какое метро в московском районе казани
Метро Казани 2021 — схема, цена проезда, режим работы и другие особенности казанского метро
(!) Перед поездкой обязательно ознакомьтесь с правилами въезда в Казань во время коронавируса.
Казанский метрополитен был открыт в 2005 году, т.е. относительно недавно. Соответственно, метро Казани совсем молодое и многие из его станций еще в процессе строительства. Тем не менее, в 2021 году основная ветка казанского метро уже состоит из 11 станций. Пока это единственная ветка, но даже благодаря ей передвигаться по городу стало намного проще и удобнее, в чем мы убедились на собственном опыте. В этой статье я подробно расскажу про особенности метро в Казани — время работы, стоимость проезда, карты и схемы, расскажу об основных станциях, а также покажу фотографии метрополитена.
Начну я, пожалуй, с самого главного — информации о том, до скольки работает метро в Казани, и сколько стоит проезд в нем.
Режим работы метро Казани
Практически любого самостоятельного путешественника, приезжающего в столицу Татарстана, интересует режим работы метро Казани. Ответ на этот вопрос таков: время работы метро в Казани с 6 утра до 24 часов. Соответственно, в ночные часы метрополитен закрыт.
В метро Казани цена проезда
Меня, как и многих перед поездкой в Казань, волновало, сколько стоит метро в Казани. Все-таки, зная цены на проезд в общественном транспорте, легче спланировать бюджет. И, несмотря на то, что в Казань я езжу на машине, в самом городе все равно предпочитаю пользоваться метро и автобусами. Так меньше стресса и штрафов, ибо стражей дорожного порядка на казанских дорогах немеряно. А если учесть, что в центре все стоянки платные, то еще и экономия ощутимая получается. Так что автомобиль я всегда оставляю за шлагбаумом на бесплатных стоянках при отелях, и другим советую делать так же. Обзор отелей с бесплатными стоянками я уже в блоге делала, потому в этой статье вернемся к цене проезда в казанском метро.
Стоимость метро в Казани составляет 35 рублей за одну поездку при наличном расчете и 30 рублей при оплате картой. Относительно метрополитена других крупных городов цена вполне лояльна. Детям до 8 лет проезд в метро Казани бесплатный.
Жетоны на поездку в метро приобретаются в кассах. Есть возможность оплатить как наличными, так и картой. Также можно приобрести транспортную карту, по которой стоимость поездки снизится до 27 рублей.
Но туристам я не советую пользоваться ею, т.к. карта продается в кассах метро за 50 рублей. Вроде и немного, но учитывая, что станций немного, а до основных пунктов метро не протянуто — вокзалов, порта, аквапарков, — то пользоваться им туристу приходится не часто. Потому проездная смарт-карта, как правило, не окупается.
Отдыхая, мы значительно экономим на отелях
Для этого пользуемся удобным сервисом Хотелук, который показывает номера со скидками, а также помогает найти лучшую цену за ночь, сравнивая стоимость сразу во всех системах бронирования. Выгода порою достигает 1-3 тысячи рублей за сутки. Попробуйте сами и сравните!
Схема метро Казани 2021
А вот и схема казанского метро в текущем 2021 году, с которой вы можете ознакомиться подробнее ниже.
В народе ходят шутки по поводу самого «метрового» метро в мире, не прозрачно намекая на короткую дистанцию казанского метрополитена. Но можно с уверенностью сказать, что карта метро Казани будет расширяться и новые ветки уже в процессе строительства, так что это просто вопрос времени.
Зато удобно, что практически до всех основных достопримечательностей города можно добраться на метро. Я уже делилась идеями прогулок и рассказывала тут про достопримечательности Казани летом.
Станции метро Казани
Как видите выше, схема метро Казани состоит пока из десяти станций, из которых я хочу основные станции рассмотреть подробнее, чтобы вам было яснее, откуда и куда можно добраться с помощью казанского метро.
Станция метро Северный вокзал
Думаю, название говорит само за себя. Рядом с данной станцией метро находится железнодорожный вокзал Казань-2. Если вы прибываете на поезде на этот вокзал, или же наоборот уезжаете с него, то вам повезло — это единственный вокзал, до которого напрямую протянута ветка метро, т.е. добраться до него из центра не составит особого труда и затрат.
Станция метро Козья Слобода
Однако, звучное название для станции метро, не правда ли?) Доехав до этой станции, вы окажетесь вблизи казанского ЗАГСа в форме гигантского казана, с обзорной площадки которого открывается роскошный вид на Кремль и весь исторический центр. До этого Казана от станции метро Козья Слобода минут 5-7 ходьбы.
Также рядом с данной станцией есть большой торговый центр «Тандем», где множество хороших отделов, а также есть детская зона, кинотеатр, продуктовый гипермаркет, и еще любимый мой «Старбакс», в который я стараюсь заходить в каждом-каждом городе мира, где бываю — от Мадрида до Джакарты! Собственно, и в Казани я эту кофейню пропустить не могла =)
Станция метро Кремлевская в Казани
Опять же название станции прямо указывает на объекты рядом — Казанский Кремль и Кремлевская набережная. Выход из метро находится аккурат в начале пешеходной ул.Баумана, в пешей доступности находится также главный стадион республики, магазин ЦУМ и другие значимые места столицы Татарстана.
Отели рядом со станцией Кремлевская: так как поблизости находится популярный Кремль, посмотреть на который едут со всего света, то отелей здесь великое множество на любой вкус. Из всего многообразия советовать что-то конкретное сложно, т.к. практически все отели в районе очень достойны по качеству, иначе не выдержат конкуренции. Чтобы найти отель Казани рядом с Кремлем и станцией метро Кремлевская, вы можете воспользоваться этой картой, где отмечены все близлежащие варианты жилья для путешественников.
Станция метро Площадь Тукая в центре Казани
Я бы сказала, что это центральная станция метро в Казани. Именно здесь находится так называемое «кольцо» — основная транспортная развязка, через которую проходит множество автобусов и троллейбусов, идущих в разные уголки города. Отсюда можно уехать не только в аквапарк Ривьера, но и сесть на автобус до речного порта «Казань», до автовокзала «Центральный», а также до главного железнодорожного вокзала «Казань-1».
Важно отметить, что в Аквапарк Ривьера метро не ходит. Если вы остановились в отеле в центре Казани, то от станции метро пл.Тукая вы можете сесть на прямой автобус №54 и доехать на нем до остановки «ул.Сибгата Хакима», рядом с которой и находится аквапарк «Ривьера». Если вы собираетесь в Казань именно ради аквапарка, то советую найти жилье рядом с ним, чтобы не тратить время на переезды по городу.
Ну и сама площадь Габдуллы Тукая привлекательна для туристов. Именно с нее то ли начинается, то ли наоборот ею заканчивается все та же улица Баумана. Мне нравится начинать прогулку по ул.Баумана именно с площади Тукая, а не от Кремля. Именно здесь сосредоточение самых интересных объектов — фонтанов, музеев, памятников и прочего-прочего. Тут же через дорогу стартует еще одна пешеходная улица — Петербургская, стилизованная под город на Неве.
Станция метро Суконная Слобода в Казани
Сюда, скорее всего, доедут только самые любопытные путешественники, которые хотят увидеть больше, нежели стандартные туристические тропы. Конечно, по своей сути это уже больше жилой район, но гости города любят посмотреть здесь на сказочный театр Экият в форме замка, национальный комплекс Туган Авылым в виде татарской деревеньки, а также старинные трамваи, выстроившиеся неподалеку от станции метрополитена.
Станция метро Проспект Победы в Казани
Со станции метро проспект Победы в Казани вы можете добраться на автобусах до аэропора, а также автовокзала «Южный». Кроме этого, именно данная станция метро является ближайшей к крупному торговому центру «Мега», который включает в себя помимо прочего Икею и другие магазины. Добраться от метро до ТЦ Мега придется также на городском транспорте, что в среднем займет 20 минут. Лучше всего для этого подойдет трамвай №5 и автобус №31.
Остальные станции метро, которые отмечены на карте казанского метрополитена выше, для туристов обычно являются менее примечательными, потому подробно я их описывать не стану. По большей части они ведут в жилые районы города и предназначены в первую очередь для жителей Казани, нежели для гостей города.
Фото метро Казани
Ну и в конце статьи я хочу немного показать фотографий метро в Казани. Походу буду также описывать свои впечатления и делиться некоторыми нюансами казанского метрополитена.
Начну с того, сразу бросилось в глаза, что станции довольно-таки пустые даже в рабочие дни.
Навигация проста и понятна, в дизайне станций соблюдается тематика и узоры арабского стиля — отголоски к исламу и корням жителей Татарстана. Выглядит очень стильно, но при этом сдержанно, без вычурности.
Само метро чистое и приятное, составы новые.
Еще отмечу, что при входе в метро проверяются сумки. Необходимо «просветить» их, поставив на ленту.
Районы города Казани
Вахитовский район (Центр Казани)
Район располагается в центре города и является историческим центром Казани. В районе есть пешеходная улица Баумана на территории которой можно увидеть Казанскую Кремль, башню Сююмбике, Президентский дворец, мечеть «Кул Шариф», Благовещенский собор, Спасскую башню, музей истории Татарстана. На площади Тысячелетия расположен Казанский государственный цирк. Вдоль ул. Кремлевская Набережная протекает река Казанка. На ул. Баумана есть станция метро «Кремлевская». На ул. Петербургской расположены 2 станции метро: Суконная Слобода и Площадь Тукая. Историческим местом отдыха является парк «Черное озеро». В районе есть озеро «Нижний Кабан». Возле парка Тысячелетия Казани расположен институт экономики, управления и права. По ул. Кремлевская расположен Казанский государственный университет. Квартиры посуточно в Вахитовском районе.
Авиастроительный район
Кировский район
Район расположен в западной части Казани. В районе находится крупный поселок Юдино и еще 10 поселков. Большая площадь района относится к лесопарковой зоне и промзоне. Отличным местом отдыха является парк «Кырлай». На ул. Декабристов находится станция метро «Козья Слобода». В лесопарковой зоне есть памятники природы: Юдинский карьер, Лебяжье озеро. По ул. 25 Октября расположен Казанский технологический колледж. На ул. Степана Халтурина имеется медицинский центр «Медея». Возле парка им. Петрова находится ледовая арена «Баско». По ул. Музыкальная есть Клиническая больница № 2. Гостиницы в Кировском районе.
Московский район
Район расположен в части города. В районе находятся три поселка: Урицкий, Левченко, Краснооктябрьский. В Московском районе есть парк Урицкого. В парке можно поиграть в теннис и еще позаниматься в спортивной площадке с гимнастическими снарядами. Для малышей выстроена детская площадка с качелями и горками. Красивые зеленые насаждения и прогулочные дорожки ведут к центру парка, где находится озеро, а над ним выстроены ажурные мостики. Рядом с парком расположена Городская клиническая больница № 16. В районе на ул. Декабристов есть 2 станции метро: Северный вокзал и Яшлек, а также ТРК «Тандем». По ул. Восстания находится Городская поликлиника № 11. Квартиры посуточно в Московском районе.
район
Советский район
Район расположен в восточной и части города. В советском районе можно посетить ДК «им. » и ДК «Строителей». В Советском районе есть 2 станции метро: на Аметьевской магистрали — Аметьево, на ул. Рихарда Зорге — станция метро «Горки». На ул. Кирпичная расположена Городская поликлиника № 1. В районе имеется Казанский ипподром. Детская городская поликлиника № 6 находится на ул. Космонавтов. Есть торговые центры: Мега, Южный. Один из трех крупных в городе спальных районов — это Азино, а также жилые массивы, «Дербышки». Квартиры посуточно в Советском районе.
Приволжский район
Район расположен в южной части города. В районе есть крупный спальный район Горки, поселки, большое количество объектов Универсиады. В течение года здесь работают выставочные залы и ярмарки. В приволжском районе расположен зооботсад. В оранжерее есть пальмы двух экземпляров трахикарпуса в возрасте 156 лет. В зоологической коллекции 145 видов животных. В Приволжском районе есть 3 станции метро: проспект Победы, Горки, Суконная Слобода. Озеро Средний Кабан окружает частный сектор. На ул. Баки Урманче есть кардиоцентр. Республиканская клиническая больница расположена на Оренбургском тракте. В Деревне Универсиады находится Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. Квартиры посуточно в Приволжском районе.
Метро Казани
Торжественное открытие движения по первому пусковому участку состоялось 27 августа 2005 года — в год 1000-летия Казани. В него вошли станции «Кремлёвская», «Площадь Габдуллы Тукая», «Суконная слобода», «Аметьево», «Горки».
В 2008 году была открыта станция «Проспект Победы», в 2010-м — «Козья слобода». В 2013 году к летней Универсиаде-2013 в северной части города были запущены еще три станции — «Авиастроительная», «Северный вокзал» и «Яшьлек». Новейшей станцией является «Дубравная», открытая в 2018 году.
По состоянию на 2021 год система метро состоит из 1 линии и 11 станций и охватывает не все районы Казани. В Вахитовском, Московском, Приволжском районах — по 3 станции, в Авиастроительном и Советском районах — по 1 станции. Метрополитен не представлен в Кировском и Ново-Савиновском районах.
Станции метро в центре Казани — «Кремлёвская», «Площадь Габдуллы Тукая», «Суконная слобода». В шаговой доступности от них расположены основные городские достопримечательности.
Обслуживанием системы занимается МУП «Метроэлектротранс». Бесперебойную работу подземки обеспечивают более 750 сотрудников.
Казанский метрополитен оснащен новыми вагонами «Русич» и более старыми вагонами «Казань», которые эксплуатируются с момента открытия. Среднетехническая скорость движения — 48,3 км/ч. Максимальная скорость — 80 км/ч. Перегон между станциями занимает в среднем 2 минуты.
Интересен тот факт, что в казанском метрополитене применяется автоматизированная система управления, однако машинист в кабине все равно присутствует — для контроля за автоматикой и обеспечения безопасности движения. Чтобы обеспечить полную автоматизацию, нужно переформатировать станции по типу «горизонтального лифта» (такие станции характерны для петербургской подземки), что является экономически нецелесообразным.
Вестибюли станций оборудованы группой турникетов, один из которых неавтоматический. Он предназначен для прохода детей в возрасте до 7 лет, беременных женщин, лиц пожилого возраста и инвалидов, а также пассажиров, которые имеют право на бесплатный проезд. Для прохода пассажиров с детскими колясками, велосипедами, собаками и для проезда инвалидов-колясочников имеется специальная багажная калитка.
История метро Казани
Разговоры о строительстве подземки начались еще в 1930-х гг., однако метрополитен был жизненно необходим прежде всего советским городам-миллионникам. Энтузиазм поубавила начавшаяся Великая Отечественная война, которая отодвинула все транспортные проекты на второй план.
После окончания войны жизнь в стране медленно, но верно возвращалась в прежнее русло. В 1960-х активно строилось доступное жилье. Казань стала миллионником в 1979 году — тогда и возобновились обсуждения будущего метрополитена. Геологические работы велись с 1983-го, а спустя пять лет началась разработка плана. Из-за сокращения финансирования дело затормозилось, однако планировалось, что строительство все же начнется, пусть и позже — в 1992 году. Развал СССР положил конец и этим планам. Только в 1996 году удалось договориться о совместном вложении в метро — федеральные власти напополам с региональными. Спустя почти 10 лет столица Татарстана наконец обзавелась собственной подземкой.
Любопытно, что первые вагоны транспортировались в депо на волокуше со станции Вахитово, потому что гейт (смычка) с железной дорогой не был достроен. К перевозке вагонов, которая заняла 3,5 часа, привлекли армейские комплексы «Ураган».
Первый участок «Кремлёвская» — «Горки» не пользовался популярностью у местных жителей. Ежедневно под землю спускалось не более 20 тысяч пассажиров. Низкий пассажиропоток объяснялся тем, что три из пяти действующих станций были расположены в центре, а другие две — в еще не разросшихся спальных районах. Количество пассажиров увеличилось в несколько раз сначала после ввода в эксплуатацию станции «Проспект Победы» (2008 год), расположенную в крупном районе, затем — после запуска заречной станции «Козья слобода», которая обеспечила связь с северной частью города.
Главная перспектива развития — строительство второй ветки метро.
Схема метро Казани
Протяженность маршрутной сети — 16,8 км. Единственная Центральная линия включает 11 станций. Годовой пассажиропоток — около 30 млн человек. В день поезда перевозят порядка 80 тысяч пассажиров.
Список станций метро Казани:
Самые загруженные станции — «Проспект Победы», «Площадь Тукая», «Авиастроительная». Меньше всего жители Казани и гости города пользуются станциями «Северный вокзал», «Кремлёвская», «Аметьево», «Горки».
После открытия в 2018 году новой станции «Дубравная» схема была обновлена. Ниже — ссылка на официальный сайт Казанского метрополитена (схему можно посмотреть в полноэкранном виде или скачать в формате.pdf).
На каждой станции установлены информационные сенсорные терминалы, которые призваны упростить передвижение по городу. С его помощью туристы легко определят, в какой части Казани они находятся, составят маршрут к интересующей достопримечательности. После активации сенсорного экрана система определит текущее местоположение. Маршрут может быть проложен автоматически или в ручном режиме. Также предложены списки спортивных сооружений, интересных мест и видов, объектов социальной сферы, остановок общественного транспорта. Есть возможность получить информацию об экстренных службах.
Сенсорный терминал удобен для использования лиц с ограниченными возможностями.
Станции метро Казани
По состоянию на 2021 год в столице Республики Татарстан действует одна красная Центральная линия, которая проходит из северной части города через центр к юго-восточным районам. Ее длина составляет 16,9 км, что делает ее четвертой веткой в стране по протяженности за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
Существует миф, который поддерживался в том числе и казанскими журналистами, что метро Казани — самое короткое в мире. Он никогда таковым не был. На момент открытия первых станций в 2005 году самой короткой действующей подземной системой в мире был «Кармелит» в израильской Хайфе (1959).
На сегодняшний день в России самыми короткими метрополитенами после Казанского являются Новосибирский (15,9 км), Екатеринбургский (12,7 км) и Самарский (12,6 км).
Открытие первого пускового участка «Кремлёвская» — «Горки» состоялось в 2005 году — в год 1000-летия Казани. На сегодняшний день Казанский метрополитен — единственный в России, который был построен уже после распада СССР.
Все станции, кроме «Аметьево», — подземные мелкого заложения. «Аметьево» же надземная и находится на метромосту.
Центральная линия включает 11 станций. С севера на юг:
Станция метро «Авиастроительная». Открыта в 2013 году. Расположена в одноименном районе, в микрорайоне Соцгород, обеспечивает доступ к стадиону «Рубин», парку «Крылья Советов». По оформлению напоминает фюзеляж самолета. Это одна из самых светлых станций: освещение обеспечивают 10 блоков из 21 светильника, по потолку проходят светопанельные полосы, а над платформой — ряд круглых светильников. Все вместе создает иллюзию полета.
Станция метро «Северный вокзал». Открыта в 2013 году. Расположена в Московском районе. Со станции ведет переход к мультимодальному транспортно-пересадочному узлу «Казань-2», который объединяет железнодорожный вокзал Восстание-Пассажирская и автовокзал. В частности, отсюда отправляются пригородные электропоезда (до Паратска, Васильево, Краснозаринска и пр.), поезда дальнего следования (в Ижевск, Адлер, Симферополь, Москву, Екатеринбург и пр.), а также пригородные и междугородные автобусы. «Северный вокзал» — так неофициально называют железнодорожную станцию Восстание-Пассажирская.
Станция метро «Яшьлек». Открыта в 2013 году. В переводе с татарского слово «яшьлек» означает «юность», «молодость». Одно из проектных названий — «Декабристов», и первоначально станция должна была быть оформлена в классическом стиле. Однако в ходе отделочных работ название поменяли, и проект в срочном порядке пришлось переделывать, поскольку форма никак не ассоциировалась с содержанием. В северном вестибюле станции расположен выход к Московскому рынку — одной из крупнейших торговых точек на карте Казани. Южный вестибюль ведет к Тверской улице, откуда можно дойти до остановки скоростного (ускоренного) трамвая № 5 — «ДК Химиков». Станция «Яшьлек» — единственная, которая имеет татарское название и не переводится на русский.
Станция метро «Козья слобода». Открыта в 2010 году. Находится за рекой Казанка в историческом районе Казани — Козьей слободе — поблизости от крупного торгово-развлекательного комплекса «Тандем» и в нескольких минутах ходьбы от Центра семьи «Казан». Названа в честь исторической местности, которая упоминается в городской истории и легендах. Против такого неблагозвучного названия выступали многие, в том числе студенты соседствующего Энергетического университета, которые предлагали увековечить свою альма-матер. Однако предложенное чиновниками альтернативное название — «Ак Барс» — жителей не устроило. Ак барс — «белый барс» — символизирует Татарстан и представлен на гербе республики. То же название имеют российский хоккейный клуб, городские дворец единоборств и футбольный стадион, российский банк с головным офисом в Казани. В итоге станцию было решено назвать «Козьей слободой».
Станция метро «Кремлёвская». Открыта в 2005 году. Самая красивая станция Казанского метрополитена. Именно здесь надо выходить, чтобы попасть к центральным достопримечательностям города — Казанский Кремль, Мечеть Кул Шариф, Башня Сююмбике, Дворец земледельцев, Кремлёвская набережная и др. Тематически станция отсылает к эпохе Казанского ханства: фрески-мозаики на сводчатом потолке, стилизованные башни с минаретами, азиатские мотивы прослеживаются во всем декоре. На путевых стенах — мозаичные панно, изображающие сцены из жизни Булгарского и Казанского ханств. На своде станции расположился дракон-Зилант, который, согласно легенде, охраняет город. В 1,3 км находится железнодорожный вокзал Казань-1, откуда идет электричка в аэропорт.
Станция метро «Площадь Тукая». Открыта в 2005 году. Расположена под площадью Тукая и вблизи от Парка тысячелетия Казани. Наряду со станцией «Кремлёвская» является самой красивой в Казани. Названа в честь Габдуллы Тукая — татарского народного поэта, литературоведа, переводчика. Станция оформлена в национальном татарском стиле. Основным элементом декора являются мозаичные панно на путевых стенах, на которых изображены герои произведений Тукая, деревня, из которой он родом, и портрет самого автора. При этом на левой стене панно демонстрируют сюжеты из городских сказок, на правой — из сельских. Возле станции находятся остановки, где можно сесть на троллейбус или автобус до Центрального автовокзала и речного порта.
Станция метро «Суконная слобода». Открыта в 2005 году. Находится в одноименном историческом микрорайоне. Станция оформлена в классическом виде, отделана мрамором и гранитом, декорирована коваными светильниками, пилястрами. Из северного вестибюля ведет выход на Петербургскую улицу, которая ведет к тематическому парку «Туган Авылым» и театру кукол «Экият». Наряду с предыдущими двумя станциями считается самой красивой.
Станция метро «Аметьево». Открыта в 2005 году. Единственная в Казани надземная станция на метромосту. Оформлена в стиле хай-тек. На нижнем ярусе находится сама станция, на верхнем — пешеходная галерея, которая соединяет железнодорожную платформу «Метро Аметьево» и Даурскую улицу (микрорайон Танкодром). На ж/д платформу, а также к улице Моторная (микрорайон Аметьево) можно попасть через северный вестибюль станции. К улице Даурская ведет южный вестибюль. Боковые стороны эстакадно-мостового перехода остеклены специальными стеклопакетами, которые поддерживают внутри оптимальную температуру.
В 1 км от станции «Аметьево» располагается железнодорожная платформа «Ометьево» — этот факт вводит в заблуждение многих гостей города. Все дело в разной транскрипции названия и его этимологии. Запомнить разницу просто: есть ж/д станция «Ометьево» и есть ж/д станция «Метро Аметьево».
Станция метро «Горки». Открыта в 2005 году. Самая простая по оформлению и отделке станция Казанского метрополитена. Индустриальная тематика в декоре гармонирует с окружением станции — современным спальным районом Горки. Это один из крупнейших «спальников» в городе, строительство которого началось в 1970-х и активно продолжилось в начале 1980-х гг. Внимание заслуживают светящиеся названия на путевых стенах. Возле станции располагаются остановки автобусов, троллейбусов и трамваев. Станция «Горки» имеет русское название и не переводится на татарский.
Метро «Проспект Победы» в Казани. Открыта в 2008 году. Обслуживает жилой район Горки и является самой загруженной. Находится на пересечении проспекта Победы (откуда и название) и улицы Рихарда Зорге. Тематика оформления — Победа СССР в Великой Отечественной войне. В декоре доминируют темно-красные тона, люстры стилизованы под огни салюта. Между спаренными колоннами — стеклянные вставки с названиями городов-героев.
Станция метро «Дубравная». Открыта в 2018 году. Конечная первой ветки. Изначально планировалось открытие в 2013 году, но из-за недостатка финансирования его пришлось отложить. Оформление станции отсылает к ее названию: четыре полуколонны с зелеными вставками символизируют дубы, путевые стены облицованы профилем «под дерево» и декорированы растительными панно. Станция имеет русское название и не переводится на татарский.
Перегон между станциями Центральной ветки занимает 2–3 минуты. Самый длинный перегон — около 2,5 км от «Кремлёвской» до «Козьей слободы». Самый короткий перегон — около 0,97 км от «Проспекта Победы» до «Дубравной»
Поездка из конца в конец длится всего 24–26 минут.
Режим работы метро Казани
Время работы метрополитена — ежедневно с 06:00 до 24:00.
В зависимости от времени суток и дня недели интервал движения поездов различается:
Обратите внимание, что на въездах в тоннель нет интервальных часов — электронных табло с отсчетом времени после ухода поезда. Больше в России такое нигде не практикуется.
Несмотря на довольно приличные интервалы между поездами, на платформах никогда не бывает многолюдно. Некоторые затруднения возможны в пиковые часы утром и вечером в будние дни: многие оплачивают проезд транспортными и банковскими картами, и очередь у турникетов движется не слишком оперативно.
Проезд в метро Казани
Оплата проезда возможна с помощью смарт-жетона, смарт-карты, общегородской транспортной карты, бесконтактной банковской карты.
Стоимость одной поездки в метро за годы эксплуатации увеличилось в 4 раза. На момент открытия проезд стоил 7 рублей, к 2010 году сумма выросла до 15 рублей.
Цена поездки в метро Казани в 2021 году — 35 рублей при оплате наличными и 30 рублей — банковской картой.
Оплата транспортной картой — 27 рублей.
Смарт-жетон
Приставка «смарт» объясняется наличием внутри пластикового жетона специального чипа. Турникеты метрополитена оборудованы считывателями, которые реагируют на чип внутри жетона, поэтому попытки опустить туда жетон другой подземки бессмысленны. Срок действия смарт-жетона — 1 день.
По размеру жетоны казанского метро являются самыми крупными среди всех постсоветских систем.
С момента открытия метрополитена многочисленные туристы принялись разбирать жетоны на сувениры, в связи с чем возникла их острая нехватка вплоть до того, что при покупке в кассе выдавался ровно один жетон только на одну поездку. Учитывая этот опыт, казанская подземка выпустила специальные сувенирные жетоны — разных цветов и без чипа внутри. Стоимость та же, что и у «смарта», но прокатиться на метро не получится.
Транспортная карта
В настоящее время около 80% пассажиров пользуются бесконтактным способом оплаты. Транспортная карта дает право проезда на общественном транспорте в пределах Казани. На пригородных маршрутах карта не действительна. Исключение составляет пригородная электричка.
Стоимость карты — 75 рублей.
Электронную транспортную карту можно использовать по принципу «кошелька». Вносимая на счет сумма не ограничена. Оплата проезда — согласно установленному тарифу. В случае с метро — это 27 рублей.
Второй вариант — записать на карту определенный тарифный план. Тогда карта будет действовать в формате проездного билета. Пополнение — единовременно в установленном тарифом размере.
Купить транспортную карту можно в отделениях Почты России и в центрах платежей. Пополнение возможно в отделениях банков «Банк Казани», «Татсоцбанк», «Тимер банк», «Ак Барс Банк», в центрах платежей, почтовых отделениях, терминалах «Элекснет» и пр.
Электронные проездные билеты
Электронные проездные билеты, которые включают поездки на метро, длительностью на 1 месяц:
Электронные проездные билеты оформляются в местах пополнения транспортных карт и действуют с 1-го числа каждого месяца.
Владельцы транспортных карт могут записать на нее любой тариф.
Льготный проезд
Право на льготный проезд (получение льготной транспортной карты) предоставляется отдельным категориям граждан. Для получения льготой карты следует обратиться в районное отделение социальной защиты, предоставив необходимые документы. Выпуск карты — бесплатно.
Стоимость месячного проездного:
Для взрослого на все виды транспорта — 526 рублей.
Для ребенка на все виды транспорта — 320 рублей.
Оплата банковскими картами
Оплатить проезд в метро можно банковской картой платежных систем MasterСard, Visa и «Мир», выпущенной любым банком, если она оборудована бесконтактной технологией PayPass. Помимо карты PayPass может быть активирован и на другом устройстве — смартфоне, смарт-часах, смарт-браслете.
Необходимо поднести карту/устройство к считывателю под экран валидатора прямо на турникете. Обработка информации занимает доли секунды. Зеленая стрелка и звуковой сигнал означают одобрение операции — можно проходить.
Тайм-аут для повторного использования карты/устройства — от 5 секунд до нескольких минут. Как только операция будет подтверждена (например, полученным sms от банка), следующий пассажир вправе снова приложить карту к считывателю и пройти через турникет.
Вторая ветка метро Казани
Перспектива развития казанской подземки связана в первую очередь со строительством второй Савиновской ветки от станции «Дубравная» до микрорайона Азино. В настоящий момент вторая синяя ветка находится на этапе проектирования, частично строится. Первый участок второй линии метро (5,7 км) включает в себя четыре станции — «Улица Юлиуса Фучика», «10-й микрорайон», «100-летие ТАССР», «Улица Академика Сахарова». Открытие предполагается не ранее 2023 года. Впрочем, сроки строительства метро в Казани каждый год по тем или иным причинам переносятся.
Согласно новому Генплану Казани, опубликованному в марте 2020 года, в городе зарезервированы участки для будущих линий и станций — возле железнодорожных вокзалов, Арского кладбища и пр. В первую очередь будет развиваться участок от улицы Рихарда Зорге до улицы Академика Сахарова.
Информаторы в метро Казани
В настоящее время все объявления автоинформаторов записаны на трех языках по порядку — русском, татарском, английском. При движении поездов с севера на юг (от «Авиастроительной» к «Дубравной») объявления озвучены женским голосом, с юга на север — мужским.
Интересно, что первые объявления озвучивал петербургский диктор (из Санкт-Петербурга же прибыли первые вагоны), что совершенно не сочеталось с окружающей татарской действительностью. Вскоре сделали новую запись: фразы на русском были озвучены мужским голосом, на татарском — женским.
В 2011 году в преддверии Универсиады-2013 объявления стали трехъязычными: мужской голос звучал по-русски и по-английски, женский — по-русски. После открытия трех новых станций в 2013 году автоинформаторы приобрели современную схему: женский голос при движении на юг, мужской — с юга на север.
Wi-Fi в метро Казани
Во время ожидания поезда на станциях пассажиры могут воспользоваться бесплатным Wi-Fi. Доступ предоставляется после прохождения процесса идентификации. После подключения к общественной точке Wi-Fi нужно ввести действующий номер телефона, на который по прошествии нескольких секунд придет sms с кодом подтверждения. Уникальный код следует ввести в соответствующем поле на странице авторизации.
На перегонах между станциями доступ к Wi-Fi отсутствует.
На всех станциях работает сотовая связь ведущих операторов страны — «Мегафон», «МТС», «Билайн», Tele2, кое-где — с перебоями.
Безопасность в Казанском метро
Метрополитен столицы Татарстана считается самым безопасным в России. Все станции оснащены оборудованием, необходимым для комплексного досмотра пассажиров и их багажа. Помимо привычных рамок металлоопределителей на станции есть оборудование, способное обнаружить взрывчатые вещества и источники повышенной радиации.
Безопасность обеспечивают десятки камер видеонаблюдения, а за координацию работы сотрудников метро отвечает Объединенный центр управления, куда оперативно поступают сведения о чрезвычайных ситуациях на платформах или перебоях в движении поездов.
При обнаружении взрывчатых веществ они помещаются в специальный контейнер, рассчитанный на 1,5 кг тротила, и транспортируются со станции.
Безбарьерная среда
Для проезда людей с ограниченными возможностями в казанском метро используются пандусы, лифты, подъемные механизмы. Показательна в этом отношении станция «Дубравная» (2018), где есть и лифты, и наклонные подъемники в каждом вестибюле. Лифтами оборудованы и подземные переходы под улицей Зорге.
При этом на станциях, где нет лифтов, а есть только подъемники, например, с детской коляской придется спускаться и подниматься по ступенькам. Сотрудники станции могут оказать необходимую помощь. То же касается пожилых пассажиров, а также пассажиров с объемным багажом.