какое минимальное количество выездов должно быть на объектах с земельным участком более 5 га
Подъездные пути к земельному участку при межевании
Закреплено ли на законодательном уровне, что к каждому земельному участку и домовладению должен быть обеспечен подъезд?
Действующий закон предусматривает только один случай приостановления осуществления государственного кадастрового учета в связи с отсутствием доступа к земельному участку.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута (для случая осуществления государственного кадастрового учета).
В переводе с юридического языка это означает, что проблема отсутствия подъезда к земельному участку решается путем установления сервитута (ст. 274 ГК РФ), а если это невозможно, то земельный участок не может быть зарегистрирован в ЕГРН.
По своей практике могу отметить отсутствие случаев невозможности установления сервитута. Такого просто не бывает, так как за границами участка существуют либо другие участки, либо муниципальная земля, на которых можно установить право ограниченного пользования (сервитут) для подъезда к своему участку.
При этом если вам откажут в подписании соглашения о сервитуте либо возникнут какие-либо разногласия по условиям данного соглашения, то спор об установлении сервитута может быть разрешен в судебном порядке.
Росреестр разъяснил правила строительства домов на берегу водоемов
Из-за пандемии COVID-19 многие стали задумываться о переезде за город. В результате спрос на загородное жилье существенно вырос — люди продолжают скупать не только готовые дома, но и участки под строительство. При этом часто предпочтения отдаются землям на берегу озер и рек.
Росреестр разъяснил, с какими ограничениями можно столкнуться при строительстве жилого дома рядом с водоемом и какие моменты необходимо учитывать.
Береговая полоса
Согласно Водному кодексу России, границей любого водного объекта принято считать береговую линию. Она определяется в зависимости от его масштаба:
Береговой полосой называют земли общего пользования вдоль береговой линии. Ее ширина составляет в среднем 20 м. Исключение — реки и ручьи протяженностью не более 10 км, их береговая полоса сужается до 5 м, говорится в разъяснениях Росреестра.
В ведомстве отмечают, что граждане вправе находиться на территории береговой полосы, передвигаться по ней, заниматься любительским рыболовством, а также причаливать к берегу. А вот приватизировать участки в пределах береговой полосы нельзя (п. 8 ст. 27 Земельного кодекса). Также здесь запрещено строительство частных домов. За пределами береговой полосы водоохранной зоны уже можно купить или получить участок в аренду, в том числе для строительства, при условии соблюдения всех санитарных, водоохранных и иных требований и норм.
Водоохранная зона
В отношении водных объектов могут быть установлены водоохранная зона и прибрежная защитная полоса (п. 13-14 ст. 105 Земельного кодекса), следует из материалов Росреестра. В обеих действуют особые условия использования территорий.
Водоохранная зона примыкает к береговой линии водоема. Для защиты водного объекта на этой территории действует специальный режим хозяйственной и другой деятельности. Такая деятельность не должна приводить к загрязнению, засорению, заилению водного объекта, истощению его вод, но должна способствовать сохранению среды обитания объектов животного и растительного мира, подчеркнули в ведомстве.
Ширина водоохранной зоны у моря — 500 м, а у рек или ручьев она зависит от протяженности. Так, у ручья длиной меньше 10 км водоохранная зона составляет 5 м, от 10 до 50 км — 100 м, а у реки протяженностью от 50 км и больше — 200 м. У озера с акваторией менее 0,5 кв. км ширина водоохранной зоны 50 м.
Что запрещено в границах водоохранных зон:
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.
Помимо уже обозначенных запретов, в границах прибрежных защитных полос нельзя:
Можно ли строить рядом с водоемом
Участок в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы приобрести можно. Он может входить как в состав населенного пункта, так и в состав СНТ. Возвести индивидуальный жилой или садовый дом в границах водоохранных зон также можно, но его нужно обязательно оборудовать сооружениями, которые будут защищать водный объект от загрязнения. Это канализации, ливнеотводы, колодцы, дренажные установки, системы очистки воды и т. д. Их полный перечень указан в п. 16 ст. 65 Водного кодекса.
Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.
Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Но если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, он должен иметь либо центральную канализацию, либо индивидуальные очистные сооружения, объясняет Росреестр.
Категория земли: как определить и что можно построить
Больше половины территории России занимают земли лесного фонда, при этом для жилищного строительства больше всего подходят земли населенных пунктов. Вместе с юристами разбираемся в категориях земель и в том, что на таких территориях можно строить.
Содержание
Что такое «категория земли»
Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.
При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.
К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.
Читайте также
Виды категорий земель
Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.
Земли населенных пунктов
Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.
Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.
Земли сeльcкoxoзяйcтвeннoгo нaзнaчeния
К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.
На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.
Промышленные земли
Это территории, которые отвeдeны для cтpoитeльcтвa и paбoты пpeдпpиятий пpoмышлeннoгo кoмплeкca: фaбpик, зaвoдoв, энepгocтaнций и т. д. На промышленных землях строительство жилья не предусматривается по общему правилу. Но и тут многое зависит от вида разрешенного использования земельного участка. Например, вид разрешенного использования может предусматривать размещение на таком участке общежития для рабочих.
Земли лесного фонда
Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.
Комментарий юриста
Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:
— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.
Ocoбo oxpaняeмыe пpиpoдныe тeppитopии
Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).
Земли водного фонда
Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).
Земли государственного запаса
К землям госзапаса относятся территории, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и не используются гражданами или юрлицами. Такие земли не относятся ни к oднoй из пepeчиcлeнныx выше кaтeгopий. Они составляют зeмeльный peзepв cтpaны. Земли запаса могут использоваться только после перевода их в другую категорию.
Читайте также
Как определить категорию земли
Чтобы узнать, к какой категории относится земельный участок, собственнику можно обратиться к бесплатному сервису Росреестра «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо открыть публичную кадастровую карту Росреестра. Затем ввести в поисковую строку кадастровый номер земельного участка. После чего получить данные о категории земель и виде разрешенного использования в режиме онлайн. Также можно заказать выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о категории земельного участка. Ее стоимость — 250 руб.
Целевое предназначение земельного участка определяется региональными властями. Чтобы присвоить земельному участку категорию, нужно подготовить соответствующее ходатайство, собрать необходимые документы (дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк, кaдacтpoвый нoмep oбъeктa), подать их в Росреестр и дождаться официального решения.
Перевод земли из одной категории в другую
Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.
Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.
Комментарий юриста
Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:
— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).
Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.
Какое минимальное количество выездов должно быть на объектах с земельным участком более 5 га
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 5 декабря 2019 г. N 20 “Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований»
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1, (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч. I), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч. I), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951, N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (ч. I), ст. 6724; 2016, № 27 (ч. 1), ст. 4160; № 27 (ч. II), ст. 4238; 2017, № 27, ст. 3932; N 27, ст. 3938; N 31 (ч. I), ст. 4765; N 31 (ч. I), ст. 4770; 2018, N 17, ст. 2430; N 18, ст. 2571; N 30, ст. 4543; N 32 (ч. II), ст. 5135; 2019, N 30, ст. 4134) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» (приложение).
2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» вступают в силу с 01.01.2020, за исключением требований главы V, которые вступают в силу с 01.03.2020.
3. Установить срок действия санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований» до 01.01.2021.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 декабря 2019 г.
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от 05.12.2019 № 20
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19
I. Общие положения и область применения
II. Обращение с ТКО
2.3. При невозможности соблюдения указанных в пункте 2.2 Санитарных правил расстояний, главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации по обращению собственника земельного участка принимают решение об изменении расстояний от мест (площадок) накопления ТКО до нормируемых объектов, но не более чем на 25%, на основании санитарно-эпидемиологической оценки 7 и при условии оборудования таких мест (площадок) навесами над мусоросборниками 8 (за исключением бункеров).
Количество мусоросборников на контейнерных площадках должно быть не более 10 контейнеров для накопления ТКО, в том числе для раздельного накопления ТКО, и 2 бункеров для накопления КГО.
Накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее 1 м.
2.5. Раздельное накопление ТКО должно исключать содержание органических отходов и отходов жизнедеятельности в накопленных раздельно 10 ТКО.
2.6. Мусоросборники должны быть закрыты, находиться в исправном состоянии. При накоплении ТКО на территориях муниципальных образований в мусоросборниках, в том числе при раздельном сборе отходов, должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборника на площадку его накопления.
2.7. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции 11 контейнеров, а также уборку, дезинсекцию 12 и дератизацию 13 контейнерной площадки.
Не допускается промывка контейнеров на контейнерных площадках.
Не допускается промывка бункеров на контейнерных площадках.
2.11. Обращение с отходами должно осуществляться на специально оборудованных объектах, предназначенных для сбора размещения отходов. Не допускается вывозить и сбрасывать отходы в места, не предназначенные для указанных целей, накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания.
2.12. Срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
2.13. Сортировка отходов из мусоросборников, а также из мусоровозов не допускается в местах (площадках) накопления ТКО.
2.15. Транспортирование отходов с территорий муниципальных образований и объектов производится с использованием транспортных средств, исключающих потери отходов.
2.16. Транспортные средства для перевозки отходов должны подвергаться мойке с дезинфекцией не реже 1 раза в 10 календарных дней.
III. Обращение с ЖБО
3.2. Хозяйствующие субъекты должны обеспечивать ремонт, содержание и эксплуатацию объектов накопления ЖБО, в том числе вывоз ЖБО.
3.3. Выгреб для канализационных стоков должен быть глубиной не более 3 м и оборудован люком с крышкой. Крышка люка выгреба должна быть закрыта и защищена от доступа посторонних лиц. Объем выгребов определяется с учетом количества образующихся сточных вод.
3.4. Расстояние от выгребов до жилых домов, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, детских и спортивных площадок, мест массового отдыха населения, организаций общественного питания, медицинских организаций, объектов социального обслуживания должно составлять не менее 20 м.
Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для слива отходов.
Помойницы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть глубиной не более 3 м и наземную часть с крышкой и решеткой для отделения твердых фракций. В целях очистки решетки передняя стенка помойницы должна быть съемной или открывающейся.
Дворовые уборные должны иметь надземную водонепроницаемую часть и водонепроницаемый выгреб, выполненный из водонепроницаемых материалов, глубиной не более 3 м. При наличии нескольких дворовых уборных выгреб допускается объединять. Дворовые уборные и выгребы должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения. Расстояние от них до дворовых уборных и помойниц должно составлять не менее 20 м и не более 100 м. Расстояние от дворовых уборных и помойниц до жилых домов в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должно составлять не менее 10 м.
3.7. Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 м от поверхности земли. Выгреб следует очищать не реже 1 раза в 6 месяцев.
3.8. В условиях отсутствия централизованного водоснабжения дворовые уборные должны быть удалены от колодцев, родников, предназначенных для общественного пользования, на расстояние не менее 50 м.
3.9. Наземная часть помойниц и дворовых уборных должна быть непроницаемой для грызунов и насекомых. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение дезинфекции дворовых уборных и выгребов. Дезинфекция дворовых уборных и выгребов осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.5.1378-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности».
3.10. Общественные туалеты должны быть обеспечены централизованной канализацией и водоснабжением, теплоснабжением, вентиляцией. В населенных пунктах, в которых отсутствует централизованная система канализации, общественные туалеты должны иметь подводку воды со спуском на локальные очистные сооружения или в водонепроницаемый выгреб с последующим вывозом сточной воды специальным транспортом в централизованную систему канализации.
3.11. Общественные туалеты должны быть удалены от детских и спортивных площадок, территорий дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций и мест массового отдыха населения на расстояние не менее 20 м.
3.12. Установка мобильных туалетных кабин в передвижных автофургонах допускается только в местах, в которых возможно их присоединение к сетям водоснабжения и канализации.
IV. Содержание территории муниципальных образований
4.1. В общественных местах должны быть установлены урны (расстояние между урнами определяется в зависимости от использования данных объектов и должно составлять не более 100 м). Удаление отходов из урн должно производиться не реже 1 раза в день.
4.2. На конечных остановочных пунктах общественного транспорта хозяйствующими субъектами должна обеспечиваться уборка санитарно-бытовых помещений и контейнерных площадок.
4.3. Не допускается сжигание листьев на территориях муниципальных образований. Собранные листья необходимо вывозить на объекты размещения отходов.
4.4. В летний период на проезжей части улиц и площадей с водонепроницаемым покрытием, а также на пешеходных тротуарах, необходимо производить механизированную мойку, поливку и подметание.
4.5. Не допускается заправлять поливомоечные и подметально-уборочные машины технической водой и водой из открытых водоемов.
4.7. Не допускается размещение снега и льда, загрязненного противогололедными материалами и реагентами, на площади зеленых насаждений, детских и спортивных площадках и в местах массового отдыха населения.
4.10. В местах массового отдыха населения должны быть установлены общественные туалеты.
V. Содержание территорий объектов рекреационного назначения
Содержание территорий пляжей
5.3. Уборка берега, песка, раздевалок на пляжах должна производиться ежедневно.
5.4. Урны следует размещать на расстоянии не менее 10 м от уреза воды. Расстояние между установленными урнами не должно превышать 40 м. Урны должны быть расставлены из расчета не менее одной урны на 1600 территории пляжа.
5.5. Накопление ТКО необходимо осуществлять в контейнеры на контейнерных площадках, оборудованных в соответствии с пунктом 2.1 Санитарных правил. Расстояние от контейнерной площадки до уреза воды должно составлять не менее 50 м.
5.6. На каждые 4000 площади пляжа устанавливается 1 контейнер.
5.7. Общественные туалеты, мобильные туалетные кабины и душевые размещаются на расстоянии не менее 50 м и не более 200 м от уреза воды. Расстояние между туалетами, душевыми должно составлять не более 100 м. При устройстве общественных туалетов, душевых должен быть предусмотрен отвод сточных вод на очистные сооружения централизованной системы водоотведения. При отсутствии централизованной канализации необходимо обеспечить установку мобильных туалетных кабин.
5.8. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется собственниками по мере заполнения, но не реже 1 раза в неделю, а в период эксплуатации пляжа не реже 1 раза в день.
5.9. Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин, душевых в период эксплуатации зон рекреации должна проводиться 1 раз в день с использованием дезинфицирующих и моющих средств.
5.10. Не допускается въезд транспортных средств на территории пляжей, за исключением специально оборудованных транспортных средств для вывоза ЖБО и ТКО.
Содержание территорий парков
5.12. Мероприятия по уборке парков должны проводиться хозяйствующим субъектом ежедневно.
5.13. В парках контейнерные площадки для накопления ТКО должны быть расположены на расстоянии не менее 50 м от мест массового отдыха. При определении числа контейнеров для территорий зон рекреационного назначения хозяйствующему субъекту необходимо исходить из среднего объема накопления отходов за 3 дня.
5.14. При определении числа урн на территории парка хозяйствующему субъекту необходимо исходить из расчета одна урна на 800 площади парка. Расстояние между урнами должно быть не более 40 м.
5.15. Общественные туалеты на территориях парков устанавливаются, исходя из расчета одно место на 500 посетителей. При отсутствии централизованных систем водоотведения необходимо устанавливать мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин осуществляется не реже 1 раза в день.
Уборка и дезинфекция общественных туалетов и мобильных туалетных кабин на территории парков должна проводиться не реже двух раз в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
VI. Содержание территорий торговых объектов
6.2. На территориях торговых объектов должны быть установлены урны. Накопление ТКО должно осуществляться в мусоросборниках (контейнерах и бункерах). Определение необходимого числа урн и мусоросборников осуществляется хозяйствующим субъектом исходя из нормативов накопления ТКО.
6.3. На территориях торговых объектов, расположенных в пределах муниципальных образований, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами 31 должны быть обустроены места (площадки) накопления ТКО. Место (площадка) накопления ТКО должно иметь достаточную площадь для установки мусоросборника.
6.4. При накоплении отходов в мусоросборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Хозяйствующие субъекты обязаны обеспечить проведение промывки и дезинфекции 32 мусоросборников, а также уборку, дезинсекцию 33 и дератизацию 34 места (площадки) накопления ТКО.
6.5. На территориях торговых объектов, расположенных в районах, не обеспеченных централизованной канализацией, должны быть установлены мобильные туалетные кабины. Удаление ЖБО из мобильных туалетных кабин, их уборка и дезинфекция проводятся ежедневно.
6.6. На территориях торговых объектов хозяйствующими субъектами должна проводиться ежедневная уборка, дератизационные 35 и дезинсекционные 36 мероприятия не реже 1 раза в месяц. Уборка с использованием дезинфицирующих средств должна проводиться 1 раз в месяц.
4 Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
5 Статья 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
6 Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ; постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 37, ст. 5746).
8 Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
10 Статья 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
14 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156.
15 СП 3.5.1378-03 от 09.06.2003; СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014; СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.
16 Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224.
17 Статья 16 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
19 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
20 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7358; 2018, N 53 (ч. I), ст. 8406).
21 Пункты 3.7.8, 3.7.9, 3.7.11, 3.7.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда 27.09.2003 N 170.
22 Пункты 3.7.8, 3.7.10, 3.7.12, 3.7.20 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда от 27.09.2003 N 170.
23 Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе» (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 28.06.2010), с изменениями, внесенными решениями Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 341 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 23.08.2010), от 18.11.2010 N 456 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 22.11.2010), от 02.03.2011 N 571 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 09.03.2011), от 07.04.2011 N 622 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 26.04.2011), от 18.10.2011 N 829 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 21.10.2011), от 09.12.2011 N 889 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 15.12.2011), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19.04.2012 N 34 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 29.04.2012), от 16.08.2012 N 125 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 16.08.2012), от 06.11.2012 N 208 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 07.11.2012), от 15.01.2013 N 6 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 18.01.2013), от 10.11.2015 N 149 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 16.11.2015), от 23.01.2018 N 12 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 26.01.2018), от 10.05.2018 N 76 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 14.05.2018, от 10.05.2018 N 78 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 21.05.2019).
24 Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 25.01.2008, регистрационный N 10995), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2008 N 25 (зарегистрировано Минюстом России 07.05.2008, регистрационный N 11637), от 06.10.2009 N 61 (зарегистрировано Минюстом России 27.10.2009, регистрационный N 15115), от 09.09.2010 N 122 (зарегистрировано Минюстом России 12.10.2010, регистрационный N 18699), от 25.04.2014 N 31 (зарегистрировано Минюстом России 20.05.2014 N 32330).
25 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 24.04.2002, регистрационный N 3399).
26 СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.11.2002 N 40 (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2002, регистрационный N 4059).
27 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 N 53 (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2003, регистрационный N 4500).
28 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 31.10.2001, регистрационный N 3011), с изменениями, внесенными постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (зарегистрировано Минюстом России 05.05.2009, регистрационный N 13891), от 25.02.2010 N 10 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2010, регистрационный N 16679), от 28.06.2010 N 74 (зарегистрировано Минюстом России 30.07.2010, регистрационный N 18009).
29 СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014; СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.
30 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (зарегистрировано Минюстом России 28.09.2001, регистрационный N 2956), с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.05.2007 N 26 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9612).
31 Статья 13.3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ.
32 СП 3.5.1378-03 от 09.06.2003.
33 СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.
34 СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014.
35 СП 3.5.3.3223-14 от 22.09.2014.
36 СанПиН 3.5.2.3472-17 от 07.06.2017.
Обзор документа
Главный государственный санитарный врач России утвердил СанПиН 2.1.73550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования и нормы к содержанию территорий муниципальных образований» (ТМО).
Установлены требования к накоплению, сбору, транспортировке твердых коммунальных и жидких бытовых отходов, к содержанию ТМО, территорий торговых объектов, объектов рекреационного значения. Требования к последним вступают в силу с 1 марта 2020 г.
Нормы содержания территорий включают в себя особенности их уборки (дезинсекции и дератизации), размещения урн, мест накопления твердых коммунальных отходов, туалетов.
Нормы являются обязательными для региональных органов исполнительной власти, органов МСУ, граждан, ИП и юрлиц, которые содержат и обслуживают ТМО, обращаются с отходами на ТМО.
Положения вступают в силу с 1 января 2020 г. и действуют до 1 января 2021 г.