какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Михаил Иванович Глинка. Романсы

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Камерно-вокальные произведения Михаил Иванович Глинка создавал на протяжении всего своего творческого пути. Им написано свыше семи десятков песен и романсов, и даже наиболее ранние из них поражают своим совершенством. Обращение к жанру романса не вызывает удивления – он пользовался популярностью, будучи неотъемлемой частью городского и аристократического музыкального быта XIX столетия. Уже сформировалось несколько типичных жанров – элегия, баллада, «русская песня», в них творили Александр Алябьев, Александр Гурилев, Алексей Верстовский, Петр Булахов, Александр Варламов. Глинка не был создателем русского романса, но поднял его на новый уровень. Среди его вокальных миниатюр можно встретить и баркаролу («Уснули голубые»), и образы Востока («Не пой, красавица, при мне»), и сцену из испанской жизни («Я здесь, Инезилья»).

Поэтические источники вокальных произведений Глинки не менее разнообразны, чем его жанры. Среди поэтов, к творчеству которых он обращался, есть такой гений, как Александр Сергеевич Пушкин. С другой стороны, вряд ли кто-нибудь, кроме литературоведов, помнил бы сейчас некоторые стихотворения Нестора Кукольника, если бы Глинка не обессмертил их.

На формирование стиля романсов Глинки оказали влияние три источника. Один из них – русская крестьянская песня, другой – песня городская. Наконец, определенную роль сыграло итальянское belcanto, ведь путешествие в Италию принесло композитору так много музыкальных впечатлений. Некоторые его романсы – в частности, «Венецианская ночь» и «Победитель» – написаны во время этой поездки.

Источник

Какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Романсы Глинки

какое место жанр романса занимал в творчестве глинкиМихаил Иванович Глинка. Этого выдающегося композитора по праву величают гордостью русской музыкальной классики, поскольку именно он заложил основы отечественной оперной и симфонической музыки. Однако есть ещё один музыкальный жанр, в котором маэстро оставил потомкам щедрое наследство, многие знают его как автора замечательных камерно-вокальных произведений. Романсовое творчество Глинки бесценно. В нём он сумел обобщить то лучшее, что было ранее создано в данном жанре, и довести его до истинного совершенства. Вокальные миниатюры Глинки – это не только своеобразный творческий журнал, которому он доверял сокровенные тайны своей души. В них композитор невольно заставляет слушателей любоваться природными пейзажами, восторгаться портретными зарисовками, а также совершать увлекательные путешествия по удивительным странам.

Историю создания романсов Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведений читайте на нашей странице.

История создания

Начало истории создания каменно-вокального наследия Михаила Ивановича Глинки совпадает со временем окончания им Петербургского Благородного пансиона. Именно 1822-м годом был отмечен его первый сочинительский опыт. В начале своей творческой деятельности композитор пробует свои силы в различных жанрах, и не вызывает удивления, что произведения вокальной лирики занимали в этих начинаниях особое место.

Свой первый романс на поэтический текст драматурга Константина Бахтурина «Моя арфа» Глинка написал незадолго до небезызвестного разрушительного петербургского наводнения в 1824 году. Композитор, критически относившийся к своему творчеству, сразу повесил на него ярлык «неудачной попытки». После небольшого перерыва из-под пера Михаила Ивановича вышло другое камерно-вокальное сочинение. Автором стихов на этот раз был выбран молодой поэт Евгений Абрамович Баратынский. Созданный зимой 1825 года романс «Не искушай» сразу был по достоинству оценен слушателями, и до сих пор считается одним из самых совершенных произведений вокальной лирики Глинки.

Стоит отметить, что в тот же период романтическая натура композитора, с её стремлениям предаваться мечтательным грёзам, находила упоение в элегических стихах Жуковского. Поэтические тексты Василия Андреевича, доводившие Михаила Ивановича до слёз, в 1826 году легли в основу вокальных композиций «Бедный певец» и «Утешение». Затем молодой композитор обратился к творчеству Константина Батюшкова («Память сердца»), а чуть позднее Сергея Голицына («Скажи, зачем») и Александра Римского-Корсакова («Ночь осенняя, ночь любезная»).

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

С 1830 по 1834 год Глинка провёл за границей. Путешествуя по Германии, Италии и Австрии он не только знакомился с культурой этих стран, но также совершенствовал свои познания в композиторском искусстве. Это время в творчестве Михаила Ивановича отмечается как начало зрелого периода. Именно тогда композитором были написаны прекрасные камерно-инструментальные сочинения, а также замечательные вокальные миниатюры, среди которых необходимо особо отметить романсы «Венецианская ночь» на слова И. Козлова и «Победитель» на стихи В. Жуковского.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Помимо поэзии Пушкина в центральный период своей творческой активности Михаил Иванович, вновь обращаясь к поэзии Василия Жуковского, в 1836 году пишет, ставшей знаменитой, балладу «Ночной смотр». Помимо этого, сблизившись с литератором Нестором Кукольником, композитор на его стихи создаёт ряд замечательных произведений, среди которых романс «Сомнение» (1838) и цикл из 12 вокальных миниатюр, объединённых названием «Прощание с Петербургом» (1840).

С конца сороковых годов характер в камерно-вокальных произведениях Глинки заметно изменяется. На смену светлым образам приходят скорбные настроения. Романсы «Песнь Маргариты» (И.В. Гете), «Молитва», «Слышу ли голос твой» (М.Ю. Лермонтов), и «Ты скоро меня позабудешь» (Ю. Жадовская) с уверенностью можно расценивать как драматические монологи.

Последний свой романс на поэтический текст писателя Николая Павлова «Не говори, что сердцу больно» композитор сочинил в 1856 году, незадолго до своей кончины.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Интересные факты

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Содержание романсов Глинки

Вокальное искусство притягивало Михаила Глинку на протяжении всего его творческого пути. Разнообразие видов камерно-вокального жанра, включающих в себя серенады, элегии, баллады, песни, фантазии и, конечно же, романсы, давали композитору возможность раскрывать тайны человеческой души, ярко рисовать бытовые сценки и портреты людей, а также красочно изображать природные пейзажи. Это своего рода лирический дневник, отражающий жизненные впечатления композитора.

Необходимо обязательно отметить, что мелодии вокальных композиций Глинки отличаются не только очаровательной красотой, но и удивительным удобством для исполнения. Это результат тщательных исследований композитора особенностей и возможностей человеческого голоса.

Важно также обратить внимание на то, что сочиняя романсы на тексты разных поэтов, Михаил Иванович сохраняя единство стиля, умело отражал в музыке характерные особенности литературного языка каждого автора. Помимо того, композитор мог точно определить какое стихотворение нужно взять в основу того или иного романса, поэтому его вокальные миниатюры отличаются подлинной реалистичностью при отображении всего спектра человеческих чувств, ясностью и объективностью взгляда на окружающий мир, гармоничностью жизнеощущения, а также стройностью и уравновешенностью формы.

Многие вокальные миниатюры Глинки приобрели широкую известность, но особой популярностью пользуются следующие произведения:

«Не искушай меня без нужды». Романс, сочинённый Глинкой в 1825 году на стихотворение Евгения Баратынского относится к раннему периоду творческого пути композитора. Эта элегия с плавной и выразительной мелодической линией, повествует о чувствах и сомнениях разочарованного в любви человека, однако питающего тайную надежду на её воскрешение. В композиции явно чувствуется психологический подтекст поэтического текста: несмотря на кажущуюся сдержанность, в музыке слышится трепетное волнение.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

«Я помню чудное мгновенье». Этот истинный шедевр вокальной лирики, написанный Глинкой на поэтический текст Пушкина, имеет интересную историю создания, которую в некоторой степени можно назвать мистической. Изначально Александр Сергеевич посвятил своё творение известной петербургской красавице Анне Петровне Керн, а спустя время Михаил Иванович был очарован её дочерью Екатериной. Композитор, воодушевлённый знакомством и общением с девушкой, с которой почувствовал духовное родство, на то стихотворение сочинил пленяющий романс, отразивший нежные чувства, как поэта, так и композитора.

«Попутная песня». Данная композиция, вошедшая в цикл «Прощание с Петербургом», написана Михаилом Ивановичем в 1840 году на стихи Нестора Кукольника. Эта красочная жанровая зарисовка ярко отображает впечатления композитора, которые он получил, побывав первый раз на железной дороге, открывшейся в 1837 году и соединившей Петербург с Павловском. Жизнерадостная миниатюра колоритно изображает всё, что связано с удивительным по тому времени новшеством: вокзальная сутолока, громкий шум от голосов, перестук колёс, ожидание желанных встреч и новых впечатлений.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

«Жаворонок». Этот романс, так же как и «Попутная песня», сочинён Глинкой на слова Нестора Кукольника и входит в вокальный цикл «Прощание с Петербургом». Задушевная, окрашенная светлой лирикой композиция не только живописно воссоздаёт картину русской природы, но и выражает нежные переживания лирического героя. Романс с прекрасной напевной мелодией, к тому же наполненный удивительными трелями маленькой весенней птахи, очаровывает не только своим вокальным совершенством, но и простотой.

«Сомнение». Романс – элегия, написанная композитором на поэтический текст Н. Кукольника, является ярким образцом зрелой лирики композитора. Вокальная миниатюра, которую можно охарактеризовать как романтическую «поэзию скорби», отражает сложную борьбу человеческих чувств, возникающих в душе лирического героя. Он стремится к покою, но его сердце разрывается от мук ревности.

«Ночной смотр». Поэтическим текстом, который лёг в основу этого вокального произведения Глинки, стала баллада Василия Жуковского. Во Франции в своё время бытовала легенда о Наполеоне: полководец по ночам вставал из гроба, и совершал осмотр своих войск. Поэт, а затем и композитор живописно отобразили картину необычного, призрачного парада. Вокальная партия, пронизанная маршевым ритмом, музыкальная декламация, а также чрезвычайно картинная фортепианная партия – всё способствует образному раскрытию содержания поэтического текста, и придают произведению величественно-приподнятый характер.

Камерно-вокальное творчество Михаила Ивановича Глинки – это бесценный вклад в русскую музыкальную культуру. Очаровывающая красота мелодий, сдержанность в выражении настроений и чувств, безупречность стиля, но самое главное абсолютное слияние поэтического текста и музыки – всё это делает романсы и песни композитора перлами творения, которые завоевали непомерную любовь слушателей и исполнителей.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Романсы Глинки

Источник

Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию подготовила: Дутова Александра Владимировна преподаватель теоретических дисциплин МБУДО СДШИ М.И. Глинка Романс «Жаворонок»

Цель: Познакомить учащихся с жанром романса, его ролью в творчестве М.И. Глинки. Задачи: Сформировать у учащихся понятие о романсе как о жанре вокальной музыки; Обогащать духовный мир учащихся, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус; Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальное произведение на примере романса «Жаворонок»; Развивать интерес к творчеству композитора М. И. Глинки.

Романс – это произведение обычно лирического содержания, относящееся к камерно-вокальному жанру, оно написано для голоса и сопровождающего вокальную партию какого-либо аккомпанирующего инструмента. Романс похож на песню, однако существуют некоторые отличия, которые делают его именно романсом.

М.И. Глинка был основоположником русской классической музыки. Он первым глубоко и разносторонне выразил в своих произведениях душу русского народа. Именно он поставил русскую музыку в один ряд с лучшими произведениями мировой культуры, именно он стоял в начале нового исторического периода развития русской музыки. Разнообразное по жанрам вокальное творчество М.И. Глинки – бесценный вклад его в область русской романсово-песенной лирики. Первым из русских композиторов он достиг высокого слияния музыки и текста в единое поэтическое целое.

К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Жанр этот стал творческой лабораторией, в которой композитор оттачивал свой музыкальный стиль. Можно назвать этот жанр и лирическим дневником Глинки, в который он записывал не только свои чувства, но и эпизоды из жизни. Это и пейзажи, и портреты людей, картины далёких времён и стран. Романсы Глинки весьма разнообразны. Среди них есть «русские песни», элегии, серенады, бытовые танцевальные романсы, баллады, фантазии. Есть среди них ряд романсов, в которых сочетаются черты разных жанров.

«Жаворонок» Между небом и землей Песня раздается, Неисходною струей Громче, громче льется. Не видать певца полей! Где поет так громко Над подруженькой своей Жаворонок звонкий. Ветер песенку несет, А кому — не знает. Та, кому она, поймёт. От кого — узнает. Лейся, песенка моя, Песнь надежды сладкой. Кто-то вспомнит про меня И вздохнет украдкой.

Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной. Вокальная партия выражает не просто трогательное состояние, а вечную тоску человеческого сердца о верной и нежной любви, робкую надежду на истинное чувство. Прекрасная певучая мелодия льется «неисходною струей» на фоне прозрачного сопровождения, в котором взлетающие октавные скачки передают ощущение воздушности, состояния «между небом и землей».

В заключении можно с уверенностью сказать, что светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки – это великое достояние русской музыкальной культуры. А его романсы — это уникальное откровение, волнующий, поэтичный мир с тончайшими мелодическими отражениями чувств и настроений.

Васина-Гроссман В. Михаил Иванович Глинка. М., 1979. Музыкальная литература. М., Музыка, 1975г. Золотой век Русского романса [Электронный ресурс] –http://art.sovfarfor.com/muzyka/zolotoy-vek-russkogo-romansa. Использованные материалы:

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Номер материала: ДБ-309277

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида

Время чтения: 1 минута

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Романсы и песни Глинки

Романсы и песни Глинки – гордость русской классики. Композитор писал их на протяжении всей жизни. Лирические романсы Глинки – это своего рода исповедь его души.

В некоторых из них запечатлены картины русской природы и быта. В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками – авторами бытового романса. Сам он был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса.

Неудивительно, что жанр романса он сумел довести до высокого совершенства.

Среди романсов и песен Глинки можно встретить самые разнообразные жанры: от “русской песни”, чувствительного бытового романса (“Бедный певец”) до драматической баллады, песенного повествования (“Ночной смотр”), от жизнерадостной застольной и “дорожной” песни до лирической “песни на воде” – баркаролы.

Глинка является основоположником русской школы вокального пения, его романсы – неиссякаемый родник красоты и совершенства, из которого черпали все последующие русские композиторы.

Глинка сочинял романсы на стихи современных ему поэтов – Баратынского, Жуковского, Дельвига, Пушкина. Многие из его романсов написаны на слова близких друзей, например Кукольника. На стихи этого поэта в 1840 году композитор сочинил вокальный цикл “Прощание с Петербургом”.

Среди романсов Цикла – “Жаворонок” и “Попутная песня”.

“Жаворонок” – задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж – бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

“Попутная песня” – образец светлой, жизнерадостной лирики. В ней все – движение и порыв, буйное и горячее ожидание встречи, нетерпение, взволнованное биение сердца. И в песне все подчинено этому настроению. Фортепианная партия с упругим и четким ритмом как бы передает быстрое движение поезда, стук колес и мелькание за окном меняющихся картин.

Характерен энергичный и полнозвучный аккорд в начале каждой строфы – от него отталкивается и неудержимо несется вперед мелодия. А далее она сменяется широким и плавным напевом, как бы передающим тоску ожидания:

” Я помню чудное мгновенье “. В вокальной лирике Глинки важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” – жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены три важных момента душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость вновь наступившего свидания.

Мелодия романса впечатляет своей плавностью и нежной грацией.

Ярким контрастом звучит тревожная средняя часть (“В глуши, во мраке заточенья”). Здесь музыка становится речитативно-декламационной и суровой. В третьей части возвращается прежняя светлая мелодия, но она становится радостно-возбужденной, а сопровождение – подвижным и трепетным.

Романс относится к зрелому периоду творчества Глинки, поэтому мастерство композитора в нем так совершенно. Никогда еще и никем до Пушкина и Глинки не была поднята на такую высоту красота человеческого чувства.

Глинка – основоположник русской классической музыки, создатель национальной русской классической оперы – героической и сказочно-эпической, основоположник русского классического симфонизма, творец бессмертных по красоте песен и романсов.

Свой музыкальный язык Глинка создал на основе русской народной песни. В то же время он живо интересовался искусством других стран. Первым из русских композиторов Глинка глубоко претворил в своей музыке характерные особенности музыки восточных народов. Наряду с русскими песнями в опере “Иван Сусанин” звучат ритмы национальных польских танцев, а в испанских увертюрах – испанские народные напевы.

Многое взял Глинка и от плавности итальянской песенной мелодии.

Светлая и жизнеутверждающая музыка Глинки – великое достояние русской музыкальной культуры. На его произведениях учились последующие русские композиторы, по-своему разрабатывая различные стороны глинкинского творчества. Завещанные Глинкой традиции стали основой дальнейшего развития русской музыки. Продолжатели дела Глинки так же, как и он, стремились своим искусством служить народу, правдиво воссоздавать в своих произведениях народную жизнь.

И в этом непреходящее значение его творчества.

Оперы “Иван Сусанин”, ” Руслан и Людмила ” Музыка к трагедии Н. Кукольника “Князь Холмский” 80 произведений для голоса с фортепиано: романсы, песни, арии Симфонические пьесы: испанские увертюры “Арагонская хота” и “Ночь в Мадриде”, симфоническая фантазия “Камаринская”, “Вальс-фантазия” Инструментальные ансамбли Фортепианные пьесы (вариации, мазурки, вальсы, ноктюрны и др.)

Related posts:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Цитатник

=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.

✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.

✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.

«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.

18.09.2021 Юбилейный концерт 18.09.2021

Музыка

Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Михаил Иванович Глинка. Романсы

какое место жанр романса занимал в творчестве глинкиРомансы и песни Михаила Ивановича Глинки — гордость русской классики.

В романсах Глинка обобщил и развил все лучшее, что было создано его предшественниками и современниками — авторами бытового романса.

Михаил Глинка был замечательным мастером вокального исполнения и хорошо знал возможности человеческого голоса, поэтому он сумел довести жанр романса до совершенства.

Брюллов. Портрет Глинки

Все пленяет в романсах Глинки: искренность и простота, скромность и сдержанность в выражении чувств и настроений, классическая стройность и строгость формы, красота мелодии, всегда песенной, выразительной, правдиво передающей содержание текста, и ясная красочная гармония.

Михаил Иванович Глинка — основоположник русской школы вокального пения, его романсы являются неиссякаемым родником красоты и совершенства. В его вокальной лирике важное место занимают романсы на слова Пушкина. Среди них “Я помню чудное мгновенье” — жемчужина русской вокальной лирики, в которой воедино слились гении поэта и композитора. Трехчастная форма романса соответствует содержанию стихотворения, в котором отражены важные моменты душевной жизни: первая встреча, горечь разлуки с любимой, радость вновь наступившего свидания. Мелодия романса впечатляет плавностью и нежностью.

Иван Козловский и Галина Писаренко

«Разуверение» («Не искушай»)


Елена Катульская и Сергей Лемешев

“Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.

какое место жанр романса занимал в творчестве глинки

Судейкин Сергей Юрьевич. Романс Глинки.

Избранные романсы Михаила Глинки исполняют Ольга Гурякова и Даниил Штода.

Рубрики:Русские композиторы

Метки: Глинка

Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *