какое место жизни общества занимает духовная культура

Духовная культура: понятие, примеры, отличия от материальной культуры

какое место жизни общества занимает духовная культура

Культура — это совокупность накопленных обществом норм и ценностей, относящихся как к миру вещей, так и к внутренней культуре отдельных людей. Культуру разделяют на материальную и духовную, и в этой статье мы поговорим о духовной культуре, ее особенностях, функциях и значении.

Что такое духовная культура?

Духовная культура — это сферу деятельности людей, охватывающая разнообразные аспекты духовной составляющей в жизни социума и человека, а также систематизированные идеи и знания, присущие отдельному обществу или всему человечеству. В состав духовной культуры входит множество элементов культуры нематериальной, например, обычаи, мифология, язык, моральные и нравственные ценности.

Процесс возникновения духовной культуры основывается на отсутствии ограничения людьми собственного чувственного опыта, а также на признании ими главенствующей и руководящей роли духовного опыта в жизни, оценке предметов и взаимодействии с окружающими. По сути, именно духовный опыт является важнейшей составляющей при определении человеком смыслов и высших целей своей жизни, своей роли в окружающем мире.

Возникая на основе потребности людей осмыслять и осваивать действительность с помощью образов и чувств, на практике духовная культура реализуется через такие специфические формы, как наука, религия, философия и др. В жизни человека нет ни одной сферы, где не проявлялась бы духовная культура, усвоенная индивидом благодаря языку, воспитанию и общению с другими людьми. Усваивая духовные нормы в процессе воспитания и социализации, человек приобретает способность оценивать и воспринимать идеалы, принятые в определенном социуме.

К противоположной духовной культуре сфере относят материальную культуру, формирующую искусственную среду жизни индивида и состоящую из техники, материальных ценностей и производственного опыта, накопленного людьми в процессе их развития.

Примеры духовной культуры

А теперь приведем несколько понятных и знакомых всем примеров духовной культуры. К таковым относят:

Признаки духовной культуры

Духовная культура обладает рядом характерных лишь для нее черт, отличающих ее от всех остальных областей культуры. К данным признакам относят:

Как создаётся духовная культура?

К процессам создания, распространения и сохранения духовной культуры причастно множество представителей различных профессий, включая учителей, художников, кинематографистов, ученых, библиотекарей и работников музеев. Помимо этого, целям создания духовной культуры служит ряд специализированных учреждений, к примеру, учебных заведений, театров, музеев, библиотек, консерваторий и т.д.

Существуют и учреждения, занимающиеся подготовкой кадров для данной области, к ним можно отнести учебные заведения, занимающиеся подготовкой профессиональных работников культуры, науки, образования и др. К тому же, созданием духовных ценностей часто занимаются люди, не имеющие профессионального образования в данной сфере, например, участники кружков художественной самодеятельности, и иные лица, создающие произведения искусства в свое личное время.

Духовные ценности

Духовную культуру можно рассматривать как совокупность духовных ценностей. Ученые выделяют социальные, нравственные и абсолютные духовные ценности.

Развитие личности всегда приводит к усвоению человеком тех либо иных духовных ценностей, в процессе чего индивид наделяется чертами, характерными для представителей своего социума, становясь его неотъемлемой органической частью. Естественно, багаж духовных ценностей у двух разных людей может значительно отличаться как по их составу, так и по важности, которую они несут для своего обладателя. Духовные ценности являются индивидуальным выражением отношения конкретного индивида к долгу, дружбе, счастью и другим основополагающим для человека понятиям, позволяющих ему выстраивать собственную жизнь.

Функции духовной культуры

К числу основных функций духовной культуры относят:

Различия между духовной и материальной культурой

Специалисты относят разделение культуры на материальную и духовную составляющие к условностям, поскольку точно определить их границы уже невозможно, т.к. духовная культура находит свое воплощение на материальных носителях, к которым относят книги, картины и орудия производства. Кроме того, к материальной культуре относят весь перечень созданных людьми вещей и явлений, они призваны обеспечить человеку комфортную жизнь, предоставив ему возможность конструктивно взаимодействовать с обществом. Следовательно, материальная культура призвана удовлетворить личные потребности людей.

К отличительным признакам материальной культуры относят следующие черты:

В отличие от материальной, духовная культура относится к непредметным явлениям, базирующимся на чувствах, эмоциях и идеях. К ее главным отличительным признакам относят:

Заключение

Таким образом, обладающие высоким уровнем духовной культуры люди отличаются не только хорошим вкусом и воспитанием, но и воспринятыми ими нравственными и моральными нормами. Как правило, они являются хорошо образованными и эрудированными людьми, а потому, даже работая в собственной узкой профессиональной сфере, такой индивид продолжает живо интересоваться происходящим вокруг него, расширяя багаж своих знаний и не замыкаясь исключительно в отведенной ему профессиональной области.

Источник

Обществознание. 10 класс

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 4. Духовная культура и Духовная жизнь человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Духовная культура, материальная культура, институты культуры, духовные ценности, духовная жизнь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. Стр. 12-14; 20-24; 29-31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое духовная культура. Этот вопрос волновал многих философов. Согласно теории немецкого философа Вильгельма фон Гумбольдта, всемирная история есть результат деятельности духовной силы. Эта сила заключается в творческих способностях человека. Результаты этого творчества и представляют собой духовную культуру. Внутренний мир человека и его духовная деятельность, например, обычаи, традиции, созданные им законы, достижения науки все вместе являются духовными ценностями.

Разнообразные формы общественного сознания – правовое, нравственное, философское, политическое – это тоже проявление данной культуры. А также она реализуется через искусство, литературу, архитектуру. Кроме этого, духовную культуру составляют правила, ценности, символы, письменность, образование, язык. Духовная культура как результат деятельности людей, в отличие от материальной культуры, является творением разума, но не рук. Следовательно, духовная культура – это собрание духовных ценностей, которые называются «вечными», потому что составляют основу любой культуры, являясь представлением о добре, истине, справедливости и ориентиром для всех людей.

Основные духовные ценности:

Мировоззренческие – формируют взгляд на целостность картины мира. Это прошлое и настоящее, память. Это ценности, которые определяют место человека в мире и его отношение к нему. К ним относятся творчество, гуманизм, свобода. Они очень близки к нравственным ценностям, которые определяют поведение человека, предписывая ему как должно быть.

Эстетические ценности дают представление о прекрасном и безобразном, трагическом и комическом и связаны с гармонией жизни, стремлением к равновесию, совершенству.

Религиозные ценности связаны, прежде всего, с такими понятиями как вера, смирение, любовь к Богу, ближнему.

Для удовлетворения своих потребностей люди создают культурные институты, которые выполняют определенные функции. Это социальные институты, призванные удовлетворять потребности общества в новых знаниях и их передачи последующим поколениям, также потребности решения духовных вопросов. К институтам культуры относят созданные обществом формы организации духовной жизни людей: научную, художественную, религиозную, образовательную. Соответствующие им институты: наука, религия, мораль, образование, искусство.

Библиотеки, музеи, школы, телевидение, радио – это коммуникативные культурные институты. Через них распространяется информация.

Всеми социальными институтами, в том числе и культурными, осуществляется такая важная функция как социализация – усвоение норм и освоение социальных ролей.

Институты носят нормативный характер. Заставляют людей подчиняться принятым нормам, являясь совокупностью норм и образцов поведения. Следовательно, они выступают инструментами социального контроля.

Разбор типового тренировочного задания

1. Выберите верные суждения о функциях культуры и запишите цифры, под которыми они указаны:

1) Познавательная функция духовной культуры дает целостное представление о народе, стране.

2) Оценочная функция не имеет отношения к отбору ценностей, обогащению традиций

3) Функция социализации направлена на усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей.

4) Роль информационной функции в обмене знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений незначительна.

Правильный вариант/варианты: 1,3

2. Прочитайте и вставьте пропущенные слова.

Прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое – вот основные ____________ ценности.

_________________ ценности, определяющие отношение к человеку и его месту в мире.

Правильный вариант/ варианты: эстетические; мировоззренческие.

Источник

Сфера духовной культуры, выводы гл. 2

ГДЗ по обществознанию◄ ГДЗ обществознание 8 кл. Боголюбов◄
Вопрос 1. Что включает в себя сфера духовной культуры?

Духовная сфера — это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Духовная сфера — это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д.

Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания — нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Вопрос 2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Вопрос 3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования?

Наука – это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесса накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука – это продвинутая ступень образования, а образование – это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.

Вопрос 4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?

Мораль играет ключевую роль в жизни общества, т. к. мораль – это одно из основных столбов мироздания, говорящих о том, что хорошо и что плохо. Не всегда в жизни можно положится на закон, но мы знаем, что среди людей всегда найдутся те кто нам поможет. Мораль регулирует общество, мягко и ненавязчиво, говоря, что можно делать, а чего нельзя, она создаёт его культуру.

В любом обществе есть сложившиеся представления о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости, и человек, ориентируясь по ним, должен развивать в себе добродетель, руководствуясь тем, что принято называть нормами морали.

Усвоенные человеком моральные нормы, нравственные уроки жизни составляют стержень внутреннего мира человека, руководя его мыслями и поступками. Идейное содержание морали – система жизненных ценностей. По отношению к этим ценностям устанавливается, что хорошо, а что – плохо.

Вопрос 5. В чём состоит роль религии в современном обществе?

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

Вопрос 6. В средине XIX в. В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа». Среди них такие: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Учи других — и сам поймёшь», «Век живи — век учись», «За учёного двух неучёных дают», «Чему учился, тому и пригодился», «Побольше грамотных, поменьше дураков». Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы сегодня?

Да, эти пословицы всегда будут актуальны.

«Кто хочет много знать, тому надо мало спать» – вместо того чтобы спать, займитесь полезным делом.

«Корень учения горек, да плод его сладок» – учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.

«Учи других — и сам поймёшь» – пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.

«Век живи — век учись» – всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.

«За учёного двух неучёных дают» – один умный человек стоит двух неопытных, глупых.

«Чему учился, тому и пригодился» – какой специальности выучился в той и будешь работать.

«Побольше грамотных, поменьше дураков» – чем больше образованных, тем лучше.

Вопрос 7. Поздним зимним вечером на одной из улиц Москвы образовалась пробка, и тогда машины двинулись по тротуару. Но вскоре остановились: на тротуаре стояла пожилая женщина, протестовавшая против такой езды. Неожиданно из какой-то машины вышла молодая, хорошо одетая дама и ударила эту женщину. Та упала. А дама села в машину и поехала дальше.

Прокомментируй эту ситуацию с точки зрения морали. Какие варианты поведения были у молодой нарядной дамы?

Во-первых, молодая не должна была выезжать на тротуар. Во-вторых, если выехала, не надо было выходить из машины. В третьих, если вышла, не надо было распускать руки. Молодая вела себя отвратительно, то есть безнравственно и аморально.

Вопрос 8. В декабре 2010 г. в московских аэропортах временно прекратились полёты из-за погодных условий. Тысячи пассажиров ждали своих рейсов сутками в тяжёлых условиях. Спали прямо на полу. Всем нужна была еда, но продавцы взвинтили цены почти в десять раз. Некоторые пассажиры решили уехать домой, но тут их ждал новый сюрприз: таксисты подняли цены за проезд. Продавцы и таксисты объясняли свои действия законами рынка. Не хочешь — не покупай, никто не заставляет.

Прокомментируй эту ситуацию с моральных позиций.

Продавцы и таксисты вели себя неправильно, потому что в трудных ситуациях надо помогать друг другу, а не наживаться на несчастье.

Вопрос 9. С точки зрения морали понятно, что хулиганы, скинхеды, бандиты, коррумпированные чиновники, требующие взяток и берущие их, светские гуляки, швыряющие на ветер огромные деньги, — все эти люди совершают моральное зло. Но вот что интересно: очень часто они называют себя настоящими патриотами России.

Можно ли верить таким заявлениям, судить об этих людях по их словам? Что ты скажешь по этому поводу? Приведи свои аргументы.

Для этих людей главное, что бы народ ничего не понял. Они воруют деньги и при этом называют себя патриотами это создано что бы людям морочить голову. Поскольку обычный человек не может с этим побороться ведь главное это деньги и связи в нашей стране.

Вопрос 10. Объясни, как ты соотносишь понятия «нравственность» и «религия».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *