдельных случаях, по решению владельца инфраструктуры или владельца
железнодорожных путей необщего пользования, могут применяться заградительные и
предупредительные к ним светофоры с нормально горящими сигнальными огнями.
Мачты заградительных светофоров имеют отличительную окраску – чередующиеся черные и белые наклонные полосы.
Заградительные светофоры могут быть совмещены с маневровыми светофорами, в том числе карликового типа.
3. Порядок отправления поездов после перекрытия выходного сигнала при полуавтоматической блокировке.(ИДП Приложение №3 п.6-9)
Задержанный поезд или с другого пути того же направления можно отправить:
1. По разрешению на бланке зеленого цвета с заполнением пункта №1 (ДУ-52)
2. По регистрируемому приказу ДСП, если станция оборудована регистратором переговоров
Если после перекрытия необходимо пропустить встречный поезд, то его отправляют по путевой записке, после перехода на телефонные средства связи.
Междупутье
Пространство между осями двух смежных путей называется междупутьем.
Содержание
Общие сведения
Ширину междупутья устанавливают, учитывая возможность беспрепятственного следования поездов одновременно по обоим соседним путям, размещения на нем необходимых технических устройств, материалов и инструмента, а также обеспечения личной безопасности людей, работающих на междупутье.
Расстояние между осями главных путей на перегонах двухпутных линий на прямых участках должно быть не менее 4100 мм (рис 1), на трех- и четырехпутных линиях между осями путей II и III – не менее 5000 мм, расстояние между осями смежных путей на станциях на прямых участках – не менее 4800 мм, второстепенных путей и путей грузовых дворов – не менее 4500 мм. Если главные пути на станциях крайние, то с разрешения определенных структур ОАО РЖД допускается расстояние между ними 4100 мм. Расстояние между осями путей, предназначенных для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, может быть 3600 мм.
Если на междупутьях находятся платформы, светофоры, гидроколонны и другие устройства, расстояния между путями увеличивают. Необходимая ширина междупутья в этом случае складывается из ширины данного устройства b1 и удвоенного расстояния, требуемого габаритом приближения строений, b2 (рис. 2):
Ширину b2 принимают, учитывая высоту устройства, располагаемого в междупутье. Если необходимо решить обратную задачу, то есть определить, можно ли разместить в междупутье заданной ширины e устройство шириной b1 надо убедиться, что соблюдается условие
Размеры габарита приближения строений, а также расстояния между осями путей и от оси пути до внутреннего края опор, мачт и столбов, установленные для прямых участков пути, в кривых увеличивают согласно проектным или эксплуатационным нормам.
Проектные нормы применяют при строительстве новых и реконструкции существующих железнодорожных линий, станций, сооружений и устройств, а также при капитальном ремонте пути и других работах, когда это целесообразно и не связано с большими затратами.
Эксплуатационные нормы применяют при эксплуатации существующих участков, сооружений и устройств, не отвечающих требованиям проектных норм.
Проектные и эксплуатационные нормы габаритов
Проектные и эксплуатационные нормы габаритов С и Сп, увеличения расстояния между осями смежных путей в кривых участках и нормы увеличения расстояний от оси пути до внутреннего края опор, мачт, столбов приведены в отдельных указаниях по применению габаритов приближения строений.
Степень безопасности пассажиров и обслуживающего персонала характеризуют четыре класса габаритной проходимости путей, расстояние между осями которых в мм:
Рассмотрим примеры расчета ширины междупутий на станциях.
Пример 1. Определим минимальную ширину междупутья при размещении на нем высокой пассажирской платформы шириной b1 = 4 м.
Согласно габариту приближения строений высокие платформы должны отстоять от оси пути на расстояния b2 = 1920 мм. Следовательно, emin = b1 + 2b2 = 4000 + 2·1920 = 7840 мм.
Пример 2. Определим минимальную ширину междупутья на путях пассажирской технической станции для возможности проезда по нему автомобиля и безопасного нахождения работников станции.
Ширина междупутья еmin складывается из ширины габарита подвижного состава 1-Т b3 = 3400 мм, а с учетом выступающих частей (поручней, подлокотников, козырьков для стока воды и других) – 3600 мм, ширины автомобиля (учитывая возможные его колебания и отклонения от прямолинейного направления движения) b4 = 3000 мм, необходимого пространства для нахождения человека в зимней одежде b5 = 650 мм и возможного смещения в сторону междупутья колес подвижного состава, перекоса кузова и нарушения правильного положения осей пути b6=160 мм:
emin = b3 + b4 + b5 + 2b6 = 3600 + 3000 + 650 + 2·160 = 7570 мм.
Пример 3. Определим максимально допускаемую ширину b1 верха штабеля щебня, выгруженного на междупутье главных путей е = 5000 мм, на уровне на 200 мм выше верха головки рельса.
Решение. Согласно габариту С откос щебня должен отстоять от оси пути на уровне верха головки рельса не менее чем на 1425 мм, крутизна откоса 1 : 1. Искомая величина b1 = e – 2b2 = 5000 – 2(1425 + 200) = 1750 мм.
Междупутье
Междупутье — расстояние между осями двух соседних железнодорожных путей.
На прямых участков перегонов двухпутных дорог междупутье равно 4,1 м; на высокоскоростных магистралях, исходя из требрваний безопасности движения поездов, междупутье применяется несколько большего размера.
На существующих трёхпутных линиях между вторым и третьим главными путями междупутье увеличено до 5 метров для обеспечения условий ремонта среднего пути.
В пределах кривых для безопасного следования поездов встречного направления осуществляют габаритное уширение междупутья, размер которого зависит от радиусов кривых и от возвышения наружного рельса.
Междупутье увеличивают по сравнению с нормальным на подходах к станциям, мостам и в некоторых других случаях.
Расстояния между осями смежных путей на станциях, разъездах и обгонных пунктах в пределах прямых участков пути, должны приниматься в соответствии с таблицей 1. При расположении путей в кривых эти расстояния должны быть увеличены, согласно Инструкции по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83.
Содержание
Таблица 1
Расстояния между осями смежных путей
Наименование путей | Расстояние, мм, между осями смежных путей на станциях, разъездах и обгонных пунктах | |
---|---|---|
нормальное | наименьшее | |
1. Главные пути при скоростях движения: | ||
до 140 км/ч | 5300 [1] | 4800 |
141 — 200 км/ч | Равно расстоянию между осями путей на прилегающих перегонах | |
2. Главный и смежный с ним пути при скоростях движения поездов: | ||
до 140 км/ч | 5300 | 5300 |
141 — 200 км/ч | 7650 | 7400 |
3. Приёмо-отправочные, сортировочные и сортировочно-отправочные пути | 5300 | 4800 [2] |
4. Главный и приёмо-отправочный пути в месте экипировки электровозов и тепловозов: | ||
при устройстве типовых железобетонных опор | 5400 | 5400 |
при установке металлических опор (в стеснённых условиях) | 5300 | 5300 |
5. Второстепенные станционные пути (пути отстоя подвижного состава, пути грузовых районов, кроме путей для перегрузки) | 4800 | 4500 |
6. Тупиковые приёмо-отправочные пути | 4800 | 4800 |
7. Пути парков отстоя пассажирских составов (кроме пригородных) | Через один путь 5300 и 7500 | 4500 |
8. Пути парков отстоя составов пригородных поездов | 5300 и через каждые 4-5 путей 7500 | 4500 |
9. Пути отстоя резервных и неисправных вагонов | 5300 | 4500 |
10. Пути обмывки пассажирских составов | 8000 | 7500 |
11. Пути парков отстоя пассажирских составов, где предусматривается техническое обслуживание, безотцепочный ремонт и экипировка: | ||
дальних и местных поездов при наличии в междупутье технических устройств | Через один путь 5600 и 8600 | Через один путь 5600 и 8600 |
пригородных поездов | 5300 и через каждые 4-5 путей 7500 | 5300 и через каждые 4-5 путей 7500 |
12. Между осью стрелочной улицы и смежным с ней путём | 5300 | 5300 |
13. Пути перегрузки грузов непосредственно из вагона в вагон габарита: | ||
1-Т | 3650 | 3600 |
Т | 4000 | 3950 |
14. Пути, выделенные для отцепочного ремонта вагонов | Через один путь 6000 и 7500 | Через один путь 6000 и 7500 |
15. Между отдельными пучками сортировочного парка | 7500 | 5300 |
16. Параллельные пути при устройстве между ними съезда с глухим пересечением | 5300 | 4800 [3] |
17. Между погрузочно-выгрузочным путём у специализированной высокой платформы и смежным с ним парковым или другим каким-либо путём (при отсутствии отдельного здания) | 6500 | 5300 |
18. Между вытяжным и смежным с ним путём | 6500 | 5300 |
19. Между главными путями на пассажирских остановочных пунктах | 4100 | 4100 |
20. Пути, между которыми устанавливаются прожекторные мачты | 6500 | 6500 |
21. Пути, между которыми устанавливаются водопойные колонки | 5300 | 4800 |
22. Пути приёмных, отправочных парков, где предусматривается безотцепочный ремонт вагонов | Через один путь 5600 и 5300 | Через один путь 5600 и 5300 |
23. Между ходовым и смежным с ним путём | 6500 | 5300 |
Примечания
Примечания к таблице 1
1. Нормальные расстояния между осями смежных путей следует принимать при проектировании станций, разъездов, обгонных пунктов. Наименьшие расстояния допускается применять при соответствующем обосновании: для новых раздельных пунктов, располагаемых на существующих линиях в особо трудных условиях; для переустраиваемых раздельных пунктов в трудных условиях; при проектировании раздельных пунктов на новых линиях, в виде исключения и по согласованию с заказчиком — владельцем инфраструктуры.
2. Предельные столбики должны устанавливаться в том месте, где расстояние между осями сходящихся путей составляет 4100 мм.
3. На станциях через каждые 7-8 путей должны предусматриваться уширенные не менее чем до 6500 мм междупутья, в которых следует размещать все устройства, препятствующие работе машин по текущему содержанию, ремонту пути и уборке снега (опоры, мачты, столбы). На существующих станциях, в необходимых случаях, допускается установка опор, столбов и прожекторных мачт в междупутья шириной менее 6500 мм. При этом расстояние между осью каждого пути и соответствующим краем столбов, опор, мачт следует принимать не менее 2450 мм. Расстояние от оси крайнего пути до опор, столбов, мачт со стороны поля должно быть не менее 3100 мм. В трудных условиях, с разрешения владельца инфраструктуры, это расстояние допускается уменьшать на станциях до 2450 мм.
4. Расстояние между осями смежных путей, предназначенных для перегрузки из вагона в вагон, должны определяться в каждом конкретном случае расчётом.
5. Расстояния между осями путей, предназначенных для технического обслуживания или ремонта подвижного составо, допускается увеличивать для свободного проезда используемых в технологическом процессе транспортных средств и механизмов.
6. При скоростях движения до 140 км/ч, в трудных условиях, на существующих станциях при расположении главных путей на станции крайними с разрешения начальника железной дороги допускается сохранять расстояние между ними, равное расстоянию между осями путей на прилегающих перегонах с соблюдением требований безопасности работников во время прохода поезда.
7. В особо трудных условиях, с разрешения владельца инфраструктуры, допускается уменьшение расстояния между вытяжным и смежным с ним путём до 4800 мм.
8. На станциях, разъездах и обгонных пунктах, в местах установки сигналов, расстояние между осями путей должно быть не менее:
при светофорах на железобетонных мачтах:
— с одной головкой (одним маршрутным указателем, щитом) и складными лестницами — 5170 мм;
— с двумя головками или с одной головкой и маршрутным указателем и наклонной лестницей — 5200 мм;
при светофорах на металлических мачтах:
— без лестниц или со складными лестницами — 5040 мм;
— с наклонными лестницами — 5200 мм;
при карликовых светофорах:
— одиночных — 4200 мм;
— сдвоенных — 4500 мм;
при семафорах — 5300 мм.
9. В особо трудных условиях, при реконструкции горок без размещения ремонтных установок, допускается сохранение существующих междупутий между пучками путей сортировочного парка, но не менее 4800 мм, если увеличение междупутий не требуется для устройства каких-либо сооружений.
10. В существующих междупутьях шириной 4100 мм допускается проектировать диспетчерские съезды по утверждённым эпюрам.
11. Размещение мусоросборников в междупутьях с водоразборными колонками не допускается.