какое метро на речном вокзале
Северный речной вокзал в Москве (СРВ)
Северный речной вокзал в Москве является важным транспортным узлом, а также это памятник Сталинской архитектуры и один из символов столицы. Северный речной вокзал расположен в Левобережном районе Северного административного округа Москвы, на берегу Химкинского водохранилища.
Благодаря строительству канала и Северного речного вокзала Москва стала портом пяти морей.
Северный речной вокзал входит в состав ОАО «Московское Речное пароходство», одной из функций которого является организация пассажирских перевозок и круизов.
Направления рейсов и офис продаж
Адрес
125195, Москва, Ленинградское шоссе, д. 51, строение №2
Как добраться до Северного речного вокзала
Стоимость билетов на прогулочные рейсы
Северный речной вокзал является популярным местом отдыха и прогулок, это красивое и романтичное место. Перед Вами откроется прекрасный вид на белоснежные теплоходы и водные просторы, Вы сможете почувствовать незабываемый дух путешествий.
История
Сооружение порта и вокзала началось весной 1933 года и велось одновременно со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.
Несмотря на трудности и отсутствие опыта, все работы были завершены менее, чем за пять лет — в 1937 году. Проект был разработан архитекторами Алексеем Рухлядевым и Владимиром Кринским, в оформлении здания, построенного в стиле сталинского ампира, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры.
На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и круизные маршруты.
В 2010 году вокзальное здание было закрыто для посещений, в порту стал работать только причал для теплоходов, а билеты продаются в киосках на улице.
В настоящее время здание находится в Федеральной собственности, после передачи его городу будет проведена реконструкция, в ходе которой планируется восстановить его прежний облик.
Архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский хотели подчеркнуть назначение здания и создали постройку в виде двухпалубного теплохода.
Шпиль и звезда
Еще издалека можно увидеть этот огромный «крейсер» с возвышающейся мачтой, выполненной в виде башни со шпилем высотой в 24 метра.
На первом ярусе башни по углам установлены скульптуры красноармейца и пилота, колхозницы и моряка. На вершине шпиля — звезда с размахом лучей в пять метров и весом 1,3 тонны, украшенная серпом и молотом и инкрустированная уральскими самоцветами.
Интересно то, что эта звезда в 1935 году заменила двуглавого царского орла на Спасской башне Московского Кремля, а в 1937 году переехала на шпиль здания Речного вокзала. Правда, к настоящему времени самоцветы растащили вороны и сохранился только металлический остов звезды.
В соответствии с проектом шпиль на башне был складным как зонтик, поскольку архитекторы считали, что во время навигации он должен быть виден издалека, а в конце осени за ненадобностью его надо убирать.
Однако, за все время своего существования шпиль убирали всего три раза: после первой навигации, второй раз — в 1941 году, чтобы он не служил ориентиром для немецкой авиации и в третий раз — в 2010 году, когда здание было закрыто в ожидании реставрации.
Куранты
Другим украшением вокзального здания являются старинные часы-куранты, ранее находившиеся на Воскресенском соборе города Волоколамска, возраст часов — около 200 лет.
Майолики
Широкая центральная лестница ведет к вокзальному зданию, украшенному декоративными майоликовыми (керамическими) панно в форме тарелок, изображающими достижения 1930-х годов и будущее столицы — космические корабли и самолеты, виды Кремля и шлюз строящегося канала, станцию метро Киевская и даже такой грандиозный не осуществленный проект как Дворец Верховного Совета.
Галерея с фонтанами
Вокруг всего здания устроена двухъярусная галерея, напоминающая палубы корабля.
Эта площадка использовалась при съемке советских кинофильмов «Новая Москва» и «Волга-Волга». Когда-то здесь стояли тумбочки со светильниками в форме ландышей и находилась летняя веранда ресторана, с которой открывался великолепный вид на реку и причал.
С боковых сторон галерея завершается полукруглыми двориками, где располагались фонтаны «Север» — Полярный фонтан, изображающий белых медведей, поддерживающих чашу и «Юг» — Черноморский фонтан со стаей играющих дельфинов.
Мишки еще на месте, а дельфины пропали в конце 1990-х годов. Фонтаны символизировали тот факт, что Северный речной вокзал стал портом пяти морей и связал южные и северные водные пути.
Рядом расположен парк площадью около 50 гектаров, оборудованный детскими площадками, где можно прогуляться по аллеям и покататься на велосипеде. Набережная порта также является прекрасным местом для прогулок и езды на велосипеде, но подойти близко к воде не удастся, поскольку во избежание несчастных случаев рядом с берегом установлено ограждение.
Длина здания по главному фасаду составляет 150 метров, а высота у центрального входа — 75 метров.
Протяженность всех причалов составляет около полутора километров, примерно половина из них была построена значительно позже — в конце 50-х и 60-е годы прошлого века.
Северный речной вокзал в Москве является объектом культурного наследия и одним из лучших образцов Сталинского ампира. После реконструкции он станет настоящим украшением столицы, сохранив при этом свою транспортную функцию.
Северный (Химкинский) речной вокзал
Северный (Химкинский) речной вокзал, один из двух столичных портов, задумывался не только как объект транспортной инфраструктуры, но и как место для отдыха трудящихся в стране победившего социализма, воплощавшей в жизнь идеи светлого будущего.
История
Монументальное сооружение в стиле «сталинского ампира» строили почти 5 лет параллельно с каналом имени Москвы, и ввели в эксплуатацию в 1937 году. «Минуты медлить нам нельзя, должна быть Волга у Кремля!» — под таким девизом велась грандиозная стройка водного пути, соединившего столицу со всеми морями европейской части СССР (Балтийским, Черным, Белым, Азовским и Каспийским), благодаря чему Москва получила право называться «портом пяти морей».
В 1938 году на экраны вышел фильм Григория Александрова «Волга-Волга», и вокзал получил всесоюзную известность, став узнаваемым символом Москвы новой эпохи, а в дальнейшем еще не раз служил съемочной площадкой, и его интерьеры запечатлены во многих кинолентах.
Вокзал, пристань и грузовой порт возводились до заполнения Химкинского водохранилища. Единая концепция связала причальную территорию, прилегающий парк площадью 50 га и архитектурный ансамбль, впоследствии растиражированный по стране: принцип здания с центральной башней и шпилем служил образцом при строительстве аналогичных речных вокзалов, в том числе в Нижнем Новгороде и Красноярске.
Автором проекта стал Алексей Рухлядев, получивший за работу орден Ленина и диплом Парижской выставки. Перед архитектором стояла задача создать комплекс помещений, в котором эстетической составляющей отводилась не меньшая роль, чем функциональному назначению. Помимо обслуживания пассажиров в теплое время года, терминал использовался и в межнавигационный период для показа кинофильмов и концертов, проведения различных агитационных и культурных мероприятий, слетов и конкурсов художественной самодеятельности.
Внешний вид
Строение, вытянутое по горизонтали вдоль береговой линии на 150 м, одновременно напоминает корабль и дворец дожей в Венеции. Сходство с пассажирским лайнером усиливают плоская крыша и ярусы открытых веранд, опоясывающих весь периметр, как палубы. Естественный уклон прибрежной полосы позволил перейти от двухэтажной конструкции, выходящей фронтальной частью на парковую зону, к трехэтажной у пирса.
Входы акцентированы арочными сводами. Внешняя облицовка цоколя выполнена из полированного красного гранита, главных порталов — из серо-зеленого диорита, а 150 четырехгранных колонн отделаны белым тарусским камнем.
К набережной ведет величественная гранитная лестница, формирующая облик здания со стороны реки. А в противоположном направлении подступы от Ленинградского шоссе украшают зеленые партеры, аллеи и цветники, поскольку входная группа находится на одном уровне с землей.
Летом в парке работает детский городок с аттракционами, зимой заливают каток.
В пространственную композицию вокзального комплекса органично вписались фонтаны, симметрично расположенные в полукруглых торцах здания. Тема «Полярного фонтана» в северном боковом крыле — птичий базар. Чашу на пьедестале, поддерживаемую скульптурами медведей из белого мрамора, заполнили гагары, казарки и дикие гуси. «Черноморский фонтан» в южной торцевой части изображает стаю играющих на волнах дельфинов, закрепленных на стеклянных шарах.
У основания четырехугольной башни установлены бронзовые фигуры красноармейца, моряка, рабочего и колхозницы.
Шпиль венчает звезда весом более тонны, прежде украшавшая Спасскую башню Кремля до замены на рубиновую. Размах лучей составляет 4,5 м. Серп и молот были инкрустированы уральскими самоцветами.
Согласно первоначальному плану, телескопический шпиль должен был с помощью электрической лебедки убираться внутрь после прекращения навигации, а весной подниматься ввысь на 83 м, однако фактически к манипуляциям прибегли лишь во время Великой Отечественной войны, чтобы архитектурная доминанта не служила ориентиром для вражеской авиации.
Башенные часы с четырехсторонним циферблатом перевезли из Воскресенского собора Волоколамска, закрытого в начале 1930-х. Детали, сделанные вручную, в 1996 году заменили на электронную начинку, чтобы не приходилось дважды в сутки заводить механизм, и после реновации бой курантов перестал разноситься по округе.
Майоликовые тондо диаметром 1,5 м на фасадах были расписаны художником-керамистом Натальей Данько-Алексеенко. Декоративные панно отражают главные достижения эпохи: строительство Дворца Советов и московского метро, освоение Арктики и сооружение ГЭС, появление новых моделей танков, паровозов и дирижаблей. На данный момент все майолики отреставрированы, как и часть остального декора: статуи, балюстрады, настенные росписи, светильники, лепнина и капители. Несколько бетонных скульптур были воссозданы с нуля.
Разрушение культурного наследия долгое время прогрессировало, ставя под угрозу сохранение подлинных конструктивных элементов и уникальной декоративной отделки. Обветшавшее до аварийного состояния здание, закрыли на реконструкцию в декабре 2018 года, работы закончились в сентябре 2020 года. Здание было восстановлено по оригинальным чертежам, удалось сохранить большую часть подлинных элементов интерьера. Парковая зона вновь преобразилась, здесь появились детские площадки. Также отремонтировали и причалы, благодаря чему вокзал вновь сможет возобновить пассажирские перевозки по основным направлениям.
Внутренняя планировка
Основное пространство вокзала заняли просторный вестибюль, зал ожидания и ресторан. Художественная отделка стен, мозаичные полы и расписные потолки как и раньше радуют глаз дворцовым великолепием.
Светильники и элементы интерьера выполнялись по специальному заказу. Например, люстры в фойе имели форму раковин, а в зоне ресторана — имитировали соцветия ландыша.
Для комфорта пассажиров предусмотрены библиотека, медпункт, аптека, парикмахерская, туалеты и душевые, обувная мастерская, справочное бюро, почта и телеграф, газетный киоск, камеры хранения багажа. Комната матери и ребенка включают спальню и игровую зону. На крыше здания оборудована смотровая площадка с видом на водохранилище.
Служебные помещения предназначены для диспетчеров транзитного флота и начальника вокзала, отделения милиции, кухни.
В навигационный период (с апреля по ноябрь) вокзал способен одновременно обслуживать до 24 судов в сутки.
Террасы, ступенчато расположенные по силуэту здания, и плоская кровля находятся в свободном доступе. Москвичи и гости города могут прийти сюда для прогулок, чтобы с обзорных площадок любоваться панорамными видами на акваторию и окрестности.
Расписание Северного речного вокзала Москвы 2021
Общественный водный транспорт курсировал до 2006 года, а затем пассажирские перевозки были прекращены. В будущем планируется возобновить регулярные перевозки, однако конкретной даты начала движения водного транспорта названо не было.
Речные трамвайчики и теплоходы сейчас используются только в прогулочных и экскурсионных целях.
От Северного речного вокзала с мая по сентябрь отправляются круизные суда в Санкт-Петербург, Астрахань, Ростов-на-Дону, Казань, Пермь и Нижний Новгород.
Прогулка на теплоходах «Анна Каренина», «Портъ-Артуръ» или «Император» занимает 2,5 часа. Речной трамвай «Персей» рассчитан на часовое путешествие.
Купить билеты на прогулки по воде и круизы на теплоходы можно в офисе продаж, расположенном в одноэтажном здании на привокзальной площади. Кассы работают в летнее время ежедневно с 11:00 до 21:00, рейсы совершаются при условии безветренной солнечной погоды.
В целях безопасности пассажиры перед посадкой проходят проверку на контрольно-пропускном пункте. Следует учитывать время на досмотр и приезжать в порт заблаговременно. Проходы к зонам досмотра находятся справа и слева от вокзального здания.
Интенсивное развитие Московской агломерации и прилегающих городов-спутников привело к бурному росту пассажиропотоков между районами. В некоторых городах Подмосковья транспортную проблему удается решить с помощью метрополитена, но в Химках прокладка новых веток метро осложнятся расположением рядом с каналом им. Москвы. Однако наличие реки открывает новые возможности для развития города. Возобновление работы водного транспорта способно снизить нагрузку на дорожную инфраструктуру и разгрузить трафик в сторону Москвы.
С августа 2018 года в Химках запустили маршрут «Причал Химки-Москва — Северный речной вокзал». Два маршрута выполняются в утренний час-пик и два — в вечерний: от причала Химки и от Северного речного вокзала. Время в пути — 15 минут. Стоимость билета ожидается в районе 450 руб. за поездку в один конец, при покупке проездного будут предусмотрены скидки. Таким образом, хотя бы в теплое время года частично будет решена усугубляющаяся с каждым днем проблема пробок.
Для автомобилистов возле причалов планируется оборудовать перехватывающими парковками, а до причала возле яхт-клуба в ЖК «Маяк» городские власти намерены запустить маршрутное такси. Благодаря этому путь от Москвы до Химок существенно сократится, что смогут оценить и жители, и гости города.
Как добраться до Северного речного вокзала в Москве
Самый быстрый способ — воспользоваться метро («зеленая» Замоскворецкая линия) и выйти на станции «Речной вокзал». Нужно миновать парк, спуститься в подземный переход и выйти на другую сторону Ленинградского шоссе, следуя к заброшенному зданию со шпилем.
Также в пешей доступности останавливается наземный общественный транспорт: автобусы № 243, 342, 350, 370, 437, 440, 465, 482, 905, Н1, т43, т6.
Добраться можно и на автомобиле, возле здания вокзала расположены две парковки: вдоль Ленинградского шоссе (51 место) и около парка (210 мест).
Тем, кто ценит время и комфорт, пригодится мобильное приложение такси: Uber, Gett, Яндекс.Такси, Maxim и другие популярные онлайн-сервисы.