какое метро у исаакиевского собора

Исаакиевский собор : стоимость билетов 2021 и режим работы, как добраться и официальный сайт

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — образец русского культового искусства. Это четвертое по размеру купольное сооружение в мире. По величине храм уступает соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота постройки — 101,5 метра, а вес достигает трёхсот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв. м. Храм вмещает до 12000 человек. До революции 1917 года собор был главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

какое метро у исаакиевского собора

Вид на набережную Невы

Адрес

Как добраться до Исаакиевского собора

Ближайшее метро — «Адмиралтейская». Станция расположена на пересечении улицы Малой Морской и Кирпичного переулка. По улице Малой Морской пройдите налево 2 квартала (около 500 метров) и окажетесь на Исаакиевской площади, где расположен храм.

Также можно добраться от станций метро — «Сенная площадь», «Садовая» и «Спасская». Данные станции метро имеют выход на Сенную площадь. От Сенной площади идти по переулку Гривцова до набережной реки Мойки, повернуть налево. Через 50–100 метров окажетесь на Исаакиевской площади и увидите собор.

Но большинство туристов совмещают посещение с прогулкой по центру Санкт-Петербурга. Храм находится недалеко от Медного всадника, Дворцовой площади и Невского проспекта.

В Исаакиевском соборе проводятся две стандартные экскурсии — внутри и прогулка по колоннаде. Билеты продаются отдельно.

Интерьеры поражают красотой и богатством убранства. В соборе проводятся экскурсии, которые входят в стоимость входного билета. На входе собирают группу 15 человек, что занимает 5–10 минут, затем начинается экскурсия об истории, и строительстве. Экскурсовод подробно опишет технологии и материалы, которые применялись при сооружении храма.

Поскольку высота Исаакиевского собора 101,5 метров, то экскурсии на колоннаду пользуются неизменной популярностью среди туристов. С колоннады открываются виды на центр города: Неву, Дворцовую площадь и Петропавловскую крепость.

какое метро у исаакиевского собора

Вид с колоннады на Адмиралтейство и Петропавловскую крепость

Режим работы Исаакиевского собора в 2021 году

Режим работы колоннады Исаакиевского собора в 2021 году

какое метро у исаакиевского собора

Стоимость билетов в Исаакиевский собор в 2021 году

Стоимость билетов на колоннаду Исаакиевского собора в 2021 году

Стоимость билетов в вечернее время

Телефон Исаакиевского собора

История строительства Исаакиевского собора

Строительство связано с именем Петра I и созданием Адмиралтейства, где трудились 10000 человек. Для исполнения религиозных обрядов для них и для жителей мастеровых слобод был необходим храм, поскольку переправа на другой берег в собор Святых Петра и Павла занимала много времени.

какое метро у исаакиевского собора

Вид храма в период правления императрицы Екатерины II

После войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Император требовал построить здание на прежнем месте и сохранить алтари предшествующего, считая, что сносить их было бы оскорбительным для памяти основателей. Выбор он остановил на проекте с пятью главами в классическом стиле, автором которого Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет, за это время сменилось аж три государя. Неужели Монферран не хотел побыстрее завершить строительство и угодить монаршему заказчику?

Сохранилось предание, что некий заезжий ясновидящий предсказал Монферрану, что он умрет, как только закончит строительство. Шутники даже глумились: «Вот поэтому он так долго собор и строит!». Но каково же было удивление горожан, когда спустя месяц после официального освящения Исаакия пророчество исполнилось: Монферран неожиданно умер, ничем не болея.

В завещании архитектор просил, чтобы он был погребен в одном из подземных сводов, но Александр II отказал в этой просьбе. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и обиженная вдова Монферрана покинула Россию, забрав тело мужа. Монферран похоронен на кладбище Монмартр в Париже. И французы гордятся, что французский архитектор все-таки вернулся к ним.

Относительно длительного строительства Исаакиевского собора петербуржцы рассказывают. Однажды таксист вез иностранного гостя, и тот похвалился, что в Америке небоскребы за месяц строят. Тогда таксист резко затормозил у собора и сказал удивленно: «Надо же! А еще вчера тут ничего не было!».

Фундамент Исаакиевского собора

Фундамент строили 5 лет, в работах участвовали 125000 человек. Просмоленные сосновые бревна длиной 6,5 метров и диаметром 26–28 см вбивали в котлован для укрепления грунта на расстоянии, равном диаметру сваи. Было вбито 11000 новых свай в дополнение к 13000, оставшимся от старой церкви.

Оригинальным способом Монферран решил задачу среза свай под один уровень. Из котлована, куда забили сваи, перестали откачивать воду, а когда она поднялась до нужного уровня, сваи обрезали по зеркалу воды.

Промежутки между бревнами на глубину одного метра заполнили утрамбованным древесным углем. Сверху на сваи в два ряда уложили гранитные плиты, над которыми выполнили кладку из камня.

Высота фундамента, без учета свайного основания, составила семь метров.

Колонны Исаакиевского собора

Одновременно с сооружением фундамента в каменоломнях Пютерлакса под Выборгом заготавливали гранитные монолиты для колонн собора. Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью.

какое метро у исаакиевского собора

«Выгрузка двух колонн около Адмиралтейства»

На специальных баржах монолиты буксировали к Сенатской площади, откуда доставляли на стройплощадку по первому в России рельсовому пути. Здесь блокам придавали нужную форму, шлифовали и полировали. В Исаакиевском соборе 112 колонн, самые высокие и массивные 48 колонн высотой 17 метров и весом 114 тонн установлены на четырёх портиках.

Вопреки практике колонны ставили на портики до возведения стен самого здания, иначе это сделать было невозможно. Установить их вертикально удалось с помощью специальных лесов высотой 22 метра, придуманных инженером Августином Бетанкуром и выполненных мастерами Д. Билингом и братьями Столяровыми.

какое метро у исаакиевского собора

Макет лесов для установки колонн

20 марта 1828 года установлена первая колонна. За зрелищем наблюдал Николай I c семьей, а также многочисленные иностранные гости. Установку одной колонны с помощью вращения чугунных воротов выполняли 128 человек в течение 45 минут. Последняя колонна установлена 11 августа 1830 года.

Таким образом, по проекту Монферрана на четырех портиках было установлено 48 колонн:

Стены и свод

Следующим этапом стало возведение стен храма. Они выкладывались из кирпича, при чем, ряды соединяли между собой коваными железными связями. Толщина северной и южной стен составляет пять метров, а восточной и западной — 2,5 метров. Стены здания облицевали мраморными плитами.

Особенность Исаакиевского собора в двойном сводчатом перекрытии. Кроме кирпичных сводов, толщиной от 1 до 1,25 метра, Монферран решил создать изнутри, на расстоянии 30 см от кирпичного перекрытия, второе — декоративное перекрытие, без конструктивного назначения. Его выполнили из железного каркаса, покрытого металлической сеткой, которую оштукатурили, и покрыли искусственным мрамором. Такая конструкция не использовалась ранее ни в России, ни в Европе.

Купол Исаакиевского собора

Основание купола было возведено в 1837 году. Затем вокруг него установили 24 колонны весом 60 тонн каждая. Впервые в строительной практике колонны такого размера подняли на высоту 43-х метров. Для этого использовался деревянный настил, построенный внутри здания.

какое метро у исаакиевского собора

Колонны из монолитного гранита вокруг барабана главного купола

Исаакиевский собор, как и большинство православных церквей, пятиглавый. Главный купол состоит из трех связанных между собой частей: внутренней, средней и наружной. Диаметр наружного купола — 25 метров, внутреннего — 22,15 метра.

какое метро у исаакиевского собора

Главный купол покрыт позолотой

При строительстве купола применены металлоконструкции вместо кирпичной кладки. Это позволило сократить сроки работы по возведению с шести до трех лет, снизить стоимость работ на два миллиона рублей, а также уменьшить вес купола без потери прочности. При отливке металлоконструкций купола было использовано 490 тонн железа, 990 тонн чугуна, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы. Купол Исаакия стал третьим куполом в мире, выполненным с применением металлических конструкций и оболочек.

На позолоту главного купола и куполов четырех колоколен ушло около 100 килограмм червонного золота. Золочение меди для Исаакиевского собора производилось с 1835 по 1843 год «огневым золочением». Листы меди покрывали амальгамой и нагревали над жаровнями, выпаривая ртуть. Золочение каждого листа делали трижды. Этот метод позволил позолоте купола сохраняться без повреждения полтора века. Венчает купол фонарик с греческим золотым крестом.

Применение «огневого золочения» стоило жизни 60-и рабочим, которые отравились парами ртути.

Колокольня

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам главного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. Их отливали на заводе Ивана Стуколкина на Малой Охте в 1845-1846 годах. Для отливки с Монетного Двора было отпущено 4 тысячи пудов старинных сибирских пятаков.

какое метро у исаакиевского собора

Большое число жителей Санкт-Петербурга собиралось в Исаакиевском соборе и рядом с ним в дни празднования Светлого Христова Воскресенья, когда после трех выстрелов пушки Петропавловской крепости начинал звенеть главный колокол храма. После звона раздавался звук колоколов звонниц города.

Огромной утратой стало снятие и переплавка колоколов в 30-е годы. В 2012 году принято решение о воссоздании. Первым в декабре этого же года установлен Полиелейный колокол. Затем в декабре 2013 года на юго-восточную звонницу подняли 14 колоколов.

Колокол Благовест весом в 16 тонн подняли на северо-западную звонницу 30 ноября 2015 года. Это самый большой колокол на звоннице храма. Главный колокол первоначально весил 30,5 тонн. Его восстанавливать пока не планируется — на его месте находится лифт.

В день звон колоколов Исаакия горожане могут услышать три раза. В 9:00, во время утренней службы, в 16:00 — во время вечерней, а в полдень одновременно с пушкой Петропавловского собора звонит колокол Благовест, отбивая 12 раз.

Наружное убранство Исаакиевского собора

Архитектура здания непосредственно взаимосвязана со скульптурой. За 14 лет было создано более 300 статуй и рельефов, композиции фронтонов, сводов и барабана главного купола, а также убранство наружных и внутренних дверей собора.

Над скульптурным оформлением храма работали П. Клодт и А. Пименов, Ф. Лемер и И. Герман. Но большую часть скульптур в 1841 году Монферран поручил выполнить Джованни Витали.

Статуи и рельефы Исаакиевского собора не только придают пышность его облику, но и объединяют отдельные части здания, зрительно смягчают переход от одной части строения к другой. А кроме того, наружное убранство призвано подчеркнуть мысль о консолидации православной церкви и российской монархии, почитании русских царей как помазанников Божьих.

Скульптурный декор чрезвычайно эффектен, но надо признать, что несколько перегружает фасады здания.

При строительстве было использовано сорок три породы минералов. Цоколь храма облицован гранитом, а стены — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов.

какое метро у исаакиевского собора

Евангелист Матфей за работой с ангелом — символом чистоты деяний и помыслов

Источник

Исаакиевский собор

Аудиогид

Фотографии

какое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского соборакакое метро у исаакиевского собора какое метро у исаакиевского собора

Режим работы 2021

Музей

Колоннада

Вечерние программы музея

С 19 июля по 30 сентября:

Вечерняя колоннада

С 16 июля по 30 сентября:

В дни каникул и праздников

Службы в соборе

Стоимость билетов 2021

Цены и льготы в 2021 году остаются прежними:

Полный билет в музей

Билет на смотровую площадку

Комплексный билет

Льготное посещение

Бесплатное посещение

3-й четверг каждого месяца бесплатно для:

Официальный сайт

Как добраться?

История строительства

Вот уже 150 лет, одной из самых ярких достопримечательностей Санкт-Петербурга является Исаакиевский Собор. Силуэт его золоченого купола является одним из самых узнаваемых объектов архитектуры современного города. По своей величине, главный православный кафедральный собор находится на четвертом месте в мире, уступив первенство собору Святого Петра в Риме, собору Святого Павла в Лондоне и собору Святой Марии во Флоренции.

Величественность этой постройки подтверждают сухие данные его размеров. Так, его высота достигает 101,5 метров, диаметр купола равняется 26 метрам, а вес колонны из отесанных гранитных блоков – 114 тонн.

какое метро у исаакиевского собора

Исаакиевский собор начал сооружаться по приказу царя Петра І в знак почтения своему покровителю – святому Исаакию Далматскому.

Первый храм был выполнен из дерева, однако такой материал был весьма недолговечен и в 1717 году Петр дал поручение немецкому архитектору Георгу Иоганну Маттарнови заменить деревянные стены на каменные. Внешне новая церковь не имела и намека на свою будущую величественность – она во многом копировала Петропавловский собор. Даже куранты на колокольне не отличались индивидуальностью и в точности повторяли куранты храма Петропавловской крепости. Второму варианту постройки не суждено было долго стоять во славу святого – молния, ударившая в нее в 1735 году, привела к пожару. Это было воспринято как «знак свыше» и постройку забросили.

какое метро у исаакиевского собора

В 1816 году, прямо во время службы, на головы верующих рухнула большая часть потолочной штукатурки, чем вызвала ужас и панику присутствующих. Это событие говорило о необходимости ремонта здания.

Следующим, кто взялся за строительство собора стал император Александр І. Он решил глобально подойти к этому вопросу и приказал его попросту перестроить. Для этого был объявлен конкурс на лучший проект Исаакиевского собора. Вариант французского архитектора Огюста Монферрана поразила Александра І. Его работа обещала сделать не просто красивый собор, а нечто особенное, чем бы по праву можно было гордиться.

какое метро у исаакиевского собора

Строительство собора по проекту Монферрана было начато в 1818 году и продолжалось сорок лет. Оно проходило при трех императорах Александре I, Николае I и Александре II.

Причин задержки работы было достаточно много – от новых видений облика собора царями до банальных ошибок в расчетах. Также следует учесть, что строительство велось на болотистой местности. Во избежание проблем в будущем, для фундамента было вбито одиннадцать тысяч свай и положено два ряда гранитных блоков. Только такая мощная фундаментная подушка могла выдержать проектируемый собор и не дать осадку. Сорок восемь монолитных столбов были доставлены из Финляндии. Они транспортировались несколькими тысячами крепостных крестьян. Вес каждого из столбов составлял 114 тонн.

какое метро у исаакиевского собора

По причинам известным только самому архитектору, Монферран приказал устанавливать колоны еще до того, как были возведены стены. Первая колонна была поднята в марте 1822 года в присутствии царской семьи и любопытных горожан. Последнюю из сорока восьми колонн подняли спустя восемь лет. В конце строительства был воздвигнут купол диаметр внешнего свода которого составлял двадцать шесть метров, а внутреннего – двадцать два. Его трижды покрывали расплавленным золотом. Все это великолепие венчал огромных размеров крест. Несмотря на то, что Монферран отказался от традиционной русской колокольни, он оставил неизменной пятиглавие куполов, расставив четыре из них по углам вокруг пятой. Высота строения величественно вздымалась над городом более чем на сто метров.

Возведение собора было окончено в 1848 году, но еще около десяти лет было потрачено на отделку интерьера. Освящение собора, по случаю его открытия, было проведено 11 июня 1858 года.

какое метро у исаакиевского собора

Внутреннее убранство

Для убранства собора использовался мрамор различных цветов, малахит, лазурит и другие ценные породы камня. Кроме икон, его стены украшали уникальные мозаики. Алтарь был сделан в форме витража. На нем изображен «Воскресший Христос». Эта работа является одной из самых крупных витражных работ в Европе. Парящий под куполом голубь символизирует Святой Дух. На первый взгляд хрупкая птица являет собой посеребренную бронзовую фигуру с размахом крыльев около двух метров.

какое метро у исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора

Здание Исаакиевского собора является второй высотной доминантой Санкт-Петербурга после шпиля Петропавловского собора. Поднявшись на колоннаду, которая находится под главным куполом, посетитель имеет возможность любоваться великолепной городской панорамой с высоты 43 м. На смотровую площадку ведет винтовая лестница из 262 ступеней.

какое метро у исаакиевского собора

Интересные факты

В сооружении гранитного фундамента, которое продолжалось почти пять лет, трудилось 125 тысяч человек всех специальностей. Работы по вырубке гранита велись круглый год.

Возведением собора занималось более 400 тысяч человек.

Гранитные блоки для фундамента добывались в каменоломнях Карелии. Вес их составлял от 64 до 114 тонн. Одной из тяжелейших операций была доставка этих блоков к месту строительства. Курьезной была ситуация с одним из инженеров, который придумал усовершенствование способа доставки этих монолитов. Вместо поощрения он получил суровый выговор за то, что так долго не придумал свое нововведение, чем ввел казну в большие денежные траты.

400 кг золота, 16 тонн малахита, 500 кг лазурита, тысячи тонн бронзы – и это не полный список ценных материалов которые были использованы в убранстве Исаакиевского собора. Около 300 статуй и горельефов украшают стены величественного строения, а мозаика занимает площадь немного меньшую, чем площадь футбольного поля – 6,5 тысяч квадратных метров.

какое метро у исаакиевского собора

Слабый запах благовоний источается малахитовыми пластинками, которые украшают колонны главного алтаря. Они скреплялись специальным составом на основе масла миро. Приготовление этого масла осуществляется по особому рецепту, который подразумевает соединение масла священного дерева мирры с красным вином и благовониями. Эта смесь варится на огне, в чистый четверг, и обычно используется для обряда миропомазания.

На золочение куполов было использовано 100 кг золота. При плавке драгоценного металл неизменно использовалась ртуть. От ее ядовитых испарений умерло по меньшей мере 60 человек.

Слухи, сопровождавшие долгую постройку, твердили о предсказанной смерти главного архитектора Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Их суть заключалась в том, что архитектор оставался жив до тех пор, пока собор не будет окончательно построен. Не известно на сколько эта история была правдой, а на сколько вымыслом, но постройка этого собора действительно оказалась делом всей жизни для Монферрана. Через месяц после окончания строительства архитектор скончался.

какое метро у исаакиевского собора

История Исаакиевского собора в Петербурге

Исаакиевскому собору суждено было пройти непростой путь, его ожидала участь быть четырежды построенным заново практически на одном и том же месте. Знаменитый Исаакиевский собор — почти ровесник Санкт-Петербургу. Задумывался он во времена становления города на Неве. Отцом обоих величайших творений выступил Пётр Первый.

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи. Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев. Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания роскошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка. С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

какое метро у исаакиевского собора

Исаакиевская церковь

Первую церковь во имя во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, поскольку царь родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю, возвели для Адмиралтейских верфей.

Свыше 10 тысяч человек работали на них к 1706 году. Пётр I дал распоряжение найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства.

Для возведения церковного шпиля был приглашён голландский архитектор Герман ван Болес. Здание было одноэтажным, простой формы. На крыше располагались колокольня со шпилем и маленький купол с крестом над алтарём. Службы в церкви велись с 1710 года. Именно в этой первой Исаакиевской церкви 1 марта 1712 года венчались Пётр I и Екатерина Алексеевна.

какое метро у исаакиевского собора

Вторая церковь во имя Исаакия Далматского

Вторая Исаакиевская церковь возводилась в стиле «петровского барокко» по проекту видного зодчего петровской эпохи Георга Маттарнови. Церковь достраивал каменных дел мастер Яков Неупокоев. Завершали отделку сначала Киавери, а затем Михаил Земцов.

какое метро у исаакиевского собора

Третий собор в честь святого

Увы, проект не был реализован, однако именно Чевакинскому принадлежит идея переноса церкви дальше от реки. В одном из вариантов место для неё было выбрано там, где находится современный Исаакиевский собор.

Императрица Екатерина II одобрила идею воссоздания в прежних формах колокольни Исаакиевского собора, игнорируя проект Чевакинского. В нём был разработан абсолютно другой облик собора. Вскоре архитектор подал в отставку, а в 1766 году был издан указ о начале работ на новой строительной площадке, намеченной Чевакинским.

19 января 1768 года императрица Екатерина II подписала указ «Об изготовлении мрамора и дикого камня на строение Исаакиевской церкви в Кексгольмском уезде погостах Сердобольском и Рускеальском с устройством там шлифовальных мельниц». Торжественная закладка здания состоялась 19 августа 1768 года, и в память об этом событии была выбита медаль.

Третий храм во имя Исаакия Далматского начали возводить по проекту Антонио Ринальди. Его строительство затянулось на целых 34 года, было завершено лишь в 1802 году. Здание по замыслу архитектора Ринальди имело 5 сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню.

Стены по всей поверхности облицевали мрамором. Но Ринальди не суждено было завершить начатую работу, умерла Екатерина II и строительство храма прекратилось, а зодчий Ринальди отбыл за границу. К тому времени здание церкви было доведено лишь до карниза.

Поначалу Бренна хотел следовать проекту Ринальди, однако по причине отсутствия средств архитектору Винченцо Бренне пришлось исказить проект Ринальди. К тому времени собор был возведён до основания барабанов куполов.

Бренна уменьшил размеры верхней части здания и главного купола и отказался от возведения четырёх малых куполов, а также уменьшил высоту колокольни на один ярус. Мрамор для отделки верхней части собора был передан на строительство резиденции Павла I — Михайловского замка.

Третий Исаакиевский собор был завершён и освящён 30 мая 1802 года, но уже вскоре стало ясно, что здание необходимо перестроить. Храм получился с искажёнными пропорциями, приземистым, со странным сочетанием роскошного мраморного основания и кирпичных стен.

Данное сооружение в Петербурге вызывало немало насмешек со стороны современников. В то время была популярна в разных вариантах следующая эпиграмма:

Обоим столь приличный:

Её авторство приписывалось А. Д. Копьеву. По другой версии, восходящей к запискам Я. И. де Санглена, эпиграмму сочинил некий морской офицер Акимов. В различных вариантах петербуржцы пересказывали эту опасную эпиграмму, за которую смелых чтецов арестовывали, сажали и даже ссылали на каторгу:

Кто лаской, кто бичом,

И даже уже когда Александр I приступил к реализации проекта Огюста Монферрана, который разработал окончательный вариант собора, и по указу императора начали разбирать кирпичную кладку, местный фольклор откликнулся и на это новой эпиграммой.

Сей храм трёх царствований изображение:

какое метро у исаакиевского собора

Четвёртый окончательный вариант собора

Современный собор, расположенный на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, является 4-м храмом, возведённым в честь Исаакия Далматского на месте собора, спроектированного Антонио Ринальди.

Автором проекта четвёртого Исаакиевского собора был назначен известный французский архитектор Огюст Монферран, для которого возведение храма стало делом всей его оставшейся жизни. А новому собору суждено было стать одной из главных православных святынь и грандиозных церквей не только Санкт-Петербурга, но и Российской империи.

какое метро у исаакиевского собора

Строительство курировал сам Николай I. Во время строительства здания храма использовались новые для того времени строительные технологии, что повлияло на дальнейшее развитие архитектуры XIX и XX веков. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.

Однако стройка и работы по его оформлению затянулись на целых 40 лет, они длились с 1818 по 1858 год. Но это того стоило. Четвёртый собор также был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, 11 июня 1858 года.

какое метро у исаакиевского собора

Храм при СССР

В 1918 году 2 февраля Советом народных комиссаров был принят Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, который вступил в силу 5 февраля того же года, в день официальной публикации в «Газете Рабочего и Крестьянского Правительства».

Он устанавливал светский характер государственной власти, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности и прав юридического лица.

На основании этого декрета здание Исаакиевского собора и церковное имущество было национализировано. В 1918 году храм оказался в ведении народного комиссариата имуществ республики, в в декабре 1919 года его передали в пользование прихожанам собора.

В мае 1922 года из собора было изъято 48 килограммов золотых изделий, более 2-х тонн серебряных украшений. В марте 1923 года храм перешёл под управление прихожан Православной российской церкви (обновленцев).

Но 18 июня 1928 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника». И 12 апреля 1931 года в Исаакиевском соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев.

какое метро у исаакиевского собора

Собор во время войны

В годы блокады Ленинграда в Исаакиевском соборе хранились экспонаты музеев из городских пригородов, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I. В июле 1941 года для музейных сотрудников стало понятно, что вскоре наступят страшные времена, в связи с этим нужно было срочно решить вопрос о хранении 40-60% ценных экспонатов, оставшихся в музеях Ленинграда и пригородов.

Этом вопрос обсуждался на совете обороны Ленинграда. Тогда один военный высказал мнение, что наиболее подходящим местом для хранения оставшихся музейных экспонатов, может служить Исаакиевский собор.

какое метро у исаакиевского собора

Тогда считали, что фашистам удастся взять Пулковские высоты и установить там дальнобойные орудия. В этом случае они не станут разрушать Исаакиевский собор, который будет для них той самой «реперной точкой». С другой стороны, если нацисты захватят город, бессмысленно уничтожать собор, поскольку здесь хранится много ценностей, которые лучше захватить.

Однако во время Великой Отечественной войны Исаакиевский собор всё же жестоко пострадал от бомбёжек и артобстрела. На стенах и колоннах местами сохранились до наших дней следы от снарядов.

какое метро у исаакиевского собора

какое метро у исаакиевского собора

Звукоулавливатели на крыше собора во время войны

Сегодня не все ещё знают о подвиге незрячих военнослужащих, которые различали марки фашистских самолётов на расстоянии нескольких десятков километров. Во время блокады Ленинграда произошло уникальное событие — впервые в истории отечественной армии в действующие войска были призваны незрячие люди.

Город подвергался постоянным вражеским налётам, бомбёжки разрушали здания, склады и фабрики, уносили сотни жизней горожан. Вражеской авиации противостояла Ленинградская армия противовоздушной обороны (ПВО).

При помощи специальных звукоулавливателей, установленных на крыше Исаакиевского собора и в других местах города, они «выслушивали» ночное небо и в случае опасности сразу же предупреждали командование о налётах фашистских бомбардировщиков задолго до их появления в небе над блокадным Ленинградом.

какое метро у исаакиевского собора

В то время эксперименты с первыми радарами шли, но обеспечить оборону Ленинграда ещё не могли. В конце 1941 года в Ленинград поступили так называемые «звукоулавливатели», состоящие из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении.

Но главным оставался человек, а не прибор. Звукоулавливатели были эффективны только тогда, когда с ними работали люди и не простые, а с отличным и даже уникальным слухом. Сначала со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты были неутешительными.

Однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров вспомнил рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант» и предложил попробовать в качестве «слухачей» слепых людей, у которых идеальный слух.

какое метро у исаакиевского собора

О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен его функции «компенсировать» за счёт остальных, учёным было давно известно. Однако многие всё же отнеслись к идее скептически.

Но в условиях блокады нужно было перепробовать все варианты, чтобы найти самый эффективный способ защиты города. Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения чисто военной задачи.

Музыканты, которых тоже задействовали в службе со звукоулавливателями в виду отличного слуха, выступали в составе концертных бригад в госпиталях. Каждый житель помогал родному Ленинграду бороться с врагом по мере своих сил и возможностей. И когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые горожане, находившиеся в Ленинграде.

какое метро у исаакиевского собора

Как называли бойцов на крыше Исаакиевского собора

После испытаний «Прожзвука» в реальных боевых условиях быстро выяснилось, что главным звеном системы был слухач — оператор звукоулавливателя. Успех работы комплекса зависел от человека. Обычным красноармейцам не всегда удавалось вовремя услышать приближающегося противника.

Тогда среди незрячих горожан военные провели строжайший отбор кандидатов. «Слухач» должен был иметь очень хороший слух и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить предстоящие многочасовые нагрузки.

Сперва были отобраны 30 кандидатов, из которых позднее выбрали только 20 самых способных, которых отправили на обучение, ведь требовалось чётко идентифицировать звук приближающейся вражеской авиации, определить, на каком удалении от города она находится.

В итоге, в действующую армию в 1942 году были определены 12 лучших незрячих «слухачей». Налёты на город совершались часто ночью, а для того чтобы предотвратить их был создан специальный «слуховой» отряд. На посту в Исаакиевском соборе находись, в числе прочих, слепые девушки с очень хорошим слухом, а также музыканты.

В Ленинграде одним из первых бойцов «слухового» отряда был Яков Зобин, которому исполнилось тогда 28 лет. Яков Зобин до войны трудился на электромоторном заводе Общества слепых. Был рационализатором, предложил приспособление, облегчающее труд незрячих.

В расчёт звукоулавливателя входили 2 бойца: зрячий и слепой. Первый медленно поворачивал трубы аппарата в разные стороны, а второй должен был услышать фашиста. Результат превзошёл все ожидания. И без того отличный слух незрячих бойцов во время службы на звукоулавливателе стал стремительно развиваться в нужном направлении.

какое метро у исаакиевского собора

Через несколько месяцев Яков Зобин и его товарищи не просто обнаруживали приближающиеся самолёты фашисткой авиации, но на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них.

Служба «слухачей» была из очень тяжёлых дел. Их дежурства проходили в условиях артобстрела, и, несмотря на большую опасность для себя, они должны были услышать следующие летящие на Ленинград бомбардировщики. И они на отлично справлялись со своей службой.

Вклад незрячих «слухачей» в оборону и защиту Ленинграда огромен и неоценим для всех поколений – благодаря этим самоотверженным слепым бойцам в городе на Неве уцелели, сохранились и дошли до наших многие исторические и ценнейшие памятники и достопримечательности, а также экспонаты музеев.

Удивительный факт заключается в том, что он был одним из первых, кто заступил в качестве «слухача» на боевое дежурство в Ленинграде и стал последним из оставшихся в живых незрячих защитников Ленинграда. Память об этих героях будет вечно хранить несломленный и непокорённый великий город на Неве.

Исторические материалы о «слухачах» сегодня собираются и хранятся в Народном музее истории Санкт-Петербургской региональной организации Всероссийского общества слепых (СПб РО ВОС). Музей был основан в 1970 году.

Фонды музея насчитывают более 4,7 тысяч уникальных экспонатов: книг, документов, фотографий, записей выступлений, образцов тифлотехники, произведений скульптуры, живописи и других предметов истории и культуры. В нём также можно увидеть личные вещи слухачей, копии документов, ознакомиться с дневниками и воспоминаниями ветеранов.

какое метро у исаакиевского собора

Реставрация собора

Храм с 1948 года начал функционировать как музей «Исаакиевский собор». Реставрационные работы в соборе проводились в 1950—1960-х годах. На его куполе была устроена смотровая площадка, которая работает по сей день и откуда открывается замечательная панорама центральной части города на Неве.

В Исаакиевском соборе с 1931 года по 1986 год находился маятник Фуко, который благодаря длине нити 98 метров наглядно демонстрировал вращение Земли. Затем маятник был демонтирован, а сейчас хранится в подвалах собора.

какое метро у исаакиевского собора

Православный символ Северной столицы России

С 1990 году в храме были возобновлены церковные службы, в настоящее время они проходят ежедневно. Собор находился в ведении Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». По итогам голосования в 2018 году Исаакиевский собор был выбран православным символом Санкт-Петербурга.

Его “выгодное местоположение” — между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов — позволяет оценить его достоинства ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии. Исаакиевский собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду. На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами.

Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать. Он был и остаётся высотной доминантой центральной части Санкт-Петербурга, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

какое метро у исаакиевского собора

Архитектор

В 1809 году в Петербурге был объявлен конкурс на возведение нового храма – четвёртого Исаакиевского собора. Обязательным условием ставилось сохранение 3-х освящённых алтарей существующего храма. Программу конкурса, утверждённую Александром I, составил президент Академии художеств Александр Строганов. В ней говорилось:

Изыскать средство к украшению храма… не закрывая… богатой мраморной его одежды… приискать форму купола, могущую придать величие и красоту столь знаменитому зданию… придумать способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя окружность оной в надлежащую правильность.

Талантливые архитекторы, такие как Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарлз Камерон и другие, приняли участие в конкурсе. Но все их проекты были отвергнуты Александром I, поскольку авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового храма.

В 1813 году на тех же условиях был объявлен новый конкурс, и вновь ни один из проектов не пришёлся по духу государю. И в 1816 году Александр I поручил приехавшему из Испании инженеру Августину Бетанкуру, председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ», заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора.

Бетанкур же, в свою очередь, предложил поручить проект молодому архитектору Огюсту Монферрану, незадолго до этого приехавшему из Франции в Россию. Дабы убедить императора в своём мастерстве, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей. Их Бетанкур и представил Александру I.

Императору понравились рисунки, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора.

какое метро у исаакиевского собора

Огюст Монферран родился в 1786 году в Шайо, во Франции. По словам самого зодчего, приставку де Монферран изначально добавила к фамилии его мать Мария Фистиони, чтобы сделать её более похожей на дворянскую. В 1806 году Монферрана приняли в парижскую Королевскую школу архитектуры, однако он практически сразу был призван на военную службу.

Параллельно с занятиями Монферран служил в генеральной инспекции архитектуры Парижа под руководством Жака Молино. По окончании школы, в 1813 году он вновь отправился на военную службу. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера.

Монферран вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы и, вернувшись в Париж, возобновил работу у Молино, участвовал в строительстве церкви Марии Магдалины. Большое влияние на зодчего оказали современники-архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтена.

В послевоенной Франции резко сократились объёмы строительства и Монферран не мог рассчитывать на интересные заказы. Воспользовавшись приездом в Париж российского императора Александра I, в апреле 1814 года Монферран преподнёс монарху свой «Альбом разных архитектурных проектов, посвящённых Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I».

Среди рисунков в этом альбоме были проекты загородного императорского дворца, публичной библиотеки, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира «, в которой прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны, а также конной статуи в честь императора.

какое метро у исаакиевского собора

Монферрану удалось получить приглашение для приезда и работы в столице Российской империи. Огюст Монферран прибыл в Санкт-Петербург 16 июля 1816 года, где познакомился с Августином Бетанкуром, который увидел незаурядный талант молодого француза.

Работы по сооружению фундамента нового, четвёртого и современного Исаакиевского собора начались в 1818 году по первому проекту Монферрана. Решать сложные технические вопросы было поручено Бетанкуру. В 1819 году 26 июня состоялась торжественная закладка нового собора.

Август Бетанкур, будучи занятым на строительстве других объектов вне Санкт-Петербурга, не мог вникать во все проблемы, возникающие по ходу строительства. Таким образом, Монферран, который не был инженером и на которого изначально был возложен только авторский контроль за качеством материалов и строительства работ, был поставлен в сложное положение.

В сферу его обязанностей не входили вопросы снабжения и организации строительных работ, и он добивался у Комиссии расширения полномочий и большей самостоятельности, к 1819 году это ему удалось. Также гениальному зодчему возведением грандиозного собора удалось навеки войти в архитектурную историю Санкт-Петербурга.

Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II. Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны на Дворцовой площади — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром. Память великого зодчего запечатлена навеки бюстом в Исаакиевском соборе.

какое метро у исаакиевского собора

Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.

Последним творением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить. Проект был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым. Огюст Монферран умер в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула». Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей смерти.

Но император Александр II не дал на это разрешения, так как Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию.

Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё.

какое метро у исаакиевского собора

Архитектура

В 1809 году начались работы по подготовке проекта и строительству обновлённого Исаакиевского собора: величественного, соответствующего общему архитектурному стилю центра Петербурга. Автором окончательного проекта стал Огюст Монферран. За основу он взял традиционный для восемнадцатого века тип храма: пятикупольный, центричный, квадратный в плане.

В стандартный чертёж он внёс свои изменения: немного “вытянул” его на запад и восток, сделав из квадрата прямоугольник, а в середину поместил выступающий на север и юг квадрат. В результате всех этих преобразований центральная часть стала сильно выделяться и приобрела особенно важное значение.

Основная часть собора представляет собой цельный куб, над которым возвышается высокий цилиндр, окруженный колоннадой. Цилиндр венчает огромный позолоченный купол. По сторонам от центральной части храма установлены четыре колокольни. Они украшены небольшими позолоченными главками. Сочетание размеров основного и дополнительных куполов создает впечатление устремленности всего строения ввысь.

какое метро у исаакиевского собора

Фасады дополнены портиками с семнадцатиметровыми колоннами, которые тоже весьма примечательны: они выполнены из гранита и имеют гранитные основания с вырезанными в них ступенями. Каждая из колонн весит сто четырнадцать тонн.

Один из двух портиков с шестнадцатью колоннами повёрнут к набережной Невы и установленному на ней Медному всаднику, второй – к Исаакиевской площади. Алтарная часть снаружи украшена восьмиколонным портиком, такой же установлен и в западной части храма. Благодаря такому архитектурному решению входы в собор оказались по бокам от алтаря.

Треть восточной стены храма занимает аттик. Такой крупный размер был продиктован необходимостью сохранить освященную часть предыдущей версии храма. Архитектор немного смягчил его вертикальными членениями звонниц и пилястрами, украшающими углы сооружения.

какое метро у исаакиевского собора

Собор снаружи

Стены Исаакиевского собора облицованы серым мрамором. Гладкими их назвать нельзя: они буквально изрезаны непомерно большими окнами с массивными наличниками – этот прием зрительно увеличивает и без того крупное сооружение. Тот же эффект создают и огромные двери: площадь каждой составляет сорок два квадратных метра, вес створки – без малого десять тонн.

Сохраняя традиции классицизма, ведущий архитектор решил вопрос касательно архитектурно-художественного убранства здания несколько по-своему. В итоге, Исаакиевский собор – замечательный образец не только монументального, но и декоративного искусства.

какое метро у исаакиевского собора

В девятнадцатом веке для украшения зданий широко использовалась скульптура, и Исаакий не стал исключением. Грамотное расположение скульптурных композиций сглаживает переходы от одних частей сооружения к другим, усиливая при этом впечатление от отдельных элементов.

Устройство собора стандартно для православных церквей восемнадцатого столетия: входы расположены с южной, западной и северной сторон; восточная часть отведена под алтарь и иконостас. Все внутреннее пространство делится на три нефа с помощью внушительных пилонов.

какое метро у исаакиевского собора

Высота и длина собора – история в цифрах

Исаакиевский собор был освящён 30 мая 1858 года как кафедральный собор столицы России. На его возведение и обустройство из казны была потрачена колоссальная, по тем временам, сумма — 23 миллиона рублей. Для сравнения: в те годы самая дородная корова стоила 3 рубля, а добротный дом можно было построить за 100-150 рублей.

Размеры Исаакия: высота — 101,5 метра, длина — 111, 3 метров, ширина около 100 метров, диаметр купола снаружи — 25,8 метра. Высота центральной части Исаакиевского собора составляет 69 метров, крайних частей – по 28 метров.

При возведении Исаакиевского собора было внедрено в жизнь множество новаторских идей, разработаны и применены технологии, передовые для своего времени. Монферрану предстояла сложнейшая задача – объединить старый и новый фундамент.

какое метро у исаакиевского собора

Рабочие рыли траншеи, откачивали воду. Далее в грунт забивались сваи, толщина каждой была около 28 сантиметров, а длина 6,5 метров. Шаг между сваями был равен их диаметру. Всего их было вбито 10672. Промежутки между сваями заполнили утрамбованным древесным углём,

Дальше в траншеи залили воду, после замерзания которой срезали все бревна по уровню ледяной кромки. Сооружение фундамента продолжалось почти пять лет. В кладку монтировались специальные крюки, на которые крепились облицовочные мраморные плиты. Снаружи их толщина не менее полуметра, а изнутри – 20 сантиметров.

Стены из кирпича возводились толщиной от 2,5 до 5 метров. Для сцепления применялся известковый раствор, а для жесткости металлические профили. Облицовку проводили параллельно.

С каждой стороны фасады украшены барельефами, горельефами и скульптурами, сюжет которых не повторяется. Исаакиевский собор выделяется среди себе подобных не только гигантскими габаритами, но и благодаря богатой облицовке как внутри, так и снаружи.

какое метро у исаакиевского собора

Колонны Исаакия: как сделаны

112 монолитных колонн разных размеров делают монументальное здание Исаакиевского собора воздушным и лёгким. Наружная отделка серым рускеальским мрамором создает благородный и величественный вид.

Гранит для колонн, украшающих портик храма, добывали в каменоломне Пютерлакс, что под Выборгом. Монолиты добывали из шахты специально разработанным методом, который позволял сохранить целостность породы. Далее их транспортировали сначала по морю, а от порта по специально построенной железной дороге к месту строительства. Это тоже было новаторством.

какое метро у исаакиевского собора

Архитектор предложил неожиданный вариант: сначала установить колонны, а после возводить стены, что было продиктовано сложностью строительства портика. Вес каждой колонны 114 тонн при высоте 17 метров. Для их установки были сконструированы уникальные леса, позволяющие устанавливать такие колоссы за 45 минут. Всего было воздвигнуто 48 колонн.

Первой возводили крайнюю правую колонну северного портика 20 марта 1828 года. При этом присутствовал император с семейством. Под основание заложили отлитую из платины медаль. К октябрю 1830 года портик был закончен.

какое метро у исаакиевского собора

Золочёный купол собора

В 1837 году были завершены строительные работы по созданию купола и установлены 24 колонны в верхней части. Купол Исаакиевского собора установлен на высоком барабане, окружённом 24 монолитными колоннами. Их подъём и установка начались 7 ноября 1837 года.

На специальных тележках по наклонному настилу колонны закатывали на высоко поднятую над землёй нижнюю площадку лесов в центре подкупольного пространства. Здесь колонну оборачивали войлоком и рогожей. Затем по пологому настилу, смазанному мылом и салом, колонны поднимали ещё выше, к месту установки.

Весь процесс подъёма и установки одной колонны продолжался в среднем 2 часа, в работах было занято 500 человек. Подрядчиком выступал купец I гильдии Василий Яковлев. За подъём и установку каждой из 24 колонн он получил по 1000 рублей. Последний монолит колоннады был поставлен 26 апреля 1838 года.

По проекту О. Монферрана вокруг барабана главного купола следовало установить двадцать четыре колонны. Вплоть до 1835 года решался вопрос, из какого камня они будут выполнены. Архитектор О. Монферран был против предложения сделать колонны составными и из финского мрамора.

какое метро у исаакиевского собора

10 января 1835 г. в своём обращении в Комиссию по строительству собора он настаивал на том, чтобы колонны были вытесаны из гранита, так как, по его словам:

1. Суровость климата не позволяет сделать колонны составными из кусков, а в Финляндии не находится столь больших штук мрамора, чтобы можно было вытесать цельную колонну.

2. В отношении изящного вкуса важно, чтобы гранит встречался во многих частях здания, дабы через то произвесть совершенное согласие с четырьмя портиками и цоколем, которые из гранита.

Барабан купола Исаакиевского собора украшен 24-я бронзовыми фигурами ангелов и архангелов работы скульптора Иосифа Германа.

Внутри главный купол Исаакиевского собора привлекает внимание изумлённой публики. Его свод украшает роспись Брюллова «Богоматерь во славе», где изображена Богородица в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и святых покровителей царской семьи. К сожалению, художнику не удалось закончить работу в связи с ухудшением здоровья. Фон и фигуры апостолов по его картонам завершил другой живописец – Басин.

Барабан купола украшают фигуры двенадцати ангелов, которые взирают с высоты на пришедших в храм людей. Венцом композиции является посеребренная фигура голубя, парящего на 80-метровой высоте. Полутораметровая птица является символом Святого духа.

Всё в этом удивительном храме восхищает и поражает, так как всё выполнено с мастерством и изяществом. Несмотря на обилие ярких элементов, здесь нет ничего лишнего. Описать великолепие храма словами невозможно – посещение Исаакия входит в туристскую программу must see, нужно увидеть.

какое метро у исаакиевского собора

Собор внутри

Для архитектурно-художественного решения интерьера Исаакиевского собора характерно использование элементов различных стилей. Оформление стен и пилонов сохранило строгие классицистические черты. Убранство сводов выполнено в стиле пышного итальянского барокко XVII века. Большие двери и внутренняя часть барабана купола решены в манере изысканного ренессанса.

Площадь интерьера собора превышает 4000 м2. Ряды пилонов делят внутреннее пространство на три продольные части — нефы. В центре четыре массивных подкупольных пилона поддерживают барабан с двенадцатью окнами. Барабан завершён сферическим сводом, достигающим высоты 67 метров.

С восточной стороны нефы замыкаются главным иконостасом с расположенными за ним тремя алтарями. Своды и верхняя часть стен — аттик — украшены росписями. В иконостасе Исаакиевского собора сделаны три арки. Центральная украшена двумя лазуритовыми колоннами, через неё осуществляется вход в главный алтарь святого Исаакия Далматского.

Алтарное окно украшено одним крупнейших европейских витражей: его площадь составляет двадцать восемь квадратных метров. Он создан немецким мастером Айнмиллером, и характеризуется тщательным подбором цветов, их яркостью и глубиной.

какое метро у исаакиевского собора

Витражи крайне редко используются в православных сооружениях, однако в данном случае они не только отлично вписываются в окружающую обстановку, но придают ей особенно торжественный вид. Боковые арки ведут в приделы с малыми иконостасами святого Александра Невского и святой Екатерины.

Богато украшен и барабан центрального купола: золоченые скульптуры двенадцати ангелов-кариатид чередуются с живописными изображениями двенадцати апостолов. Свет из многочисленных окон отражается от позолоченных скульптур, и в сочетании с богатой живописью они производят на посетителя потрясающий эффект.

К внутреннему оформлению собора приложил руку живописец Карл Брюллов – он расписал плафон площадью восемьсот шестнадцать квадратных метров. Рисунок идет по кругу, центр художник оставил свободным – это придает ощущение легкости и бесконечности небесного пространства. Нижний край плафона оформлен таким образом, чтобы смягчить переход от строгих архитектурных форм к пышным и торжественным художественным изображениям.

Под самим куполом парит запечатленный в скульптуре голубь, символизирующий собой Святой Дух. Важное значение имеют позолоченные люстры-паникадила, весом по три тонны каждая – они удачно поддерживают ощущение торжественности и величия.

В целом собор являет собой яркий образец эклектики: в его убранстве сливаются воедино строгость форм и холодность гранита и мрамора, округлость куполов и богатство позолоты, яркость витражей, сверкание люстр и насыщенность красок росписи.

какое метро у исаакиевского собора

Мозаика храма

Исаакиевский собор — уникальнейшее сооружение. В нём есть то, чего не встретишь в других храмах. При входе в Исаакиевский собор внимание привлекает мраморный иконостас, отделанный уральским малахитом и бадахшанским лазуритом. Но когда открываются царские врата, то взоры всех присутствующих устремляются к огромному витражу в окне алтаря. Это запрестольная икона Воскресшего Господа.

Изначально проект внутренней отделки разработал архитектор из Баварии — Лео фон Клинце, но его вариант был отклонён. Главный зодчий Огюст Монферран предложил свой вариант внутреннего убранства Исаакиевского собора. Его одобрили и император, и Синод, притом, что в нем остался витраж Клинце в алтарном окне.

Подобная деталь убранства больше подходила для католических храмов. Хотя появление витража в православном храме не противоречило ни взглядам Монферрана, ни духу эпохе русского романтизма. Так, Исаакий стал первым православным сооружением, где для украшения главного алтаря использовался витраж.

Спаситель с золотым нимбом вокруг головы предстает спускающимся на облаке с желто-голубых небес. На нём пурпурный плащ, обрамленный золотым шитьем со вставками из драгоценных самоцветов. Фигура занимает практически всю площадь окна, поэтому возникает ощущение, что Спаситель в следующий миг войдет в церковь. Благодаря игре света кажется, что облако, на котором стоит Христос, плывёт по небу. В руках его крест, на котором развивается алая хоругвь.

какое метро у исаакиевского собора

Столь яркая работа – заслуга мастеров Мюнхенской фабрики. Над этим проектом трудился один из лучших мастеров витража Айнмиллер. Он создавал свой шедевр, используя многослойное стекло для придания картине сотни оттенков.

К примеру, мантия Иисуса – двухслойное красно-жёлтое стекло. На золотом нимбе были фрагментарно удалены отдельные слои краски в трехслойном стекле, отчего он приобрел зеленоватый оттенок. Облака, на которых плывет Иисус, выполнены из дымчатого стекла, а хоругви – из белого и рубинового. Лицо и открытые участки тела выполнены из «пергаментного» стекла.

Витраж был закончен в 1843 году и по морю доставлен к императорскому двору. Сначала его собрали для демонстрации императору. После высочайшего одобрения картину разобрали и лишь по окончании строительства установили в алтарном окне.

Рама состоит из 2-х слоев: внешний – зеркальное стекло, а внутренний – непосредственно сам витраж из стеклянных элементов, склеенных свинцовой пайкой. Металлические крепления удерживают витраж в оконном переплёте.

какое метро у исаакиевского собора

Главный враг внутреннего убранства Исаакиевского собора – сырость. Внутри помещения невозможно было создать постоянный микроклимат. А перепады температур и влажность негативно сказывались на росписи.

Художникам приходилось придумывать новые способны нанесения изображений, экспериментировать с красителями. Одни и те же участки им приходилось переделывать многократно из-за неустойчивости красок. Лишь за четыре года до окончания строительства был разработан состав, который выдерживал такие климатические условия.

Но вопрос о сохранности живописных полотен оставался открытым. Монферран искал варианты замены картин и остановился на мозаике. От Академии художеств для обучения мозаичному мастерству в Италию были отправлены художники Раев, Солнцев, Федоров и Шаповалов. Их учителями стали итальянцы Рубиконди и Кокки из мастерской Барбери. В те времена работы итальянских мозаичных мастеров славились своим реализмом, точностью передачи красок и яркостью смальты.

Русские художники наладили изготовление смальты в Академии и довели его до совершенства. Для работы с картинами в Исаакии использовалось свыше 12 тысяч разнообразных оттенков смальты. Работы по переводу живописных полотен в мозаичные были начаты в 1851 году и велись до 1917-го. Сейчас в храме 62 мозаичные картины, площадь их превышает 600 квадратных метров.

Соблюдалась следующая последовательность: бетонную плиту окантовывали в раму и покрывали тонким слоем гипса. Переносили точное изображение с оригинала. Откалывали по кусочкам гипс, а на место скола устанавливали подходящую по цвету и по размеру деталь из смальты. Закрепляли мастикой. Детали подгонялись вплотную. После этого заготовку переворачивали, счищали мастику, заливали цементом. Лицевую сторону шлифовали, а швы затирали цветным воском.

Этот труд был очень кропотливым. На изготовление одного квадратного метра полотна уходило около года. Сначала были заменены на мозаику образы из иконостаса.

Икона «Тайная вечеря» напоминает сюжет с одноименной картины Леонардо да Винчи. Живописный вариант был выполнен художником Живаго. На фреске Иисус в окружении учеников восседает за столом в роскошном зале. Автору удалось передать всю гамму чувств, которые испытывали ученики к Учителю. Одни смотрят с доверчивой любовью, другие с благоговейным трепетом. Каждый посетитель стразу узнает на картине предателя Иуду, настолько ярок его образ.

В этом полотне применялась техника оптического смещения цветов. Для достижения необходимого оттенка художники подбирали цветные кусочки таким образом, чтобы на расстоянии они сливались в нужный тон. Если рассмотреть вблизи белоснежный плащ Иуды, то можно заметить, что он собран из разноцветных кусочков смальты.

какое метро у исаакиевского собора

В мозаичных картинах художникам удалась передать и холодный блеск металла, и нежность струящихся атласных тканей, и живое тепло людских ладоней.

Не все работы выполнялись в одной технике. Так мозаичное изображение апостола Петра, изготавливавшееся для купола, создано немного по-другому. Поверхность этой картины не полировали, отчего свет, играя на краях смальты, создает живую поверхность.

В 1862 году в Лондоне состоялась Всемирная выставка. Там были представлены мозаичные полотна из Исаакиевского собора. Они заслужили высокую оценку от специалистов, которые отметили, что русские довели изготовление смальты до совершенства, не виданного ранее нигде в Европе.

какое метро у исаакиевского собора

ГМП «Исаакиевский собор»

В комплекс Государственного музея-памятника (ГМП) «Исаакиевский собор» включены:

В состав музейной коллекции входят монументальная и станковая живопись, графика, скульптура, мозаика, изделия декоративно-прикладного искусства, редкие книги. Музей осуществляет разностороннюю научно-исследовательскую, экспозиционно-просветительскую и социально-культурную деятельность.

В ведении ГМП «Исаакиевский собор» находится Концертный хор Санкт-Петербурга (в прошлом Камерный хор Смольного собора). В 2016 году Смольный собор, входивший в состав ГБУК ГМП «Исаакиевский собор», распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга передан Русской Православной Церкви.

В 2017 году Сампсониевский собор, входивший в состав ГБУК ГМП «Исаакиевский собор», распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга передан Русской Православной Церкви. Находящиеся в соборе иконы и предметы декоративно-прикладного искусства, являющиеся неотделимой частью интерьера собора и включенные в состав Государственной части Музейного фонда Российской Федерации, закреплены за ГМП «Исаакиевский собор».

Концерты классической и духовной музыки в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга проходят в каждом из музеев-памятников. В течение учебного года маленькие петербуржцы могут стать участниками культурно-образовательной программы «Музей – школе», которая не только поможет им больше узнать о предметах школьной программы, но и приобщит школьников к ценностям культуры и искусства, сосредоточенным в музеях-памятниках, сформирует у них широкий круг знаний об отечественной культуре, её традициях и достижениях.

Официальный сайт

какое метро у исаакиевского собора

какое метро у исаакиевского собора

Экскурсии по собору

По Исаакиевскому собору проводятся следующие экскурсии:

Художественное убранство

Экскурсия знакомит с художественным убранством интерьера Исаакиевского собора как с образцом синтеза различных видов монументально-декоративного искусства. Интерьер храма показан как единое целое, где каждый элемент убранства существует во взаимодействии с архитектурным решением, образуя единый ансамбль.

Скульптура Исаакиевского собора

Экскурсия посвящена уникальному комплексу монументально-декоративной скульптуры Исаакиевского собора, включает в себя показ не только пластического убранства интерьера, но и наружной скульптуры, знакомит с сюжетами рельефов.

Библейские сюжеты в живописи

В Исаакиевском соборе представлено более 150 живописных работ. Экскурсия посвящена истории создания живописи Исаакиевского собора, месту и значению живописи в убранстве православного храма, а также росписям на сюжеты Ветхого и Нового Завета.

какое метро у исаакиевского собора

Петербург в белые ночи с колоннады

В Исаакиевском соборе проводят экскурсии «Петербург в белые ночи с колоннады». В летний сезон музей предлагает всем желающим посетить вечером колоннаду Исаакиевского собора, подняться на высоту 43 метров и полюбоваться панорамой Санкт-Петербурга, одного из красивейших городов мира.

Особенно прекрасен он в короткую пору белых ночей. Неповторимое очарование придает белая ночь архитектурным ансамблям города, его площадям и улицам. Поднявшись на колоннаду, вы сможете увидеть с высоты птичьего полета панораму Невы и разводку мостов. Фото- и видеосъемка разрешена без использования штатива и дополнительной подсветки.

Петербург с высоты птичьего полёта для человека в коляске

В Исаакиевском соборе организована дополнительная программа «Петербург с высоты птичьего полёта для человека в коляске». Экскурсии предназначены для посетителей с ограниченными возможностями, которым теперь доступно – посещение смотровой площадки на высоте 37 метров.

Посещение осуществляется только по предварительным заявкам в период с апреля по октябрь, при благоприятной погоде, отсутствии сильного ветра и ливня. Предварительные заявки принимаются с 11:00 до 17:00 по телефону +7 (812) 315 50 94. На смотровую площадку допускаются лица, достигшие 14 лет. Посетитель может пользоваться фото и видеокамерой. Смотровая площадка работает с апреля по октябрь все дни кроме среды.

По желанию каждому туристу может быть предоставлено экскурсионное обслуживание в составе группы не более 5 человек, формирование групп осуществляется на территории музея. В вечернее время, с 18:00 до 21:30 музей доступен к посещению только индивидуально, без экскурсионного обслуживания.

какое метро у исаакиевского собора

Индивидуальное посещение

Колоннада: смотровая площадка

Исаакиевский собор привлекает внимание своими размерами и внешним видом. Особенно впечатляет центральный купол, наружный диметр которого равен 25,8 метрам, внутренний — 21,8 метру. Вокруг барабана купола располагается колоннада — ряд колонн, которые объединены между собой горизонтальным перекрытием.

Колоннада Исаакиевского собора находится на высоте 43 метра над землёй. Но самое главное, что её можно не только увидеть с земли, но и полюбоваться городом с её высоты, так как она открыта для посещений (здесь располагается смотровая площадка).

Колоннада включает 24 колонны, каждая из которых весит около 67 тонн. Высота колонн — 14 метров. Помимо этого, колоннада имеет 12 огромных окон. Чтобы подняться наверх, потребуется преодолеть несколько сотен ступеней винтовых лестниц. Вход на объект производится с южной стороны храма, в то время как выход осуществляется с северной.

Посетить колоннаду Исаакиевского собора можно в любое время года. При этом объект открыт для всех желающих ежедневно с 1 мая по 31 октября. В период с 1 ноября по 30 апреля каждая третья среда месяца является выходным днём.

какое метро у исаакиевского собора

Подняться на колоннаду и полюбоваться оттуда видами Санкт-Петербурга можно с 10.30 до 18 часов. Кроме того, доступна «Вечерняя колоннада», открытая для посещений с 18 до 22.30 часов.

Вход на колоннаду платный (днём цена билета в два раза ниже, чем в вечернее время). Приобрести билеты можно непосредственно в кассах, расположенных у входа. Стоит помнить, что кассы закрываются за полчаса до выше указанного времени. Также за 30 минут прекращается и впуск посетителей.

Купить билеты на смотровую площадку также можно на официальном сайте Исаакиевского собора. При этом понадобится перейти ко вкладке «Купить билет в музей» на главной странице, далее выбрать одну из доступных дат, после чего отыскать вкладку «Входной билет на колоннаду Исаакиевского собора с аудиоэкскурсией». Здесь можно увидеть количество доступных в наличии билетов.

Для приобретения входного билета необходимо кликнуть по кнопке «Купить». После этого понадобится заполнить предложенную форму, в которой необходимо выбрать количество (категория и цена уже указаны), фамилию, имя и отчество получателя, номер телефона и адрес электронной почты. Также потребуется согласиться с условиями пользовательского соглашения и правилами покупки билетов.

какое метро у исаакиевского собора

Вид с Исаакиевского собора

Один из лучших видов с колоннады Исаакиевского собора открывается на Адмиралтейство, Зимний дворец и Ростральную колонну. Ещё отличный вид в сторону Невы и можно увидеть Башню Газпрома, Дворец Меньшикова, красивое здание слева — это конституционный суд РФ.

какое метро у исаакиевского собора

С южной стороны есть возможность увидеть памятник Николаю I и самый широкий мост в Санкт-Петербурге, под которым любят проплывать прогулочные катера. Крышу собора украшают скульптуры апостолов Иисуса.

Наверху установлены скамейки, чтобы гости могли перевести дух и отдохнуть, есть специально вынесенные площадки для осмотра с каждой стороны. С колоннады Исаакиевского собора вечером можно полюбоваться исключительной по красоте подсветкой набережных Невы, мостов и архитектурных ансамблей центра Санкт-Петербурга.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *